Седмочисленники. Роспись собора монастыря св. Наума Охридского, Македония. 1806 г. Мастер Трпо из Корицы [болг. Седмочисленици; греч. οἱ ῾Επτάριθμοι], название группы равноапостольных просветителей славян (пам. 27 июля), в которую входят Кирилл (Константин Философ) и Мефодий и ближайшие 5 их учеников - Ангеларий Охридский, Горазд, Климент Охридский, Наум Охридский и Савва, О 5 ближайших учениках равноапостольных Кирилла и Мефодия упоминается в 6-й гл. Жития равноап. Мефодия с указанием, что Римский папа Адриан II рукоположил «из славянских учеников 3 священника и 2 чтеца» (Климент Охридски. Събр. соч. София, 1973. Т. 3. С. 199). Впосл. архиеп. Охридский Феофилакт Болгарский в Пространном житии равноап. Климента Охридского перечисляет «лучших» учеников Кирилла и Мефодия, которые были «корифеями этого хора»,- Климента, Горазда, Наума, Ангелария и Савву (Флоря Б. Н., Турилов А. А., Иванов С. А. Судьбы кирилло-мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия. СПб., 2000. С. 167). Те же ученики присутствовали при кончине равноап. Кирилла, согласно т. н. Успению Кирилла. Однако это не все известные по именам ученики братьев-просветителей: так, к С. не причислен такой значимый деятель древней слав. книжности, как еп. Преславский Константин (Константин Болгарский; Там же. С. 216). Возможно, объединение в одну группу именно 7 просветителей можно объяснить сакральным значением этого числа.
Изначально почитание каждого святого, вошедшего в группу С., развивалось отдельно, но впосл. Жития этих святых стали вместе включаться в сборники, а образы - в иконографические программы росписей. Почитание С. как отдельной группы сформировалось на территории Охридской архиепископии в XVI-XVIII вв. и было призвано свидетельствовать о преемственности архиепископии от Моравской миссии равноапостольных просветителей. Впервые объединение слав. просветителей в группу «семь числом» встречается в т. н. Хиландарском сказании XVI в. («Сказание о переводе Свящ. Писания»; Ath. Chil. 482; Мареш. 1989. С. 107). Развитию почитания С. способствовали деятельность архиеп. Охридского Иоасафа II (1719-1745) и издания типографии г. Мосхополь (ныне Воскопоя, Албания), где в 1742 г. была напечатана Служба седмочисленникам (на 26 нояб.), написанная иером. Григорием (Константинидисом). В XVIII-XIX вв. образы С., вместе либо по отдельности, появились практически в каждом храме на территории Охридской архиепископии и совр. албан. областей Влёра, Берат и Фиери. Главной заслугой С. провозглашалось создание слав. азбуки и распространение слав. письменности, но после учреждения Болгарского Экзархата (1870) они стали почитаться и как основатели Болгарской Церкви. С. посвящено неск. храмов, самый известный - бывш. Чёрная мечеть в Софии, обращенная в 1903 г. в правосл. храм.
Самое раннее совместное изображение С. находится в ц. во имя Пресв. Богородицы Сливницкого (Слимницкого) мон-ря на оз. Преспа (1612): в центре ряда помещен Кирилл, по сторонам от него стоят Мефодий и Климент и остальные ученики (Мефодий, Климент и Горазд представлены в епископских облачениях, остальные - в монашеских). На фреске в ц. во имя свт. Николая Чудотворца в мон-ре Драча (1735) в центре представлен равноап. Мефодий, как руководитель Моравской миссии, с моделью храма в руке, а остальные стоят вокруг, обернувшись к нему. Та же иконография представлена и в самом известном групповом портрете С. на сев. стене в нартексе храма Наума Охридского монастыря (1806). В той же церкви С. изображены и в сцене «Успение Наума» (1800), расположенной над погребением святого. С сер. XIX в. в руках святых Кирилла и Мефодия стал изображаться свиток со слав. алфавитом; иногда свиток лежит на столе, возле которого стоят святые, как., напр., на фреске в ц. вмч. Георгия Победоносца в с. Драгойново в Пловдивской обл. (1870).