ПОЛИКАРП
Том LVII, С. 133-135
опубликовано: 26 июля 2024г.

ПОЛИКАРП

[Греч. Πολύκαρπος] (ок. 1751, Анхиал (ныне Поморие, Болгария) - 3.01.1827, К-поль), патриарх Иерусалимский (с нояб. 1808). Происходил из фракийского сел. Анхиал на побережье Бургасского зал. Чёрного м. В 1777 г. пришел паломником в Иерусалим, принял там монашество и вступил в ряды Святогробского братства. Его наставником был видный церковный деятель и писатель Анфим, избранный в 1788 г. патриархом Иерусалимской Православной Церкви (ИПЦ). В 1790 г. патриарх Анфим возвел П. в сан митрополита Вифлеемского. В этот период Иерусалимские патриархи по традиции постоянно пребывали в К-поле, передавая управление палестинскими церковными делами своим наместникам. Видимо, П. также находился в свите патриарха; в паломнической литературе того времени и святогробских хрониках нач. XIX в. Вифлеемский митрополит не упоминается среди палестинских иерархов.

В кон. 1800-х гг. произошло очередное обострение борьбы христ. исповеданий за контроль над св. местами Палестины. Наибольшую активность проявлял Иерусалимский Патриархат Армянской Апостольской Церкви, добивавшийся передачи ему св. мест при посредстве арм. финансистов из окружения великого везира Мустафа-паши Байрактара, фактического правителя гос-ва. В кон. лета или нач. осени 1808 г. были подготовлены соответствующие указы Высокой Порты. 30 сент. в Иерусалиме произошел пожар в храме Гроба Господня. Возгорание началось на армянском участке храма, и это дало повод грекам и католикам обвинить армян в том, что они умышленно совершили поджог с целью получить султанское разрешение на восстановление храма и на этом основании добиваться безраздельного владения Св. Гробом. Пожар уничтожил ротонду и внутреннее убранство большей части храма, включая греч. базилику Воскресения, и лишь чудом не затронул Кувуклий Св. Гроба и Голгофу.

Однако влияние арм. элит на Высокую Порту было резко ослаблено после янычарского мятежа в столице и гибели Мустафа-паши 3 нояб. 1808 г. Вскоре после этого, 10 нояб., скончался 80-летний патриарх Анфим, не выдержав нервных перегрузок, связанных с борьбой за удержание св. мест. Известие о пожаре в храме пришло в К-поль 16 нояб. Около этого времени в столице состоялось избрание нового Иерусалимского патриарха. Им стал П., на к-рого ранее указал Анфим как на своего преемника. В лит-ре событие иногда датируется 10 нояб., однако эта дата скорее всего условна. Судя по всему, выборы проходили спешно, без контактов с иерусалимскими святогробцами, к-рые узнали о смене предстоятеля лишь в кон. зимы. На протяжении своего Патриаршества П., как и его предшественники, пребывал в К-поле для более эффективного отстаивания интересов ИПЦ перед Высокой Портой. Церковными делами в Палестине руководили драгоман Аверкий, патриаршие наместники Мисаил, митр. Петры († 1838), Прокопий Назианзин († 1822), оставивший ценные дневниковые записи об истории ИПЦ того времени, и др.; в 20-х гг. XIX в. на первые роли в Святогробском братстве стал выдвигаться секретарь Патриархии, земляк П., мон. Анфим Анхиальский.

Важнейшей задачей, стоявшей перед новоизбранным патриархом, было удержание св. мест. При помощи влиятельных фанариотов братьев Д. и П. Мурузи, один из к-рых занимал пост великого драгомана Порты, П. удалось получить султанский указ о восстановлении храма Св. Гроба исключительно греками, что означало признание их первенствующих позиций у мест поклонения. Патриарх занимался подбором мастеров и закупкой необходимых материалов для строительных работ; ему также удалось пролоббировать назначение османского чиновника, поддерживавшего греков, на должность надзирающего за строительством. Восстановление храма долгое время тормозилось исками иерусалимских армян и католиков, настаивавших на участии в реконструкции. Масштабные строительные работы начались только в кон. июля 1809 г. К кон. осени была восстановлена ротонда над Св. Гробом и перестроен Кувуклий. В ходе ремонтных работ греческий архит. Калфас Комнин из Митилини удалил из интерьера многие элементы готического убранства, восходившие ко временам крестоносцев и францисканской реконструкции Кувуклия сер. XVI в.

