СИКОРСКИЙ
Том LXIII, С. 276-279
опубликовано: 26 января 2026г.

СИКОРСКИЙ

Петр Дмитриевич (в монашестве Поликарп) (20.06. 1875, с. Зеленки Каневского у. Киевской губ. (ныне Зеленьки Обуховского р-на Киевской обл., Украина) - 26.07.1953, Оне-су-Буа близ Парижа, Франция), глава (с 1941) Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Род. в семье священника, окончил Уманское ДУ, в 1898 г.- КДС. В 1906-1910 гг. вольнослушатель на юридическом факультете Киевского ун-та. В 1899-1908, 1911-1918 гг. служил столоначальником судебного стола Киевской духовной консистории, в 1908-1911 гг. столоначальник церковно-строительного стола Киевской консистории. В 1915-1918 гг. также являлся смотрителем киевского 1-го военного продовольственного магазина. В 1917-1918 гг. был членом 1-й Всеукраинской правосл. церковной рады, входил в киевское Кирилло-Мефодиевское правосл. братство, стоявшее на автокефалистских позициях. В 1918 г. оставил работу в Киевской консистории и стал сотрудником мин-ва вероисповеданий Украинской Народной Республики (УНР), где работал до упразднения ведомства в 1921 г. В 1918-1919 гг. был начальником хозяйственной части министерства, в 1919-1920 гг. занимал должность вице-директора департамента общих дел мин-ва вероисповеданий, в 1920-1921 гг. исполнял обязанности директора того же департамента. Протекцию ему оказывал последний глава мин-ва И. И. Огиенко (см. Иларион (Огиенко)).

По рекомендации Огиенко С., эмигрировав в Польшу, стал в 1921 г. главой стоявшего на автокефалистских позициях Тарнувского православного братства, которое было создано по инициативе Огиенко при лагере интернированных украинских солдат в Тарнуве. С. возглавлял в Тарнуве отделение укр. Красного Креста. В Польше С. первоначально пользовался поддержкой Волынско-Кременецкого архиеп. Дионисия (Валединского) и архим. Алексия (Громадского). 1 янв. 1922 г. архим. Алексий принял С. послушником в Дерманский Свято-Троицкий муж. мон-рь (см. Святой Троицы женский монастырь в с. Дермань), 31 янв. С. стал членом Кременецкой духовной консистории, управляющим делами которой являлся архим. Алексий. 27 июля 1922 г. С. был пострижен архим. Алексием в монашество с именем Поликарп, в авг. того же года стал наместником Дерманского монастыря, где развернул бурную украинизаторскую деятельность, приведшую к конфликтам с братией. В сент. 1922 г. назначен настоятелем Милецкого во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря, с декабря наместник Иоанна Милостивого, святителя, Загаецкого мужского монастыря, в 1923 г. возведен в сан игумена, в 1925 г.- в сан архимандрита; с 1923 г. являлся благочинным мон-рей Волынско-Кременецкой епархии. 30 мая - 2 июня 1923 г. в Кременце проходил Волынский епархиальный съезд духовенства и мирян, на к-ром председательствовали Поликарп (Сикорский) и прот. Никанор Бурчак-Абрамович. В окт. 1923 г. архим. Поликарп стал настоятелем виленского Свято-Духова мон-ря (см. Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь), в 1925-1927 гг. служил настоятелем Успенского собора во Владимире-Волынском и благочинным городского округа.

27 февр. 1927 г. архим. Поликарп был освобожден от всех должностей в Волынско-Кременецкой епархии из-за взятого им курса на радикальную украинизацию богослужения, а также вследствие его неофициального участия в подготовке т. н. украинских церковных съездов, состоявшихся (после отставки Поликарпа) в Луцке (5-6 июня 1927), во Владимире-Волынском (6 нояб. 1927), в Бресте (15 янв. 1928). Организаторами съездов являлись укр. публицисты А. В. Ричинский и И. Ф. Власовский, в подготовке также участвовало «Волынское украинское объединение». Съезды были резко осуждены священноначалием. В 1927-1932 гг. архим. Поликарп служил настоятелем Жировицкого мон-ря (см. Жировицкий (Жировичский) в честь Успения Пресвятой Богородицы ставропигиальный мужской монастырь), его просьбы о переводе в Вильно были отклонены.

