[Лат. Pontius Carthaginensis] (2-я пол. III в.), св. (пам. зап. 8 марта), диак. из Карфагена, биограф сщмч. Киприана Карфагенского († 258), автор одного из наиболее ранних христ. Житий, к-рое могло оказать влияние на формирование традиции житийной литературы (агиографии). Немногие сведения о П. К. содержатся в его соч. «Житие и мученичество свт. Киприана», а также в небольшой заметке о нем в трактате блж. Иеронима Стридонского «О знаменитых мужах» (кон. IV в.; Hieron. De vir. illustr. 68). П. К. был диаконом и личным секретарем Киприана в последние годы его жизни (50-е гг. III в.). Он сопровождал Киприана во время его 2-й ссылки в Курубис (ныне Корба, Тунис; Pontius. Vita Cypriani. 11-12), а также был очевидцем его мученической кончины. При археологических раскопках Курубиса был обнаружен камень с именем Pontius (CIL. Vol. 9. Col. 980), к-рый, возможно, мог быть как-то связан с П. К.
Почитания П. К. как святого в римской Сев. Африке не зафиксировано. Его память впервые появляется под 8 марта в т. н. Малом Римском Мартирологе (сер. IX в.), где он назван мучеником. Используя эту заметку, а также рассказ о П. К. блж. Иеронима, в сер. IX в. Адон Вьеннский включил имя П. К. в свой мартиролог, и на его основе почитание П. К. утвердилось в Римско-католической Церкви.
«Житие и мученичество свт. Киприана» - единственное известное произведение П. К. Оно написано как панегирик, видимо, на годовщину кончины святого, спустя краткое время после нее. Житие имеет большую ценность как свидетельство современника и очевидца мн. событий, а также как один из первых памятников лат. агиографии. Сам П. К., ссылаясь на свои скромные литературные и риторические дарования, указывал, что он взялся писать не по своему желанию, но по многочисленным просьбам христиан. Исследователями отмечается влияние Мученичества св. Перпетуи на сочинение П. К. Житие выдержано в стиле позднеантичной риторики, сочетает в себе черты исторического повествования и панегирика, изобилует множеством риторических украшений, иногда усложняющих понимание текста. В сочинении подчеркиваются образ жизни Киприана как подражание Христу, его связь с общиной, Церковью, к-рая занимает место Римского гос-ва; события общественной жизни и даже церковная политика времени Киприана становятся второстепенны. Вместе с тем, описывая судебное преследование Киприана, П. К. показал прекрасное знание деталей функционирования рим. права в его время.