Здание Двенадцати коллегий. 1722–1742 гг. Архит. Д. А. Трезини. Гравюра. Сер. XVIII в. высшее коллегиальное учреждение по церковным делам, созданное царем Петром I Алексеевичем (с 1721 император) и подчинявшееся в 1721-1917 гг. непосредственно самодержавной власти. В учреждении Синода значительную роль сыграло убеждение царя в том, что «общего блага», процветания и благополучия страны можно достигнуть, используя, во-первых, функциональный принцип управления, предполагающий существование центральных учреждений, специализирующихся на к.-л. одной сфере жизни гос-ва (причем эти сферы не должны были подчиняться друг другу и распространять свои действия на территорию всей страны без всякого изъятия), и, во-вторых, особое внутреннее устройство учреждений, организованных на началах коллегиальности, четкой регламентации обязанностей чиновников, глубокой специализации канцелярского труда. С целью провести намеченные преобразования царь Петр I ввел коллегии (1717-1720), подотчетные Сенату, и реформировал местную администрацию (1719-1721).
Естественным следствием проведенных изменений стало и приспособление церковного управления к гос. механизму. Поскольку каждая коллегия руководствовалась своим уставом, называвшимся «регламент», то и Церковь должна была получить соответствующий документ. «Духовный регламент» писал соратник царя Петра еп. Феофан (Прокопович). Целью его было составить такой документ, в к-ром воля абсолютного монарха в отношении церковного управления нашла бы полное выражение. К февр. 1720 г. документ был готов, прочитан и исправлен самим царем, затем его подписали члены Сената и некоторые представители иерархии, в т. ч. митрополиты Стефан (Яворский) и Сильвестр (Холмский), а также еп. Феофан (Прокопович). Царь дал год на то, чтобы остальные иерархи и настоятели крупных мон-рей тоже выразили бы свое согласие на изменение церковного строя, подписав «Духовный регламент». В результате его подписали 87 духовных лиц: 6 митрополитов, архиепископ, 12 епископов, 48 архимандритов, 15 игуменов и 5 иеромонахов.
25 янв. 1721 г. царь издал манифест об учреждении Духовной коллегии, открытие которой состоялось 14 февр. 1721 г. в С.-Петербурге на Петербургской стороне в доме гр. Я. В. Брюса (затем Синод был переведен в дом казненного за «лихоимство» кн. М. П. Гагарина, располагавшийся тоже на Петербургской стороне). В манифесте 1721 г. подчеркивалось, что «Духовное коллегиум» «под державным монархом есть и от монарха установлено».
Принцип коллегиальности в российских условиях оказался нежизнеспособным. Царь хотел совместить иностранные институты с «русским обычаем», т. е. с самодержавием - неограниченной, не контролируемой никем верховной властью; с отсутствием даже формального сословно-представительного органа, развитого самоуправления и фактом крепостного состояния значительной части населения страны, а также с тенденцией к полному подчинению Церкви самодержцу. В подобных условиях Духовная коллегия, в февр. 1721 г. переименованная в Святейший Синод, оказывалась полностью несамостоятельным органом. Одной из причин появления С. П. С. было стремление верховной власти обезопасить самодержавие от авторитета власти патриаршей. «Ибо простой народ не ведает,- говорилось в «Духовном регламенте»,- како разнствует власть духовная от самодержавной, но, великою высочайшего пастыря честию и славою удивляемый, помышляет, что таковый правитель есть то вторый государь, самодержцу равносильный или и больши его, и что духовный чин есть другое и лучшее государство, и се сам собою народ тако умствовати обыкл... И когда услышится некая между оными (самодержцем и патриархом.- С. Ф.) распря, вси духовному паче, нежели мирскому правителю, аще и слепо и пребезумно согласуют, и за него поборствовати и бунтоватися дерзают, и льстят себя, окаянныя, что они по Самом Бозе поборствуют, и руки своя не оскверняют, но освящают, аще бы и на кровопролитие устремилися» (ПСЗ. Т. 6. С. 317-318).
Т. о., патриаршее управление было заменено синодальным, при совершении богослужений патриаршее имя заменили именем «Святейший Синод». В особой грамоте от 23 сент. 1723 г. К-польский и Антиохийский патриархи по просьбе имп. Петра признали каноническое достоинство Синода. Его называли «соборным правительством». Согласно положению устава духовных консисторий 1841 г., Синод официально назывался Собором, к-рый управляет Российской Церковью.
