Горгониевич Горных (1860 (возможно, 1859), с. Глинское Екатеринбургского у. Пермской губ. (ныне Режевского городского окр. Свердловской обл.) - 9.08.1918, дер. Сарафанова Ирбитского у. Пермской губ. (ныне с. Сарафаново Артемовского городского окр. Свердловской обл.)), сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи священника. Окончил Екатеринбургское ДУ, после чего поступил в Пермскую ДС. По окончании семинарии по 2-му разряду в 1881 г. был рукоположен во иерея и определен на служение в Симеоновскую ц. дер. Медведева Верхотурского у. (ныне с. Медведево городского окр. Н. Салда Свердловской обл.). В 1885 г. его перевели в Николаевский храм с. Осинцевского Ирбитского у. (ныне Ирбитского муниципального образования), в 1892 г.- в Иоанно-Предтеченскую ц. с. Тиминского Екатеринбургского у. (ныне Тимино Каслинского р-на Челябинской обл.). В апр. 1894 г. переехал с семьей в с. Покровское Ирбитского у., где и совершал священническое служение в течение 24 лет.
Кроме исполнения пастырских обязанностей П. в течение мн. лет занимался преподаванием Закона Божия, состоял членом противораскольнического комитета в Екатеринбургском у., членом правосл. миссионерского об-ва и Братства прав. Симеона Верхотурского. Награжден скуфьей (1904) и камилавкой (1915).
Во время гражданской войны П. благословил своего сына, Александра, вступить в войска атамана А. И. Дутова и сражаться на стороне Белого движения. В июле 1918 г. местным властям стали поступать доносы на П., в к-рых сообщалось о том, что будто бы он до революции был «председателем Союза истинного русского народа», пользуясь своим авторитетом, подрывает доверие сельчан к большевикам, советскую власть не признаёт, а поддерживает связи с бывшими офицерами царской армии, с купцами, со священниками др. приходов (ЦДООСО. Ф. 41. Оп. 2. Д. 120. Л. 8 об.).
Через нек-рое время командиру карательного красноармейского отряда А. О. Павловскому поступил еще один донос: будто бы П. открыто выступает против советской власти. В доказательство были переданы слова, якобы сказанные священником: «Ну как можно теперь прийти в Совет, что за власть собралась: рвань с грязными руками. Сидишь за красным столом, и поговорить нельзя, да и говорить-то не умеют» (ЦДООСО. Ф. 41. Оп. 2. Д. 120. Л. 9 об.). Павловский с несколькими красноармейцами на дрезине приехал в с. Покровское, чтобы произвести у священника обыск, арестовать и «ликвидировать» его.
Красноармейцы пришли в дом в тот момент, когда матушка готовила завтрак: она спокойно и вежливо пригласила незваных гостей за стол. После завтрака П. было объявлено, что красноармейцы приехали с обыском, т. к. предполагают, что у него хранится офицерское обмундирование и оружие. Во время обыска действительно были найдены обмундирование, револьвер, шашка и винтовка, к-рые принадлежали сыну П., Александру. П. арестовали и хотели после краткого допроса расстрелять, но возле его дома собралось почти 500 односельчан, к-рые попытались освободить священника. Тогда Павловский выхватил шашку и пригрозил, что зарубит всякого, «кто посмеет… отнимат[ь] попа» (ЦДООСО. Ф. 41. Оп. 2. Д. 120. Л. 10 об.). Кроме того, он взял в руки гранату и угрожал бросить ее в толпу. Затем красноармейцы дали залп в воздух, сели на дрезину, взяв с собой П., и поехали в штаб на ст. Егоршино. При этом Павловский заставил священника работать у рычагов и вести ручную дрезину. В штабе командир красноармейцев рассчитывал получить разрешение на расстрел П., но на станции начались волнения среди рабочих депо, многие из которых были из с. Покровского, хорошо знали и любили П. Разбираться в ситуации приехал комиссар Северо-Урало-Сибирского фронта Георгенбергер, к-рый предложил отпустить священника под расписку, а расстрелять потом, при более удобном случае. Так и было сделано - П. отпустили, и ему пришлось возвращаться домой пешком. После этого священник на нек-рое время вынужден был покинуть приход и скрываться в различных местах.
5 авг. П., будучи в дер. Сарафанова, был арестован вместе со свящ. Флорентием Троицким и с его сыном-гимназистом латышами-красноармейцами, к-рые приехали в село под видом солдат Белой армии. Священников обвинили в сочувствии белым и повезли в штаб на ст. Егоршино, чтобы там расстрелять. Готовясь к смерти, священники исповедались друг другу. Но, не довезя арестованных до станции 6 верст, латыши их отпустили. Через 3 дня красноармейцы вновь нагрянули в Сарафанове, но свящ. Флорентий и П. успели скрыться от них в лесу.
В это время в Ирбитском у. была объявлена мобилизация в Красную Армию, однако подлежавшие призыву крестьяне скрылись в лесах. По доносу одного из крестьян в ночь на 9 авг. 1918 г. в Сарафанове ворвался отряд карателей. П. был вновь арестован. Собрав народ, красноармейцы выбрали каждого десятого, поставили у стены дома и, угрожая расстрелом, требовали показать, куда ушли мобилизованные крестьяне. Так продолжалось неск. часов, затем был вынесен приговор: П. и 2 прихожан расстрелять, а остальных отпустить. Около 2 ч. дня приговор был приведен в исполнение. В версте от храма в небольшом лесочке П. был убит. Он мужественно, с молитвой встретил смерть: руки были сложены на груди, а взор устремлен к небу. Через 2 дня свящ. Флорентий похоронил П. с др. убиенными на приходском кладбище Сарафанова без отпевания, а на 40-й день после расстрела ночью тайно отпел их.
Определением Синода РПЦ от 17 июля 2002 г. имя П. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.