ПОРФИРИЙ ГАЗСКИЙ
Том LVII, С. 554-558
опубликовано: 19 сентября 2024г.

ПОРФИРИЙ ГАЗСКИЙ

Содержание

[Газийский; греч. Πορφύριος ὁ Γάζης] (347-420), свт. (пам. 26 февр.), еп. Газы Палестинской.

Источники

Основной источник сведений о П. Г.- его Житие, сохранившееся как труд Марка Диакона (BHG, N 1570). Однако Марк Диакон, выступающий активным действующим лицом повествования и, по-видимому, бывший немногим младше П. Г., умершего в 420 г. в возрасте 73 лет, не мог быть автором греч. текста в том виде, в каком мы его имеем в наст. момент. Такое заключение следует из того факта, что Житие (в т. ч. и пролог) содержит почти дословные заимствования из «Истории боголюбцев» Феодорита, еп. Кирского, 1-я версия к-рой появилась в 443-444 гг., когда Марк должен был бы быть уже почти столетним старцем. Древний груз. перевод Жития, сделанный с сир. языка, содержит этот заимствованный текст, но без пролога, а следов., восходит к греч. тексту BHG, N 1570. Житие датируется чрезвычайно широко: от 445 до 556 г. Последняя дата основана на нек-рых очень точных параллелях с сочинениями Кирилла Скифопольского. Марк Диакон - автор, несомненно, фиктивный. В центре внимания настоящего составителя Жития находится не столько фигура П. Г., сколько христианизация Газы - главного оплота язычества в Палестине. Синаксарные заметки (под 26 февр. и 2 марта), в т. ч. в арм. синаксарях, а также сокращенные версии BHG, N 1571 и BHG, N 1572 целиком зависят от BHG, N 1570. Палестинские епископы с именами Порфирий упомянуты у блж. Иеронима Стридонского (Ep. XCII) и блж. Августина (Aug. Contr. Julian. // PL. Vol. 44. Col. 663).

Биография

Свт. Порфирий Газский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 424)Свт. Порфирий Газский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 424) П. Г. род. в Фессалонике в знатной и богатой семье. Повзрослев, он отправился в егип. Скит, где принял постриг. Через 5 лет он совершил паломничество в Иерусалим и поселился в пещере близ Иордана, где провел также 5 лет. Заболев циррозом печени, П. Г. переселился в Иерусалим. Здесь он познакомился с Марком, которого просил отправиться в Фессалонику. В городе Марк должен был разделить наследство П. Г. с его братьями и раздать часть наследства подвижника бедным. Пока Марк этим занимался, П. Г. чудесным образом исцелился, увидев во сне, как Христос повелел добродетельному разбойнику сойти с креста и излечить болящего. Сумма наследства оказалась весьма велика - 4,3 тыс. золотых, не считая одежд и серебряных изделий. Все раздали бедным в Фессалонике и Иерусалиме и вложили в монастыри в Палестине и Египте. П. Г., подражая ап. Павлу, занялся ремеслом кожевенника. Услышав о его добродетелях, еп. Праилий рукоположил П. Г. во пресвитера в возрасте 45 лет, т. е. в 392 г., и назначил хранителем Животворящего Древа Св. Креста (термин «ставрофилак», часто встречающийся у Кирилла Скифопольского, в Житии еще не употребляется). Епископом Иерусалимским на самом деле тогда был Иоанн II (386/7-417), к-рый и рукоположил П. Г., но о к-ром агиограф, очевидно, предпочел умолчать ввиду его сомнительной репутации, поставив вместо него вполне православного Праилия (417-422). Через 3 года скончался еп. Газы Эней, и немногочисленные христиане этого города отправили представителей к своему митрополиту Иоанну Кесарийскому, прося поставить им епископа. Тот, по Божию откровению, обратился к Праилию с просьбой прислать П. Г., и вскоре тот был рукоположен Иоанном во епископа Газы (395). Паства его составляла на тот момент 280 чел., но непрерывно увеличивалась в течение его епископства.

