[От греч. πρεσβύτερος - старший], одно из основных направлений в кальвинизме. П. предусматривает такую форму церковного устройства, при которой отдельные конгрегации управляются избираемыми старейшинами (пресвитерами ), пасторами и диаконами. Старейшины, как правило, занимаются поддержанием дисциплины в общине и следят за соблюдением порядка. Обязанность проповеди и отправления таинств возлагается на пасторов, к-рыми избираются люди, имеющие специальную подготовку. И те и другие при вступлении в должность проходят ординацию, так что различие между светскими лицами и духовенством в П. достаточно условно, во мн. церквах, особенно с XX в., к службе допускаются женщины. Диаконы в общинах могут заниматься вопросами благотворительности и хозяйственными делами конгрегации, либо помогая пресвитерам, либо независимо от них. Богословским обоснованием этой системы является идея всеобщего священства и изложенная Ж. Кальвином в «Наставлении в христианской вере» трактовка НЗ, согласно к-рой упоминаемые в нем епископы, пресвитеры, пастыри и служители суть одно и то же и над ними нет вышестоящих руководителей - пап, патриархов и т. п.
Во избежание сосредоточения церковной власти в одних руках, что, с т. зр. пресвитериан, противоречило бы Слову Божию, каждая конгрегация управляется коллегиальным органом, в который входят все старейшины, сессией, или консисторией; иногда наряду с ней существует совет общины, куда входят также диаконы (в иных случаях они могут включаться в состав консистории). Эти собрания имеют право определять и регулировать разные стороны духовной жизни своей конгрегации, принимать новых членов общины, наказывать провинившихся и т. д. В отличие от конгрегационалистских общин пресвитерианские по географическому принципу объединяются в пресвитерии, к-рые занимаются утверждением и ординацией выбранных пасторов, могут отстранять их от службы, организуют и реорганизуют приходы. В крупных церквах неск. пресвитерий объединяют синоды, а высшим органом управления отдельной пресвитерианской церкви является Генеральная ассамблея, состоящая из делегатов пресвитерий и обычно созываемая ежегодно. Каждый из этих органов на время заседаний избирает модератора и секретаря, занимающихся организацией и протоколированием его работы, однако не имеющих особенной власти вне заседаний синода или ассамблеи.
Определенные черты пресвитерианского устройства были свойственны еще средневек. вальденсам и гуситам (см. в ст. Гус Я.), о подобной организации Церкви писали нек-рые протестант. богословы 20-30-х гг. XVI в., в частности Уильям Тиндал и Ламберт Авиньонский. Однако в полной мере такое устройство воплотилось в Женеве при Кальвине, в сер. XVI в. В течение того же столетия устроенные по пресвитерианской модели церкви возникают в ряде европ. гос-в. Во Франции такая церковь была впервые установлена тайной ассамблеей протестант. общин (1-й национальный синод Реформатской церкви Франции), состоявшейся в Париже 25-28 мая 1559 г., а наибольшую популярность она приобрела в период действия Нантского эдикта (1598-1685) (см. Гугеноты). В Нидерландах пресвитерианская реформатская церковь была учреждена синодом в Эмдене в 1571 г., решения к-рого впосл. подтверждались и дополнялись неск. синодами, из к-рых наиболее известен Дордрехтский, состоявшийся в 1618-1619 гг. (см. ст. Дортский синод). В Германии П. получило распространение в прирейнских областях, в особенности на находившихся под нидерланд. влиянием нижнерейнских землях, важную роль в этом сыграл синод в Везеле (1568), в котором участвовали нидерланд. эмигранты. Впосл. пресвитерианское устройство церкви в ряде герм. гос-в было подтверждено синодами в Дуйсбурге (1610) и Клеве (1653).
Наименование «пресвитериане» в более узком смысле закрепилось за сторонниками такого церковного устройства в Британии и англоязычных странах. Решающее влияние на распространение П. оказал шотландский богослов и реформатор Дж. Нокс, вернувшийся в 1559 г. на родину после неск. лет эмиграции, значительную часть к-рых он провел в Женеве, где общался с Кальвином и воспринял его взгляды на различные вопросы религии, в т. ч. на церковное устройство. После того как в Шотландии была упразднена католич. Церковь, Нокс вместе с группой единомышленников подготовил проект реорганизации церкви по пресвитерианской модели, частично реализованный, но не утвержденный законодательно. В 1561 г. он рассматривался парламентом, однако не был принят, а затем его принятие было отложено из-за возвращения в Шотландию кор. Марии Стюарт - католички и противницы церковных реформ. Пресвитерианское устройство в церкви Шотландии во всей полноте было установлено парламентом в 1592 г. Тем не менее кор. Яков VI - сторонник епископального устройства церкви пытался ограничить пресвитерианские свободы и усилить влияние монарха в церковной жизни. Став в 1603 г. королем Англии (под именем Якова I), он стал проводить политику унификации церковной жизни в обоих королевствах. Несмотря на то что в Англии пресвитерианские взгляды, распространявшиеся в основном с нач. 70-х гг. XVI в., после кембриджских лекций Т. Картрайта и появления первых пуританских памфлетов, не получили такой популярности, как в Шотландии, к нач. XVII в. их придерживались большинство англ. пуритан (см. Пуританизм). Попытка добиться согласия последних с королевской супрематией и, следов., их включения в официальную церковь, предпринятая на конференции в Хамптон-Корте в 1604 г., не принесла желаемых результатов. Недовольство шотл. пресвитериан вызвало восстановление в стране в 1606 г. епископата, задачей к-рого был контроль за деятельностью пресвитерий и синодов, причем полномочия приходских собраний были сохранены. В 1617 г. утверждены «Пять пертских статей», вводивших определенные элементы богослужения Церкви Англии в практику Церкви Шотландии (см. Англиканская Церковь). Воспринятые как попытка частично реставрировать католицизм, они были отклонены Генеральной ассамблеей Церкви Шотландии, но приняты синодом в Перте, специально созванном королем, что вызвало серьезное недовольство шотл. пресвитериан.
