Святогорский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2014 г. (Великолукской и Невельской епархии Псковской митрополии), находится в пос. Пушкинские Горы (до 1925 слобода Тоболенец Пушкиногорского р-на Псковской обл.).
С. У. м. был основан во 2-й пол. XVI в. на Синичьей горе в 4 верстах от г. Вороноча (ныне дер. Воронич Пушкиногорского р-на) - псковского пригорода. До появления мон-ря Синичья гора представляла собой «городище», т. е. заброшенное укрепленное поселение. «Упоминание Синичьих гор как городища… означает, что здесь когда-то стоял укрепленный городок, основанный задолго до построения монастыря. По ряду признаков, присущих крепостям доогнестрельного периода, на Синичьих горах стоял городок уже в XIII - первой половине XIV века» (Васильев М. Е. 1984. С. 6). Об обстоятельствах, предшествовавших возникновению на Синичьей горе обители, сказано в 3-й псковской летописи под 1566 г.: «Того же лета явися в Вороначщине, на Синичьих горах, на городище проща именем Пречистые Богородицы, и многое множество прощение человеком всяким недугом начася» (Псковские летописи. 1955. Вып. 2. С. 248).
Основанию С. У. м. посвящена «Повесть о явлении чудотворных икон Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии во области града Пскова, на Синичьи горе, иже ныне зовома Святая гора», составленная, по мнению ее 1-го публикатора Н. И. Серебрянского, насельниками мон-ря во 2-й пол. XVII в. на основе текста нач. XVII в. Известны 25 списков «Повести...» XVI-XIX вв.
В «Повести...» рассказывается о том, как жителю Вороноча отроку блж. Тимофею, который пас скот у р. Лугвицы (ныне Луговка), явилась икона Божией Матери «Умиление» (обнаружившаяся после этого в Георгиевской ц. в Вороноче) и велела идти на Синичью гору, где ему явилась на сосне др. небольшая икона - «Одигитрия», от к-рой начали происходить различные чудеса, в основном исцеления больных. Власти Вороноча доложили об этом псковскому воеводе, наместнику (1569-1571) кн. Ю. И. Токмакову-Звенигородскому. Последний, «слышав таковая преславная чюдеса, и дозреша, и возвести писанием» царю Иоанну IV Васильевичу Грозному, к-рый, «слышав таковая преславня чюдеса, повеле известно испытати. Бывшю же изысканию и исцелевших дозираху, истина ли сие будет. В то же время на горе устроиша часовню на прихождение православных христиан ради моления» (Святогорская повесть. 2000. С. 8). Т. о., согласно «Повести...», часовня на Синичьей горе, куда поместили явленную икону «Одигитрия», появилась не ранее 1569 г.
По сообщению «Повести...», ночью на праздник Покрова Пресв. Богородицы «часовня загореся», однако, когда огонь угас, люди «обретоша бо тогда чюдотворную икону Пречистыя Богородицы «Умиление» с Превечным Младенцем невредиму от огня, стоящу к единой части на восток у древа, рекомыя сосны». Утром, когда «начаша погорелое место росчищати», то «другую чудотворную икону Пресвятыя Богородицы «Одигитрия», иже Тимофей обрел исперва на горе, обретоша в пепелу, ничем не повреждену». Об этом было доложено царю, он же, «услышав сие, прослави Бога и Пречистую Богородицу, повеле на той горе устроити церковь камену во имя Пресвятыя Богородицы честного и славного Ея Успения и повеле быти обители; а идеже обретеся чудотворная икона «Одигитрия», на том месте устроиша олтарь на Божие славословие, а другую чюдотворную икону Пречистыя Богородицы «Умиление» повеле царь государь в той церкви поставити» (Там же. С. 11).
Успенский собор. Ок. 1569 г. Фотография. 2019 г. Фото: А. В. СлезкинТочная дата основания С. У. м. неизвестна «вследствие противоречивости указаний Повести и летописи о времени явления икон» (Серебрянский. 1908. С. 354). Митр. Евгений (Болховитинов) и С. Ф. Платонов относили основание мон-ря к 1569 г., Серебрянский, В. В. Зверинский, В. И. Охотникова - к 1566 г. Главный аргумент сторонников даты 1569 г.- то, что в этом году кн. Токмаков-Звенигородский был наместником в Пскове. Однако, согласно «Повести...», при Токмакове-Звенигородском на Синичьей горе была поставлена лишь часовня, об устроении мон-ря при Токмакове-Звенигородском в «Повести...» ничего не сказано. Поэтому утверждения об основании обители в 1569 г. неточны.
Вскоре после повеления царя об основании С. У. м. на вершине Синичьей горы был возведен каменный собор в честь Успения Пресв. Богородицы, 4-столпный, 3-апсидный, одноглавый, с 8-скатным покрытием, с притвором с зап. стороны. Над зап. стеной храма находилась традиционная для псковского зодчества 2-пролетная звонница. Храм возвели из известняка, барабан главы и алтарные апсиды украсил традиц. псковский орнамент из 2 рядов поребрика и ряда бегунка. Исследователи отмечают архаичный для своего времени облик собора: без керамической храмозданной надписи, декор барабана традиционный. Средняя абсида не имеет валиковых разводов, псковский декор фасадов грузный (Седов. 1996. С. 232-233), лишена аркатуры (Морозкина. 1975. С. 126). Точная дата сооружения собора неизвестна. Большинство авторов указывают, что он возведен в 1569 г. По мнению В. В. Седова, храм построен «после 1566 г., скорее всего - в 1570-е гг.» (Седов. 1996. С. 232). И. Т. Будылин и О. В. Омелина считают, что собор «заложен в 1563 г., окончен в 1569 г.» (Пушкинская энциклопедия «Михайловское». М., 2003. Т. 1. С. 317). Мон-рь на Синичьей горе стал самым молодым из 8 обителей, во 2-й пол. XVI в. кольцом окружавших г. Вороноч. Возведение Успенского собора выделило его среди др. мон-рей Вороночского у., ни в одном из к-рых не было каменных храмов.
С. У. м. возник во время Ливонской войны, в ходе к-рой, в 1581 г., польск. кор. Стефан Баторий овладел юж. частью Псковской земли. В нач. авг. 1581 г. его армия заняла Вороноч, оставленный рус. войсками без боя. Баторий неск. дней простоял в Вороноче и в сер. авг. двинулся на Остров и Псков. Источники ничего не говорят о судьбе мон-ря в 1581 г. Ф. А. Васильев-Ушкуйник писал в 1924 г. о «местной легенде», согласно к-рой «Стефан Баторий не заметил монастыря и ушел в другую сторону» (Васильев-Ушкуйник. 1924. С. 17). Др. исследователи считали, что «захватчики не могли не знать о существовании нового форпоста Воронича - Святогорского монастыря-крепости», но даже не пытались взять его штурмом. «Вероятно, поляки учли, что ввиду малочисленности своего гарнизона (всего лишь несколько десятков монахов) монастырь не мог создать угрозы их тылу; в то же время штурм хорошо укрепленного монастыря означал бы задержку продвижения к Вороничу, Острову и далее к Пскову» (Васильев М. Е. 1974. С. 10-11). По преданию, «после разгрома Воронича Баторием Святогорский монастырь скрыл за своими стенами уцелевших защитников города» (Бозырев. 1979. С. 214).
