[Исаак Великий; арм. Սաhակ Ա Պարթև] (29.09. 348, Кесария Каппадокийская, ныне Кайсери, Турция - 7.09.439, сел. Блур, обл. Багреванд, Зап. Армения), свт. (пам. арм. во 2-ю субботу после воскресенья Первого (Начального) поста и в 33-й день после Пятидесятницы), католикос Армянской Апостольской Церкви (387/8-428), культурный и политический деятель, переводчик, канонист, гимнограф. Последний католикос из потомков свт. Григория Просветителя, откуда происходит его прозвище Партев (Парфянин); сын католикоса Нерсеса I Великого и дочери Таронского кн. Вардана Мамиконяна, к-рый после ее смерти забрал С. П. из Кесарии Каппадокийской в Армению и занялся его воспитанием. В дальнейшем С. П. получил образование в Кесарии, Александрии и К-поле; в совершенстве владел философией и риторикой, греческим, сирийским и персидским языками. Приблизительно в 22 года С. П. вступил в брак. Его единственная дочь Саакануйш была матерью Вардана Мамиконяна, героя Аварайрского сражения (451). После скоропостижной смерти супруги С. П. подвизался в мон-ре Эчмиадзин в Вагаршапате. По свидетельству Мовсеса Хоренаци, у С. П. было 60 учеников, ходивших босиком и носивших власяницу и железные вериги. Подобно к-польским спудеям, они совмещали стремление к непрестанной молитве, свойственное пустынникам, с активной деятельностью в миру. Избрание С. П. католикосом пришлось на сложный период, когда в 387 г. в результате персидско-рим. переговоров территория Вел. Армении впервые была разделена между Римской империей и сасанидским Ираном. В 388 г. персидский шах Шапур III заключил арм. царя Хосрова III (IV) в тюрьму, а С. П. лишил престола, вернуть который он смог в том же году при поддержке нового царя Врамшапуха.
После создания алфавита (405) в Армении началось образовательно-переводческое движение по инициативе и при активном участии С. П. и Месропа Маштоца. Вместе с учениками они стали организовывать школы и преподавать арм. письменность как в персидской, так и в византийской части Армении. С этой целью Маштоц с письмами С. П. ездил в К-поль к имп. Феодосию II и архиеп. св. Аттику. С. П. фактически возглавил деятельность по переводу христ. лит-ры с греческого и сирийского языков - «сознательную программу трансплантации культуры» (Finck F. N. Die armenische Literatur // Die orientalischen Literaturen. B.; Lpz., 1906. S. 285-286), к-рая была направлена на сохранение культурной, церковной и в конечном итоге политической независимости Армении. С. П. сыграл решающую роль в деле перевода Библии с греч. языка (завершен в сер. 30-х гг. V в.), а также, по словам агиографа Корюна, «собирания церковных книг» (т. е. богослужебных текстов), творений отцов Церкви и мн. толкований Свящ. Писания. По мнению специалистов (Рену Ш. Происхождение и эволюция книги «Чашоц»: Лекционарий // ИФЖ. 1987. № 2. С. 32-33 (на арм. языке); Варданян Р. Армянский календарь, IV-XVIII вв. Ер., 1999. С. 25-44 (на арм. языке)), С. П. в 420-423 гг. перевел с греч. языка и частично отредактировал иерусалимский Лекционарий, и Армянская Церковь взяла за основу литургическую систему Иерусалима как по структуре, так и по содержанию. С. П. считается основателем арм. канонического права (см. ст. «Книга канонов»). Под его именем известны 4 песенные проповеди в Часослове, а также многочисленные гимны. В сб. «Книга посланий» включена переписка С. П. и Месропа Маштоца со свт. Проклом К-польским и прп. Акакием, еп. Мелитинским, в к-рой обсуждаются вопросы, связанные с несторианством.
В 428 г. персид. шах Вахрам V в согласии с арм. князьями решил свергнуть царя Арташеса IV - последнего представителя династии Аршакидов. С. П., выступавший в его защиту, также был свергнут и 5 лет содержался при сасанидском дворе. Католикосом стал Сурмак Маназкертци, затем по назначению персид. шаха его сменили сирийцы Баркишо и Самуил (Шмуэль, Самвел). Когда С. П. возвратился в Армению (432), князья обратились к нему с просьбой вновь занять престол, однако он не согласился. В связи с этим он рассказывал о видении, к-рое было ему в алтаре кафедрального собора Вагаршапата и предсказывало падение, а затем восстановление Аршакидской династии и престола свт. Григория Просветителя. Описание этого видения и его толкование содержатся в «Истории Армении» Лазара Парпеци (V в.) и в многочисленных Гомилиариях. Оставшиеся годы С. П. провел в переводческо-педагогических трудах. Погребен в г. Аштишат (обл. Тарон, Зап. Армения, ныне с. Юджетепе (по-курдски Дерик), иль Муш, Турция).