РОСТОВСКИЙ СПАСО-ИАКОВЛЕВСКИЙ (СПАСО-ЯКОЛЕВСКИЙ) ДИМИТРИЕВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Том LX, С. 326-332
опубликовано: 13 мая 2025г.

РОСТОВСКИЙ СПАСО-ИАКОВЛЕВСКИЙ (СПАСО-ЯКОЛЕВСКИЙ) ДИМИТРИЕВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Содержание

(Ярославской и Ростовской епархии Ярославской митрополии), находится в г. Ростов Ярославской обл., на берегу оз. Неро.

1408-1917 гг.

История

Вид на Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь со стороны оз. Неро. Фотография. 2019 г. Фото: И. А. ОрецкаяВид на Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь со стороны оз. Неро. Фотография. 2019 г. Фото: И. А. Орецкая

Точное время основания Р. С. м. неизвестно. Изначально мон-рь был посвящен Зачатию прав. Анной Пресв. Богородицы. Впервые в летописях упоминается под 1408 г. В дек. этого года отряды Едигея разоряли и жгли Ростов и «Зачатиев монастырь многажды хотеша зажещи», но по молитвам Пресв. Богородицы обитель была сохранена, как сообщает Тверской сборник, одним из источников которого был Ростовский свод 1534 г.

Традиционно считается, что Р. С. м. основан свт. Иаковом, еп. Ростовским, хотя датировка его правления остается дискуссионной; упоминания святителя в списках Ростовских архиереев появляются в летописях с кон. XV в., а Житие составлено лишь в 1762 г. Согласно тексту Жития, через 7 лет после поставления на Ростовскую кафедру еп. Иаков был изгнан жителями Ростова, чудесным образом - на мантии, как на плоту, - приплыл на берег оз. Неро у окраины города и основал там мон-рь. Здесь он жил до кончины, отказавшись, несмотря на просьбы раскаявшихся ростовцев, вернуться на кафедру, и был погребен в монастырской деревянной Зачатиевской ц. К нач. XVI в. мощи свт. Иакова покоились в ней под спудом. В 1549 г. на соборе состоялась его общерус. канонизация. В 1563 г. царь Иоанн IV Васильевич Грозный упомянул свт. Иакова в числе др. Ростовских святых, по молитвам к-рых рус. войска взяли Полоцк (АИ. Т. 1. № 168. С. 320). К этому столетию относится и формирование земельных владений мон-ря.

Церковь во имя свт. Иакова Ростовского (1824–1836) и Зачатиевский собор (1686). Фотография. 2017 г. Фото: Л. М. СуховаЦерковь во имя свт. Иакова Ростовского (1824–1836) и Зачатиевский собор (1686). Фотография. 2017 г. Фото: Л. М. Сухова

Писцовые книги 1629-1631 гг. фиксируют вотчины «Зачетейского монастыря чюдотворца Иякова, что в Ростове на посаде» (Писцовые мат-лы. 2012. С. 225-227). Судя по описанию, Р. С. м. входил в число средних монастырей по уровню обеспеченности, уступая крупнейшим ростовским обителям, и при этом не обладал возможностями для быстрого восстановления населения в своих владениях после разорения Смутного времени. В 1654 г., при митр. Ростовском и Ярославском Ионе (Сысоевиче), по указу царя Алексея Михайловича мон-рь был приписан к Ростовскому архиерейскому дому. Вероятно, одним из поводов для этого стало запустение обители, так и не оправившейся после Смутного времени, отчасти связанное, видимо, и с эпидемией чумы: позднее митр. Иона в челобитной на имя царя отмечал, что «в Ростове на посаде... Великих князей богомолье, Зачатейский монастырь, где лежат мощи Иакова, епископа Ростовского чудотворца, от морового поветрия стояло впусте, церковь Божия обветшала и ограда огнила». Др. причиной послужило то, что «Иакова епископа мощи лежат в том монастыре, а в Ростове де в соборной церкви был он Иаков епископ сопрестольным ростовским чудотворцам». Через нек-рое время митр. Иона построил в мон-ре над мощами свт. Иакова новый каменный собор, освященный 22 авг. 1686 г., но уже не в честь Зачатия прав. Анной Богородицы, а во имя Св. Троицы, что связано с почитанием святителя как борца с антитринитарной ересью, отраженным в службе свт. Иакову. После этого Р. С. м. постепенно начал именоваться Троице-Иаковлевским (Яковлевским).

1 марта 1702 г. назначенный на Ростовскую кафедру свт. Димитрий (Савич (Туптало)), въехав в Ростов со стороны Московского тракта, сразу же посетил расположенный там мон-рь. При этом он указал и место своего буд. захоронения в юго-зап. углу монастырского собора. Именно здесь и был погребен святитель 25 нояб. 1709 г. К 1738 г. над местом упокоения свт. Димитрия в соборе уже было сооружено надгробие, на к-ром находились покров с крестом и икона Божией Матери (Мельник. 2006. С. 448). В 1746 г. в мон-ре была введена общая трапеза и в сер. XVIII в. утвержден общежительный устав. 21 сент. 1752 г. состоялось обретение мощей свт. Димитрия, и при его гробе начали фиксироваться чудотворения. В 1754 г. по инициативе митр. Ростовского и Ярославского сщмч. Арсения (Мацеевича) происходила смена посвящений монастырских престолов: главный вместо Свято-Троицкого становится Зачатиевским, а Зачатиевский придел переосвящен во имя свт. Иакова. В апр. 1757 г. мощи свт. Димитрия были признаны «совершенно святыми», причем «ради новоявленнаго чудотворца» митр. Арсений повелел настоятелю (1757-1758) игум. Илариону и всем его преемникам «иметь место первое пред всеми игуменами Ростовской епархии». Наконец, 25 мая 1763 г. в присутствии имп. Екатерины II Алексеевны Новгородский митр. Димитрий (Сеченов), С.-Петербургский митр. Гавриил (Петров), Сарский архиеп. Амвросий (Зертис-Каменский), настоятель Троице-Сергиевой лавры архим. Арсений и др. торжественно переложили мощи свт. Димитрия в новую серебряную раку. 31 мая 1763 г., направляясь из Ярославля в Москву, императрица вновь посетила обитель.

