(920-992, Вустер), св. (пам. зап. 28/29 февр.), еп. Вустерский (с 961) и архиеп. Йоркский (с 971).
Основной источник сведений об О.- Житие, написанное вскоре после его смерти (между 997 и 1002) Бюрхтфертом (Биртфертом), монахом мон-ря Рамси (BHL, N 6374; Byrhtferth of Ramsey. 2009). Он писал в характерном для Англии того времени герменевтическом стиле, отличающемся намеренно усложненным синтаксисом, обилием архаизмов и грецизмов. В 1-й четв. XII в. (возможно, вскоре после 1113) известный агиограф, кентерберийский мон. Эадмер, по просьбе вустерских монахов (в т. ч. своего друга приора Николая) на основе сочинения Бюрхтферта составил новое Житие О., добавив рассказы о совершившихся на его могиле чудесах (BHL, N. 6375-6376; Eadmer of Canterbury. 2006). Сочинение Эадмера послужило основой для сообщения об О. в «Деяниях английских понтификов» Уильяма из Малмсбери (ок. 1125; William of Malmsbury. 2007. Vol. 1. P. 376-380). В кон. XII в. Сенат († 1207), архикантор (с 1175) и приор (1189-1196) кафедрального капитула Вустера, создал сокращенную версию сочинения Эадмера (BHL, N 6377; The Historians of the Church of York. 1886. P. 60-97). Труд Эадмера послужил основой для заметок об О. в сборнике житий, составленном Иоанном из Тайнмута (Sanctilogium Angliae, Walliae, Scotiae et Hiberniae; XIV в.; BHL, N 6380; Nova Legenda Anglie / Ed. C. Horstman. Oxf., 1901. Vol. 2. P. 252-260), сборнике житий англ. святых из мон-ря Рамси (кон. XIV или нач. XV в.; BHL, N 6379; The Historians of the Church of York. 1886. P. 489-501) и основой для стихотворного Жития на среднеанг. языке в «Южноанглийском легендарии» (ок. 1280). Рассказ об О., возможно основанный еще на одном несохранившемся Житии, включен в созданную в 60-х гг. XII в. хронику-картулярий аббатства Рамси (BHL, N 6378; Chronicon abbatiae Rameseiensis. 1886).
По отцовской линии О. происходил из знатной англо-дат. семьи. Его дед был в одном из отрядов викингов, вторгшихся в Британию в 70-х гг. IX в. К сер. Х в. родственники О. занимали высокие посты в англ. церковной иерархии: дядя по отцовской линии св. Одон (Ода) был архиепископом Кентерберийским (941-958), дальний родственник Оскитель - епископом Дорчестерским (949/50-971) и архиепископом Йоркским (956/9-971). О. воспитывался в окружении архиеп. Одона, его наставником был франкский ученый и поэт Фритегод. В 50-х гг. Х в. Одон отправил О. на обучение в мон-рь Флёри (Сен-Бенуа-сюр-Луар), где тот принял постриг и познакомился с принципами реформированного бенедиктинского монашества (см. в ст. Клюнийская реформа). О. вернулся в Англию ок. 959 г.; по протекции Оскителя он был представлен Кентерберийскому архиеп. св. Дунстану (960-988), к-рый в 961 г. добился его избрания на авторитетную и богатую Вустерскую кафедру. Укрепляя ее материальное и общественное положение, О. активно заключал письменные договоры о передаче в аренду (как правило, на 3 поколения) земельных участков мирянам (тэнам, рядовым воинам и ремесленникам) за плату и выполнение определенных повинностей в пользу епископа. Сохранилось ок. 80 таких документов, примерно треть их касается братьев и др. родственников О. Способствуя распространению в Англии бенедиктинского монашества, О. сразу после избрания основал небольшой мон-рь в Уэстбери-он-Трим (ныне в составе Бристоля), впосл.- еще ряд мон-рей в своем диоцезе (в Уинчкомбе, Першоре, Ившеме, возможно также в Дирхерсте и Глостере). По отношению к кафедральному капитулу Вустера О. придерживался осторожной политики. Он основал рядом со старым собором св. Петра ц. Пресв. Девы Марии, в которой служили монахи. Известия источников XII в. об изгнании им из капитула секулярных клириков ныне признаются вымышленными. Ок. 965 г., получив от покровительствовавшего монахам элдормена Вост. Англии Этельвине землю в графстве Хантингдоншир, О. основал на острове среди болот крупный монастырь Рамси, в 969 г. он перевел в этот мон-рь монахов из