МИХАИЛ
Том XLV, С. 624-630
опубликовано: 7 сентября 2021г.

МИХАИЛ

Содержание
Свящ. Матвей Десницкий. Гравюра Н. И. Уткина с оригинала Д. Г. Левицкого. 1799 г.Свящ. Матвей Десницкий. Гравюра Н. И. Уткина с оригинала Д. Г. Левицкого. 1799 г.

(Десницкий Матвей Михайлович; 8.11.1761, с. Топорково (Богородское) Богородского у. Московской губ.- 24.03.1821, С.-Петербург), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский. Сын пономаря Казанского храма с. Топоркова, к-рый скончался через неск. дней после рождения Матвея. Когда Матвей выучился грамоте, мать представила его архиеп. Московскому и Калужскому Платону (Левшину) с просьбой утвердить пономарем. Но архиерей решил направить отрока в семинарию, оставив за ним пономарское место «для пропитания его матери». В Троицкой семинарии (в Троице-Сергиевой лавре), где Матвей учился на казенном иждивении в 1776-1782 гг., он получил фамилию Десницкий. Затем был принят в учрежденную московским «Дружеским ученым обществом» в 1782 г. Переводческую (Филологическую) семинарию. (Один из основателей об-ва, кн. Н. Н. Трубецкой, московский мартинист из круга Н. И. Новикова, в 70-х гг. XVIII в. владел с. Топорковом.) Под влиянием И. Г. Шварца, профессора Московского ун-та, мартиниста, сформировались религ. мистицизм Десницкого и понятие о «внутреннем человеке». Десницкий слушал лекции в Московском ун-те и Славяно-греко-латинской академии. Подружился с А. Н. Колоколовым, буд. протоиереем Троицкого собора г. Осташкова, духовным писателем и переводчиком. По настоянию матери отказался от намерения принять постриг. Женился на дочери священника московской ц. св. Иоанна Воина на Якиманке и в 1785 г. был рукоположен во иерея, служил в этой церкви. По поручению митр. Платона (Левшина) проповедовал в московских соборах. Красноречие свящ. Матвея «обратило на него внимание всей Москвы». В 1790-1792 гг. перед литургией «по примеру Древней Церкви» он преподавал «Пространное катехизическое учение». Проповеди, прочитанные им в 1790-1796 гг., составили цикл «Труд, пища и покой духа человеческого» (СПб., 1799-1801. 7 т.). Свящ. Матвей украсил главный придел храма св. Иоанна Воина новым иконостасом, созданным по проекту архит. В. И. Баженова (разобран в сер. XIX в. по распоряжению митр. Московского свт. Филарета (Дроздова)). Десницкий был известен цесаревичу Павлу Петровичу, к-рый, взойдя в кон. 1796 г. на престол, вызвал его в С.-Петербург и включил в штат придворного духовенства. С 1798 г. свящ. Матвей публиковал сборники своих проповедей, произнесенных в Москве. После того как он похоронил жену, 27 нояб. 1799 г. в церкви Гатчинского дворца в присутствии представителей имп. двора пострижен в монашество с именем Михаил.

29 нояб. того же года М. был назначен настоятелем новгородского Юрьева мон-ря (6 дек. возведен в сан архимандрита), членом Синода, «с препоручением ему в 1-м Кадетском корпусе должности учителя Закона [Божия]»; пожалован командорственным крестом Мальтийского ордена (орден св. Иоанна Иерусалимского). В янв. 1801 г. находился в Новгороде при кончине митр. Новгородского и Олонецкого Гавриила (Петрова), участвовал в его погребении. После гибели имп. Павла I не потерял положения 1-го церковного оратора столицы: проповедовал при освящении ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (Мальтийской) Воронцовского дворца в доме капитула ордена св. Иоанна Иерусалимского (21 июня 1801), «третьего» Исаакиевского собора (30 мая 1802).

5 июля 1802 г. М. был назначен епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии; хиротонисан 20 июля (по указанию имп. Александра I в Исаакиевском соборе). В сане епископа служил и проповедовал с тем же усердием, к-рым отличался в должности приходского священника, был милостивым и отзывчивым. Участвовал во всех крестных ходах, совершаемых в Новгороде, предпринял дальнюю поездку по епархии. При посещении сельских церквей вникал в нужды духовенства, назидал в правилах благочестия. Указом митр. Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского Амвросия (Подобедова) его «смотрению» вверялась Новгородская ДС: епископ был обязан присутствовать во всех классах на испытаниях, проводившихся 2 раза в год. При М. в семинарии, восстановленной в 1800 г. в полном объеме классов, состоялся 1-й выпуск (в 1788-1800 в ней оставалось только младшее отд-ние). Один из питомцев этого выпуска, Владимир (Ужинский), в 1819 г. стал епископом Ревельским, викарием С.-Петербургской епархии.

