Буква всех алфавитов, основанных на кириллице. В болг. алфавите 18-я по счету, в церковнославянском, русском и белорусском алфавитах - 19-я, в сербском - 21-я, в македонском и украинском - 22-я. Используется также в письменностях некоторых неслав. народов. Рус. совр. название буквы - «эс» - употребляется как существительное среднего рода («прописное С»). Название старославянское и церковнославянское - «слово» - представляет собой существительное среднего рода со значениями «слово, Слово (Вторая Ипостась Св. Троицы), речь, дело, ответ, завет, учение, Писание». Старослав. и церковнослав. названия буквы С, предшествующей ей буквы Р и следующей за ней буквы Т образуют синтагму «рцы слово твердо».
С формами существительного С устойчиво связано во мн. древнейших слав. азбучных акростихах, напр., в молитвах «Аз превечен в троицы»: «Слово Божие, пришедшее во плоть, и страсти причастится, аки человек» (Кобяк. 1987. С. 155); «Аз есмь Бог»: «Слово беззаконно возложисте на Мя» (Демкова, Дробленкова. 1968. С. 59); «Аз ти благодарю Бог»: «Словом Божиим работасте царю сирску 8 лет» (Кобяк. 1987. С. 153); «Аз есмь Бог первый»: «Словом слепых просветих» (Демкова, Дробленкова. 1968. С. 59); «Азбука об Адаме»: «Слово бо Мое красное, Адамово ж нелепство на кресте раздру» (Там же. С. 61); «Аз есмь свет миру»: «Словом Моим вся утвердишася» (Кобяк, Поздеева. 1981. С. 143); «Аз любях вы и без числа отдаяи»: «Слово Мое совершися, но ваше идольство простирашеся» (Петров. 1894. С. 22), в др. редакции: «Словом совершися, но ваше идольство постирашеся» (2-я ред.) (Кобяк. 1987. С. 152); «Аз есмь всему миру свет»: «Слово Твое истинно есть» (1-я ред.) (Демкова, Дробленкова. 1968. С. 55); «Аз преже о Господе Бозе начинаю вещати»: «Слово пророк збыстся и апостолы проповедася» (Там же. С. 58), в др. редакции: «Слово пророческо збысться, апостолом проповедася» (Амфилохий (Сергиевский-Казанцев). 1875. С. 141), в др. редакции: «Слово пророк сбысться и апостол проповедася» (Петров. 1894. С. 18), в др. редакции: «Слово пророческое сбысться и апостолом проповедася» (Кобяк. 1987. С. 148); «Аз есмь, Израилю, изведыи тя из дому работы»: «Словом солнце составих, дондеже иноплеменным преодолесте» (Петров. 1894. С. 20), в др. редакции: «Словом солнце уставих, дондеже иноплеменным преодолесте» (Кобяк. 1987. С. 151); «Аз от начала повествую с тобою, евреянине»: «Слово сна бо Моисея воставляет, фараоню силу истнити хотя» (Там же. С. 150); во 2-й редакции этой молитвы С соответствует прилагательное «словесный»: «Словеснаго Моисея воставляет, фараоню силу истнити хотя» (Петров. 1894. С. 19).
В единичных случаях в азбучных акростихах С соотнесено со словами «сила» - в азбучной молитве Константина, еп. Преславского: «Силу приятии и мудрость у Тебе» (Степанов. 1997. С. 421); «студно» - «Аз есмь всему миру свет»: «Студно грех содевающе» (2-я ред.) (Демкова, Дробленкова. 1968. С. 57; Кобяк. 1987. С. 155); «сведети» (знать) - в молитве «Аз Тебе припадаю, милостиве»: «Свеси немощь естества нашего, уврачюи мя, недостоинаго, покаянием» (Кобяк. 1987. С. 147), в др. редакции: «Сведыи немощи моея, Христе, исцели мя, Владыко, недостоинаго», в др. редакции: «Свеси немощь мою, Христе, уврачуй мене, окаянного» (Соболевский. 1902. С. 34, 35); «снятися» (собраться) - в стихирах 6-го гласа на предпразднство Богоявления: «Сьнмем се, верны, мыслию к Иорданьским водам» (Joвaнoвuh-Cmuпчeвиh. 1981. С. 110); «стещися» (собраться, сойтись) - во 2-м цикле стихир на Рождество Христово: «Стецем се верно в Вифлеем», в др. редакции: «Стецем се, верны, в Вифлеем» (Попов. 1985. С. 45); «срам» - в молитве «Аще хощеши мудрости святых»: «Срам есть блудницы о целомудрии глаголати» (Кобяк. 1987. С. 145); с предлогом «с» - в азбучных стихирах бельческого погребения в составе Требника: «С светыми си причьти, безьгрешне, Твоего рая проповедник быв» (Загребин. 1981. С. 81).