Духовная коллегия, разумеется, не планировалась имп. Петром как церковный институт - это было политическое образование, задачи к-рого никогда и никак не могли расходиться с задачами светской власти. Чтобы Синод не превращался в узко церковное учреждение, имп. Петр позволил ему именоваться также Правительствующим, т. е. имеющим гос. полномочия от верховной власти (как и Сенат), в аналогичном смысле носивший титул Правительствующего. Примечательно в связи со сказанным, что в первоначальной редакции «Духовного регламента» содержались предложения о необходимости вызова для заседаний не только архиереев и клириков, но «и от мирского чина» «честных и благоразумных особ».
Становясь членами Синода, епископы, архимандриты и священники должны были присягать императору, называвшемуся «крайним судией Духовной сей коллегии». Присяга была окончательно упразднена лишь в февр. 1901 г., самим фактом своего существования свидетельствуя о двусмысленном положении С. П. С. в системе высших гос. органов Российской империи. К тому же Синод задумывался как одна из коллегий, а на коллегии можно было жаловаться Сенату. В манифесте от янв. 1721 г. Духовная коллегия называлась гос. инстанцией, но не сравнивалась с др. высшим гос. органом, никому, кроме самодержца, неподсудным,- с Сенатом. Переименование Духовной коллегии в Синод не привело к юридической фиксации его прав как прав, равных сенатским (хотя указ от 6 сент. 1721 и предписывал совместные заседания Сената и Синода на паритетных началах). Борьба С. П. С. с Сенатом за свое достоинство, имевшая место в XVIII в., была следствием этого, т. к. сенаторы помнили, что первоначально Синод создавался как одна из коллегий, т. е. задумывался как орган общей администрации. Впрочем, равное de jure с Сенатом положение сохранялось у С. П. С. вплоть до 1917 г. (напр., Синод посылал указы губернским учреждениям).
После смерти имп. Петра I и образования Верховного тайного совета С. П. С. был подчинен последнему (меморандум от 16 марта 1726). 14 июля 1726 г. Синод лишили звания «Правительствующий» (равно как и Сенат) - имп. Екатерина I Алексеевна повелела оставить только звание «Святейший». После образования при имп. Анне Иоанновне Кабинета министров (26 окт. 1731) Синод получил предписание ежемесячно представлять туда отчеты о делах управления. Синод впал в еще большую зависимость, чем при Верховном тайном совете: теперь он подчинялся одновременно Кабинету министров, Сенату и Коллегии экономии (к-рая в 1738 перестала принадлежать Синоду и была передана Сенату). Положение Синода изменилось в лучшую сторону после вступления на престол имп. Елизаветы Петровны: учрежденный ею новый правительственный орган - Конференция при высочайшем дворе Ее Величества (1756-1762) не вмешивался в церковные дела. Но часто решение различных церковных вопросов брал на себя Сенат. Тогда же Синод вновь стал «Правительствующим».
В разные годы численность штата С. П. С. менялась. Первоначально, по «Духовному регламенту», он должен был состоять из 12 чел. 25 янв. 1721 г. в Синод назначили: президента (митр. Стефана (Яворского)), 2 вице-президентов (архиепископов Феодосия (Яновского) и Феофана (Прокоповича)), 4 советников (из архимандритов) и 4 асессоров (из протопопов). В последующие годы состав С. П. С. неоднократно подвергался изменениям: в 1722 г. к его членам прибавили по советнику и асессору, в 1724 г., после смерти митр. Стефана († 1722), звание президента упразднили, оставив 2 вице-президентов с 6 советниками и 3 асессорами; в 1726 г. было уже 8 советников, 2 асессора и вызванные «на чреду служения» архимандриты. В 1727 г. на смену прежним наименованиям (вице-президент, советник, асессор) пришло общее для всех «член Синода». Архиереи занимали места в Синоде в соответствии со старшинством своих епархий. В 1730 г., при имп. Анне Иоанновне, в Синод снова были назначены архимандриты и протопопы (4 архиерея, 3 архимандрита и 2 протопопа), но т. к. в течение ряда лет состав его членов не пополнялся, то к 1738 г. там заседал только один епископ (часто решения принимались 2 синодальными архимандритами и протопопом). К нач. 1741 г. в составе Синода было 3 архиерея и 3 архимандрита.
