ПОЛИКРАТ
Том LVII, С. 154
опубликовано: 26 июля 2024г.

ПОЛИКРАТ

[Греч. Πολυκράτης] († после 195), еп. Эфесский (90-е гг. II в.), участник Пасхальных споров. Известно, что П. происходил из семьи, в к-рой ранее 7 его родственников были епископами (Euseb. Hist. eccl. V 24). Будучи авторитетным лицом среди епископов провинции Асия, П. от лица этих кафедр обратился к Римскому еп. (папе) свт. Виктору I с посланием, в к-ром обосновал восточный обычай празднования Пасхи. Письмо П. сохранилось в изложении «Церковной истории» Евсевия Памфила (Ibid. III 31; V 24.2-8) и в трактате «О знаменитых мужах» блж. Иеронима (Hieron. De vir. illustr. 45); расхождения между версиями текста незначительны.

Евсевий упоминает также, что сохранилось «письменное свидетельство о правоте веры», составленное П. (Euseb. Hist. eccl. V 22), но до наст. времени этот текст не дошел. Т. о., послание к еп. Виктору является единственным сохранившимся произведением П. Оно было написано ок. 190 г., в период активного обсуждения вопроса об определении даты празднования Пасхи христианами, либо в 14-й день нисана, либо в воскресенье после него. П. отстаивает обычай празднования Пасхи 14-го нисана вне зависимости от дня недели и одновременно с началом евр. Песаха. Согласно П., эта традиция не прекращалась в М. Азии со времен св. апостолов Иоанна Богослова и Филиппа. Необходимость отстаивать эту позицию была вызвана тем, что большинство христ. общин к тому времени, и в т. ч. римская, праздновали Пасху в 1-е воскресение после 14-го нисана, основываясь в свою очередь на предании св. апостолов Петра и Павла. Свою позицию в споре П. объясняет тем, что она неукоснительно следует Евангелию и ее последователи были «великими светилами веры». Послание подписала большая группа епископов из М. Азии, имена к-рых в известных версиях письма опущены.

В ответ на это послание еп. Виктор принял решение письменно отлучить приверженцев празднования Пасхи 14-го нисана, однако свт. Иринею Лионскому, по-видимому, удалось вскоре найти компромиссное решение (Ibid. V 24). В послании к папе Римскому, к-рое свт. Ириней писал от лица Церкви Галлии (Ibidem), сравнивались традиции празднования Пасхи с разной продолжительностью соблюдения отдельными общинами Великого поста. Последнее было вызвано разнообразием древних обычаев и, по его наблюдению, не вызывало церковных разногласий. Свою мысль он подкрепляет упоминанием того, что в прежние годы сщмч. Поликарп Смирнский и свт. Аникет, еп. (папа) Римский, несмотря на ряд разногласий, вопрос Пасхалии не считали нужным обсуждать (Ibidem).

Письмо П. содержит указание на традицию почитания святых в М. Азии. П. упоминает о местах погребения апостолов Иоанна Богослова в Эфесе, Филиппа и 3 его дочерей в Иераполе Фригийском и Эфесе, Поликарпа в Смирне и др. (Ibid. III 31; V 24).

Дата смерти П. неизвестна; блж. Иероним уточняет, что он жил в правление имп. Септимия Севера (193-211).

Лит.: EEC. Vol. 2. P. 701; Болотов. Лекции. Т. 2. С. 429-435; Gerlach K. The Antenicene Pascha: A Rhetorical History. Leuven, 1998; Trebilco P. The Early Christians in Ephesus from Paul to Ignatius. Tüb., 2004; Tellbe M. Christ-Believers in Ephesus: A Textual Analysis of Early Christian Identity Formation in a Local Perspective. Tüb., 2009; Durell J. The Historic Church: An Essay on the Conception of the Christian Church and It's Ministry in the Sub-Apostolic Age. L., 2015; Wheatley A. Patronage in Early Christianity: It's Use and Transformation from Jesus to Paul of Samosata. Eugene (Or.), 2015.
А. Грюнерт
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АБДИШО армянский епископ, настоятель Сарептского монастыря в области Тарон
  • АВГУЛ (нач.VI в.?), еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.)
  • АВГУСТ († ок. 440), епископ, исп. (пам. зап. 2 мая)
  • АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
  • АВДА († 420), еп. г. Хормизд-Ардашир, сщмч. Персидский (пам. 31, 11, 12 или 30 марта, 5 сент., 17 окт.)
  • АВДА И АВДИЕС (IV в.), епископы, мученики Персидские (пам. греч. 14, 16 или 17 мая, 28 окт.)