ПОЛИЕВКТ
Том LVII, С. 120-122
опубликовано: 21 июля 2024г.

ПОЛИЕВКТ

Патриарх К-польский Полиевкт коронует Никифора Фоку. Миниатюра Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 145v)Патриарх К-польский Полиевкт коронует Никифора Фоку. Миниатюра Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 145v)[Греч. Πολύευκτος] (ок. 900, К-поль - 5.02.970, там же), патриарх К-польский (3 апр. 956 - 5 февр. 970). В детстве был оскоплен, подвизался в мон-ре на горе Св. Илии в окрестностях Хрисополя (Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. 1891. Σ. 92). Первое упоминание о П. относится к 944 г., когда, по свидетельству хронистов 2-й пол. X в., он посещал сосланного на о-в Проти в Мраморном м. имп. Романа I Лакапина (Sym. Log. Chron. 2006. P. 340). Согласно «Хронике» Псевдо-Симеона (Paris. gr. 1712, XII-XIII вв.) и поздневизант. историку Феодору Скутариоту, духовный отец Романа I мон. Сергий предсказал Патриаршество П. Упоминание Феодором, митр. Никейским, некоей анафемы, которой был подвергнут П. в молодости, не содержит к.-л. конкретики и не подтверждается другими источниками (Darrouzès. 1960. P. 297).

П. был возведен на К-польский престол имп. Константином VII Багрянородным (945-959) после кончины патриарха Феофилакта (933-956). По свидетельству «Продолжателя Феофана», к этому времени П. имел славу ученого мужа и «нового Златоуста» (Theoph. Contin. 1838. P. 445). Иоанн Скилица подчеркивал, что П. принял рукоположение не от митрополита Ираклийского, как это было обычно, а от митр. Кесарийского Василия, поскольку митрополит Ираклийский противился избранию П. Впосл. это обстоятельство привело к тому, что противники П. получили возможность не признавать его рукоположение каноничным (Scyl. Hist. 1973. P. 244). Одним из первых деяний П. на К-польской кафедре стало возвращение с согласия императора в патриаршие диптихи имени патриарха Евфимия II (I) (RegPatr, N 789k). Отдельные епископы выступили против этого решения, но вскоре были вынуждены подчиниться воле императора (Scyl. Hist. 1973. P. 245). Вероятно, именно реабилитация патриарха Евфимия стала причиной разрыва между П. и митр. Никейским Феодором: в начале Патриаршества П. Феодор был его ближайшим сподвижником, составлял от его имени послания (в т. ч. патриарху Антиохийскому - RegPatr, N 789j), но после конфликта был отправлен в ссылку (Darrouzès. 1960. P. 296). П. проявил себя как критик императора, имп. Елены и ее брата, паракимомена Василия Нофа, побочного сына имп. Романа I Лакапина. По свидетельству Скилицы, они планировали отыскать предлог, чтобы низложить П. (Scyl. Hist. 1973. P. 244). Вероятно, этому помешала кончина императора в 959 г. Косвенные намеки в посланиях чиновника и писателя Феодора Дафнопата (PMBZ, N 27694) заставляют предположить, что в конце правления имп. Константина VII или в начале правления Романа II (959-963) П. был временно отстранен от исполнения своих обязанностей.