В русском и церковнославянском языках С обозначает звуки [с] и [с']: «сын», «снег», «вес», « », «
», «
»; «семья», «рысь», «
», «
».
В русском языке в позиции перед буквами, обозначающими звонкие согласные звуки, C обозначает звук [з]: «сбор» [зб], «с другом» [зд]; в позиции перед буквами, обозначающими шипящие звуки, Ж, Ш и Щ, С обозначает звук, подобный следующему шипящему: «с шумом» [ш], «с женой» [ж], «расщепить» [щ']; сочетания буквы С с Ч и ТЧ произносится как [щ']: «счастье», «жёстче».
Начертание С в кириллице восходит к унциальному С-образному визант. варианту греч. буквы «
сигма»
- (sigma lunata, лунарная сигма), к-рый возник в результате упрощения классического варианта Σ, представляющего собой перевернутую трансформацию финикийской буквы «син» (зуб) -
.
В древней кириллице у С, как и у букв Е и О, было 2 варианта начертания - узкое и широкое, более округлое. Древнейшим является узкое начертание в виде незначительно выгнутой дуги, как заостренное вверху и/или внизу, так и с более плавными изгибами, безусловно преобладающее во всех старейших кириллических памятниках,- . Именно этот графический тип выступает в качестве основного в уставе и полууставе. Более округлый тип - входит в употребление в XII в., но встречается значительно реже.
В новгородских берестяных грамотах XI - сер. XV в. господствующим является вертикальное узкое начертание - , к-рое может иметь засечки вверху и/или внизу -
. В XI-XIII вв. также была распространена его модификация с покрытием -
или отворотом влево -
(Зализняк. 2000. С. 186-187). Модификацию с покрытием -
дает и Юрьевское Евангелие (1119-1128).
В памятниках южнослав. эпиграфики с кон. X до кон. XV в. сохраняется форма основного узкого типа. В 1425 г. в надписи Николы Дорьяновича из с. Доня-Шаторня (ныне Шумадийского окр., Сербия) появляется написание с изогнутым верхним хвостом, подобное греч. строчной букве «сигма»,- (Томовић. 1974. С. 22).
Начертания полуустава XIV в. продолжают соответствующие уставные графемы . В XV в. возникают новые модификации: широкого типа с более развитой изогнутой верхней частью -
; узкого типа в виде вертикальной линии, слегка загнутой вправо внизу, наподобие скорописный греч. йоты -
, несимметричные, с выпуклостью, смещенной вверх,-
.
В скорописи XV в. написание С мало меняется по сравнению со своими полууставными прототипами - , подобные модели сохраняются повсеместно до XVII в. включительно -
. К полууставному типу восходят и более размашистые начертания, с изогнутым верхним росчерком -
, получившие распространение в XV-XVI вв. в московской скорописи. Также в этот период здесь бытуют начертания в виде вертикальной линии -
. Подобные варианты зафиксированы в XVII в. и в белорус. скорописи. В укр. скорописи наряду с вариантами, аналогичными современным -
, в XVII в. возникают новые графические типы: в виде греч. строчной буквы «эпсилон» -
, с вытянутым вправо горизонтальным верхним росчерком -
, с длинным нижним хвостом, который плавно загибается вправо вверх, образуя петлю: открытую -
или закрытую -
, при закрытой нижней петле начертание буквы в целом может напоминать восьмерку -
.
