принятое в слав. традиции наименование св. архиереев как одного из ликов (чинов) святости. На греческом и латинском языках строгого соответствия термину нет, к данной категории святых может прилагаться либо общее определение (греч. ἅγιοι; лат. sancti), либо более узкие (ἱεράρχαι; pontifices). В средние века на Руси термин имел значения: 1) архиерей; 2) архиерей, причисленный к лику святых; 3) священник; 4) ветхозаветный священнослужитель или первосвященник (Словарь русского языка XI-XVII вв. М., 2000. Вып. 23. С. 207-208).
На протяжении I тыс. по Р. Х. культ С. имел преимущественно локальный характер, причем чтилась память каждого архиерея со времени основания епископской кафедры, за исключением впавших в ересь (подробнее см.: Ткачев Е. В. Канонизация // ПЭ. 2012. Т. 30. С. 276-277). Постепенно почитание некоторых С. становилось общецерковным, иногда спустя неск. веков после кончины подвижника, даже если он был широко известен, являлся отцом и учителем Церкви, напр. свт. Афанасий I Великий, еп. Александрийский, свт. Иоанн Златоуст, еп. К-польский, и др. Соответственно все больше внимания уделялось личным заслугам архиерея, его беспорочной жизни и праведной кончине.
Подвиг С. в первую очередь связан с трудами на ниве пастырского служения, поскольку именно окормление, учительство и духовное наставление церковной общины, вмещающее всю полноту апостольской власти и апостольского преемства, изначально являлись главными обязанностями архиерея. Наряду с этим многие С. были выдающимися богословами, церковными писателями, успешными миссионерами. Часто С. несли также подвиг преподобных (начиная c V в. епископы предпочтительно избираются только из числа не состоявших в браке и не имеющих детей, с VI в. рекомендовано избирать епископов из числа монашествующих; см. ст. Епископ), становились архиереями после многолетнего аскетического подвижничества (свт. Василий Великий, еп. Кесарии Каппадокийской, свт. Григорий Богослов, архиеп. К-польский, и др.); некоторые, оставив кафедру, возвращались к монашескому служению (св. Деодат, еп. г. Невирн, свт. Феофан Затворник (Говоров) и др.); иногда отошедший от архипастырских дел епископ почитается в лике преподобных, как, напр., прп. Феодор Сикеот, который неск. лет был епископом Анастасиопольским. С. могли принять мученическую кончину, напр. сщмч. Поликарп Смирнский, сщмч. Киприан, еп. Карфагенский, и мн. др., и в таком случае именуются священномучениками; могли стать исповедниками, напр. Феофилакт, еп. Никомидийский,- тогда они иногда именуются священноисповедниками.
Агиографическая литература, посвященная С., начинает формироваться в IV в. В ней нередко подчеркивается, с одной стороны, предызбранность С. для епископского служения, с другой - неохотное принятие архиерейского рукоположения, что является выражением исключительного смирения и осознания себя недостойным высшей степени священства. С. часто описываются как ревностные защитники догматов правосл. Церкви и борцы с ересями, поборники просвещения, милосердные пастыри, заступники невиновных, строгие аскеты, чудотворцы.
В честь С. на проскомидии вынимается 4-я часть из девятичинной просфоры. В качестве отдельных литургических поминовений совершаются Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 янв.), Собор Московских святителей (5 окт.) и Собор Сербских святителей (30 авг.).