Спасо-Иаковлевский монастырь. Фотография. Нач. ХХ в.Спасо-Иаковлевский монастырь. Фотография. Нач. ХХ в.

В 1764 г. Р. С. м. был отнесен к числу заштатных, но уже 9 марта 1765 г. Высочайшим указом мон-рь получил ставропигиальный статус, а его настоятели - титул архимандрита, 26 марта Р. С. м. был причислен ко 2-му классу по распоряжению имп. Екатерины II, особо почитавшей свт. Димитрия. Одновременно, по указу еп. Ростовского и Ярославского Афанасия (Волховского), к Р. С. м. был присоединен расположенный рядом один из древнейших в Ростове и весьма богатый Спасо-Песковский монастырь, основанный в XIII в. 11 сент. 1836 г. Синод официально присвоил мон-рю наименование Спасо-Иаковлевский Димитриев. 22 нояб. 1834 г. по просьбе ярославского губ. К. М. Полторацкого Р. С. м. был возведен в степень обителей 1-го класса с дозволением настоятелю совершать богослужения с рипидами, дикириями и принимать Св. Дары при великом входе в царских вратах. С 11 сент. 1836 г. Р. С. м. официально занимал 6-е место в общей иерархии российских мон-рей. С 1888 г. он был выведен из прямого подчинения Синоду, но приобрел статус резиденции викарных епископов Ярославской епархии, в результате чего стал возглавляться епископами.

В 1886 г. при мон-ре была открыта школа для детей.

Обитель посещали: 9-10 мая 1818 г. вдовствующая имп. Мария Феодоровна, 23 авг. 1823 г. имп. Александр I Павлович, 17 нояб. 1831 г. имп. Николай I Павлович, 11 мая 1837 г. наследник вел. кн. Александр Николаевич, 6 авг. 1850 г. вел. князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич, 3 сент. 1851 г. вел. кнг. Мария Александровна, 13 авг. 1858 г. имп. Александр II Николаевич с семьей, в 1891 г. обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, 5 июня 1892 и 5 июня 1904 г. вел. кн. Сергей Александрович и вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна, 19 июля 1894 г. прав. прот. Иоанн Кронштадтский (Сергиев), 25 мая 1901 и 2 июня 1908 г. вел. кн. Константин Константинович, 22 мая 1913 г. имп. св. Николай II Александрович с семьей, 16 дек. 1913 г. вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна, 4 июня 1916 г. вел. кн. Николай Михайлович.

Весной 1902 г. в Р. С. м. праздновали 200-летие прибытия на Ростовскую кафедру свт. Димитрия. Инициатором и организатором проведения торжества выступило Ростовское об-во хоругвеносцев, объединявшее более 200 чел. 27-28 окт. 1907 г., в дни памяти свт. Димитрия, всенощное бдение и Божественную литургию в Р. м. служил архиеп. Ярославский и Ростовский свт. Тихон (Беллавин; впосл. патриарх Московский и всея России). 26-28 окт. 1909 г. в мон-ре в торжествах, посвященных 200-летию преставления свт. Димитрия, принимали участие митр. Московский и Коломенский сщмч. Владимир (Богоявленский), архиеп. Ярославский Тихон (Беллавин), еп. Рыбинский Евсевий (Гроздов), архиеп. Нижегородский и Арзамасский Назарий (Кириллов), еп. Чигиринский Павел (Преображенский; † 1911), 14 архимандритов и игуменов. К этому времени в Р. С. м. было проведено электрическое освящение, торжества сопровождались праздничной иллюминацией.

В 1914 г. в монастырском странноприимном доме был устроен военный госпиталь на 150 мест, освящение госпиталя состоялось 28 окт., в день памяти свт. Димитрия. В 1915 г., во время первой мировой войны, по указу Синода, в Р. С. м. разместился еп. Полоцкий и Витебский Кирион (см. ст. Кирион III (II) (Садзаглишвили)).

