РУДЯНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том LX, С. 352-356
опубликовано: 6 мая 2025г.

РУДЯНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Рудянский (Рудьский, Рудевский, Рудь) во имя Святой Троицы женский монастырь (Единецкой и Бричанской епархии митрополии Кишинёвской и всея Молдавии), находится в с. Рудь р-на Сорока (Сорокского), Республика Молдова. Село Рудь впервые упоминается в источниках в 1463 г. Местность, в которой оно расположено, включена в ландшафтный заказник Рудь-Арионешты. Здесь Днестр, прежде чем выйти в широкую долину, образует ущелье, называемое Эолова арфа. На склоне этого ущелья расположен мон-рь.

Р. Т. м. основан в кон. XVIII в. как муж. скит. С историей его основания связано неск. преданий. Согласно одному из них, когда однажды господарь Молдавского княжества Григоре III Гика (XVIII в.) заболел и ни один из придворных врачей не мог исцелить его, в ворота дворца постучался крестьянин. Он обещал вылечить больного, но для этого тот должен был на месяц оставить свой трон. Господарь в сопровождении крестьянина отправился из Ясс, столицы Молдавского княжества, в имение Рудь. Там его в течение месяца лечили виноградом и вином. После этого господарь вернулся в Яссы здоровым и бодрым. В знак благодарности за исцеление в 1777 г. Григоре Гика построил в имении скит. С тех пор молдав. мон-ри продолжают делать вина из ягод, собранных на собственных виноградниках. При этом вина используются как для продажи, так и для ампелотерапии (лечения вином и виноградом).

Др. легенда связывает появление обители с наличием поблизости источника с целебной водой. Когда Григоре Гика заболел, он приехал к этому источнику, пил из него воду и омывал ею ноги, а после того как исцелился, решил возле источника построить скит.

Церковь во имя Св. Троицы. 1777 г. Фотография. 20-е гг. XX в.Церковь во имя Св. Троицы. 1777 г. Фотография. 20-е гг. XX в.

В дореволюционных изданиях сообщается, что Р. Т. м. был основан как скит в 1772 г. купцом Симеоном Дочулом из г. Могилёва (ныне Могилёв-Подольский, Украина). В скиту имелась ц. во имя Св. Троицы, каменная, покрытая черепицей, и при ней на столбах колокольня с 2 небольшими колоколами, а также деревянные кельи для скитоначальника и братии, каменная ограда, «но в половину не кончена». Немногочисленные насельники питались от собственных трудов. Скит стоял на частновладельческой земле, владельцы денег за аренду не получали.

В др. источниках говорится, что скит был основан в 1772 г. на землях резешей братьев Андронаке и Теодоре Рудей, к-рые были его главными ктиторами. Почти одновременно с основанием обители, в 1772-1774 (по др. данным, в 1776-1777) гг., по благословению еп. Хушского Иннокентия (1752-1782) за счет средств Дочула и его брата Петру, а также 20 леев, выделенных по просьбе монахов из казны Молдавского княжества, в скиту была возведена и 1 июня 1777 г. освящена летняя Свято-Троицкая ц.

В церкви сохранилась надпись на слав. языке: «Во имя храма Святой Троицы и святителя Христова Николая сооружен во дни благочестивого господаря Григоре Александру Гики Воеводы по благословению преосвященного Иннокентия, епископа Хушского, тщанием же и иждивением блаженного ктитора Андронакия Рудя, капитана, и блаженного ктитора Симеона Дочула, купца из г. Могилев, в поместье вышереченного Андронакия Рудя и его брата Феодора Рудя. Года 1777, месяца июня, 1 дня». Др. надпись гласит: «Во имя храма Святой Троицы сооружен во дни благочестивого господаря Григоре Александру Гики Воеводы, по благословению Его Преосвященства Иннокентия, епископа Хушского, иждивением блаженных ктиторов Андроника капитана Рудя, Феодора, Петра, Симеона Дочула. Года 1777, месяца июня 1 дня». На левой стене нартекса находится еще одна надпись: «Здесь покоятся тела ктиторов обители Феодора и Андронакия Рудя».