Через нек-рое время П. Г. решил закрыть языческие святилища в Газе (языческие жертвоприношения к тому времени уже были запрещены имп. Феодосием I Великим). Вначале он послал Марка к свт. Иоанну Златоусту в К-поль, чтобы тот через влиятельного евнуха Евтропия воздействовал, напр., на имп. Аркадия. Император издал соответствующее распоряжение, и прибывший в Газу чиновник с отрядом солдат закрыл все языческие храмы, кроме самого главного - Марнейона, к-рому за взятку позволил тайно функционировать. Поскольку небольшая христ. община Газы подвергалась сильному давлению со стороны язычников, П. Г. предложил митр. Иоанну плыть в К-поль, хотя уже приближался октябрь (вероятно, 400 г.). Они отплыли 23 сент. и через 10 дней прибыли на о-в Родос, где встретились с отшельником Прокопием. Тот подробно объяснил им, как найти подход к имп. чете. В результате П. Г. и Иоанн добились приема у имп. Евдоксии, к-рая в тот момент была беременна буд. имп. Феодосием II (род. 10 апр. 401). Уже после рождения сына императрице удалось с помощью разных уловок преодолеть сопротивление имп. Аркадия, не желавшего вызывать недовольство у жителей Газы, богатых налогоплательщиков, и добиться указа об уничтожении языческих святилищ в городе. Получив большие суммы, в т. ч. на возведение церкви, епископы отплыли в Газу 18 апр., по-видимому, 402 г. Проверить историчность этого повествования невозможно, т. к. ни в каком др. источнике эти события не отражены. Вскоре после прибытия П. Г. в Газу там началось тотальное уничтожение языческих храмов. Из-за начавшихся преследований мн. язычники стали креститься, чтобы спастись от репрессий, однако П. Г. велел принимать всех, не разбирая причин крещения, говоря, что иногда человек обращается к лучшему под давлением обстоятельств. Марнейон был сожжен, и на месте святилища под рук. антиохийского архит. Руфина началось возведение церкви согласно чертежу, присланному имп. Евдоксией. В честь нее храм получил имя Евдоксиана. Главным вдохновителем строительства выступил П. Г., к-рый лично присутствовал при работах. Во время строительства произошло чудо: 3 мальчика провалились в глубокий колодец. Сбежавшиеся люди звали их, но не слышали никакого отклика. П. Г., тоже прибежав, усердно молился, и, когда вниз на веревке спустили человека, тот обнаружил 3 детей совершенно невредимыми. Евдоксия прислала мраморные колонны для храма (это должно было произойти до 404, когда она умерла). Стройка завершилась через 5 лет, и на Пасху (не ранее 407) П. Г. освятил храм. Согласно груз. переводу, он учредил и богадельню, но в греч. тексте упомянуто лишь о регулярном пособии для бедных и странников. В это же время состоялся публичный диспут между П. Г. и манихеянкой Юлией. Та многословно и подробно обосновывала свое учение, используя, в частности, светскую науку. П. Г. в ответ сказал: «Бог… да поразит твой язык и заградит уста, чтобы не богохульствовали». Юлия потеряла дар речи и простояла неск. часов неподвижно на одном месте, а потом умерла. Через нек-рое время в Газе случился мятеж язычников, к-рые разгромили епископскую резиденцию. П. Г. и Марк бежали по крышам и нашли приют у девушки-служанки, к-рая затем крестилась и стала монахиней, причем автор утверждает, что она была еще жива во время написания Жития. Скончался П. Г. мирно, оставив церковные дела Газы в полном благоустройстве. О месте погребения святого агиограф ничего не сообщает.

Отсутствие локального культа П. Г. в Газе, видимо, объясняет тот факт, что почитание его засвидетельствовано не ранее X в., причем не в Палестине, а в К-поле. Тем не менее его Житие вошло в раннее собрание Четьих-Миней Студийского мон-ря и было переведено на церковнославянский язык в составе Новгородского 10-томного собрания. Память П. Г. отмечена уже в самых ранних текстах к-польских синаксарей.