Первый известный настоятель С. У. м., игум. Иосиф, упоминается в писцовой книге по Пскову и пригородам 1585-1587 гг. В кон. XVI в. мон-рем управлял игум. Зосима (Завалишин). В 1598 г. он был участником земского собора, избравшего новым государем Бориса Феодоровича Годунова. В нач. XVII в., в Смутное время, мон-рь, вероятно, пострадал от грабежа захватчиков. Летописи сообщают о набегах на Вороноч А. Ю. Лисовского, полководца Лжедмитрия II. В 1611 г. Лисовский «под Изборском был и дрался со псковскими ратными, и под Островом, и под Опочкой, и стал на Вороноче и воевал Псковщину, а литвы и немец 2000 с ним». Во время Смоленской войны с Речью Посполитой захватчики вновь вторглись в Вороночский у., в янв. 1634 г. «Вороночь выжгли и высекли» (Псковские летописи. 1955. Вып. 2. С. 267, 283). В это время, несомненно, пострадала и обитель на Синичьей горе.
Мон-рь не сразу приобрел название «Святогорский». В писцовой книге 1585-1587 гг. он упоминается как «Успенья Пречистые Богородицы, что на Синичьих горах» (Сб. МАМЮ. 1913. Т. 5. С. 351). В «Книге Большому чертежу» (1627) упоминаются «Синичьи горы» вблизи «от города Воронеча» (Книга Большому чертежу. М.; Л., 1950. С. 154), но из текста неясно, «Синичьи горы» - это мон-рь, селение или урочище. После устроения обители Синичья гора стала именоваться Святой горой и в 1-й пол. XVII в. за мон-рем постепенно утверждаются названия «Святые горы», «Святогорский». По-видимому, древнейшее упоминание такого наименования содержится в записи в отпечатанном в Москве в 1652 г. «Служебнике», который в 50-х гг. XVII в. «продал... Спаса Долбина монастыря строитель Досифей во Святые горы игумену Ерасиму» (Гейченко С. С. Древняя книга // Пушкинский край. 1987. 6 июня).
Вид на Святогорский Успенский мона-стырь. Литография П. А. Александрова по рис. И. С. Иванова. 1837 г.Близ С. У. м. существовала небольшая слобода Тоболенец (Тоболенская слобода) Опочецкого у. Традиционно считается, что она возникла в кон. XVI в., после основания обители. Однако поселение возле Синичьей горы имелось, по-видимому, до основания мон-ря. В 70-х гг. XX в. во время проведения земляных работ у районного Дома культуры в Пушкинских Горах на территории бывш. слободы были найдены обломки глиняной посуды XIII-XIV вв. Считается, что слобода получила свое название по находящемуся здесь оз. Тоболенец, однако нередко происходило и наоборот, т. е. озера называли по населенным пунктам, стоявшим на их берегах.
Важнейшим праздником С. У. м. до нач. XX в. была 9-я пятница по Пасхе. Согласно «Повести...», «в пяток по неделе Всех святых» на Синичьей горе произошло явление блж. Тимофею иконы Божией Матери «Умиление». К 9-й пятнице были приурочены самая крупная монастырская ярмарка и большой крестный ход из обители до Пскова. По-видимому, традиция празднования возникла в кон. XVI в., вскоре после основания мон-ря. Девятая пятница являлась годовым праздником слободы Тоболенец. Вплоть до XX в. в просторечии этот праздник в Святых горах именовался «Девятник».
В нач. XVIII в. к С. У. м. были приписаны неск. мон-рей, в т. ч. муж. Никольский в Опочке и муж. Никольский в Вороноче. В 1764 г. в обители проживали 9 чел. братии (игумен, 5 иеромонахов, иеродиакон, монах и белый, женатый священник). После 1764 г. С. У. м., обители 3-го класса, по штату было положено 12 чел., после причисления в 1899 г. ко 2-му классу - 17 чел. В 1898 г. в С. У. м. проживали 37 насельников: 12 монахов и 25 послушников, в 1913 г.- 40 насельников (настоятель, 7 иеромонахов, 3 иеродиакона, 5 монахов, 3 штатных послушника и ок. 20 сверхштатных послушников).
Во время Отечественной войны 1812 г. братия С. У. м. пожертвовала на военные нужды «разных привесов, золотых и серебряных вещей». В сент. 1812 г.- в один из самых трагических моментов войны, когда франц. войска находились в Москве и в Полоцке,- братия с иконами участвовала в крестном ходе жителей Опочецкого у. в Полоцкую губ., где был совершен молебен о спасении России.
В нач. XIX в. мон-рь неоднократно посещал архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский Евгений (Болховитинов). В 1821 г. он издал краткое «Описание Святогорского Успенского монастыря» - 1-е исследование истории обители. Указом Синода от 19 марта 1899 г. мон-рь был причислен ко 2-му классу. В том же году был опубликован большой труд по истории обители - «Описание Святогорского Успенского монастыря Псковской епархии» (1899), составленный настоятелем мон-ря в 1895-1907 гг. игум. Иоанном (Мазем). В память визита 26 мая 1885 г. вел. кн. Владимира Александровича при С. У. м. была создана церковноприходская школа, открытие к-рой состоялось 21 окт. 1885 г. Школа помещалась на черном дворе обители в специально построенном деревянном доме. При школе имелся «ночлежный приют» для учеников. В 1892 г. в школе обучались 28 учеников (25 мальчиков и 3 девочки), в 1897 г.- 45 учеников (40 мальчиков и 5 девочек).
В 1902 г. укрепили сев.-вост. часть Святой горы: по проекту архитекторов В. Л. Назимова и А. Е. Белогруда из каменных блоков была выложена подпорная стена; наверху, по краю горы, была выстроена мраморная балюстрада. В 1-й трети XX в. в мон-ре не раз совершали богослужения еп. Псковский и Порховский Арсений (Стадницкий) и еп. Псковский и Порховский Евсевий (Гроздов). Во время первой мировой войны, 25 июня 1915 г., мон-рь посетила вел. кнг. Мария Павловна, младшая, внучка имп. Александра II Николаевича, трудившаяся в это время в Пскове в госпитале для раненых.
В 1585 г. по указу царя Феодора Иоанновича обители была пожалована дер. Рытица Вороночского у. Грамотами царя Михаила Феодоровича мон-рю в 1626 г. отошли сенные покосы - «государевы оброчные пожни» на р. Великой («на долгих плесах»), в 1643 г.- пустошь Савино в Вороночском у. В 1696 г. по указу царя Петра I Алексеевича «велено… под пригородом Вороночем, на речке Сороти быть перевозу вечно, без перекупки, за Святогорским монастырем вместо милостыни», а также «велено того пригорода Вороноча рыбными ловлями озеро Вороночо, да озеро Клинцы, да озеро Каменцо, да озеро Насцо, да озеро Белогули и речки Сороти, и на тое речки перевозу, быть в оброке вечно, без перекупки, за тем же Святогорским монастырем вместо милостыни и на пропитание братии» (Иоанн (Мазь). 1899. С. 160-161). В 1764 г. земельные владения С. У. м. находились в Псковском, Пусторжевском, Вышегородском, Выборгском, Велейском и Воронецком уездах. Мон-рю принадлежали слобода Тоболенец, деревни Бугрово, Гульнево, Кириллово, Кошкино, Луговка, Осница, Подкрестье, Пухово, Рытица, Тюшкино, Юхново и др., водяная мельница на р. Луговке и рыбные ловли на р. Великой, в озерах Каменец, Насцо, Клинцы и на речке Кучанке. В этих селениях жили 957 крестьян.