В 1763 г., при имп. Екатерине II, Синод был ограничен 6 членами (3 епископа, 2 архимандрита и протопоп). Об отношении верховной власти к С. П. С. и специфическом понимании императрицей его функций можно судить по сведениям о том, что имп. Екатерина II вскоре после вступления на престол намеревалась назначить членом Синода своего буд. фаворита Г. А. Потёмкина. Потёмкин получил задание «место свое иметь за обер-прокурорским столом» и был предназначен в будущем «к действительному по сему месту упражнению». Это место за обер-прокурорским столом он занимал в течение 6 лет (с 19 авг. 1763 по 25 сент. 1769). Из начинания ничего, впрочем, не вышло - светские лица в Синод не попали.
Зал заседаний Святейшего Правительствующего Синода. Фотография. 1911 г. Фото: К. БуллаС нач. XIX в. перестали назначать в С. П. С. архимандритов. Тогда же, по именному указу от 12 июня 1805 г., к заседаниям Синода стали привлекать епархиальных архиереев - поочередно и на срок от года до 3 лет. По штату, составленному на 9 июля 1819 г., в Синоде было положено иметь 7 чел. Столичный архиерей назывался первенствующим членом Синода. Звание члена Синода считалось пожизненным. После 1819 г. постоянными членами С. П. С. в связи с занимаемой кафедрой стали митрополиты Московский и Киевский. Остальные иерархи и иереи, принимавшие участие в работе Синода, именовались присутствующими. В 1835 г. имп. Николай I Павлович назначил к присутствию в С. П. С. своего сына - наследника престола вел. кн. Александра Николаевича. Назначение мирянина вызвало негативную реакцию со стороны епископата, и прежде всего митр. Московского свт. Филарета (Дроздова). Это заставило вел. князя воздержаться от участия в заседаниях Синода, но сам факт подобного назначения показателен.
В целом со времени имп. Николая I светские власти внимательно следили за тем, чтобы состав С. П. С. менялся чаще, а со 2-й пол. XIX в. стало традицией назначать членов Синода к участию в заседаниях на 2, редко на 3, года. После 1885 г. и вплоть до правления имп. мч. Николая II Александровича в состав присутствующих в Синоде перестали входить и представители белого духовенства (протопопы/протоиереи). При имп. Николае II представители белого духовенства в качестве исключения допускались в С. П. С. (в нем в разное время присутствовали протопресвитеры военного и морского духовенства, протопресвитеры придворного духовенства, в 1908 к присутствию был назначен прав. Иоанн Кронштадтский (Сергиев), который, однако, по болезни ни в одном заседании Синода не участвовал).
К нач. XX в. стало нормой номинальное руководство С. П. С. столичным митрополитом - первоприсутствующим членом (за всю синодальную историю было только 2 исключения из этого правила: с кон. 1898 по 1900 первоприсутствующим являлся митр. Киевский свт. Иоанникий (Руднев), а с кон. 1915 по март 1917 - Киевский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский)). С.-Петербургский митрополит назначался (как и любой епископ Православной Российской Церкви) «по указу Его Императорского Величества». По словам протопр. Г. И. Шавельского, заседавшего в Синоде в 1915-1917 гг., в столицу «всегда назначались люди покладистые, спокойные, часто безынициативные, иногда беспринципные» (Шавельский Г. И., протопр. Восп. последнего протопресвитера рус. армии и флота. М., 19962. Т. 2. С. 136).
Первенствующий член С. П. С. председательствовал на заседаниях Синода, руководил прениями, мог в нек-рых случаях влиять на их исход, ставить новые вопросы (последнего права не были лишены и остальные члены Синода). Все же в течение XIX в. влияние столичных митрополитов на ход церковных дел было ограничено политическими рамками: регулярно сноситься с носителем верховной власти на законных основаниях он не мог. Лишь в февр. 1916 г. имп. Николай II издал повеление, предоставившее первенствующему члену Синода право лично делать царю доклады по важнейшим вопросам. Но в силу инерции этим правом митр. Владимир (Богоявленский), в то время являвшийся первенствующим членом Синода, не воспользовался.