Настоятели, насельники, вкладчики

В 1743 г. в Р. С. м. проживали игумен, иеромонах, иеродиакон, 6 монахов, 5 служек. Поскольку мон-рь являлся приписным к архиерейскому дому, то на должности игуменов и экономов нередко назначались лица, ранее занимавшие значимые посты: экономы, казначеи, ризничие. В 1764 г. Р. С. м. было предоставлено право иметь в составе братии 15 чел. С 1765 г. ставропигиальную обитель возглавляли настоятели в сане не ниже архимандритов, первым из них стал архим. Павел, переведенный из новгородского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастыря. Настоятель (1770-1775) архим. Ириней (Братанович) в 1775 г. был хиротонисан во епископа Вологодского, настоятель (1775-1776) архим. Феоктист (Мочульский) в 1787 г. хиротонисан во архиепископа Белгородского, настоятель (1776-1786) архим. Амфилохий (Леонтович; † 1799) в 1795 г. хиротонисан во епископа Переяславского. В 1786-1797 гг. Р. С. м. возглавлял архим. Авраамий (Флоринский). Настоятель (1797-1805) архим. Мелхиседек (Короткий; † 1841) скончался, приняв схиму, в Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужской пустыни. В 1777 г. в Р. С. м. поступил и в 1779 г. принял постриг подвижник благочестия иером. Амфилохий (Порецкий; см. ст. Амфилохий (Яковлев)), исполнявший здесь послушания ризничего, уставщика и иконописца, а также более 40 лет служивший гробовым монахом у мощей свт. Димитрия. В 1802 г. в мон-ре проживали настоятель, 8 иеромонахов, 4 иеродиакона, 2 монаха и послушник.

Собор во имя свт. Димитрия Ростовского. 1795–1801 гг. Фотография. 2017 г. Фото: Л. М. СуховаСобор во имя свт. Димитрия Ростовского. 1795–1801 гг. Фотография. 2017 г. Фото: Л. М. Сухова

По определению Синода, Высочайше утвержденному 9 окт. 1822 г., в ответ на просьбу настоятеля (1818-1847) архим. Иннокентия (Порецкого; 1773-1847) Р. С. м. был приравнен по числу братии к 1-классным, что позволило увеличить штат монашествующих на 16 чел., а 22 нояб. 1834 г. по прошению ярославского губ. Полторацкого возведен в 1-й класс. С 15 марта 1909 г. обитель возглавлял и проживал в ней еп. Угличский Иосиф (Петровых), наместником был архим. Тихон, в число братии входили 9 иеромонахов, 8 иеродиаконов и неск. послушников.

В 1754-1757 гг., в начале почитания памяти свт. Димитрия, но еще до его всероссийского прославления, вклады в Р. С. м. уже делали представители 20 княжеских родов и 6 графских фамилий, среди жертвователей - Строгановы, Салтыковы, Головины, Голицыны, Нарышкины, Шереметевы, Хованские, Одоевские, Трубецкие, Долгоруковы. После канонизации свт. Димитрия в 1757 г. в число вкладчиков вошли и царствующие особы: так, имп. Елизавета Петровна в 1761 г. прислала в мон-рь ризы, епитрахиль, орарь, воздухи из золотой парчи, в 1763 г. заказала для мощей святителя серебряную раку (но до кончины не успела передать ее в Ростов). Позднее рака была привезена в обитель. В 1762 г. по повелению имп. Петра III Феодоровича из Берг-Коллегии в мон-рь было прислано 3 тыс. пудов железа для сооружения новой крыши собора, имп. Екатерина II пожертвовала покровы на гробницы святителей Иакова и Димитрия, одежды на соборные престолы и жертвенники, а также денежные средства на содержание братии. 18 марта 1825 г. имп. Александр I прислал в Р. С. м. полную ризницу для соборного служения (5 риз с епитрахилями, 5 стихарей, одежды с покровами на престол и жертвенник, 3 аналойные одежды из золотой парчи, 5 подризников из серебряной объяри), в 1860 г. имп. Александр II по случаю рождения вел. кн. Павла Александровича пожертвовал большую серебряную лампаду к мощам Ростовского святителя, а вел. кн. Константин Николаевич по случаю рождения сына, названного в честь свт. Димитрия,- золотую лампаду к мощам Ростовского чудотворца, в 1913 г. имп. Николай II - 3 тыс. р.

Благотворителями Р. С. м. выступали неск. поколений рода Шереметевых, в т. ч. гр. Н. П. Шереметев, строитель Димитриевского храма, затративший 55 тыс. р. на его сооружение и 10 тыс. р.- на убранство. Гр. А. А. Орлова-Чесменская, духовная дочь спасо-яковлевского иером. Амфилохия, с 1808 г. часто и регулярно бывавшая в Ростове, пожертвовала большую сумму (75 тыс. р.) на возведение каменного храма свт. Иакова Ростовского (1824-1836), в 1839 г.- средства на новую серебряную раку над мощами свт. Иакова стоимостью 9276 р. серебром, выполненную московским купцом 3-й гильдии И. М. Лавровым, в 40-х гг. XIX в. внесла 37 тыс. р. на поновление живописи Зачатиевского собора, в 1845 г. внесла в Гос. заемный банк 28 575 р. серебром в пользу мон-ря и 10 тыс. р. серебром на трапезу братии. Среди др. ее даров в мон-рь - облачения, кресты, лампады, сосуды и проч.

Земельные владения и материальное обеспечение

Наиболее раннее описание владений монастыря 1629-1631 гг. фиксирует 16 пустошей в 3 станах Ростовского у., в них насчитывалось 31 «место дворовое» (в т. ч. 95 четей пашни, «паханые наездом», и 245 четей, заросшие перелогом и лесом, а также получаемые с них 205 копен сена). Эта вотчина была закреплена за Р. С. м. по государевой жалованной грамоте от 14 марта 1624 г. и по показаниям «окольных людей», подтвердивших принадлежность земель мон-рю в «досмутную эпоху». После присоединения Р. С. м. в 1654 г. к Ростовскому архиерейскому дому дополнительные средства на содержание обитель получала из его казны. С 1723 до 1764 г. приписными к Р. С. м. числились 2 небольшие обители: св. Николы на Бою в Ростовском у. (с 236 крестьянами) и ростовская Андреевская на посаде (со 169 крестьянами), впосл. упраздненные.

