ПОКРОВСКАЯ ОСТРОВНАЯ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ
Том LVII, С. 82-85
опубликовано: 22 июля 2024г.

ПОКРОВСКАЯ ОСТРОВНАЯ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Никольская ц. 50-е гг. XVIII в., 1876–1878 гг. Фотография. 2015 г. Фото: С. М. ЕринаНикольская ц. 50-е гг. XVIII в., 1876–1878 гг. Фотография. 2015 г. Фото: С. М. Ерина (Владимирской и Суздальской епархии Владимирской митрополии), находится в г. Покрове Петушинского р-на Владимирской обл. Первоначально мужская. Основана в кон. XVII - нач. XVIII в. монахами Сергием и Тимофеем, ранее подвизавшимися в Антониевой Покровской обители (ныне г. Покров). На острове Вятского оз., в глухом лесу, они поставили деревянные часовню и келью. Постепенно весть об отшельниках распространилась среди окрестных жителей, к-рые приходили на берег озера и просили монахов принять их в число братии. Спустя неск. лет насельники испросили благословение на возведение храма. 4 дек. 1708 г. грамотой местоблюстителя Патриаршего престола митр. Рязанского и Муромского Стефана (Яворского) повелевалось «на Вятском озере, на острову, на угодном церковному строению месте» возвести «церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы» (Самойлов. 1830. С. 7). Деревянный храм с трапезной («клетчатый, олтарь круглый, на церкви срублен осмерик, а поверх шестерик, крытый тесом») освятил по грамоте от 14 янв. 1710 г. митр. Стефана (Яворского) прибывший из Москвы иером. Иоанникий. Одновременно часовню перенесли на Владимирскую почтовую дорогу, при ней поселился монах для сбора пожертвований. Часовня, приносившая небольшой доход, в 40-х гг. XVIII в. была разобрана и позже отстроена в камне на др. месте тракта. Ежегодно 20 июля, в Илиин день, от пустыни к часовне совершался крестный ход.

В 1710 г. мон. Сергий был рукоположен во иерея и назначен 1-м строителем обители, насчитывавшей к тому времени ок. 20 насельников. По указу царя Петра I Алексеевича от 11 июня 1711 г. мон-рю были даны рыбные промыслы бывшей Антониевой пуст. на р. Клязьме, на Вятском, Беленском и др. озерах, этими промыслами братия пользовалась совместно с крестьянами с. Покров (см. подробнее: Большакова. 2003. С. 142-146). После кончины иером. Сергия в 1713 г. (погребен на территории пустыни) строителем П. О. п. был назначен иером. Нектарий, прибывший из Москвы. 28 нояб. 1720 г. он получил у митр. Сарского и Подонского Игнатия (Смолы) «приходную сборную тетрадь» для сбора в Москве и др. городах пожертвований «на церковное строение» в пустыни. Однако после 1722 г. иером. Нектарий вместе с 5 монахами перешел в Иоанно-Богословскую пуст. Богородского у. (ныне с. Богослово), забрав из П. О. п. деньги, церковную утварь, книги, «всякий скот и монастырские припасы». По инициативе насельников Иоанно-Богословской пуст. указом Московской дикастерии иером. Нектарий был назначен настоятелем их обители, а П. О. п. приписана к Иоанновской пуст. (Самойлов. 1830. С. 11-12). В 1725 (1726?) г. иером. Нектарий продал за 17 р. деревянную Введенскую ц. с утварью в домовое синодальное с. Покров, приведя «пустыню... в совершенное разрушение», так что островная братия «претерпевала ужасные недостатки и голод» (Там же. С. 13-14).

10 марта 1729 г., после обращений в Синод монахов Лаврентия († 1758) и Тимофея, П. О. п. вновь получила самостоятельный статус, строителем (1729-1735) назначен иером. Александр. В реестре 1731 г. обитель названа «Введенской пустынью, что на Вятском озере» (ОДДС. Т. 11. Прил. 11. С. 1092). Следующим строителем (1735-1752, 1754-1758) братия избрала иером. Лаврентия, к-рый жил в пустыни «со времени ее основания и был живым свидетелем всей ее истории». При нем у обители появились щедрые благотворители, были построены каменные 5-главый Введенский храм (в 1785 «внутри украшен стенным писанием»), шатровая колокольня с большим колоколом (30 пудов) и часами с боем, теплая каменная ц. свт. Николая Чудотворца; на св. воротах освящена деревянная ц. во имя прор. Илии с 2-ярусным иконостасом (сгорела в 1763). Однако к 1760 г. внутренняя жизнь в мон-ре «расстроилась» (Добронравов. 1908. С. 8-9).