18 дек. 1803 г. М. был назначен епископом Черниговским и Нежинским (1-й Черниговский архиерей из великороссов). Под его руководством был расписан Троицкий собор архиерейского дома, при этом он не только показывал, где размещать настенные композиции, но и поднимался на леса, контролируя качество живописи. Построил семинарскую ц. во имя святых Михаила и Феодора Черниговских по плану, утвержденному архиеп. Малороссийским и Черниговским Виктором (Садковским) (реконструирована в 1865-1866; здание сохр.). М. собирал на неск. дней кандидатов на церковные должности, проводил с ними занятия; ссорившимся клирикам устраивал очную ставку и стремился помирить увещаниями; помогал неимущим, в т. ч. содержал за свой счет 2 бедных семинаристов из числа лучших по успеваемости. С 24 янв. по 11 марта 1805 г. совершил 1-й выезд в епархию, в Остерский и Козелецкий уезды, и с Высочайшего соизволения посещал Киев для поклонения святыням. 18 нояб. 1806 г. возведен в сан архиепископа. 12 авг. 1806 г. составил завещание (РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 1698. Л. 3-6 об.); в прибавлении к нему 13 дек. 1813 г. указал похоронить себя в Чернигове, «от Троицкой церкви по правую сторону, близ гроба достопочтенной матери моей Ирины». Указом от 30 мая 1813 г. Синод поручил М. лишить архиерейского сана и священства архиеп. Могилёвского Варлаама (Шишацкого), присягнувшего в 1812 г. Наполеону, «по будущему его пребыванию в Черниговской епархии». Приведение указа в исполнение состоялось, согласно рапорту М. в Синод, 29 июня 1813 г. в Спасском кафедральном соборе Чернигова «при собрании монастырских настоятелей, градского духовенства и светского начальства» (Там же. Ф. 796. Оп. 93. Д. 972. Л. 364-365).

2 дек. 1813 г. М. был вызван для присутствия в Синод; в С.-Петербурге жил на Ярославском подворье. Во время остановки в Москве побывал в храме св. Иоанна Воина и нанес визит всем членам причта. С авг. 1814 г.- член Комиссии духовных училищ. 12 марта 1815 г., при 1-м избрании «сердобольных вдов», посвящающих себя уходу за больными, служил молебен и говорил поучение в присутствии имп. Марии Феодоровны. В Черниговскую епархию отправился 20 нояб. 1816 г. и пребывал там 4 месяца (прибыл в Чернигов 16 дек. 1816). В янв. 1817 г. посетил Киев, затем совершил объезд епархии.

После кончины архиеп. Псковского, Лифляндского и Курляндского Мефодия (Смирнова) с 15 февр. 1815 по 7 февр. 1816 г. временно управлял Псковской епархией.

Михаил (Десницкий), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский. Гравюра Н. И. Уткина по рисунку П. Ф. Соколова. 1-я треть XIX в. (ЦАК МДА)Михаил (Десницкий), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский. Гравюра Н. И. Уткина по рисунку П. Ф. Соколова. 1-я треть XIX в. (ЦАК МДА)

24 окт. 1817 г. было создано «сугубое» (двойное) Мин-во духовных дел и народного просвещения во главе с фаворитом императора кн. А. Н. Голицыным. В подчинении нового министра оказался обер-прокурор Синода, что противоречило «Духовному регламенту» и принижало «господствующее» (греко-российское) исповедание. В нач. 1818 г. 75-летний митр. Амвросий не без давления со стороны Голицына подал прошение «о облегчении его от многотрудных должностей по слабости сил». Он был освобожден от управления С.-Петербургской епархией, но оставлен митрополитом Новгородским и Олонецким с проживанием в Новгороде; 21 мая того же года скончался в этом городе. Новым С.-Петербургским архиереем стал М.- соответствующий указ император подписал 26 марта 1818 г. в Варшаве, куда прибыл на открытие 1-го польского сейма. Назначение сопровождалось рескриптом, в к-ром говорилось: «Я молю Господа, да пошлет Он вам умножение сил свыше к прохождению нового поприща, во славу и распространение царствия Христа Спасителя, да насаждаете паче и паче слово Его в сердцах духовной паствы…», а также пожалованием белого клобука. Т. о., М. был 1-м из епископов «царствующего града Св. Петра», возведенным в сан митрополита одновременно с назначением на кафедру. Указ был получен в Синоде 5 апр., но М. вступил на С.-Петербургскую, Эстляндскую и Финляндскую кафедру 8 мая того же года, после отъезда митр. Амвросия в Новгород. Оставался управляющим Черниговской епархией до назначения 16 июня 1818 г. нового архиерея. По указу от 25 июня М. стал «купно и митрополитом Новгородским», с 26 июня - первенствующим членом Синода.

