(Скопинской и Шацкой епархии Рязанской митрополии), находится в с. Шаморга Шацкого р-на Рязанской обл. на левом берегу р. Цны. Основан по решению Синода РПЦ от 17 июля 2002 г.
В 20-х гг. XVII в. инокиня Марфа Романова, мать царя Михаила Феодоровича, построила в с. Шаморга острожек (военное укрепление) для защиты гос-ва от набегов крымских и ногайских татар. В окладных книгах по Шацкому у. за 1676 г. в Шаморге впервые упоминается деревянная ц. в честь Богоявления, при которой имелись «двор попа Ивана и его сына, попа Андрея, двор дьячка Ивашки, двор просвирницы Настасьи, крестьянских 156 дворов» (ГАРО. Ф. 627. Оп. 1. Д. 1 б. Л. 627-627 об., 719 об.; Книги окладные. 2004. С. 66-67, 129). Вскоре владельцем Шаморги стал боярин Л. К. Нарышкин, младший сын К. П. Нарышкина (брата царицы Наталии Кирилловны, 2-й жены царя Алексея Михайловича). Его потомки владели Шаморгой ок. 200 лет; последний из них - тайный советник и обер-камергер Э. Д. Нарышкин (1813-1901). В сент. 1886 г. по приглашению Э. Нарышкина в его имения прибыли великие князья Павел Александрович и Сергей Александрович с супругой вел. кнг. св. Елисаветой Феодоровной. Они посетили и Вышенскую пуст. (см. Вышенский в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь), общались с настоятелем архим. Аркадием (Честоновым), подарили свои фотографии ему и свт. Феофану Затворнику (Говорову), к-рый даже ради царственных особ не нарушил своего затвора (ГАРО. Ф. 974. Оп. 2. Д. 12).
В 1856 г. на средства Э. Нарышкина и прихожан на месте обветшавшего деревянного был возведен каменный храм в стиле позднего классицизма с 3 престолами: главным - в честь Богоявления, придельными - во имя вмч. Георгия Победоносца и святых Флора и Лавра. В 1875 г. по инициативе архим. Аркадия в Шаморге построено кирпичное здание для церковноприходской школы с 4 отд-ниями; к кон. XIX в. в Богоявленском приходе имелось уже 4 школы: одноклассная церковноприходская в с. Шаморга, 2-классная в дер. Купля, 2-классная церковная в имении Нарышкиных на Быковой Горе и одноклассная земская - в дер. Кормилица.
В 1911 г. причт Богоявленской ц. по штату состоял из священника, диакона и псаломщика; в состав прихода кроме Шаморги входили близлежащие деревни Купля, Кормилица, Николаевка; к храму была приписана деревянная домовая церковь в имении Нарышкиных. За Богоявленской ц. числилось 6 дес. усадебной и 45 дес. пахотной неудобной земли на 2 участках, в 3 и 10 верстах от храма (годовой доход с земли - 250 р.); братский годовой доход составлял 500-700 р., причтовый капитал - 225 р. От казны платилось жалованье: священнику - 300 р., диакону - 150 р., псаломщику - 100 р.; 2 дома у причта были собственные.
В 1917 г. в с. Шаморга появились революционно настроенные активисты. Сказалось влияние Е. Ф. Морина (1878-1907), сына крестьянина из с. Шаморга, к-рый в дек. 1905 г. «заразился» идеями большевизма на рыбных промыслах Каспия, фабриках и заводах Царицына и Москвы. Он вел революционную работу в сер. 1900-х гг. среди крестьян Шаморги, распространяя антиправительственные брошюры, неоднократно арестовывался. Последний раз задержан в янв. 1907 г. и заключен в Шацкую тюрьму; «при попытке к бегству из-под стражи» был застрелен урядником (Города и районы. 1990. С. 538-557). После установления советской власти храм был разорен, церковная утварь расхищена. Последнего настоятеля, прот. Василия Яковлева († 1969), в 1939 г. арестовали, храм закрыли, затем превратили его в склад. Через 2 года тюремного заключения прот. Василий был освобожден, работал санитаром в психиатрической больнице, размещенной в упраздненной Вышенской пуст.; после 1945 г. был назначен настоятелем Сергиевского храма с. Эммануиловка (построен в 1870 Э. Нарышкиным). Прот. Василий сохранил чудотворную Казанско-Вышенскую икону Божией Матери: верующие передали ему этот образ как настоятелю действующей Сергиевской ц. (к 2020 икона возвращена в возрожденный Вышенский мон-рь); похоронен на кладбище с. Шаморга.
К нач. XXI в. здание Богоявленской ц. стояло полуразрушенным, без крыши, полов и дверей, испещренное надписями, заваленное мусором; от иконостаса оставалась лишь часть деревянной основы; дождь и снег, попадавшие внутрь, грозили обрушением сводов. В 2000 г. буд. настоятельница П. м. мон. Любовь (Непахарева; в схиме Сергия; † 2015) приехала из Подмосковья в Шацкий р-н Рязанской обл. к игум. Нонне (Знаменской), настоятельнице Вышенского мон-ря. Их духовником был архим. Тихон (Агриков; в схиме Пантелеимон). Неск. монахинь по благословению архим. Тихона трудились в приходе Троицкой ц. г. Люберцы Московской обл., в к-рой мон. Любовь служила старостой, и не поступали ни в один из мон-рей, т. к. духовник обещал, что позже у их общины будет свой мон-рь. Мон. Любовь узнала, что в с. Шаморга на противоположном берегу р. Цны стояли заброшенные здания Богоявленской ц. и церковноприходской школы, к-рые могли стать основой для буд. обители. В нач. 2002 г. община из 8 монахинь из Москвы и Люберец переехала в с. Шаморга. Восстановительные работы начались в помещении школы (в советское время в нем размещалась сначала сберкасса, затем б-ка) при поддержке благотворителей; в здании устроили небольшой храм, кельи и трапезную. Сестры решили посвятить мон-рь празднику Покрова Пресв. Богородицы.
После учреждения мон-ря, в 2002 г., старшей сестрой (а с 2003 настоятельницей) была назначена мон. Любовь (Непахарева). 1 сент. того же года состоялось торжественное открытие П. м., митр. Рязанский Симон (Новиков) освятил храм в честь Покрова Пресв. Богородицы в сослужении архим. Вениамина (Зарицкого) и местного духовенства.
К окт. 2019 г. богослужения совершались в Богоявленском и Покровском храмах поочередно (не реже 3 в неделю). В 2004-2006 гг. в Богоявленской ц. были проведены комплексные ремонтно-восстановительные работы. 14 окт. 2006 г. архиеп. Рязанский и Касимовский Павел (Пономарёв) освятил главный престол Богоявленского храма. В 2016 г. совершено малое освящение Георгиевского придела Богоявленской ц., в 2019 г.- великое освящение; в 2018 г. совершено великое освящение Флоро-Лаврского придела. В 2009 г. на территории мон-ря обустроен источник с купелью и часовней вмч. Георгия Победоносца; в 2010-2011 гг. с юж. стороны обители возведены ограда и ворота; построены дом для клириков, хозяйственные службы. В Богоявленской ц. продолжаются восстановительные работы; в 3-этажном сестринском корпусе (2018-2019) проведены ремонтно-реставрационные работы.
В окт. 2019 г. в мон-ре проживали 5 насельниц и исполняющая обязанности игумении мон. Сергия (Волкова), богослужения совершал свящ. Сергий Охрименко.