[Лат. Paulinus] († 10.10.644, г. Дуробривы (ныне Рочестер), графство Кент, Англия), св. (пам. зап. 10 окт.), архиеп. Эборака (ныне Йорк) (625-633) и еп. Дуробрив (с 633).
Главный источник сведений о П.- «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного (Beda. Hist. eccl. I 29; II 9-20; III 14) (ок. 731). Автор основывался гл. обр. на устной традиции, письмах пап Римских, перечнях и эпитафиях английских королей и епископов (см.: Shaw. 2018). Независимая от Беды Достопочтенного версия рассказа о миссионерской деятельности П. в Нортумбрии представлена в Житии свт. Григория Великого (нач. VIII в.; BHL, N 3637), написанном неизвестным монахом или монахиней мон-ря Стренескальк (ныне Уитби). Существует также мнение, что Житие свт. Григория Великого послужило одним из источников для Беды Достопочтенного (Barrow. 2011. P. 706). Стефан из Уитби в Житии св. Вильфрида рассказывает, как святой восстановил в Йорке церковь, строительство к-рой начал П. (Aeddius Stephanus. 1927. P. 32). К «Церковной истории народов англов» Беды Достопочтенного восходят сведения о П. в позднейших исторических сочинениях: написанной Алкуином поэме о епископах, королях и святых Йорка (кон. VIII в.), различных списках «Англосаксонской хроники» (IX-XII вв.), письме Симеона Даремского об архиепископах Йорка (нач. XII в.), «Деяниях английских епископов» Уильяма из Малмсбери (ок. 1125), «Хронике архиепископов Йоркских» (вероятно, написана ок. 1141 Альфредом из Беверли, см.: Мереминский С. Г. Беверли и североангл. историописание XII в. // СВ. 2006. Вып. 67. С. 140-163). Посвященные П. памятники житийной литературы немногочисленны и тоже восходят к произведению Беды Достопочтенного. Наиболее ранний из них - краткая анонимная заметка на древнеанглийском языке, добавленная к одной из рукописей агиографического сборника Эльфрика, настоятеля мон-ря Эйншем (нач. XI в., Рочестер; ркп.: Bodl. 342; см.: Sisam. 1931. P. 10-11). Рассказ о П. включил в «Sanctilogium Angliae, Walliae, Scotiae et Hiberniae» Иоанн из Тайнмута (XIV в.; BHL, N 6553; Nova Legenda Anglie. 1901. Vol. 2. P. 907-910). Краткое анонимное Житие П. также вошло в агиографический сборник из английского женского монастыря Рамcи (ркп.: Lond. Brit. Lib. Lansdowne. 436. Fol. 14r - 16v, кон. XIV или нач. XV в.; не опубл.).
О происхождении П. и его жизни до приезда в Британию практически ничего не известно. Вероятно, он был уроженцем Италии или по крайней мере жил там, как и др. члены миссии во главе со св. Августином, архиеп. Дуроверна (ныне Кентербери). Гипотеза о том, что он и упомянутый в одном из писем свт. Григория I Великого (591: Greg. Magn. Reg. epist. I 27) Павлин, пресвитер мон-ря св. Эразма на горе Реппери (montis Repperi - местонахождение неизвестно, вероятно, в Кампании),- один и тот же человек, недоказуема. Алкуин называет П. «светлейшим гражданином» (virus clarissimus) Рима (Alcuinus Flaccus. 1982. P. 135), но источник этой информации и ее достоверность установить сложно. П. прибыл в Британию в 601 г. в составе 2-й группы миссионеров, среди его спутников были св. Иуст (епископ Дуробрив в 604-624, архиепископ Дуроверна в 624 - между 627 и 630), св. Меллит (епископ Лондиния (ныне Лондон) в 604-619 и архиепископ Дуроверна в 619-624) и Руфиниан (Beda. Hist. eccl. I 29). Беда Достопочтенный ничего не сообщает о деятельности П. до того, как он в 625 г. был избран для сопровождения Этельбурги, дочери Этельберта I, короля Кента (560-616), ставшей невестой Эдвина, короля Нортумбрии (ок. 616-633). Хотя Эдвин в то время еще был язычником, по условиям брачного соглашения Этельбурге и сопровождавшим ее лицам разрешалось беспрепятственно исповедовать христианство. 