В 1764 г. С. У. м. лишился всех угодий и был отнесен к мон-рям 3-го класса. В 1784 г. мон-рю было передано в Утретской губе (волости) Опочецкого у. 8 дес. земли, в 1786 г.- 20 дес. пахотной земли, 2 дес. сенокосной земли возле обители. В кон. XVIII в. помещик О. А. Ганнибал и крестьяне дер. Бугрово подарили С. У. м. пустошь Долгую (27 дес.) в 3 верстах от мон-ря. В 1832 г. архим. Геннадий купил у помещицы Х. С. Сумороцкой пустошь Олуферово (90 дес.) в 7 верстах от монастыря.
Изначально основу ансамбля С. У. м. составляли каменный холодный Успенский собор на горе и деревянный теплый Никольский храм у подножия горы. Кельи и хозяйственные постройки были деревянными.
Колокольня Успенского собора. 1821 г. Фотография. 2019 г. Фото: А. В. СлезкинВо 2-й пол. XVIII в. началось большое каменное строительство. В это время изменился облик Успенского собора. До 1764 г. к нему с запада была пристроена 4-угольная колокольня, на ней находились часы с боем. Нижняя часть колокольни «поглотила» притвор XVI в.- его фасад виден и в наст. время. После возведения колокольни старинную 2-пролетную звонницу разобрали, колокола перенесли на колокольню.
В 70-х гг. XVIII в. к Успенскому собору были пристроены на средства новоржевских помещиков 2 придела: в 1770 г. с юж. стороны - в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», старанием И. Л. Львова, в 1772 (1776?) г. с сев. стороны - в честь Покрова Пресв. Богородицы,- на средства М. И. Карамышева, к-рый позднее там был погребен. Вероятно, в кон. XVIII в. первоначальное 8-скатное покрытие собора было заменено 4-скатным.
В 1821 г. колокольня собора подверглась перестройке: появился 3-й ярус - круглый, с 4 парами полуколонн, увенчанный шпилем, 2-й ярус был выделен портиком с западной стороны - 4-колонным, с северной и южной сторон - 3-колонным. В нач. XX в. на колокольне находилось 14 колоколов; самый большой, отлитый в Москве в 1753 г., весил свыше 150 пудов. Древнейший колокол - «Горюн», отлитый в 1551 г., по преданию, подарил обители царь Иоанн IV.
По-видимому, изначально от Никольской ц. к Успенскому собору вела деревянная лестница: «...на гору входное крыльцо мерою на двадцать пять сажень: поперек на пять аршин, ветхо» (описание 1767 г., см.: Иоанн (Мазь). 1899. С. 163). В 1797 г. вместо деревянной построены 2 каменные лестницы - с юга и юго-востока. В 1837 г. юж. лестница была переделана в переход с металлической крышей и тесовыми стенами с 12 застекленными окнами.
Никольская церковь. 1844 г. Фотография. Ок. 1900 г. Фото: К. А. ФитергВ XVI-XVIII вв. в обители сменили друг друга неск. деревянных Никольских храмов. В описании монастыря 1767 г. говорится о «новоманерном» строении из бруса, одноглавом, крытом тесом; «глава обита гонтом» (Там же. С. 162-163). Храм сгорел в ночь на 5 марта 1784 г. В 1786 г. на средства крестьянина Костромского наместничества Семена Матвеева был выстроен одноименный каменный храм. В 1841 г. из-за тесноты его разобрали и в 1844 г. на средства крестьянина Даниловского у. Ярославской губ. М. Н. Голубова построили новый - увенчанный полусферическим куполом, с небольшой 2-ярусной колокольней (не сохр.).
Первоначальная ограда С. У. м. была деревянная, «рубленая в тарасы» (Там же. С. 164). В 1794-1796 гг. крестьяне дер. Лябино Новоржевского у. Степан Савельев и Степан Иванов сложили ограду из валунов. В 1832-1834 гг. силами крестьян слободы Тоболенец и дер. Астахново Опочецкого у. произведена ее реконструкция. Общая длина ограды составила 340 саж. (715 м). С северной и восточной сторон в ограду встроили 2 небольшие кирпичные башенки, с сев. стороны поставили Святые (Пятницкие) ворота, с восточной - Никольские (Анастасьевские). В 60-х гг. XVIII в. Святые ворота представляли собой каменную башню с проезжей аркой, над к-рой находилась деревянная надвратная ц. вмц. Параскевы Пятницы. Изначально она являлась приходской для жителей слободы Тоболенец, позднее здание надвратной церкви было снято с каменной башни и поставлено рядом с оградой. В 1795 г. были сооружены новые, кирпичные Святые ворота. В 1858 г. их разобрали и выстроили ворота в виде кирпичной арки, просуществовавшей до 1962 г. В 1880 г. взамен обветшавшей ц. вмц. Параскевы Пятницы был построен новый деревянный одноглавый храм. Сруб старой Пятницкой ц. перенесли на находившуюся неподалеку Тимофееву гору (Тимофеевку) и использовали при перестройке кладбищенской ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. В нач. XX в. Пятницкая ц. стала пятиглавой. В XVIII - нач. XX в. Пятницкий храм, находившийся в нескольких шагах от Святых ворот, фактически являлся частью монастырского ансамбля. Вост. Никольские ворота впервые упомянуты в описании 1767 г., предположительно в 1832-1834 гг. были возведены кирпичные ворота. После того как в кон. XIX в. неподалеку была построена часовня во имя прмц. Анастасии Римляныни, ворота стали именоваться Анастасьевскими.
В 1-й пол. XIX в. сложился ансамбль застройки главного монастырского двора, с 4 каменными строениями: с сев. стороны - Никольский храм, с восточной - одноэтажный братский корпус (1829-1830), с юга - братская трапезная (1824), с запада - 2-этажный настоятельский полукаменный корпус (1838). К главному двору примыкал гостиный двор обители, где проходили ярмарки, через арку здание трапезного корпуса соединялось с гостиным двором. На светелке над воротами высился флагшток, флаг поднимали во время ярмарок. В 1911 г. в мон-ре рядом со Святыми воротами по линии стены было возведено 2-этажное здание гостиницы.
Последней дореволюционной постройкой в обители стал большой теплый придел во имя прп. Никандра Псковского Никольской ц., пристроенный в 1914 г. с юж. стороны (освящен в 1922).
Церковь вмц. Параскевы Пятницы. 1880 г. Фотография. Нач. ХХ в. В нач. XX в. мон-рю принадлежали 4 часовни. В кон. 90-х гг. XIX в. на средства купца и церковного старосты А. И. Бакусова возле мон-ря была построена каменная часовня во имя прмц. Анастасии Римляныни (ныне на месте часовни находится памятник А. С. Пушкину, открытый в 1959). Во время больших крестных ходов из монастыря возле этой часовни совершались краткие молебны - прощальный и встречный.