С 1721 и вплоть до 1917 г. заседания С. П. С. проводились 3 раза в неделю: в понедельник, среду и пятницу. На время заседаний в Синоде архиереи не освобождались от управления своими епархиями, а в эпоху обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева стало практиковаться назначение в С. П. С. заштатных архиереев. Для заседаний Синод собирался на летнюю (с 1 июня) и зимнюю (с 1 нояб.) сессии. Обычно первостепенные проблемы решались зимой, второстепенные - летом. Из постоянных членов Синода бессменно заседал митрополит С.-Петербургский, митрополитов Московского и Киевского обычно вызывали на зимние сессии. Часто именно от голосов этих 3 митрополитов зависело решение того или иного дела, рассматривавшегося в С. П. С., ибо они в отличие от остальных синодалов участвовали в работе Синода бессменно.
Со времени своего учреждения С. П. С. получил в правосл. Церкви власть законодательную, административную и судебную. Он имел полномочия в случае необходимости дополнять свое законодательство по делам веры и Церкви новыми правилами (это практиковалось до 1917). При необходимости эти правила представлялись на утверждение императору. Согласно «Духовному регламенту», Синод определял порядок церковной жизни, наблюдал за его сохранением, избирал кандидатов на епископские кафедры, утверждал и увольнял настоятелей и настоятельниц мон-рей, членов и секретарей духовных консисторий, разрешал вопрос о снятии священного сана и монашеского чина, награждал (в т. ч. саном протоиерея, архимандрита и игумена), разрешал открытие новых мон-рей, общин, приходов и домовых церквей. Синоду принадлежал и высший надзор за духовно-учебными заведениями и приходскими школами. Он следил за чистотой веры, заботясь об искоренении суеверий, ересей и раскола (старообрядчества), цензурировал церковные книги, устанавливал новые религ. праздники, освидетельствовал мощи святых и чудотворные иконы. Церковные капиталы и недвижимое церковное имущество также находились в ведении Синода (что, впрочем, не помешало светским властям в эпоху имп. Екатерины II произвести секуляризацию церковных земель).
Ведению С. П. С. подлежали и консистории - учреждения, ведавшие судопроизводством и управлением в пределах епархии. В 1744 г. всем офиц. учреждениям, находившимся при епископах, было указано именоваться духовными консисториями. Последний устав консисторий был принят в 1883 г. и действовал до 1917 г. Консистория принимала указы от С. П. С.; кроме Синода и епархиального архиерея никто не мог непосредственно вникать в ее дела, отменять ее решения и распоряжения, относящиеся к сфере деятельности духовного ведомства. Для производства дел при консисториях существовала канцелярия, начальником к-рой был секретарь, причем его назначение и увольнение зависело от Синода, но по рекомендации светского ментора Церкви - синодального обер-прокурора. Секретарь находился в подчинении у обер-прокурора, предписания которого были для него обязательны. В нач. XX в. предполагалось переименовать консистории в епархиальные правления, но революционные события 1917 г. помешали этому изменению.
Церковь Святых отцов семи Вселенских соборов при Святейшем Правительствующем Синоде. Фотография. 1911 г. Фото: К. БуллаКак высшее судебное учреждение правосл. Церкви Синод имел право судить епископов, членов Синода и сотрудников синодальных контор (даже в уголовных преступлениях, если они были подотчетны церковному суду). Он был второй и решающей инстанцией по всем судебным делам, приходившим из епархиальных судов. С. П. С. до 1917 г. рассматривал и дела о расторжении браков (обычно поводом к этому были либо установленная измена одного из супругов, либо природная неспособность супруга/супруги к брачной жизни). В Синоде разбирались следующие дела: подозрение в незаконности брака; расторжение брака с определением виновной стороны; богохульство, ересь, раскол, колдовство; проверка степени родства перед заключением брака; насильственные браки несовершеннолетних по настоянию родителей; насильственные браки крепостных по требованию помещиков; насильственный постриг в монахи; невыполнение христ. обязанностей; нарушение церковного благочиния и приличий; отпадение от правосл. веры и возвращение к Православию. Со временем юрисдикция С. П. С. была сужена: синодалы могли наказывать лишь за богохульство и нарушение супружеской верности. При имп. Анне Иоанновне, имп. Елизавете и имп. Екатерине II имели место случаи вмешательства светской власти в церковную юрисдикцию. Со временем, особенно со 2-й пол. XIX в., вопрос о судебной реформе в РПЦ стал одним из наиболее актуальных, но до 1917 г. так и не был разрешен.
