Михаил Афанасьевич (6.11.1891, ст-ца Новотроицкая Лабинского отдела Кубанской обл.- 21.05.1960, г. Сан-Франциско, шт. Калифорния, США), протопр. Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), церковный писатель, публицист. Род. в семье псаломщика Афанасия Ивановича Польского и Любови Григорьевны (урожд. Толстова). Со стороны отца в его роду были церковнослужители, со стороны матери - казаки. Учился в Ставропольском ДУ и в Ставропольской ДС, к-рую окончил в июне 1914 г. по 1-му разряду. Большое влияние на П. во время учебы оказал преподаватель сектоведения Д. И. Боголюбов. 15 июля 1914 г. П. был назначен и. о. уездного миссионера 2-го района Ставропольской епархии. В 1916 г. призван на военную службу, произведен в чин поручика. Служил в 492-м Барнаульском пехотном полку. В февр. 1917 г. уволен с военной службы. 14 сент. 1918 г. назначен уездным миссионером в Кубанской обл. 29 июля 1920 г. рукоположен Кубанским еп. Сергием (Лавровым) во диакона, 1 сент. того же года - во иерея к Архангельско-Михайловскому собору г. Темрюка Кубано-Черноморской обл. Из-за преследования со стороны советских властей за миссионерскую деятельность переехал в Москву, где с сент. 1921 г. учился у профессоров МДА до окончательного закрытия академии. В 1923 г. посетил Саровскую в честь Успения Пресв. Богородицы и Оптину в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пустыни. Стал духовным сыном прп. Алексия (Соловьёва), старца Зосимовской в честь Смоленской иконы Божией Матери пуст. В февр. 1922 г. получил от Верейского еп. сщмч. Илариона (Троицкого) разрешение на миссионерскую проповедь в храмах Московской епархии. 2 марта 1922 г. назначен 3-м священником к Преображенскому храму на Преображенской заставе в Москве.
В нач. 1923 г. был арестован и 4 месяца находился в Бутырской тюрьме за противодействие обновленчеству. 16 июля того же года вновь арестован. 7 дек. 1923 г. приговорен Комиссией при НКВД по административным высылкам к 3 годам заключения в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). В лагере работал сетевязальщиком и рыбаком в Филимоновой тоне вместе с еп. Иларионом (Троицким). В 1926 г. еп. Иларион наградил П. одновременно камилавкой и наперсным крестом. 19 нояб. того же года решением Особого совещания при Коллегии ОГПУ по отбытии срока заключения в лагере приговорен к 3 годам ссылки в Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар). Находился в ссылке вместе с Богородским еп. Платоном (Рудневым). К концу отбывания срока заключения перешел на нелегальное положение. Поддерживал связь с деятелями движения иосифлян (см. Иосифлянство). При содействии архит. В. Н. Максимова в марте 1930 г. П. перешел советско-иран. границу. В то время, когда П. находился в заключении на Соловках, скончалась его супруга, Татьяна Васильевна (1897-1925); дочь Лидия (род. в 1915) подвергалась гонениям за деятельность отца и умерла в 30-х гг. ХХ в.
С 1 авг. 1930 г. П. служил сверхштатным клириком Николаевского храма РПЦЗ в Тегеране. При помощи брит. чиновников 23 окт. того же года прибыл в Русскую духовную миссию (в юрисдикции РПЦЗ) на Св. земле. В 1931 г. в Иерусалиме был издан очерк П. «Положение Церкви в Советской России», к-рый получил широкую известность в русской эмиграции и вызвал полемику таких видных деятелей, как Литовский митр. Елевферий (Богоявленский), И. А. Ильин, П. Н. Милюков и А. В. Карташёв. 30 июня 1934 г. П. решением главы Русской духовной миссии на Св. земле архиеп. Анастасия (Грибановского; впосл. митрополит, с 1936 первоиерарх РПЦЗ), назначен настоятелем правосл. общины в Бейруте. В апр. 1935 г. постановлением Архиерейского Синода РПЦЗ возведен в сан протоиерея.
