САВВА
Том LXI, С. 11-14
опубликовано: 2 июля 2025г.

САВВА

Содержание

Свт. Савва (Бранкович), со свт. Саввой I, архиеп. Сербским и прп. Саввой Освященным на полях. Икона. Мастерская мон-ря Ватопед, Афон. XXI в. (ц. во имя апостолов Петра и Павла и свт. Саввы (Бранковича), Инеу) Фото: Arhiepiscopia AraduluiСвт. Савва (Бранкович), со свт. Саввой I, архиеп. Сербским и прп. Саввой Освященным на полях. Икона. Мастерская мон-ря Ватопед, Афон. XXI в. (ц. во имя апостолов Петра и Павла и свт. Саввы (Бранковича), Инеу) Фото: Arhiepiscopia Aradului(Бранкович Симеон) [румын. Sava Brancovici; серб. Сава Бранковић] (ок. 1620, Инеу (также Енополь, совр. жудец Арад, Румыния), княжество Трансильвания под сюзеренитетом Османской империи - до 1.05.1683, Алба-Юлия, там же), свт., исп. (пам. румын. и серб. 24 апр.) Румынской (РумПЦ) и Сербской Православных Церквей, митр. Трансильванский (1656-1659, 1662-1680). Память С. в РумПЦ празднуется вместе с др. трансильванскими деятелями: архиеп. Мараморошским свт. Иосифом (Стойкой; † 1711), митр. Трансильванским свт., исп. Иорестом († ок. 1657) и митр. Трансильванским свт. Симеоном Стефаном († 1656).

Сведения о жизни и деятельности С. содержатся в «Славяно-сербских хрониках», написанных его братом, политическим деятелем и графом Свящ. Римской империи Джордже (Георгием) Бранковичем (1645-1711). С. происходил из серб. рода, его предки переселились в Инеу из с. Корьеничи (Зап. Герцеговина). В венг. документах XVI в. члены семьи Бранковичей представлены под фамилией Рац (Racz - Серб); к кон. XVI в. они обладали обширной собственностью в комитатах Арад, Заранд и Темеш (румын. Тимиш); по утверждению Джордже Бранковича, члены семьи традиционно занимали высшие церковные должности в регионе. Отец С., Йован, в юности нес военную службу; о матери известно, что в конце жизни она приняла постриг с именем Мария. С. имел 3 братьев и 2 сестер. Среди его родственников - епископы Липовы и Инеу Савва (ок. 1606 - ок. 1627) и Лонгин (дядя по отцу, был хиротонисан патриархом К-польским Кириллом I (Лукарисом) в 1628/29; до 1643 еп. Лонгин удалился на покой в мон-рь Комана в Валашском княжестве).

Начальное, в т. ч. духовное, образование Симеон получил дома. Юношей он был отправлен в путешествие по Венгрии, Сербии и Болгарии, по возвращении из к-рого подвизался в мон-ре Комана, где еп. Лонгин обучал его мастерству иконописи. После того как от чумы скончались отец, 2 брата и сестра, Симеон вернулся в Инеу и женился. Когда умер настоятель епархиального собора прот. Георгий Бранкович, также приходившийся Симеону родственником, жители Инеу и клир собора попросили Симеона стать его преемником. При содействии еп. Лонгина митр. Унгро-Влахийский Стефан (1648-1653, 1655-1668) в Тырговиште (Валашское княжество) рукоположил Симеона во иерея. Однако, даже став священником, Симеон был вынужден участвовать в сражениях, к-рые происходили между христианами и турками, регулярно атаковавшими находившийся под османской оккупацией в 1566-1593 гг. город. В своих жалобах верховному правителю Инеу тур. посланники писали, что прот. Симеон днем «свещенствует», а ночью «оружни супостат бивает и самирителному изложению разрушител» (Brancovici. 1924. P. 16). В этот период прот. Симеон овдовел и потерял детей.

