Антонио (1709, Палермо (?) - 10.02.1794, Рим), итал. архитектор, большую часть жизни работавший в России, мастер рококо и раннего классицизма. Отец Р. происходил из благородного рим. рода. В отроческом возрасте Р. переехал в Рим, где в течение 8 лет трудился помощником дяди - живописца Марко Бенефиала. Поступил в учение к архит. Луиджи Ванвителли, школа к-рого была одной из самых влиятельных в архитектуре XVIII в., его ученики работали при дворах различных монархов Европы. В 1740-1747 гг. Р. занимался реконструкцией рим. акведуков и постройкой собора жен. мон-ря св. Магдалены в Пезаро, спроектированного Ванвителли (интерьеры собора контрастируют с позднебарочными формами фасада и предположительно считаются работой Р.). В 1748-1749 гг. Р. принимал участие в проектных разработках: для фасада незавершенного Миланского собора и для усиления конструкции купола ватиканского собора ап. Петра (под рук. Ванвителли) и перестройки рим. мон-ря Сант-Агостино (в сотрудничестве с Карло Муреной); тогда же (до 1750) составил проект алтаря для базилики Сан-Франческо-а-Рипа в Риме.
Опыт проектирования крупных сооружений был приобретен Р. во время подготовительных работ (1751) по постройке дворца неаполитанских королей в Казерте по проекту Ванвителли (начат в 1752). Некоторые композиционные решения были впосл. использованы Р. в самостоятельном творчестве.
Еще в 1750 г. он получил приглашение поступить на службу к гетману Малороссии К. Г. Разумовскому, на следующий год был заключен контракт, согласно к-рому итал. мастер обязался служить в России в течение 7 лет, выполняя поручения гетмана по постройкам и обучая архитектуре рус. учеников. Весной 1752 г., посетив накануне Англию, Р. отправился в Киев. Находясь в России, Р. поддерживал отношения с Ванвителли вплоть до кончины учителя. В частности, это облегчало Р. решение вопросов, связанных с приобретением на родине необходимых ему инструментов и с поставками итал. отделочных материалов. Завязавшиеся в период постройки дворца в Казерте профессиональные отношения также оказались полезными в будущем: по приглашению Р. венецианские живописцы (в т. ч. Джованни Баттиста Тьеполо) работали над убранством интерьеров в России.
По заказу Разумовского Р. спроектировал перепланировку г. Батурина с гетманской резиденцией и ун-том (видимо, был построен лишь загородный деревянный дворец для гетмана, 1752-1754, не сохр.?). Он разработал проект планировки Глухова, в к-ром еще с петровских времен располагалась Малороссийская коллегия (50-е гг. XVIII в., не осуществлен), и ц. Воскресения в Почепе (между 1765 и 1771, архит. А. Г. Яновский).
С 1754 г. Р. работал в С.-Петербурге, где стал архитектором «малого двора», т. е. четы наследников престола вел. кн. Петра Феодоровича и вел. кнг. Екатерины Алексеевны. По поручению наследника Р. возглавил большие строительные работы в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов): возведение потешной крепости Петерштадт с дворцом Петра III (1758-1762), Оперного дома (1755-1761) и ансамбля Собственной дачи, в к-рый вошли Китайский дворец (1762-1768) и павильон «Катальная горка» (1762-1774). Интерьеры дворца имп. Петра III (не сохр.) и Китайского дворца представляют собой наиболее яркие примеры рокайльного шинуазри в России. Имп. Екатериной II Р. был произведен в ранг ведущего зодчего С.-Петербурга. Во 2-й пол. 60-х гг. XVIII в. по его проектам возведены предназначавшиеся для гр. Г. Г. Орлова Мраморный дворец в С.-Петербурге (1768-1785) и Большой дворец в Гатчине (1766-1781, перестроен) - крупные сооружения, в к-рых Р. явственно склоняется к классицизму. Благодаря этим зданиям Р. можно считать основоположником традиции возведения каменных фасадов построек в С.-Петербурге. Особенностью почерка Р. в работах для рус. заказчиков стала ориентация на нем. образцы стиля. В частности, рококо Ораниенбаума возникло из стремления наследника обустроить свою резиденцию по подобию потсдамского ансамбля Сан-Суси кор. Пруссии Фридриха II Великого. Большой дворец в Гатчине был спланирован под влиянием Нимфенбурга в Мюнхене (А. Барелли, 1664-1675), хотя парковый фасад связан с образами англ. замковой архитектуры. Гатчинский парк стал первым в России примером чистого пейзажного стиля. В следующем десятилетии Р. гл. обр. работал в Царском Селе (ныне г. Пушкин): возвел Китайский театр и монументы, знаменующие военные успехи екатерининского правления,- Кагульский обелиск (1771) и Чесменскую колонну (1776). С именем Р. связывают также замысел царскосельской Китайской деревни. В 1775 г. в С.-Петербурге началось строительство здания Большого театра по проекту Р., так и не получившее завершения (построен по проекту Л. Ф. Тишбейна) из-за того, что при осмотре строительной площадки архитектор упал с лесов. Р. принадлежит проект отделки парадного зала московского Екатерининского дворца на Яузе, выстроенного в те же годы (предположительно он участвовал и в проектировании самого здания; строительство началось в 1773 по анонимному проекту).
Основные работы Р. в сфере церковной архитектуры - возведение Екатерининского собора в Ямбурге (ныне Кингисепп, 1764-1782; разрушен в годы Великой Отечественной войны, восстановлен в 1979, архит. В. М. Тихомиров), Князь-Владимирского собора (1766-1789), завершение католического костела св. Екатерины (1782) и строительство 3-го Исаакиевского собора в С.-Петербурге (1766-1790, не сохр.). Для православных храмов, спроектированных Р., типичны наличие пятиглавия, обработка фасадов ордерными пилястрами, рельефные наличники оконных проемов, лучковые завершения дверей и сандрики. Своеобразна и излюбленная Р. форма завершения колоколен - в виде удлиненного барабана с люкарнами, обрамленными гирляндами, и «главки», напоминающей крупную балясину.
В 1784 г. Р. покинул С.-Петербург, остаток жизни провел в Риме, регулярно получая пенсию от российского двора. Р. имел намерение систематизировать и издать свое графическое наследие в виде увража, этот замысел был осуществлен частично. Через 2 с лишним года после смерти архитектора был издан альбом гравированных чертежей ораниенбаумских построек.