М. принадлежит важная роль в сохранении церковных ценностей, пожалованных митр. Амвросию (4 панагии и 2 наперсных креста), на которые претендовали его родственники. 28 окт. 1818 г. Синод постановил, что завещание покойного митрополита «не должно быть приводимо теперь в исполнение без судебного разбора», и предписал М. предоставить это дело «Гражданскому правительству». Решение Правительствующего Сената состоялось только 21 февр. 1822 г.: означенные вещи были признаны завещанными «духовным местам» (т. е., архиерейским ризницам) (РГИА. Ф. 796. Оп. 99. Д. 450).

В Синоде под председательством М. (за неполные 3 года) бессменно присутствовали экзарх Грузии митр. Варлаам (Эристави) и представители белого духовенства, духовник императора П. В. Криницкий и обер-свящ. армии и флота И. С. Державин. Архиеп. Тверской и Кашинский Серафим (Глаголевский) в марте 1819 г. был назначен митрополитом Московским, через 2 месяца переселился в Москву и более не участвовал в синодальной работе. Тогда же в состав Синода вошел архиеп. свт. Филарет (Дроздов).

Деятельность М. на посту первенствующего члена Синода осложняли как бесконтрольная власть Голицына, нередко задевавшего интересы правосл. духовенства, так и поступки иером. Фотия (Спасского), решившего через «сны и откровения», что ему предназначено ниспровергнуть «тайну беззакония… в России и везде». Под влияние решительной нетерпимости иером. Фотия к «духу времени» подпал его прямой начальник благочинный законоучителей архим. св. Иннокентий (Смирнов). В сент. 1818 г. архим. Иннокентий дал разрешение на издание книги Е. И. Станевича, направленной против религиозно-мистического движения. Голицын представил дело так, что император объявил строжайший выговор архим. Иннокентию «за его неосмотрительность» и без предварительного синодального избрания 25 янв. 1819 г. повелел быть ему епископом Оренбургским. М. проявил мужество и сделал все возможное, чтобы избавить архим. Иннокентия от столь суровой ссылки: получив аудиенцию у императора, он добился назначения его епископом Пензенским; епископом Оренбургским был утвержден Феофил (Татарский), бывший в 1813-1818 гг. ректором Черниговской ДС. Его хиротонию Синод поручил возглавить (из-за кончины 3 марта 1819 архиеп. Московского Августина (Виноградского)) еп. Иннокентию.

В связи с делом о книге Станевича на заседании Комиссии духовных уч-щ 14 янв. 1819 г. М. от имени Синода предложил разработать офиц. руководство для цензоров духовных сочинений. Составление «Проекта устава духовной цензуры» Синод поручил конференции СПбДА «при непосредственном участии» М. В марте 1820 г. «Проект...», внесенный М., был рассмотрен Синодом, но утвержден не был.

12 июля 1820 г. на покой в третьеклассный Деревяницкий в честь Воскресения Христова монастырь близ Новгорода был уволен архиеп. Ярославский и Ростовский Антоний (Знаменский), присутствовавший с 1818 г. в Синоде (одной из причин его ухода на покой был конфликт с кн. Голицыным). Одновременно М., удалив «за нерадение» прежнего настоятеля обители, назначил на его место иером. Фотия (Спасского), к-рого 20 июля возвел в сан игумена, и сообщил об этом Синоду лишь затем, чтобы тот исходатайствовал выдачу Фотию прогонных денег.

М. освятил заложенные митр. Амвросием церкви: 24 окт. 1818 г.- в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной ул., а 18 авг. 1819 г.- во имя Двенадцати апостолов в новом здании СПбДА. 26 июня 1819 г. М. заложил Исаакиевский собор, 6 июня 1820 г.- Свято-Духовскую ц. Александро-Невской лавры. Последняя строилась по особому проекту - основной зал располагался в ней перпендикулярно помещению с алтарем, чтобы молящиеся могли лучше слышать проповедника. Митрополит сам сделал эскиз ее иконостаса. Свято-Духовская ц. получила особое значение после указа 17 апр. 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости»: в ней стали регулярно устраивать внебогослужебные беседы, в которых участвовал и митр. С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский). Наместником лавры 10 марта 1819 г. М. назначил бывш. настоятеля Александрова Свирского в честь Святой Троицы монастыря архим. Товию (Трубачевского), известного митрополиту еще по Новгороду, где тот в 1800-1802 гг. был настоятелем Клопского Михайловского во имя Святой Троицы монастыря. Архим. Товия помогал М. в строительстве Духовской ц., собрав более 20 тыс. р. (М. пожертвовал 3 тыс. р.). Архим. Товия также занимался устройством Лаврской киновии - деревянного дома «для временного приезда преосвященного» с хозяйственными постройками на принадлежавшей лавре земле на правом берегу Невы. Здесь же митрополит планировал поместить престарелых и больных монашествующих лавры, которая не имела больницы, и построить для них «церковь с небольшим количеством келий». На средства, вырученные от продажи 2-го издания своих сочинений, М. решил построить рядом каменный дом, а затем испросить «увольнение от дел епаршеских», чтобы «пребывание иметь в том Загородном доме по жизнь свою» (РГИА. Ф. 796. Оп. 102. Д. 482. Л. 13-14).

