ОРМАНЯН
Том LIII, С. 328-330
опубликовано: 25 июля 2023г.

ОРМАНЯН

Содержание

Магакия Орманян, патриарх К-польский (ААЦ). Фотография. Нач. XX в.Магакия Орманян, патриарх К-польский (ААЦ). Фотография. Нач. XX в.Магакия (Малахия; в миру Погос) [арм. Օրմաճյյաճ Մաղաղիա] (23.02.1841, К-поль (Стамбул) - 19.11.1918, там же), патриарх К-польский Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; 1896-1908), общественно-политический деятель, богослов, историк, филолог, публицист, арменовед.

Жизнь

Род. в семье, принадлежавшей к Армянской католической Церкви. Начальное образование получил в школах католических орденов мхитаристов и антонитов в К-поле. В 1851 г. продолжил учебу в монастырской школе св. Григория Просветителя антонитов в Риме. 25 дек. 1855 г. был посвящен в дарохранителя и наречен именем Магакия. В 1858 г. принял постриг, став членом ордена. Высшее образование получил в Риме, в частности в папском ин-те св. Аполлинария. 24 авг. 1863 г. был рукоположен во иерея. В 1865 г. в присутствии гос. секретаря Св. Престола кард. Джакомо Антонелли выступил с обоснованием учения о папском примате. Некоторое время состоял учителем арм. языка в миссионерской коллегии Конгрегации пропаганды веры в Риме.

В 1866 г., вернувшись в К-поль, О. стал секретарем в мон-ре антонитов. Он активно выступал против церковно-политической деятельности католикоса армян-католиков Антония Петра IX, к-рый был поборником полной ассимиляции армяно-католич. общины Римско-католической Церковью. В 1867 г. О. стал смотрителем в уч-ще антонитов в Риме. В 1868 г. был избран членом Римской богословской академии. На Ватиканском I Соборе (1869-1870) был одним из советников армяно-католич. епископов, выступал против принятого Собором догмата о непогрешимости папы Римского. После Собора из-за гонений на противников догмата О. был вынужден вернуться в К-поль, где продолжил борьбу уже на литературно-публицистическом поприще. От лица армяно-католич. общины он составил полемический ответ (изд. в К-поле в 1870 на армянском, французском и итальянском языках) на циркулярное письмо апостольского нунция в К-поле архиеп. Йозефа Плёйма, к-рый под угрозой отлучения потребовал от армян признать полную власть папы Римского в вопросах, касающихся не только веры и нравственности, но и управления Церковью. Три сочинения О., посвященные истокам и сути современного ему армяно-католич. конфликта, в 1874 г. были включены Ватиканом в список запрещенных книг, что заставило его задуматься о переходе в ААЦ. В 1875 г. в Италии О. встретился с лидером итал. народно-освободительного движения Дж. Гарибальди и обсудил с ним вопросы, касавшиеся освободительных движений итальянского и армянского народов. В 1876 г. вернулся в К-поль и через год обратился к арм. К-польскому патриарху Нерсесу II Варжапетяну с просьбой принять его в лоно ААЦ, но тот посоветовал ему не спешить.

После окончания русско-тур. войны (1878) О. активно участвовал в разработке т. н. армянского вопроса (проблемы выживания и безопасности армян) в надежде на то, что европ. страны окажут помощь в его решении. Проповедуя в неск. кварталах К-поля, он говорил о наиболее актуальных церковных и национальных проблемах. В 1879 г. О. и 75 армян-католиков, включая видных представителей армяно-католич. общины, были приняты в ААЦ. В том же году патриарх Нерсес II возвел О. в сан архимандрита, а затем назначил проповедником в ц. св. Григория Просветителя в квартале Галата.

В 1880 г. О. был избран главой Каринской епархии (где в этот период не было епископа) и переехал в г. Карин (Эрзурум). В 1881 г. он сыграл решающую роль в открытии уч-ща «Санасарян», к-рое возглавил в том же году, и принял активное участие в разработке новых учебных программ. После Берлинского конгресса (1878), на к-ром «армянский вопрос» был лишь поводом для захвата европ. державами земель ослабевшей Османской империи, в Зап. Армении начали образовываться тайные орг-ции с целью освобождения Армении от тур. ига. В этот период О. в Карине установил связи с Х. Керекцяном, руководителем орг-ции «Защитник Отечества», и всячески ему содействовал. В 1882 г. османские власти раскрыли деятельность этой группы и арестовали 72 ее члена. Несмотря на то что О. тоже оказался в числе подозреваемых, он с дозволения патриарха выступил от имени Патриархии перед султанским двором и добился того, что в 1883-1884 гг. неск. приказами султана Абдул-Хамида II были освобождены все члены орг-ции.