До 1803 г. скитоначальником был иеросхим. Макарий, назначенный еп. Хушским Герасимом (Клипой-Барбовским; 1796-1803). В 1803-1825 гг. монашескую общину возглавлял иером. Феофил. В 1812 г. в обители проживали 6-7 монахов, в 1818 г.- иеромонах и 2 монаха. В формулярной ведомости за 1812 г. упоминается, что скит находится в поместье резешей и не вносит арендную плату. Братия занимались земледелием, садоводством, пчеловодством и виноградарством, имея в своем распоряжении фруктовый сад со сливами, с грушами и яблоками, а также половину виноградника. В скиту была небольшая ферма: 10 волов, 8 коров, бык-производитель, конь, 2 упряжные лошади, на пасеке - 38 пчелиных семей. 23 дек. 1820 г. игум. Онуфрий, благочинный монастырей и скитов, представил исторические данные о них в Кишинёвскую духовную дикастерию. Он упомянул, что на ферме скита содержались 10 волов, 5 коров, бык, 5 быков-производителей, 5 пчелиных семей, 57 яловых коров.

8 апр. 1827 г. скитоначальник иером. Арсений был переведен настоятелем в Косэуцкоий (Косоуцкий) в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь. В 1827-1828 гг. скит возглавлял иером. Иоанникий. К тому времени у скита возникли судебные тяжбы и накопились иные проблемы, в обветшавших кельях проживали 3 монаха. Вскоре они были перемещены в Каларашовский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь, а на их место прибыли 18 монахинь и 7 послушниц из упраздненного Каратурского (Курэтурского) Благовещенского скита. Им достались во владение много пахотных земель, огромные пастбища, сад, к-рый располагался выше лесного холма, виноградник, растянувшийся от скита до Днестра, и лесные угодья.

После того как обитель была преобразована в женский скит, общину возглавила мон. Тавифа, в 1831-1835 гг.- мон. Ольга (Гучковская). В 1834 г. насельницам было предложено закрыть обитель из-за отсутствия финансовых средств. В формулярной ведомости Свято-Троицкой ц. за 1835 г. указано: «Собственной земли не имеется. Келии монахинь построены из глины, числом 19, пожертвования на их содержание ниоткуда не поступают». С 3 июня 1835 по 1846 г. общину (7 сестер) возглавляла мон. Магдалина.

11 февр. 1835 г. Синод запросил «мнение» архиеп. Кишинёвского и Хотинского Димитрия (Сулимы) по поводу возможного закрытия обители. 6 февр. 1836 г. архиерей ответил на запрос. В пользу принятия решения о закрытии скита он привел ссылку на «Духовный регламент», в к-ром указано, за счет чего должны существовать монашествующие. Скит располагался на чужой земле, своей не имел. Это лишало монахинь возможности заниматься сельхозработами. Архиеп. Димитрий предложил перевести сестер в Варзарештский скит (см. Вэрзэрештский во имя великомученика Димитрия Солунского женский монастырь), кельи и сад выставить на продажу, вырученные деньги перевести в казну Варзарештского скита, а Свято-Троицкую ц. сделать приходской. Однако окончательное решение о закрытии скита принято не было.

По запросу Одесского об-ва истории и древностей (1840-1844) было составлено описание скита, в к-ром указаны каменная церковь, покрытая дранкой, построенная в 1777 г., 7 плетневых келий, покрытых камышом, и наполовину сооруженная каменная ограда. В 1844 г. в обители проживали 5 старых монахинь.

