ПОГАНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том LVII, С. 10-12
опубликовано: 25 июля 2024г.

ПОГАНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Храм во имя ап. Иоанна Богослова в мон-ре Поганово. 1-я четв. XV в. Фотография. 2011 г. Фото: А. Ю. ВиноградовХрам во имя ап. Иоанна Богослова в мон-ре Поганово. 1-я четв. XV в. Фотография. 2011 г. Фото: А. Ю. ВиноградовМужской, во имя ап. Иоанна Богослова Нишской епархии Сербской Православной Церкви. Находится на левом берегу р. Ерма близ одноименного села в общине Димитровград (Сербия). Несмотря на упоминания обители в источниках (как Влашской, Доброшевской (также нек-рое время называлось и село) или «Свети Йован Богослов»), сведений об истории П. м. практически не сохранилось. В 1878 г., после присоединения этих земель к Княжеству Сербия (1877), началось изучение истории П. м. как памятника архитектуры и живописи. В том же году на 3 округлых плитах в зап. стене монастырского храма были прочтены вырезанные надписи: «Иоанн Богослов», «господин Константин» и «госпожа Елена» (эти же имена повторяются на колоннах бифориев в сев. и юж. конхах), к-рые были восприняты как имена святого покровителя храма и его основателей и привели к появлению многочисленных версий об их идентификации с историческими деятелями. Долгое время считалось, что ктитором П. м. был племянник серб. царя Стефана IV Душана († 1355), Константин Деянович Драгаш, после гибели к-рого в 1395 г. возведение храма продолжила его дочь, Елена († 1450), супруга визант. имп. Мануила II Палеолога (1391-1425), впоследствии принявшая монашество и прославленная в лике святых (см. Ипомона, прп.). Однако этому противоречили 2 обстоятельства: данный район не относился к владениям Драгашей и такое упоминание имен ктиторов более подходит супругам, чем отцу с дочерью. Согласно версии Дж. Радоичича и Г. Суботича, некий местный правитель, по имени Константин, с супругой Еленой мог основать П. м. в первые десятилетия XV в., когда эти земли имели относительную свободу от османов,- до 1425 г., возобновления завоевания Сербии султаном Муратом II (Радоjичић, Суботић. 2002. С. 24). В качестве одного из аргументов Радоичич приводит открытую им вкладную запись в серб. рукописи XV в. в афонском мон-ре Зограф: «Святому Иоанну Богослову господин Константин, сын господина Константина и внук великого воеводы Десимира» (Радоjичић. 1927).

При идентификации ктиторов исследователи обращались и к происходящей из П. м. двухсторонней выносной Погановской иконе, на которой фрагментарно сохранилась вкладная надпись с упоминанием царицы Елены на золотом фоне чуть выше позема, у ног святых на лицевой стороне. Образ относят к посл. трети XIV в. и предполагают, что он происходит из г. Фессалоники. Но есть гипотеза, что кроме имп. Елены Драгаш эту икону могла вложить в обитель мон. Евфимия (в миру Елена), жена деспота Иоанна Углеши, погибшего в битве при р. Марице 26 сент. 1371 г., в день памяти своего св. покровителя, ап. Иоанна Богослова (Суботић. 2013).

Роспись свода купола, барабана и парусов ц. во имя ап. Иоанна Богослова. 1499 г. Фото: А. Ю. ВиноградовРоспись свода купола, барабана и парусов ц. во имя ап. Иоанна Богослова. 1499 г. Фото: А. Ю. ВиноградовС 1878 по 1919 г. с. Поганово находилось на территории Болгарского княжества, поэтому во время первой мировой войны икона Пресв. Богородицы и ап. Иоанна Богослова и даже храмовый иконостас (1622) были переданы в Национальную художественную галерею в Софии. В 1949 г. П. м. был объявлен под защитой гос-ва. В 1966-1967 гг. были проведены работы по консервации и реставрации обители, затем археологические исследования (до 1972).

Роспись северной певницы ц. ап. Иоанна Богослова. 1499 г. Фото: А. Ю. ВиноградовРоспись северной певницы ц. ап. Иоанна Богослова. 1499 г. Фото: А. Ю. ВиноградовНебольшой храм с 3 конхами, со звонником над припратой и с перестроенным в XIX в. нартексом, с 8-гранным куполом относится к моравскому типу архитектуры. Согласно надписи над вратами, роспись храма завершилась 24 окт. 1499 г. (Стоjановић. Записи. Бр. 10052). На зап. стене в люнете, над входом, находится образ покровителя храма ап. Иоанна Богослова. В куполе представлен Христос Пантократор в окружении сцены «Небесная литургия». В барабане купола помещены образы пророков (Софония, Иеремия, Исаия, Даниил, Елисей, Иезекииль и Илия), ниже приводятся стихи Пс 102. 19-21. На парусах по традиции расположены образы евангелистов (Иоанн с Прохором представлен в пещере) и их символы.

