Сент-Люсия [англ. Saint Lucia], гос-во в Вест-Индии, в центральной части М. Антильских о-вов (группа Наветренные о-ва). Занимает о-в Сент-Люсия. Территория 616 кв. км. Столица - Кастри (4 тыс. чел., с пригородами - 22 тыс. чел.; перепись 2010 г.). Офиц. язык - английский. Абсолютное большинство жителей владеют также антильским франко-креольским языком. Административно-территориальное деление: 11 округов (district). С.-Л.- члeн ООН (1979), Содружества (1979), МВФ (1979), МБРР (1980), ОАГ (1979), Сообщества стран Карибского бассейна (КАРИКОМ; 1974), ВТО (1995), Международной организации Франкофонии (1981). География. Расположено на острове вулканического происхождения. Омывается с запада Карибским м., с востока - Атлантическим океаном. Максимальная протяженность с севера на юг 43 км, с запада на восток 22 км. Береговая линия на востоке, севере и северо-западе сильно изрезана многочисленными заливами и бухтами. Рельеф гористый, высоты до 950 м (высшая точка страны - гора Жими на юго-западе острова). В кальдере Калибу встречаются термальные источники. Вдоль побережья - полоса низменности. Климат тропический, пассатный. Среднемесячная температура 24-26°C. Осадков выпадает от 150 мм в год на севере до 2500-3500 мм на склонах горы Жими, наибольшее их количество - с мая по авг. С июля по нояб. часты тропические ураганы. На территории С.-Л. много небольших рек. В растительном покрове преобладают вечнозеленые тропические леса. Фауна острова представлена в основном птицами, грызунами, пресмыкающимися, имеется неск. видов эндемичных пресмыкающихся и птиц, в т. ч. синелицый амазон, считающийся одним из национальных символов. Природные резерваты, в т. ч. охраняемый природный район Питон, включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (2004).
Интерьер католич. собора Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии в Кастри. Фотография. 2020 г. Фото: Terry Ott / Flickr.com 178,7 тыс. чел. (по оценкам на 2018). Ок. 96% населения составляют потомки чернокожих рабов, в т. ч. ок. 11% - мулаты, 2,2% - выходцы из Юж. и Юго-Вост. Азии, 1,8% - др. группы (карибы, европейцы и др.). Cреднегодовой прирост населения - 0,8%, рождаемость - 12,7 на 1 тыс. чел., смертность - 7,8 на 1 тыс. чел., показатель фертильности - 1,73 ребенка на 1 женщину. Средняя ожидаемая продолжительность жизни - 78,7 года (мужчины - 75,96, женщины - 81,6). Доля детей в возрасте до 14 лет - 19,2%, лиц от 15 до 64 лет - 67,7, лиц 65 лет и старше - 13,1%. Степень урбанизации - 18,9%.
С.-Л.- унитарное гос-во. Форма правления - конституционная монархия в рамках Содружества. Конституция С.-Л. принята 20 дек. 1978 г. (действует с 22 февр. 1979). Глава гос-ва - брит. монарх, представленный генерал-губернатором. Законодательную власть осуществляет 2-палатный парламент, включающий Палату собрания (17 депутатов, избираются всеобщим голосованием на 5 лет) и Сенат (11 членов, назначаются на 5 лет генерал-губернатором, в т. ч. 6 - по рекомендации премьер-министра, 3 - лидера оппозиции, 2 - после консультации с религиозными, экономическими и социальными группами). Исполнительная власть принадлежит кабинету министров во главе с премьер-министром, к-рый утверждается генерал-губернатором. Как правило, им становится лидер победившей на выборах партии. Существует 2-партийная система. Политические партии: Лейбористская партия и Объединенная рабочая партия. Судебная система основана на сочетании французского и англо-американского права.
89,8% населения - христиане: 61,1% - католики, 28,7% - представители различных протестант. деноминаций; 2% - адепты карибских синкретических культов (гл. обр. растафарианцы); 0,3% - индуисты; 0,1% - мусульмане; 7,8% не относят себя ни к одной религ. группе (перепись 2010 г.).
в С.-Л. представлена архиеп-ством Кастри, к-рое относится к Антильской епископской конференции (центр в Тринидаде и Тобаго). Еп-ства-суффраганы (за пределами страны): Кингстауна, Розо, Сент-Джорджеса в Гренаде и Сент-Джонс - Бастер. По данным на 2019 г., католиков на С.-Л. насчитывалось 126,3 тыс. чел. (An. Pont. 2020. P. 152).