Строительство было осложнено внутриполитическими конфликтами в османской Палестине. Корпорация иерусалимских янычар, включавшая в себя значительную часть торгово-ремесленного населения города и тесно связанная с католиками и армянами, пребывала в конфронтации с дамасским пашой Гендж Юсефом, поддерживавшим греков. Ситуацию усугубляло нежелание святогробцев платить подать за строительство храма местной мусульм. знати. Паша ограничил привилегии иерусалимских янычар и ввел собственный гарнизон в городскую цитадель. Вскоре после ухода паши из Иерусалима, 17 дек. 1809 г., в городе вспыхнуло восстание. Мятежные янычары убили и ранили неск. рабочих в храме, разграбили Патриархию; руководство Святогробского братства и архитектор много дней скрывались, опасаясь смерти. 9 (или 8) янв. 1810 г. войско дамасского паши неожиданно ворвалось в Иерусалим и подавило мятеж. Строительные работы в храме возобновились.

Несмотря на продолжавшиеся судебные тяжбы с армянами, настаивавшими на самостоятельном восстановлении ранее принадлежавших им участков, к нач. осени 1810 г. ремонт завершился, и 16 (или 13) сент. храм был освящен. Строительные работы обошлись ИПЦ в неск. миллионов пиастров; примерно столько же ушло на подношения османским сановникам, судебным властям, пашам Дамаска и Акки, палестинским мусульм. старейшинам.

Однако в февр. следующего года армянам удалось добиться выхода указа о совместном владении св. местами Вифлеема и Гефсимании и выплате грекам символической компенсации за восстановление арм. участков храма, что означало закрепление этих приделов исключительно за Армянским Патриархатом. Также и католики сумели вернуть многие свои участки и восстановить привилегии в богослужении, овладели Кувуклием и выбросили оттуда православные лампады. Колебания внешнеполитического курса Османской империи привели к опале и казни братьев Мурузи (1812), что резко ослабило позиции греков в имперских властных структурах.

П. понадобилось много лет, чтобы шаг за шагом восстановить часть утраченных позиций. В дек. 1817 г. он добился султанского фирмана о равных с католиками правах на богослужение у Св. Гроба, в 1819 г.- уравнения числа лампад и икон в Кувуклии, тогда же или в 1820 г.- возвращения ц. Пастырей под Вифлеемом (захвачена католиками в 1811).

Значительное усиление позиций Российской империи после окончания наполеоновских войн побудило П. возобновить контакты ИПЦ с сев. единоверцами, прерванные более 3 десятилетий назад. Налаживание связей было облегчено присоединением к России Бессарабии, где находилось неск. святогробских метохов. В 1814 г. усилиями одного из российских чиновников греч. происхождения в Таганроге был учрежден греч. мон-рь, приписанный к ИПЦ. Начиная с сер. 10-х гг. XIX в. П. неоднократно отправлял послания к обер-прокурору Синода Русской Церкви кн. А. Н. Голицыну и Кишинёвскому митр. Гавриилу (Банулеску-Бодони), испрашивая политическую и финансовую помощь для ИПЦ, обремененной тяжелыми расходами на восстановление храма Св. Гроба и противостояние с еретическими исповеданиями. По ходатайству Синода в 1816 г. патриарху было выделено 25 тыс. р. из сумм «палестинских штатов» - особой статьи гос. расходов, предназначенной для поддержки ближневост. Церквей. Представитель ИПЦ в России святогробский архим. Арсений, выходец из донских казаков, сумел в 1815 г. получить разрешение Синода Русской Церкви на сбор пожертвований для Св. Гроба, а в 1818 г. добился передачи ц. ап. Филиппа у Арбатских ворот в Москве под подворье ИПЦ. Одновременно расширялось рус. присутствие в Палестине: росло число паломников (100-200 чел. ежегодно на кон. 10-х гг. XIX в.), было открыто российское консульство в Яффе (1820). Обильная милостыня Св. Гробу и растущие доходы от паломничества позволяли ИПЦ выплачивать проценты по долгам и безбоязненно брать новые займы. Эти средства были израсходованы на украшение св. мест, строительство гостиниц для паломников и масштабную перестройку мон-ря в Вифлееме.

Однако начало Греческого национально-освободительного восстания в 1821 г. вызвало суровые репрессии против правосл. Церкви, прервало паломничество к св. местам, парализовало деятельность святогробских сборщиков милостыни и обрушило экономику ИПЦ. Вести о восстании пришли в Палестину 6 апр., в Великую среду. Наместник Прокопий, подкупив иерусалимские власти, убедил их не распространять эти сведения до окончания пасхальных торжеств, чтобы избежать нападений мусульм. простонародья на паломников. 25 апр. были оглашены султанские указы о приведении в боевую готовность османских войск в Леванте и о мерах предосторожности по отношению к христ. населению. Начались грабежи христ. домов и мон-рей под предлогом поисков оружия. Российский консул бежал из Яффы, опасаясь за свою жизнь. Мн. святогробские архиереи были заключены в тюрьму и принуждены уплатить большой выкуп. Братство было обложено непосильными штрафами, на уплату к-рых святогробцы отдали все свои личные накопления, а потом расплавили церковную утварь. В лит-ре фигурируют сведения о том, что было обращено в слитки 640 кг золота и 32 т серебра (Базили. 2007. С. 467). В кон. мая пришли известия о казни на Пасху К-польского патриарха сщмч. Григория V; утверждали, что был казнен и П., но через 2 недели выяснилась несостоятельность слухов о его гибели. Тревожную ситуацию усугубили новые султанские указы от 29 июня об усилении бдительности, к-рые иерусалимская чернь истолковала как призыв к погрому греков. Готовившуюся резню сумели предотвратить иерусалимский муфтий и дамасский паша, однако святогробцам пришлось заплатить местной знати 125 тыс. пиастров за гарантии безопасности. За неск. месяцев, с мая по июль, ИПЦ была полностью разорена.

