АВРЕЛИАН ИЗ РЕОМЕ
Том I , С. 183
опубликовано: 23 октября 2007г.

АВРЕЛИАН ИЗ РЕОМЕ

[лат. Aurelianus Reomensis], мон.-бенедиктинец, муз. теоретик. Жил во Франции, в мон-ре св. Иоанна в Реоме, поэтому в лит-ре его иногда называли «Аврелиан из Мутье-Сен-Жан». О времени написания им трактата «Musica disciplina» - сер. IX в.- можно судить по предисловию, в к-ром А. из Р. посвящает свой труд внуку Карла Великого - аббату Бернарду (о последнем известно, что в 843 г. он был архикантором, а впосл.- архиепископом - Acta Sanctorum ordinis sancti Benedicti in saeculorum classes distributa / Ed. J. Mabillon, L. d'Achéry. Venezia, 1733-17402. T. 4. Pars 2. P. 251). Наибольшую ценность представляют гл. VIII-XX, содержащие первое в истории музыки учение о григорианских ладах («церковных тонах» - см. Григорианское пение), сведения об их количестве и подразделении на автентические и плагальные (см. Плагальный лад). А. из Р. подробно характеризует каждый из 8 тонов, приводя примеры из богослужебного репертуара. Кроме того, здесь дана характеристика еще 4 «новонасажденных» (букв. «новообращенных» - neophyti) тонов, добавленных, по словам А. из Р., Карлом Великим для архаичных, не «вписавшихся» в заимствованную от греков ладовую систему, песнопений (Cap. 8, 16 / Ed. Gushee. P. 82, 110).

Важную часть модальной теории А. из Р. составляет первое в истории учение о дифференциях (в оригинальной терминологии - varietates, divisiones), а также учение об интонационных формулах типа NOEANE (см. Мнемонические формулы). В своем трактате А. из Р. отмечал влияние ритмической структуры текста на мелодию. Ранее часть трактата ошибочно (на основании нек-рых позднейших рукописей) приписывалась Алкуину.

Уникальность трактата А. из Р. состоит в том, что этот труд (за исключением незначительных компиляций Боэция, Кассиодора, Исидора Севильского, на основе к-рых составлены гл. I-VII) является первым из дошедших до наст. времени муз.-теоретических руководств по антифонной псалмодии (см. Антифон) и фиксирует певч. практику времени перехода от устной традиции к письменной.

Изд.: Gerber. Vol. 1. P. 28-63; Aureliani Reomensis Musica disciplina / Еd. L. Gushee // Corpus scriptorum de musica. [N. Y.], 1975. Vol. 21.
Пер.: Aurelian of Reome. The Discipline of Music (ca. 843) / Transl. by J. Ponte. S. l., 1968. (Colorado College Music Press Translations; 3); Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Ред.-сост. В. П. Шестаков. М., 1966. С. 183-186 (рус. пер. гл. 3, 5, 7).
Лит.: Waeltner E. L. «Die Musica disciplina» des Aurelianus Reomensis // Bericht über den VII. Intern. Musikwissenschaftlichen Kongress. Köln, 1958. S. 287-295; Bernhard M. Textkritisches zu Aurelianus Reomensis // Musica Disciplina. 1986. Vol. 40. Р. 49-61; Ефимова Н. И. Раннехристианское пение в Западной Европе VIII-X столетий. М., 1998.
С. Н. Лебедев, Н. И. Ефимова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АМВРОСИАНСКОЕ ПЕНИЕ музыкально-жанровая система в рамках амвросианского обряда
  • ГАЛЛИКАНСКОЕ ПЕНИЕ обобщенное название различных певч. стилей, характерных для региональных разновидностей галликанского обряда
  • ГАФУРИЙ Франкин (1451 - 1522), священник, итальянский музыкальный теоретик, композитор
  • ЖЮМИЛЬЯК Пьер Бенуа де (1611 - 1682), франц. церковный деятель, музыковед, исследователь григорианского пения
  • ИОАНН АФЛИГЕМСКИЙ [Иоанн Коттон], монах-бенедиктинец, муз. теоретик
  • АББАТ в католической Церкви титул настоятеля монастыря
  • АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый
  • АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
  • АГАФОКЛИС Панайотис (XIX в.), греч. муз. теоретик и преподаватель
  • АДАМ ФУЛЬДСКИЙ (ок.1445 – 1505), нем. церк. композитор, теоретик, поэт и историк