Для осуществления контроля над Синодом имп. Петр I 11 мая 1722 г. издал указ об учреждении должности обер-прокурора, распорядившись избрать на нее «из офицеров доброго человека». Должность обер-прокурора просуществовала до 1917 г., была ликвидирована постановлением Временного правительства 5 авг. 1917 г. (см.: Обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода).
24 окт. 1817 г. манифестом имп. Александра I Павловича было объявлено о создании Министерства духовных дел и народного просвещения во главе с кн. А. Н. Голицыным. В результате церковное управление, осуществлявшееся Синодом, оказалось подчинено светскому ведомству. «Греко-российское исповедание» находилось в ведении 1-го отд-ния 1-го департамента Министерства духовных дел и народного просвещения и именовалось ведомством правосл. исповедания. Т. о. название, возникшее в 1817 г., стало официальным для Православной Российской Церкви на ближайшие 100 лет. Директору департамента подчинялся и обер-прокурор Синода, к-рым в 1817 г. стал кн. П. С. Мещерский. Он руководил секретарями консисторий в епархиях, прокурорами контор Синода в Москве и в Грузии, начальником Комиссии духовных училищ. Двойное министерство просуществовало до 1824 г. и, резко критикуемое большинством рус. архиереев, недовольных умалением прав «первенствующей и господствующей в России Церкви», было упразднено. Статус Синода вновь укрепился.
В 1-й трети XIX в. заседания С. П. С. проходили в здании 12 коллегий на Васильевском о-ве в С.-Петербурге, куда церковное управление переехало в 1743 г. В 1835 г., последним из высших гос. учреждений, Синод переехал из здания 12 коллегий в специально построенное для него здание на Петровской (Сенатской) пл. столицы. 27 мая 1835 г. свт. Филарет (Дроздов) освятил синодальную ц. в честь Семи Вселенских Соборов. С этого времени вплоть до авг. 1917 г. в здании на Петровской пл. проходили все синодальные заседания. В зале заседаний, расположенном на 2-м этаже, на председательском месте стоял трон императора. В этом же зале хранились «подлинные Высочайшие повеления» и в ковчеге - «Духовный регламент» имп. Петра I.
С 30-х гг. XIX в. неуклонно усиливались властные полномочия и авторитет обер-прокурора Синода: они росли по мере уравнивания прав обер-прокурора с правами министров и главноуправляющих отдельными ведомствами. Особенно укрепились власть и влияние обер-прокуроров в эпоху имп. Николая I, при гр. Н. А. Протасове (Пратасове), являвшемся единоличным руководителем церковного управления. 1 авг. 1836 г., при Протасове, появилась особая канцелярия обер-прокурора, к-рой предоставлялось право решать все дела, касавшиеся церковного управления. Канцелярия обер-прокурора начала оттеснять на задний план канцелярию синодальную: именно в канцелярии обер-прокурора составлялись проекты решений и подготавливались документы для заседаний Синода. 14 нояб. 1836 г. был создан хозяйственный комитет, подчинявшийся обер-прокурору и состоявший из гос. чиновников (1 марта 1839 комитет преобразовали в хозяйственное управление при С. П. С. с подчинением канцелярии обер-прокурора). Хозяйственный комитет распоряжался всеми суммами и имуществами, к-рыми ведал Синод, а также суммами, отпускавшимися гос. казначейством на духовное ведомство. Кроме того, с 1833 г. существовал орган контроля за доходами и расходами, к-рый с 1867 г. стал называться Контролем при С. П. С. (ранее его дела решались в Хозяйственном управлении). Он заведовал ревизией книг и отчетов по оборотам денежных и материальных средств Синода.
Комиссия духовных уч-щ, просуществовавшая с 1808 по 1839 г., 1 марта 1839 г. была преобразована в духовно-учебное управление, к-рое находилось под контролем обер-прокурора. С 1867 г. функции этого учреждения взял на себя Учебный комитет при С. П. С., возглавлявшийся духовным лицом. В 1884 г. при Синоде был образован духовно-училищный совет под председательством архиерея. Его задачей было высшее руководство церковно-приходскими школами России. В духовно-училищный совет входила издательская комиссия (позднее переименованная в Издательский совет), ведавшая выпуском учебников и журналов для духовных школ; в 1908 г. было выпущено книг на сумму 900 тыс. р. Со времени правления имп. Павла I Петровича при Синоде для рассмотрения книг и картин религиозно-нравственного содержания, предназначавшихся к публикации, действовал духовно-цензурный комитет.