Среди ближневост. османских наместников особо выделялся преследованиями христ. духовенства аккский паша Абдаллах. В кон. 1821 г. он взбунтовался против султанской власти, и на его усмирение были отправлены войска 3 пашей. Военные действия сопровождались новой волной поборов с податного населения на содержание войск. Помилование Абдаллаха и прекращение мятежа в 1823 г. были встречены христианами с облегчением, однако не привели к снижению налогового бремени. Осенью 1824 г. началось восстание против притеснений властей в Вифлееме и окрестных христ. и мусульм. селениях. Иерусалимский градоначальник сажал в тюрьму правосл. феллахов, приходивших в город, и требовал за их освобождение большой выкуп, к-рый было вынуждено уплачивать Святогробское братство. Точно так же братство платило подати за бедуинское племя убейдиев, считавшее себя состоящим под покровительством лавры св. Саввы Освященного. Появление в Палестине зимой 1824/25 г. дамасского паши с войском вызвало бегство зачинщиков мятежа, к-рые укрыли свое имущество в мон-рях под Вифлеемом. По приказу паши был схвачен и подвергнут пыткам игумен мон-ря прор. Илии Флавиан, у к-рого требовали выдать имущество мятежников. Вифлеем избежал штурма, выплатив выкуп в 100 тыс. пиастров - их в складчину собрали главы греческого, францисканского и армянского мон-рей и жители города. Уход паши с караваном хаджа вызвал новое восстание горожан и феллахов Палестины. Османская администрация была изгнана из Иерусалима, в стране царила анархия, однако Святогробское братство было избавлено от большей части поборов. В нач. окт. 1826 г. Иерусалим был осажден войском паши Абдаллаха и сдался. Последовало взыскание податей с населения, в т. ч. с правосл. духовенства, за 2 года. Не имея средств, святогробцы обратились за помощью к П. В этих тяжелых обстоятельствах П. скончался после 3 дней болезни. Его правление было одним из самых сложных периодов в истории ИПЦ.

Ист.: Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. ᾿Ανάλεκτα. Τ. 3 (по указ.); Неофит Кипрский. Двадцатилетие или продолжение всего случившегося в православной Иерусалимской Церкви с 1821 г. до настоящего 1841 г. // Мат-лы для истории Иерусалимской патриархии XVI-XIX вв. СПб., 1901. Т. 1. С. 121-152; он же. Рассказ о находящихся в Иерусалиме христианских вероисповеданиях и о ссорах их между собой по поводу мест поклонения // Там же. С. 33-60; Максим Симский. История Иерусалимских патриархов со времен 6 вселенского собора до 1810 г. // Там же. 1904. Т. 2. С. 107-130; Прокопий Назианзин Арабоглу. Попираемый Иерусалим // Там же. С. 183-350; Καλλίνικος (Δελικάνης), ἀρχιμ. Τὰ ἐν τοῖς κώδιξι τοῦ Πατριαρχικοῦ ᾿Αρχειοφυλακείου σωζόμενα ἐπίσημα ἐκκλησιαστικὰ ἔγγραφα. Κωνσταντινούπολις, 1904. Σ. 514-518; Муравьев А. Н. Путешествие к святым местам в 1830 г. // Св. места вблизи и издалека: Путевые заметки рус. писателей 1-й пол. XIX в. М., 1995. С. 166-174; Базили К. М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. М., 2007. С. 127-132, 453-492.
Лит.: Каптерев Н. Ф. Сношения Иерусалимских патриархов с рус. правительством. СПб., 1898. Т. 2. С. 511-579; Χρυσόστομος (Παπαδόπουλος), αρχιεπ. Ιστορία της Εκκλησίας Ιεροσολύμων. Αθήνα, 2010. Σ. 544-563; Панченко К. А. Ближневосточное Православие под османским владычеством: Первые три столетия. М., 2012. С. 336-339.
К. А. Панченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также