[Лат. responsorium от respondere - отвечать], в зап. богослужении - песнопение, состоящее из стихов псалма, др. библейского или церковного текста, исполняемых солистом, и рефрена (responsa), который поет хор или община. Р. могут быть песнопения как мессы (градуал, аллилуиарий, иногда - тракт), так и оффиция. По мелодическому стилю Р. бывает краткий (breve) или пространный (prolixum, modulatum). История Р. восходит к древней респонсорной псалмодии, засвидетельствованной на Востоке и Западе с кон. IV-V в., когда рефреном к стихам псалма, певшегося целиком, как правило солистом, служил один из стихов того же псалма. Родственным Р. жанром является антифон, под к-рым понимали песнопение, состоящее из стихов псалма (в разное время их пел либо солист, либо хор) с рефреном, поочередно исполняемым 2 хорами, или только сам такой рефрен. Термины, обозначавшие разные виды псалмодии, не были едиными в разное время и даже могли быть взаимозаменяемыми; возможно, изначально антифонами назывались псалмы, звучавшие между библейскими чтениями, а Р.- псалмы, приравнивавшиеся к чтениям.
В ранний период истории Р. солист, вероятно, пел все стихи псалма, на к-рые община отвечала краткими рефренами. Исидор Севильский († 636) упоминает пение только одного стиха в Р. Возможно, на сокращение числа поющихся стихов псалма указывает название psalmellus (букв.- «маленький псалом»), использовавшееся в амвросианском обряде для респонсорного песнопения мессы, аналогичного рим. градуалу (в испано-мосарабском обряде - psalmo). Исполнение стихов Р. постепенно перешло от солиста сначала к небольшой группе певцов, называемых в рукописях regimini chori (в VII в. эта практика засвидетельствована в Испании, в IX в.- во Франкском гос-ве), а затем - ко всему хору. В раннем григорианском пении рефрены также могли исполнять отдельные певцы, а не хор.
Согласно описанию архиеп. Амалария Симфозия, в нач. IX в. в Риме Р. имел следующую структуру: солист пел рефрен, хор повторял его, солист пел «Слава...» (в Риме эта часть была добавлена позже, чем у франков), хор - окончание рефрена, затем снова солист и хор исполняли поочередно рефрен. Во Франкском гос-ве рефрен в начале Р. стал исполняться 1 раз: 1-я половина - солистом, 2-я - хором, а после стиха, пропеваемого солистом (и «Слава...», если этот стих присутствовал), хор пел только 2-ю половину рефрена. В Риме традиция исполнения рефренов целиком после стиха или «Слава...» удерживалась дольше (по крайней мере до посл. трети XII в.), однако в начале Р. солист пел только 1-ю часть рефрена, после стихов в большинстве Р. указано окончание рефрена (repetendum), к-рое в рим. Р. было часто длиннее, чем во франкских. Сокращение рефрена при повторе, вероятно, произошло уже в ранний период: во мн. случаях видна грамматическая согласованность текста repetendum с последними словами предшествующего ему стиха. В средневек. лат. Р. в качестве рефрена редко использовался текст из того же псалма или др. библейского текста, что и стихи. С XII в. солист пел только инципиты Р., а остальные части - хор.
В оффиции рим. обряда Р. являются самыми распространенными после антифонов песнопениями, их корпус к XIII в. насчитывал ок. 1 тыс. песнопений. На утрене (matutinum) и на монастырской вечерне Р. следуют после литургических чтений аналогично градуалу и аллилуиарию на мессе и согласуются с чтениями по содержанию; впервые в таком качестве они упоминаются уже в Уставе прп. Венедикта Нурсийского († 547).
Пространные Р. являются одной из самых мелодически развитых форм зап. псалмодии. Конечное славословие в них, как и в кратких Р., присутствует в укороченной по сравнению с антифонами форме (Слава Отцу и Сыну и Святому Духу) и поется только в последнем из Р. в ряду этих песнопений на службе.
Краткие Р. пели после кратких чтений (capitula) на малых часах и повечерии, в мон-рях - также на утрене (Laudes) и вечерне. Рефрен у таких Р. обычно исполнялся дважды в начале, только 2-я его половина - после стиха и еще раз целиком - после «Слава...». Для кратких Р. использовали небольшое число муз. формул; особые варианты предназначались для праздников. Нек-рые из их напевов могут быть остатками ранних форм псалмодии.
