[греч.: Σεραπίων ὁ Σινδόνιος; сир.
; лат. Serapion] (IV в. (?)), прп. (пам. 7 апр., 14 мая; пам. греч. 21 марта). Основным источником сведений о С. С. является «Лавсаик» прп. Палладия, еп. Еленопольского (IV-V вв.) (Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). 37). С. С. происходил из Египта. Он одевался лишь в синдон (нижняя рубашка из тонкого полотна), за что и получил прозвище Синдонит. С. С. усердно подвизался в нестяжательности, был весьма грамотным, наизусть знал Свящ. Писание. Ревнуя о совершенствовании добродетелей, он не имел даже кельи, а путешествовал по различным областям, проповедуя Евангелие. Придя в некий город, С. С. продал себя в рабство за 20 монет мимам-язычникам и полученные деньги хранил у себя. Все время пока подвижник жил у язычников, он питался только хлебом и водой и непрестанно наставлял своих хозяев в истинной вере. В результате актеры обратились в христианство и оставили театр. Приняв вместе со всеми ближними от С. С. крещение, мимы хотели даровать святому свободу и оставить жить в своем доме. Однако С. С. вернул хозяевам деньги, за к-рые они его купили, и отправился в др. города проповедовать Христа.
В Афинах он в течение 3 дней оставался без еды и на 4-й день сильно взалкал. Взойдя на холм, где собирались городские чиновники, он стал взывать о помощи. Когда сбежавшиеся на крики афиняне спросили его, в чем дело, С. С. ответил, что, покинув родину, он попал в руки 3 заимодавцев, двоим из к-рых вернул долг, и они оставили его, а 3-й продолжает преследовать и требовать уплаты. Афиняне просили С. С. назвать 3 заимодавцев и обещали помочь расплатиться с последним. Он сказал, что первые 2 - сребролюбие и сластолюбие, а 3-й - чревоугодие, и т. к. он уже неск. дней ничего не ел, чрево не дает ему покоя. Нек-рые из находящихся там философов решили, что С. С. притворяется, однако подали ему милостыню. Он тотчас купил хлеб и навсегда покинул Афины. В Лакедемоне (Спарте) С. С. снова продал себя в рабство некоему знатному человеку, к-рый вместе со всеми домашними был под влиянием манихейства. За 2 года подвижник отвратил спартанца и его ближних от ереси и вернул в лоно Церкви, после чего отправился на корабле в Рим.
Первые 4 дня путешествия он ничего не ел. Когда С. С. спросили о причине такого поведения, он ответил, что у него нет ни денег, ни еды, чем сильно рассердил моряков, т. к. они поняли, что он не сможет оплатить поездку. С. С. предложил морякам вернуть его туда, где он сел на корабль, но они не согласились прерывать плавание из-за него. Т. о., С. С. благополучно прибыл в столицу империи. В Риме он получил наставления от ученика Оригена по имени Домнин, мужа, отличавшегося и нравом и знаниями, чье ложе даже после его смерти исцеляло болящих. Домнин сообщил С. С., что в городе живет великая подвижница-дева, к-рая 25 лет пребывает в безмолвии и не выходит из дому. С трудом добившись встречи с ней, С. С. узнал, что, по ее мнению, она умерла для мира. Тогда подвижник просил деву доказать ему это, покинув дом, ибо, как он говорил, мертвый ничего не чувствует. Дева согласилась и дошла до церкви. Там С. С. повелел подвижнице дать ему др. свидетельство того, что она больше не существует для людей, а именно пройти обнаженной по городу, притом что он пойдет в таком же виде впереди нее. Подвижница не смогла исполнить волю святого. Т. о. он смирил ее, показав, что достиг большего бесстрастия. С. С. совершил множество др. удивительных поступков. Он скончался на 60-м году и был похоронен в Риме (по нек-рым рукописям - в пустыне).
