собирательное понятие для обозначения института служителей культа (священников) в Др. Израиле, представляющих религ. общину во время обрядовых церемоний (для древних израильтян преимущественно в жертвенном культе). Употребление данного обозначения в какой-то мере легитимируется наличием в древнеевр. языке слова
одно из значений к-рого - «совокупность священников, сословие священников» и в конце концов «священство» в этом смысле. Важнейший термин для обозначения служителя культа (священника) в ВЗ - это
(мн. ч.
), в МТ встречается 752 раза (DCH. Vol. 4. P. 364); родственный термин KHN с тем же значением употребляется во мн. северозападносемит. языках: угаритском, финикийском, арамейском, набатейском и др. Слово
- первичное имя, оно не выводится из глагольного корня, а определяется из контекста (Gesenius. 2013. S. 529-539). В евр. тексте Biblia Hebraica
обозначает служителя культа не только Яхве, но и др. богов - финикийского Ваала (4 Цар 10. 19; 11. 18), филистимского Дагона (1 Цар 5. 5), моавского Кемоша (синодальный перевод: Хамос - Иер 48. 7), аммонитского Милхома (синодальный перевод: Малхом - Иер 49. 3) и др.
Для обозначения служителей культа определенного типа часто также используется термин
(мн. ч.
), не поддающийся точному определению; обычно при переводе его передают словом левит (левиты). Как считает Б. А. Левин (Levine. Levites. 2005. P. 5420; Idem. Priesthood. 2005. P. 7399), в древних библейских текстах
- североизраильский термин для слова «служитель культа». Этимология этого слова неясна. Его значение можно установить только из контекста.
Однако понятие «левиты» (древнеевр. слово всегда детерминировано) употребляется в ВЗ прежде всего как этноним (или обозначение этнической группы) для потомков Левия, 3-го сына Иакова и Лии (Быт 29. 34 и др.); этот Левий (
) - предок-эпоним племени левитов (Числ 1. 49 и др.). Как имя собственное
встречается в ВЗ 58 раз (DCH. Vol. 4. P. 526). Из употребления этнонима (имени нарицательного) в ед. и мн. числе (296 раз в ВЗ) можно заключить (ср.: Gesenius. 2013. S. 601-602), что чаще всего слова «левит, левиты» относятся к культовому персоналу низшего ранга, встречаются гл. обр. в кн. Числа, Иез 40-48, Книге Ездры-Неемии, 1-й и 2-й Книгах Паралипоменон и реже - в роли равноправных со священниками клириков (в кн. Второзаконие). Персонал Иерусалимского храма и любого легитимного святилища в Израиле сформирован из представителей племени Левия. В основе этого лежит общепринятая в лит-ре Др. Израиля традиция - служители культа были избраны в начале времен, у горы Хорив, как отдельное племя: «В ту пору Господь выделил племя Левия, поручив этому племени носить ковчег договора с Господом, предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его. Это и поныне так» (Втор 10. 8; перевод автора).
Для большинства библейских авторов это аксиома. Совр. исследователи пытаются исторически объяснить происхождение института культовых служителей и его положение в обществе. Так, Левин считает, что в нек-рых библейских преданиях левиты рассматриваются как одно из 12 племен, члены которого были посвящены культовому служению; в других менее систематических, но, возможно, более аутентичных, библейских свидетельствах левиты считаются профессиональной группой; ее представители происходили из разных племен и кланов. Первоначально священнические группы формировались по профессиональному признаку; позднее они превращались в кланы и более крупные сообщества. Эти процессы со временем привели к возникновению легко идентифицируемых священнических или левитских семей. «Библейские авторы, вероятно, стали рассматривать левитов как племя только после того, как взаимосвязь профессиональной подготовки, места действия и семейных связей достигла высокой степени, превратив группу в социально слитную единицу. Библейская историография проявила большую склонность к «подгонке» социальных групп к ясным генеалогическим структурам, которая объясняет традиционное отождествление левитов с племенем» (Levine. Levites. 2005. P. 5419; Idem. Priesthood. 2005. P. 7399; см. также: Achenbach. 2002).