8 июня 1886 г. О. был рукоположен во епископа католикосом всех армян Макаром I Тегутцы, а через год назначен преподавателем эчмиадзинской семинарии «Геворкян». Со дня прибытия в Эчмиадзин О. активно занимался вопросами арм. национальной и религ. политики. Год спустя под давлением Российской империи католикос был вынужден отослать его назад в К-поль. Хотя присутствие О. в семинарии было недолгим, он оказал такое влияние на учащихся, что впервые за 14 лет после открытия семинарии 4 выпускника приняли священный сан.

В 1889 г. при поддержке патриарха Хорена I Ашыгяна О. вместе с архим. Егише Дуряном (в 1909-1910 патриарх К-поля) основал ДС в монастыре Армаш (на анатолийском побережье Мраморного м.), которая стала одним из важнейших просветительских центров ААЦ (очерк ее истории, составленный О., был посмертно опубликован в нескольких выпусках ж. «Шогакат» в 1956-1958). Однако после того как в 1890 г. арм. социал-демократическая партия «Гнчак» организовала демонстрацию в р-не Гум-Гапу для привлечения внимания европейских стран к «армянскому вопросу», О. был вынужден вложить все силы в противостояние режиму Абдул-Хамида II. По приказам султана армянское население Османской империи периодически подвергалось нападениям, часто заканчивавшимся кровавой резней, со стороны всевозможных разбойничьих банд, в частности созданных им отрядов «хамидие» (1894 в Сасуне, 1896 в Васпуракане, 1895-1896 в Зейтуне и т. д.). Вплоть до кон. XIX в. армянам К-поля удавалось избежать участи жителей провинций, но когда в 1896 г. арм. революционеры захватили Оттоманский банк, в городе началась резня, жертвами которой стали ок. 10 тыс. армян.

В этих условиях усилиями дипломата А. Татяна и его единомышленников 6 нояб. 1896 г. О. был избран арм. патриархом К-поля. Своими патриотическими, но осторожными действиями ему удавалось сдерживать крайние проявления антиармянской политики Абдул-Хамида II и многократно спасать арм. народ от гонений. При этом О. не разделял радикальные настроения революционеров, чем вызывал их недовольство, и в итоге они заняли по отношению к нему откровенно враждебную позицию. 6 янв. 1903 г., в праздник Рождества Христова, молодой радикал А. Хадикян во время литургии совершил покушение на О. Несмотря на то что патриарх был ранен, он добился отмены смертного приговора стрелявшему. 16 июля 1908 г., после младотур. переворота, демонстранты окружили здание Национального собрания, угрожая патриарху. О. сразу же подал заявление об отставке и едва избежал самосуда толпы.

В 1908 и 1911 гг. О., пользовавшийся неоспоримым авторитетом среди просвещенных представителей духовенства, был одним из кандидатов на престол католикоса ААЦ. В обоих случаях избранию О. в основном помешали абсурдные обвинения революционеров в том, что он якобы предал Национальную конституцию (положение 1860-1863 гг., регулировавшее внутреннюю жизнь зап. армян), потакал тирану и установил диктатуру в национально-церковных делах. Для опровержения этих обвинений О. в 1910 г. написал кн. «Воспоминания о двенадцатилетнем Патриаршестве».

Только когда 3 янв. 1913 г. западноарм. писатель и адвокат Г. Зохраб во время заседания Национального собрания выступил с речью в защиту О., бывш. патриарх был оправдан. В том же году ему предлагали разные церковные должности, от к-рых он отказался. В мае 1914 г. О. отправился в Иаковов святых армянский монастырь в Иерусалиме, где активно занимался преподавательской и научно-лит. деятельностью. С началом геноцида армян (1915) его положение стало опасным. В кон. 1917 г., когда брит. войска вторглись в Иерусалим, О. вместе с др. насельниками мон-ря был вынужден покинуть город и нашел убежище в Дамаске.

В мае 1918 г., после заключения Брестского мирного договора, О. вернулся в К-поль, где с каждым днем увеличивалось число арм. сирот и бездомных, чудом спасшихся от геноцида. 16 нояб. того же года, призывая в проповеди паству помочь пострадавшим, О. был так взволнован, что упал в обморок. Через 3 дня он скончался.