В кон. лета - нач. сент. 1656 г. на правосл. Соборе клириков и мирян в Алба-Юлии прот. Симеон был избран на престол Трансильванского митрополита, остававшийся вакантным после кончины свт. Симеона Стефана. В день Воздвижения Креста Господня (14 сент.) в кафедральном митрополичьем соборе Тырговиште митр. Унгро-Влахийский Стефан постриг его в монахи с именем Савва. На 3-й день в том же соборе митр. Стефан при участии еп. Лонгина, архиереев Унгро-Влахийской митрополии, а также зарубежных правосл. архиереев, находившихся при господарском дворе, хиротонисал С. во архиерея. 28 дек. от трансильванского кн. Дьёрдя II Ракоци С. получил диплом, подтверждавший его статус Трансильванского митрополита. В документе была описана юрисдикция митрополии, охватывавшая более обширные территории, чем до этого имели Трансильванские митрополиты: в нее кроме собственно Трансильвании входили Северин, Заранд, Бихор и Марамуреш (за исключением Земли Фэгэраш и нек-рых церквей) (Cipariu. 1870. P. 649). Также С. был освобожден от подчинения кальвинистскому суперинтенданту и от 15 кальвинистских ограничений, к-рые были наложены на свт. Симеона Стефана в 1643 г. (проповедовать только на основе Свящ. Писания, минуя Св. Предание и патристическую лит-ру; обучать молодежь по кальвинистскому катехизису; вместо Святого Причастия использовать неосвященные хлеб и вино; отказаться от обрядов крещения и погребения, используя вместо них песнопения, употребляемые кальвинистами; отказаться от иконопочитания и почитания креста и т. д.). От С. требовалось только издавать книги на тех языках, к-рые имели хождение в его юрисдикции,- румынском, греческом и сербском (Ibid. P. 649-650). Такое толерантное и доброжелательное отношение князя Трансильвании к С. можно объяснить как происхождением С., так и политическими союзами, к-рые в 1655 г. кн. Дьёрдь II Ракоци заключил с валашским господарем Константином Шербаном (1654-1658, 1660) и молдав. господарем Георге Штефаном (1653-1658) в целях овладения польск. троном (Lupaş M. I. 1942. P. 42-43).

Следующий трансильванский князь, Акош Барчаи (1658-1660), был обращенным в кальвинизм румыном; 9 янв. 1659 г. он подтвердил диплом кн. Дьёрдя II Ракоци и добавил к юрисдикции С. дистрикт (округ) Фэгэраш (Dobrescu. 1905. P. 36-38). В февр. 1659 г. С. представил трансильванскому госсобранию, созванному в Бистрице, доклад о плачевном состоянии правосл. клириков, обложенных значительными налогами. Для того чтобы укрепить свои княжеские позиции за счет симпатий правосл. духовенства, кн. Акош Барчаи 15 марта освободил румын. священников Трансильвании от всех финансовых (в т. ч. налоговых) обязательств, наложенных на них казначейством (Cipariu. 1869. P. 571-572); 20 марта - священников Земли Фэгэраш; при этом подчеркивалась обязанность их, а также всех румын. трансильванских священников находиться «в послушании» у С. (Dobrescu. 1905. P. 38-40).

В 1659-1660 гг. развернулась борьба за трансильванский княжеский престол между протурецки настроенным кн. Акошем Барчаи и кн. Дьёрдем II Ракоци, намеревавшимся добиваться освобождения княжества из-под османского сюзеренитета. С. встал на сторону последнего, несмотря на то что мог не проявлять свои политические убеждения (Iorga. 1902. P. 65). В июле 1659 г., после того как кн. Акош Барчаи занял Алба-Юлию, Трансильванский митрополичий престол был передан архиерею рус. происхождения Геннадию III: в декрете кн. Акоша Барчаи, подтверждающем его полномочия (5 февр. 1660, Сибиу), он назван Georgius Putivlensis Moscovita (Hurmuzaki. 1913. P. 1291-1293). Также в декрете были указаны причины, по к-рым с кафедры был удален С.: непочтительное отношение к княжеской власти, создание угрозы общественному благу, непрямое вмешательство правосл. Церкви в общественные (политические) дела страны (Ibid. P. 1291).