В Библии предлагается неск. моделей взаимоотношения всевозможных групп внутри культового персонала храма и культовых деятелей за его пределами. Расхождение этих моделей обусловлено различиями в идеологии и в социальной позиции авторов, относящихся к разным общественным группам. Эти модели прежде всего касаются положения и прав левитов. Основная модель представлена во Второзаконии, для которого характерно словосочетание
- священники-левиты (Втор 17. 9, 18; 18. 1; 24. 8; 27. 9; ср.: Втор 21. 5; 31. 9). Наиболее вероятное истолкование формул: «левитские священники», «священники из левитов» (см.: Labahn. 2014. § 5.2.1.2). Возможно, что эта идентификационная формула выражает равноправие левитов (в частности, как священников из левитов) и священников (в общем, без генеалогической спецификации). В этом могла отразиться повседневная реальность, поскольку священники различного происхождения служили рядом друг с другом в одинаковых условиях. Здесь можно также усмотреть требование соблюдать принцип равноправия по отношению к этим священникам; такое требование могло исходить от авторов Второзакония, хотя при фактическом функционировании культа равноправие не соблюдалось (ср.: Rose. 1994. Tl. 1. S. 88-89).
Др. объяснение исходит из того, что «священники из левитов» появились только после централизации культа. Считается, что такую централизацию проводили иудейские цари в период монархии. В действительности речь скорее идет о более позднем, послепленном периоде (Kratz. 2000; Pakkala. 2010). Левиты, к-рые до централизации служили в разных культовых учреждениях, после закрытия этих учреждений были вытеснены в Иерусалим, где их не считали равноправными с местными священниками - теми, что «не из левитов». Возникло соперничество и началась борьба за равноправие этой группы священников (ср.: Gunneweg. 1965. S. 77; Cody. 1969. P. 129-132; Kellermann. 1984. S. 513).
Нередко утверждают, что Второзаконие требовало левитизации священства, т. е. «священники могут и должны быть только из левитов» (Gunneweg. 1965. S. 77). Вероятно, это положение лишь переоценка, сделанная авторами позднедевтерономического редакционного слоя (Veijola. 2004. S. 2-5, 239-241 и т. д.; Achenbach. 2002). Только в рамках этого слоя устанавливаются генеалогические связи и вводятся дополнительные особенности служения левитов (напр., Втор 18. 1: особенная близость к Богу потомков Левия). Считается, что Яхве выделил (
) левитов (Втор 10. 8) и избрал (
) их (Втор 21. 5) исключительно для того, чтобы они выполняли служение в храме (Втор 10. 8-9; 21. 5) и благословляли народ (Втор 10. 8; 21. 5). Поэтому левиты были уполномочены носить ковчег договора (см. Ковчег завета) (Втор 10. 8; 31. 25; позднее формулировка была модифицирована во Втор 31. 9; ср.: Rose. 1994. Tl. 2. S. 559-560). Как следствие этого обстоятельства, в согласии с позднедевтерономическими текстами, левитские священники считаются авторитетными хранителями и толкователями Торы, участвуют в принятии судебных решений и наставляют народ в Моисеевом законе (Втор 17. 9). Все это согласуется с благословением Моисея (Втор 33. 8-11).
Совершенно др. картина предстает в священнических текстах Четверокнижия, особенно в позднейших добавлениях к ним (кн. Числа).
В основе священнического документа (от немецкого Priestercodex - жреческий кодекс или священнический кодекс) лежит система ступенчатой культовой иерархии: иерархически левиты относятся к нижней ступени (лат. clerus minor), поскольку они подчинены священникам, занимающим более высокую иерархическую ступень (clerus maior) (Числ 3. 5-10; 8. 5-26; 18. 2-7, 23) (Gunneweg. 1965. S. 138-188, 217; Jenson. 1992. P. 132-134). В этих текстах объясняется, что левиты «отданы» священникам - Аарону и его потомкам (Числ 3. 9; 8. 19; 18. 6), т. е. занимают по отношению к ним подчиненное положение, а священники выполняют функцию надзора за левитами (Числ 3. 32 и др.).
Иерархическое взаимоотношение между группами служителей культа становится заметным в поздних текстах жреческой традиции, точнее в лит-ре жреческого круга за пределами первичного священнического документа (PG) и даже дополнений к нему (PS и Н) (об этом см. в ст. Пятикнижие). В текстах PG, PS и H (присутствующих в Быт, Исх, Лев) левиты практически не упоминаются, в священники посвящаются Аарон и его сыновья. Важными персонажами левиты становятся только в добавлениях к повествованию кн. Числа.