После кончины Романа II (15 марта 963) П. и К-польский сенат подтвердили права на престол его малолетних сыновей: старшего Василия II Болгаробойцы и младшего Константина VIII, а также их матери, имп. Феофано. Это означало, что решающую роль в управлении гос-вом будет играть паракимомен евнух Иосиф Вринга. В то же время на престол претендовал доместик схол Востока Никифор Фока (впосл. имп. Никифор II Фока), популярный в народе благодаря успехам на вост. фронте и возвращению в 961 г. о-ва Крит, отвоеванного у арабов. Согласно историку Льву Диакону, во время краткого пребывания Никифора Фоки в К-поле он встречался с П. и говорил ему, что опасается Иосифа Врингу. По словам Никифора Фоки, Вринга задумал арестовать, ослепить и отправить его в ссылку. Патриарх поддержал Никифора Фоку, убедил сенат назначить его стратигом-автократором Азии, но вместе с тем взял с него клятву, что Никифор Фока не посягнет на власть малолетних императоров. Иосиф Вринга был вынужден против воли подчиниться этому решению (Leo Diac. Hist. II 10-12). 2 июля 963 г. в Кесарии Каппадокийской войска провозгласили Никифора Фоку императором и он отправил послания Иосифу Вринге и П., в которых просил их принять его как императора с тем условием, что он будет заботиться о сыновьях Романа II до их совершеннолетия (Ibid. III 6). Лев Диакон подробно рассказал о том, как, прочитав письмо, Иосиф Вринга решил вступить с Никифором Фокой в вооруженную борьбу и приготовился к обороне К-поля, но умолчал о реакции П. В «Книге церемоний византийского двора» (Const. Porphyr. De cerem. I 96) сказано, что Вринга «предал анафеме» Никифора Фоку. Эта формулировка заставила О. Крестена предположить, что в этот момент П. все еще поддерживал Врингу и окончательно перешел на сторону Никифора Фоки только тогда, когда его победа стала очевидной (Kresten. 2005. S. 92-94). 16 авг. 963 г. П. короновал Никифора Фоку как императора в соборе Св. Софии. Пост паракимомена вновь занял Василий Ноф.

Патриарх К-польский Полиевкт коронует имп. Иоанна Цимисхия. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 159)Патриарх К-польский Полиевкт коронует имп. Иоанна Цимисхия. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 159)Стремясь подтвердить свое право на престол династическим браком, император женился на вдове Романа II Феофано (20 сент. 963). Вскоре распространились слухи о том, что это канонически недопустимо, поскольку Никифор Фока был крестным ее детей. Лев Диакон, который представил идеализированный образ Никифора Фоки, не описал противостояние патриарха и императора в подробностях. По его словам, П. очень скоро убедился в беспочвенности слухов, поверив объяснениям императора, что восприемником детей Феофано был не он, а его отец - Варда Фока (Leo Diac. Hist. III 9). Иоанн Скилица изложил историю конфликта во всех деталях. В день заключения брака П., еще не знавший о слухах, не позволил императору войти в алтарь, пока тот не понесет епитимью за второбрачие. Узнав о возможной повинности императора в синтекнии, П. потребовал, чтобы тот либо отказался от брака, либо покинул Церковь. Когда император выбрал второе, для разрешения спора был созван специальный собор епископов (σύνοδος ἐνδημοῦσα). Собор установил, что канон, на к-рый ссылался П., не имеет законной силы, поскольку введен императором-иконоборцем Константином V Копронимом. Это, однако, не убедило П., и он продолжал воздерживаться от общения с Никифором Фокой. Спор удалось уладить благодаря клятвам Варды Фоки и клирика церкви Большого Дворца Стилиана, к-рый первым начал распускать порочащие императора слухи. Стилиан заявил, что никогда не говорил о том, что император был крестным детей Феофано. Скилица утверждал, что П. понимал, что Стилиан лжет, но (вероятно, под давлением) решил закрыть на это глаза (Scyl. Hist. 1973. P. 260-261; RegPatr, N 789k).