Из трактов (tractus; в амвросианском обряде - cantus; отличаются весьма развитой мелодикой) Р. по форме являются только те, к-рые принадлежат ко 2-му тону (гласу) (остальные, относящиеся к т. н. прямой псалмодии, принадлежат к 8-му тону). Первоначально для трактов использовался полный текст псалма, впосл. они были сокращены до 1-5 стихов.
В певческих книгах Р. (как и антифоны и градуалы) значительной части годового богослужебного круга (преимущественно Великого поста и периода Пятидесятницы, в меньшей степени - Адвента и рождественского периода) сгруппированы в циклы (от 5 до 15 песнопений), называемые «историями» (historiae) - по темам ветхозаветных чтений. Р. др. периодов, в частности недель после Богоявления и 3-й и 4-й недель после Пасхи, взяты из псалмов в порядке этой библейской книги и, вероятно, являются остатками системы, существовавшей до реформы 1-й пол. VIII в., результаты к-рой отразились в чтениях и Р. согласно чину XIIIA из Ordines Romani.
Мелодии рефренов, исполнявшихся общиной, изначально были более простыми, чем мелодии стихов псалма. Древнейшие сохранившиеся мелодии стихов, предназначавшиеся для рядовых дней, относятся к традиции амвросианского пения, они состоят из тона речитации и каденции (завершения), муз. акцент в каденции не зависит от положения ударного слога в тексте. К IX в., когда появилась нотация и стало возможно исполнение не по памяти, а непосредственно по певч. книгам, мелодии мн. рефренов были усложнены, и их стал исполнять хор; возможно, нек-рые из древнейших мелодий для рефренов восходят к мелодиям для стихов псалмов, исполнявшимся ранее солистами. В григорианской традиции мелодии стихов помимо речитации и каденции содержат начальную формулу (по крайней мере для 1-го стиха) и медиальную каденцию на цезуре текста, в к-рой муз. акцент обычно совпадает с ударным слогом в тексте, что указывает на более позднее происхождение этих формул. Для стихов Р. оффиция сохранились наборы мелодий на 8 тонов, относящиеся к староримскому и григорианскому пению; в последнем встречаются и напевы, которые не укладываются в систему осмогласия, они либо восходят к периоду до упорядочивания напевов в рамках этой системы в нач. IX в., либо являются свободно сочиненными произведениями. Стихи Р. мессы имеют, как правило, индивидуальные, неповторяющиеся мелодии. Распределение по тонам (гласам) Р. в 2 традициях в основном совпадает, но в староримском репертуаре (свыше 600 Р.) больше песнопений 4-го тона и меньше - 3-го, чем в григорианском. В обеих традициях мелодии рефренов, приспособленные к тексту либо стандартным образом, либо более сложным методом центонизации (варьирующиеся набор и порядок определенного числа мелодических оборотов), состоят из начальной формулы (она обычно охватывает 2-3 слога) и каденции (5-6 слогов), стиль к-рых варьируется от невматического до мелизматического, и тона речитации между ними. В поздних мелодиях чаще встречаются более пространные мелизмы (украшения). В целом респонсорные песнопения мессы мелодически более развиты, чем Р. оффиция. На первый и последний ударные слоги текста, как правило, приходятся одни и те же мелодические участки начальной формулы и каденции, др. слоги адаптированы к остальным элементам мелодии, к-рые могут быть добавлены, разделены или опущены, в результате достигается тесная связь между текстом и мелодией. В старорим. Р. каденции стиха и рефрена сходны, а в григорианских Р. каденция стиха изменена. Каденции старорим. Р. часто заканчиваются мелизмой, к-рая служит переходом к следующей муз. фразе, в григорианских Р. завершение носит более законченный мелодический характер, обозначаемый невмой clivis. Во 2-м тоне в качестве тона речитации (тенора) в старорим. Р. преобладает 4-я или 2-я ступень, которая обычно разрешается в начале каденции в 3-ю ступень или в финалис, а в григорианских Р. речитация происходит сразу на 3-й ступени или финалисе. Речитация в старорим. Р. происходит на 5-й и 6-й ступени в автентических ладах и на 4-й и 2-й - в плагальных, в григорианских Р.- на 4-й и 5-й в автентических и на 3-й и финалисе в плагальных. В обоих репертуарах избегается речитация на ноте b; исключением в старорим. Р. может быть 3-й тон. Старорим. Р. построены на меньшем числе мелодических моделей, которые являются более стабильными, чем более вариативные григорианские.