То, что эти взаимоотношения между группами служителей культа были небесконфликтными, свидетельствует рассказ из Числ 16 о «мятеже» Корея (представляющего левитов) и его сообщников против Моисея и Аарона. Корей добивался равного с Аароном, т. е. со священниками, участия в священнической службе. Требование было отвергнуто, что показала сцена непринятой жертвы - воскурения благовоний - и последовавшей смерти левитов. В основе этого эпизода предположительно лежало соперничество внутри храмового персонала в период Второго храма (Gunneweg. 1965. S. 171-188; Schmidt. 2004. S. 66). С позиции священников левиты предстают как группа изменников, собравшихся вокруг Корея.
Задача левитов состояла в том, чтобы нести службу при походном святилище (Шатре встречи -
), отвечая за него и все его принадлежности, охранять святилище от посторонних, демонтировать его и переносить на новое место, а потом вновь собирать (Числ 1. 49-53; 3. 7-8; 4. 4, 15, 24-48; ср.: Числ 7. 5-6; 18. 3-4). К этой службе левиты должны подготовиться, совершив ритуальное очищение (Числ 8. 6-7) и посвящение, включающие жертвоприношения (Числ 8. 8 слл.). Вопрос о том, в какой мере эти положения, относящиеся к походному святилищу, можно переносить на Иерусалимский храм, остается открытым, тем более что священнические тексты говорят очень мало конкретного о службе левитов в центральном святилище.
Книга Ездры-Неемии продолжает развивать тему иерархически структурированной системы храмового персонала, характерной для позднежреческих текстов (ср.: 1 Езд 1. 5; 6. 16, 18; 7. 13; 8. 29, 30, 33; 9. 1; Неем 13. 4-5, 13). Пять должностей храмового персонала перечисляются либо в следующем порядке: священники, левиты, певцы, стражи ворот, храмовые рабы (ср.: 1 Езд 2. 40-43, 70; 7. 7, 24; Неем 7. 43-46), либо в другом, более редком порядке: священники, левиты, стражи ворот, певцы, храмовые рабы (Неем 7. 72; 10. 29). Левиты всегда указаны на 2-м месте после священников. Такое расположение отражает намерения священников считать левитов малозначащими членами храмового персонала и придерживаться «антилевитской линии» (Labahn. 2014. § 5.3.2.1).
Необычным для этих 5-частных списков храмового персонала является упоминание храмовых рабов (
). В 1 и 2 Пар они встречаются только один раз (1 Пар 9. 2); их назначение - служить левитам (Езд 8. 20). Кроме того, удивительно, что певцы и стражи ворот упоминаются как независимые должности рядом с левитами (тогда как в 1 и 2 Пар это не так).
В «цадокитских» добавлениях (Иез 40. 45-46; 43. 19; 44. 10-16; 48. 11) в «Законе храма» (Иез 40-48) персонал храма подразделяется на 2 группы: священники, к-рым разрешено приближаться к жертвеннику, и храмовые служители, к-рым этого делать нельзя. Жертвенные ритуалы у жертвенника и во внутренней части храма по существу выполняют только потомки Цадока (в синодальном переводе - Садок), тогда как прочие потомки Левия, именуемые просто левитами, отвечают за функционирование храма в целом (сторожат ворота и закалывают для народа животных для всесожжений и жертв), но лишены привилегий внутреннего круга цадокитов (Иез 44. 13-14). За таким распределением функций в Иерусалимском святилище стоит предположительно противоборство между 2 группами культового персонала (см.: Cody. 1969. P. 168).
Различие между группами внутри служителей оправдывается на основании истории религ. неверности священников и народа в то время, когда только «потомки Цадока» сохранили верность (Иез 44. 10-15; 48. 11). Большинство комментаторов этих текстов следует за Ю. Велльгаузеном, к-рый определял «время отступничества» периодом перед реформой царя Иосии, а неверными священниками называл культовый персонал капищ («высот») в тот период. Потомки Цадока тогда могли просто приравниваться к клиру Иерусалимского храма, т. е. тем, кто, согласно 4 Цар 23. 9, сумели сохранить культовую монополию, отстранив жрецов капищ (
) от служения в гос. святилище.