В алтаре помещены традиц. сцены «Пресв. Богородица Ширшая небес», «Причащение апостолов» и «Служение литургии святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом». На сев. и юж. стенах алтарного пространства находятся ростовые образы св. столпников и сцена «Видение свт. Петра Александрийского», над ними - погрудные изображения святителей в медальонах. В нише проскомидии - изображение плащаницы Христа, левее - образ архидиак. Стефана. На сводах восточной и западной частей наоса представлен цикл великих праздников («Благовещение Пресв. Богородицы» и «Сошествие Св. Духа на апостолов» находятся на арке, «Успение Пресв. Богородицы» - в самой верхней зоне зап. стены). Цикл включает медальоны с образами пророков, держащих в руках свитки с пророчествами об изображенных в сценах событиях. В северной и южной конхах помещены композиции «Рождество Пресв. Богородицы» и «Введение во храм Пресв. Богородицы» и метафорические сцены - «Источники премудрости свт. Иоанна Златоуста и свт. Григория Богослова». В следующей зоне южную (открывается сценой «Тайная вечеря»), западную и северную стены занимает обширный цикл Страстей Христовых: сцены «Уверение Фомы» и «Явления Христа после Воскресения». В нижней зоне представлены поясные и ростовые фигуры святых, в сев. певнице - сербских и болгарских святых, свт. Саввы I, архиеп. Сербского, и прп. Симеона Мироточивого, напротив - преподобных Иоанна Рильского и Иоакима Осоговского (Сарандапорского). В сев. части зап. стены находятся образы равноапостольных Константина и Елены, в проходе между наосом и припратой - сцена «Причащение прп. Марии Египетской прп. Зосимой». Росписи П. м. содержат множество разнообразных деталей, в т. ч. архитектурных, к-рые отличаются высоким уровнем исполнения. По мнению исследователей, их авторы принадлежат к той же костурской художественной школе, что и фрески ц. Преображения Господня в Метеорских монастырях (1483), свт. Николая Чудотворца в Костуре (Кастории; 1486), парекклисиона ц. свт. Николая Болнички в Охриде (кон. XV в.), храмов в мон-ре Трескавец и расположенного в 60 км от П. м. Кремиковского монастыря.

Лит.: Иречек К. Погановский поменик // Периодическо списание на Бълг. книжовно дружество в Средец. 1884. Год. 3. Кн. 7. С. 68-73; Гъбюв П. Бележки за Погановския ман-р «св. Иван Богослов» // Български преглед. София, 1900. Год. 6. Кн. 9. С. 81-88; Schmit Th. Die Malereien des bulgarischen Klosters Poganovo // BZ. 1908. Bd. 17. N 1. S. 121-128; Грабар А. Погановският ман-р // ИАИ. 1927. Т. 4. С. 172-210; idem (Grabar A.). Sur les sources des peintres byzantins des XIIIe et XIVe siècles: 3. Nouvelles recherchers sur l'icône bilatérale de Poganovo // Cah. Arch. 1961. T. 12. P. 363-380; Радоjичић Ђ. С. Манастир Поганово // Богословље. Београд, 1927. Год. 2. Бр. 4. С. 301-306; он же. Из прошлости ман-ра св. Jована Богослова. Ниш, 2002; Титов Т. Погановски ман-р св. Jована Богослова // Преглед цркве Епархиjе нишке. Ниш, 1927. Год. 8. Бр. 10. С. 343-354; Поповић J. Св. Jован Богослов, Погановски // Там же. 1933. Год. 14. Бр. 2. С. 25; Миятев К. Погановския ман-р. София, 1936; Петковић В. Преглед црквених споменика кроз повесницу српског народа. Београд, 1950. С. 256-257; Gerasimov T. L'icône bilatérale de Poganovo au Musée archéologoque de Sofia // Cah. Arch. 1959. T. 10. P. 279-288; Xyngopoulos A. Sur l'icone bilatérale de Poganovo // Ibid. 1962. T. 12. P. 341-350; Радовић А. О конзерваторско-рестаураторским радовима на средњовековном мутваку у комплексу ман-ра св. Jован Богослов код Поганово // Пиротски зб. 1971. Бр. 3. С. 225-229; Божков А. За сюжета на билатералната икона от Погановския ман-р // Изкуство. София, 1976. № 9. С. 2-7; Томић Г., Дељанин Б., Митровић М. Истраживачки радови на локалитету Поганово (Пирот, 1877-1977) // Пиротски зб. 1979. Бр. 8/9. С. 211-227; Павел (Стефанов), йером. Погановският ман-р: История и иконография // ДК. 1980. № 3. С. 27-32; Тричковић Р. Манастири у околини Пирота краjем XVI в. // Зограф. Београд, 1981. Бр. 12. С. 80-84; Живковић Б. Поганово: [Цртежи фресака]. Београд, 1986; Babić G. Sur l'icône de Poganovo el la vasilissa Hélène // L'Art de Thessalonique et des pays balkaniques et les courants spirituels au XIVe siècle. Belgrade, 1987. P. 57-65; Суботић Г. Икона василисе Jeлене и оснивачи ман-ра Поганова // Саопштења Республичког завода за заштиту споменика културе. Београд, 1993. Књ. 25. С. 25-40; он же. Jедна градитељска радионица из друге децениjе XV в. у граничним пределима Бугарске и Србиjе // ЗРВИ. 2013. Књ. 50. N 2. С. 811-834; Pentcheva B. Imagined Images: Visions of Salvation and Intercession in a Double-Sided Icon from Poganovo // DOP. 2000. Vol. 54. P. 139-153; Радоjичић Ђ. С., Суботић Г. Из прошлости ман-ра св. Jована Богослова. Ниш, 2002; Сотиров С. Поганово: Звено между Земята и Небето. Димитровград, 2002; Вълева Ц. Сцената Рождество Христово в Кремиковския и Погановския ман-р в контекста на костурската худож. продукция // Ниш и Византиjа. Ниш, 2006. Зб. 4. С. 297-306; Матински П. Манастир св. Jована Богослова код Поганова: (Епархиjа нишка). Ниш, 2008; Гергова И. Иконостас из Погановског ман-ра // Ниш и Византиjа. 2010. Зб. 8. С. 367-378; она же. Фелон из Погановског ман-ра // Там же. 2011. Зб. 9. С. 407-413; Митић Е. Преглед истраживања стариjе прошлости ман-ра св. Jована Богослова у Поганову. Ниш, 2018.
М. Маркович
Рубрики
Ключевые слова
См.также