С 1764 г. Р. С. м., причисленный ко 2-му классу, ежегодно получал ок. 1,5 тыс. р., с 1797 г. эта сумма увеличилась до 2393 р. В 1768 г. мон-рю в Ростовском у. близ с. Поречье-Рыбное (ныне поселок Ростовского р-на) был отведен загородный двор Липняги с прудом и сенными покосами. В 1798 г. по именному повелению имп. Павла I Петровича обители даны 3 пустоши в Ростовском у., а также оз. Рюмниково в Карашской вол., а к 1799 г.- мельница на р. Устье. В 1822 г. размер офиц. годового оклада монастыря был увеличен до 2619 р. 21 к. В 1834 г. Р. С. м. получил статус первоклассного, и его штатное содержание возросло до 4200 р. 81 к. В 1908 г. земельные владения Р. С. м. составляли 16 дес. пахотной земли, 45 дес. сенокосной, 82 дес. леса и 41 дес. неудобий. За монастырем сохранялась и рыбная ловля в оз. Рюмникове. Монастырский капитал в процентных бумагах насчитывал 123 232 р. «братских», 83 681 р. «церковно-монастырских» и 2815 р. для церковноприходской школы. Казенное содержание составляло 1851 р. 79 к.

Святыни, реликвии, архив

Ватопедская икона Божией Матери «Отрада и Утешение». Фото: Я. Э. ЗеленинаВатопедская икона Божией Матери «Отрада и Утешение». Фото: Я. Э. Зеленина Главными святынями Р. С. м. являлись мощи святителей Иакова и Димитрия, покоившиеся в Зачатиевском соборе. Здесь же находился деревянный резной вызолоченный кивот с ковчегом (пожертвован 6 авг. 1758 г. митр. Арсением (Мацеевичем)), в котором хранились частицы мощей мн. святых. Близ раки свт. Димитрия находилась Ватопедская икона Божией Матери - келейный образ святителя, завещанный им обители. К нач. XX в. Ватопедский образ располагался на зап. стороне правого столба, рядом с др. чтимой иконой, написанной иером. Амфилохием,- Толгским образом Божией Матери. В том же храме почиталась Боголюбская икона Божией Матери с предстоящими в молении Ростовскими чудотворцами; с этим образом жители Ростова встречали святителя в 1702 г. У гроба свт. Димитрия еще до обретения его мощей находились приписывавшиеся ему реликвии - крест и святительский посох. В 1-й пол. XIX в. из Ярославской духовной консистории в Р. С. м. была передана «коляска», принадлежавшая святителю.

К кон. XIX в. в ризнице хранились серебряный позолоченный ковчежец с частицей мощей (перстом) свт. Димитрия Ростовского, «построенный по обещанию» на средства московского купца 1-й гильдии В. М. Кункина и в 1760 г. переданный в обитель его вдовой. Здесь же находились митра свт. Димитрия, в к-рой были обретены его мощи; атласные ризы, переделанные из саккоса святителя; белое бумажное полотенце, в 1705 г. присланное свт. Димитрию из Иерусалима; белый коленкоровый платок святителя; золотой крест, обложенный каменьями, с частицами мощей великомучеников Пантелеимона и Евстафия Плакиды, мч. Кирика, преподобных Ефрема Сирина и Феодора Сикеота, бессребреника Космы; серебряный позолоченный крест с частицами ризы Спасителя, мощей св. Иоанна Предтечи, мучеников Сергия и Вакха, прп. Сергия Послушливого Киево-Печерского и др. В монастырской б-ке среди прочего находились рукописи проповеди свт. Димитрия, произнесенной в Москве, и его письма мон. Феологу; книга Сильвестра Сиропула «Воспоминания о Ферраро-Флорентийском соборе» (1660); Четьи-Минеи (1700) за март, апр. и май с надписью, сделанной свт. Димитрием, и экземпляр печатной «Книги житий...» с его правкой.

В кон. XVIII - сер. XIX в. в мон-ре сформировалось крупное собрание живописи, где в т. ч. находились прижизненный портрет-парсуна свт. Димитрия Ростовского, портреты государственных и церковных деятелей, ктиторов обители и ее настоятелей.

Ранние акты мон-ря утрачены в Смутное время: в XVII в. власти обители ссылались лишь на жалованную грамоту 1624 г. и более поздние документы. Наиболее крупными являются монастырский фонд, сохранившийся в РГАДА (Ф. 1407. Оп. 1. Д. 1-1533), а также собрания монастырских документов в Ростовском филиале ГАЯО (Ф. 145) и в Ростовском музее. Кроме того, ряд связанных с Р. С. м. документов сохранился в составе фондов вышестоящих духовных учреждений - Канцелярии Синода, Московской Синодальной конторы, Ярославской духовной консистории и Ростовского духовного правления.