1 апр. 1932 г. Поликарп (Сикорский) был хиротонисан во епископа Луцкого, 1-го викария Волынско-Кременецкой епархии. Решение о его хиротонии стало вынужденным шагом управлявшего Волынской епархией митр. Варшавского Дионисия (Валединского) в ответ на т. н. Почаевскую манифестацию, организованную укр. депутатами сейма и сената по инициативе волынского воеводы Г. Я. Юзевского, стремившегося скомпрометировать митр. Дионисия и обострить конфликт между проукраинской и «славянофильской» (прорусской) фракциями волынского духовенства. На средства созданного в 1931 г. «Волынского общества приверженцев православного просвещения и защиты украинских православных традиций им. Петра Могилы» (Могилянское об-во) для еп. Поликарпа были приобретены резиденция при братской Крестовоздвиженской ц. в Луцке и бывш. монастырское здание при Николаевском храме в Жидичине (Жидычине). В 1933 г. в Луцке по инициативе и под председательством еп. Поликарпа начала работу Луцкая подкомиссия по переводу Свящ. Писания на украинский язык, в 1937-1939 гг. в Луцке вышло не менее 20 наименований богослужебной лит-ры на укр. языке. Прошедшее 12-13 февр. 1936 г. при участии еп. Поликарпа и проукр. депутатов сейма Волынское епархиальное собрание потребовало ускорить процесс издания богослужебной лит-ры на укр. языке. В 1934 г. митр. Дионисий предлагал польск. властям поддержать перевод находившегося с ним в конфликте еп. Поликарпа из Луцка в Камень-Каширский, фактически отправить в ссылку. Однако власти, зная о поддержке Поликарпа большинством проукр. деятелей Польши, отказались, перемещение не состоялось. 25 марта 1937 г. еп. Поликарп провел в Луцке конференцию духовенства и мирян Луцкого викариатства с участием членов Луцкого братства, укр. депутатов, общественников, на к-рой выступил с нападками на Волынского и Кременецкого архиеп. Алексия (Громадского), впосл. Поликарп открыто критиковал действия архиеп. Алексия. (Подробнее о конфессиональной ситуации на Зап. Волыни в 30-40-х гг. XX в. см. в статьях Кременецкая епархия, Луцкая (Волынская) епархия,)

После присоединения Зап. Украины к Украинской ССР в 1939 г. Луцкий еп. Поликарп избежал репрессий, возможно, потому, что вел борьбу с остатками неоунии на Волыни. (В первые дни Великой Отечественной войны был проведен ряд репрессивных акций против националистически настроенного укр. духовенства и церковных активистов. Ближайший соратник Поликарпа - прот. Иоанн Губа из Ковеля стал осведомителем НКВД, имеются сведения о вербовке органами внутренних дел архиеп. Александра (Иноземцева) - единственного архиерея из бывш. «польской автокефалии», не присоединившегося к РПЦ.) Определением Московской Патриархии и последующим указом от 28 марта 1941 г. Поликарп (Сикорский) был назначен епископом Владимиро-Волынским с перенесением его резиденции во Владимир-Волынский. По собственному признанию, Поликарп не принял назначение (Мартирологiя. 1988. С. 649). Он не поехал во Владимир-Волынский, продолжал служить в братской Крестовоздвиженской ц. в Луцке. В то же время, как утверждает современник, Поликарп «публично не протестовал против такого титулования, выжидал, надеясь на изменение политической ситуации» (Сагайдакiвський В. Правди не втопити. Торонто, 1977. С. 128). О действиях еп. Поликарпа в это время рассказывал митр. Иларион (Огиенко), опровергая утверждения Поликарпа о том, что он никогда не признавал власть Московской Патриархии и оставался верен «польской автокефалии»: «Еп. Поликарп соответствующим письмом к архиеп. Алексию (Громадскому.- В. П.) присоединился к Московскому Патриархату. Экзарх Николай (Ярушевич.- В. П.) хотел поселиться в г. Кременец, но архиеп. Алексий отнесся к этому негативно. Напротив, еп. Поликарп сам пригласил в Луцк московского экзарха, и тот поселился в его доме (резиденции Поликарпа при здании луцкого Крестовоздвиженского братства)» (Пам'ятки: Епiстолярна спадщина Iвана Огiєнка (митрополита Iларiона): 1907-1968. К., 2001. Т. 2. С. 310). Отказ Поликарпа подписать документ о своем вхождении в Русскую Церковь подтвердил экзарх Зап. Украины и Зап. Белоруссии митр. Николай (Ярушевич): «Я докладывал в свое время Блаженнейшему Сергию, патриаршему местоблюстителю, об уклонении Поликарпа (Сикорского) от письменного проявления своего канонического послушания Московской Патриархии, видя в этом скрытые им особые планы относительно своей будущей церковной ориентации» (Николай (Ярушевич), митр. Слова, речи, послания. М., 1947. С. 239). О том, что еп. Поликарп фактически не подчинился РПЦ, свидетельствовал в воспоминаниях также волынский прот. Леонид Долинский (Мартирологiя. 1988. С. 638-642).

