ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Том LVII, С. 67-69
опубликовано: 23 июля 2024г.

ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Искитимской и Черепановской епархии Новосибирской митрополии), находится в с. Завьялове Искитимского р-на Новосибирской обл., на берегу р. Каракан. Основан по решению Синода от 17 июля 1997 г. при храме Покрова Пресв. Богородицы (1882-1897).

Покровский храм. 1882–1897 гг.Покровский храм. 1882–1897 гг.Приземистая однокупольная бесстолпная крестообразная в плане кирпичная Покровская ц. в стиле эклектики (на 500 чел.) возведена на средства купца 1-й гильдии И. Т. Богомолова, занимавшегося продажей зерна и муки и владевшего местным паровым крупчаточным заводом. Отдельно от храма, за оградой, была сооружена колокольня. 25 авг. 1897 г. еп. Томский и Барнаульский Макарий (Невский) освятил новую церковь. Впосл. Богомолов и его супруга Анна Афанасьевна были похоронены около храма, «под левым крылом». С 1897 г. церковным старостой являлся купец 2-й гильдии И. Г. Богомолов, родственник строителя. По указу Синода от 11 июня 1897 г. был официально открыт самостоятельный Покровский приход со «штатом причта из священника и причетника, с предоставлением усмотрению» еп. Макария (Невского) причислить к Покровской ц. селения Шулинского и Битковского приходов (Томские ЕВ. 1897. Отд. офиц. № 14. С. 1). К нач. XX в. в приход помимо с. Завьялова (Завьяловского) входили деревни Атаманова, Мышланово и Татчиха, прихожан обоего пола насчитывалось более 4 тыс. чел. Покровской ц. принадлежало 53 дес. пахотной и сенокосной земли и 7 дес. «лесного надела».

С сент. 1897 (1899 ?) г. в Покровском храме служил свящ. Иоанн Ландышев (1852-1915), сын прот. Стефана Ландышева (1816-1882), «любимого ученика» прп. Макария (Глухарёва). Усердный миссионер, литератор, художник, сподвижник и личный секретарь свт. Макария (Невского), о. Иоанн развернул в с. Завьялове активную пастырскую деятельность. 1 янв. 1900 г. он организовал церковноприходское попечительство, открыл школы-молельни в деревнях Мышланово и Татчиха. Когда в 1901 г. «по несчастным обстоятельствам» завьяловский крупчаточный завод был закрыт и местное население стало «опускаться», свящ. Иоанн инициировал мощную антиалкогольную кампанию. Он доносил епархиальному начальству, что ближайшие к приходу поселения находились в 20-30 верстах, «а питейныя заведения - в каждой деревне... Грамотных людей, кроме лавочника и целовальника,- безусловно ни одного... школ в деревнях - никаких». Особую озабоченность пастырь высказывал по поводу пьянства женщин, которые «работали всю свою юность... водки пьют неимоверно много, ею питаются, песни, срам, содом по ночам» (Новиков. 1903. С. 19).

19 июля 1903 г., в день открытия мощей прп. Серафима Саровского, при Покровском храме было учреждено Серафимо-Завьяловское церковноприходское братство воздержания от пьянства и сквернословия, в которое первоначально вступили 18 чел. В этот день после Божественной литургии и молебна состоялся крестный ход братчиков в храм св. Илии пророка (1900) в с. Верх-Ирменском. Участники крестного хода несли большую поясную икону прп. Серафима Саровского, написанную самим свящ. Иоанном. 20 июля того же года митр. С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) направил из Сарова в с. Завьялово телеграмму с благословением членам новооткрытого братства. Среди жертвователей братства был викарий Литовской епархии еп. Ковенский Сергий (Петров; † 1935), ранее служивший в Алтайской духовной миссии. Вскоре на средства благотворителей икона прп. Серафима была украшена окладом с «серебряными литыми серафимами» и драгоценными камнями, приобретены небольшие образки преподобного для раздачи населению, а также издания с.-петербургского Александро-Невского об-ва трезвости. К осени, после проведения просветительских бесед завьяловскими братчиками и распространения брошюр о борьбе с пьянством, обет трезвости дали 150 жителей 2 окрестных деревень, к кон. того же года братство насчитывало 400 чел., к кон. 1904 г.- 600 чел. Свящ. Иоанн сочинял «гимны трезвости» на собственные стихи для исполнения «смешанным хором без сопровождения» (Томск. 1910).

К 1903 г. свящ. И. Ландышев ввел в обиход внебогослужебные чтения, «общее пение, нарочитое обучение взрослых прихожан молитвам», а также ежегодные (весной и осенью) беседы со священником дома у прихожан. Также свящ. Иоанн бесплатно лечил больных, которых везли «к нему со всех сторон, и многие ему, кроме духовного врачества, обязаны также и здравием своего тела» (Томские ЕВ. 1903. Отд. неофиц. № 15. С. 36).

