ОРМИЗД
Том LIII, С. 330
опубликовано: 25 июля 2023г.

ОРМИЗД

[Хормизд; сир.  ] († 419/20), мч., казненный в пров. Бет-Гармай (ныне Сев. Ирак) с 9 др. мучениками. Основным источником сведений об О. является Мученичество (BHO, N 387; изд.: Bedjan. Acta. T. 4. P. 184-188), составленное мон. Авгарем, к-рый, как доказал П. Дево (Devos. 1965), был очевидцем гонений на христиан в сасанидском Иране. Агиографические сочинения Авгаря, написанные им вскоре после окончания гонений (т. е. между 422 и 424), отличаются высокой степенью исторической достоверности (см.: Rompay. 2011).

Согласно Мученичеству, О. и 9 др. мучеников - Айтай, Мари, Анни, Атти, Иаков, Хавра, Папа, Нимрод и Адарпарва - были мирянами и происходили из пров. Бет-Гармай. Их арестовали в последний год правления шаханшаха Йездигерда I (399-420), к-рый ранее весьма благоприятно относился к Церкви Востока, однако незадолго до смерти изменил свою религ. политику и возобновил гонения на христиан. Одни мученики, пострадавшие вместе с О., были обвинены в переходе в христианство из зороастризма, другие - в том, что содействовали обращению своих жен. О. и его единоверцев допросили с применением пыток во дворе Йездигерда; допросом руководил мобедан-мобед (глава зороастрийских жрецов) Михр-Шапур, к-рый убеждал арестованных отречься от Христа, взамен обещая свободу, однако они отказались это сделать. Узнав о стойкости христиан, шаханшах направил к ним придворного евнуха, к-рый поставил их перед выбором: отказ от христианства и сохранение свободы или смерть. О. и дружина оставались непреклонными, и Йездигерд приказал казнить их. Под надзором евнуха и мобедан-мобеда О. и дружину доставили к месту казни, где они, по словам мон. Авгаря, были «закланы» подобно агнцам. После того как Михр-Шапур и придворный евнух удалились, христиане забрали тело и главу каждого мученика, похоронив останки О. и 9 его единоверцев в разных местах. Спустя год останки были погребены в одном месте, а вскоре еп. Иов поместил мощи святых в мартирий, к-рый находился в крепости Лаварне; сюда же были перенесены мощи мч. Нарсая (см.: Payne. 2011).

По всей видимости, гонение Йездигерда I было вызвано ростом влияния христианства и переходом в эту веру из зороастризма значительного числа придворных (см. в ст. Гонения на христиан в доисламском Иране). Преследования продолжались и в первые 2 года пребывания на престоле сына Йездигерда, Вахрама V (420-438), значимую роль в этом процессе сыграл Михр-Шапур. Среди христиан, пострадавших в ходе указанного гонения,- Нарсай из пров. Бет-Разикайе (Рей), Татак Адиабенский и Иаков Нотарий, Мученичества к-рых также были составлены мон. Авгарем (BHO, N 387, 412, 786, 1139; изд.: Bedjan. Acta. T. 4. P. 170-200).

Ист.: BHO, N 387; Bedjan. Acta. T. 4. P. 184-188.
Лит.: Labourt. Christianisme dans l'empire perse. 1904. P. 107-110; Christensen A. L'Iran sous les Sassanides. Cph., 19442. P. 269-273; Devos P. Abgar hagiographe perse méconnu (début du Ve siècle) // AnBoll. 1965. Vol. 83. P. 303-328; Sauget J.-M. Ormizda et al. // BiblSS. 1967. Vol. 9. Col. 1240-1241; Fiey J. M. Saints syriaques. Princeton (N. J.), 2004. N 193. P. 93-94; Payne R. The Emergence of Martyrs' Shrines In Late Antique Iran: Conflict, Consensus amd Communal Institutions // An Age of Saints?: Power, Conflict and Dissent in Early Medieval Christianity / Ed. P. Sarris et al. Leiden; Boston, 2011. P. 89-113; Rompay L., van. Abgar the Hagiographer // GEDSH. 2011. P. 5.
Е. А. Заболотный
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВДА († 420), еп. г. Хормизд-Ардашир, сщмч. Персидский (пам. 31, 11, 12 или 30 марта, 5 сент., 17 окт.)
  • АВДУЛМАСИХ [Авда д-Машиха] († ок. 390), мч. Сингарский (пам. вост. 27 июля)
  • АКАКИЙ (нач.V в.), еп. г. Амида в Сев. Месопотамии, свт. (пам. вост. 9 апр.)
  • АНТОНИЙ-РАВАХ († 799 или 805), мч. Дамасский (пам. вост. 19 янв.)