21 июля 625 г., вероятно в Дуроверне, св. Иуст рукоположил П. во епископа (Беда Достопочтенный мог рассчитать эту дату, основываясь на дате смерти П. и продолжительности его епископата, указанных на его гробнице: Shaw. 2018. P. 139-140). Весной следующего года на кор. Эдвина совершил покушение убийца, подосланный его врагом Квихельмом, королем Уэссекса. Эдвина спас тэн Лилла, принявший удар на себя. В ту же ночь, в канун Пасхи (20 апр. 626), у Этельбурги род. дочь Эанфледа († после 685). Когда П. объяснил, что королева благополучно родила по его молитвам, Эдвин дал разрешение крестить дочь и пообещал, что сам примет христианство, если Бог дарует ему победу над Квихельмом. В канун Пятидесятницы (5 июня) П. крестил Эанфледу и еще 11 чел. из окружения (familia) Эдвина. После успешного военного похода в Уэссекс Эдвин отказался от идолопоклонства и начал «учиться вере» у П., а также советоваться с приближенными относительно выбора религии. Далее Беда Достопочтенный приводит 2 письма папы Римского Бонифация V (619-625): Эдвину - с призывом принять христианство, и Этельбурге - с одобрением ее усилий по обращению супруга к христ. вере (Beda. Hist. eccl. II 10-11). Поскольку папа Бонифаций V умер 23 окт. 625 г., нек-рые исследователи поставили под сомнение даты, приведенные Бедой Достопочтенным, однако большинство все же признают их достоверными (Wood. 1983). Возможно, в использованных Бедой Достопочтенным копиях папских писем имя Бонифация V было ошибочно поставлено вместо имени его преемника Гонория I (625-638) (на основании отличающегося формуляра был сделан вывод, что Беда взял эти письма не из того источника, к-рым пользовался в случае с др. папскими посланиями - Meyvaert. 1970. P. 163), либо епископская хиротония П. произошла уже после заключения брака между Эдвином и Этельбургой (Blair. 1971. P. 11-12). П. смог повлиять на решение Эдвина креститься, напомнив о предсказании, к-рое тот якобы получил в прошлом. Когда Эдвин как изгнанник жил при дворе Редвальда, короля Вост. Англии († между 616 и 627), некий человек предсказал ему королевский титул и победу над врагами, а затем показал условный знак - положил правую руку на голову. Эту историю приводят и Беда Достопочтенный, и составитель Жития свт. Григория Великого, причем последний отождествляет таинственного человека с П. (The Earliest Life of Gregory. 1968. P. 98-100). Высказывалось предположение, что П. действительно бывал при дворе Редвальда и там познакомился с Эдвином еще до приезда в Нортумбрию (Blair. 1971. P. 12).
Заручившись поддержкой приближенных, в т. ч. верховного жреца Коифи, Эдвин и представители нортумбрийской знати крестились на Пасху (12 апр. 627) в спешно построенной деревянной церкви в Эбораке. Рассказ Беды Достопочтенного об обсуждении Эдвином и представителями нортумбрийской знати вопроса о принятии христианства (Beda. Hist. eccl. II 12-13) насыщен библейскими аллюзиями и, по-видимому, в большей степени отражает не реальные события, а их символическое значение в контексте всего повествования Беды (Barrow. 2011). В валлийских исторических сочинениях «История бриттов» (1-я редакция создана в IX в.) и «Анналы Камбрии» (протограф - сер. Х в.) представлена отличающаяся от изложенной Бедой Достопочтенным версия, согласно которой Эдвина крестил Рун, сын Уриена, правителя бриттского королевства Регед (располагалось на территории совр. Сев.-Зап. Англии и Юго-Зап. Шотландии). Достоверность этих сведений остается предметом научной дискуссии; есть бесспорные свидетельства связей между королевскими родами Регеда и Нортумбрии, т. к. внучка Руна Риаинфелт в 30-х гг. VII в. стала 1-й женой Освиу (король Берниции в 642-670, король всей Нортумбрии с 651; см.: Breeze. 2013). Существует гипотеза, что Рун был не священнослужителем, а светским правителем, к-рый выступил как восприемник при крещении Эдвина (Corning. 2000). Отождествление П. и Руна, содержащееся в поздних списках (XII в.) «Истории бриттов», является необоснованной догадкой переписчиков англо-нормандского времени.
