АРСЕНЬЕВ
Том III , С. 448-449
опубликовано: 21 февраля 2009г.

АРСЕНЬЕВ

Н. С. АрсеньевН. С. Арсеньев

Николай Сергеевич (16.05.1888, Стокгольм - 18.12. 1977, Сиклифф, США), рус. религ. писатель, публицист, культуролог. Род. в семье дипломата. В 1910 г. окончил историко-филологический фак-т Московского ун-та. Большую роль в становлении взглядов А. сыграли философские кружки и об-ва, к-рые он активно посещал: Об-во памяти кн. С. Н. Трубецкого (по собственному признанию А., сам он был под сильнейшим влиянием книг Трубецкого), «Кружок ищущих христианского просвещения» («душой» к-рого был В. А. Кожевников), Религиозно-философское об-во памяти Вл. Соловьёва и др. Продолжил учебу в Германии, получил степень д-ра философии в Кёнигсбергском ун-те. С 1914 г. приват-доцент кафедры западноевроп. лит-ры Московского ун-та. В 1914-1916 гг. служил в Красном Кресте на сев.-зап. фронте. В революции 1917 г. А. видел болезненный разрыв культурной преемственности и в неск. брошюрах призывал соотечественников к духовной и гражданской ответственности. С нояб. 1917 по февр. 1918 г. находился в Белой Армии. В 1918-1920 гг. профессор кафедры сравнительной истории религий Саратовского ун-та. В эти годы А. дважды подвергался аресту, в 1920 г. эмигрировал. Преподавал историю рус. культуры и духовной жизни на философском фак-те Кёнигсбергского ун-та (1920-1944) и богословские дисциплины на правосл. фак-те Варшавского ун-та (1926-1938). А. стал одним из членов-учредителей Софии Св. братства, основанного прот. С. Булгаковым (Прага, 1923), живо интересовался церк. и культурной жизнью рус. эмиграции, особенно молодежи, присутствовал на съездах рус. студенческого христ. движения (РСХД). А. участвовал в конференциях Албания св. и прп. Сергия содружества и экуменическом движении (конференции в Лозанне (1927) и Эдинбурге (1937)). Являлся постоянным автором ж. «Путь». В 1945 г. А. выехал из Германии в Париж. Преподавал в различных учебных заведениях. В 1948 г. переехал в США, куда был приглашен в качестве профессора Владимира св. семинарии в Нью-Йорке, где одновременно с А. работали Н. О. Лосский, прот. Г. Флоровский, Г. П. Федотов. В этот же период А.- почетный д-р богословия Православного Богословского ин-та прп. Сергия Радонежского в Париже (1960), приглашенный профессор в Монреальском ун-те и профессор истории культуры в Русско-Американском ин-те в Нью-Йорке (1963). В 1971-1977 гг. председатель Рус. академической группы в США. А. читал лекции в ун-тах и христ. орг-циях европ. стран, был принят на аудиенции папой Иоанном XXIII (1959), в качестве почетного гостя присутствовал на Ватиканском II Соборе.

А. принадлежат мн. работы на культурологические, литературоведческие и философско-богословские темы, воспоминания, неск. сборников стихов. В ранних сочинениях А. исследует пессимистическое миросозерцание как общее явление в культурах разных эпох и народов и ставит задачу преодоления «пессимизма на путях мистики» (Жажда подлинного бытия. С. 7). В христ. мистике он находит примеры единства духовной жизни на Востоке и Западе. Это единство, по мнению А., ярко проявилось в образах великих святых, «сияющих для одного народа... а потом, через ряд веков, воссиявших и для многих других христиан другой культуры, другого исповедания» (Единый поток жизни. С. 64). Начиная со 2-й пол. 20-х гг. ХХ в. в сочинениях А. значительное место занимает проблема единения христиан. Его работы имели важное значение для рус. диаспоры.