Кроме того, при С. П. С. с самого момента его основания организовывали комиссии по особым случаям, которые после выполнения своих задач ликвидировали. В 1865 г., в эпоху Великих реформ имп. Александра II Николаевича, была основана комиссия по описанию архива Святейшего Синода. С 1896 г. к работе в ней стали привлекать квалифицированные научные кадры, что благотворным образом сказалось на темпах и качестве работы.
К нач. XX в. Синоду подчинялись неск. учреждений: канцелярия, синодальные конторы (Московская и Грузино-Имеретинская), хозяйственное управление, Контроль, Учебный комитет, духовно-училищный совет, Московская типографская контора и канцелярия синодального обер-прокурора. Адм. аппарат РПЦ был сильно централизован, а в руках обер-прокурора оказались все его нити.
Канцелярия С. П. С. возникла в 1721 г. для производства дел и письмоводительства и была организована по образцу канцелярии Сената. В 1722 г. при ней была учреждена должность агента для контактов со светскими правительственными учреждениями (с целью убыстрения процесса прохождения решений, касавшихся Синода), в дальнейшем эту должность упразднили. К нач. XX в. канцелярия имела 6 отд-ний. Однако самостоятельной роли со времени гр. Протасова она не играла, будучи полностью подчинена обер-прокурору.
Московская синодальная контора выросла из канцелярии Московского синодального правления, возникшей при жизни имп. Петра I (1723). Чиновники московской канцелярии наблюдали за работой учреждений духовного ведомства, располагавшихся в Москве: монастырских, инквизиторских, дворцовых и казенных приказов, конторы раскольнических дел и духовной дикастерией. В названные учреждения канцелярия Московского правления имела полномочия посылать указы. Канцелярия состояла в непосредственном подчинении Синоду, наиболее важные дела она отсылала на рассмотрение Синода. С учреждением самостоятельных архиерейских кафедр в Москве и С.-Петербурге (1742) их епархиальные дела, ранее подлежавшие ведению С. П. С., отошли местным епископам - круг дел канцелярии Московского синодального правления сузился и она стала называться Московской Святейшего Правительствующего Синода конторой. Вплоть до 1917 г. в ее ведении оставались: Московский синодальный дом с синодальной ризницей и ц. 12 Апостолов, московские соборы (кроме Успенского) и ставропигиальные мон-ри. Конторе принадлежало право освящать миро и рассылать его по епархиям. Председательствовал в ней митрополит Московский.
Синодальная Грузино-Имеретинская контора была учреждена в 1814 г. и открыта в 1815 г. в Тифлисе, после того как Грузинская Церковь потеряла свою независимость и стала Экзархатом Православной Российской Церкви. Контора, устроенная по образцу Московской, руководила Экзархатом вплоть до 1917 г. Председателем ее являлся экзарх Грузии. Контора избирала кандидатов на епископские кафедры Экзархата (Карталинскую и Кахетинскую, Имеретинскую, Гурийско-Мингрельскую и Сухумскую) и представляла их Синоду; имела высшее наблюдение за епархиями (не вмешиваясь в их внутреннее управление), заведовала доходами и расходами церковных имений Экзархата; окончательно решала дела о расторжении браков и лишении сана местных священнослужителей; наблюдала за находившимся на Кавказе греч. духовенством.
После революции 1905-1907 гг. ситуация в РПЦ несколько изменилась - новое издание Основных гос. законов свидетельствовало об участии в законотворческом процессе и реформированного Государственного совета, и созданной впервые Государственной Думы. При обсуждении бюджетных вопросов Дума имела возможность высказывать свое отношение (часто весьма критическое) к Синоду и требовать у представителей обер-прокурора отчетов. По мнению церковных правоведов, после 1906 г. в законодательных делах С. П. С. оставался, как и ранее, несамостоятельным, продолжая зависеть не только от императора, но и от законодательных учреждений (согласно ст. 65 Основных законов, в церковном управлении самодержавная власть действовала, как и ранее, посредством С. П. С.). Что же касается новых законов, то они могли приобрести силу только после одобрения их Государственными советом и Думой (ст. 86). «Очень важно, что законодательной и даже законосовещательной власти на основании ст. 86 не может иметь никакое Предсоборное Присутствие, Предсоборное Совещание и даже самый Поместный Всероссийский Собор»,- делал вывод профессор церковного права П. В. Верховский, т. о. зафиксировавший, что все инициативы по реформированию, как и прежде, могли исходить только извне, от самодержца как верховного ктитора Церкви.