Церковная политика кор. Якова I Стюарта, продолженная его сыном, Карлом I Стюартом, привела к восстанию в Шотландии и к подписанию в 1638 г. «Национального завета» (ковенанта) (см. ст. Ковенантеры), упразднявшего все церковные нововведения 1-й трети XVII в. и восстановившего пресвитерианскую церковь. Пресвитериане, получившие в годы правления первых Стюартов значительное представительство в англ. парламенте, сыграли ключевую роль на 1-м этапе Английской революции, имея большинство в Долгом парламенте с 1640 г. до т. н. Прайдовой чистки 1648 г., когда большая часть пресвитериан, выступавшая за продолжение переговоров с королем, была изгнана из парламента. В 1643-1649 гг. в Лондоне также действовала Вестминстерская ассамблея, состоявшая из англ. и шотл. пресвитериан, подготовившая в 1646 г. кальвинистское по содержанию Вестминстерское исповедание веры, принятое впосл. мн. пресвитерианскими церквами (в 1647 его приняла Церковь Шотландии), а также - в измененном виде - нек-рыми конгрегационалистами и баптистами.
После реставрации Стюартов (1660) пресвитериане в Англии и Шотландии составили одно из наиболее многочисленных течений нонконформистов. Наряду с прочими они получили право на свободу вероисповедания после Славной революции 1688 г. Уже в 1689-1690 гг. в Шотландии была восстановлена пресвитерианская церковь, господствующее положение которой было закреплено Актом об унии Англии и Шотландии 1707 г. В 1711 г. парламент Великобритании восстановил в Шотландии традиц. право светских патронов назначать священников, так что они могли не считаться в этом вопросе с мнением общин. Это установление, а также разногласия, возникающие в отношениях церкви со светской властью вызвали ряд конфликтов и расколов, в результате к-рых в Шотландии образовались Первая сецессионистская церковь (1733), Утешающая церковь (1761), Свободная церковь (1843). Отмена права патроната в 1874 г. способствовала воссоединению нек-рых из них: в частности, в 1929 г. большая часть независимой Объединенной свободной церкви Шотландии соединилась с гос. Церковью Шотландии, являющейся поныне крупнейшей организацией шотландских пресвитериан. В Англии в XVIII-XX вв. также образовался целый ряд пресвитерианских церквей, разногласия между к-рыми носят богословский (в частности, в XVIII в. среди английских нонконформистов возникли ожесточенные споры между унитариями и тринитариями) или организационный характер. Большая часть английских пресвитерианских орг-ций в 1972 г. соединилась с конгрегационалистами в Объединенную реформатскую церковь Англии.
Распространение П. в др. регионах было связано прежде всего с эмиграцией из Шотландии и Англии, а также с миссионерской деятельностью в бывш. брит. колониях. В Ирландии пресвитерианские общины возникли в нач. XVII в. благодаря шотл. переселенцам, 1-я пресвитерия основана в Ольстере в 1647 г. В Америке пресвитериане появились в 30-х гг. XVII в., в 1706 г. в Филадельфии образована 1-я пресвитерия в Нов. Свете, в 1717 г. созван генеральный синод, в 1789 г.- Генеральная ассамблея Пресвитерианской церкви США. Из многочисленных пресвитерианских объединений в США в наст. время крупнейшим является Пресвитерианская церковь США, образованная в 1983 г. при слиянии 2 существовавших ранее церквей, одна из к-рых возводила свою историю к 1-й пресвитерии в Филадельфии. В Канаде большинство пресвитериан принадлежат к Объединенной церкви Канады, образованной в 1925 г., в состав которой также входят методисты и конгрегационалисты. Значительные пресвитерианские общины существуют также в Австралии, Нов. Зеландии, Мексике, Бразилии, Кении, Малави, ЮАР, Гонконге, Индии и Юж. Корее, где пресвитерианами являются ок. 11% населения. Большинство пресвитерианских церквей входит в образованный в 1970 г. Всемирный альянс реформатских церквей. В совр. России пресвитериане появились в 1991 г. благодаря деятельности южнокорейских (в основном) и североамериканских миссионеров, наиболее активно действовавших на Дальн. Востоке, в Сибири, а также в С.-Петербурге и Москве. На апр. 2019 г. в РФ зарегистрировано 188 пресвитерианских орг-ций (из них 8 централизованных).