В кон. XIX в. в здании книжной лавки вблизи Святых ворот была устроена и 2 июня 1898 г. освящена часовня в честь иконы Божией Матери «Умиление». В 2 верстах от монастыря, на р. Луговке, вблизи дер. Луговки, находилась деревянная часовня в честь иконы Божией Матери «Одигитрия», сооруженная на месте явления блж. Тимофею иконы Божией Матери «Умиление». В часовне почитали камень-следовик («Богородицын камень»), на котором, по преданию, молился блаженный.
В 1905 г. в 2 верстах от С. У. м., при дороге из Вороноча в Святые горы, на месте Кресток была построена и освящена каменная часовня во имя прп. Серафима Саровского. Часовня возведена там, где, по преданию, блж. Тимофей встретил 1-й крестный ход из Вороноча на Синичью гору.
Первые известия о подворье С. У. м. в Вороноче относятся к кон. XVI в. В писцовой книге 1585-1587 гг. в Вороноче упоминается «место порозжее… дано под двор на приезд Пречистенского монастыря Синичьих гор игумену Иосифу з братьею» (Сб. МАМЮ. 1913. Т. 5. С. 332). В XVII-XIX вв. монастырь имел подворье в Пскове. С 1743 г. подворье находилось в Среднем городе Пскова при ц. вмц. Варвары на Усохе. В нач. XIX в. эта церковь по ветхости была упразднена и обители передали под подворье ц. арх. Михаила. В 1845 г. эту церковь у С. У. м. забрали.
В С. У. м. издавна проводили ярмарки. «По народному… преданию,- пишет игум. Иоанн,- сии ярмарки будто бы были переведены в монастырь из Воронича по разорении последнего неприятелем» (Иоанн (Мазь). 1899. С. 93-94). В кон. XVIII в. ярмарки в мон-ре проходили 5 раз в год: 15 авг., в праздник Успения Пресв. Богородицы; 25 марта, в праздник Благовещения Пресв. Богородицы; в день Пасхи; в 9-ю пятницу по Пасхе; 30 сент., в праздник Покрова Пресв. Богородицы. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. ярмарка проходила дважды в год: в 9-ю пятницу по Пасхе (продолжалась 7-10 дней) и в праздник Покрова Пресв. Богородицы (3 дня). Главная ярмарка была приурочена к 9-й пятнице по Пасхе. На нее приезжали купцы из Опочки, Острова, Новоржева, Пскова, а также из-за пределов Псковской губ. 19 июня 1834 г. Н. О. Пушкина, мать А. С. Пушкина, писала из Михайловского своей дочери О. С. Павлищевой, что ярмарка в Святых горах начнется 22 июня и «есть уже купцы из Москвы, из Нижнего, из Симбирска» (Дневник Н. О. и С. Л. Пушкиных в письмах к дочери О. С. Павлищевой, 1828-1835. СПб., 2015. С. 350).
Ярмарка проходила в стенах монастыря, на Гостином дворе. В кон. XIX в. здесь располагались 47 стационарных деревянных лавок. Игум. Иоанн писал в 1899 г.: «Издавна приезжают в обитель из близьлежащих городов - Опочки, Острова и Новоржева купцы и всевозможные торговцы, а также крестьяне из ближайших селений с своими домашними произведениями. Прибыв в обитель еще недели за две - за три до открытия ярмарочного времени, одни из них занимают монастырские лавки, находящиеся на заднем дворе монастыря (называемом гостиным), где они [лавки] выстроены в два ряда; другие же устраивают временные балаганы, а приезжающие на возах занимают места на монастырском поле» (Иоанн (Мазь). 1899. С. 92-93). В 1912 г. отмечалось, что «святогорская ярмарка «Девятник» - самая большая и лучшая в уезде (Опочецком.- Н. З.) по обилию товаров, многолюдству и оборотам» (Софийский. 1912. С. 128-129).
Главными святынями обители были 2 чудотворных явленных образа - Святогорская икона Божией Матери «Одигитрия» и икона Божией Матери «Умиление». Святогорская икона в 1837 г. была украшена сребропозлащенной ризой весом свыше 8 фунтов. Празднование иконе совершали 17 июля (дата включена в ПЦК) и 1 окт. Икона «Умиление» в 1837 г. также была украшена сребропозлащенной ризой весом 19 фунтов. Празднование иконе совершали 19 марта и в 9-ю пятницу по Пасхе. Обе иконы в летнее время находились в иконостасе в Успенском соборе, зимой - в Никольском храме. Ежегодно иконы носили крестным ходом в Псков и во мн. др. крестные ходы.
Из С. У. м. совершалось много крестных ходов. Самым известным был крестный ход до Пскова, приуроченный к 9-й пятнице по Пасхе. Время его учреждения неизвестно. По мнению игум. Иоанна, 1-й крестный ход в Псков имел место в 1592 г. «по случаю моровой язвы», опустошившей тогда город. Особенностью этого хода было то, что он совершался водным путем. После 3-дневного празднования 9-й пятницы, в воскресенье, иконы «Умиление» и «Одигитрия» несли из обители до бывш. г. Вороноча. Здесь их устанавливали на особую ладью, на к-рой участники хода вначале по р. Сороти, и потом по р. Великой плыли до Пскова. На проводы икон сначала в мон-рь, а потом и на берег Сороти стекалось множество местных жителей. П. А. Осипова, владелица усадьбы Тригорское, писала А. С. Пушкину 24 июня 1834 г.: «У нас сегодня было интересное зрелище - увоз иконы Святогорской Божией Матери. С час назад прошел крестный ход при чудной погоде; множество довольно приличной публики в ожидании прибытия иконы расположились у подошвы нашей горы - десять или двенадцать экипажей, стоявших поблизости, дополняли картину» (Пушкин А. С. ПСС. М., 1996. Т. 15. С. 328).
Крестный ход в ладье по р. Великой двигался почти неделю. «В сей ладье,- пишет игум. Иоанн,- было 2 отделения: одно для братии, а другое, в виде часовни, для святых икон; сверху же, на палубе - к мачте прикреплялись медная хоругвь и знамя. Там же были привешаны небольшие колокола, в которые трезвонили при остановках для молебнов пред всяким погостом и селением». По пути в Псков «ладья приставала по берегу реки там, где были храмы Божии и селения; местные причты с народом… выходили со святыми иконами навстречу Святогорскому крестному ходу, служили молебен, а затем ход отправлялся далее» (Иоанн (Мазь). 1899. С. 47-48).
Святогорская икона Божий Матери «Одигитрия»Первоначально ход двигался до окраины Пскова, где ладья приставала возле Никитской ц. Позднее из-за обмеления р. Великой ход стал отправляться от с. Беляева до с. Корытова (ныне в черте Пскова) по суше. В Корытове крестоходцы переправлялись через реку к Никитскому храму, где иконы стояли ночь, а утром с псковским крестным ходом их приносили в Свято-Троицкий кафедральный собор. В 1819 г. крестному ходу разрешили не переправляться к Никитской ц., а нести иконы по левому берегу р. Великой в псковский Мирожский в честь Преображения Господня мужской монастырь. С этого времени ход следовал по р. Великой до с. Выбуты, дальше иконы несли по берегу до Спасо-Мирожского мон-ря. Обычно участники хода прибывали в обитель вечером в четверг 2-й недели Петрова поста. В пятницу иконы приносили в Свято-Троицкий собор. В 3-е воскресенье Петрова поста крестным ходом от всех городских церквей иконы обносили вокруг Среднего города Пскова. В понедельник тем же путем ход отправлялся обратно в Святые горы. С 1647 г. иконы стали увозить обратно из Пскова в среду 3-й недели Петрова поста. При возвращении икон из Пскова причты храмов на берегах Великой и местные жители также встречали ладью с иконами хоругвями и образами. По дороге в Псков и обратно иконы после торжественной встречи в г. Острове вносили в главный храм города - Никольский собор, стоящий на небольшом островке на р. Великой.