1917-2020 гг

. После 1917 г. богослужения на территории Р. С. м., переданного в ведение Музейного отдела Наркомпроса, совершались только в Иаковлевской ц. В 1920 г. в мон-ре нек-рое время проживал митр. Ярославский и Ростовский священноисп. Агафангел (Преображенский). 25 апр. 1920 г. власти произвели вскрытие мощей свт. Димитрия Ростовского, подвергли их экспертизе, в 1930 г. выставили в экспозиции музея Ростовского кремля, а затем передали в запасники музея. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей в апр.-мае 1922 г. из обители вывезли 888 кг серебра и 2 кг золота, в т. ч. серебряные потиры, оклады, водосвятные чаши, кресты, оклады Евангелий (всего 81 предмет), раки святителей Димитрия и Иакова.

В 1923 г. Р. С. м. был закрыт, на его территории некоторое время действовала церковная община под председательством архиеп. Иосифа (Петровых). В 1928 г. председателем общины был архим. Тихон. 9 окт. того же года договор с общиной был расторгнут, в 1933 г. здания обители переданы военному ведомству, а в 1965 г.- в аренду Ростовскому горторгу. В 1988 г. в постройках монастыря открылся филиал Ростовского музея. 7 апр. 1991 г. в Р. С. м. состоялось первое после закрытия богослужение, к-рое возглавил игум. Сильвестр (Лукашенко). 15 апр. монастырь был возвращен РПЦ, 16 мая наместник мон-ря игум. Евстафий (Евдокимов, с 1994 г. архимандрит, с 2000 г. епископ Читинский и Забайкальский) возглавил служение 1-й Божественной литургии. С 2000 г. в Р. С. м. настоятельствовал иером. Димитрий (Буров), с 2003 г.- иером. Серафим (Симонов, с 2004 игум.), с 2009 г.- игум. Савва (Михеев), в 2011 г. хиротонисанный во епископа Воскресенского, викария Московской епархии. С 30 мая 2011 г. наместником Р. С. м. является игум. Августин (Неводничек).

4 июня 1991 г. из фондохранилища музея мон-рю были возвращены мощи свт. Димитрия, помещенные в Иаковлевском храме. В дек. того же года Р. С. м. переданы и мощи прп. Авраамия Ростовского. 25 авг. 1997 г. в обитель из Москвы была возвращена Ватопедская икона Божией Матери, находящаяся возле раки с мощами свт. Димитрия. С этого дня в Р. С. м. установлен праздник Сретения Ватопедской иконы.

8 апр. 1993 г. 1-й после открытия Р. С. м. постриг в монашество 2 послушников совершил архиеп. Ярославский и Ростовский Платон (Удовенко). 13 мая 1993 и 23 авг. 1997 г. обитель посещал патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер). В авг. 2003 г. по благословению архиеп. Ярославского и Ростовского Кирилла (Наконечного) на территории Р. С. м. разместилось Духовное уч-ще, его ректором стал прот. Елевферий Колодезный. 1 авг. 2004 г. в мон-ре открылся 1-й в Ростовском окр. Православный миссионерский центр.