В 1846 г. в ответ на запрос Синода архиеп. Кишинёвский и Хотинский Иринарх (Попов) доложил, что скит не имеет источников дохода и благочинный мон-рей и скитов Бессарабии просит, чтобы обитель была как можно скорее закрыта. Указом Синода от 22 нояб. 1846 г. скит был закрыт. 24 сент. 1847 г. настоятель церкви в с. Рудь-де-Сус свящ. Василий Поручикул принял от начальницы Варзарештского скита мон. Феклы бывш. монастырскую церковь. В тот же день губ. секретарь М. Богуш выписал мон. Фекле справку, где указывалось, что кельи и фруктовый сад куплены за 35 р. серебром. К сер. XIX в. Свято-Троицкая ц. обветшала, в т. ч. из-за неск. землетрясений. В 1856 г., когда владельцем имения Рудь стал М. Роза, близкий родственник Богуша, храм был закрыт, к нач. XX в. пребывал в руинах, в 1914-1915 гг. помещение храма приспособили под жильё.

В 1918 г., после установления на территории Бессарабской губ. оккупационного режима Королевства Румынии, Кишинёвская епархия перешла в юрисдикцию Румынской Православной Церкви (с 1925 Румынский Патриархат). Летом 1920 г. иером. Дионисий писал благочинному мон-рей и скитов Бессарабии архим. Виссариону (Пую) о пребывавших в руинах постройках скита, которые он посетил по дороге из Каларашовского мон-ря. Комиссия по историческим памятникам из Бухареста и ее филиал в Кишинёве добились принятия решения о восстановлении обители и реставрации Свято-Троицкой ц. 24 окт. 1921 г. по ходатайству еп. Арджешского Виссариона (Пую) скит вновь стал действующим, в нем разместили 40 насельников, в т. ч. 2 иеромонахов (по др. данным, 12 насельников). Начальником до 1923 г. был архим. Феофан (Дрэгич). В первые годы после воссоздания скита на принадлежавшей ему земле были посажены виноградники и сады, возведены 8 новых келий, кухня, хозяйственные постройки. В 1923-1930 гг. общину возглавлял протосинкелл Геронтий (Гуцу). К 1924 г. владения скита увеличились на 4 га, занятые садом, 18 га было получено в ходе земельной реформы и куплен участок площадью 46 га. Усилиями архиеп. Виссариона (Пую) обитель получила еще 6 га леса.

Богословская школа. 1930–1935 гг. Архит. В. А. Войцеховский. Фотография. 10-е гг. XX в.Богословская школа. 1930–1935 гг. Архит. В. А. Войцеховский. Фотография. 10-е гг. XX в.

В 1924 г. за счет средств Комиссии по историческим памятникам по проекту бухарестского архит. А. Гаврилеску была восстановлена Свято-Троицкая ц. Через неск. лет скит получил статус монастыря. В 1930-1935 гг. в нем действовала школа псаломщиков, для к-рой по проекту архит. В. А. Войцеховского построили 2-этажный корпус.

После присоединения Бессарабии к Советскому Союзу Р. Т. м. закрыли, последним настоятелем был игум. Геннадий (Кожокару). С началом Великой Отечественной войны и установлением немецко-румын. оккупационного режима мон-рь был возобновлен. В нем проживали игум. Иоаким (Барбуш) и 30 монахов.

В период между мировыми войнами мон-ри Бессарабии владели тысячами гектаров земли, успешно развивали различные промыслы. После освобождения Молдавии от оккупантов хозяйство мон-рей оставалось достаточно обширным. При этом пахотная земля была распределена между ними неравномерно. В частности, 12 насельников Р. Т. м. обрабатывали участок площадью 40 га. На одного монашествующего приходилось по 4-5 га, что было примерно в 10 раз больше, чем во мн. др. обителях.

После перехода храмов и мон-рей Бессарабии в каноническую юрисдикцию РПЦ руководство Кишинёвско-Молдавской епархии проводило кампанию по сбору средств на военные нужды. В ней принял участие также и Р. Т. м., в 1944 г. пожертвовавший 3 тыс. р. на оказание помощи детям фронтовиков. Помимо добровольных пожертвований обители были привлечены к уплате военного налога, в счет чего в 1945 г. насельники мон-ря выплатили из «братской кружки» 1 тыс. р. В тот период в Р. Т. м. проживали 5 монахов и 7 послушников.