Последующие годы правления Никифора II Фоки характеризуются жестким противостоянием императора и патриарха. Согласно Иоанну Скилице и Иоанну Зонаре, император предпринял попытки ограничить влияние К-польского Патриархата: издал постановление о запрете избирать епископов без согласия императора, сократил установленные прежними императорами дарения церковным учреждениям, запретил церквам расширять свои земельные владения. Кроме того, Никифор Фока убеждал патриарха и епископат признать мучениками за веру всех погибших в бою солдат. Однако они отвергли это предложение, сославшись на 13-е прав. свт. Василия Великого, предполагавшее временное отлучение от причастия солдат, совершивших убийство в бою. Вопрос о том, обсуждалось ли предложение императора на особом соборе (RegPatr, N 790), остается дискуссионным (Riedel. 2015). В комментариях к правилу свт. Василия Иоанн Зонара упоминал о конфликте императора и епископов, но не говорил о соборе (Ράλλης, Ποτλῆς. Σύνταγμα. Τ. 4. Σ. 132). В целом рассказ историков о правлении Никифора Фоки очень тенденциозный: Скилица некритически заимствовал сведения раннего источника, крайне враждебного по отношению к Никифору Фоке; Иоанн Зонара, сообщающий неск. больше подробностей, не обладал дополнительными источниками, а просто расширял рассказ Скилицы (Zonara. Epit. hist. XVI 25. 1897. T. 3. P. 505-506; Каждан. 1961. С. 111, 113-114). Сведений о попытках императора сместить П. нет, хотя нек-рые епископы, вступившие в противостояние с Никифором Фокой, были сосланы (Scyl. Hist. 1973. P. 285).

В 968 г. П. участвовал в дискуссиях с дипломатом Лиутпрандом Кремонским, прибывшим в К-поль, чтобы вести переговоры от имени герм. имп. Оттона I. Из автобиографического «Донесения о посольстве в Константинополь» Лиутпранда Кремонского известно, что П. предпринял меры для укрепления авторитета К-польской Церкви в Италии: утвердил за епископией Отранто статус митрополии (RegPatr, N 792), запретил совершать службу на латыни в Апулии и Калабрии. В том же году П. во главе группы епископов провел серию богословских диспутов с патриархом Сирийской яковитской Церкви Иоанном VII (VI) (Assemani. BO. T. 2. P. 132-141; Mich. Syr. Chron. T. 3. P. 131). Переговоры зашли в тупик, Иоанн вместе со всей яковитской делегацией был арестован и получил свободу только после воцарения Иоанна I Цимисхия.

П. отказался короновать Иоанна I Цимисхия как убийцу Никифора II Фоки. Тогда Иоанн переложил вину за убийство на др. людей, в т. ч. на императрицу Феофано. П. выдвинул в качестве условия для коронации немедленную ссылку истинных преступников и отмену постановлений Никифора Фоки, ограничивавших права К-польской Церкви (Leo Diac. Hist. VI 4). Когда это было исполнено, коронация состоялась. По сведениям канониста XII в. Феодора Вальсамона, оправдывая прощение императора за убийство, П., ссылаясь на 12-е прав. Анкирского Собора 358 г., согласно к-рому крещение смывает все предшествующие грехи, сделал вывод о том, что таким же действием обладает и помазание на царство (Ράλλης, Ποτλῆς. Σύνταγμα. Τ. 3. Σ. 44). По мнению хрониста Яхьи Антиохийского (XI в.), П. не советовал Иоанну Цимисхию отправлять Феофано в ссылку, а напротив, узнав о таком решении императора, удивился и стал расспрашивать о его причинах. Когда император объяснил, что удалил Феофано из-за опасений за свою жизнь, П. посоветовал Иоанну жениться, поскольку законным наследникам престола Василию II и Константину VIII нужна жен. забота.

Последние действия П. на К-польской кафедре связаны с желанием закрепить авторитет К-польской Церкви на Востоке. 23 янв. 970 г. П. поставил патриархом Антиохийским Феодора II - визант. монаха и игум. мон-ря св. Антония, по преданию предсказавшего воцарение последовательно сначала Никифору II Фоке, а затем - Иоанну I Цимисхию. Кандидатура Феодора была предложена императором, П. испытал его познания в Свящ. Писании и согласился с таким выбором (RegPatr, N 795; Leo Diac. Hist. VI 6). В послании к Феодору II, написанному незадолго до смерти, П. подтвердил право Александрийских патриархов совершать службы в метохиях в К-поле (RegPatr, 796).