В 1819 г. по благословению М. был заложен летний Казанский собор в г. Кириллове, Никольская ц. в Ревеле (ныне Таллин, Эстония), Тихвинская ц. в Новгороде. 20 янв. 1820 г. М. утвердил проект реконструкции Владычной палаты Новгородского кремля (1433), в ходе к-рой ее Готический зал переоборудовали в ц. во имя св. Иоанна Новгородского. Помещения Новгородского подворья в Москве были сданы в аренду купцам без надлежащих формальностей. После доклада митрополита от 23 янв. 1821 г. Синод издал циркулярный указ о повсеместном заключении контрактов «при сдаче на содержание принадлежностей Духовного ведомства» (Там же. Оп. 101. Д. 59).

Летом 1819 г. М. посетил Новгород и Тихвин; совершил продолжительную поездку по С.-Петербургской епархии, побывав в Выборге, Спасо-Преображенском Валаамском и Коневском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-рях. После посещения имп. Александром I Валаамского мон-ря в авг. того же года обитель была причислена к первоклассным мон-рям. По «доношению» митрополита от 9 сент. того же года в церковные месяцесловы были включены память прп. Арсения Коневского (12 июня) и празднование Пресв. Богородице в Коневском мон-ре (10 июля). М. представил в печать Службу прп. Арсению Коневскому, Службу и акафист прп. Савве Вишерскому, Службу явления иконы «Пресвятыя Богородицы Тихвинския», Слово на память преподобных Сергия и Германа Валаамских (изданы в 1820).

В 1819 г. у М. сменились викарии по обеим находившимся в его управлении епархиям. Еп. Ревельский Филарет (Дроздов) получил назначение на Тверскую кафедру со званием члена Синода; новым викарием С.-Петербургской епархии стал Владимир (Ужинский) (хиротонисан 11 мая 1819), при этом епископы Ревельские становились настоятелями Троице-Сергиевой Приморской пуст. 14 дек. 1819 г. во епископа Старорусского был хиротонисан архим. Дамаскин (Россов) на место еп. Амвросия (Орнатского), переведенного в Пензу после кончины еп. Иннокентия.

М., как один из учредителей «Попечительного о тюрьмах общества», созданного в 1819 г. по инициативе английского филантропа В. Веннинга (1781-1821), присутствовал на 1-м собрании комитета об-ва 11 окт. 1819 г. и вошел в число вице-президентов. По свидетельству очевидцев, митрополит «многократно проникал в мрачные обиталища узников». Заседания секретного комитета по расколу, учрежденного в 1820 г., членом к-рого был М., проходили в покоях митрополита в Александро-Невской лавре.

В 1814 г. М. стал одним из вице-президентов Российского Библейского об-ва; служители всех христианских исповеданий как в столице России, так и в провинции принимали участие в его работе. М. входил в комитет, рассматривавший перевод Свящ. Писания на рус. язык; по решению Синода от 28 февр. 1816 г. комитет должен был состоять из одних духовных особ, но в его работе кроме М., архиеп. Серафима (Глаголевского) (до его отъезда в Москву в мае 1819) и Филарета (Дроздова) участвовали В. М. Попов и А. Ф. Лабзин. Экземпляры 1-го тиража Четвероевангелия «на русском языке вместе с славянским текстом» поступили «на усмотрение комитета» 17 апр. 1819 г. (Северная почта. 1819. № 39); в 1820 г. напечатано полное издание НЗ. В С.-Петербургской епархии отд-ние об-ва со времен митр. Амвросия существовало в Ревеле и «вспомогательное» - в Кронштадте. Открывать отд-ния в др. подведомственных епархиях М. не спешил: Черниговское - учредил к сер. 1819 г. преемник М. еп. Симеон (Крылов-Платонов); в Новгороде, как писал новгородский губернатор в марте 1821 г., оно «доселе еще не было устроено» (Дубровин Н. Ф. Письма главнейших деятелей в царствование имп. Александра I (с 1807-1829 гг.). СПб., 1883. С. 290). При М. с янв. 1821 г. начал издаваться 1-й русский духовный ж. «Христианское чтение при СПбДА».