Англиканская Церковь (1,6% населения) представлена 2 приходами, образующими архидиаконат С.-Л. в составе англикан. диоцеза Наветренных о-вов (центр в Сент-Винсенте и Гренадинах) Церкви провинции Вест-Индия. Адвентистов седьмого дня (10,4% населения) объединяет миссия, относящаяся к Конференции Карибского союза. Пятидесятники (10,3% населения) представлены общинами Церкви апостольской веры, Церкви Бога (Кливленд), Пятидесятнических ассамблей Вест-Индии, местной афро-карибской церковью «Потоки силы» (основана в 70-х гг. XX в.). Общины евангеликов (2,2% населения) относятся к Евангелической церкви Вест-Индии. Баптисты (2,1% населения) представлены общинами, к-рые связаны с амер. объединением Баптистские мид-миссии, а также общинами духовных баптистов (ранее были известны как шейкеры или шаутеры) - последователей афрохрист. культа, возникшего во 2-й пол. XIX в. Иеговы свидетели (1,1% населения) имеют 11 объединений. Общины методистов (0,5% населения) находятся в юрисдикции Методистской церкви на Карибских о-вах и в Америках (Methodist Church in the Caribbean and the Americas; основана в 1967, центр в Антигуа и Барбуде). Также имеются небольшие общины братьев, последователей Армии спасения.
Приверженцев ислама (офиц. данных о численности нет) объединяет Исламский центр С.-Л. Индуизм (офиц. данных о численности нет) исповедуют гл. обр. выходцы из Юж. Азии.
Новые религ. движения представлены растафарианцами (1,9% населения) и адептами Бахаи религии.
Действующая Конституция С.-Л. в преамбуле провозглашает веру в «верховенство Бога» одним из фундаментальных принципов гос-ва наряду со свободой и с достоинством человека. Гарантируется свобода совести, включая свободу вероисповедания, его частного и публичного выражения, выбора и смены религии, как индивидуально, так и в составе общины; религ. орг-ции имеют право открывать и содержать учебные заведения, вести религ. образование на добровольной основе (ст. 9). Служители культов не имеют права избираться в Палату собрания (ст. 26). Религ. организации, насчитывающие свыше 250 членов, подлежат гос. регистрации, что дает среди прочего право на налоговые и др. льготы.
Древнейшие достоверно зафиксированные следы присутствия человека на о-ве Сент-Люсия относятся ко II в. по Р. Х. и связаны с индейцами-араваками, к-рые заселили М. Антильские о-ва с юга, из долины Ориноко. Они называли остров Иоуаналао (Земля игуан). В IX-XI вв. араваков вытеснили и ассимилировали карибы, к-рые дали о-ву Сент-Люсия название Хиванарау (позднее Хеванорра). Согласно легенде, известной не ранее XIX в., остров обнаружил Х. Колумб в ходе 4-й экспедиции, 13 дек. 1502 г., и дал название в честь мц. Лукии Сиракузской, чья память отмечалась в тот день. В действительности в дневниках Колумба нет упоминаний об о-ве Сент-Люсия, в дек. 1502 г. он находился в районе совр. Панамы. Название Сент-Люсия (Sancta Lucia) впервые встречается в указе кор. Фердинанда (Фернандо) II Арагонского от 23 дек. 1511 г., разрешающем обращать в рабство индейцев-карибов, враждебно настроенных по отношению к испанцам (Jesse C. The Spanish Cedula of December 23, 1511, on the Subject of the Caribs // Caribbean Quarterly. Kingston, 1963. Vol. 9. N 3. P. 22-32). По-видимому, остров был открыт в нач. XVI в. испан. моряками, давшими ему совр. название. Попыток основать поселение на о-ве Сент-Люсия испанцы не делали. Со 2-й пол. XVI в. Наветренные о-ва, в т. ч. Сент-Люсия, посещали английские, французские и нидерландские моряки (в 50-х гг. XVI в. здесь был франц. флибустьер Ф. Леклерк, в 1593 - англ. корсар Дж. Лангтон). В 1605 г. поселение на о-ве Сент-Люсия (на юж. оконечности острова, в районе