Повествование о С. С., написанное на основе «Лавсаика», существует на арм. языке (BHO, N 1045-1046). Кроме того, на сир. языке сохранилось Житие С. С. (BHO, N 1047), сюжет к-рого в целом повторяет историю, изложенную прп. Палладием, однако содержит дополнительные детали, иногда заимствованные из повествований о др. святых. Самые ранние рукописи, содержащие текст Жития, относятся к VI в. (Lond. Brit. Lib. add. 14616, 14582). После рассказа об обращении в христианство актеров-язычников благодаря С. С. говорится, что подвижник побывал в некой егип. обители, где исцелил монахиню, у которой болела нога, и воздал почести др. сестре, взявшей на себя подвиг юродства. С. С. побывал в Александрии и привел к покаянию некую женщину, к-рая хотела выглядеть благочестиво, но в душе была жадной. По пути в Рим он укротил бурю и избавил моряков от шаровой молнии и огромного змея. В Риме моряки стали монахами, а С. С. продал себя человеку из Коринфа по имени Ермоген, который воздвиг храм Диане. С. С. сокрушил идолов и привел к вере Ермогена, а затем и его жену. С. С. путешествовал по другим городам, проповедовал Евангелие, исцелил бесноватого. В Афинах он беседовал с философами, обратил к вере и крестил мн. жителей этого города. Без к.-л. вреда С. С. вошел в пламя, после чего некий манихей уверовал во Христа. Затем святой снова прибыл в Рим, т. к. в дочь Ермогена вселился бес. С. С. исцелил деву, построил для нее мон-рь, в к-ром она поселилась со мн. другими женами. Подвижник удалился в пустыню, где повстречался с неск. отшельниками: со старцем, к-рый 38 лет не мог побороть блудные помыслы, но по молитвам С. С. избавился от этого искушения; с 2 отшельниками, питавшимися финиками, к-рые они выменивали на сделанные ими коврики у отшельника Марка; с Поликарпом, к-рый сжег себе пальцы на руке, чтобы не вступать в сношения с блудницей. Наконец, С. С. пришел в обитель прп. Пахомия Великого и там провел последние 3 года жизни, нося под сидоном железный пояс, от к-рого у него на теле было множество ран. О близости кончины он узнал от прп. Антония. Перед смертью подвижник причастился Св. Таин, побеседовал с братией и мирно скончался. С. С. был похоронен близ мон-ря. Феофил I, патриарх Александрийский, направил в мон-рь прп. Пахомия послание, в к-ром выразил соболезнования в связи с кончиной С. С.
Ф. Но высказал предположение о том, что С. С., возможно, следует отождествлять с егип. подвижником, обратившим ко Христу блудницу по имени Таисия (см. ст. Таисия, прп. Фиваидская). Данная т. зр. находит подтверждение в первоначальном Житии прп. Таисии (BHG, N 1695), написанном, по мнению Но, на греч. языке в IV или V в., а также в главе из алфавитного сб. Apophthegmata Patrum, где рассказывается об авве Серапионе, не названном, однако, Синдонитом, который обратил ко Христу безымянную блудницу и направил ее в мон-рь (PG. 65. Col. 413-417). Кроме того, Ф. Но отметил сходства между описанием одежды и места захоронения С. С. в сир. Житии святого и найденной в нач. XX в. близ Антинополя (ныне Эш-Шейх-Ибада, Египет) каменной могилой некоего Серапиона, также облаченного в простую одежду с железным поясом. Рядом с этим захоронением была обнаружена могила некой Таисии (Nau. 1903).