28 июня 1941 г., в день, когда немцы захватили Кременец, Дубно, Острог и Ровно и т. о. была оккупирована Зап. Волынь, митр. Дионисий издал на укр. языке послание «К высокопреосвященным и преосвященным владыкам, всечестному духовенству и боголюбивой пастве в земле Волынской». В нем митр. Дионисий объявил о назначении Поликарпа самостоятельным епископом Луцким и Ковельским. 10 июля Поликарп объявил себя единственным правящим епископом на территории бывш. Волынского воеводства и подчинил себе также Ровенский, Дубенский и Кременецкий округа. 3 авг. 1941 г. еп. Поликарп опубликовал открытое письмо архиеп. Алексию (Громадскому) с предложением выйти из юрисдикции Московской Патриархии и присоединиться к Варшавской митрополии. 11 авг. митр. Дионисий возвел Поликарпа в сан архиепископа. 2 нояб. 1941 г. Дионисий (Валединский) получил от нем. Восточного мин-ва разрешение на создание «Временной администратуры» Варшавской митрополии для приходов на территории рейхскомиссариата Украина. После консультаций с различными объединениями укр. эмигрантов в Варшаве и Кракове митр. Дионисий остановился на кандидатуре архиеп. Поликарпа в качестве главы «Временной администратуры». Примечательно, что сначала кандидатуру Поликарпа поддержал Холмский архиеп. Иларион (Огиенко), рассчитывавший при помощи последнего занять Киевскую кафедру, однако позже между ними возник конфликт.

Второй Почаевский Собор епископов Автономной УПЦ, состоявшийся 25 нояб.- 7 дек. 1941 г., констатировал раскол в укр. Православии. Собор лишил Поликарпа права управлять Луцким вик-ством Волынской епархии и передал Луцкую кафедру архиеп. Антонию (Марценко). 5 февр. 1942 г. были изданы указ патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) о лишении архиерейского звания Поликарпа (Сикорского) и обращение патриаршего местоблюстителя к архипастырям Украины с призывом не входить с бывш. еп. Поликарпом в общение («Обращение к православной пастве Украины» митр. Сергия от 5 февр. 1942 г. // Правда о религии в России / Моск. Патриархия. М., 1942. С. 112-113). 28 марта 1942 г. состоялось определение Собора рус. архиереев о запрете в священнослужении бывш. еп. Поликарпа, он был лишен священного сана и монашеского чина.

24 дек. 1941 г. вышел указ митр. Дионисия (Валединского) о назначении архиеп. Поликарпа «администратором нашей святой автокефальной православной Церкви на освобожденных от большевиков украинских землях»; была образована «Временная администратура на освобожденных украинских землях» с Поликарпом во главе. 25 дек. 1941 г. митр. Алексий (Громадский) выступил с «Посланием к духовенству Луцкого викариатства», в к-ром говорилось о том, что архиеп. Поликарпа «ввиду его перехода в иную юрисдикцию следует считать утратившим всякие канонические полномочия» (цит. по: Heyer F. Die Orthodoxe Kirche in der Ukraine von 1917 bis 1945. Köln, 1953. S. 176). Оккупационные власти передали в юрисдикцию Поликарпа кафедральные соборы в Луцке и Ровно (нижний Михайловский храм собора в Ровно в сент. 1942 был возвращен Автономной УПЦ). Поликарп уверял в интервью 20 янв. 1942 г.: «С момента избрания Собором нового главы Церкви на Украине функции Администратуры как временного органа церковной власти прекратятся» (Iнтерв'ю з владикою Полiкарпом // Волинь. 1942. Ч. 16. С. 3). 26 янв. 1942 г. архиеп. Поликарп опубликовал воззвание, в к-ром требовал неуклонного выполнения его распоряжений как главы Администратуры. В тот же день Ковельский церковный совет предложил 2 кандидатов для архиерейской хиротонии: проукраински настроенных священников-вдовцов Никанора Бурчак-Абрамовича и Иоанна Губу (в монашестве Игорь). 8-10 февр. 1942 г. в Пинске прошел собор «автокефальных украинских епископов» в составе Поликарпа (Сикорского) и Александра (Иноземцева), состоялись архиерейские хиротонии предложенных кандидатов. 13 февр. 1942 г. Поликарп официально подтвердил создание «совещательно-исполнительного органа» - «Администратуры православной Церкви на освобожденных украинских землях». Позднее поставления «епископов» в юрисдикции Администратуры продолжились. По решению Киевского собора УАПЦ 1 авг. 1942 г. во «епископа Заславского и Ровенского» был «хиротонисан» архим. Платон (Артемюк), сразу же назначенный «полномочным представителем» Администратуры УАПЦ при главе рейхскомиссариата Украина в Ровно; для правосл. чехов Волыни 13 сент. 1942 г. С. поставил во «епископа Дубенского и викария Ровенско-Кременецкой епархии» архим. Вячеслава (Лисицкого).

Несмотря на то что митр. Дионисий не предоставил Администратуре статус автокефальной Украинской Церкви, независимой от Варшавской митрополии, и Администратура фактически являлась самоуправляемой частью Варшавской митрополии, сторонники Поликарпа на Пинском соборе 7-10 февр. 1942 г. использовали самоназвание «Украинская автокефальная православная церковь». Это название впервые ввели для самоидентификации автокефалисты - сторонники В. К. Липковского. Приверженцы Поликарпа заимствовали название, для того чтобы включить в свои ряды остатки «липковского» духовенства в центральных и вост. областях Украины: на Пинском соборе было объявлено о принятии «липковского» духовенства в сущем сане. Главой УАПЦ стал С., его заместителем в 1941-1942 гг. считался архиеп. Александр (Иноземцев), в 1942-1944 гг.- «Чигиринский епископ» Никанор (Бурчак-Абрамович); должность заместителя была неофициальной. 19 февр. 1942 г. глава Администратуры направил отчет и решения Пинского собора митр. Дионисию, признавая вину за самовольные епископские хиротонии и за неканоническое сближение с остатками «липковцев».

7-10 окт. 1942 г. под контролем нем. администрации прошел съезд клириков УАПЦ, принявший среди прочего проект объединения автокефалистов и Автономной УПЦ. 8 окт. 1942 г. митр. Алексий (Громадский) и представители УАПЦ «архиепископ» Никанор (Бурчак-Абрамович) и «епископ» Мстислав Скрыпник подписали «Акт объединения», в котором шла речь о «мерах по ликвидации церковного раскола». 18 окт. в кафедральном соборе Луцка С. зачитал «Акт объединения», к-рый он трактовал как документ о присоединении Автономной УПЦ к УАПЦ, что было неправдой: в «Акте...» говорилось о равноправном объединении. (Позднее публицисты автокефалистского и карловацкого направлений вслед за С. писали о том, что митр. Алексий обязался присоединить Автономную УПЦ к УАПЦ, но не смог это сделать, за что был убит.)

