ПРЕМУДРОСТИ ЛИТЕРАТУРА
Том LVIII, С. 86-87
опубликовано: 22 октября 2024г.

ПРЕМУДРОСТИ ЛИТЕРАТУРА

В Библии жанр лит-ры, к к-рому относится ряд канонических и неканонических книг (как и нек-рые апокрифы - см. в ст. Апокрифы ветхозаветные), посвященных описанию универсальных нравственных принципов и смысла человеческой жизни. В Библии книги этого жанра составляют разд. «Писания» (агиографы), универсальный характер их тематики отличает эти книги от пророческой лит-ры (см. в ст. Пророки), проникнутой национально-религ. духом, а также от лит-ры, посвященной культовым и социальным предписаниям (см. в ст. Пятикнижие) и истории израильского народа (см. в ст. Исторические книги).

Центральное понятие библейской П. л.- мудрость. В евр. языке основные термины для ее обозначения являются дериватами от корня   В Септуагинте евр.   (мудрость) соответствует греч. слово σοφία, существует ряд производных от него. Др. термины для обозначения мудрости в евр. языке - существительные   (понимание),   (знание) и соответствующие глаголы:   (понимать) и   (знать). В Библии субъектами высказываний о мудрости практически всегда являются люди (в Притч 30. 24-28 с мудрецами сравниваются и некоторые животные). В Иов 9. 4 говорится о Божественной мудрости, несравнимой с человеческой.

Евр. термин   имеет широкий спектр взаимосвязанных значений. Среди них: 1) интеллектуальные возможности человека (мудрость, знание, разум; обозначается корнем   - «быть мудрым»; см.: Суд 5. 29; 2 Цар 13. 3; 14. 2; Иер 9. 22-23); 2) основанные на опыте и знании практические навыки и способности (в смысле «навык», «готовность», «мастерство»; ср.: Исх 35. 25-26 - способность ткать для скинии; Иер 9. 17-18 - профессионализм плакальщиц, Исх 28. 2-4 - портных, шьющих одежду для Аарона и священников, Исх 31. 3-6; 35. 31-35 - мастеров, создающих статуи и украшения из драгоценных металлов (ср.: Исх 36. 1-8; 3 Цар 7. 14; Ис 40. 19; Иер 10. 9)). О мудрости как опыте управления говорится в рассказах об Иосифе (Быт 41. 33, 39-40; ср.: Пс 105. 17-23) и о Данииле и его друзьях (Дан 1. 20); во фрагменте Ис 19. 11-12 высмеивается недостаток компетентности у «мудрецов» при дворе фараона (см. также: Иер 49. 7), а в Иер 10, 17 идет речь о мудрости народов. В этом смысле творение Яхве также связано с мудростью (Притч 3. 19-20: «Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою»); 3) слово «мудрость» в ВЗ может указывать на наличие образования, жизненного опыта и социальной компетентности. Книга Притчей рисует образ искреннего, спокойного, трудолюбивого, бережливого и ответственного «мудреца», много знающего (описывается терминами   ) и во многом наставленного ( ) (Притч 13, 14, 21). Синонимами для  /   в этом смысле являются, напр.,   («праведный, искренний» - Пс 7. 11; Иов 4. 7) и   («прямой, целый» - 3 Цар 9. 4); 4) этический аспект мудрого поведения влечет за собой его религиозно-нравственное понимание, оно выражается терминами «страх Божий» (   - Притч 1. 7 и др.) и «справедливость/праведность» ( /  - Притч 9. 9; 11. 30; 23. 24 и др.) в качестве синонима «мудрости». Тот, кто отступает от мудрости, считается «злым» (  - Притч 15. 26) и «нечестивым» (  - Притч 15. 28). В основе библейской речи о мудрости среди прочего лежит идея упорядоченного мира, в к-ром все имеет свое место и происходит в свое время (Еккл 3). Считается, что она дана Богом (ср.: Пс 104: Бог сотворил мир в мудрости (см. также: Ин 8. 23)) и человек может этот мир постигать.