Изд.: Haupt M. Marci diaconi Vita Porphyrii episcopi Gazensis // Abhandl. d. Königl. Akad. d. Wiss. zu Berlin, 1874. B., 1875. S. 171-215; Marc le Diacre. Vie de Porphyre, évéque de Gaza / Éd. H. Grégoire, M.-A. Kugener. P., 1930; Lampadaridi A. La conversion de Gaza au christianisme: La Vie de S. Porphyre. Brux., 2016. (SH; 94); Peeters P. La Vie géorgienne de Porphyre de Gaza // AnBoll. 1941. Vol. 59. P. 65-216 [древнегруз. пер.]; Марк Диакон. Житие св. Порфирия Газийского. Нил Синаит. Повесть об убиении монахов на горе Синайской и о пленении Феодула, сына его / Введ., пер. с греч., коммент.: Д. Е. Афиногенов. М., 2002.
Ист.: ActaSS. Febr. T. 3. P. 643-661; PG. 117. Col. 328 [Менологий Василия II]; SynCP. Col. 489-492, 499-502; Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Ed. F. Nau. P., 1912 (1915). P. 72, 119. (PO; T. 10. Fasc. 1); Le Synaxaire arménien de Ter Israël / Éd. G. Bayan. P., 1927. Vol. 7: Mois Méhéki. P. 128-139. (PO; T. 21. Fasc.1); MartRom. Comment. P. 78. Not. 6; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 3. Σ. 320-321; ЖСв. Февр. С. 455-477; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 164, 165, 170.
Лит.: Nuth A. De Marci diaconi Vita Porphyrii episcopi Gazensis: Quaestiones historicae et grammaticae: [Diss.]. Bonn, 1895; Nau F. [Рец. на:] Marc le Diacre. Vie de Porphyre / Éd. H. Grégoire, M.-A. Kugener // ROC. 1929/1930. Vol. 7(27). P. 422-441; Jerphanion G. La «Vie de Porphyre de Gaza» par Marc le Diacre // OrChr. 1931. Vol. 22. P. 170(50) - 179(59); A. E. [Рец на:]. Marc le Diacre. Vie de Porphyre // BZ. 1933. Bd. 33. S. 433; Leclercq H. Porphyre de Gaza // DACL. 1939. Vol. 14/1. Col. 1496-1502; Sauget J. M. Porfirio, vescovo di Gaza // BiblSS. 1968. Vol. 10. Col. 1039-1043; Couilleau C. Marc le Diacre // DSAMDH. 1980. T. 10. Col. 265-267; Glucker A. M. The City of Gaza in the Roman and Byzant. Periods. Oxf., 1987; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 399; Scopello M. Julie, Manichéenne d' Antioche // Antiquité tardive. P., 1997. T. 5. P. 187-209; Rubin Z. Porphyrius of Gaza and the Conflict between Christianity and Paganism in Southern Palestine // Sharing the Sacred: Religious Contacts and Conflicts in the Holy Land, First-Fifteenth Cent. / Ed. A. Kofsky, G.G. Stroumsa. Jerus., 1998. P. 31-66; Афиногенов Д. Е. Церковнослав. перевод Жития св. Порфирия Газского Марка Диакона и его текстологическое значение // ВДИ. 2001. Т. 2. С. 46-51; Childers J. W. The Georgian Life of Porphyry of Gaza // StPatr. 2001. Vol. 35. P. 375-384; idem. W. The Life of Porphyry: Clarifying the Relationship of the Greek and Georgian Versions through the Study of NT Citations // Transmission and Reception: New Testament Text-Critical and Exegetical Studies / Ed. J. W. Childers, C. Parker. Piscataway. 2006. P. 154-175; Lampadaridi A. L'Histoire de st. Porphyre de Gaza de la Vita aux notices du Synax. CP // AnBoll. 2011. Vol. 129. P. 241-246; idem. L'église Eudoxienne dans la Vie de Porphyre de Gaza (BHG 1570) et l'église de Saint Serge chez Chorikios // L'École de Gaza: Espace littéraire et identité culturelle dans l'Antiquité tardive: Actes / Éd. D. Amato et al. Leuven, 2017. P. 199-207; Τριβιζαδάκη Α. Η Ευδοξιανή Εκκλησία της Γάζας // Βυζαντινά. 2012. Τ. 31. Σ. 83-105; Teja Cosuso R. La Vida de Porfirio de Gaza de Marco el Diácono: Hagiografia histórica o invención hagiográfica? // L'historiographie tardo-antique et la transmission des savoirs / Éd. P. Blaudeau, P. Van Nuffelen. B., 2015. P. 145-152. (Millenium Studien; Bd. 55).
Д. Е. Афиногенов