Соч.: Жажда подлинного Бытия: Пессимизм и мистика. Берлин, 1922; Пессимизм и мистика в древней Греции // Путь. П., 1926. № 4. С. 450-461; № 5. С. 589-603; О современном положении христианства. Варшава, 1927; О литургии и таинстве Евхаристии. П., 1928; Православная Церковь и западное христианство. Варшава, 1929. Ч. 1: Православие и католичество; Православие, католичество и протестантизм. П., 1930. 19482; Доклад смешанной богословской комиссии [по вопросу сближения Англиканской и Православной Церквей]. Варшава, 1932; Из жизни Духа. Варшава, 1935; Религиозный опыт апостола Павла. Варшава, 1935. Мюнхен, 1960; Эллинистический мир и христианство. Варшава, 1935; Мюнхен, 1960; The Primitive Christian Message and Present-Day Religious Trends. Milwaukee, 1936. L., 19372; The Devotional Meaning of the Eucharist: the Coming and the Presence of the Lord // The Ministry and the Sacrament. L., 1937. P. 80-94; The Holy Moscow. L., 1940; Von dem Geiste und dem Glauben der Kirche des Ostens. Lpz., 1941; [Вступ. ст.] // Хомяков А. Избр. соч. Н.-Й., 1955; Die Verklärung der Welt und des Lebens im ästhetischen und religiosischen Erlebnis. Gütersloh, 1955 (на рус. яз: Преображение мира и жизни. Н.-Й., 1959); Из русской культурной и творческой традиции. Франкфурт-на-Майне, 1959. L., 19922; Revelation of Life Eternal. N. Y., 1963; La piété russe. Neuchâtel, 1963; Die geistigen Schicksale des russischen Volkes. Graz, 1966; О жизни преизбыточествующей. Брюссель, 1966 [Библиогр.]; О Достоевском: Четыре очерка. Брюссель, 1972; Единый поток жизни: (К проблеме единства христиан). Н.-Й., 1973, 19932; Дары и встречи жизненного пути. Франкфурт-на-Майне, 1974; О красоте в мире: Сб. ст. Мадрид, 1974.
Лит.: Плетнев Р. В. Н. С. Арсеньев // Русская религиозно-философская мысль XX века: Сб. ст. / Под. ред. Н. Полторацкого. Питтсбург, 1975. С. 176-185; Балуев И. Профессор Н. С. Арсеньев // Новый журнал. Н.-Й., 1979. Кн. 131. С. 267-271; Зап. рус. акад. группы в США. Н.-Й., 1979. Т. 12: Посвящается памяти Н. С. Арсеньева [статьи С. А. Зеньковского, Г. А. Штаммлера, А. П. Оболенского, архиеп. Иоанна (Шаховского); библиогр. Т. Берда]. С. 7-61; Зернов Н. М. Русское религиозное возрождение XX в. П., 1991. С. 268, 276; Хализев В. Е. Н. С. Арсеньев как культуролог и литературовед // Обществ. науки за рубежом. Сер. 7. 1992. № 5/6; Филонова Л. Г. Н. С. Арсеньев // Русские философы: Кон. XIX - сер. XX в.: Антология. М., 1993. С. 5-17; Jernakoff N. N. S. Arseniev: His Contribution to Russian Religious and Philosophical Thought // Зап. рус. акад. группы в США. Н.-Й., 1994. Т. 26. С. 129-143; Братство Святой Софии: Мат-лы и док-ты, 1929-1939 / Сост. Н. А. Струве. М.; П., 2000.
С. И. Никитин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БОХАН Дорофей Дорофеевич, писатель, публицист, правосл. деятель
  • ДИМИТРИЙ (Вознесенский Николай Федорович, 1871 - 1947), архиеп. Хайларский, церковный писатель, богослов, педагог
  • ЗЁРНОВ Николай Михайлович (1898 - 1980), рус. религ. мыслитель, богослов, историк Церкви и рус. культуры, представитель экуменического движения
  • ИЛЬИН Иван Александрович (1883 - 1954), рус. религ. философ, правовед, публицист, общественный деятель
  • АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич (1937 - 2004), русский филолог, историк христианской культуры, литературовед, поэт
  • АВРААМИЙ (Палицын Аверкий Иванович; ок. 1550–1626), келарь Троице-Сергиева монастыря, писатель
  • АЙВАЗОВ Иван Георгиевич (1872-1964), богослов, публицист, миссионер
  • АКСАКОВ Иван Сергеевич (1823-1886), писатель, публицист, издатель, идеолог славянофильства
  • АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860), писатель, лит. критик, публицист и историк, один из главных теоретиков славянофильства
  • АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик