Вид Серафимо-Понетаевского мон-ря. Фотография М. Дмитриева. 1911 г.(Нижегородской митрополии), находится в с. Понетаевка Шатковского р-на Нижегородской обл. К июлю 2021 г. являлся скитом Серафимова Дивеевского во имя Святой Троицы женского монастыря. Основан в 1864 г. как жен. община насельницами Серафимова Дивеевского мон-ря. 20 мая 1861 г. еп. Нижегородский и Арзамасский Нектарий (Надеждин) провел выборы (по жребию из 3 кандидатур) настоятельницы Дивеевской обители. Жребий пал на Гликерию Васильевну Занятову (12 мая 1820 - 4 нояб. 1893), но большинство дивеевских сестер пожелали сохранить настоятельство за Елизаветой Алексеевной Ушаковой (30 авг. 1819 - 19 авг. 1904), управлявшей общиной с лета 1860 г. После жалоб в высшее духовное правление о пристрастных действиях в деле избрания настоятельницы назначенная Синодом следственная комиссия признала процедуру выборов неправильной. Занятова не только не была утверждена начальницей, но, согласно синодальному указу, 6 марта 1862 г. «в силу непреоборимых обстоятельств» должна была оставить Дивеевский мон-рь в звании послушницы. Вместе с ней «для умиротворения сей обители» были удалены сестры Прасковья Павловна Ерофеева и Глафира Семеновна Маккавеева. Втроем они отправились в Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскую пустынь, чтобы помолиться на могиле прп. Серафима Саровского и испросить указания дальнейшего пути. У могилы старца Занятова «припомнила» приглашение своей давней знакомой - помещицы с. Понетаевка Арзамасского у. Елизаветы Алексеевны Копьёвой переехать из Дивеевского монастыря в Понетаевку и поселиться у нее в доме. Вскоре Копьёва с любовью приютила 3 пришедших к ней бывших дивеевских насельниц. Когда об их новом местопребывании стало известно в Дивееве, то сестры, единомысленные с Занятовой, также стали переселяться в Понетаевку. К кон. марта 1862 г. их собралось уже более 20.
В кон. марта 1862 г. Копьёва подала еп. Нижегородскому Нектарию прошение об учреждении в ее имении жен. общины с наименованием ее Серафимовской в честь преподобного. Для материального обеспечения общины помещица выделяла «в вечное ее владение пахатной земли 94 десятины и господский сад с усадьбою на пространстве шести десятин, а всего 100 десятин, с каменным строением, находящимся в саду, в коем могут проживать 50 и более сестер нестеснительно»; а после кончины Копьёвой к общине должен был перейти и господский дом. В каменном садовом корпусе, переданном общине еще в 1861 г., была 20 июня 1863 г. освящена домовая ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В этом храме сестры читали келейное правило, а к Божественной литургии и к др. службам ходили в ближайшую приходскую церковь. Еп. Нектарий 5 мая 1864 г. подал ходатайство в Синод об учреждении Серафимовской жен. общины, и 27 окт. 1864 г. последовал синодальный указ об утверждении общины. 28 нояб. указ был объявлен понетаевским сестрам, которых на тот момент собралось уже 66 чел. В тот же день сестры письменно подтвердили свое единодушное желание иметь начальницей общины Занятову.
Монахини на садовых работах перед ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Фотография М. Дмитриева. 1904 г.При утверждении община получила пожалования от августейшего семейства: имп. Мария Александровна выделила из собственных средств на устройство обители 1500 р., а имп. Александр II Николаевич пожаловал 597 дес. земли, к-рые составили монастырский хутор Царская Дача. Эта монаршая милость явилась благодарностью за то, что в окт. 1860 г. Занятова привезла в С.-Петербург короткую полумантию прп. Серафима Саровского, посредством к-рой была исцелена от болезни вел. кнж. Мария Александровна, а имп. Александра Феодоровна (вдова имп. Николая I Павловича) получила «облегчение страданий» при кончине.
Благодаря пожертвованиям и трудам понетаевских сестер обитель быстро развивалась. Уже к сент. 1863 г. в каменном корпусе, переданном общине Копьёвой, были устроены трапеза и кухня, а силами насельниц выстроены еще 2 деревянных корпуса на каменных фундаментах (один из них 2-этажный) и ферма. В этих корпусах могли свободно разместиться до 100 сестер. В 1867 г., согласно отчету благочинного, настоятеля арзамасского Преображенского мон-ря архим. Макария (Малиновского; 1816-1887), в общине имелись «церковь одна и в ней один святой престол, жилых корпусов 10, из них один каменный и девять деревянных на каменном фундаменте. Сверх оных еще конный и скотный двор с двумя жилыми корпусами. В общине была выстроена больница на каменном фундаменте». В 1867 г. в общине проживали 40 монахинь и 130 послушниц.
Игуменский (Больничный) корпус с Серафимо-Сергиевским храмом. 1882–1903 гг. Фотография М. Дмитриева. 1911 г.22 авг. 1869 г. община была возведена в степень третьеклассного общежительного мон-ря, с учреждением при нем уч-ща для девиц духовного звания. Было определено, что в мон-ре могут проживать кроме игумении и казначеи 15 монахинь, служить должны священник, диакон и причетник, пособие от казны не было предусмотрено. В 1869 г. в С.-П. м. проживали 218 чел. Во главе новообразованного мон-ря по единодушному избранию сестер была поставлена Гликерия Занятова, в 1870 г. постриженная в монашество с именем Евпраксия и в том же году возведенная в сан игумении; она управляла С.-П. м. вплоть до кончины в 1893 г.
В 1893 г. на должность настоятельницы была определена одна из старейших понетаевских сестер - мон. Нектария (Семикова; 1833-1917), 9 янв. 1894 г. возведенная в сан игумении. Унтер-офицерская дочь, родом из с. М. Череватово Ардатовского у. Нижегородской губ., в 1848 г. она поступила в Дивеевскую обитель, а в 1862 г. перешла в Понетаевскую общину, где проходила послушание в монастырской живописной мастерской. Игум. Нектария состояла попечительницей 3 церковноприходских школ и за труды по развитию образования в 1901 г. была всемилостивейше пожалована золотым наперсным крестом из Кабинета Его Императорского Величества; в 1909 г. как настоятельница вновь удостоилась награждения золотым наперсным крестом с украшениями из Кабинета Его Императорского Величества. Последней перед закрытием С.-П. м. настоятельницей стала бывшая казначея мон. Евпраксия (Занятова), единогласно избранная сестрами и 12 июня 1917 г. назначенная Синодом с возведением в сан игумении (ЦВед. 1917. № 27).
К кон. 60-х гг. XIX в. в С.-П. м. проживали более 200 насельниц, в кон. 70-х гг.- более 400, в 1910 г.- 772, в 1911 г.- 860, в 1915 г.- 808, в 1917 г.- 818 насельниц.
Материальное обеспечение столь многолюдного мон-ря в значительной мере складывалось из доходов от солидного землевладения и от организованной с большим размахом сельскохозяйственной деятельности сестер. Еще в 1-й пол. 60-х гг. XIХ в. благодаря земельным вкладам от Копьёвой и имп. Александра II обитель получила 700 дес. земли. К кон. XIХ в. монастырское землевладение превысило 900 дес., из которых 511 дес. было строевого и дровяного леса.
Видную роль в развитии хозяйства С.-П. м. сыграл елабужский купец Сергей Петрович Петров († 17 дек. 1901). С 1866 г. до кончины он ежегодно жертвовал на мон-рь большие средства. 24 окт. 1902 г. имп. мч. Николай II Александрович закрепил за С.-П. м. завещанные Петровым недвижимые имения с находящимися на них постройками, лесами и угодьями - ок. 13 526 дес. в Арзамасском и Ардатовском уездах. К 1908 г. земельные владения С.-П. м. достигли 14 608 дес. На этих землях было устроено 12 монастырских хуторов различного хозяйственного профиля. На хуторе Ферма разводили швейцарских племенных коров альгауской породы, дававших по 10 тыс. л молока в год; там же была маслобойня: масло использовали как в приготовлении монастырской трапезы, так и на продажу. Сыроваренный хутор соответственно обеспечивал обитель сыром. На хуторе Юрловском располагалась овцеферма, поставлявшая в монастырские мастерские шерсть. Сад и пчельник находились на хуторе Петровском; собственный воск позволял изготавливать свечи, продажа к-рых приносила обители ощутимый доход. Хутор Хиринский специализировался на выращивании ржи; в С.-П. м. была и собственная мукомольная мельница. Для разведения рыбы в обители вырыли каскад из 4 прудов. При мон-ре существовали также кирпичный завод, кузница, водокачка, столярная и бондарная мастерские. На лесозаводе применялись паровые машины и электрическое освещение от генератора. Трудовым послушанием понетаевских сестер кроме сельскохозяйственных работ являлись прядение льна и шерсти, ткачество и вязание, шитье одежды и обуви, выделка и покраска материи для монашеских одежд.
Колокольня. 1911 г. Фотография. 10-е гг. ХХI в.Важнейшее значение для С.-П. м. имела живописная мастерская, к-рая начала работу еще в 50-х гг. XIX в., после того как нек-рые сестры Дивеевской обители благодаря покровительству почетного президента АХ вел. кнг. Марии Николаевны имели возможность пройти в С.-Петербурге в АХ обучение греч. иконописи и мозаичному искусству у признанных российских и итал. мастеров, трудившихся над художественным оформлением Исаакиевского собора. Вместе с сестрами-художницами в столице пребывала Занятова, на к-рую было возложено попечение о «нравственности» сестер, а равно и труды по сбору материальных пожертвований для Дивеевской обители. После ее перехода в Понетаевку именно сестры-художницы в числе первых стали присоединяться к новой общине, обеспечив последующий расцвет художественных ремесел в С.-П. м. Понетаевские художницы преимущественно писали образа маслом на холсте, но кроме того, занимались иконописанием на досках, мозаичными работами и изготовлением финифтяных образков, пользовавшихся большой популярностью у паломников. От реализации художественной продукции С.-П. м. получал в среднем ок. 10% ежегодных доходов. Особенно важны были эти средства в самые первые годы становления С.-П. м., когда он еще не располагал ни обширными земельными владениями, ни развитым сельским хозяйством.
Совокупный годовой доход обители в 1865 г. составил 5005 р. С кон. 60-х гг. XIX в. С.-П. м. получал ежегодно уже более 10 тыс. р. В 80-90-х гг. XIX в. ежегодный доход превышал 20 тыс. р. В нач. ХХ в. доходы росли стремительно: в 1910 г.- 108 327 р., в 1915 г.- 148 025 р., в 1917 г.- 204 148 р. Неуклонно рос и постоянный капитал. В 1888 г. С.-П. м. располагал капиталом в бумагах на 11 050 р. К 1911 г. капитал в банковских билетах составлял 67 760 р. серебром. Такая прочная финансовая база позволяла обители осуществлять значительную благотворительную деятельность и вести масштабное строительство как в самом мон-ре, так и на его хуторах и подворьях.
В 1869 г. при С.-П. м. был открыт приют для сирот-девиц духовного звания, впосл. в него стали принимать осиротевших девочек разных сословий. В апр. того же года во исполнение указа Синода от 29 февр. 1868 г. об учреждении при жен. монастырях учебных заведений для девиц духовного звания при С-П. м. было открыто уч-ще. В нем воспитанницы монастырского приюта изучали Закон Божий, Свящ. историю, чистописание, русскую грамматику, арифметику, а также обучались рукоделию. Количество сирот, воспитывавшихся и обучавшихся на средства обители, в разные годы достигало 30 чел. По окончании учебы воспитанницы, пожелавшие покинуть С.-П. м. и выйти замуж, получали приданое от мон-ря.
Введенский скит. Фотография М. Дмитриева. 1911 г.Для престарелых женщин в С.-П. м. была создана богадельня. Еще в 1867 г. в обители была выстроена больница на каменном фундаменте, в 1882 г. заложен 3-этажный больничный корпус. Бесплатную медицинскую помощь в монастырской амбулатории и аптеке получали не только насельницы, но и паломники. В обычное время осмотром больных и приготовлением лекарств занимались монахини, не имевшие специального образования. Дважды в месяц амбулаторию навещал арзамасский уездный врач. А во время холеры в амбулаторию приглашали лиц с медицинским образованием (Нижегородская земская газ. 1905. № 20).
Паломники в С.-П. м. располагались в 2 гостиницах. Богомольцы из простого народа размещались в большом 2-этажном кирпичном корпусе, оба этажа разделялись на 2 половины - для мужчин и для женщин. Спали они на сплошных деревянных нарах, устроенных в 2 этажа. При гостинице находилась кухня, где для них готовили простую постную пищу: щи и суп, гречневую кашу, выдавали черный хлеб, кипяток для чая. Представителям привилегированных сословий предназначалась особая гостиница, стоявшая над монастырскими прудами, с террасы открывалась панорама обители.
Архитектурный ансамбль С.-П. м. сложился к 1911 г. Основу его составили неск. монументальных 2- и 3-этажных корпусов, сооруженных из красного кирпича в русском стиле. Все 4 храма были связаны с к.-л. служебно-жилым корпусом; отдельно стоящих храмов в монастыре не было. Первой начала устраиваться в 1861 г. домовая ц. в честь иконы «Всех скорбящих Радость» (1863) в каменном корпусе, переданном общине Копьёвой. В 1867-1873 гг. был построен 3-этажный каменный трапезный корпус с ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (освящена в 1873). В корпусе кроме трапезной располагались помещения для сестер. С сер. 70-х гг. XIX в. начал сооружаться 2-этажный кирпичный Живописный корпус, на 1-м этаже разместили иноческие кельи и различные службы, на 2-м - художественные мастерские. Составной частью этого корпуса была домовая ц. ап. Иоанна Богослова, освященная 24 нояб. 1885 г.
В 1882 г. был заложен 3-этажный корпус из красного кирпича, называемый Больничным (часть его занимали больничные помещения), или Игуменским (в нем находились и покои игумении). Вост. часть этого корпуса занимал 2-ярусный Серафимо-Сергиевский храм. В нижней части здания располагалась ц. прп. Серафима Саровского (1903), предназначавшаяся для погребения благотворителей. На уровне 2-го и 3-го этажей находилась ц. прп. Сергия Радонежского (1900) с 2 боковыми (на хорах) приделами - во имя свт. Николая Чудотворца и мц. Клавдии Римской и во имя равноап. кнг. Ольги и мч. Сергия. Они были устроены в честь небесных покровителей благодетелей мон-ря: купцов Петрова и Сергея Дмитриевича Кузьмичёва с супругами. Здесь проходили вседневные службы.
Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». 1861–1863 гг., восстановлена в 2013 г. Фотография. 2015 г.К 1911 г. завершилось строительство величественной краснокирпичной колокольни с пристроенным к ней по бокам 3-этажным корпусом. Высокое четвериковое основание колокольни поднимало 1-й ярус колокольных звонов над крышей боковых пристроек; далее помещался восьмерик 2-го яруса колокольных звонов с килевидным оформлением кровли; венчал колокольню длинный барабан со шлемовидной главкой и большим позолоченным крестом. На колокольне помещались часы, отбивавшие четверти. Дополняли монастырский комплекс многочисленные жилые и хозяйственные постройки. Для насельниц было выстроено 5 каменных жилых корпусов - 3 при церквах и 2 отдельно стоящих на ледниках; сверх того, в обители в разное время стояло до 13 деревянных жилых корпусов на каменных фундаментах. С.-П. м. был обнесен оградой из белого тесаного камня в сочетании с красным кирпичом.
На берегу р. Сатис, в 12 верстах от Сарова, на земле, пожалованной имп. Александром II, возник хутор Царская Дача, преобразованный в 1903 г. во Введенский Царский скит. В 1867 г. на территории этой дачи уже упоминается 2-этажный монастырский корпус. К 1914 г. там были возведены 12 отдельно стоящих келий-изб и 2-этажная (1-й этаж - каменный, 2-й - деревянный) общая трапезная на 40 чел. На 1-м этаже находились большие чаны, в которых производилась засолка различных припасов.