Беда Достопочтенный приводит ряд подробностей о миссионерской деятельности П. и о строительстве им храмов (Beda. Hist. eccl. II 14, 16). П. совершал массовые крещения в Эбораке, где началось строительство каменной базилики, а также в др. частях владений Эдвина: в Берниции на р. Глен, близ королевского дворца в Адгефрине (ныне Йеверинг, графство Нортамберленд), где он учил и крестил на протяжении 36 дней (вероятно, в ходе специально организованной церемонии: Blair. 2005. P. 54-57); в Дейре на р. Свале (ныне Суэйл), близ сел. Катаракт (ныне Каттерик, графство Норт-Йоркшир), и в Камподоне (достоверно не локализован, возможно, на территории совр. графства Уэст-Йоркшир), где П. возвел базилику; в Линдси в г. Линдоколин (ныне Линкольн), где он построил каменную церковь, и на р. Трент, близ г. Тиовулфингакастир (вероятно, ныне Литлборо, графство Ноттингемшир). Все перечисленные Бедой Достопочтенным места проповеди П. находились в бывш. поселениях рим. времени (Ibid. P. 69). Автор Жития свт. Григория Великого приводит рассказ о том, как по приказу П. его слуга подстрелил из лука ворона, чтобы продемонстрировать суеверным нортумбрийцам, что это обычная птица, не имеющая сакральной силы (The Earliest Life of Gregory. 1968. P. 96-98). В соответствии со сформулированным свт. Григорием Великим планом церковного устройства Британии Эборак должен был стать центром сев. митрополии, к-рой будут подчинены 12 суффраганных диоцезов. Согласно Беде Достопочтенному, П. получил от папы Римского Гонория I паллий, еще находясь в Нортумбрии (по др. версии, паллий прибыл в Британию лишь в 634, когда П. уже вернулся в Кент - Shaw. 2018. P. 145-148). После этого в церкви г. Линдоколин П. рукоположил во епископа свт. Гонория († 653), преемника св. Иуста на архиепископской кафедре Дуроверна.
Деятельность П. в Нортумбрии была прервана после гибели кор. Эдвина 12 окт. 633 г. в битве на равнине Хэтфельт (вероятно, совр. Хатфилд-Чейз близ Донкастера, графство Саут-Йоркшир) против валлийского правителя Кадваллона (Кедваллы или Катваллайна; † 634) и Пенды, короля Мерсии (ум. в 655). П. отплыл в Кент вместе с кор. Этельбургой, ее детьми - дочерью Эанфледой и сыном Ускфреа, а также с Иффи, племянником кор. Эдвина. П. забрал и часть сокровищ Эдвина, в т. ч. золотые крест и потир, к-рые во времена Беды Достопочтенного хранились в Дуроверне. В Эбораке П. оставил своим заместителем диак. св. Иакова. Архиеп. Гонорий передал П. вакантную епископскую кафедру Дуробрив (древнеангл. Хрофес-Кестер), к-рую тот занимал до своей кончины. Беда Достопочтенный ничего не сообщает о деятельности П. на этой кафедре. Умирая, П. оставил свой паллий в ц. ап. Андрея в Дуробривах.
Беда Достопочтенный приводит описание внешности П., ссылаясь на Деду, аббата мон-ря Партеней (ныне Партни, графство Линкольншир), к-рый получил это описание от человека, крещенного П. Он «был рослым, несколько сутулым, с черными волосами, худым лицом, крючковатым носом, его облик внушал почтение и трепет» (Beda. Hist. eccl. II 16).
П. был похоронен в ц. ап. Андрея в Дуробривах. При епископе католич. св. Гундульфе (1077-1108) в Рочестере был построен кафедральный собор в романском стиле, в к-рый перенесли мощи П., помещенные в серебряную раку (ок. 1088). Его гробница была главной местной святыней, в 788 г. король Мерсии Оффа (757-796) в грамоте, данной епископу и капитулу Рочестера, указал, что делает дар церкви, «где покоится блаженный Паулин» (Charters of Rochester / Ed. A. Campbell. L., 1973. P. 14). В кон. XI или 1-й пол. XII в. был составлен сборник посмертных чудес святого; от сборника сохранились лишь фрагменты в сочинении Иоанна из Тайнмута (Flight. 1997. P. 67-69). О почитании П. как заступника и чудотворца сообщает и Уильям из Малмсбери (William of Malmesbury. 2007. Vol. 1. P. 216). Ок. 1100-1106 гг. кор. Генрих I (1100-1135) подтвердил монахам кафедрального капитула Рочестера право проводить 2-дневную ярмарку в канун и день памяти П. (9-10 окт.).