Почитание в Грузии

На груз. языке сохранилось неск. версий Жития П. Г. Синаксарное сказание о нем под 2 марта представлено в составе Великого Синаксаря, переведенного в XI в. прп. Георгием Святогорцем, в рукописях XI в. из коллекций Национального центра рукописей Грузии, Екатерины великомученицы монастыря на Синае, Иерусалимской Патриархии, афонского Иверского монастыря (НЦРГ. А 97, 193, Н 2211, Hieros. Patr. iver. 24-25, Sinait. iber. 4, Ath. Iver. georg. 30). В рукописи XVI в. из коллекции Кутаисского государственного историко-этнографического музея под 26 февр. сохранились кименная (оригинальная) редакция Жития П. Г., нач.: მმანო საყუარელნო, ვინებე მე მითხრობად თჟუენდა ცხორება წმიდისა მამისა ჩუენისა პორფირი... (Братия возлюбленные, пожелал я описать вам житие святого отца нашего Порфирия...) (Кут. 1. Л. 192 об.- 225 об., издана П. Петерсом: AnBoll. 1941. Vol. 59. P. 65-216) и краткое изложение (ἐπιτομή, ეპიტომა) метафрастической (расширенной) редакции Жития П. Г., нач.: ღაზაჲ ჟალაჟი არს პალესტინისაჲ საზღვარსა მისსა და ეგჳპტისსა... (Газа - город Палестины, [расположенный] на ее границе с Египтом...) (Кут. 1. Л. 185 об.- 192 об.). В поздней рукописи XIX в. в переводе с рус. источника, осуществленном архим. Тарасием (Алекси-Месхишвили), дошла еще одна версия Жития святого, нач.: ღაზა ჟალაჟი არს პალესტინისა შესამზღვრებულ კერმოსა ეგვიპტისასა... (Город Газа находится в Палестине, на границе с Египтом...) (НЦРГ. А 312. Л. 33-43 об.) (Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 317-318).

Н. Н. К.

Гимнография

Память П. Г. зафиксирована довольно рано - уже в Иерусалимском Лекционарии (отражает практику V-VIII вв.) он упоминается 23 и 26 февр. (Tarchnisnvili. Grand Lectionnaire. Vol. 1. § 233, 236).

В Типиконе Великой церкви IX-XI вв., отражающем особенности кафедрального постиконоборческого богослужения К-поля, память П. Г. отмечена 26 февр. (и далее в др. памятниках - устойчиво в этот день) без богослужебного последования (Mateos. Typicon. T. 1. P. 240).

В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в.- малоазийской редакции Студийского устава - описание службы П. Г. включает стихиру 1-го гласа, канон плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа авторства Иосифа и седален того же гласа (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 423). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноиталийскую редакцию Студийского устава, указана служба П. Г. с «Аллилуия» (Arranz. Typicon. P. 125). В древнейших слав. рукописных Минеях студийской эпохи (XI-XII вв.) последование П. Г. включает седален, 3 стихиры (отличающиеся от помещенных в печатные Минеи) и канон (Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 54).

В ранних редакциях Иерусалимского устава XII-XIV вв. указана аллилуйная служба П. Г. (Lossky. Typicon. P. 194; Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 40). В слав. списках в ранних серб. редакциях (Типикон архиеп. Никодима 1319 г.- Миркович. Типикон. Л. 93а) память П. Г. указана без богослужебного последования; в рус. редакциях Иерусалимского устава с нач. XV в., в т. н. «Оке церковном», помещена служба П. Г. с «Аллилуия», в последовании помимо стихир-подобнов 8-го гласа, канона 4-го гласа и седальна 3-го гласа указан также кондак П. Г. 4-го гласа      В рус. первопечатных Типиконах 1610 и 1634 гг. последование П. Г. в целом то же, однако в Типиконе 1610 г. указан другой кондак, 3-го гласа:      В Типиконе 1695 г. указана служба П. Г. уже с пением тропаря      и др. кондаком, 2-го гласа:     .

В совр. русских и греческих книгах последование П. Г. 26 февр. отличается друг от друга. В греч. Минеях оно включает: кондак 2-го гласа ῾Ιερωτάτοις σου τρόποις κοσμούμενος̇ (совпадает с помещенным в рус. издания:     ) с икосом ῾Υπεραστράπτει πλέον ἡλίου̇ (Блистает паче солнца...); канон плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа c акростихом, в котором указано имя автора: Τὸ πορφυρίζον Ποιμένων ἄνθος σέβω. ᾿Ιωσήφ (Багряный пастырей цветок почитаю. Иосиф), нач.: Ταύτην τὴν φωτοφόρον, μνήμην σου̇ (Таковую светоносную память твою...), с ирмосом ῎Αισωμεν τῷ Κυρίῳ̇ (  ); на «Господи, воззвах» 3 стихиры-подобна 1-го гласа; седален 4-го гласа ᾿Εν πέτρᾳ τῆς πίστεως, ἐρηρεισμένος σοφέ̇ (В камень веры упершись, мудре...); ексапостиларий.