В документах послевоенного периода монастырь именовался Свято-Николаевским. В 1945-1948 гг. в Р. Т. м. жили 13 насельников: до 18 лет - 5, от 18 до 40 лет - 2, от 40 до 60 лет - 4, старше 60 лет - 2. Все они были малограмотными. В 1948 г. число насельников сократилось до 8 чел. В связи с тем, что серьезной проблемой для епархии была острая нехватка священников (многие бежали в Румынию), еп. Кишинёвский и Молдавский Иероним (Захаров) в 1945-1946 гг. выбирал для рукоположения во иереи псаломщиков преклонного возраста из числа выпускников регентских школ. Одна из школ в первые послевоенные годы действовала в Р. Т. м.

После принятия Советом министров МССР постановления «О мероприятиях по сохранению и реставрации памятников архитектуры Молдавской ССР» от 31 мая 1947 г. ряд обителей Молдавии был взят под гос. охрану как памятники архитектуры и истории, вслед. чего улучшилось их обеспечение стройматериалами. В этот перечень попала и Свято-Троицкая ц.

В информационном отчете уполномоченного Совета по делам РПЦ по МССР П. Н. Роменского за 4-й квартал 1947 г. Р. Т. м. упомянут в числе мон-рей, экономически слабых, «которые самостоятельно не могут существовать, т. к. они не в состоянии своими силами (из-за малочисленности монашествующих) и из-за отсутствия материальных средств освоить имеющиеся в их пользовании земельные угодья, жилые и хозяйственные постройки». 22 июня 1948 г. в отчете Роменского говорится о том, что Р. Т. м. и неск. др. мон-рей «на протяжении 1945-1947 гг. из-за невозможности правильно использовать и обработать всю находившуюся в их пользовании землю, от части ее (пахотной земли, садов, сенокосов и выпасов, а в отдельных случаях и виноградников) добровольно отказались и передали ее местным земельным органам». Так, Р. Т. м. отказался от принадлежавшего ему участка площадью ок. 30,9 га.

Согласно Положению от 5 окт. 1948 г., Совет по делам РПЦ обсудил вопрос о возможном закрытии Р. Т. м. и передаче зданий обители и сельскохозяйственных угодий Мин-ву образования МССР для использования в качестве детского санатория.

Ранее, в 1946-1947 гг., в период голода и засухи в МССР, у Р. Т. м. возникли существенные затруднения с выполнением обязательств по уплате налога. Подобная проблема возникла и в 1948 г., когда для обителей был увеличен объем поставок гос-ву сельхозпродуктов. Настоятель Р. Т. м. иером. Геронтий (Василаке) 15 нояб. 1948 г. писал Роменскому: «Наш монастырь беден; его финансовое состояние настолько тяжелое, что нам нечем кормить братьев-монахов, которым не хватает самого необходимого, но все же я собрал столько, сколько мог, и заплатил за две трети поставки хлеба… но еще до плохого урожая на землю монастыря выпал град, что еще больше ухудшило наше материальное положение. С учетом этой критической ситуации мы обращаемся с большой просьбой: поддержать нас, с тем чтобы соответствующими органами мы были освобождены от уплаты задолженности в размере одной трети поставок, что составляет 943 кг зерновых». 16 нояб. 1948 г. еп. Тираспольский Нектарий (Григорьев), временно управлявший Кишинёвской епархией, просил госорганы закрыть Р. Т. м. и объединить с находящимся поблизости Добрушским во имя святителя Николая Чудотворца монастырем. 17 нояб. председатель Совета министров МССР Г. Я. Рудь подписал распоряжение о передаче территории и зданий Р. Т. м. в пользу гос-ва.

В 1949 г. монастырь был закрыт, братию переселили в др. обители, а недвижимое имущество передали Мин-ву просвещения МССР. На территории обители разместился детский интернат, в 80-х гг.- детский туберкулезный санаторий, при котором также действовала школа. В Свято-Троицкой ц. находился склад.