Арх.: Книга ист. достопамятностей Яковлевского мон-ря // ГАЯО. Ростовский фил. Ф. 145. Оп. 1. Д. 11. Л. 7-10.
Ист.: ПСРЛ. Т. 15. Стб. 483; Царская грамота 1690 г. об отдаче Ростовскому Зачатейскому мон-рю пустой земли / Публ.: В. Лествицын // Ярославские ЕВ. 1883. № 2. Ч. неофиц. С. 14; Летописец о ростовских архиереях / Примеч.: А. А. Титов. СПб., 1890; Жалованная грамота от 7187 (1679) г. царя Феодора Алексеевича преосв. Ионе митрополиту о владении Ростовскому Зачатиевскому мон-рю рыбными ловлями и пустошьми и пожнями и о приписке его к Ростовскому Архиерейскому дому // Ярославские ЕВ. 1895. № 3. Ч. неофиц. С. 33-40; Писцовые мат-лы Ростовского у. XVII в.: 1629-1631 гг. М., 2012. С. 225-227.
Лит.: ИРИ. Ч. 2. С. 507-523; Описание жизни почившаго в Господе ростовскаго ставропигиальнаго Яковлевскаго мон-ря гробоваго иером. Амфилохия. М., 1834; Муравьёв А. Н. Путешествие по св. местам русским. М., 1846. С. 61-67, 75; Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. М., 1847. С. 35, 39, 71-72; Селецкий Д. С. Описание Ростовскаго ставропигиального 1-кл. Спасо-Яковлевского-Димитриева мон-ря. СПб., 1849; Титов А. А. Новые данные о свт. Димитрии Ростовском. М., 1881; он же. Спасо-Яковлевский Димитриев мон-рь в Ростове Великом // ИВ. 1888. Т. 31. № 2. С. 421-433; он же. Указ по делу о покушении на похищение мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского. Ярославль, 1890; он же. Описание рукописей б-ки ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря // Библиогр. зап. 1892. № 10. С. 685-693; он же. Преосв. Амфилохий как ученый и палеограф. СПб., 1894; он же. Св. Иаков, еп. Ростовский, и основанный им мон-рь в Ростове Великом Ярославской губ. Ростов Великий, 1896; он же. Последние дни и кончина архим. Спасо-Яковлевского Димитриева мон-ря Иннокентия в описании его современника. Ярославль, 1900; он же. Гр. А. А. Орлова-Чесменская и иером. Амфилохий: (1817-1835) // ИВ. 1903. Т. 94. № 11. С. 573-579; он же. Письма Московского митр. Филарета к настоятелю ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева мон-ря Иннокентию Порецкому // Христианин. 1908. № 5. С. 77-78; он же. Два подвижника Спасо-Яковлевской Димитриевой обители: Гробовой иером. Амфилохий и схимник архим. Пахомий // ДЧ. 1911. № 1. С. 35-52; он же. Ростов Великий в его церк.-археол. памятниках. М., 1911. С. 68-79; он же. Спасо-Иаковлевский Димитриев мон-рь в г. Ростове, Ярославской губ. Ростов, 1913; Рыбин К. Г. Краткие сведения о мон-рях и церквах Ярославской епархии. Ярославль, 1908. С. 3-4; Виденеева А. Е. К истории посвящений храмов ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева мон-ря // СРМ. 1991. Вып. 1. С. 74-119; она же. Серебряная гробница св. Иакова Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря // «Минувших дней связующая нить...»: 5-е Тихомировские чт. Ярославль, 1995. С. 22-25; она же. Ростовский Яковлевский мон-рь в сер. XVIII в. // ИКРЗ, 1999. Ростов, 2000. С. 133-139; она же. К истории упразднения ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря // ЕжБК. 2001. С. 242-247; она же. Ростовский Яковлевский мон-рь на рубеже XVIII-XIX вв. // Уваровские чт., 3-и. Муром, 2001. С. 143-147; она же. Свт. Димитрий Ростовский и Спасо-Яковлевский мон-рь // Учемский сб. Мышкин, 2001. Вып. 3. С. 43-48; она же. Ростовский Спасо-Яковлевский мон-рь во 2-й пол. XVIII в. // ИКРЗ, 2003. Ростов, 2004. С. 268-274; она же. Гостиница Спасо-Яковлевского монастыря 1914 г. // СРМ. 2006. Вып. 16. С. 345-364; она же. О вкладах в Яковлевский мон-рь в сер. 1750-х г. // ИКРЗ, 2005. Ростов, 2006. С. 313-319; она же. О вкладах гр. А. А. Орловой-Чесменской в Спасо-Яковлевский Димитриев мон-рь // Там же, 2006. Ростов, 2007. С. 115-126; она же. Братия Спасо-Яковлевского Димитриева мон-ря в кон. XIX в. // Там же, 2008. Ростов, 2009. С. 146-151; она же. Библиогр. заметки о публикациях по истории Спасо-Яковлевского Димитриева мон-ря XIX - нач. XX вв. // Книжная культура Ярославского края: Мат-лы науч. конф. (Ярославль, 13-14 окт. 2009 г.). Ярославль, 2010. С. 48-54; она же. Док-ты Спасо-Яковлевского Димитриева мон-ря в собр. Ростовского фил. ГАЯО // ИКРЗ, 2009. Ростов, 2010. С. 130-143; она же. Док-ты Спасо-Яковлевского мон-ря в собр. РГАДА // Там же, 2010. Ростов, 2011. С. 45-52; она же. Братия СпасоЯковлевского Димитриева мон-ря в сер. XIX в. // Там же, 2015. Ростов, 2016. С. 103-110; она же. «Ясно, тихо, тепло…»: Дневник яковлевского наместника архим. Пахомия рубежа XIX-XX вв. из собр. Ростовского музея // Там же, 2016. Ростов, 2017. С. 383-392; она же. Опись имущества яковлевского архим. Иннокентия 1847 г. // Там же, 2017. Ростов, 2018. С. 210-215; Мельник А. Г. Четыре утраченные ростовские колокольни XVII в. // СРМ. 1995. Вып. 7. С. 178-190; он же. Надгробные комплексы ростовских святых в XVII - нач. XX в.: Осн. тенденции формирования // ИКРЗ, 2005. Ростов, 2006. С. 443-475; Павлович М. К. К истории вкладов в Спасо-Яковлевский мон-рь в XIX в. // Там же, 1999. Ростов, 2000. С. 70-75; она же. Док-ты о ревизии Спасо-Яковлевского монастыря в нач. XX в. // Там же, 2004. Ростов, 2005. С. 205-209; она же. Переписка Спасо-Яковлевского монастыря ХIХ в. в РГАДА // Там же, 2010. Ростов, 2011. С. 38-44; Виденеева А. Е., Сазонова Е. И. Братская трапеза Ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря во 2-й пол. XIX в. // Уваровские чт., 3-и. Муром, 2001. С. 148-154; Вахрина В. И. Спасо-Иаковлевский Димитриев мон-рь. М., 2002; Колбасова Т. В. Портретная галерея Ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря // СРМ. 2002. Вып. 12. С. 231-268; Виденеева А. Е., Коновалов И. В. Д. Н. Самгин и Спасо-Яковлевский Димитриев мон-рь // Там же. 2005. Вып. 15. С. 158-169; Никитина Т. Л. Надгробный комплекс свт. Иакова Ростовского // Там же. 2006. Вып. 16. С. 335-344; Виденеева А. Е., Левская В. В. Переписка яковлевского иером. Димитрия (Сперанского) сер. XIX в. в архивном собр. музея «Ростовский кремль» // ИКРЗ, 2016. Ростов, 2017. С. 320-327.
С. В. Городилин, Д. Б. К.