В 1907 г. в отдельном доме при Покровском храме была открыта церковноприходская школа, в к-рой обучался 71 чел.; преподавал в школе псаломщик П. В. Гевлич. Имелась церковная б-ка (свыше 600 книг). В приходе почитался 103-летний старец Павел Милютин († 29 марта 1904), о к-ром И. Ландышев написал небольшой очерк (Загадочная личность: († П. П. Милютин) // Томские ЕВ. 1905. № 9. С. 31-33)

18 мая 1907 г. свящ. Иоанн Ландышев был назначен настоятелем Покровского храма, членом благочиннического совета, 6 мая 1912 г. награжден правом ношения наперсного креста, «от Свят. Синода выдаваемого», в 1914 г. уволен со штатной должности по болезни - во время служения литургии его поразил паралич. Сын о. Иоанна - свящ. Гавриил Ландышев (1892 - после 1930), в 1922 г. уклонился в обновленческий раскол, затем неоднократно подвергался арестам. Дочь - Александра Макарова (1872-1936) - писательница, автор книг об алтайских миссионерах.

С 1912 г. настоятелем Покровской церкви был свящ. Трифон Попов (род. в 1870, в 1920 арестован, приговорен к 3 годам заключения в концлагере), с 1920 г.- свящ. Василий Топорков (1874-1937?), с 1922 г.- свящ. Николай Сырнев (1875-1960), с 1925 г.- свящ. Василий Аверкович, с 1929 г.- свящ. Кондрат Копылов, с 1931 г.- свящ. Александр Суслов. В 1932 г. Покровский храм был закрыт и впосл. использовался колхозом «Освобожденный труд» под зернохранилище, сельскую избу-читальню, школьный склад и др. В 1937 г. 145 жителей сел Завьялова и Тулы обратились в Искитимский райисполком с просьбой возобновить богослужения, что послужило поводом к возбуждению районным отд-нием НКВД дела по статье 58-6-10-11 УК РСФСР. В июле того же года 16 чел. были обвинены в контрреволюционной деятельности и 2 сент. расстреляны, в т. ч. завьяловские жители: Г. Г. Гурьев, А. М. Никонорова, И. М. Понаморёв, П. К. Понаморёва, Г. Г. Сапоцкий, А. Х. Шушарин.

С 1938 г. Покровский храм пытались взорвать, но стены устояли. После 1945 г. в нем произошел пожар. К кон. XX в. в церкви сохранялись 2 росписи маслом с изображением свт. Митрофана Воронежского и прав. Симеона Верхотурского. 16 февр. 1987 г. по решению Новосибирского облисполкома здание храма было взято под гос. охрану как памятник истории и культуры регионального значения. В 1987-1993 гг. в нем размещался сельский краеведческий музей (его основатель Е. А. Клянцевич). В янв. 1993 г. храм был передан Новосибирской епархии, 15 дек. того же года настоятелем назначен иером. Авраам (Казмир).

17 июля 1997 г. наместником П. м. стал иером. Николай (Чашин), 24 дек. 2010 г.- игум. Лука (Волчков; ныне епископ Искитимский и Черепановский). В 2012 г., после создания Новосибирской митрополии с разделением ее на епархии, еп. Искитимский Лука стал настоятелем (священноархимандритом), а наместником - игум. Захария (Пономаренко).

Первоначально насельники проживали в бывш. доме купца Богомолова, на цокольном этаже к-рого 18 июня 2000 г. освятили небольшую домовую ц. во имя Св. Троицы. В 2004 г. в обители был сооружен братский корпус. 20 сент. 2012 г. состоялось великое освящение храма Покрова Пресв. Богородицы, которое возглавил еп. Искитимский Лука. К нояб. 2019 г. в мон-ре велось строительство кирпичного храма во имя ап. Иоанна Богослова с колокольней.

При П. м. с 1997 г. работает воскресная школа для детей. Священнослужители П. м. духовно окормляют детский дом № 1 г. Новосибирска, Завьяловский психо-неврологический интернат. При храме равноап. кн. Владимира в дер. Бурмистрово действует монастырское подворье. К обители приписана ц. ап. Андрея Первозванного, 15 дек. 2018 г. освященная в деревянном доме в с. Быстровка. К нояб. 2019 г. в П. м. проживали ок. 20 насельников.

Лит.: Новиков И. Томская епархия в 1902 г. // Томские ЕВ. 1903. Отд. неофиц. № 24. С. 17-23; Серафимо-Завьяловское церковно-приходское братство воздержания от пьянства и сквернословия // Томские ЕВ. 1904. № 8. Вып. 2. С. 9-13; № 10. С. 14-19; Ландышев И., свящ. Первые полтора года Серафимо-Завьяловского братства воздержания от пьянства и сквернословия // Томские ЕВ. 1905. № 1. Ч. неофиц. С. 1-7; № 3. Прил. С. 1-5; Справ. книга по Томской епархии. Томск, 1914. С. 494; Макарова-Мирская А. И. Некр. на смерть свящ. И. С. Ландышева // Томские ЕВ. 1916. № 1. Ч. неофиц. С. 18-21; Новосибирская епархия: История и современность. Новосиб., 2006. С. 129-130; Покровский муж. мон-рь // Рус. мон-ри: Западная Сибирь. М., 2009. С. 185-188; Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской обл.: Кат. Новосиб., 20122. Кн. 2. С. 77-78; Огаркова С. А., Козяк А. В. История села в лицах: Судьба свящ. Трифона Попова в годы Гражд. войны // Гражд. война: Многовекторный поиск гражданского мира: Сб. мат-лов Всерос. науч.-практ. конф. (8-9 нояб. 2018). Новосиб., 2019. С. 355-357.
Д. Б. К.
Рубрики
Ключевые слова
См.также