Решение Велльгаузеном проблемы левитов имело свои трудности: принять простую гипотезу о том, что иерусалимское священство при монархии было цадокитским, невозможно. Оно в определенной мере было также склонно к отступничеству, напр., участвуя в культах бога Таммуза и богини Ашеры (см. в ст. Ханаан), практикуемых в самом храме (Иез 8. 1-18; 4 Цар 23. 4-14). Др. объяснение: через нек-рое время после разграбления Иерусалима, скорее всего в вавилонской диаспоре, идеологический конфликт между соперничающими ветвями священства породил взаимные упреки, претензии и контрпретензии и т. д. (Blenkinsopp. 1995. P. 88-89). Этот конфликт в 1-й и 2-й Книгах Паралипоменон был разрешен посредством установления генеалогической связи между поколениями. Цадок на генеалогическом древе Левия стал потомком Аарона (1 Пар 5. 27-34; 6. 35-38). Эта связь обнаруживается в родословной Ездры, к-рый через Цадока восходит к Аарону (1 Езд 7. 1-5).
Тексты 1 и 2 Пар и Езд-Неем - главный источник информации о священниках и левитах Второго храма. Прежде всего необходимо отметить, что 1-я и 2-я Книги Паралипоменон продолжают идеи священнического документа. Это уже не только идеи и проекты, а практика Второго храма: новый ритуальный порядок. Как и в жреческом документе, только Аарон и его потомки рассматриваются как легитимные священники (1 Пар 6. 34; 23. 13). Кроме них не разрешается никому, даже царю, совершать жертвенный ритуал, в частности приносить Яхве жертву воскурения благовоний (2 Пар 26. 16-21). Левиты рассматриваются, как и в священническом документе, в качестве простых служителей при священниках-ааронидах (1 Пар 23. 27-32). Вместе с тем постепенно растет диапазон возложенных на них функций и задач. На расширение левитской службы ясно указывает включение в нее храмовых певцов и привратников (стражей ворот). Эти службы в протоколах переписи (1 Езд 2. 40-42 = Неем 7. 43-45) и в др. местах Книги Ездры-Неемии (1 Езд 7. 7; Неем 13. 10) перечисляются отдельно от левитов, однако в 1 и 2 Пар задача сочинения и исполнения литургической музыки и охрана входов в пределы храма, как правило, возлагается на левитов. Можно предполагать, что сфера деятельности левитов была расширена, так что включала и перечисленные выше функции незадолго до написания 1 и 2 Пар, т. е. в позднеперсидский и раннеэллинистический периоды (Blenkinsopp. 1995. P. 95).
Левиты отвечали за кладовые и сокровищницу храма, за распределение десятин и пожертвований, но всегда под надзором священников. Насколько тонкой и потенциально проблематичной могла быть эта задача, видно из усилий Неемии исключить злоупотребления и обеспечить справедливое распределение, а также принять меры для муниципального контроля (Неем 13. 13). В порядке расширения этой функции для сбора подати на храм привлекались левиты (2 Пар 24. 4-7; 34. 9). Они выполняли также внехрамовую работу, напр., управляющих и судей (1 Пар 26. 29). Неемия, возможно, был первым, кто привлек левитов к гос. службе; так или иначе они поддерживали программу Неемии, особенно, если она была направлена против интересов жреческой аристократии.