В ходе Реформации в Англии в XVI в. бенедиктинский кафедральный капитул при соборе Рочестера был упразднен, гробницы П., св. Итамара и католич. св. Вильгельма Пертского († ок. 1201) были уничтожены (ок. 1538). Дальнейшая судьба мощей П. неизвестна.
С XII в. известно, что мощи П. наряду с др. североангл. святыми почитались также и монахами аббатства Гластонбери (графство Сомерсет). Уильям из Малмсбери утверждал, что по указанию П. в древнейшей церкви в Гластонбери стены, сделанные из плетня, были покрыты деревянными досками (The Early History of Glastonbury. 1981. P. 193). Возможно, первоначально в Гластонбери почитался не П., а валлийский св. Павлин из Кармартеншира, считавшийся наставником св. Давида, епископа Меневии (Krochalis J. Magna Tabula: The Glastonbury Tablets // Glastonbury Abbey and the Arthurian Tradition / Ed. J. P. Carley. Camb., 2001. P. 547).
По-видимому, почитание П. как святого возникло вскоре после его смерти. Автор Жития свт. Григория Великого назвал П. «верным» (fidelis) Богу и привел следующее предание: когда он умирал, его душа отправилась на небо в виде большой и прекрасной белой птицы, похожей на лебедя (The Earliest Life of Gregory. 1968. P. 100). Беда Достопочтенный в «Церковной истории народа англов» прямо не называл П. святым, но включил упоминание о нем в свой Мартиролог под 10 окт. (Quentin. 1908. P. 55). Оттуда заметка о П. под той же датой попала во франк. «исторические» мартирологи IX в.: т. н. Малый Римский Мартиролог, Мартирологи Адона Вьеннского и Узуарда. Вместе с тем память П. указана под 14 окт. и в литургическом календаре, принадлежавшем св. Виллиброрду (Paris. lat. 10837. Fol. 38r; нач. VIII в.), и во входящем в ту же рукопись списке Иеронимова Мартиролога (Ibid. Fol. 26r), а также в т. н. Вальдердорффском фрагменте (часть англосакс. литургического календаря сер. VIII в. за июль-окт., составлен в Нортумбрии, ко 2-й пол. VIII в. привезен в Регенсбург: Siffrin P. Das Walderdorffer Kalenderfragment saec. VIII und die Berliner Blätter eines Sakramentars aus Regensburg // EphLit. 1933. Vol. 47. P. 201-224) и в ирл. Мартирологе из Тамлахты (составлен ок. 800 или ок. 830). Возможно, путаница возникла из-за того, что 14 окт. состоялось погребение П. (Bullough. 2003. P. 341). В англ. литургических календарях память П. встречается под 10 окт. начиная со 2-й пол. VIII в. (в Йоркском стихотворном календаре: Lapidge. 1984. P. 330; др. примеры см.: Blair. 2002. P. 551-552). В континентальной Европе память П. указана под 10 окт. в неск. литургических календарях, приложенных к трактату Беды Достопочтенного «О порядке времен» (Meyvaert. 2002. P. 63). В средние века культ П. помимо Рочестера засвидетельствован в Сев. Англии: как связанные с его деятельностью почитались монументальные каменные кресты близ Изингуолда (ныне графство Норт-Йоркшир; не сохр.), в Уолли (ныне графство Ланкашир) и в Дьюсбери (ныне графство Уэст-Йоркшир), а также источники «Колодец Павлина» близ Холистона и «Ручей Павлина» (Pallinsburn) близ Форда (оба в Нортамберленде; Dixon. 1863. P. 42-43). П. считался основателем крупной коллегиальной церкви в Саутуэлле (графство Ноттингемшир). В XVI в. кард. Ц. Бароний включил память П. под 10 окт. в Римский Мартиролог. В этот же день поминовение П. совершается в совр. Римско-католической и Англиканской Церквах. Имя П. включено в Собор святых, в земле Британской и Ирландской просиявших (в 3-ю неделю по Пятидесятнице; утвержден решением Синода РПЦ от 21 авг. 2007).