Вскоре после смерти П. поэт Иоанн Геометр составил в его честь 2 стихотворные эпитафии (PG. 106. Col. 948-950). В нек-рых рукописях Синаксаря К-польской ц. память П. как «Полиевкта Нового, епископа Константинопольского», отмечена под 5 февр. (SynCP. P. 446). Память П. была отмечена также еп. Кифирским Максимом (Маргунием) (Μάξιμος, ἐπ. Κυθήρων. Βίοι ἁγίων ἐκ τῆς ῾Ελληνικῆς γλώττης ἤτοι ἐκ τῶν συναξαρίων μεταφρασθέντες. ᾿Ενετίησι, 1621. Σ. 194), а затем прп. Никодимом Святогорцем, К. Дукакисом и др. греч. агиологами, однако ни Житие П., ни служба ему неизвестны (Κατή. 2016. Σ. 102-104).

Ист.: Leo Diac. Hist. II 10-12, III 6-9, VI 4-6; Theophanes Continuatus, Ioannes Cameniata, Symeon Magister, Georgius Monachus / Rec. I. Bekker. Bonn, 1838. P. 434-435, 444-445, 751-752, 755; Leon. Gram. Chron. 1842. P. 327-328; Ράλλης, Ποτλῆς. Σύνταγμα. Τ. 3-4. 1853-1854; Niceph. Callist. Catalog. // PG. 147. Col. 461A; Παπαδόπουλος-Κεραμεύς ᾿Α. ῾Ιεροσολυμητικὴ βιβλιοθήκη. Τ. 1. Πετρούπολις, 1891. Σ. 92; Theodoros Scutariotes. Σύνοψις χρονική // Σάθας. ΜΒ. 1894. Τ. 7. Σ. 151-152; Zonara. Epit. hist. XVI 22 - XVII 1. 1897. T. 3. P. 486-522; Die Werke Liudprands von Cremona / Hrsg. J. Becker. Hannover; Lpz., 19153. P. 186, 209-210. (MGH. Script. Rer. Germ.; 41); Histoire de Yahya-ibn-Sa'ïd d'Antioche, continuateur de Sa'ïd ibn-Bitriq / Ed. et trad. I. Kratchkovsky, A. Vasiliev. P., 1294-1932. P. 829-830 [131-132]. (PO; 18/5; 23/ 3); Scyl. Hist. 1973. P. 244-249, 259-261, 285-287; Darrouzès J., ed. Épistoliers byzantins du Xe siècle. P., 1960; idem. Le traité des transferts: Éd. crit. et comment. // REB. 1984. T. 42. P. 147-214.
Лит.: Каждан А. П. Из истории визант. хронографии X в.: Источники Льва Диакона и Скилицы для истории третьей четв. X ст. // ВВ. 1961. Т. 20. С. 106-128; RegPatr, N 789-797; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 6; ODB. Vol. 3. P. 1696; PMBZ, N 26715; Stanković V. M. The Alexios Studites' Patriarchate (1025-1043): A Developmental Stage in Patriarchal Power // ЗРВИ. 2001. Т. 39. С. 69-87; Ringrose K. M. The Perfect Servant: Eunuchs and the Social Construction of Gender in Byzantium. Chicago; L., 2003. P. 38, 62, 86, 118, 241; Kresten O. Nochmals zu De cerimoniis I 96 // JÖB. 2005. Bd. 55. S. 87-96; Lilie R.-J. Caesaropapismus in Byzanz? Patriarch Polyeuktos und Kaiser Ioannes I. Tzimiskes // Byzantina Mediterranea: FS f. J. Koder zum 65. Geburtstag / Hrsg. K. Belke, E. Kislinger e.a. W.; Köln; Weimar, 2007. S. 387-398; Riedel M. Nikephoros II Phokas and Orthodox Military Martyrs // J. of Medieval Religious Cultures. 2015. Vol. 41. N 2. P. 121-147; Κατή Ε. Δ. Ο Πατριάρχης Κωνσταντινουπόλεως Πολύευκτος (956-970): Diss. Θεσ., 2016; Kaldellis A. Streams of Gold, Rivers of Blood: The Rise and Fall of Byzantium, 955 A. D. to the First Crusade. N. Y., 2017. P. 44, 51-52, 66-67.
Л. В. Луховицкий
Рубрики
Ключевые слова
См.также