Художественный ансамбль

Вознесение Христово. Роспись Зачатиевского собора. 1689 г. Фото: А. С. ЗверевВознесение Христово. Роспись Зачатиевского собора. 1689 г. Фото: А. С. Зверев

Первые монастырские здания были деревянными, к кон. XVII в. они обветшали. Возобновление строений обители и ее первый каменный храм связаны с деятельностью Ростовского митр. Ионы (Сысоевича). По его заказу на месте деревянной Зачатиевской ц. был возведен (1686) и расписан Свято-Троицкий собор (ныне собор в честь Зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной). Это 5-главый крестово-купольный храм с 3 апсидами, пониженными относительно четверика. Четырем крещатым столпам соответствуют лопатки на стенах. Центральный барабан опирается на ступенчато повышенные подпружные арки. Интерьер освещен 3 ярусами окон четверика, окнами центрального барабана (остальные барабаны - глухие) и апсид. Декор фасадов скромен: верхние ярусы окон не имеют наличников, окна нижнего яруса обрамлены наличниками с килевидным завершением, на уровне верха апсид храм опоясывает аркатурно-колончатый пояс. В храме по линии вост. столпов устроен каменный покрытый росписью иконостас. Сочетание повышенных подпружных арок, лопаток на стенах, системы перекрытий и каменного иконостаса свидетельствует, что образцом при строительстве послужил главный храм епархии - ростовский Успенский собор. Своеобразие интерьеру придает организация верхней части пространства. Между столпами храма, а также между столпами и стенами на расстоянии ок. 2/3 высоты от пола до сводов устроены 12 арок. В оформлении интерьера главенствующую роль выполняла настенная живопись. Согласно надписи в нише иконостаса справа от царских врат, роспись храма была выполнена в 1689 г. Живопись атрибутируют Федору Игнатьеву, Лаврентию (Илариону) Севастьянову Башке и Федору Федорову (Козлов П. И., Суслов А. И., Чураков С. С. Ярославль: Путев. Ярославль, 1956. С. 253) или Дмитрию Григорьеву Плеханову (Брюсова В. Г. Рус. живопись XVII в. М., 1984. С. 128). Сюжетный состав росписи, система членений, взаимосвязь живописи и архитектуры соответствуют ростовской традиции монументальной живописи (Никитина. 2003). В то же время исключительное место в росписи занимает цикл, посвященный Св. Троице согласно первоначальному именованию храма. Композиции Троицкого цикла размещены в верхнем ярусе стен, в люнетах, выделены размером и акцентированы архитектурными элементами, такими как окна верхнего яруса и висячие арки. По мнению А. Г. Мельника, митр. Иона мог выступить не только заказчиком, но и автором нек-рых архитектурных и художественных идей храма. Так, изображения херувимов на висячих арках в одном ярусе с Троицким циклом на стенах иллюстрировали песнопения Великого входа и соответствовали концепции Небесной литургии, словно отражавшейся в «земном» богослужении, происходившем в храме (Мельник. 2003. С. 61).

Совр. вид Р. С. м. получил благодаря ктиторской деятельности после обретения мощей свт. Димитрия (1752) и его канонизации (1757), когда обитель стала центром почитания святителя и местом всероссийского паломничества. В посл. четв. XVIII - 30-х гг. XIX в. в мон-ре была проведена регулярная планировка: были возведены каменные стены с 4 угловыми и 2 надвратными башнями (башни перестроены в 1808 с использованием готических элементов), надвратная колокольня (1777-1779), настоятельский корпус (80-е гг. XVIII в.), трапезная (1790-1792). Большая часть архитектурного ансамбля построена в стиле классицизма.

Иконостас собора свт. Димитрия Ростовского. Фото: Фото: З. А. ЗвереваИконостас собора свт. Димитрия Ростовского. Фото: Фото: З. А. Зверева

Уже в 70-х гг. XVIII в. архим. Амфилохий (Леонтович) обращался в Синод с просьбой о разрешении устроить храм во имя свт. Димитрия Ростовского над юж. воротами, однако разрешения не получил. Новый монастырский собор во имя святителя Димитрия Ростовского (архитекторы Е. С. Назаров, Г. Е. Дикушин, А. Ф. Миронов) возведен в 1795-1801 гг. на средства Н. П. Шереметева. Освящен 28 окт. 1801 г. Это классицистический бесстолпный 3-апсидный 5-главый храм, фасады к-рого оформлены колонными портиками. Крупные барабаны, прорезанные круглыми окнами, несут полусферические купола, центральный из к-рых завершен бельведером. С зап. стороны к основному объему примыкает 4-столпная трапезная с приделами вмч. Димитрия Солунского и свт. Николая Чудотворца (устроены в 1804). Шереметев рассчитывал, что в собор будут перенесены мощи свт. Димирия, и украшал храм так, чтобы тот был достойным стать усыпальницей святого. Вскоре после постройки собор был расписан П. С. Рябовым в технике клеевой и масляной живописи (возобновлена в 1869-1870 А. Н. Бубновым). В круглом медальоне в центре купола - «Новозаветная Троица в окружении небесных чинов», ниже в сегментах - овальные медальоны с фигурами апостолов; в парусах - фигуры евангелистов в медальонах; на стенах и столпах - ростовые изображения святых; на своде трапезной - композиция «Посвящение свт. Димитрия в архиереи» и имитация архитектурного декора. Богатое скульптурное убранство собора выполнено дрезденским мастером Иоганном Фохтом (Буцких. 1991): ниши сев., юж. и зап. фасадов занимала круглая скульптура; в тимпанах портиков расположены крупные рельефные композиции «Насыщение пятью хлебами» (южный) и «Обретение мощей свт. Димитрия» (северный); рельефный фриз, идущий по стенам трапезной, состоит из композиций, изображающих события Ветхого и Нового Завета. В интерьере также присутствует богатая лепнина (поновлена в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XIX в. Е. В. Исаковым) - головки ангелов, растительный орнамент; своды покрыты кессонами с розетками, лепные рамы обрамляют живописные композиции. В 1869-1870 гг. в соборе по проекту К. А. Докушевского устроен иконостас в виде арки из искусственного мрамора (исполнили А. С. Ремизов, В. Лаврентьев, В. С. Нестеров, И. Н. Бубнов).