совр. г. Вьё-Форт) попытались основать англичане с корабля «Олиф Блоссом», сбившегося с курса по пути из Англии в Гвиану. Вскоре большинство их было убито карибами, остальные бежали. В 1627 г. англ. кор. Карл I предъявил права на о-в Сент-Люсия в числе др. «островов карибов». Во 2-й пол. 30-х гг. XVII в. англичане и французы предприняли неск. попыток закрепиться на острове, оказавшихся неудачными. В 1650 г. французы с Мартиники основали поселение на северо-западе острова, получившее название Каренаж (в 1785 переименовано в честь франц. министра флота и колоний Ш. Э. Г. де ла Круа, маркиза де Кастри). Первоначально они поддерживали дружеские отношения с карибами, но после начала в 1654 г. войны вынуждены были покинуть остров (1656). В 60-х гг. XVII в. продолжалось англо-франц. соперничество за Сент-Люсию, по Бредскому миру 1667 г. права на остров остались за Францией (подтверждено Рисвикским миром 1697 г.). В 1674 г. контроль над Сент-Люсией перешел от Французской Вест-Индской компании к франц. короне. Число колонистов на острове постепенно росло, они занимались охотой, рыбной ловлей, выращивали хлопок, ввозили чернокожих рабов из Африки и с вест-индских островов. Большинство карибов во 2-й пол. XVII-XVIII в. покинули остров, оставшиеся были ассимилированы. По англо-франц. соглашению 1720 г. Сент-Люсия была объявлена нейтральной территорией (подтверждено в 1731), но франц. поселенцы продолжали оставаться на острове, к-рый использовался для контрабанды и другой незаконной деятельности. В 1744 г. франц. власти с Мартиники предъявили права на Сент-Люсию и сохраняли контроль над островом до 1762 г., несмотря на то что Ахенский мир 1748 г. формально подтвердил его нейтральный статус. В ходе Семилетней войны, в 1762 г., англичане без боя захватили Сент-Люсию, но по Парижскому миру 1763 г. вернули ее Франции. Офиц. признание франц. владычества резко ускорило иммиграцию на остров, в т. ч. с отошедших Великобритании Гренады и Сент-Винсента. На Сент-Люсии стали возникать плантации сахарного тростника и сахароварни, на к-рых работали рабы. Во время англо-франц. войны 1778-1783 гг. британцы после крупного морского сражения у берегов Сент-Люсии захватили остров (дек. 1778), население к-рого в то время составляло свыше 19 тыс. чел. (в т. ч. 16 тыс. рабов). По Версальскому миру 1783 г. Сент-Люсия была возвращена Франции. Остров серьезно пострадал от т. н. Великого урагана 1780 г., самого разрушительного за всю историю наблюдений. Война и природные катаклизмы привели к разорению части плантаций, массовому бегству рабов в центральные труднодоступные районы острова.
В период Французской революции 1789-1799 гг., с 1792 г., на Сент-Люсии действовали представители революционных групп. В февр. 1794 г. якобинские власти объявили об отмене рабства, но уже 1 апр. того же года остров захватили англичане. Франц. революционеры и часть бывших рабов оказывали им сопротивление (т. н. Первая разбойничья война). В апр. 1795 г. на Сент-Люсию прибыл с вооруженным отрядом комиссар Национального конвента В. Ж.-Б. Юг (1762-1826), заставивший к июню капитулировать брит. гарнизон. Была подтверждена отмена рабства, белые плантаторы бежали с острова. Прибытие на Сент-Люсию в апр. 1796 г. крупного британского отряда под командованием ген. Р. Аберкромби заставило французов капитулировать, часть африканцев и мулатов продолжала сопротивление до 1797 г. (Вторая разбойничья война). По Амьенскому миру 1802 г. Сент-Люсия была возвращена Франции, Наполеон Бонапарт распорядился восстановить рабство. Уже в июне 1803 г. остров вновь захватили англичане, их владение было офиц. закреплено Парижским мирным договором 1814 г.