Выносная буква С под титлом (слово-титло) в московской и белорусской скорописи изображается в виде маленькой дуги, часто сокращенной до точки, а титло имеет форму дуги, либо выпуклой вверх, либо изогнутой - . В укр. скорописи XVII в. модели слово-титла были весьма разнообразны: титло в виде сильно выгнутой дуги, изогнутой линии, петли и др. может быть расположено не только над точкой -
, но и под ней -
, слева -
или справа -
, и даже обрамлять ее, в результате чего выносная буква приобретает форму О очного -
.
Начертание печатной кириллической буквы до XVIII в. воспроизводило узкий полууставный тип - . Совр. широкий вариант начертания, идентичный лат. С, оформился на основе ренессансного шрифта «антиква» и вошел в обиход в нач. XVIII в., после петровской реформы гражданского алфавита. Совр. рукописные строчная и прописная буквы (
) восходят к начертаниям, распространенным в московской скорописи XVII в.,-
.
Начертание глаголической буквы нек-рые исследователи возводят к трансформированному минускульно-скорописному варианту греческой строчной буквы «сигма» -
(Кульбакин. 2008. С. 68). По др. версии, глаголическая буква восходит к самаритянскому знаку «самех» -
. Как полагал А. М. Селищев, об ориентации создателей глаголицы именно на самаритянский алфавит свидетельствует сходство глаголической буквы
с буквой
(И): самаритянские «самех» и «айн» были расположены в алфавите рядом и имели похожие начертания (Селищев. 1951. С. 47). Прототипом глаголического начертания
могли послужить также знаки: копт. алфавита «джанджа» -
, арм. алфавита «дже» -
.
В древнейших памятниках представлены 2 варианта начертания нижней части глаголической буквы: первичный, в виде треугольника - (во всех почерках Синайской Псалтири, в Клоцевом сборнике, Охридских глаголических листках, «Киевских листках», «Венских листках», в почерке вставных листов Зографского Евангелия (Зогр-б)) и в виде трапеции -
. Трапециевидный вариант имеет несколько разновидностей: с наклонной верхней стороной трапеции -
(в Мариинском Евангелии, Зографском Евангелии), с верхней стороной трапеции, образованной 2 косыми штрихами, в результате чего нижняя часть буквы приобретает вид неправильного пятиугольника -
(почти во всех глаголических почерках). В Синайском Евхологии боковые стороны нижней части могут быть почти параллельны друг другу, так что ее форма приближается к квадрату. Подобная конструкция нижней части с параллельными боковыми сторонами утвердилась в хорват. унциале.
Верхняя часть буквы имеет, как правило, форму неправильного овала - , к-рая в Ассеманиевом Евангелии почти приближается в окружности. В почерках Синайской Псалтири верхняя линия овала касается верхнего угла треугольного основания -
. В Синайском Евхологии начертание буквы напоминает гриб -
.
В пермской азбуке, созданной свт. Стефаном Пермским в посл. четв. XIV в. для обращения в христианство финно-угорских народов, буква С сохраняет начертание кириллической буквы - .
В рус. языке С употребляется в составе нек-рых сокращений: строчная буква с точкой (с.) перед цифрой - страница, перед названием населенного пункта - село, прописная и строчная буквы с точкой (С., с.) - север. Строчная буква без точки (с) является условным обозначением единицы измерения времени (секунда).
Как в кириллице, следующей за греко-визант. цифровой системой, так и в глаголице, в к-рой числа обозначались буквами в порядке их следования в азбуке, С имеет одинаковое числовое значение - 200.
В церковнослав. тайнописи, в системе простой литореи («
тарабарская азбука»
), основанной на взаимозамене согласных букв, одинаково отстоящих от начала и конца алфавита, С передается через Л. В числовой тайнописи, т. н. византийской, основанной на взаимозамене букв, имеющих числовое значение и составляющих в сумме предел порядка, С передается через (числовое значение 800), поскольку 200+800=1000. В тайнописи «Лаодикийского послания» - «литорее в квадратах», смысл соотношения алфавитных рядов которой неясен, С 1-го ряда алфавита соотносится с О 2-го ряда, а С 2-го ряда - с Ф 1-го ряда.