Здание Синода на Сенатской пл. С.-Петербурга. 1830–1834 гг. Архитекторы К. Росси, А. Е. Штауберт. Фотография. Нач. XX в.Ранее, в 1905 г., когда члены С. П. С. попытались начать разговор о проведении реформы высшего церковного управления и созыве Поместного Собора, Победоносцев сумел убедить имп. Николая II в опасности изменения церковно-гос. отношений и не допустил созыва Собора. «Петр,- указывал обер-прокурор,- приступив к преобразованию всего государственного строя, видел, что так дальше идти не может дело при новых порядках, и учреждением Синода закрепил и упрочил связь Церкви с государством». Основы этого учреждения, полагал Победоносцев, необходимо было охранять для блага России. «Иначе при нынешнем потрясении умов - опять смута, гибельная для Церкви и для государства» (Победоносцев К. П. Гос-во и Церковь. М., 2011. Т. 1. С. 415). Разрушение синодальной системы и проведение радикальных преобразований в церковном управлении, по мнению Победоносцева, грозили самыми негативными последствиями для империи и могли привести даже к отделению Церкви от гос-ва. Победоносцев исходил из убеждения, что рус. самодержавие - религиозное, а не политическое установление. Поэтому он считал чрезвычайно важным для церковно-гос. отношений охрану и защиту Церкви «от враждебных на нее поползновений» и предпочитал игнорировать вопрос о каноничности проведенных имп. Петром «синодальных» преобразований.
С. П. С. без особых изменений продолжал свою работу вплоть до падения самодержавия в 1917 г., хотя отдельные его члены в последние предреволюционные годы оказывались втянутыми в политические скандалы, в эпицентре которых находился Г. Е. Распутин. Не одобрявшие Распутина архиереи - члены Синода (напр., митр. сщмч. Владимир (Богоявленский), еп. Ермоген (Долганёв)) пострадали в результате происков приспешников «старца»: митр. Владимира переместили с Петроградской кафедры в Киев, епископа Саратовского Ермогена еще раньше исключили из числа синодальных членов, в дальнейшем его отправили на покой и лишили кафедры. Перед Февральской революцией столичным митрополитом был сторонник Распутина митр. Питирим (Окнов), обер-прокурором Синода - ставленник «распутинцев» Н. П. Раев.
Временное правительство ввело в свой состав нового обер-прокурора - В. Н. Львова, который 14 апр. 1917 г. добился указа о роспуске прежнего состава Синода (за исключением архиеп. Сергия (Страгородского)) и о вызове для участия в заседаниях новых членов Синода. Члены «революционного» Синода 29 апр. 1917 г. заявили, что их главная задача - содействие созыву Всероссийского Поместного Собора. В кон. июля 1917 г. ввиду предстоявшего в Москве 15 авг. открытия Поместного Собора Синод постановил перенести свою работу в первопрестольную столицу. 2 авг. 1917 г. деятельность С. П. С. в Петрограде была завершена и его члены выехали из здания Сената и Синода. 5 авг. 1917 г. постановлением Временного правительства было учреждено Министерство исповеданий, в ведение к-рого перешли дела обер-прокуратуры и департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД. До преобразования высшего церковного управления Поместным Собором министр исповеданий получал права и обязанности обер-прокурора и министра внутренних дел (по принадлежности).
В нояб. 1917 г. на Поместном Соборе был избран патриарх Московский и всея России, им стал митр. Московский и Коломенский свт. Тихон (Беллавин). 17 нояб. 1917 г. Поместный Собор постановил, что со дня возведения на Патриаршую кафедру во всех храмах Православной Российской Церкви необходимо совершать поминовение Его Святейшества вместо Синода. Старый Синод прекратил свое существование. 20 янв. (2 февр.) 1918 г. Синод был упразднен и декретом советской власти.