В укр. литературе встречается утверждение о том, что С. поддерживал укр. националистическое подполье в борьбе против немцев. Это не соответствует действительности. С. активно сотрудничал с оккупационными властями, в т. ч. в борьбе с подпольной Организацией украинских националистов (ОУН). 25 марта 1943 г. С. выпустил воззвание «До всего духовенства и верующих», в котором националисты обвинялись в том, что они осложняли «борьбу немецкой армии с большевиками». В воззвании содержался призыв к активной помощи «на всех участках немецкой власти... для лучшего будущего нас как нации и всего цивилизованного человечества». В соборе Луцка С. произнес проповедь против «украинской партизанщины». 28 мая 1943 г. на приеме в генерал-комиссариате Волыни и Подолья в Ровно С. получил задание приложить все усилия к борьбе с бандеровским подпольем. Одновременно неофициально С. и его окружение имели контакты с бандеровцами, за что в окт. 1943 г. немцы в Ровно казнили наиболее близких к С. клириков: протоиереев Николая Малюжинского и Владимира Мисечко. Бывш. голобский районный благочинный УАПЦ прот. Василий Новоселецкий на допросе в 1945 г. показал, что по благословению С. с нояб. 1943 г. в ожидании прихода Красной армии для окормления антисоветского подполья создавалась «подпольная Украинская церковь для ОУН и УПА», к тайному руководству к-рой были привлечены более 10 влиятельных священников УАПЦ из Волынской и Ровенской областей. По словам Новоселецкого, в этот период С. потребовал от духовенства УАПЦ вносить антисемит. исправления в псалмы и богослужебные книги, в частности, заменять словосочетание «народ израильский» словами «народ украинский» и т. п. Отредактированные тексты печатались в подпольной типографии ОУН в райцентре Колки (ныне Волынской обл.). В 1942-1943 гг. из подчинения С. вышли «епископы» УАПЦ Мануил (Тарнавский) и Фотий (Тимощук). В марте 1943 г. Фотий (Тимощук) по доносу С. был арестован в Виннице вместе с обл. благочинным Иаковом Пастухивым, полгода провел в заключении. Мануил (Тарнавский) в авг. 1943 г. был убит бандеровцами.

Переехав в янв. 1944 г. в Польшу, С. 4 апр. на Варшавском соборе УАПЦ предложил учредить в УАПЦ наряду с синодом должность «патриарха Украинского, митрополита Киевско-Галицкого и архиепископа Таврическо-Черноморского». Поскольку большинство участников собора предложение отвергли, 8 апр. инициатива была оформлена как приглашение Дионисию (Валединскому) принять патриарший титул. Мстислав (Скрыпник), Игорь (Губа) и Сильвестр (Гаевский) отказались подписать это постановление. Между тем митр. Дионисий тайно принял должность «патриарха Украины» от С., о чем 12 апр. 1944 г. Мстислав (Скрыпник) проинформировал оккупационные власти. На эти церковно-административные преобразования немцами был наложен запрет, поэтому главой УАПЦ и далее оставался С. В июле 1944 г. он эвакуировался в Германию, затем переехал во Францию. Из-за конфликтов С. с частью духовенства в УАПЦ в 1947 г. образовался «соборноправный раскол», оформившийся позже в УАПЦ «соборноправную» под рук. «епископа» Григория (Огийчука).

Лит.: Власовський I. Нарис iсторiï Украïнськоï православноï церкви. Н.-Й., 1961. Т. 4. Кн. 1; 1975. Кн. 2; 1977. Т. 3; Мартирологiя украïнських церков. Балтимор, 1988. Т. 1: Украïнська Православна Церква: Документи, матерiали, християнський самвидав Украïни. С. 649; Волошин Ю. Украïнська Православна Церква в роки нацистськоï окупацiï: (1941-1944 рр.). Полтава, 1997; Пащенко В. Православ'я в новiтнiй iсторiï Украïни. Полтава, 1997. Ч. 1; Мiненко Т. Православна Церква в Украïнi пiд час Другоï свiтовоï вiйни, 1939-1945: (Волинський перiод). Вiннiпег; Львiв, 2000. Т. 1; Рожко В. Є. Блаженнiший митр. Полiкарп Сiкорський: Шлях до автокефалiï. Луцьк, 2015; Скиба I. Б. Церковно-громадська дiяльнiсть митр. Полiкарпа Сiкорського (1920-тi рр.- 1945 р.): Контекст руху за украïнiзацiю православ'я: Канд. дис. Острог, 2020; Смирнов А. I. Церковно-iнституцiйнi трансформацiï укр. православ'я в роки Другоï свiтовоï вiйни: Докт. дис. Острог, 2020.
В. Г. Пидгайко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ЛИПКОВСКИЙ (Липкивский) Василий Константинович (1864 - 1937), основатель неканоничной Украинской автокефальной православной церкви
  • САМОСВЯТЫ Самосвяты, см. в ст. Украинская автокефальная православная церковь