Во 2-й пол. XIX в. крестный ход по р. Великой начал сталкиваться с большими трудностями из-за обмеления реки и устройства на ней запруд. Настоятели С. У. м. неоднократно ходатайствовали о прекращении крестного хода по р. Великой. Такое разрешение было получено в 1873 г., и с 1874 г. крестный ход до Пскова стал совершаться по сухопутному тракту - через дер. Селихново и г. Остров с заходом в ряд сел и погостов. В кон. XIX в. в крестном ходе участвовали 4 иконы Божией Матери - «Одигитрия», «Умиление», Успения и Феодоровская. Крестный ход начинался в 1-е воскресенье после 9-й пятницы по Пасхе. Все иконы разными путями направлялись в Остров и Псков, сходясь вместе в Острове, с. Беляеве на р. Великой, погосте Выбуты и в Мирожском монастыре. На обратном пути из Пскова иконы вновь сходились в с. Беляеве и Острове. Из Острова 2 иконы возвращались в мон-рь через погосты Воронцово Вревского у., Врев, Владимирец, Выбор, Крекшино Островского у. и Воронич, др. 2 иконы возвращались через погосты Веретье, Гнилки, Синее Устье, Печани Островского у. и Воронич. В кон. XIX в. крестный ход до Пскова и обратно занимал целый месяц.
Второй большой крестный ход из С. У. м. совершался в города Новоржев и Опочку. Впервые в Новоржев иконы принесли в нояб. 1812 г. «в ознаменование… совершенного изгнания дерзкого врага с лица земли Российской». С того времени ежегодно иконы из мон-ря выносили 29 авг. (с 1832 - 28 авг.), приносили в Новоржев к вечеру того же дня. Иконы пребывали в Новоржеве несколько дней. 3 сент. ход выступал из Новоржева в Опочку, куда прибывал 7 сент. 11 сент. ход выступал из Опочки и возвращался в Святые горы 27 сент. Крестный ход в Опочку совершался с 1674 г.
Кроме этих 2 больших крестных ходов из С. У. м. совершалось еще 12 малых крестных ходов: на 2-й день после Пасхи - в Воскресенскую ц. Воронича, на 3-й день крестный ход от обеих церквей Воронича - Воскресенской и Георгиевской - провожал иконы обратно в мон-рь; во вторник, на 3-й день после Пасхи, совместно с крестными ходами Воскресенской и Георгиевской церквей Воронича - вокруг С. У. м.; в праздник Преполовения - на оз. Тоболенец для освящения воды; в 9-ю пятницу по Пасхе - крестный ход вокруг обители вместе с иконами, принесенными из Опочки и из обеих церквей пригорода Воронича; 9 мая, в день свт. Николая Чудотворца,- вокруг мон-ря; 1 авг.- на оз. Тоболенец для освящения воды; 15 авг., в праздник Успения Пресв. Богородицы,- вокруг мон-ря; 6 янв., в праздник Богоявления,- на оз. Тоболенец для освящения воды; 25 марта, в праздник Благовещения Пресв. Богородицы,- вокруг мон-ря; в Неделю ваий - вокруг мон-ря; 17 июля, в день празднования Святогорской иконе Божией Матери «Одигитрия»,- вокруг мон-ря; 1 окт., в праздник Покрова Пресв. Богородицы,- вокруг мон-ря.
В С. У. м. прибывали крестные ходы из др. мест: из церквей Воронича - во 2-й день после Пасхи и в 9-ю пятницу по Пасхе, из опочецкого Преображенского собора с иконами Всемилостивого Спаса и Опочецкой иконой Божией Матери «Умиление», называемой еще «Себежской»,- к 9-й пятнице по Пасхе. Время возникновения последнего хода неизвестно, но он уже существовал в 1688 г.
В кон. XVIII в. на площадке у алтарной части Успенского собора появилось родовое кладбище местных помещиков Ганнибалов-Пушкиных. Здесь были похоронены: дедушка и бабушка А. С. Пушкина - О. А. Ганнибал (1744-1806) и М. А. Ганнибал (1745-1818), мать поэта - Н. О. Пушкина (1775-1836) (ее захоронение не отмечено памятником), в алтаре Успенского собора - его младший брат П. С. Пушкин (1817-1819).
В 1848 г. у алтарной части собора, справа от могилы А. С. Пушкина, был похоронен архим. Геннадий (1766-1848), управлявший обителью в 1827-1848 гг. Могилы др. настоятелей находились у подножия Святой горы, с зап. стороны. На рубеже XIX и XX вв. у алтарной части Успенского собора, возле памятника поэту были похоронены: Ш. Г. Карпова († 1882), А. Г. Карпова, внучка Е. Н. Вревской (урожд. Вульф), приятельницы А. С. Пушкина.
Поэт был тесно связан с мон-рем: здесь находились могилы его родственников; мать, отец и вдова Пушкина делали в обитель ценные вклады. Во время ссылки в Михайловское, в 1824-1826 гг., Пушкин часто посещал монастырь. Он был близко знаком с игум. Ионой, настоятелем обители в 1821-1827 гг. В июле 1826 г. агент 3-го Отд-ния А. К. Бошняк, собиравший сведения о поэте, в «Записке о Пушкине» приводит свидетельства жителей Святых гор о поэте. Крестьянин И. Н. Столяров сообщил, «что Пушкин обыкновенно приходит в монастырь по воскресеньям» (Друзья Пушкина: Переписка, восп., дневники. М., 1986. Т. 1. С. 685). Со слов игум. Ионы Бошняк записал, что «Пушкин иногда приходит в гости к игумену Ионе, пьет с ним наливку и занимается разговорами» (Там же. С. 686; см. также: Модзалевский Б. Л. Пушкин под тайным надзором. Л., 19253).
Памятник на могиле А. С. Пушкина. 1841 г. Мастер А. И. Пермагоров. Фотолитография. Нач. ХХ в.По свидетельству крестьянина дер. Гайки Афанасия, записанному в 1891 г., «А. С. Пушкин за время нахождения своего в селе Михайловском (Зуеве), т. е. в течение двух лет, часто бывал в Святых горах, приходил в монастырь и по целым часам гулял на Святой горе около храма, а иногда даже на том самом месте, где теперь похоронен» (Бартенев П. И. О Пушкине. М., 1992. С. 416). Поэт посещал проходившие в мон-ре ярмарки. Заштатный псаломщик с. Воронич А. Д. Скоропост в 1891 г. вспоминал, что «во время бывших в Святогорском монастыре ярмарок А. С. Пушкин любил ходить, где более было собравшихся старцев (нищих). Он, бывало, вмешивается в их толпу и поет с ними разные припевки, шутит с ними и записывает, что они поют, а иногда даже переодевался в одежду старца и ходил с ними по ярмарке» (Там же).