Сочинения

O. был выдающимся арм. ученым, обладал энциклопедическими знаниями, кроме родного армянского владел еще 8 языками: арабским, турецким, французским, немецким, английским, латинским, итальянским и персидским. Он оставил большое научно-лит. наследие, к-рое можно разделить на 3 части в соответствии в периодами его жизни: до перехода в ААЦ (1879), до ухода с Патриаршего престола (1908), до кончины (1918).

В 1-й период в основном были написаны работы, связанные с каноническими вопросами отношений между Ватиканом и католиками восточного обряда: «Reversurus, или Турция и папство» (1872; имеется в виду булла «Reversurus», в которой папа Пий IX резко ограничивал автономию Армянской католической Церкви), «Гражданские права и религиозная свобода восточных католиков» (1872), «Ватикан и армяне» (1873). Во 2-й период О. был активно вовлечен в решение внутренних проблем ААЦ, и это нашло отражение в его проповедях, лекциях, исторических исследованиях и др. Для учеников Армашской семинарии О. написал учебники «Практическая литургика» и «Основы богословия». Поскольку одной из главных целей О. было религиозное просвещение арм. народа, он за годы Патриаршества составлял и частями публиковал «Церемониальный словарь», включающий сведения о праздниках, церковной утвари и богослужении ААЦ.

Наиболее плодотворным был 3-й, «иерусалимский» период. О. планировал написать «Введение в Библию», но из-за гонений не смог закончить этот труд и решил, отредактировав, издать только часть, посвященную Евангелиям,- так был создан «Синопсис» (с толкованиями). Сразу же после издания в К-поле (1911) книга получила широкое распространение и признание в кругу арм. духовенства.

О. стремился рассказать европ. миру о месте ААЦ в ряду древнейших христ. Церквей, представить ее историю, богословское и богослужебное наследие и опровергнуть веками накопленные легенды и мифы, связанные с ее вероучением и традициями. С этой целью в 1910 г. он издал на франц. языке кн. «Армянская Церковь: Ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература, ее настоящее», к-рая вызвала многочисленные отклики со стороны европ. ученых. Сочинение почти сразу вошло в список запрещенных Ватиканом книг, что не помешало его распространению и переводу на др. языки (армянский, русский, английский, испанский, итальянский, польский).

В этот же период О. написал «Историю нации» (3 объемных тома), в к-рой представил историю арм. народа в свете истории ААЦ, начиная с проповеди апостолов Фаддея и Варфоломея и заканчивая 1910 г. (исторические события изложены по времени правления католикосов). Несмотря на наличие в этой работе ряда спорных или устаревших научных взглядов, она остается фундаментальным трудом по истории Армении и ААЦ.

О. опубликовал много статей в арм. периодических изданиях «Масис», «Аревелк», «Арарат», «Лума» и в европ. прессе. В его последнем, автобиографическом соч. «Раздумья и заветы», написанном в Дамаске, содержатся ценные сведения об истории арм. народа до 1918 г. Мн. работы О. были изданы посмертно. Сохранились также неоконченные и неопубликованные труды, напр. «Календарология» и «Хронология».