24 дек. 1760 г. указом Переславской духовной консистории по ходатайству московских благотворителей и братии строителем П. О. п. был назначен иером. прп. Клеопа I, постриженик мон-ря Зограф, ученик прп. Паисия (Величковского). Строитель Клеопа «собрал бедную, скитавшуюся по миру братию», ввел в пустыни общежительный «устав церковный, трапезный, келейный и должностной», разработанный на основе афонского «обительного обряда» (опубл.: Там же. С. 59-67). Большую часть времени насельники проводили в храмовой молитве, участвуя в продолжительных богослужениях (всенощное бдение, напр., длилось 7 часов и совершалось ночью), монашеское правило включало по 350 поклонов утром и вечером. Строгость повседневного устава иером. Клеопа, проводивший «жизнь прежестокую», сочетал со «снисходительностью» к новоначальным и нередко «смягчал» ради них монастырские предписания: напр., дозволял братии приходить на общую трапезу со своим белым хлебом и блинами. Неск. его учеников стали настоятелями др. обителей, в т. ч. архим. Макарий (Брюшков) - в Мефодиевом Пешношском (Песношском) во имя святителя Николая Чудотворца монастыре, архим. Феофан (Соколов) - в Кирилловом Новоезерском в честь Воскресения Христова монастыре. В 1777 г. в П. О. п. поступил крестьянин В. Г. Гаврилов (см. ст. Василиск (Гаврилов), прп. Туринский). В том же году в пустынь прибыли из мон-ря Тисмана иноки Антоний и Арсений, ученики прп. Феодосия (Маслова). Они пригласили покровских монахов посетить Молдавию, Афон и Иерусалим. Считая свое духовное руководство братией недостаточным, иером. Клеопа благословил ок. 15 насельников отправиться в паломничество.

В церковном строительстве иером. Клеопа отказывался от осуществления «грандиозных планов», понимая, что их реализация сопряжена со множеством хлопот и «развлечений», и «ограничивался лишь необходимым». При нем были отремонтированы и покрыты железной кровлей храмы, «улучшились утварь и ризница», куплены колокола. Ошибочное утверждение некоторых историков XIX в., что именно по инициативе иером. Клеопы I в обители возводились первые каменные церкви (Сергий (Меморский). 1898. С. 14-15), опроверг действительный член Владимирской ученой архивной комиссии В. Г. Добронравов (1861-1919), исследовавший архивные описи 1752, 1754 и 1758 гг., хранившиеся в Переславской духовной консистории (Добронравов. 1908. С. 18). Островная братия «кормилась» на подаяния благотворителей, т. к. от земельных владений иером. Клеопа отказывался, считая, что они «отвлекают иноков от прямых их обязанностей, вносят в их жизнь известную долю мирских забот». Так, когда ген.-губернатор Р. И. Воронцов предложил ему «земли и рыбные ловли», подвижник ответил: «Для меня земли нужно три аршина, а у нас столько есть, а рыбу мы у мужиков покупаем» (Там же. С. 45-46). В 1778 г. иером. Клеопа был погребен у юж. стороны алтаря Введенского храма. Перед кончиной своим преемником он назначил иером. Игнатия (Ушакова; 1731-1796), постриженика (1764) Санаксарского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря (впосл. архимандрит московского Симонова монастыря). До пострига Игнатий служил в гвардии при дворе имп. Екатерины II Алексеевны; вероятно, являлся родственником прп. Феодора (Ушакова).

Введенский собор. 1891–1894 гг. Фотография. 2015 г. Фото: С. М. ЕринаВведенский собор. 1891–1894 гг. Фотография. 2015 г. Фото: С. М. ЕринаВ 1764 г. П. О. п. была отнесена к заштатным обителям 3-го класса. Указом имп. Павла I Петровича пустыни были пожалованы сенные покосы и мельница «о двух поставах» на р. Мелёже при дер. Новой (ныне дер. Глазуны Щёлковского р-на Московской обл.). Мельница сдавалась в аренду и приносила мон-рю доход 200 р. в год. К 1830 г. П. О. п. получала 300 р. жалованья в год, но содержалась «преимущественно» на пожертвования, в монастыре проживали 30 насельников, в т. ч. строитель иером. Спиридон († 1843), 2 иеродиакона и 4 белых священника. Вероятно, к сер. XIX в. пустынь была необщежительной, 2 окт. 1867 г. по предложению архиеп. Владимирского и Суздальского Антония (Павлинского) обращена в общежительную (Владимирские ЕВ. 1867. № 22. С. 996).