М. дипломатично поддерживал деловые отношения с духовенством инославных исповеданий. Он не был сторонником самоизоляции России и борьбы с католич. и протестант. пропагандой одними запретительными мерами. 14 дек. 1818 г. митрополит принял прибывших в С.-Петербург англ. квакеров С. Греллета и У. Аллена. Познакомившись с их программой, М. отметил, что он «никогда не видел людей, которые действовали бы на началах, столь сообразных со словом Божиим и с древними обычаями апостольских времен» (Зап. квакера о пребывании в России, 1818-1819 гг.: Дневник [C.] Греллэ-де-Мобилье // РС. 1874. Т. 9. С. 7).

М. выступил с инициативой издавать лучшие проповеди чередных архимандритов, чтобы они могли служить «примером для других». При этом Синод указом от 30 апр. 1819 г. установил тройную цензуру печатаемых проповедей (кроме просмотра их самим митрополитом): цензурный комитет при СПбДА (как предлагал М.) - Комиссия духовных уч-щ - Синод (РГИА. Ф. 796. Оп. 100. Д. 183). По настоянию М. 25 янв. 1821 г. Синод издал циркулярный указ, к-рый предписывал епархиальным архиереям принимать все зависевшие от них меры по усилению церковной проповеди. Сам митрополит проповедовал почти при каждом своем богослужении. По предложению кн. Голицына 2 дек. 1818 г. Синод распорядился подготовить издание катехизиса «по приличной схеме… слогом чистым, ясным и вразумительным» и возложил составление его на М. Митрополит не успел выполнить поручение, и после его смерти работа над катехизисом была продолжена архиеп. Филаретом (Дроздовым).

Имп. Александр I, считая М. своим сподвижником в деле христианизации рус. общества (что видно из текста рескрипта на его имя от 26 марта 1818), издал в 1819 г. 2 распоряжения, нацеленные на повышение духовно-нравственной роли православного духовенства. Их реализация должна была осуществляться через Синод под рук. М. Первое содержало требование о составлении Синодом циркулярного предписания, адресованного всем епархиальным архиереям, об искоренении пьянства духовных лиц (исполнено в виде указа Синода от 28 апр. 1819; Там же. Д. 281. Л. 4-4 об.). Второе касалось извещения духовенства «о каждом соблазне, совершенном в церкви самими духовными лицами». Синод уточнил, что оглашать подобные случаи «по всем епархиям чрез печатные особые листы» следует «по решении уже дел в Гражданском Правительстве с объяснением определенного виновным наказания, дабы сие вселяло в прочих страх», и разослал архиереям указ о том, чтобы о вынесенных решениях «каждый раз неопустительно доносимо было Святейшему Синоду» (Там же. Д. 590).

31 мая 1820 г. кн. Голицын объявил новое Высочайшее повеление - «об искоренении из духовенства предосудительных поступков, а паче пьянства». Синод, «с благоговением внимая… многократно повторяемому желанию» императора видеть церковно- и священнослужителей «в чистоте жизни», обратился к епископату с печатным посланием («братским побуждением») о принятии мер, направленных на «отклонение» священного сословия «от гнусных пороков, пиянства, буянства, дерзости, ссор и драк не только с прихожанами, но и между собою» ради того, чтобы клирики «сами лично и самые поступки их служили не в соблазн миру… но в добрый пример всем сословиям Российского Царства… и в похвалу от внешних, иноверных и неверных, и самых уклоняющихся от Святой Церкви» (послание и указ о его рассылке подписаны 19 июля 1820 г. митрополитами М., Варлаамом (Эристави), духовником и обер-священником; Там же. Оп. 101. Д. 677. Л. 3-5).

Кончину митрополита ускорило то обстоятельство, что он оказался косвенно вовлеченным в конфликт между главными соперниками эпохи - гр. А. А. Аракчеевым и кн. Голицыным. Из-за ничтожного повода - данного М. разрешения совершить молебен в одном из военных поселений вверенной митрополиту Новгородской епархии - Голицын в дек. 1820 г. официально потребовал, чтобы тот согласовывал свои распоряжения с ним. Это требование и форма, в к-рой оно было высказано, потрясли М. «Какой же я святитель… когда не имею власти разрешать служение самых обыкновенных молебствий? Если уж Голицын хочет лишить меня власти… он мог бы предупредить меня об этом келейно, тогда бы мы двое только знали, что я митрополит лишь по имени, а не по власти; теперь же последний монастырский служка знает об уничижении моего сана».

Незадолго до смерти М. написал имп. Александру I, находившемуся на конгрессе Священного союза в г. Лайбах (ныне Любляна), письмо, откровенно указав в нем на опасности, которым подвергается правосл. Церковь от «слепотствующего министра» Голицына.