Первоначально С.-Л. была отдельной коронной колонией, с 1838 г. входила в колонию Наветренные о-ва (центр на Барбадосе, с 1885 на Гренаде). Колониальные власти делали ставку на развитие производства сахарного тростника, сосредоточенного на крупных плантациях. Возникшую после отмены рабства в Британской империи (1834-1838) нехватку рабочих рук пытались компенсировать ввозом рабочих из Африки и Юж. Азии, развитием аренды на основе испольщины. Число мелких фермерских хозяйств до 80-х гг. XIX в. было невелико. Тяжелые экономические условия вели к постоянной эмиграции: в др. страны Вест-Индии, США, Канаду, с 50-х гг. ХХ в.- в Великобританию. По Конституции 1924 г. в колонии был создан Законодательный совет, большинство членов к-рого назначалось брит. властями. В ходе второй мировой войны, 9 марта 1942 г., герм. подводная лодка потопила в гавани Кастри 2 судна союзников. С 50-х гг. ХХ в. главным предметом экспорта С.-Л. стали бананы. В 1951 г. все взрослое население острова получило избирательное право, возникли первые политические орг-ции: левая Лейбористская партия (1949), правоцентристская Народная прогрессивная партия (1950, с 1964 в составе Объединенной рабочей партии). В 1958-1962 гг. С.-Л. входила в Вест-Индскую федерацию. После ее распада включена в 1967 г. в объединение «Вест-Индские ассоциированные государства», его члены получили внутреннее самоуправление под властью брит. короны. 22 февр. 1979 г. Великобритания предоставила С.-Л. независимость в рамках Содружества. В 1967-1979, 1982-1997, 2006-2011 гг. у власти находилась Объединенная рабочая партия, в 1979-1982, 1997-2006, 2011-2016 гг.- Лейбористская партия, на выборах 2016 г. вновь победила Объединенная рабочая партия. Серьезными проблемами страны остаются высокий уровень преступности и бедности, природные катаклизмы (ураганы 1980, 1994, 2002, 2007 гг. и др.). С 90-х гг. ХХ в. важную роль в экономике начал играть туризм. В 1966 и 1985 гг. С.-Л. посетила кор. Елизавета II. Дипломатические отношения между РФ и С.-Л. установлены 19 апр. 2004 г.
Вероятно, еще в XVII в. на Сент-Люсию иногда приезжали католич. священники, окормлявшие колонистов, но 1-е документально зафиксированное богослужение на острове совершил 24 июля 1719 г. пресв. Ф. Сюффре де Вильнёв. В 1749 г. был назначен постоянный приходский священник. После окончательного установления в 1814 г. брит. владычества большинство жителей оставались католиками, однако серьезной проблемой была нехватка священников, иногда на 9 приходов (с 1819 относились к апостольской префектуре Вест-Индии, с 1850 - к архиеп-ству Порт-оф-Спейна) было всего 1-2 священника. Заметную роль в жизни острова в XIX в. играли члены франц. католич. конгрегаций. С 1847 г. на Сент-Люсии служили монахини конгрегации клюнийских сестер св. Иосифа (основана в 1807 католич. блж. Анной Марией Жавуэ), открывшие в 1854 г. в Кастри 1-ю на острове школу для девочек. В 1878 г. на Сент-Люсию прибыли священники из франц. конгрегации сыновей Блж. Марии Непорочной Девы (шаваньские отцы; основана в 1805 пресв. Л. М. Бодуэном). К кон. XIX в. ее члены служили на всех приходах острова. Они также открыли неск. начальных школ и участвовали в основании колледжа Пресв. Девы Марии в Кастри (1890). Первоначально там работали светские преподаватели, в 1947-1975 гг. колледжем руководили священники из ирл. конгрегации братьев Введения Марии во храм (основана в 1802 католич. блж. Эдмундом Райсом). Среди выпускников колледжа были мн. видные политики, ученые и деятели культуры, в т. ч. экономист А. Льюис (лауреат Нобелевской премии по экономике 1979 г.), поэт и драматург Д. Уолкотт (лауреат Нобелевской премии по литературе 1992 г.). Усилиями шаваньских отцов в 1894-1899 гг. в Кастри на месте старой приходской церкви (освящена в 1836) был построен деревянный собор в честь Непорочного Зачатия (освящен в 1931), один из крупнейших в регионе, с 1999 г. он имеет ранг малой базилики. В 1956 г. Кастри стал центром католич. диоцеза, в 1974 г.- архидиоцеза. 7 июля 1986 г. С.-Л. посетил с пастырским визитом папа Римский Иоанн Павел II (1978-2005).
Среди представителей брит. колониальной администрации и членов их семей были распространены гл. обр. англиканство, методизм и пресвитерианство (в 1844 всего ок. 400 чел.). Первый англикан. священник приехал на о-в Сент-Люсия в 1819 г., церковь открыта в 1832 г.
C посл. трети ХХ - нач. XXI в. число католиков уменьшилось (в 1960 католики составляли свыше 92% населения), в результате деятельности миссионеров из США и Канады появилось значительное число общин адвентистов седьмого дня, пятидесятников, баптистов и евангеликов.