В 1831 г. кнг. Татьяна Михайловна Прозоровская, владевшая с. Ивановским, передала пустыни 20 дес. земли на берегу Вятского оз. На этой земле была построена монастырская гостиница с двором, где богомольцам дозволялось бесплатно проживать и столоваться в течение 3 дней. В 1856 г. эти 20 дес. стали предметом спора между П. О. п. и ротмистром кн. К. Ф. Голицыным, к-рый, став владельцем Ивановского, пожелал забрать себе «самовластно присвоенную в пользу пустыни» землю. Тяжба завершилась 28 окт. 1861 г. вердиктом Гражданского суда: спорная земля передавалась «в полное и неотъемлемое владение Введенской Островной пустыни без права апелляции со стороны князя Голицына». К этому времени обитель также владела сенокосной и пахотной землей близ дер. Далидовой Александровского у., 75 дес. леса близ с. Орехова и пустошью Пичуга Покровского у. При настоятеле (1866-1876) игум. Митрофане было осушено «болото, на далекое пространство окружавшее внешние монастырские постройки, отчего почва, на которой росла одна осока, приняла в высшей степени плодотворную силу», братия завела сады и огороды. Ко 2-й пол. XIX в. в П. О. п. помимо храмов имелись настоятельские кельи, пристроенные к колокольне, каменная трапезная, 25 деревянных братских келий, две 2-этажные гостиницы, а на берегу озера - просторный дом с мезонином и конюшнями для паломников.

Во Введенском соборе, к к-рому в 1848 г. был пристроен южный придел св. Иоанна Предтечи, находился деревянный иконостас, покрытый червонным золотом. Чтимую икону «Введение во храм Пресв. Богородицы» (2 аршина высотой) украшали серебряной позолоченной ризой с 15 алмазами, 5 яхонтами, 2 изумрудами и серьгами с «бурмитскими зернами». К этому образу были привешены 2 небольших креста с частицами мощей ап. Андрея Первозванного, вмц. Марины, мч. Аникиты и прп. Григория Декаполита. Др. святыни храма - киот с 70 частицами мощей, икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в серебряной чеканной ризе с драгоценными камнями и образ свт. Николая Чудотворца с преподобными Зосимой и Савватием (возле лика святителя был привешен серебряный крест с частицами Древа Креста Господня и мощей св. архидиак. Стефана и мч. Меркурия) (Самойлов. 1830. С. 26-29; Описание. 1860. С. 23-25). В соборе были погребены благотворители кнг. А. Б. Прозоровская (урожд. Голицына; 1686-1772), князья Иван и Петр Прозоровские, кнг. Варвара Ивановна Несвицкая. В «связи с соборной церковию» стояла шатровая колокольня, на к-рой имелось 9 колоколов (большой весил 212 пудов).

В теплом храме свт. Николая Чудотворца (вероятно, перестраивался в 1774 и 1781) с левой придельной ц. арх. Михаила находились чтимые икона Спасителя, украшенная венцом «в виде короны» и цветными камнями, образ свт. Николая Чудотворца и Тихвинская икона Божией Матери в серебряном позолоченном венце («убрус вынизан средним и мелким жемчугом и украшен запонками и камешками»). В ризнице хранились Евангелие 1662 г., обложенное малиновым бархатом, украшенное финифтевыми изображениями евангелистов и стразами, 3 серебряных напрестольных креста. В б-ке имелись 2 книги прп. Ефрема Сирина (1701), «Благовестник» (1703) еп. Феофилакта Охридского, «Беседы» свт. Иоанна Златоуста на кн. Бытие (1769), на Евангелия от Матфея (1781) и от Иоанна (1793), 2 книги свт. Амвросия Медиоланского (1776 и 1778), «Лествица» (1785) прп. Иоанна Лествичника, 4 книги «Богоугодных трудов» (1790) свт. Василия Великого и др.

Во 2-й пол. XIX в. в П. О. п. велось каменное церковное строительство. В 1876-1878 гг. по инициативе настоятеля (1876-1891) иером. Иосифа была расширена и 2 июля 1878 г. еп. Муромским Иаковом (Кротковым; † 1885) освящена Никольская ц. (XVIII в.), представлявшая собой к кон. XIX в. небольшой одноглавый четверик с трапезной. Для отопления были установлены 3 печи, в нояб. 1877 г. в придельной Михаило-Архангельской ц. Никольского храма освятили алтарь на хорах. Перестройка осуществлялась на средства промышленников Морозовых, московского купца Г. Ф. Тряпкина и его супруги, потомственного почетного гражданина И. И. Стахеева, предводителя дворянства Покровского у. В. Н. Акинфиева и др.