М. был награжден орденами св. Анны 1-й степени (1803), св. Александра Невского (1816; алмазные знаки - 1820). В 1820 г. внес 12 тыс. р. (из них 10 тыс. р. получены за сданные им бриллиантовые знаки ордена св. Анны) «на вечное обращение из процентов на пользу бедных учеников» Вифанской, Черниговской, Новгородской и С.-Петербургской семинарий. Неск. выпускников последней, учившихся на стипендию, учрежденную М., получили двойную фамилию: Михайлов-Алиенов (выпуск 1823 г.), Михайлов-Георгиевский (1827), Михайлов-Флоринский (1835) (Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. XI, 278).

М.- действительный член Академии Российской (с 1841 II отд-ние инженерной АН) и Совета Человеколюбивого об-ва; почетный член Медико-хирургической академии, СПбДА и МДА, московского общества «Любителей российской словесности» и казанского - «Любителей отечественной словесности».

В 1816 г. кнг. С. С. Мещерская испросила Высочайшее повеление «издать на счет кабинета [ЕИВ]» поучения М. Они вышли в 10 томах в 1817-1820 гг. под заглавием «Беседы, в разных местах и в разные времена говоренные».

Отпевание М. в Троицком соборе Александро-Невской лавры совершили митр. Варлаам (Эристави), архиеп. Филарет (Дроздов) и еп. Владимир (Ужинский) в сослужении многочисленного духовенства. Погребен под жертвенником Свято-Духовской ц. лавры; эпитафия была краткой: «Помяни, Господи, митрополита Михаила». (В последующие 40 лет эта церковь служила усыпальницей преемников М. по С.-Петербургской кафедре.) Установленная на наружной стене алтаря доска с бронзовым барельефом-портретом М. не сохранилась. Надгробные слова произнесли свящ. Алексий Малов (1787-1855) (Речь на кончину его высокопреосв. Михаила, митр. Новгородского и Санкт-Петербургского. СПб., 1821) и ректор СПбДА архим. Григорий (Постников) (Слово в Троицком Александро-Невском соборе, пред погребением тела... высокопреосв. Михаила, митр. Новгородского... марта 29 дня 1821 г. СПб., 1821).

По письменному завещанию М. в 7 мужских и 4 жен. мон-ря Черниговской епархии разослали по 25 р. на его поминовение. Тысяча рублей, завещанная им в 1813 г. на те же цели Черниговскому архиерейскому дому, определением Синода от 10-21 апр. 1822 г. была переадресована в пользу Александро-Невской лавры.

Столичная кафедра вдовствовала почти 3 месяца. Император, находившийся с окт. 1820 г. за границей, вернулся в С.-Петербург через 2 месяца после кончины М. Преемником М. стал иерарх «охранительного направления» митр. Серафим (Глаголевский), назначенный 19 июня 1821 г. Ю. Е. Кондаков именует М. «негласным главой православной оппозиции», к-рая якобы существовала при его жизни (Кондаков Ю. Е. Архим. Фотий (1792-1838) и его время. СПб., 2000. С. 117). В действительности группировка, нацеленная на противодействие религ. курсу имп. Александра I, т. е. на ликвидацию возглавляемых кн. Голицыным «двойного министерства» и Российского Библейского об-ва, сформировалась не ранее 1822 г.

Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 83. Д. 479; Оп. 94. Д. 761; Оп. 99. Д. 277; Оп. 102. Д. 358; Ф. 797. Оп. 2. Д. 1698.
Лит.: Северная Почта, или Новая Санктпетербургская газ. 1815. № 24. С. 1-2; 1817. № 2. С. 2; № 10. С. 1; 1819. № 48. С. 2; № 64. С. 2; [Некр.] // Моск. вед. 1821. № 33. 23 апр. С. 993-994; Евгений. Словарь. 1827. Т. 2. С. 75-79; Очерк жизни Михаила, митр. С.-Петербургского, Новгородского, Эстляндского и Финляндского. М., 1857; Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 1. С. 104-111; Троицкий П., свящ. Высокопреосв. митр. Михаил // Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1884. Вып. 8. С. 25-32; Знаменский П. В. Чтения из истории Русской Церкви за время царствования имп. Александра I. Каз., 1885; Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в 1-й пол. текущего столетия. СПб., 1894; Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени. Новг., 1897. С. 151-159; Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра, 1713-1913: Ист. исслед. СПб., 1913. С. 847-860; Страхова Я. Митр. Михаил (Десницкий): (1762-1821) // София. Новг., 2001. № 3. С. 35-36; Серебрякова Ю. В. Обзор деятельности секретных комитетов по расколу в царствование имп. Александра I // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2012. Вып. 3(46). С. 30-39.
А. К. Галкин

Иконография

Михаил (Десницкий), митр.Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский. Гравюра И. В. Ческого. 1-я четв. XIX в. (ЦАК МДА)Михаил (Десницкий), митр.Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский. Гравюра И. В. Ческого. 1-я четв. XIX в. (ЦАК МДА)

М., как и др. первенствующих членов Синода, сравнительно обширна и разнообразна: включает как произведения высокого профессионального уровня, выполненные ведущими живописцами и граверами академической школы, так и копийные портреты работы неизвестных художников. Его образ входил в обширные галереи знаменитых иерархов XIX в. не только в тех епархиях, где служил М. (см., напр.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 231).