Обретенный человеком опыт в данной лит-ре универсализируется и передается, напр., в форме притчей, что не противоречит пониманию того, что у каждого человека свой собственный опыт. П. л. говорит о его универсальности, ср., напр.: «Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда» (Притч 12. 1); «Что холодная вода для истомленной жаждой души, то добрая весть из дальней страны» (Притч 25. 25). В притчах сообщается не о единичных случаях, а о рекуррентных базовых структурах, к-рые лежат в основе конкретного опыта людей.

К П. л. помимо вошедших в состав ВЗ текстов данного жанра относятся и тексты др. жанров, обнаруживающие влияние традиции премудрости. В узком смысле слова к П. л. причисляют Книги Притчей Соломона, Екклезиаста, Иова и Иисуса, сына Сирахова (см. статьи Соломона Премудрости книга, Иова книга, Иисуса, сына Сирахова, книга). В Септуагинте эти книги уже соотнесены друг с другом (см. в ст. Канон библейский). Кроме того, к ней относят т. н. псалмы мудрости (Пс 1, 37, 39, 49, 73, 119; см. в ст. Псалтирь), а также «новеллу об Иосифе» (Быт 37, 39-50), книги Руфи, Ионы и Есфири. Нек-рые фрагменты исторических книг Библии по форме и содержанию также относят к П. л.: басню об Иофаме (Суд 9. 7-15), притчу Нафана (2 Цар 12. 1-4) и т. п.; иногда принадлежащими к П. л. считают и неканонические книги, и апокрифы: книги Товита, Варуха, 4-ю книгу Маккавеев и др. Влияние идей традиции премудрости обнаруживается в книгах Второзаконие, Амоса и Исаии и в ряде др. текстов.

Образцом мудреца в ВЗ является царь Соломон, о необычайной мудрости к-рого говорится в 3 Цар 9. 5-14 (стихи завершают рассказ о правлении Соломона). Он - праведный судья (3 Цар 3. 16-28), успешный правитель (3 Цар 4. 21), гарант мира и процветания (3 Цар 5. 4). Соломон, благословленный богатством, соответствует идеальному образу царя, к-рый также описывается в Притч 16. 10-15; 20. 2, 8, 26. Соответственно Книги Притчей, Екклезиаста, Песни Песней Соломона, (неканоническая) Премудрости Соломона, а также Пс 72 приписывают Соломону как автору, ему атрибутируются также апокрифические Соломона псалмы.

В исследовательской лит-ре в зависимости от социального контекста на разных этапах истории в П. л. Израиля выделяют неск. основных направлений традиций мудрости. Так, согласно Э. Ценгеру, их 3: 1) родовая («народная»); 2) придворная («школьная») и городская; 3) теологизированная («премудрость откровения»). К наиболее раннему, еще догос. периоду истории Древнего Израиля восходит традиция родовой мудрости, отражающая жизненно важное для народа представление о родовой солидарности; язык, образность и содержание этой традиции имеют простонародный характер, а основная тематика определена повседневной социальной жизнью. Данная традиция продолжает существовать и в период формирования классового общества, в к-ром рушились древние родовые идеалы (ср. тематику выступления пророков Амоса, Михея; ср. также: Декалог).

С возникновением монархии, необходимого для управления гос-вом чиновничьего аппарата, а также с расширением международных контактов получила распространение соответствующая этим изменениям традиция мудрости, в к-рой преобладал интерес к темам городских и придворных отношений. Мудрость становилась предметом школьного преподавания в процессе воспитания царских детей и обучения чиновников, ее язык и образность отражали жизнь города, а целью являлись сохранение гос. стабильности, обеспечение лояльности и т. п. Именно в этой традиции израильской П. л. становится очевидным, что библейские книги мудрости соствляют часть обширной древней лит-ры мудрости народов древнего Ближ. Востока - Египта, Месопотамии и Вост. Средиземноморья. По своим темам, отчасти лит. формам, к ветхозаветным близки писания Месопотамии и особенно Египта. Так, текст Притч 22. 17 - 23. 10 в основном представляет собой перевод егип. «Учения Аменемопа».