// ThWAT. 1984. Bd. 4. S. 499-521; Lanczkowski G. Gottesdienst. I: Religionsgeschichtlich // TRE. 1985. Bd. 14. S. 1-5; Jenson P. P. Graded Holiness: A Key to the Priestly Conception of the World. Sheffield, 1992; Rose M. 5. Mose. Zürich, 1994. Tl. 1: 5. Mose 12-25: Einführung u. Gesetze; Tl. 2: 5. Mose 1-11 u. 26-34: Rahmenstücke zum Gesetzeskorpus; Blenkinsopp J. Sage, Priest, Prophet: Religious and Intellectual Leadership in Ancient Israel. Louisville (Ky), 1995; Kratz R. G. Die Komposition der erzählenden Bücher des AT: Grundwissen der Bibelkritik. Gött., 2000. S. 135-138; Achenbach R. Levi / Leviten // RGG. 20024. Bd. 5. S. 293-295; Schmidt L. Das 4. Buch Mose: Numeri, Kap. 10,11-36,13: Übers. u. erkl. Gött., 2004; Veijola T. Das 5. Buch Mose: Deuteronomium: Übers. u. erkl. Gött., 2004. Tl. 1: Kap. 1,1-16,17; Levine B. A. Levites // EncRel. 2005. Vol. 8. P. 5419-5428; idem. Priesthood: Jewish Priesthood // Ibid. Vol. 11. P. 7399-7400; Pakkala J. Why the Cult Reforms in Judah Probably Did not Happen // One God - One Cult - One Nation: Archaeol. and Biblical Perspectives / Ed. R. Kratz; H. Spieckermann. B.; N. Y., 2010. P. 201-235; Gesenius W. Hebräisches u. Aramäisches Handwörterbuch über das AT / Hrsg. H. Donner. B.; Hdlb., 201318; Labahn A. Levi / Leviten // Das wissenschaftliche Bibellexikon. 2014. Aug. [Электр. ресурс: www.bibelwissenschaft.de/stiehwort/24883].
С. в. упоминается в различных контекстах, на первый план выходит отрицательный аспект. Священники и левиты выполняют функцию соглядатаев правящей верхушки (Ин 1. 19). Поступок иудейского священника, избравшего следование ритуальной чистоте, а не нравственному закону, осуждается в притче о милосердном самаритянине (Лк 10. 31). Первосвященники (ἀρχιερεῖς) упомянуты в Евангелиях более 60 раз вместе с книжниками (Мф 20. 18), старейшинами (Лк 19. 47) и членами синедриона (Мк 14. 53; Лк 22. 66) среди противников Иисуса Христа. Два названных в Евангелиях первосвященника по именам Анна и его зять Каиафа характеризуются преимущественно негативными поступками в повествованиях о Страстях Христовых (Мф 26. 3, 57; Лк 3. 2; Ин 11. 49; 18. 13-14, 24, 28). Они противостоят первым последователям Иисуса (Деян 4. 5-7), но при этом отмечается, что мн. члены священнических евр. семейств присоединились к новому движению (Деян 6. 7).
В то же время встречается положительное упоминание связанных со С. в. реалий: прор. Иоанн Креститель и прав. Елисавета происходили из священнической семьи (Лк 1. 5; 3. 2), одним из наиболее ярких позитивных примеров является свящ. прав. Захария (Лк 1. 5-80). После совершения чудес Иисус Христос повелевает исцеленным прокаженным предстать перед священниками для подтверждения их ритуальной чистоты (Mф 8. 4; Mк 1. 44; Лк 5. 14), а также демонстрирует знание правил, регламентирующих служение С. в. в субботу (Мф 12. 4-5; Mк 2. 26; Лк 6. 4).
При этом терминология, сложившаяся для описания С. в., не используется в НЗ применительно к тематике новозаветного учения, за исключением отдельных случаев. Об Иисусе Христе как о великом Священнике (греч. ἱερεύς) или Первосвященнике (ἀρχιερεύς; ср.: Лев 4. 3) говорится только в Послании к Евреям: подобно Аарону, Иисус становится единым и вечным Посредником между Богом и людьми в принесении жертвы за грехи (Евр 5. 1-4; 8. 6-13 и т. д.), при этом центральным персонажем для понимания вечного священства Христа выступает фигура Мелхиседека, представляющего линию внеинституционального С. в. (Евр 5. 6, 10). Отражением этого учения является видение Иисуса Христа в Откр 1. 13, облаченного в одежды С. в. Христиане образуют народ Божий и «духовный дом» и, принося Богу духовные жертвоприношения через Иисуса Христа, составляют «священство (ἱεράτευμα) святое» или «царственное священство» (1 Петр 2. 5, 9 сл.; ср.: Откр 1. 6; 5. 10), исполняя тем самым предназначение, заповеданное народу Израиля (Исх 19. 4-6).
Рецепция С. в. в раннехрист. предании носит двойственный характер, принимая различные направления, демонстрирующие одновременно как противопоставление (или разрыв), так и преемство с предшествующей традицией. Как следствие, одним из основных подходов становится символическое восприятие ветхозаветного учения о С. в.