Наиболее ранний датированный живописный портрет был создан худож. В. Л. Боровиковским в бытность М. архиепископом Черниговским (1816, ГРМ). Произведение поступило в музей в 1905 г. из Александро-Невской лавры (для монастыря была сделана копия, в наст. время - в Музее изобразительных искусств Туркменистана); по предположению исследователей, портрет принадлежал М. (Алексеева Т. В. Владимир Лукич Боровиковский и рус. культура на рубеже 18-19 вв. М., 1975. С. 304. Примеч. 22). В соответствии с саном М. изображен в рясе и черном клобуке, на груди - панагия с образом Спасителя, орденские знаки на лентах и звезды орденов св. Анны 1-й степени и св. Иоанна Иерусалимского. М. средних лет, с характерной внешностью, в выбивающихся из-под клобука небольших прядях волос и средней величины бороде только легкая проседь. Иерарх восседает возле книжного шкафа и стола, покрытого яркой орнаментальной скатертью, руки со светлыми четками лежат на книге. Глубокий пейзажный фон в левой части просматривается за стоящей в центре за спиной М. колонной с рельефным архиерейским гербом с вензелем «МД». Портрет послужил образцом для последующих повторений, в т. ч. авторских: созданные позднее уменьшенные варианты, где М. представлен в белом митрополичьем клобуке и с орденом св. Александра Невского, хранятся в ГИМ (из собрания П. И. Щукина), в Приморской гос. картинной галерее, в частных собраниях С.-Петербурга и Москвы (Там же. С. 370-371. Кат. 327, 333, 334). Подобный портрет 1905 г. (М. немного в иной позе) находился в 1917 г. в собрании В. Б. Хвощинского в Риме.

На др. портрете нач. XIX в. кисти Боровиковского (из собрания Ф. И. Прянишникова, ГТГ) М. представлен погрудно в богослужебном облачении: в архиерейской мантии, омофоре (с крестами типа мальтийского) и митре, правая рука лежит на груди, под ней - такая же панагия, как на портрете 1816 г., крест и ордена. На темном фоне слева изображено «Распятие» с воином, пронзающим копьем тело Спасителя. Взгляд М. устремлен вверх, в волосах и бороде нет проседи. Предполагают, что произведение было создано незадолго до отъезда М. в Черниговскую епархию, ок. 1803 г. (Маркина Л. А. Красоту Боровиковский спас // Наше наследие. М., 2007. № 81. С. 6-19). Этот необычный по иконографии портрет также воспроизводился др. художниками: напр., с небольшими изменениями (в основном в рисунке «Распятия» на фоне) он повторяется в копии 1-й четв. XIX в. (КБМЗ).

Существовали также поясные изображения М. традиц. типа: в рясе и белом клобуке, с наградами на груди (как правило, с добавлением ордена св. Александра Невского). Многие из них, очевидно, создавались на основе гравированных изображений или их образцов. Так, портрет 20-х гг. XIX в. работы И. И. Олешкевича (ГМЗРК) восходит к несохранившемуся оригиналу А. Г. Варнека (в правой руке митрополита свиток - Колбасова. 2002. С. 256-257. Кат. 36, 37. Ил. 3), подобный портрет 30-х гг. XIX в. хранится в собрании НГОМЗ. Портрет М. упоминается также в описи Валаамского мон-ря 1912 г. (АФВМ. Go: 6/4. Л. 232), но среди вывезенных в Финляндию портретов он не обнаружен. Живописный портрет М. входит в состав портретной галереи С.-Петербургских митрополитов в особом зале Митрополичьего корпуса Александро-Невской лавры (Св.-Троицкая Александро-Невская лавра: Альбом. СПб., 2006. С. 235).