Соч.: Il Reversurus ovvero la Turchia ed il papato. R., 1872; Les droits civils et la liberté religieuse des catholiques d'Orient. R., 1872; Le Vatican et les Arméniens. R., 1873; Дух армян. К-поль, 1879. Антилиас, 1955 (на арм. яз.); Единство армян. К-поль, 1879. Париж, 1958 (на арм. яз.); Армянская молодежь. К-поль, 1880 (на арм. яз.); Армянская нация. К-поль, 1880 (на арм. яз.); Престол Армянский. Вагаршапат, 1886 (на арм. яз.); Энциклика о браке. К-поль, 1901 (на арм. яз.); Церемониальный словарь // Подробный календарь армянской больницы Св. Спасителя. К-поль, 1905. С. 319-377; 1906. С. 81-204; 1907. С. 213-254; 1908. С. 73-104. Антилиас, 1957, 1979. Ер., 1992 (на арм. яз.) (англ. пер.: A Dictionary of the Armenian Church / Transl. B. Norehad. N. Y., 1984); Воспоминания о двенадцатилетнем Патриаршестве. К-поль, 1910 (на арм. яз.); Амапатум = Синопсис. К-поль, 1911. Антилиас, 1953, 1983. Эчмиадзин, 1997. Тегеран, 2002 (на арм. яз.); L'église arménienne: Son histoire, sa doctrine, son régime, sa discipline, sa liturgie, sa littérature, son présent. P., 1910. Antélias, 1954 (арм. пер.: Армянская Церковь / Пер. с франц.: М. Орманян. К-поль, 1911, 1912, 1913. Буэнос-Айрес, 1949. Антилиас, 1952. Бейрут, 1960, 2009. Ер., 1993, 2016; рус. пер.: Армянская Церковь: Ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, лит-ра, ее настоящее / Пер. с франц.: Б. Рунт. М., 1913. Ер., 2005, 2006, 2012, 2015, 2016); Азгапатум = История нации. К-поль, 1912-1914. Т. 1-2. Иерус., 1927. Т. 3. Бейрут, 1959-1961. Антилиас, 2001. Эчмиадзин, 2001. Т. 1-3; 2002. Т. 4: Указ. (на арм. яз.); Книга наблюдений: Исслед. и освещение нового устава, сост. для Иерусалима. Иерус., 1915 (на арм. яз.); Катастрофа турецких армян: Ист. док-ты / Новые примеч. и прил.: Г. Ачемян. Эчмиадзин, 1919 (на арм. яз.); Раздумья и заветы. Иерус., 1929, 1990 (на арм. яз.); Армянский Иерусалим. Иерус., 1931 (на арм. яз.); Чистая вера Армянской Церкви: Две энциклики. Антилиас, 1956 (на арм. яз.); Поминовения [святых на утренней службе] в церквах Иерусалима / Изд.: архиеп. А. Асланян. Иерус., 1965, 2007 (на арм. яз.); Практическая литургика Святой Армянской Церкви / Изд.: архиеп. А. Асланян. Иерус., 1977 (на арм. яз.); Основы богословия. Иерус., 1985 (на арм. яз.); Сведения об Общенародном церк. избирательном соборе для выбора патриарха всех армян (1892) / Ред.: архиеп. М. Мутафян. Стамбул, 1995 (на арм. яз.); Блудный сын. Стамбул, 2012. (Армаш; 2) (на арм. яз.).
Лит. (на арм. яз.): Сируни А. Орманян и его время // Эчмиадзин. 1961. № 5. С. 24-44; № 6. С. 10-26; № 7. С. 34-49; № 8. С. 48-61; № 9. С. 24-44; № 11. С. 36-43; № 12. С. 30-44; 1962. № 1. С. 47-56; № 2. С. 36-44; № 3. С. 33-45; № 4. С. 34-45; № 5. С. 45-63; Архиеп. Магакия Орманян (1841-1918): Сб. ст. конф. памяти М. Орманяна. Монреаль, 2000; Барунян В. Архиеп. Магакия Орманян (1841-1918) / Предисл.: свящ. Г. Маилян. Монреаль, 2001; Орманян, Магакия // Христ. Армения: Энцикл. Ер., 2002. С. 1068-1070; Костандян Э. Магакия Орманян // Знаменитые семинаристы. Эчмиадзин, 2005. Ч. 1. С. 455-463; она же. Эпизоды из жизни и деятельности архиеп. Магакии Орманяна. Ер., 2015; Сарвазян Л. Магакия Орманян: Нац.-филос. концепция. Ер., 2013.
Диак. Ваан Саакян
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель
  • ВАРДАН ВЕЛИКИЙ (ок. 1198 - 1271), арм. историк, богослов, педагог, церковный и общественный деятель
  • ЕЛИШЕ [Егише] (ок. 405 или 410 - ок. 475 или 479), арм. историк, богослов и философ, один из представителей грекофильской школы переводчиков
  • МОВСЕС ХОРЕНАЦИ (Моисей Хоренский), арм. историк, переводчик, богослов
  • АДОНЦ Николай Георгиевич (1871– 1942), армянский историк
  • АНАНИЯ НАРЕКАЦИ († ок. 978), арм. писатель, философ, богослов
  • АРИСТАКЕС ЛАСТИВЕРТЦИ (до 1022-после 1072), крупнейший армянский историк XI в.
  • АСОЛИК армянский историк, X в. - см. Степанос Таронеци
  • БАРТИКЯН Рач Михайлович (род. 1927 г.), армянский византинист
  • ВАРДАН АЙГЕКЦИ арм. богослов, историограф, баснописец, (2-я пол. XII в. - после 1230)
  • ВАРДАН МАЛЫЙ (ок. 1260 - ок. 1326), арм. богослов, автор неск. проповедей, толкований и церковных песнопений (шараканов)
  • ВАСИЛИЙ СУРАЖСКИЙ (50-е гг. XVI в.? - 1608), суражский староста, публицист, издатель