С 3 янв. 1938 г.- настоятель лондонского прихода в честь Успения Пресв. Богородицы. В июле того же года вместе с архиеп. Нестором (Анисимовым; впосл. митрополит) и архим. Нафанаилом (Львовым; впосл. архиепископ) принял в Лондоне участие в торжествах, посвященных 950-летию Крещения Руси. В авг. 1938 г. на II Всезарубежном Соборе в Сремски-Карловци выступил с докладом «О духовном состоянии русского народа под властью безбожников». Во время второй мировой войны при налетах на Лондон нем. авиации храм рус. общины на Бакингем-Палас-роуд получил повреждения от бомб, неск. прихожан были убиты; П. тогда продолжал усердно духовно окормлять паству, уделяя особое внимание молодежи. 11 сент. 1939 г. награжден Архиерейским Синодом РПЦЗ палицей, 26 нояб. 1945 г.- наперсным крестом с украшениями и 25 июня 1947 г.- митрой. В 1946-1947 гг. редактировал ж. «Церковная летопись». Будучи в Лондоне духовником вел. кнг. Ксении Александровны, П. получил от нее вещи св. Царственных страстотерпцев, переданные впоследствии в Джорданвиллский во имя Святой Троицы монастырь.
Решением Сан-Францисского архиеп. Тихона (Троицкого) от 1 мая 1948 г. принят в причт Богородице-Скорбященского собора Сан-Франциско. Отстаивал в печати и при посещении приходов в Сиэтле и Ванкувере обязательность канонического подчинения Митрополичьего округа в Северной Америке Архиерейскому Собору РПЦЗ. Принял активное участие как эксперт-канонист в судебном процессе за право собственности на Преображенский храм в Лос-Анджелесе, завершившемся в пользу РПЦЗ. 14 дек. 1948 г. в признательность за труды Архиерейский Синод РПЦЗ возвел П. в сан протопресвитера. В изданной в том же году в Джорданвилле кн. «Каноническое положение высшей церковной власти в СССР и заграницей» П. обосновывал позицию, согласно к-рой «продолжателем, преемником и защитником принципов прежней до подсоветской церковной власти является Заграничный Синод». Книга повторяла структуру и аргументацию составленного в 1929 г. и переданного за границу членами иосифлянского течения машинописного сб. «Дело митрополита Сергия», но перенесла внутрироссийскую церковную полемику кон. 20-х гг. на проблемы Зарубежной Церкви сер. ХХ в. Книга П. инициировала в печати дискуссию о принципах канонического устройства церковной жизни в диаспоре. В ответ на ряд статей принадлежавшего тогда к Западноевропейскому Экзархату русских приходов Константинопольского Патриархата свящ. А. Д. Шмемана (впосл. протопресвитер Православной Церкви в Америке), считавшего, что территориальный принцип церковной организации доминирует над национальным, П. в 1952 г. опубликовал работу «Очерк положения русского экзархата Вселенской юрисдикции», в к-рой отстаивал принцип единства иерархии и управления для национальной Церкви. В данной работе П. определял иерархов РПЦ, находившихся в общении с митр. Сергием (Страгородским; с 1943 патриарх Московский и всея Руси), «падшими во время гонений» (Каноническое положение. 1948. С. 160-168). При этом П. указывал на 34-е апостольское правило как на основополагающее для осуществления принципа соборности в жизни. Ответом на книгу П. «Каноническое положение высшей церковной власти в СССР и заграницей» стала выпущенная в Париже в 1960 г. в защиту РПЦ книга С. В. Троицкого «О неправде Карловацкого раскола».
В 1949 г. в Джорданвилле вышел 1-й том труда П.- «Новые мученики Российские», в к-ром автор впервые объединил в одном сборнике сведения из печати и присланные ему свидетельства жизни и смерти пострадавших за веру. Часть сведений была собрана П. во время пребывания на нелегальном положении в СССР. С 1955 г. П. состоял протопресвитером кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско, был избран зам. председателя епископального совета Западноамериканской епархии РПЦЗ; рассматривался Архиерейским Синодом РПЦЗ в качестве кандидата во епископы. 19 марта 1956 г. Архиерейский Синод РПЦЗ поставил П. на вид «невнимательное отношение к данному ему поручению по председательствованию на приходском собрании Сеаттльского [букв.] прихода и за допущенные там отступления от Приходского устава» и вынес «строгий выговор за непозволительные и соблазнительные слова о Восточных Патриархах, сказанные при выполнении поручения от Высшей Церковной власти...». 3 окт. 1957 г. П. вышел за штат, был причислен сверхштатным священником к клиру Богородице-Скорбященского собора в Сан-Франциско. В том же году был опубликован 2-й том главного агиографического труда П.- «Новомученики и исповедники Российские». Впосл. материалы обоих томов легли в основу именослова прославленного РПЦЗ в 1981 г. Собора новомучеников и исповедников Российских. В 1959 г. к печати был подготовлен 3-й том собрания, который, однако, не был издан. П. работал над так и не увидевшим свет монументальным трудом «Связь земной и небесной Церкви».
Похоронен на Сербском кладбище в г. Колма (шт. Калифорния).