С пришествием Христа как истинного Первосвященника для верующих отменены жертвоприношения и соответствующий им церемониал, ценность к-рых отныне определяется заложенным в них таинственным и символическим значением, получающим раскрытие в раннехрист. экзегезе. В свете учения о всеобщем священстве упраздняется кастовость, а значит, и правила, определяющие родовое наследование священного достоинства. Так, напр., вместо прежнего избрания кандидата в священники из одного колена теперь предписывается избирать лучших из всех народов, обращая прежде всего внимание «не на телесные пороки, но на веру и жизнь» (Const. Ap. VI 5. 23). Христиане, именуясь отныне царями и священниками, образуют тем самым «истинный первосвященнический род Божий» (Iust. Martyr. Dial. 116), ибо все они - члены одного Первосвященника, Иисуса Христа (Beda. De templo Salomonis. II 604 // CCSL. 119A. P. 207). Поскольку Евхаристия, будучи духовной Жертвой, упразднила прежние жертвоприношения, то все христиане, как истинные священники «в духе», приносят Богу молитву в качестве подлинной жертвы (Tertull. De orat. 28. 1).
Одной из особенностей христ. экзегезы С. в. является поиск внеинституционального священства в образах др. персонажей ВЗ (не относящихся формально к священникам), прежде всего среди ветхозаветных патриархов (напр., прав. Авель, Иофор - тесть Моисея и т. д.), центральная же роль уделяется Мелхиседеку. Так, священниками именуются как прав. Исаак, несущий дрова для всесожжения, так и Авраам, приносящий своего сына в жертву (Orig. In Gen. hom. 8. 6-7). Священником становится и прав. Иов (Иов 42. 8 - Ioan. Chrysost. Comm. in Job. 198-199). Прор. Давид, поедая священные хлеба (1 Цар 21. 6), выступает как священник «по духу», т. о. предызображая собой Иисуса Христа (Aug. In Ps. 51. 3), и, будучи предводителем своих соратников, царь беседует с ними как священник и епископ, принося в жертву Богу не агнца, но то, что «гораздо драгоценнее этих жертв,- кротость и незлобие» (ср.: Кол 3. 12 - Ioan. Chrysost. De Davide et Saule. 2. 2 // PG. 54. Col. 687).
Ранняя Церковь наследует систему деления С. в. на священные чины, существование к-рых рассматривается в качестве проявлений единого божественного замысла (Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 40; Hieron. Adv. Iovin. II 34). Тройственная система христ. священства (епископы, священники и диаконы) восходит к учрежденному прор. Моисеем с помощью священника Аарона и его сыновей институциональному священству (Const. Ap. VIII 46; Hieron. Ep. 146. 2).
Поставление христ. священнослужителей обосновывается пророчеством: «...и поставлю правителем твоим мир и надзирателями (τοὺς ἐπισκόπους) твоими - правду» (Ис 60. 17), и соотносится с рассказом о порядке избрания прор. Моисея и Аарона через расцветший жезл (Числ 17 - Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 42-43). Используя образный язык, свт. Амвросий Медиоланский замечает, что христиане заимствуют из ВЗ священническую одежду, которая «оказалась у евреев брошенной в тени», где не могло раскрыться ее подлинное предназначение (Ambros. Mediol. De Iacob. II 9),- соответственно, священнический жезл Аарона (Числ 17. 8.), а следов., и благодать С. в. расцветает в Церкви (Ambros. Mediol. De Isaac. 64). Сохранились свидетельства о существовании видимых атрибутов С. в.: напр., предание о том, что ап. Иоанн Богослов носил на лбу «табличку» (πέταλον) как один из атрибутов священнического достоинства в ВЗ (ср.: Исх 28. 36 - Euseb. Hist. eccl. V 24. 3).