В рус. Минеях службу П. Г. составляют: тропарь 4-го гласа      (общий святителю; в т. н. Зеленых Минеях другой тропарь 4-го гласа: «Труды и болезни твоя, якоже по благочестию...»); кондак 2-го гласа (такой же, что и в греческих, но без икоса); 3 стихиры-подобна на «Господи, воззвах» 8-го гласа; седален 3-го гласа      . Канон 4-го гласа авторства Георгия, помещенный в современные рус. Минеи и не вошедший в греческие, можно проследить в многочисленных древних рукописях. Наиболее ранние содержащие канон П. Г. рукописи сохранились в б-ках Екатерины великомученицы монастыря на Синае (2 рукописи, XI и XIII вв.) и афонских монастырей Филофея преподобного (рукопись XII в.) и Дохиар (рукопись XIII в.), а также в Национальной б-ке св. Марка в Венеции (рукопись XIII-XIV вв.). Более поздние представлены в собраниях афонских мон-рей Ватопед (2 рукописи, XIV и XV вв.) и Великая Лавра (8 рукописей XV-XVII вв.), а также в музее Бенаки в Афинах (2 рукописи XVI в.). Канон имеет нач.: Πορφύραν ἡ ᾿Εκκλησία σήμερον̇ (      ), акростихи Πορφύριος ἔφραξε δυσσεβῶν στόμα (Порфирий заградил уста нечестивых) и Γεωργίου (Георгия - в богородичнах; оба акростиха в рус. издания не включены), ирмосы Θαλάσσης τὸ ᾿Ερυθραῖον πέλαγος̇ (   ) (Ταμεῖον. Σ. 170-171. N 511).

Н. Н. Крашенинникова

Иконография

Свт. Порфирий Газский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. О.I.58. Л. 101)Свт. Порфирий Газский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. О.I.58. Л. 101) В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота, созданной ок. 1730-1733 гг. на Афоне, описание облика П. Г. находится в разд. «Святые иерархи: внешний вид их и надписания»; указана его возрастная характеристика, основное внимание уделено особенностям внешности святого: «…старец, без волос до подбородка, от которого начинается остроконечная борода» (Ерминия ДФ. С. 161. № 43).

Свт. Порфирий Газский. Межецкая икона Божией Матери. 90-е гг. XIX в. Иконописец И. С. Чириков (Собрание русских икон при поддержке фонда ап. Андрея Первозванного)Свт. Порфирий Газский. Межецкая икона Божией Матери. 90-е гг. XIX в. Иконописец И. С. Чириков (Собрание русских икон при поддержке фонда ап. Андрея Первозванного)Представление о ранней иконографической традиции изображения П. Г. дает миниатюра в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 424, 1-я четв. XI в.). В соответствии с чином епископа облачен в светлый подризник, охристую фелонь, с омофором, на спускающемся конце к-рого на покровенной левой руке П. Г. держит кодекс в золотом окладе с камнями, правой, с орнаментированным поручем, охватывающим запястье,- благословляет. Он седовласый старец с аскетичным лицом, небольшая борода имеет клиновидную форму. Стоит на золотом фоне с архитектурными колонками, имитирующими мраморный киворий, задрапированный велумом - богатой вишневого цвета тканью с золотыми орнаментом и кистями, симметрично по сторонам - 2 постройки; на серо-зеленом поземе - мелкие кустарники и цветы. Следующий по времени идентифицируемый образ П. Г. представлен на минейном памятнике, на т. н. Синайском гексаптихе - иконе на дек.-февр. из комплекта миней мон-ря вмц. Екатерины на Синае (2-я пол. XI в.) (см.: Galavaris G. An 11th Century Hexaptich of the S. Catherine's Monastery at Mount Sinai. Venice; Athens, 2009. P. 87. Pl. 159), в рост, в фелони, с омофором (предпоследний, в нижнем, 9-м ярусе), но в отличие от имп. Минология он показан не седым, а темноволосым, также с клиновидной бородой. В целом будучи неизменным по типу, но преимущественно как старец, образ П. Г. встречается в ряде минейных циклов с сохранившимися изображениями на февр., как рукописных (напр., в греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов (РНБ. O. I. 58. Л. 191), в рост), так и настенных (напр., в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, 1317/18 - в рост; в ц. свт. Николая в Пелиново, 1717-1718 - погрудно).