1 июля 1891 г. Нижегородский и Арзамасский еп. Владимир (Петров) в одной версте от хозяйственных построек хутора заложил каменную ц. Введения во храм Пресв. Богородицы. По преданию, на углах этой церкви были заложены кирпичи с Дальней пустыньки прп. Серафима Саровского. Постройка церкви с колокольней была завершена в 1903 г. В архитектурном плане храм представлял собой четверик под 4-скатной железной крышей с одной большой луковичной главкой и одной малой главкой над алтарем. К западной стороне церкви были пристроены каменные паперти, покрытые железом. С юго-зап. стороны к храму примыкала колокольня, с одной главой, в один ярус, высотой в 6 саж., имевшая набор из 9 медных колоколов. Колокольня соединяла храм с крестильней. Любопытной достопримечательностью Введенской ц. был дубовый незолоченый иконостас длиной 3 саж. 1 арш., высотой 3 саж. 1/2 арш. Скит был обнесен 5-метровой каменной стеной, к-рая по углам имела квадратные башни, венчавшиеся фигурами ангелов. На воротах при въезде в скит имелись лепные изображения херувимов и серафимов; над юж. и сев. воротами находились иконы Богородицы «Знамение» и «Введение во храм». Внутри скитских стен по периметру располагались арки-ниши, в к-рых размещались иконы-картины, посвященные трудам и подвигам прп. Серафима Саровского. По территории скита от юж. до сев. ворот шла сосновая аллея, состоявшая из более чем 300 сосен и 17 елей, посаженных в 2 ряда на расстоянии 3 метров одна от другой. Тропу между деревьями сосновой аллеи, по аналогии с Дивеевской Богородичной канавкой, нарекли Богородичной тропой. Во Введенском скиту проживали 48-50 насельниц. После 1917 г. скит был разорен, насельницы изгнаны; на территории скита происходили расправы над священнослужителями. Ограду скита и церковь разобрали, а камень предположительно вывезли для строительства объектов в Сарове. К 2021 г. на территории скита сохранились крестильня, неск. келий и колодец.
В Н. Новгороде в начале Похвалинского съезда рядом с мостом, ведшим на Нижегородскую ярмарку, в 1870 г. по проекту архит. Л. В. Даля была построена каменная монастырская часовня (не сохр.). Внешний облик часовни стилизован под формы рус. архитектуры XVII в., а внутренний интерьер украшали 3 иконы работы академика живописи Сорокина, руководившего иконописными мастерскими Понетаевской общины. При часовне были каменные пристройки для проживавших там сестер, и часовня могла выполнять функции монастырского подворья. В Арзамасе С.-П. м. принадлежал дом 4 по ул. Стрелецкой (ныне ул. 1 мая), который также использовали как подворье.
В храмах С.-П. м. имелись святыни: частица ризы Господней в серебряном кресте (в алтаре ц. «Живоносный Источник»); частицы Креста Господня и мощей 12 святых в особой иконе, полученные С.-П. м. в дар от груз. царевен и княгини Волхонской (в алтаре ц. «Живоносный Источник»); частицы мощей 59 чудотворцев Ближних пещер Киево-Печерской лавры, вложенные в образ Успения Пресв. Богородицы. С особенным благоговением в С.-П. м. собирались и сохранялись предметы, освященные молитвенными подвигами прп. Серафима Саровского: медный крест, найденный саровским иером. Анастасием при раскопках Дальней пустыньки прп. Серафима; часть дерева от его пустыньки; 3 восковые свечи из кельи преподобного; «волоски отца Серафима»; частицы мантии и белой рубашки, а также 2 полотенца, по преданию принадлежавшие прп. Серафиму.