Гроб с телом поэта привезли в обитель вечером 5 февр. 1837 г. Пока рыли могилу, гроб внесли в Одигитриевский придел Успенского собора. Рано утром 6 февр. после совершённой братией панихиды по поэту состоялось его погребение. Первоначально на могиле стоял деревянный крест. В 1841 г. вдова поэта, Н. Н. Пушкина, привезла из С.-Петербурга памятник - обелиск из белого мрамора, изготовленный мастером А. И. Пермагоровым, к-рый был установлен на могиле. В 1841 и 1842 гг. Н. Н. Пушкина, жившая тогда в Михайловском, многократно посещала С. У. м.
С. У. м. и могила А. С. Пушкина постепенно стали местом паломничества почитателей поэта. По предположению пушкинистов, в февр. 1837 г. ее посетил архиеп. Черногорский и Бердский свт. Петр II (Петрович-Негош). В 1841 г. в мон-ре побывал П. А. Вяземский, в 1862 г.- историк Н. И. Костомаров, в 1873 г.- худож. А. К. Саврасов, 26 мая 1885 г.- вел. кн. Владимир Александрович (1847-1909). В 1898 г. С. У. м. посетил худож. В. М. Максимов, написавший неск. небольших картин, напр. вид на «Лестницу к могилам предков А. С. Пушкина» («У ограды скита», Луганский обл. художественный музей). В мае 1899 г. мон-рь стал одним из главных центров торжеств в честь 100-летия со дня рождения поэта. 26 мая в Успенском соборе была отслужена Божественная литургия, к-рую игум. Иоанн совершил вместе с настоятелем Никандрова в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря архим. Никодимом (Воскресенским). В литургии участвовали архиерейский хор из Пскова и хор А. А. Архангельского из С.-Петербурга. На могиле поэта была отслужена панихида.
С 15 (28) по 19 февр. (4 марта) 1918 г. по сев.-вост. части Опочецкого у. прокатилась волна погромов крестьянами дворянских усадеб, были сожжены Михайловское и Тригорское, сорван позолоченный крест с обелиска на могиле Пушкина (крест был восстановлен в 1968). В 1918 г., чтобы избежать закрытия мон-ря, его община преобразовалась в «коллективное хозяйство», за к-рым удалось закрепить 15 дес. земли и весь инвентарь обители.
Осенью 1920 г. в С. У. м. размещался штаб Отдельной башкирской кавалерийской бригады, стоявшей на границе с Латвией. Весной 1922 г. в мон-ре происходило изъятие церковных ценностей, спровоцировавшее в Святых горах волнения населения. В справке сотрудника Псковского губ. отдела ГПУ Григорьева об этих событиях сказано: «…только что прибыла комиссия для осмотра ценностей в монастыре, как монахи оповестили ранее ими подготовленных крестьян-кулаков о том, что мон-рь в опасности, из него выбирают ценности, которые мы не должны уступать Советской власти и коммунистам. Поверя словам монахов, собравшиеся крестьяне сорвали работу комиссии. Когда члены комиссии разъяснили суть дела о голодающем Поволжье, тогда монахи доказывали, что эти ценности пойдут не на голодающих, а будут брошены на уплату долгов за войну Советской власти с Эстонией. Агитация со стороны монахов повлияла на массы, и дело пришлось улаживать путем вмешательства местных советских органов» (Филимонов. 2007. С. 27). 17 марта 1922 г. постановлением Совнаркома РСФСР был создан Пушкинский гос. заповедник, в к-рый были включены Михайловское, Тригорское и могила Пушкина.
С. У. м. был закрыт постановлением Опочецкого уездного исполнительного комитета от 12 марта 1924 г. Постановление было утверждено президиумом Псковского губисполкома 9 апр. 1924 г. Жители Святых гор пытались защитить обитель. Группа верующих обратилась в Президиум ВЦИК с просьбой о «пересмотре постановления». 25 июля 1924 г. Президиум ВЦИК отклонил эту просьбу. Последними настоятелями мон-ря являлись: архим. Антоний (Егоров; 1916 - после 1917), иером. Венедикт (1922). Вероятно, закрытие С. У. м. ускорило подготовку к празднованию в Святых горах 100-летия Михайловской ссылки Пушкина, к-рое прошло 12-15 сент. 1924 г. На юбилей приехала группа ученых и деятелей культуры из Москвы, Ленинграда, Пскова, в т. ч. президент АН А. П. Карпинский, пушкинисты Л. П. Гроссман, Б. Л. Модзалевский, М. А. Цявловский, поэт А. А. Ахматова, писатели В. Я. Шишков и И. А. Новиков. 10 сент. 1924 г. главные иконы из мон-ря были перенесены в Пятницкую ц. (Цявловский М. А., Цявловская Т. Г. Вокруг Пушкина. М., 2000. С. 151).
О судьбах насельников после закрытия обители известно немного. Иером. Исаак (Гаврилов; 1846 - после 1930) служил в разных сельских приходах Псковщины, 21 сент. 1930 г. был арестован в с. Камено Опочецкого р-на и приговорен к 6 месяцам принудительных работ. Послушник Никодим Николаевич Ковяро (1885 - после 1938) служил псаломщиком в сельских приходах в Новоржевском р-не, арестован 6 янв. 1938 г. по обвинению в том, что собирал подписи за открытие церкви, 17 янв. тройкой УНКВД Калининской обл. приговорен к лишению свободы на 5 лет «как социально-вредный элемент».
Еще до закрытия С. У. м., в нач. 20-х гг., в настоятельском корпусе разместилась школа 2-й ступени. После упразднения обители все ее строения были заняты различными учреждениями. В бывш. монастырской гостинице в 1924 г. размещались власти Пушкинской вол.- волостной комитет РКП(б) и исполком волостного Совета. В Никольском храме был устроен клуб. В мае 1925 г. там установили 1-й в Пушкинских Горах радиоприемник, антенну разместили на шпиле колокольни Успенского собора. 17 мая 1925 г. собравшиеся в бывш. храме пушкиногорцы впервые прослушали по радио муз. концерт из Москвы. В кон. 20-х гг. в Никольском храме был оборудован кинотеатр и открыта база «Совкино». 12 сент. 1924 г. в Покровском приделе Успенского собора открылась выставка предметов монастырского быта. В кон. 1924 г. сюда же перенесли вещи из усадьбы Тригорское.
С осени 1925 г. до кон. 20-х гг. часть строений мон-ря, в т. ч. оба храма, занимали военные. 30 июня 1926 г. С. У. м. посетил народный комиссар просвещения РСФСР А. В. Луначарский. вскоре написавший: «...монастырь умер. Умер, как святыня» (Луначарский А. В. На могиле Пушкина // Красная газ. Л., 1926. 6 сент.). К кон. 20-х гг. большинство надгробий на территории мон-ря, включая и могилы настоятелей, находившиеся у подножия Святой горы с западной стороны, были уничтожены. На площадке перед алтарем Успенского собора остались памятник поэту и надгробные плиты на могилах его деда и бабушки.