Введенский храм к 90-м гг. ХIХ в. пришел в «крайне ветхое состояние». 30 июля 1890 г. настоятель иером. Иосиф сообщил архиеп. Владимирскому и Суздальскому Феогносту (Лебедеву), что в соборе «образовались трещины, которые, постоянно увеличиваясь, по свидетельству епархиального архитектора, угрожают падением храма». В 1891-1894 гг. вместо старого был возведен и 9 авг. 1894 г. архиеп. Владимирским и Суздальским Сергием (Спасским) освящен новый, 5-главый, 2-этажный, 4-столпный собор. На 1-м этаже находился Введенский престол с приделами во имя св. Иоанна Предтечи и прп. Никиты Исповедника, на 2-м этаже - приделы во имя равноапостольных Константина и Елены и мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. При сооружении нового храма могила иером. Клеопы I оказалась в приделе св. Иоанна Предтечи. На средства владельца Ликинской мануфактуры А. В. Смирнова полы собора были выстланы метлахской плиткой, в храме проведено водяное отопление. Иконы посеребренного иконостаса выполнили насельники Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужской пустыни под рук. Д. М. Болотова (впосл. иером. Даниил); стены расписали образами «греческого письма». В особом киоте хранилась местночтимая икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы», украшенная серебряной вызолоченной ризой с драгоценными камнями. При соборе была сооружена колокольня (не сохр.). По периметру острова построены кирпичные здания келий, настоятельский корпус и каменная ограда (ок. 1860). К кон. XIX в. с берега Вятского оз., где находились 4 гостиницы, на монашеский остров был перекинут деревянный мост (70 саж.).

К нач. 10-х гг. XX в. П. О. п. имела запасной капитал в 65 тыс. р. (1910), пахотной земли в 1911 г. было 15 дес. 128 кв. саж., сенокосной - 23 дес. 230 кв. саж., леса - 227 дес. 936 кв. саж., болота и неугодий - 52 дес. 1152 кв. саж. (1911). В аренду сдавалось 34 дес. 1124 кв. саж., обрабатывалось силами насельников 8 дес. 1512 кв. саж. В мон-ре действовала школа (учились 12 мальчиков и 11 девочек), в 1914 г. был обустроен лазарет на 15 коек для воинов.

К 1884 г. в обители проживали настоятель, 6 иеромонахов, иеродиакон, священник, 2 диакона и 20 послушников, в 1910 г.- ок. 30 чел. братии, в т. ч. настоятель иером. Павел (Ванюшин; 1856 - до 1955), 17 сент. 1910 г. утвержденный в этой должности, 15 июня 1914 г. еп. Евгением (Мерцаловым) в Крестовой церкви возведенный в сан игумена, ок. 1920 г.- в сан архимандрита.

Нек-рое время в П. О. п. проживал юродивый послушник Филиппушка (Хорев; впосл. схим. Филипп; † 1869), подвижник Троице-Сергиевой лавры. Среди почитаемых старцев кон. XIX в. настоятель (1895-1898) игум. Сергий (Меморский) в своей книге о пустыни называл и схим. Никодима († 1892) (Сергий (Меморский). 1898. С. 14-15). Келейником и секретарем игум. Сергия был св. Николай Восторгов; до 1897 г. он нес в мон-ре клиросное послушание. С 1901-1905 гг. в обители проживал гр. Д. В. Переймицер фон Франк (1881 - после 1930), трудившийся в монастырской хлебной. В 1905 г. он перешел в Смоленской иконы Божией Матери Зосимову пустынь, где в 1913 г. принял постриг с именем Димитриан, затем перешел в московский Данилов мон-рь, рукоположен во диакона, в 1929 г.- во иерея, вскоре был арестован и скончался в заключении в Мариинских лагерях. В 1919-1923 гг. в братии П. О. п. состоял иером. Григорий (Козырев; впосл. епископ Барнаульский).

После 1919 г. П. О. п. была закрыта. Последний настоятель, архим. Павел (Ванюшин), нек-рое время возглавлял общину «Введенско-Островского общества» в дер. Заднее Поле Орехово-Зуевского у. Московской губ. В 1930 г. он был арестован, но вскоре освобожден; проживал в пос. Петушки (ныне город), общался со священноисп. Афанасием (Сахаровым), еп. Ковровским, погребен в ограде Успенского храма пос. Петушки. Еп. Афанасий (Сахаров) внес имя старца Клеопы I в список местночтимых Владимирских святых. Архим. Павел (Ванюшин) изображен на иконе «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской», освященной в Успенском храме г. Петушки 30 сент. 2018 г. по благословению еп. Александровского и Юрьев-Польского Иннокентия (Яковлева).