Гравированные и литографированные портреты, к-рые были изготовлены в качестве отдельных листов или иллюстраций в книжных изданиях, относятся преимущественно к «кабинетному» типу иконографии, но отличаются вариативностью расположения полуфигуры М. Почти на всех известных эстампах он изображен в рясе и белом клобуке, с панагией и наградами на груди (ордена св. Александра Невского и св. Иоанна Иерусалимского, наградной крест в память Отечественной войны). В 1823 г., через 2 года после смерти М., по заказу кнг. С. С. Мещерской акад. Н. И. Уткин награвировал резцом его большой портрет по рис. П. Ф. Соколова (оттиски 1-го и 2-го состояния - ЦАК МДА; см. также: Принцева Г. А. Н. И. Уткин, 1780-1863. Л., 1983. С. 80-81). М. представлен вполоборота влево, на фоне окна с занавесом, возле стола с чернильницей и книгами, в правой руке сжимает записи. Индивидуальные черты внешности переданы с большим мастерством, борода со значительной проседью. В кон. 30-х гг. XIX в. на основе гравюры Уткина выполнена литография А. О. Мошарского по рисунку А. А. Калашникова из сер. «Литографированные портреты членов Российской Академии» (СПб., 1835-1841; экземпляр из собрания Б. Л. Модзалевского - ИРЛИ(ПД)). Высоким качеством исполнения выделяется также портрет 20-х гг. XIX в. (ЦАК МДА) с аналогичным типом изображения, но без фона, гравированный в технике пунктира Р. Купером в Лондоне и затем изданный «иждивением Рутта» в С.-Петербурге. Иконографически с этими произведениями соотносится гравюра пунктиром мастера Ф. Алексеева, вошедшая в серию, подготовленную П. П. Бекетовым (Портреты именитых мужей Рос. Церкви, с прил. их кр. жизнеописания. М., 1843; один из экземпляров - в ГПИБ). На литографии 3-й четв. XIX в. (ЦАК МДА) полуфигура М. развернута в правую сторону.

Портрет работы Варнека (митрополит в небольшом повороте влево) воспроизведен на гравюре акад. С. Ф. Галактионова 1-й четв. XIX в. (ЦАК МДА). Небольшое погрудное изображение М. в овале, вполоборота влево, выгравировано акад. И. В. Ческим (ЦАК МДА): как и на мн. др. портретах, панагия митрополита имеет характерный узнаваемый декор. В трактовке лица и большинстве деталей с гравюрой Ческого совпадает тоновая литография Г. Ф. Гиппиуса (1822, ГЭ; см. также вариант портрета: Гиппиус Г. А. Современники: Собр. литографических портретов гос. чиновников, писателей и художников, ныне в России живущих. СПб., 1822). Кроме того, Д. А. Ровинский описал гравюры: 1799 г. работы Уткина по оригиналу Д. Г. Левицкого (выполнена в бытность М. священником, подпись завершается словами: «Дружба изобразила черты лица его»), 1817 г. А. Г. Ухтомского (карандашная манера, с вензелем «АЧ» - архиепископ Черниговский; переделан в 1822), А. А. Осипова (погрудное изображение) (см. также: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1290-1292. № 1, 2, 8; Морозов А. В. Каталог моего собрания рус. гравированных и литографированных портретов. М., 1913. Т. 3).

Лит.: Ровинский Д. А. Николай Иванович Уткин, его жизнь и произведения. СПб., 1884; он же. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1290-1292; Т. 4. Стб. 98, 111, 226-227, 313, 420-421, 503, 564, 594; Русские портреты XVIII и XIX ст.: Изд. вел. кн. Николая Михайловича. СПб., 1906. Т. 2. Вып. 2. № 39; Сорок семь литогр. портретов членов имп. Рос. академии / С ист. справкой Б. Л. Модзалевского. СПб., 19112; Русские мон-ри: Искусство и традиции: Альбом / ГРМ. СПб., 1997. С. 158-159; Гос. Третьяковская галерея: Кат. собрания: Живопись XVIII-XX вв. М., 1998. Т. 2: Живопись XVIII в. С. 77-78. Кат. 83; Духовные светочи России. С. 96-97. Кат. 81-83; Живопись: Кат.: 1-я пол. XIX в.: А-И / ГРМ. СПб., 2002. Т. 2. С. 72. Кат. 122; Колбасова Т. В. Портретная галерея Ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря // СРМ. 2002. Вып. 12. С. 231-267; Смирнов И. А. и др. Русское искусство XVII-XIX вв.: Казенная палата Кирилло-Белозерского мон-ря: Путев. / КБМЗ. М., 2003. С. 42-43. Ил.; Дружинин П. А. Собрание рус. гравированных портретов в колл. Г. Н. Геннади. М., 2004. С. 150-151. № 501-507; Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825): Религ. живопись / ГРМ. СПб., 2009. С. 26-27, 99. Ил. 1. Кат. 16.
Я. Э. З.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГАВРИИЛ (Кременецкий Григорий Федорович; 1711-1783), митр. Киевский и Галицкий
  • ГАВРИИЛ (Петров Петр Петрович; 1730 - 1801), митр. Новгородский и С.-Петербургский
  • ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых)
  • ДИМИТРИЙ (Сеченов Даниил Андреевич; 1709 - 1767), митр. Новгородский и Великолуцкий
  • ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф
  • ЕФРЕМ († 1613), митр. Казанский и Свияжский