Более всего С.-П. м. был прославлен Серафимо-Понетаевской иконой Божией Матери «Знамение». Этот образ был написан в 1879 г. послушницей Клавдией Ивановной Войлошниковой, к-рой разрешено было скопировать икону «Знамение», приобретенную у акад. живописи Сорокина. Понетаевский образ «Знамение» сначала находился в живописной мастерской, а в 1880 г. был перемещен в Игуменский корпус. 14 мая 1885 г. сестры заметили, что икона стала «светлеть», а взор Пресв. Богородицы, устремленный на иконе вверх, стал «направляться» на молящихся сестер. Икону перенесли в монастырскую церковь, по молитвам к Божией Матери стали происходить исцеления. 2 июня 1885 г. игум. Евпраксия сделала донесение об этих чудесных явлениях еп. Нижегородскому и Арзамасскому Макарию (Миролюбову). 27 сент. 1885 г. указом Синода икона была признана чудотворной. После закрытия мон-ря в 1927 г. Понетаевская икона исчезла, достоверных сведений о ее судьбе к 2021 г. нет.
Некрополь С.-П. м. сравнительно невелик. Здесь погребены игум. Евпраксия (Занятова), настоятель Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря игум. Иоасаф (Толстошеев; 1802-1884; в схиме схиигум. Серафим), Копьёва († 2 февр. 1888), елабужский купец Петров († 17 дек. 1901).
После 1917 г. монастырские имения на хуторах разгромили и разграбили, остатки хлеба и фуража, инвентарь, лес были изъяты волостными Советами рабоче-крестьянских депутатов. Весной 1918 г. пахотная монастырская земля была самовольно отобрана крестьянами. Продолжавшиеся реквизиции и грабежи лишили сестер средств к существованию, и только обращение настоятельницы, по совету Нижегородского архиеп. Евдокима (Мещерского), в арзамасскую аптеку позволило С.-П. м. получить заказ на сбор лекарственных трав; монахини собирали, сушили травы, сдавали их в аптеку и получали за это деньги. Предпринятая в 1920 г. попытка создать из сестер трудовую артель не увенчалась успехом из-за нежелания советской власти предоставлять монахиням землю. Чтобы иметь хоть какое-то пропитание, насельницам пришлось вступить в промысловое кооперативное товарищество. Существование монахинь зависело от случайных заработков и сезонных полевых работ у крестьян. Престарелые и немощные сестры были вынуждены питаться подаяниями. Земельных участков, кроме небольших огородов, у инокинь уже не было. Постройки мон-ря, как жилые, так и надворные, были заняты под инвалидный дом, кошмовальную артель, школу крестьянской молодежи, под сельскую школу и сельсовет, и лишь несколько все еще принадлежали монахиням. Кельи Введенского скита были переданы беднейшему населению.
К 1927 г. в С.-П. м. проживали 426 чел., во Введенском скиту - 56 чел. 12 авг. 1927 г. постановлением президиума Арзамасского уисполкома «О закрытии и ликвидации имущества Дивеевского и Понетаевского монастырей» понетаевская община была изгнана из обители, на территории мон-ря размещен Детгородок, переведенный из Арзамаса. В 1928 г. сохранившееся художественное наследие С.-П. м. вывезли в Нижегородский областной исторический музей; в 1934 г. значительная и наиболее ценная часть этой коллекции передана в Нижегородский областной художественный музей. Во время Великой Отечественной войны здания С.-П. м. были отданы под госпиталь и интернат для эвакуированных детей. После войны здесь работал лишь один корпус, оборудованный для инвалидов войны. С 1972 г. учреждение стало действовать как психоневрологический дом-интернат.
С 1995 г. С.-П. м. стал возрождаться в качестве скита Серафимова Дивеевского мон-ря. К 2021 г. РПЦ возвращена бывш. больничная Серафимо-Сергиевская ц., а также ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в которой при советской власти размещался гараж. 3 июля 2013 г. митр. Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов) совершил чин великого освящения храма прп. Серафима Саровского. Службы в этой церкви проводятся только в дни его освящения и престольных праздников. 25 сент. 2013 г. митр. Георгий совершил чин великого освящения храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в к-ром службы совершаются вечером в субботу и утром в воскресенье, как во всех дивеевских скитах. Для совершения службы в Понетаевку приезжает священник из Дивеева. Продолжается реставрация Сергиевского храма. К июню 2021 г. в Понетаевском скиту проживали старшая сестра инокиня Иннокентия (Тасенкова) и 5 послушниц и трудниц.