[Евр. ], иудейский праздник, установленный в Есфири книге (Есф 9.17-32) в память об избавлении евреев Персидской империи от истребления во дни царя Ахашвероша (Артаксеркса). Ранние историки отождествляли его с Артаксерксом II (404-359 гг. до Р. Х.), новейшие - с Ксерксом I (ок. 486-465 гг. до Р. Х.). Несмотря на позднее и не связанное с установлениями прор. Моисея происхождение, П.- один из главных праздников евр. календаря. Его название представляет собой мн. ч. от ассирийско-аккад. pūru (жребий). Дата истребления евреев (13-го Адара) была определена их врагами при помощи жребия (Есф 9. 24-26); при этом подразумевается, что настоящий жребий народов может быть назначен только на небе: так, Септуагинта приводит мидраш, согласно к-рому «Бог устроил два жребия: один для народа Божия, а другой для всех язычников, и вышли эти два жребия в час и время и в день суда пред Богом и всеми язычниками» (Есф 10. 3g-h).
Кн. Есфирь (евр. Эстер) повествует о том, как евр. девушка-сирота стала персид. царицей и своим заступничеством предотвратила истребление всего народа, задуманное высокопоставленным царедворцем Аманом из-за его вражды с др. вельможей, евреем Мардохеем. По навету Амана царь издал указ, предписывающий всем народам империи истребить иудеев в местах их жительства. Поскольку царский указ не мог быть отменен, после разоблачения злого умысла царь разрешил издать от его имени др. указ, позволяющий иудеям защитить себя. Иудеи при помощи властей 13-го Адара (в столичном городе Сузы также 14-го) убили ок. 80 тыс. чел. с женами и детьми, «а на грабеж не простерли руки своей» (Есф 9.15-16). При этом множество иноплеменников приняли обрезание. Аман, желавший повесить Мардохея, сам был повешен со своими сыновьями. В связи с тем, что события П. происходили естественным порядком, будто бы без вмешательства свыше, время Есфири в Талмуде считается концом времени чудес (Йома. 29а).
П. в библейской критике и востоковедении периодически отождествляли с одним из вавилонских, ассирийских или персидских празднеств. Большое значение придавалось тому, что главные герои носят имена месопотамских божеств Иштар и Мардука. Ученые нередко связывали сюжет с поздневавилонским и ассирийским фестивалем «заточения Мардука»; А. Сильверстайн предпринял попытку найти его истоки в космогоническом мифе «Энума Элиш». Др. теории обращались к мифам о Мардуке и Иштар опосредованно: ассиролог Г. Циммерн возводил П. к вавилонскому новому году, когда боги посредством жребия определяли судьбы людей, библеист П. де Лагард считал «Пурим» измененным названием персид. новогоднего фестиваля (Furdigan или Frawardigan), связанного с призыванием душ умерших (по мнению Дж. Хошандер, празднование П. было приурочено к персид. новому году для упрочения мира с персами). С. М. Далли усматривает исторический контекст праздника во взятии Суз ассирийцами в 647 г. до Р. Х. Существует также т. зр., согласно к-рой П. первоначально был днем гибели селевкидского полководца Никанора и отмечался в Иудее 13-го Адара (1 Макк 48-49), хотя уже во II в. до Р. Х. письменный источник указывал на то, что победу над Никанором празднуют «за день до дня Мардохеева» (2 Макк 15. 36). Критические теории при всем их разнообразии объединены 2 мотивами: неверием в действительность событий кн. Есфирь и необходимостью объяснить происхождение праздника.
Изложены во входящем в состав Мишны трактате Мегилла (ок. 200 г. по Р. Х.). П. отмечается 14-го числа лунного месяца Адар (февр.-март) в селах и 15-го числа того же месяца (Шушан-П., т. е. сузский П.) в городах, к-рые в древности (в дни Иисуса Навина (см. Иисуса Навина книга)) были обнесены стеной (в переводе Септуагинты - «в метрополиях»), на том основании, что в столице празднование наступило 15-го Адара. В високосные годы по иудейскому лунно-солнечному календарю, когда месяц Адар удваивается, П. празднуется во 2-й Адар, т. к. события, описанные в кн. Есфирь, по преданию, произошли в этот месяц високосного года, а в соответствующие дни 1-го Адара также запрещается пост и не читаются покаянные молитвы. Празднованию П. предшествует однодневный «пост Эстер» в память о 3 днях поста иудеев по просьбе царицы (Есф 4. 16, ср. Есф 9. 31). В субботу, предшествующую празднику, читается отрывок Втор 25.17-19 о вечной вражде между Израилем и Амаликом (потомком последнего считается Аман, а по нек-рым версиям - все убитые в ходе тех событий враги евреев). В ночь на П. и днем в день праздника в синагогах читается свиток кн. Есфирь (Мегиллат Эстер). Установления праздника включают в себя чтение Торы, вставку благодарения «За чудеса» в молитву Амида (Шмонэ-эсре) и в благословение после трапезы с хлебом (Биркат га-мазон), рассылку угощений друзьям, подаяние бедным, дневную трапезу и увеселения; запрещены посты и траурные речи. В этот день мудрецы предписывают пить вино до опьянения, а именно, «пока не перестанешь различать» выражения «благословен Мардохей» и «проклят Аман». Карнавальные черты увеселения в П. (переодевания, шутки, театрализованные представления Purimspil) развивались в основном в средневек. Европе, но восходят к более раннему времени. В нач. V в. в Византийской империи специальным указом евреям запрещались издевательства над символом креста, в виде к-рого изготовлялась кукольная виселица Амана, сжигавшаяся в ходе празднования. Трапеза П. не ритуальная, но включает в себя особые блюда, среди к-рых символическим характером выделяется печенье «озней Аман» («уши Амана»). Нек-рые исследователи (напр., израильский историк Э. Хоровиц) указывают, что подобные обычаи П. снижают значение праведного избавления от насилия, прививая потомкам спасенных качества их преследователей.