В послепленную эпоху изменения израильской традиции мудрости, в целом не выходившей в своих изобразительных средствах за рамки общевост. образцов, но усиленно теологизирующейся, происходят по 2 основным направлениям. Во-первых, первопорядок сотворенного мира, лежащий в основе всего, начинает считаться способом откровения Яхве, т. е. Премудрость рассматривается как присущая Творению и истории тайна, к-рую люди могут постичь, т. о. она тесно связана с Богом, является качеством Самого Божества, дается человеку от Бога как дар, служит способом откровения Бога (ср.: Притч 8. 22-41; Сир 24; Прем 6. 22 - 11. 1). Премудрость здесь обретает личные черты, персонифицируется. Из практического искусства жизни мудрость превращается в (Пре)мудрость Божию, причастную созиданию этого мира и показанную человеку в Откровении (см. в ст. София). Во-вторых, Тора понимается как главный дар Премудрости Божией (ср.: Втор 4. 6-8; Книга Иисуса, сына Сирахова; Вар 3. 9 - 4. 4).

В исследованиях выделяются неск. лит. форм, к-рые используются в П. л.: Ценгер, напр., различает изречение, поучительную речь, поучительное стихотворение и поучительный рассказ. Краткое и лаконичное изречение (художественное высказывание или предложение (евр.  )) - сжатое изложение опыта, служащее для ориентации человека в жизни, обычно 2-членное (основная поэтическая фигура здесь - parallelismus membrorum, т. е. образное родство 2 следующих друг за другом членов (рифма образов или мыслей) и оформленное поэтическими средствами (метафоры, рифмы, парономазия), ср.: «Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится» (Притч 26. 27); «Погибели предшествует гордость, и падению - надменность» (Притч 16. 18), «Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного» (Притч 17. 4), «Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его» (Притч 12. 25 )). Изречения подразделяются на народные пословицы («воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен» (Притч 9. 17); ср.: Притч 14. 4; Иез 16. 44; 18. 2), сентенции (информационные высказывания) («глупый не любит знания, а только бы высказать свой ум» (Притч 18. 2; ср.: Притч 12. 4; 14. 15; 16. 1)), высказывания-загадки («у кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза?» (Притч 23. 29; ср.: Притч 23. 30-35; 30. 4-5), числовые высказывания («три вещи непостижимы для меня и четырех я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице» (Притч 30. 18-19; ср.: 6. 16-19; 30. 21-23)), призыв («не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют и сонливость оденет в рубище» (Притч 23. 20-21; ср.: 23. 12; 31. 2-9)).

Поучительная речь обычно адресована к определенному слушателю, включает обращение, изложение учения и вывод с указанием на результаты и правильного, и неверного поведения (Притч 1. 8-19 (предостережение от общения с дурными людьми); 5. 1-23 (о нарушении супружеской верности); Иов 32-37 (поучения-монологи); Иов 3-27 (поучения-диалоги)). Поучительное стихотворение не имеет непосредственного адресата, а содержит рассуждения мудреца о смысле жизни, счастье, мире, истории народа, Законе (характерны для Книги Екклезиаста, Псалтири (ср.: Пс 37; 49; 73; 104 и др.)). В поучительном рассказе истинность учения иллюстрируется примером из жизни известного лица (напр., Иова (легенда с акцентом на честности персонажа - Иов 1-2; 42), Руфи (новелла), Товита (роман с акцентом на человеческой жизни в сложном мире)).

Лит.: Аверинцев С. С. Премудрость в Ветхом Завете // АиО. 1994. № 1. С. 25-38; Ценгер Э. Введение в Ветхий Завет. М., 2008; Сергий (Акимов), архим. Библейская Книга Екклезиаста и литература мудрости Древней Месопотамии. М., 2018. Подробнее библиографию см. в статьях о соответствующих библейских книгах.
Рубрики
Ключевые слова
См.также