В нач. 1927 г. в Ленинграде возникла инициатива перенесения праха поэта из С. У. м. в город на Неве. 17 февр. 1927 г. в газ. «Правда» была помещена заметка «Ходатайство о перенесении праха Пушкина в Ленинград», в которой говорилось: «К уполномоченному Наркомпроса поступило от 225 служащих, рабочих и студентов ходатайство о перенесении праха Пушкина... в Ленинград». Эта инициатива встретила сопротивление псковской общественности, в марте 1927 г. «против проекта перенесения праха А. С. Пушкина из Пушкинских Гор в Ленинград» высказался Опочецкий уездный съезд Советов XVII созыва.
1 авг. 1927 г. был образован Пушкинский (с 1936 Пушкиногорский) р-н с центром в Пушкинских Горах (в 1927-1935 район входил в Ленинградскую обл., в 1935-1944 - в Калининскую обл.). 26 мая 1928 г. президиум Пушкинского райисполкома ходатайствовал о сносе разрушавшегося Успенского собора. Инициатива не нашла поддержки у обл. руководства. Позднее обсуждался вопрос о приспособлении Успенского собора под гараж для тракторов, однако то, что собор стоял на высокой горе, не способствовало реализации этого плана. По-видимому, в кон. 20-х гг. была разрушена Анастасьинская часовня, в эти же годы была уничтожена и часовня в Луговке (восстановлена музеем-заповедником в 1994). Время разрушения часовни прп. Серафима Саровского при дороге из Воронича в Святые горы неизвестно (в 2010 на ее месте поставлен памятный крест).
До 1934 г. в Пушкинских Горах действовала Пятницкая ц. В дек. 1929 г. члены «Союза воинствующих безбожников» под петицией с требованием закрыть храм собрали 1600 подписей жителей Пушкинских Гор и окрестных деревень. Местные власти пытались закрыть церковь в янв.-февр. 1930 г., в разгар коллективизации, предлагая устроить в ее здании Дом крестьянина, но тогда этот план не удалось осуществить. 14 февр. 1934 г. президиум Ленинградского облисполкома принял по ходатайству Пушкинского райисполкома постановление о ликвидации Пятницкой ц. 27 февр. 1934 г. уполномоченный двадцатки Т. Васильев от имени 6 тыс. прихожан просил комиссию культов при Президиуме ЦИК СССР сохранить их храм, однако 1 окт. 1934 г. Президиум ВЦИК утвердил постановление Ленинградского облисполкома. Главные иконы мон-ря из закрытой Пятницкой ц. были перенесены в кладбищенскую ц. Казанской иконы Божией Матери на Тимофеевой горе, которая осталась единственным действующим храмом в Пушкинских Горах. В здании Пятницкой ц. вскоре был открыт районный Дом социалистической культуры. Кладбище, находившееся возле церкви, сровняли с землей и устроили там спортивную и танцевальную площадки.
В нач. 30-х гг. в зданиях С. У. м. размещались: редакция районной газ. «Пушкинский колхозник», районная типография, школа крестьянской молодежи. В Никольской ц. находились клуб, б-ка и кинотеатр (после открытия Дома культуры в Пятницкой ц. туда были переведены клуб и б-ка, в Никольской ц. остался кинотеатр). Бывш. хозяйственный двор мон-ря занимал совхоз им. Волкова. 4 авг. 1936 г. президиум Калининского облисполкома постановил присоединить к Пушкинскому заповеднику «территорию Святогорского мон-ря, примыкающую к могиле великого поэта». 10 февр. 1937 г., в день 100-летия смерти поэта, у могилы поэта состоялся многолюдный митинг. Основные торжества состоялись 18 февр., в день похорон Пушкина в мон-ре.
В нач. июля 1941 г. начались первые налеты нем. авиации на Пушкиногорский р-н. Ранним утром 4 июля 1941 г. (иногда в лит-ре называются др. даты - 2, 3 и 5 июля) бомбежке подвергся С. У. м., взрывом бомбы был разрушен шпиль колокольни. Утром 17 июля 1941 г. нем. войска вошли в Пушкинские Горы. Уже летом 1941 г. немцы устроили в Пятницкой ц., стоявшей возле мон-ря, тюрьму. В 1942 г. храм сгорел.
Разминирование Святогорского мон-ря. Фотография. 1944 г.В 1942 г. возобновилось богослужение в Успенском соборе, восстановленном трудами прот. Владимира Толстоухова, одного из членов Псковской миссии, и настоятеля Казанской ц. на Тимофеевой горе иером. Иоасафа (Дмитриева). Прот. Владимир Толстоухов был в числе первых миссионеров, направленных в авг. 1941 г. митр. Сергием (Воскресенским) в Псков. Весной 1942 г. был восстановлен шпиль на колокольне, в авг. 1941 г. в Одигитриевском приделе установили иконостас. На Троицу, 24 мая 1942 г., состоялось освящение Успенского собора. Участвовавший в освящении прот. Георгий Тайлов вспоминал: «Руководил этим о. В. Толстоухов. Ему сослужили священники из Новоржевского района и местные. Главный придел, где находился корень дерева, на котором блаженный Тимофей нашел некогда икону Божией Матери Святогорскую, был, елико возможно, торжественно освящен. В нем в дальнейшем совершались богослужения» (Тайлов. 2001. С. 13). По воспоминаниям старожилов, прот. Владимир призывал молиться о победе нем. оружия, что не могло найти поддержки у местных жителей, у многих из которых близкие служили в Красной Армии. В марте 1943 г. прот. В. Толстоухов был переведен в г. Дно и назначен благочинным, в кон. 1943 г. его перевели в Ригу, осенью 1944 г. он уехал из Латвии, умер в США. После прот. Владимира настоятелем Успенского собора стал священник из Латвии Георгий Тайлов (1914-2014), в 1941-1943 гг. служивший в с. Печане (ныне урочище) Пушкиногорского р-на. В февр. 1944 г. он вернулся в Латвию, 30 окт. того же года был арестован и осужден на 20 лет. По воспоминаниям старожилов, последние богослужения в соборе состоялись весной 1944 г., служил иером. Иоасаф (Дмитриев).
Осенью 1943 г. немцы начали строительство оборонительной линии «Пантера», к-рая пересекала Псковщину с севера на юг и проходила восточнее Пушкинских Гор. Тогда же началась и разборка монастырской ограды, валуны из которой пошли на устройство укреплений и долговременных огневых точек. В нач. марта 1944 г. войска 2-го Прибалтийского фронта освободили сев. часть Пушкиногорского р-на и вышли на правый берег Сороти. По показаниям очевидцев, тогда же команда нем. подрывников уничтожила верхний ярус и шпиль колокольни Успенского собора. При взрыве погибли колокола, в т. ч. большой колокол 1753 г. В послевоенное время массивный обломок этого колокола был установлен на нижнем дворе мон-ря. Накануне взрыва памятник на могиле Пушкина обшили досками, снятыми с полов в Успенском соборе. Когда для нем. войск в Пушкиногорском р-не возникла угроза окружения, командование противника в ночь на 12 июля стало отводить свои войска. Перед отходом 11 июля специальные команды факельщиков жгли деревни вокруг Пушкинских Гор. Шли приготовления к взрыву Синичьего холма с Успенским собором и могилой Пушкина. С вост. стороны под основание холма был прорыт тоннель протяженностью в 20 м, в к-рый заложили 10 авиабомб по 120 кг каждая. Одновременно минировалась вся территория мон-ря, мины были установлены и под деревянную обшивку памятника на могиле поэта. Перед уходом немцы подожгли все строения в мон-ре.