В 1990 г. санаторий был переведен с территории Р. Т. м., в 1992 г. монастырский комплекс передан Церкви. По благословению митр. Кишинёвского и Молдавского Владимира (Кантаряна) Р. Т. м. был возрожден, в обители поселились 3 монаха, настоятелем назначен игум. Антоний. Для мон-ря был выделен земельный участок площадью 5 га. В 1994-1995 гг. мон-рь возглавлял иером. Анфим, затем - мон. Виктор (Дарий), в 1996-1997 гг.- иером. Поликарп, затем - архим. Донат (Боубэтрын). В 1995 г. в Р. Т. м. проживали 5 насельников, в 1998 г.- 18 чел. 4 апр. 1999 г. на заседании епархиального совета Единецкой епархии было принято решение о преобразовании Р. Т. м. в женский. Указом еп. Единецкого и Бричанского Доримедонта (Чекана) от 4 апр. 2000 г. мон-рь официально получил статус женского. К кон. того же года в обители проживали 18 монахинь, в 2005-2007 гг.- 26 насельниц, настоятельницей являлась игум. Мария (Паскарюк), духовником - архим. Патрокл (Поромбак).

В 1994 г. началось восстановление летней ц. Св. Троицы, в 1997 г. отремонтированы келейный корпус и трапезная, в 1999 г. возведен зимний храм-часовня в честь Покрова Пресв. Богородицы. 4 апр. 2008 г. на колокольне установлены новые колокола. Недалеко от Свято-Троицкой ц. еп. Доримедонт освятил Распятие.

Монастырский комплекс расположен на 3 террасах, частично искусственных. Его композиционным центром является Свято-Троицкая ц., построенная в старомолдав. архитектурных традициях на верхней террасе. Она возведена с максимальным использованием местного известнякового камня, оштукатуренного как снаружи, так и внутри раствором на основе извести. В плане церковь представляет собой трилистник из 3 полуциркульных апсид, имеет 17,70 м в длину и 12,30 м в ширину, включая апсиды. Высота внешних стен составляет 9 м, а башня с крестом поднимается на 20 м. Толщина церковных стен почти 1 м. Притвор расположен в юж. ее части. Внутри притвор отделяется от нефа стеной, поддерживаемой 2 массивными колоннами круглой формы. На 4-скатной кровле установлен 8-гранный барабан, к-рый венчает световой купол с 8-скатной крышей. Первоначально храм был покрыт черепицей. В 1847-1921 гг., после 1-го закрытия Р. Т. м., оригинальная форма крыши пострадала. Поскольку не сохранилось ни одного ее фрагмента, то после ремонтных работ 1922-1925 гг. крыша стала др. формы - с крутыми скатами. Пол был покрыт каменными плитами. Западный и северный фасады декорированы лопатками, придающими зданию стройность и монументальность. В интерьере церкви северная и южная апсиды перекрыты конхами. Своды выполнены по молдав. системе - с двойным рядом парусов и украшены фресками.

Церковь и территория мон-ря ранее были ограждены каменной стеной, а вход представлял собой сделанную в ней широкую эллиптическую арку со следами 3 колонн, имевшую очевидное сходство с воротами нек-рых киевских храмов, таких как собор Св. Софии и церкви Киево-Печерской лавры. Над монастырскими воротами ранее располагалась 2-пролетная арка-звонница (утрачена в нач. XX в.).

К нач. XXI в. монастырский комплекс Р. Т. м. включал ц. Св. Троицы (1777), зимний храм-часовню Покрова Пресв. Богородицы (1999), здание школы псаломщиков (1930-1935), кельи (1922-1923), трапезную, пекарню, хозяйственные постройки. В левой части Свято-Троицкой ц. сохранилась надгробная плита с именем губ. секретаря Богуша (XIX в.). Рядом находятся могилы его дочерей Анастасии и Анны. В монастырской б-ке хранятся изданные в XIX - нач. XX в. книги, в т. ч.: Жития святых за февр. (Монастырь Нямц, 1812), Новый Завет (СПб., 1819), «Datoriile călugărilor» (Iaşi, 1841).