В монументальной живописи образ П. Г. в соответствии с чином святителя размещали в алтарной зоне, напр. в ряде храмов на Св. Горе Афон на своде диаконника: в зап. компартименте диаконника в кафоликоне мон-ря Хиландар (1321/22); в кафоликоне мон-ря Дионисиат (1546/47, мастер Дзордзис Фукас); в кафоликоне мон-ря Кутлумуш (1539/40, мастер мон. Макарий); на своде арки из диаконника в алтарь в кафоликоне мон-ря Дохиар (1567/68, мастер Дзордзис Критский) (см. Τούτος Ν., Θουστέρης Γ. Ευρετήριον της μνημειακής ζωγραφικής του Αγίου ´Ορους, 10ος-17ος αιώνας. Αθήναι, 2010. Σ. 183 (N 184), 239 (N 139), 301 (N 159), 341 (N 205)).

В рус. иконописном подлиннике 2-й четв. XVII в. облик П. Г. уподобляется облику сходного с ним по типу святости и архиерейскому чину свт. Тарасия, архиеп. К-польского: «Сед, плешив, брада столже велика, аки у Тарасиа (свт. Тарасия, архиеп. К-польского.- Авт.); на конци уже; а на нем амфор; риза кресчата, испод бел» (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 75). В подлиннике Палехской редакции нач. XVIII в. из собрания Г. Д. Филимонова дан более традиц. вариант уподобления для такого типа святого - сщмч. Власию Севастийскому: «Сед, плешив, брада аки Власьева, на конце подвоилась, поуже, в омофоре, риза святительская крестечная, испод бел, в руке Евангелие» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 279; то же см.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 75). Описанием в Палехском подлиннике, поздними изображениями и Житием П. Г. воспользовался акад. В. Д. Фартусов в труде, изданном в качестве руководства для иконописцев в 1901 г.; он предложил писать святому хартию с текстом: «Аще хощеши души твоей избавитися от вечныя погибели, от отвержися зловерия твоего» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 192).

Образ П. Г. традиционно входит в состав миней иконописных (иконы на февр. из комплекта миней, напр.: кон. XVI в., ВГИАХМЗ; нач. XVII в., ЦАК МДА), гравированных (напр., лист на февр. из святцев на год работы Г. П. Тепчегорского, 1713-1714, ГЭ. Госкаталог РФ. № 13572754), литографированных (напр., олеография, кон. XIX в. ГИМ. Госкаталог РФ. № 16315101), рукописных (в кн. «Святцы сентярь-август», 2-я четв. XIX в., АОМИИ. Госкаталог РФ. № 13427381; святцы в молитвеннике с месяцесловом кнг. М. П. Волконской, проиллюстрированном в 50-х гг. XIX в. под рук. и при участии акад. Ф. Г. Солнцева (Молитвослов кнг. М. П. Волконской: Работы акад. живописи Ф. Солнцева / Сост.: Г. В. Аксёнова. М., 1998. С. 201)).