В визант. стишном Синаксаре 1301 г. (Paris. Coislin. 223) под 21 марта содержится память С. С., названного Милостивым, с указанием, что он происходил из Сидона и скончался в мире (SynCP. Col. 551-552). Под 28 авг. в этом же Синаксаре содержится сказание о С. С. (Ibid. Col. 929-932), составленное на основе Жития патриарха свт. Иоанна V (III) Милостивого, написанного Леонтием, еп. Неапольским, в 1-й пол. VII в. (BHG, N 886). Согласно этому тексту, однажды свт. Иоанн, рассказывая о подвигах отцов-пустынников, сообщил, как С. С. отдал плащ нищему, а затем нижнюю рубашку человеку, дрожащему от холода, и т. о. оказался раздетым. Когда его спросили, кто его обокрал, подвижник указал на Евангелие, к-рым прикрывал свою наготу. Потом он продал и Евангелие, а полученные деньги раздал нищим, согласно написанному в нем (ср.: Мф 19. 21), чтобы в Судный день иметь большее дерзновение пред Богом (ср.: 1 Ин 4. 17). Также С. С. помог бедной вдове, к-рой нечем было кормить детей: не имея денег, он велел женщине продать его в рабство греч. мимам, а на вырученные деньги купить еду. Вскоре С. С. обратил актеров в христианство (Leontios' von Neapolis. Leben des heiligen Johannes des Barmherzigen, Erzbischofs von Alexandrien / Hrsg. H. Gelzer. Freiburg i. Br.; Lpz., 1893. S. 48-49; PL. 73. Col. 359-360). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца память С. С. указана под 21 марта (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 4. Σ. 118). В «Новом Синаксаристе» иером. Макария Симонопетрского рассказ о С. С. из «Лавсаика» совмещен с повествованием об обращении ко Христу прп. Таисии (Μακαρ. Σιμων. Νέος Συναξ. Τ. 7. Σ. 215-218 (рус. пер.: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 4. С. 486-488)).
В XIV в. при переводе греч. Синаксарей на слав. язык память святого под 21 марта вошла в слав. стишные Прологи; здесь он назван не Синдонитом, но Милостивым и ошибочно указано, что преподобный происходил «от Посидона» (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 7. С. 65). В ВМЧ митр. Макария память С. С. обозначена под тем же числом и с тем же эпитетом, местом его рождения неверно указан Писодон. Под 7 апр. содержится память Серапиона Мниха, под которым следует понимать С. С. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 38, 71 [1-я паг.]; ВМЧ. Апр. Дни 1-8. Стб. 299-301). Свт. Димитрий, митр. Ростовский, поместил под 14 мая сказание о С. С., написанное на основе «Лавсаика» и сказания из Пролога ([Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 3. Л. 448-449 об.).
В зап. «исторических» Мартирологах IX в. под 21 марта указана память Серапиона анахорета без к.-л. указаний (Мартиролог Флора; см.: Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 329) или с добавлением, что святой подвизался в Александрии и был весьма добродетельным мужем (Мартирологи Адона Вьеннского (MartAdon. P. 109); мон. Узуарда (MartUsuard. P. 198)). По мнению болландистов, данная память возникла на основе Иеронимова Мартиролога, в котором под этим же числом содержится запись: «...в Александрии Серапиона монаха». В данном случае под Серапионом следует понимать одноименного Александрийского мученика (см. Серапион, мч. Александрийский (пам. зап. 20 февр.)), о к-ром повествуется в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (Euseb. Hist. eccl. VI 41) и память к-рого вместе с памятью мч. Васса (Висы) содержится под 19 марта в Сирийском Мартирологе (PO. T. 10. Fasc. 1. P. 14); указание, что святой был монахом, следует признать ошибочным (MartHieron. Comment. P. 154). В 80-х гг. XVI в. Цезарь Бароний обозначил под 21 марта память Серапиона, анахорета и еп. Тмуитского, в Александрии, объединив в одном лице одноименных мученика, монаха и епископа (MartRom. Comment. P. 106). В совр. редакции Римского Мартиролога под этим же числом отмечена память Серапиона анахорета, подвизавшегося в Египте, под к-рым, возможно, следует понимать С. С. (MartRom. (Vat.). P. 188).