К сент. 2020 г. в Р. Т. м. проживали 33 насельницы, к-рые занимались вышиванием, шитьем и вязанием. Богослужения совершаются в основном на молдав. языке.

В километре от Р. Т. м. имеется ряд сооружений, представляющих исторический интерес. Это 2 древние земляные крепости: т. н. Турецкая тарелка - окруженное рвом возвышение диаметром ок. 70 м и «Германарий». По данным археологов, «Турецкая тарелка» - слав. городище, возникшее в VIII-IX вв. и обнесенное в IX-X вв. кольцевым валом и рвом. Высота вала 6 м, с юго-западной и западной стороны - до 4 м. Археологи обнаружили в саду между селами Рудь и Арионешть круглые печи для плавки металла.

На противоположной стороне ущелья, на склоне к-рого расположен Р. Т. м., на высоком треугольном плато крутого мыса, труднодоступного с 2 сторон, имеются развалины древнерим. крепости (IV-III вв. до Р. Х.). Она имела 3 линии укреплений из валов земли высотой 3 м и траншеи глубиной 2 м. Крепость треугольного вида и площадью 10 га может быть идентифицирована как древний г. Маэтоний и сходна по архитектуре с испан. крепостями. Там, где располагалась рим. крепость, установлен памятный знак. Место это называется Три Креста, т. к. ранее там высились 3 каменных креста. Жители с. Рудь на их месте установили 3 деревянных креста, к-рые были освящены в 2005 г. еп. Доримедонтом. Неподалеку от с. Рудь также расположена некогда обитаемая 70-метровая т. н. Пещера усопших, к-рая, по преданию, находится под руслом Днестра и заканчивается на его левом берегу. Через с. Рудь проходит геодезическая Дуга Струве - единственный в своем роде объект в Списке культурных памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Раньше в Молдове было 27 стояночных точек, по к-рым производились обмеры для составления международных карт. В наст. время осталась лишь точка в с. Рудь, в 300 м от автотрассы Сороки-Отач.

Арх.: НАРМ. Ф. 205. Оп. 1. Д. 1186. Л. 40; Д. 5088. Л. 2; Ф. 208. Оп. 2. Д. 1207. Л. 22; Д. 3273. Л. 26-27; Оп. 4. Д. 4438; Ф. 208. Оп. 5. Д. 168. Л. 3-5, 13, 15, 40-43; Ф. 1217. Оп. 1. Д. 74; Ф. 2848. Оп. 22. Д. 40. Л. 132; Ф. 3046. Оп. 2. Д. 357. Л. 32; Оп. 3. Д. 108. Л. 2; Д. 147. Л. 22.
Лит.: Ганицкий М. А., прот. Мон-ри в Бессарабии // Кишинёвские ЕВ. 1883. № 16. С. 545-546; Visarion (Puiu), arhim. Mоnăstirile din Basarabia. Chişinau, 1919. P. 17; Anuarul Eparhiei Chişinăului şi Hotinului (Basarabia). Chişinau, 1922. P. 6; Тарас Я. Н. Памятники архитектуры Молдавии. Киш., 1986. С. 9, 10-11, 132-134, 137; Иосиф (Павлинчук), иером. Кишинёвско-Молдавская епархия в период с 1944 по 1989 гг. Ново-Нямецкий мон-рь, 2004. С. 38; Православие в Молдавии: Власть, Церковь, верующие, 1940-1991: Собр. док-тов: В 4 т. / Отв. ред.: В. Пасат. М., 2009. Т. 1. С. 328, 359; 2010. Т. 2. С. 896; Mănăstiri şi schituri din Republica Moldova: Studii enciclopedice. Chişinău, 2013. P. 529-540; Содоль В. А. Мон-ри Советской Молдавии: Взаимоотношения с гос-вом и хозяйственная деятельность: (1944-1962 гг.). Тирасполь, 2015. С. 40-41, 53, 67, 70, 88, 121, 124-125.
Л. П. Алферьева
Рубрики
Ключевые слова
См.также