Геннадий Викторович (8.01.1940, г. Электросталь Московской обл.), российский историк искусства, д-р искусствоведения. В 1958-1964 гг. студент отд-ния истории искусств исторического фак-та МГУ им. М. В. Ломоносова (дневного; с 1960 на вечернем отделении в связи с поступлением на работу в ЦМиАР); в 1964 г. защитил дипломную работу на тему «О некоторых направлениях московской живописи посл. четв. XV - 1-й четв. XVI в.» (под рук. В. Н. Лазарева). С 1966 г. сотрудник Ин-та истории искусств Мин-ва культуры СССР в Москве (ныне ГИИ), ведущим сотрудником к-рого остается с 1984 г.; с 1986 г. профессор МГПУ, директор ЦМиАР (1994-2016), с 2012 г. почетный член РАХ, с 2019 г. заслуженный работник культуры РФ.
Знакомство с историей древнерус. искусства у П. проходило под руководством ведущих искусствоведов-медиевистов своего времени, уделявших основное внимание вопросам стиля и художественной формы, в их числе М. А. Ильин, Лазарев, Н. Е. Мнёва. Практика музейного дела была им освоена в ЦМиАР - одном из самых молодых музеев Москвы, организованном на территории Андроникова мон-ря. Университетская школа определила круг научных интересов П.- искусство средневек. Москвы XIV-XVI вв., преимущественно выраженное в памятниках иконописи (станковой живописи) и книжной иллюминации. Внимание к миниатюре было продиктовано не только эстетическим и художественным качеством этих произведений, но и насыщенной информативностью лицевой средневек. декорации - ее тесной связью с текстом и материалом рукописи, имеющей зачастую точную датировку, связь с конкретным автором, заказчиком, вкладчиком, местом вклада. Анализ стиля миниатюр и произведений иконописи Москвы XIV-XV вв. позволил П. воссоздать довольно подробно картину художественного развития древнерус. столицы в период, условно называемый «между Рублёвым и Дионисием». Работая со средневек. текстами и их иллюстрациями в миниатюре и в живописи, П. разработал собственный подход к изучению процессов стилистического развития средневек. искусства, к соотношению слова и образа в произведении, к-рый был им апробирован в статье об иллюстрировании текста Хождения ап. Иоанна Богослова в миниатюрах и иконах Др. Руси кон. XV в. (Иллюстрации «Хождения Иоанна Богослова» в миниатюре и станковой живописи кон. XV в. // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 208-221). Интерес к вопросам стиля в произведениях средневек. художественных центров, атрибуционные опыты остаются главным импульсом его научного творчества.
С 60-х гг. XX в. экспедиции в заброшенные храмы не только Подмосковья, но и др. регионов страны, в т. ч. и в самые отдаленные, постоянное участие в реставрационных советах и выработка новых подходов реставрации и музейного экспонирования, обмен опытом с музейными работниками на местах - таков спектр деятельности П. на протяжении его работы в ЦМиАР. Знаточество и научная эрудиция исследователя позволили ему обратиться к искусству тяготевших к столице удельных центров, таких как Дмитров кон. XV - 1-й трети XVI в., что нашло отражение в монографии (Художественная жизнь Дмитрова в XV-XVI вв.: Москва и искусство московских уделов. М., 1973) и основанной на ней канд. дис. «Художественная жизнь Дмитрова в XV-XVI вв.» (1974).
Дальнейший интерес П. к произведениям удельных средневек. княжеств оказался направлен на памятники древней Твери, давней политической и культурной соперницы Москвы. Выявленным в ходе собирательской, архивной и музейной работы памятникам живописи, иконам и лицевым рукописям XIV-XVI вв., был посвящен большой раздел в совместной монографии с А. В. Рындиной: «Живопись и прикладное искусство древней Твери» (серия «Центры художественной культуры средневековой Руси». М., 1979). Тверская живопись стала предметом его диссертации на соискание звания д-ра искусствоведения в 1982 г., а иконопись - темой отдельного альбома (Тверская икона XIII-XVII вв.: (Альбом). СПб., 1993), продолжившего серию тематических цветных альбомов по рус. иконописи, издававшихся с кон. 80-х гг. XX в. Как директор ЦМиАР, П. особое значение придавал разработке принципов научной реставрации и консервации, чему была посвящена статья, написанная совместно с А. И. Комечем в 1987 г. (Задачи научной реставрации: Итоги реставрации росписи Андрея Рублёва во Владимире // Проблемы реставрации памятников монументальной живописи: Сб. науч. тр. М., 1987. С. 19-30). Исследователь плодотворно сотрудничает с коллегами-искусствоведами и историками, без чего нельзя представить изучение произведений средневек. искусства к.-л. художественного центра или мастерской, он постоянный автор научных изданий ГИИ, ИРЛИ (Пушкинский дом), Ин-та славяноведения и балканистики АН СССР (ныне РАН) и др.
В сфере внимания ученого находятся древнейшие художественные памятники Твери: лицевая Хроника Георгия Амартола, Кашинский чин, лучшие произведения др. средневек. уделов - Звенигородский чин, фрески звенигородского Успенского собора на Городке или собора в Волоколамске; ряд уникальных рукописей: Феодоровское Евангелие, Евангелие московского Успенского собора, Евангелие Федора Кошки, Буслаевская Псалтирь, Лествица Герасима (Замыцкого). Ученого интересуют внешние связи Др. Руси с Балканами, с Грузией, Афоном, Византией и вопросы, связанные с визант. наследием, проявляющимся в разных вариантах (в копиях XVI в. с визант. древних икон, в реставрации визант. «монументального стиля» в позднесредневек. московских росписях), в интересе к уникальным визант. памятникам (напр., икона свт. Григория Паламы из собр. ГМИИ им. А. С. Пушкина). Отдельный предмет его внимания - исследование иконографии южнославянских, в т. ч. болгарских, святых, напр. прп. Иоанна Рыльского, реконструкция возникновения на Руси лицевых проскинитариев (путеводителей по Св. земле). Источником вдохновения для атрибуционных заметок становятся предметы, относимые к миру «малых форм», по функции связанные с литургической или мемориальной средой. Постоянный научный поиск, обогащение исследовательских методов (иконографического и стилистического) и достижений приводят к новому уровню в изучении разработанных ранее тем: спустя 34 года выходит новое исследование, посвященное значению московского вклада в художественную жизнь удельного Дмитрова (кон. XIV - 1-я треть XVI в.). Среди предметов особого интереса П.- стилистические принципы и особенности работы разных мастерских, состав ризничных иконных коллекций и иконостасов рус. мон-рей и храмов, проблема творческого метода, духовного «портрета» средневек. художников, соотнесения их с важнейшими этапами духовной жизни того или иного периода. Итогом изучения стали монографии по персоналиям важнейших мастеров рус. средневековья - Феофана Грека, прп. Андрея Рублёва и мастера Дионисия. Перу П. принадлежат статьи, посвященные анализу научного творчества старших коллег и современников: П. П. Муратова, Д. И. Арсенишвили, Н. А. Дёминой, И. А. Ивановой, О. И. Подобедовой, Л. И. Лифшица, Э. С. Смирновой.