Наследниками священников и левитов в христ. Церкви являются епископы, их статус сравнивается с авторитетом прор. Моисея и его влиянием на народ Израиля (ср.: Исх 7. 1 - Didasc. Apost. 9). В то же время левитами часто именуются диаконы по схожести их служения (Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 40; Сyr. Hieros. Catech. 5. 2-3) или, реже,- пресвитеры (Ambros. Mediol. De sacr. I 4, 6). Как некогда левиты служили при скинии, так и ныне епископы приносят словесные и бескровные жертвы через Великого Первосвященника Иисуса (Const. Ap. II 25). Соответственно, отрывки из ВЗ, связанные со С. в., используются в качестве примеров при установлении новых реалий жизни в Церкви. Напр., словами из Иез 34. 4-17 обосновывается уврачевание расколов (Cypr. Carth. Ep. 55. 7sq.), из Числ 20. 25-26 - порядок поставления епископов, а в Исх 19. 22 и Лев 21. 17 описан характер и содержание их служения (Cypr. Carth. Ep. 67. 1, 4sq.). Избрание первосвященника перед народом (Лев 8. 4-5) определяет необходимость наличия доброго свидетельства от внешних при избрании епископа (1 Тим 3. 7 - Orig. In Lev. 6. 3). Соответствующий возраст для посвящения в левиты (Числ 8. 24-26) также остается актуальным и для христ. духовенства, чтобы уберечь их от плотских искушений в служении (Greg. Magn. Dial. 2. 2). Раннехрист. традиция наследует представление о С. в. как о сообществе особо выделенных людей. Полное посвящение своей жизни Богу левитами не теряет значения и для епископов (Ambros. Mediol. De offic. I 50 (246)), более того, строгость нравственных установлений для С. в. только усиливается в НЗ (Ibid. 249). Напр., слова о блудной дочери (Лев 21. 9) или рассказ о нечестивых сыновьях священника Илии (1 Цар 4. 10-18) используются для обоснования строгих требований к нравственному поведению членов семей христ. духовенства (Ioan. Chrysost. De sacerd. 6. 11; Hieron. Adv. Iovin. 9. 1). Для священства НЗ остаются актуальными правила для С. в., предписывающие вести трезвый образ жизни (Лев 10. 8-11) (1 Тим 1. 5. 23; Тит 2. 2-3 - Orig. In Lev. 7. 1; Hieron. Ep. 52. 11). Установления, регламентирующие обеспечение служения левитов за счет приношений верующих (Числ 18. 1-32; Втор 18. 1-3), определяют и получение доходов епископами (ср.: 1 Кор 9. 13 - Didasc. Apost. 8).
Необходимость послушания священноначалию аргументирована на основании слов Втор 17. 12-13, направленных против тех, кто дерзко обращаются со священниками в ВЗ (Cypr. Carth. Ep. 30 (61). 4). Случаи незаконных притязаний на статус С. в. (Числ 16. 1-35; Лев 10. 1-2) являются прообразом действий раскольников и еретиков (Cypr. Carth. De unit. Eccl. 13). Рассказ о дерзновенном поступке царя Саула (1 Цар 13. 8-14) призван предостеречь всякого верующего от попыток выйти за пределы установленной иерархии (Const. Ap. VIII 46), а также обосновывает запрет совершать богослужение без участия священнослужителей (Ibid. II 27). Рассказ о наказании за пренебрежение С. в. царем Азарией (2 Пар 26. 16-21) является предостережением о недопустимости служения без епископа (Const. Ap. II 27).
Одной из форм актуализации текстов, связанных со С. в., становится типологическая интерпретация отрывков ВЗ, содержащих обличения в адрес священнослужителей. Грозные слова пророков против преступлений С. в. (напр., Ис 24. 2-6) используются для обличения грехов священников в Церкви (Greg. Magn. In Evang. 19. 17). Упрек Израилю в том, что «поставляли царей сами, без Меня» (Ос 8. 4), аллегорически истолковывается как своевольное поставление недостойных кандидатов в священники (Cypr. Carth. Ep. 3. 1). Наказание, возвещаемое прор. Малахией нечестивым священникам (Мал 1. 6), ожидает лжеименных епископов и священников (Const. Ap. VIII 1. 2).