Богослужения в бывш. монастырских церквах совершали до 1924 г.; хором руководили монахини Екатерина и Евпраксия. 13 авг. 1926 г. начальник 1-й уездной милиции Ерёмин сообщал в Административный отдел Моссовета, что «церкви в бывшем Введено-Островном монастыре нет, группа верующих ликвидирована в 1924 году и монастырь до 1 мая сего года был занят под дом инвалидов и с 1 мая текущего года занят детской колонией». Жен. подростковая колония в 1935 г. была передана в ведение МВД как «трудовая воспитательная колония». В 1940 г. оставшаяся монастырская собственность перевезена в г. Покров. В помещении Введенского собора находилась школа для заключенных девушек, затем на 2-м этаже оборудовали музей, на 1-м - спортзал, мастерские и склад. В Никольской ц. разместили клуб и кинозал.

16 сент. 1991 г. исполком Владимирского областного совета народных депутатов принял решение «О передаче в ведение Владимирской епархии зданий храмов и монастырей, расположенных на территории области». 6 окт. 1993 г. указом еп. Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова) на территории П. О. п. было образовано подворье муромского во имя Святой Троицы женского монастыря. 6 июня 1995 г. решением Синода подворью был присвоен статус жен. мон-ря, старшей сестрой утверждена Феврония (Маратканова), 31 марта 2000 г. возведенная в сан игумении. 1 сент. 2009 г. П. О. п. посетил Президент РФ Д. А. Медведев. К нояб. 2019 г. в обители проживали 12 насельниц.

Первое богослужение в восстановленной Никольской ц. прошло на Рождество Христово 1995 г., затем был отремонтирован Введенский собор, настоятельский (XIX в.) и келейный (XIX в.) корпуса, построены кирпичная звонница (в 2001 вместо уничтоженной колокольни), архиерейский дом, помещение трапезной. В мон-ре имеется золотошвейная мастерская, изготавливается церковная утварь и реставрируются старые иконы. В 2007 г. рядом с П. О. п. был построен детский приют-пансионат «Ковчег» для оставшихся без попечения несовершеннолетних малообеспеченных, бездомных и беженцев. Обретенные мощи прп. Клеопы почивают в Никольской ц.

Организовано подворье при 2-этажном кирпичном храме Воскресения Христова (1796-1817) в дер. Рощино Петушинского р-на. Оригинальное здание церкви было построено на средства гр. А. Р. Воронцова (1741-1805) по проекту архит. Н. А. Львова: к высокому основному объему в виде ротонды примыкают прямоугольный алтарь и трапезная с 2 приделами, алтари к-рых имеют ротондальную форму. Зап. часть трапезной надстроена 2-м этажом и украшена парными башенками. Отдельно от церкви возведена колокольня, рядом находятся келейный дом и подсобное хозяйство.

Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 376-378; Описание мон-рей, в Рос. империи находящихся. М., 18174. С. 83; Самойлов Н. С. Ист. описание Введенской Островной пуст. М., 1830; Мат-лы для статистики Рос. империи. СПб., 1841. [Т. 2.] С. 147; Ратшин. Монастыри. С. 37; Описание Введенской-Островской пуст., находящейся на острове оз. Вятское во Владимирской епархии. М., 1860; Сергий (Меморский), игум. Освящение теплого храма в Введенской пуст., Покровского у. // Владимирские ЕВ. 1878. № 19. Ч. неофиц. С. 564-569; он же. Введенская Островская пуст. Владимирской губ. Владимир, 1898; Стромилов Н. С. Подвижники Владимирской епархии: Очерки. Владимир, 1884; Косаткин В. В. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст.: Кр. ист. сведения. Владимир, 1906. Ч. 1: Мон-ри. С. 194-196; Денисов. С. 97-98; Добронравов В. Г. Иером. Клеопа, строитель Введенской пуст. Владимирской епархии: (1760-1778 гг.). Владимир, 1908; он же. Ист. описание Введенской пуст. Владимир, 1909; Пэнэжко О. Г., прот. Город Покров: Храмы Петушинского р-на Владимирской обл. 2000. Т. 1; Большакова Н. В. Др. Покров. М., 2003; она же. Мат-лы к истории Введенской Островской пуст. Покровского у. Владимирской губ. М., 2010; Алексеев В. Н. Свято-Введенская Островная пуст.: К 300-летию со дня основания. Владимир, 2008; Колчуринский Н. Ю. Старец Клеопа Покровский - ученик прп. Паисия Величковского. М., 20092; Колосова Л. Б. Свято-Введенская Островная пуст. Покров, 2010.
Д. Б. К.
Рубрики
Ключевые слова
См.также