Мужской, во имя ап. Иоанна Богослова Нишской епархии Сербской Православной Церкви. Находится на левом берегу р. Ерма близ одноименного села в общине Димитровград (Сербия). Несмотря на упоминания обители в источниках (как Влашской, Доброшевской (также нек-рое время называлось и село) или «Свети Йован Богослов»), сведений об истории П. м. практически не сохранилось. В 1878 г., после присоединения этих земель к Княжеству Сербия (1877), началось изучение истории П. м. как памятника архитектуры и живописи. В том же году на 3 округлых плитах в зап. стене монастырского храма были прочтены вырезанные надписи: «Иоанн Богослов», «господин Константин» и «госпожа Елена» (эти же имена повторяются на колоннах бифориев в сев. и юж. конхах), к-рые были восприняты как имена святого покровителя храма и его основателей и привели к появлению многочисленных версий об их идентификации с историческими деятелями. Долгое время считалось, что ктитором П. м. был племянник серб. царя Стефана IV Душана († 1355), Константин Деянович Драгаш, после гибели к-рого в 1395 г. возведение храма продолжила его дочь, Елена († 1450), супруга визант. имп. Мануила II Палеолога (1391-1425), впоследствии принявшая монашество и прославленная в лике святых (см. Ипомона, прп.). Однако этому противоречили 2 обстоятельства: данный район не относился к владениям Драгашей и такое упоминание имен ктиторов более подходит супругам, чем отцу с дочерью. Согласно версии Дж. Радоичича и Г. Суботича, некий местный правитель, по имени Константин, с супругой Еленой мог основать П. м. в первые десятилетия XV в., когда эти земли имели относительную свободу от османов,- до 1425 г., возобновления завоевания Сербии султаном Муратом II (Радоjичић, Суботић. 2002. С. 24). В качестве одного из аргументов Радоичич приводит открытую им вкладную запись в серб. рукописи XV в. в афонском мон-ре Зограф: «Святому Иоанну Богослову господин Константин, сын господина Константина и внук великого воеводы Десимира» (Радоjичић. 1927).
При идентификации ктиторов исследователи обращались и к происходящей из П. м. двухсторонней выносной Погановской иконе, на которой фрагментарно сохранилась вкладная надпись с упоминанием царицы Елены на золотом фоне чуть выше позема, у ног святых на лицевой стороне. Образ относят к посл. трети XIV в. и предполагают, что он происходит из г. Фессалоники. Но есть гипотеза, что кроме имп. Елены Драгаш эту икону могла вложить в обитель мон. Евфимия (в миру Елена), жена деспота Иоанна Углеши, погибшего в битве при р. Марице 26 сент. 1371 г., в день памяти своего св. покровителя, ап. Иоанна Богослова (Суботић. 2013).
С 1878 по 1919 г. с. Поганово находилось на территории Болгарского княжества, поэтому во время первой мировой войны икона Пресв. Богородицы и ап. Иоанна Богослова и даже храмовый иконостас (1622) были переданы в Национальную художественную галерею в Софии. В 1949 г. П. м. был объявлен под защитой гос-ва. В 1966-1967 гг. были проведены работы по консервации и реставрации обители, затем археологические исследования (до 1972).
Небольшой храм с 3 конхами, со звонником над припратой и с перестроенным в XIX в. нартексом, с 8-гранным куполом относится к моравскому типу архитектуры. Согласно надписи над вратами, роспись храма завершилась 24 окт. 1499 г. (Стоjановић. Записи. Бр. 10052). На зап. стене в люнете, над входом, находится образ покровителя храма ап. Иоанна Богослова. В куполе представлен Христос Пантократор в окружении сцены «Небесная литургия». В барабане купола помещены образы пророков (Софония, Иеремия, Исаия, Даниил, Елисей, Иезекииль и Илия), ниже приводятся стихи Пс 102. 19-21. На парусах по традиции расположены образы евангелистов (Иоанн с Прохором представлен в пещере) и их символы.
В алтаре помещены традиц. сцены «Пресв. Богородица Ширшая небес», «Причащение апостолов» и «Служение литургии святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом». На сев. и юж. стенах алтарного пространства находятся ростовые образы св. столпников и сцена «Видение свт. Петра Александрийского», над ними - погрудные изображения святителей в медальонах. В нише проскомидии - изображение плащаницы Христа, левее - образ архидиак. Стефана. На сводах восточной и западной частей наоса представлен цикл великих праздников («Благовещение Пресв. Богородицы» и «Сошествие Св. Духа на апостолов» находятся на арке, «Успение Пресв. Богородицы» - в самой верхней зоне зап. стены). Цикл включает медальоны с образами пророков, держащих в руках свитки с пророчествами об изображенных в сценах событиях. В северной и южной конхах помещены композиции «Рождество Пресв. Богородицы» и «Введение во храм Пресв. Богородицы» и метафорические сцены - «Источники премудрости свт. Иоанна Златоуста и свт. Григория Богослова». В следующей зоне южную (открывается сценой «Тайная вечеря»), западную и северную стены занимает обширный цикл Страстей Христовых: сцены «Уверение Фомы» и «Явления Христа после Воскресения». В нижней зоне представлены поясные и ростовые фигуры святых, в сев. певнице - сербских и болгарских святых, свт. Саввы I, архиеп. Сербского, и прп. Симеона Мироточивого, напротив - преподобных Иоанна Рильского и Иоакима Осоговского (Сарандапорского). В сев. части зап. стены находятся образы равноапостольных Константина и Елены, в проходе между наосом и припратой - сцена «Причащение прп. Марии Египетской прп. Зосимой». Росписи П. м. содержат множество разнообразных деталей, в т. ч. архитектурных, к-рые отличаются высоким уровнем исполнения. По мнению исследователей, их авторы принадлежат к той же костурской художественной школе, что и фрески ц. Преображения Господня в Метеорских монастырях (1483), свт. Николая Чудотворца в Костуре (Кастории; 1486), парекклисиона ц. свт. Николая Болнички в Охриде (кон. XV в.), храмов в мон-ре Трескавец и расположенного в 60 км от П. м. Кремиковского монастыря.