Уэстбери. О. стал аббатом Рамси, ежегодно посещал обитель, повседневное управление общиной осуществлял декан. Являвшийся одним из главных приближенных кор. Эдгара (957/9-975) О. в 971 г. был назначен на почетную, хотя и обедневшую архиепископскую кафедру Йорка. В следующем году он вошел в состав посольства Эдгара ко двору императора Свящ. Римской империи Оттона I вероятно, тогда же посетил Рим, где получил от папы Иоанна XIII (по др. версии - от Бенедикта VI) паллий и разрешение вопреки каноническим нормам сохранить за собой Вустерскую кафедру. Ок. 973 или 975 г. О. и Дунстан совершили коронацию Эдгара в Бате, на к-рой присутствовал ряд шотландских и валлийских правителей, признавших его сюзеренитет. В Сев. Англии О. попытался восстановить монашескую жизнь в мон-ре Рипон. При нем были обретены мощи св. Вильфрида (согласно Житию О. авторства Эадмера, Йоркского архиеп. Вильфрида II - Eadmer of Canterbury. 2006. P. 270-272) и 5 рипонских аббатов VII-VIII вв., но, по-видимому, он продолжал уделять больше внимания Вустерскому диоцезу и мон-рю Рамси. О. покровительствовал созданию книг и образованию в основанных им мон-рях, по его приглашению в мон-ре Рамси нек-рое время жил знаменитый ученый Аббон из Флёри, написавший Мученичество св. Эдмунда, короля Вост. Англии, и подготовивший нескольких учеников (в т. ч. и Бюрхтферта, автора Жития О.). После смерти Эдгара О. и др. лидеры «монашеской» партии выдвинули претендентом на престол старшего сына короля, Эдуарда, их противники во главе с элдорменом Мерсии Элфхере - сына от 2-й жены, Этельреда. Убийство Эдуарда в марте 978 г. (впосл. был канонизирован и почитался как мученик) и коронование Этельреда привели к опале О. и изгнанию монахов из ряда монастырей в Вустерском диоцезе (Уинчкомб, Першор, Ившем), но Рамси под покровительством Этельвине сохранил свое привилегированное положение. В нояб. 991 г. О. в последний раз посетил Рамси, освятив там новую церковь, вскоре его здоровье резко ухудшилось, и он скончался в следующем году, после церемонии омовения ног 12 беднякам, которую ежедневно совершал каждый Великий пост.
О. был похоронен в соборе Пресв. Девы Марии в Вустере. Его могила почти сразу стала местом паломничества, уже Бюрхтферт, составитель 1-го Жития О., отмечал происходившие на ней знамения и исцеления. 15 апр. 1002 г. еп. Эльдвульф перенес мощи О. на почетное место - к югу от главного алтаря. В кон. XI в., после завершения строительства еп. Вульфстаном II в Вустере нового собора в романском стиле (между 1084 и 1095), мощи О. были перенесены туда. С XII в. в Вустере память этого события отмечалась 8 окт., в вустерский календарь также входили годовщины кончины святого (28 февр., в високосные годы - 29 февр.) и его рукоположения во пресвитера (1 июня). В XVI в., во время Реформации, гробница О. была разрушена, мощи перезахоронены под полом собора. Др. центром культа О. в средние века был мон-рь Рамси, где день памяти О. (28/29 февр.) был включен в стихотворный литургический календарь уже ок. 994 г. Значительно меньше свидетельств его почитания в Йорке, хотя во 2-й пол. XI в., вероятно по просьбе Йоркского архиеп. Эалдреда (1060-1069), живший в Англии фламанд. агиограф Фолькард Сен-Бертенский создал некие посвященные О. литургические тексты (не сохр.). Согласно «Хронике архиепископов Йоркских» (вероятно, написана ок. 1143 Альфредом из Беверли - см.: Мереминский С. Г. Беверли и североангл. историописание XII в. // СВ. 2006. Вып. 67. С. 140-163), в XII в. в Беверли (Вост. Йоркшир) как реликвия хранилась пурпурная, украшенная золотом и драгоценными камнями риза (infula) О. (The Historians of the Church of York. 1886. P. 341). С XI в. день памяти О. включен в большое число англ. монастырских бенедиктинских литургических календарей, он также отмечался во Флёри. Имя О. включено в состав Собора святых, в земле Британской и Ирландской просиявших (решение Синода РПЦ от 21 авг. 2007).