Соответственно как образы С. в., так и связанные с ним атрибуты в раннехрист. экзгезе рассматриваются преимущественно в переносном значении. Уже Климент Александрийский старается сделать установления о С. в. актуальными в новом контексте, считая, что законы об осквернении священников ВЗ (Лев 21. 1) призваны обезопасить тех, кто ведут непорочную жизнь (Clem. Alex. Strom. IV 158. 1-4). В переносном смысле христ. гностики наследуют служение С. в. как продолжатели рода особо выделенных из общей среды людей, которые отныне, с наступлением христ. благовестия, освящаются не внешними одеждами или омовениями, но одеждою веры (Ibid. V 39. 3-4). Иерархия С. в. (от левитов до первосвященников) отображает степень, с которой христиане посвящают свою жизнь Богу (Orig. In Ioan. comm. I 2). Ориген полагает, что образы священников представляют всякого христианина, к-рый призван постоянно служить Богу и, обладая знанием мистического смысла библейского текста, благодаря праведному образу жизни приобщает остальных к опыту Богопознания; он при этом становится и сам истинным священником (Idem. In Lev. 1. 5; 2. 4;15. 3; Idem. In Num. 4. 3). Образ левитов, посвященных всецело Господу, таинственно указывает на тех верующих в Церкви, кто превосходят остальных в добродетели и стремлении проводить жизнь в Богопочитании (Idem. In Jesu Nav. 9. 5; 17. 2). Священник, поддерживающий огонь на жертвеннике (Лев 6. 12), означает всякого христианина, к-рый, став царственным священником (1 Петр 2. 9), поддерживает пламя любви к Богу на алтаре сердец верующих (Greg. Magn. Moral. 25. 15).
Закон о пребывании невольного убийцы в убежище до смерти великого священника (Числ 35. 25) пророчески говорит об искуплении Кровью Спасителя, взявшего за нас грех мира (Ambros. Mediol. De fuga saec. 9. 55; Hieron. Dial. contr. Pelag. I 34). Стояние первосвященника Аарона между живыми и мертвыми во время мятежа в народе (Числ 16. 46-48) символизирует Священника Христа, победившего смерть (Caes. Arel. Serm. 110. 2). Священники, разрушившие с помощью труб стены Иерихона (Нав 6), являются символом проповеди апостолов (Orig. In Jesu Nav. 7. 2) или христ. пастырей, которые словами проповеди разрушают стены суеверия, окружающие душу (Maxim. Taurin. Serm. 94. 2).
Описание совершаемых священниками жертвоприношений и др. священных действий (напр., Лев 1. 6-9) указывает на степень проникновения в тайный смысл Свящ. Писания или откровения о Боге (Orig. In Lev. 1. 4 sq.) Принесение первосвященником жертвы за грех (Лев 4. 3 сл.) или омовение священников перед скинией для совершения каждения (Исх 30. 18) символизируют Таинство Крещения (Orig. In Lev. 2. 4; Cyr. Hieros. Catech. 3. 2-16). Облачение Елеазара в одежды Аарона (Числ 20. 22-29) указывает на преемство в поставлении священников (Ambros. Mediol. Ep. 14. 59). Омовение и возложение хитона прор. Моисея на Аарона при его поставлении в священники (Лев 8. 1-9) символически представляет очищение каждого христианина, призванного к всеобщему священству (1 Петр 2. 9 - Orig. In Lev. 6. 3). Повеление левитам сбривать волосы (Числ 8. 7) понимается как необходимость отречения от ветхих и плотских мыслей (Greg. Magn. Moral. V 59).
Аллегорическое истолкование получают одеяния С. в. Облачение Аарона в хитон и ризу (Лев 8. 7) соотносится с повелением Христа о 2 одеждах (Лк 3. 11) и свидетельствует о преемстве двух заветов (Orig. In Lev. 6. 3). Льняной хитон, который надевает священник (Лев 16. 4), символизирует плоть Христову, а облачение в него - Боговоплощение (Beda. De Tabern. 2. 78; Orig. In Lev. 9. 2). Украшения одежд первосвященника символизируют внутреннего человека, к-рый должен быть украшен целомудрием перед Богом, чтобы Он смог войти в святая святых его души и царствовать там на престоле (ср.: Лк 17. 21 - Orig. In In Exod. hom. 9. 4). Разнообразие тканей эфода (Исх 28. 8) указывает на множество добродетелей, которыми должен обладать священник: золотой цвет символизирует премудрость познания, голубой - любовь к небесному, пурпур - царскую власть над пороками, червленый - любовь, пронизывающую все блага, крученый виссон - целомудрие (Greg. Magn. Reg. pastor. 2. 3). Двенадцать камней на одеждах Аарона (Исх 28. 21) - символ 12 апостолов (Tertull. Adv. Marcion. IV 13. 1), посреди них 2 других - «урим и туммим» («свидетельство и истина» - Исх 28. 30 по LXX), указывают на Христа как Свидетеля Истины (Cyr. Alex. Ep. 55. 1).