Несмотря на то что изображения этого Газского епископа считаются достаточно редкими, известны несколько его единоличных икон, написание которых было во многом обусловлено желанием заказчика иметь образ соименного святого. Наиболее примечательна икона-пядница (31,2×25,5 см) работы И. С. Чирикова, оставившего свою подпись на нижней лузге (кон. XIX в., собрание В. А. Бондаренко, см.: Обретенные сокровища: Из собр. В. А. Бондаренко: Кн.-календ. на 2005 г. Минск; Mil., 2004. Табл. V). Эта икона не только обладает высоким качеством тончайшего миниатюрного письма, но и отличается продуманностью иконографии: в композиции совмещены 2 события церковного календаря, приходящиеся на 26 февр.,- празднование памяти П. Г. и Межецкой иконы Божией Матери. П. Г. показан фронтально в рост, стоящим на красном подножии-орлеце на фоне города с протекающей у его стен рекой. Он облачен в орнаментированные подризник, фелонь с епитрахилью, палицей, омофором. В левой руке, через к-рую перекинут конец омофора, на плате П. Г. держит Евангелие, правой двуперстно благословляет. Облик св. старца близок к поздним описаниям подлинников, рекомендующих изображать его подобно сщмч. Власию Севастийскому: у П. Г. длинная, разделенная надвое клиновидная борода, лоб высокий, с залысиной. Над святым, в небе - Межецкая икона Божией Матери, к-рую держат 2 ангела. К такому же типу изображения относится образ П. на его иконе XIX в. (ГЭ. Госкаталог РФ. № 5261911). Святитель представлен в среднике фронтально, в рост, в красно-коричневом подризнике, оливкового цвета орнаментированном саккосе, с киноварными палицей и омофором с золотой отделкой, на груди - панагия; благословляет правой рукой, в левой - Евангелие. Слева и справа - по 4 клейма с избранными праздниками, образами Божией Матери и святых. Сохранилась небольшая икона с поясным образом П. Г., на которой дана достаточно вольная интерпретация его облика: показан в фелони, с митрой на голове, благословляющим правой рукой и с воздетым крестом (на уровне головы) в левой (XIX в., Красноярский краевой краевед. музей. Госкаталог РФ. № 16091305).

К варианту икон, связанных с покровительством небесного патрона, но по замыслу примыкающих к композициям посреднической молитвы святого, относится икона нач. XIX в. (НГОМЗ. Госкаталог РФ. № 7376265). В правой части композиции - ростовой образ П. Г., стоящего на подножии-орлеце. Его взор обращен к иконе Спаса Нерукотворного, расположенной над 2 клеймами в левой нижней части иконы с изображением действия в интерьере: в левом клейме - женщина в облачении, напоминающем монашеское, стоит перед ложем с болящей, в правом П. Г. показан у престола с подножием, на к-ром сидит жена в царских одеждах, и беседует с ней. Очевидно, оба клейма связаны с предсказанием о рождении сыновей. Если во 2-м клейме явно проиллюстрирован житийный эпизод о приеме П. Г. имп. Евдоксией, во время к-рого он предрек ей рождение сына, буд. имп. Феодосия II, то первое, видимо, связано с рождением самого П. Г. В пользу этой версии говорят фрагменты пояснительной надписи над клеймами: «...И ПРОРЕЧЕ РОДИТИ СНА... // ...УДЙС О НАСЪ ВЛАДЫЧИЦЕ ХРИСТА // ...ЖЕ ЗАТРУДЪ ТВОЙ ДАСТЪ ТЕБЪ // СЫНА, ИЖЕ И ВОЦАРИТЬ ТЕБЪ ПРЕД ОЧИМИ // ТВОИМИ».

В монументальной живописи изображение П. Г. представлено, напр., в росписи Успенского собора Троице-Сергиевой лавры (1684).

Лит.: LCI. Bd. 8. Sp. 222; Миjовић. Менолог. С. 277, 385; Евсеева. Афонская книга. С. 257. Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 36. Кат. 56; Иконы из частных собраний: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст. М., 2004. Кат. № 34, С. 205. Ил. на с. 61; Никитина Т. Л. Русские церк. стенные росписи 1680-х-1680-х гг. М., 2015. С. 253.
Э. В. Шевченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ (ок. 295 - 373), еп. Александрийский (с 328 г.), свт. ( пам. 18 янв., 2 мая)
  • ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня)
  • ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая)
  • ГРИГОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ (ок. 213), еп. Неокесарийский. свт., (пам. 17 нояб)
  • ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви
  • ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.)
  • АМВРОСИЙ Аврелий (ок. 339-397), еп. Медиоланский, один из великих зап. отцов Церкви, свт. (пам. 7 дек.)
  • АМФИЛОХИЙ (ок. 340 или 345 - после 394), еп. Иконийский, свт. (пам. 23 нояб.)
  • АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)
  • АРТЕМОН (Артемий; I в.), еп., свт. (пам. 24 марта, греч. 22 марта)
  • ВУКОЛ († ок. 100/105), свт. (пам. 6 февр.)
  • ГРИГОРИЙ (VI-VII вв.), еп. Акрагантский (Акрагантийский, Агригентский), свт. (пам. 23 нояб.)