Церковь в честь Преображения Господня. Кон. XVII в. Фото: Л. М. СуховаЦерковь в честь Преображения Господня. Кон. XVII в. Фото: Л. М. Сухова

Церковь во имя святителя Иакова Ростовского (1824-1836, архит. П. Я. Паньков) возведена на средства гр. А. А. Орловой-Чесменской, вероятно, по замыслу архим. Иннокентия (Порецкого). Церковь была теплой и предназначалась для зимних богослужений. Освящена 14 июня 1836 г. Храм пристроен с сев. стороны к Зачатиевской ц. (на месте разобранного придела, строительство которого источники XIX в. относят к 1725), их объединяет общая паперть. Т. о., 3 главных храма оказались размещены в ряд вдоль вост. стены монастыря. Северный фасад Иаковлевской ц. по архитектуре повторяет юж. фасад Димитриевского собора, что не только объединяет храмы обители в ансамбль, но и подчеркивает равенство 2 небесных патронов мон-ря, Ростовских святителей Иакова и Димитрия (Виденеева. 2006. С. 28). Иконостас Иаковлевской ц. выполнил в 1830-1831 гг. А. М. Бычков, роспись и иконы - в 1833-1834 гг. Т. А. Медведев (роспись сохр. только на своде ризницы над храмом). В 1911-1912 гг. в подвальном этаже Иаковлевской ц. по подобию ц. Воскресения Христова в Иерусалиме (храма Гроба Господня) создан Воскресенский придел (не сохр.).

В нач. XX в. по инициативе еп. Иосифа (Петровых) в мон-ре также были устроены 3 храмовых престола, посвященные Пресв. Богородице и Ее чтимым в мон-ре иконам: в честь Толгской иконы Божией Матери в юго-зап. башне ограды (1909), в честь Ватопедской иконы Божией Матери в трапезной Иаковлевской ц. (1916) и домовый храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в здании гостиницы (1917).

От упраздненного Преображенского Княгинина мон-ря на Песках, присоединенного к Р. С. м. в 1764 г., сохранился бывш. соборный храм в честь Преображения Господня, расположенный западнее, в стороне от главного ансамбля Р. С. м. Остальные постройки, в т. ч. церковь во имя вмч. Георгия Победоносца, были разобраны, а территория отдана под хозяйственные нужды. Преображенский храм по архитектурным особенностям относится к кон. XVII в., близок по формам к Зачатиевской ц. Р. С. м., а также к ростовской ц. Спаса на Торгу и, вероятно, был также возведен при митр. Ионе (Сысоевиче). Это 4-столпный 5-купольный 3-апсидный храм на подклете, окруженный с севера и запада украшенной изразцами галереей. На алтарной преграде сохранилась живопись XVII в., роспись основного объема исполнена в 1889-1891 гг. К. Я. Леоновым по заказу Амфилохия (Сергиевского-Казанцева), еп. Угличского.

Лит.: Буцких Е. В. К вопросу об иконографии скульптуры Димитриевского храма ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря // Тр. Ростовского музея. Ростов, 1991. С. 141-162; она же. Об интерьере Димитриевского храма ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря // СРМ. 1991. Вып. 2. С. 16-47; Виденеева А. Е. Воскресенский храм ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря // Тр. Ростовского музея. 1991. С. 88-103; она же. Спасо-Яковлевский Димитриев мон-рь в Ростове Великом. Ростов, 2006; Мельник А. Г. Ансамбль ростовского Спасского мон-ря // Тр. Ростовского музея. Ростов, 1991. С. 112-140; он же. Первоначальный интерьер Троицкого собора Ростовского Яковлевского мон-ря // ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 60-80; он же. Яковлевская ц. Ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря // Ростов Великий: Имена, события, судьбы: Мат-лы по истории и агиографии Ростовской земли. М., 2012. С. 179-192; он же. История интерьера Троицкого (Зачатьевского) собора Ростовского Яковлевского мон-ря в XVIII - нач. XX вв. // СРМ. 2008. Вып. 17. С. 57-98; Полознев Д. Ф. К истории каменного строительства в Ростовском Спасо-Яковлевском мон-ре в 70-х гг. XVIII в. // СРМ. 1992. Вып. 3. С. 106-112; Вахрина В. И. Ростов Великий: Спасо-Иаковлевский Димитриев мон-рь. М., 20022; Никитина Т. Л. Система росписи Троицкого (Зачатия св. Анны) собора ростовского Спасо-Яковлевского монастыря // СРМ. 2003. Вып. 14. С. 224-244; Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л. Церк. стенные росписи Ростова Великого и Ростовского у. XVIII - нач. XX в.: Кат. М., 2008. С. 65-75.
А. А. К.
Рубрики
Ключевые слова
См.также