12 июля 1944 г. советские войска вошли в Пушкинские Горы. А. Б. Чаковский, увидевший Успенский собор 17 июля 1944 г., писал: «Святогорский монастырь, столетиями стоявший незыблемо, ныне обезглавлен немцами. Купол церкви взорван... В монастыре (соборе.- Н. З.) мрак, пахнет гарью. Нет полов. Они разобраны, и доски можно найти в немецких землянках, вырытых вокруг монастыря. Иконы валяются среди поломанной церковной утвари... Обрывки церковных книг устилают пол» (Чаковский. 1944). 12 и 13 июля 1944 г. территорию мон-ря очищали от мин бойцы инженерно-саперной бригады. Вечером 13 июля 1944 г. при взрыве нем. мины было убито 7 и ранено 23 сапера (еще 2 чел. умерли в госпитале). Погибших солдат похоронили у стен обители. После 1944 г. возле мон-ря на месте, где стояла Пятницкая ц., было устроено братское кладбище воинов, погибших при освобождении района в 1944 г.
При восстановлении ансамбля С. У. м. было решено ориентироваться на его облик в пушкинское время. 16-19 апр. 1946 г. на совещании работников АН СССР, Псковского облисполкома и Пушкиногорских райкома ВКП (б) и райисполкома было принято постановление: «Признать необходимым разобрать и снять все постройки у подножия собора Святогорского монастыря: нижняя Никольская церковь, бывшее здание типографии и др. для создания единого ансамбля монастыря с могилой поэта, отвечающего его историческому облику» (Степанова. 1999. С. 63). 11 мая 1946 г. специальная комиссия признала «нецелесообразным» восстановление Никольского храма, он был взорван 3 взрывами 8, 11 и 16 апр. 1947 г. Часть кирпича использовали на восстановительных работах, щебенкой вымостили дорогу от дер. Бугрово Пушкиногорского р-на в Михайловское.
В 1946-1949 гг. были восстановлены Успенской собор, верхний ярус колокольни, лестницы на вершину холма, ограда, Святые (Пятницкие) ворота (автор проектов - архит. Л. И. Рожнов), не была восстановлена часть монастырской ограды, окружавшая ранее гостиный двор. Работы завершились к июню 1949 г., к 150-летию со дня рождения Пушкина. 10 февр. 1949 г. в Одигитриевском приделе Успенского собора открылась музейная экспозиция, рассказывающая о смерти и похоронах поэта (с небольшими изменениями эта экспозиция просуществовала до 1992). К нач. лета 1949 г. вся нижняя часть мон-ря изменилась: там, где раньше находились Никольская ц., жилые и хозяйственные постройки, появился, как писал директор музея-заповедника С. С. Гейченко, «единый огромный сквер с цветниками и декоративной зеленью многолетних трав и кустов. В центре его белеет большой бюст поэта» (Гейченко С. С. Пушкинский заповедник восстановлен! // Пушкинский колхозник. 1949. 5 июня). Из исторических построек был сохранен только трапезный корпус, за к-рым утвердилось название братского корпуса.
В 50-80-х гг. XX в. мон-рь и могилу Пушкина ежегодно посещали сотни тыс. людей. В нач. 60-х гг. из-за решения придать мон-рю вид, который он имел в пушкинское время, были разобраны Святые ворота, построенные в 1858 г. Взамен в 1962 г. по проекту архит. В. П. Смирнова построены Святые ворота в том виде, какой они имели в 1-й пол. XIX в. В 1978 г. восстановлен участок каменной ограды от ворот до зап. края Святой горы. 2 мая 1978 г. на колокольню Успенского собора были подняты 14 колоколов, собранные за много лет в разных местах директором музея-заповедника Гейченко. С 1985 г. в колокола ежегодно звонили во время Праздников поэзии.
При учреждении в 1987 г. Собора Псковских святых (3-е воскресенье после Пятидесятницы) в него было включено имя блж. Тимофея, почитавшегося в окрестностях Святой горы. 14 окт. 1990 г., в праздник Покрова Пресв. Богородицы, игум. Сергий (Сосновский), настоятель Троицкого собора в Острове, отслужил в Успенском соборе обители первый с 40-х гг. XX в. молебен. 10 февр. 1991 г., в день смерти Пушкина, игум. Сергий совершил первую за много десятилетий панихиду на могиле поэта.
Крестный ход в день празднования Святогорской иконы Божией Матери «Одигитрия». Фотография. 2017 г. Фото: Л. Эрн20 янв. 1991 г. Псковский епархиальный совет принял решение просить Министерство культуры РСФСР и администрацию Псковской обл. «вернуть комплекс бывшего Свято-Успенского Святогорского мон-ря Псковской епархии для возобновления в нем богослужений и монашеского подвига». 17 февр. 1992 г. сессия Пушкиногорского районного Совета народных депутатов решила передать в ведение Псковской епархии здание Успенского собора и гостиницу заповедника. В ведении музея-заповедника остался братский (трапезный) корпус. 3 апр. 1992 г. глава администрации Псковской обл. подписал распоряжение, к-рым Псковской епархии передавались Успенский собор, гостиница и сторожка Анастасьевских ворот. 17 мая 1992 г. чудотворную икону Божией Матери «Одигитрия» крестным ходом перенесли из Казанской ц. в мон-рь. Икону несли игум. Сергий (Сосновский) и настоятель Казанской ц. прот. Александр Балыш, у Святых ворот икону встречал митр. Псковский и Великолукский Владимир (Котляров). Вторая святыня мон-ря - Святогорская икона Божией Матери «Умиление» была утрачена в послевоенное время. 29 мая 1992 г. С. У. м., впервые в его истории, посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер), находившийся в Псковской обл. в связи с празднованием 750-летия Ледового побоища. 10 июня 1992 г. указом митр. Псковского Владимира С. У. м. был возрожден, первым наместником стал игум. Сергий (Сосновский).
С 2005 г. С. У. м. имеет подворье в дер. Столбушино Новоржевского р-на при храме Успения Пресв. Богородицы (1787, закрыт в 1962), ныне в Столбушине находится скит мон-ря во имя преподобных Макария Великого и Ионы Псково-Печерского. Также обители принадлежат подворье в бывш. дер. Мехово (в черте Пушкинских Гор) с деревянным храмом в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» (освящен 14 февр. 2015 еп. Великолукским и Невельским Сергием (Булатниковым)), подсобное хозяйство в дер. Подборье Пушкиногорского р-на, где построена деревянная часовня во имя блж. Тимофея Вороничского и Святогорского (освящена 22 янв. 2012), пасека в дер. Глухово того же р-на с часовней во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (освящена 21 авг. 2016). К мон-рю приписаны деревянные храм вмч. Георгия Победоносца на городище Воронич (освящен 6 мая 2017), храм во имя прп. Никандра Псковского в дер. Извоз Новоржевского р-на (освящен малым чином 7 окт. 2014) и часовня во имя вмц. Параскевы Пятницы в дер. Сорокино-Жуки Пушкиногорского р-на (освящена в 2007).