(Gразд. 18 июня, чтимая икона в соборе Пюхтицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы женского монастыря, связанная с именем прав. Иоанна Кронштадтского. До прославления иконы наименование «Пюхтицкая» относили исключительно к явленному чудотворному образу Успения Пресв. Богородицы в том же соборе (см. в ст. Успение Пресвятой Богородицы, чудотворные иконы).
Согласно монастырскому преданию, в XVI в. на источнике у подножия Пюхтицкой горы местному пастуху-эстонцу, или «полуверцу», явилась в сиянии лучезарная Жена в красивых одеждах. При попытке приблизиться Она исчезала, а затем появлялась вновь - так Сама Божия Матерь освятила живоносный источник. Это явление было запечатлено на иконе, написанной в 1894 г. в академическом стиле сестрами Пюхтицкого монастыря для покровителя обители, благословившего ее основание, св. прав. Иоанна Кронштадтского ко дню памяти его тезоименитого святого - прп. Иоанна Рильского (19 окт.). (Иконописная мастерская существовала в мон-ре со времени его открытия, но о ее деятельности известно крайне мало.) Надпись на лицевой стороне иконы внизу гласит: «Протоиерею отцу Иоанну Ильичу Сергиеву труд живописиц Успенского женского монастыря на святой горе Эстляндской губернии. 1894 г. 19 октября», вверху: «Изображение явления Пресвятыя Богородицы в 1500-х годах при источнике у святой горы в Пюхтицах Эстляндской губернии» и надпись «ΜΡ ΘΥ» под титлом.
Икона пребывала у прав. Иоанна Кронштадтского до его кончины. С ней связывают дневниковую запись о 1-м явлении прав. Иоанну Кронштадтскому во сне Царицы Небесной на праздник Успения Пресв. Богородицы в 1898 г.: «Минуту продолжалось это явление, потом Она ушла от меня неторопливо, перешагнула за небольшой овраг и скрылась! Я видел сзади шествие Небесной Посетительницы. Сначала я видел Ее как бы на иконе, ясно, а потом Она, отделившись от нее, сошла и подвиглась в путь» (Обитель Божией Матери. 2016. С. 85). По воспоминаниям мон. Ираиды (Сергеевой), святому принадлежат слова: «Целуйте землю, где живете, она освящена личным присутствием Божией Матери!» И про источник говорил с большим благоговением» (Корнилий (Якобс). 2011. С. 264).
П. и. была завещана супружеской чете из С.-Петербурга, а незадолго до их смерти передана мон. Вирсавии, бывш. насельнице закрытого к тому времени с.-петербургского Иоанновского мон-ря. В 1946 г. на Пасху, явившись инокине во сне, Пресв. Богородица велела возвратить Ее образ в Пюхтицкую обитель. Мон. Вирсавия написала в мон-рь письмо об этом событии и вскоре умерла. Возвращение образа произошло в день празднования Боголюбской иконе Божией Матери (18 июня), к-рый установлен и как день почитания П. и. Сопровождала икону послушница Анастасия Молодцова (впосл. схим. Гавриила). Сестры обители во главе с настоятельницей игум. Алексией II (Голубевой; в схиме Сергия) встретили икону крестным ходом у чтимого дуба на монастырском кладбище. Через 4 дня престарелая игумения сложила с себя настоятельские обязанности, символически передав управление обителью Божией Матери. В том же году в мон-ре побывал летчик-офицер, к-рый признал в изображении на иконе явившуюся ему при бомбардировке мон-ря в 1944 г. Женщину, просившую «не разорять Ее дом»: летчик не смог выполнить приказ разбомбить монастырский собор, поскольку вся гора при ясной погоде была покрыта туманом.
В 1954 г. в Пюхтицкий мон-рь поступила А. Т. Николаевская (1895-1963), вдова новгородского прот. Василия Николаевского, хранившего в годы войны мощи Новгородских святых. Николаевская рассказала о явлении ей Божией Матери, Которая благословила найти икону с изображением Ее явления на некой горе. После долгих поисков такую икону она нашла в Пюхтице, где ранее не бывала. Событие отражено в 11-м кондаке акафиста П. и. Николаевская приняла постриг с именем Евфросиния, она передала в мон-рь мощевик с частицами мощей Новгородских святых; ее стараниями были изготовлены небольшие образки с изображением П. и., к-рые раздавали паломникам.
От иконы отмечены случаи исцелений (в 1997, 1999 и др.). 6 марта 2006 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II Сретение Пюхтицкой иконы Божией Матери было внесено в общецерковный месяцеслов. На праздник в мон-ре обычно служат архиереи и клирики Эстонской Православной Церкви, совершается крестный ход. Накануне служат всенощное бдение с акафистом иконе (переложение мон. Иннокентии исполняется нараспев). Бденная «Служба Пресвятей Богородице, святей Ея иконе, именуемой «У источника»» составлена игум. Нестором (Кумышом). В сер. 90-х гг. XX в. варианты акафиста иконе были направлены из мон-ря в Синодальную богослужебную комиссию под председательством еп. Орехово-Зуевского Алексия (Фролова) и отредактированы там. Резолюцией патриарха Алексия II от 21 июня 2006 г. официально акафист был передан в мон-рь «для богослужебного и келейного использования».
В наст. время П. и. находится перед левой солеей главного придела Успенского собора. На боковой стене проездной арки св. ворот монастыря помещено изображение иконы (1989-1990, мастер - послушница Надежда Емельянова, ныне мон. Митрофания, с сестрами); иконы также находятся у источника над аркой св. ворот со стороны мон-ря (1983) и на фасаде часовни у источника (мозаика, 1988), на главных вратах Ильинского подворья в Васкнарве (мозаика, 2008).
Божия Матерь изображена без Младенца Христа, в рост, в мафории голубого цвета с 3 звездами на главе и плечах и пурпурной тунике. Она обращена в левую сторону. Распростертые руки Богородицы напоминают о «Покрове Ее милосердия» (кондак, глас 4-й). Иконография образа восходит к ростовым иконам деисусного типа (Агиосоритисса), к которому, в частности, относится образ из деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля рубежа XIV и XV вв., приписываемый Феофану Греку. По иконографии П. и. наиболее близка к иконографии Боголюбской иконы Божией Матери, также связанной с изображением Ее явления. Боголюбская икона с предстоящими (1909-1910, мастерская Ф. Е. Егорова) была впосл. помещена в иконостас северного придела Пюхтицкого Успенского собора. Образ, видимо, имеет и афонский прототип - икону «Игумения Горы Афонской». Т. о., Божия Матерь ассоциируется с образом Игумении не только Горы Афонской, но и Пюхтицкой горы. Изображение явления Богородицы на П. и. выражает мысль о пребывании Божией Матери в избранном Ею уделе - обители, которую называли Прибалтийским Сионом, о Ее непосредственном молитвенном заступничестве за Прибалтийский край, где православные часто претерпевали гонения. Фоном иконы служит сев. пейзаж, напоминающий окрестности Пюхтицы: водный поток на переднем плане, ели и сосны, пересеченная местность в отдалении, покрытая растительностью. На склоне горы - 2 пастуха. «Источник утешения», согласно словам из кондака иконе, символизирует утоление «жажды спасения» «у Источника вод живых - Божественного Слова». На некоторых совр. списках на заднем плане изображается Успенский собор монастыря (1908-1910, архит. А. А. Полещук), построенный по благословению прав. Иоанна Кронштадтского.