Однако С. продолжал выполнять свои архипастырские обязанности и жить в Алба-Юлии. Очевидно, в этот период на фоне политического двоевластия сохранялось своеобразное церковное двоевластие, когда каждый из князей имел своего митрополита. Сохранилось неск. документов, подтверждающих деятельность С. в это время: в дек. 1659 г. он написал архипастырское послание правосл. верующим г. Бистрица (Iorga. 1900. P. 9); 21 сент. 1660 г. как митрополит «Белграда и всего Ардяла» (т. е. Алба-Юлии и всей Трансильвании) подтвердил прот. Иоанну из Хунедоары грамоту о хиротонии, выданную 4 дек. 1628 г. митр. Трансильванским Геннадием II (1627-1640) (Idem. 1906. P. 281); 18 апр. 1661 г. письмом, заверенным печатью Алба-Юльской митрополии, С. вызвал в суд некоего Михая Миже и его дочь, к-рая была замужем за свящ. Петром (Lupaş M. I. 1942. P. 52-53, 91).

14 сент. 1661 г. османские власти возвели на трансильванский престол кн. Михая Апафи I. Благодаря своим политическим маневрам 23 апр. 1662 г. С. получил от нового князя диплом о подтверждении своих полномочий, однако Земля Фэгэраш выпала из его юрисдикции (Bunea. 1902. P. 121-122). 1 сент. 1663 г. кн. Михай Апафи I подтвердил указ о привилегиях С., выданный кн. Акошем Барчаи 15 марта 1659 г. в Бистрице (Cipariu. 1869. P. 572-573). До 1680 г. С. занимал митрополичий престол без перерывов. Вскоре после получения нового подтверждения он организовал работы по восстановлению кафедрального митрополичьего собора и мон-ря Св. Троицы (1597) в Алба-Юлии, которые были разграблены и сожжены турками и крымскими татарами летом 1658 г. и в 1661-1662 гг. (Brancovici. 1924. P. 28-29).

В 1667 г. между С. и кн. Михаем Апафи I стали возникать разногласия относительно доходов, собираемых митрополитом. 24 мая князь издал указ о создании школы и о восстановлении типографии на средства из доходов мон-ря Св. Троицы в Алба-Юлии. Для осуществления контроля над доходами митрополии были назначены 4 эпитропа, к-рые должны были составить финансовый отчет за все 11 лет, что С. занимал кафедру, а также следить за постройкой школы и реконструкцией типографии (Lupaş M. I. 1942. P. 55). Кроме того, князь созвал общественное и церковное собрание, на к-ром каждый из правосл. священников мог выступить с жалобами на работу церковной системы.

С. добился разрешения кн. Михая Апафи I на выезд в Россию для сбора средств на нужды митрополии: 18 янв. 1668 г. в Бистрице князь написал рекомендательное письмо рус. царю Алексею Михайловичу (1645-1676) (Dragomir. 1912. P. 1179-1180). В кон. янв. С. отбыл из Алба-Юлии вместе с братом Джордже, 2 диаконами и неск. сопровождающими; в 1-й пол. февр. они были в Яссах; 30 апр. в Варшаве С. получил рекомендательное письмо от польск. кор. Яна II Казимира Вазы (1648-1668) (Ibid. P. 1180-1181). 31 мая в Москве С. принял царь Алексей Михайлович, они обменялись подарками (деньги, церковная утварь, меха); сведения об этой аудиенции были зарегистрированы Посольским приказом (Ibid. P. 1181-1182). Сохранилась записка, предоставленная С. в Посольский приказ 1 июня, в которой он писал о необходимости единения всех христ. народов Востока в борьбе против Османской империи (Ibid. P. 1184). 29 июня, в день св. апостолов Петра и Павла, С. отслужил литургию в московском Успенском соборе вместе с патриархами Александрийским Паисием (1657-1665, 1668-1678) и Антиохийским Макарием III (аз-Заимом; 1647-1672), принимавшими участие в работе Большого Московского Собора (1666-1667). 4 авг. С. был на 2-й аудиенции у царя Алексея Михайловича, к-рый написал ответное письмо кн. Михаю Апафи I (Ibid. P. 1185), а 28 авг. подписал грамоту, согласно к-рой С. и его преемники могли приезжать в Россию каждые 7 лет для получения помощи (Ibid. P. 1186-1187).

Однако по возвращении из России С. подвергся обструкции со стороны кн. Михая Апафи I и священноначалия кальвинист. церкви, которые посчитали, что С. ездил в Москву с политическими целями - как к единоверцам. В силу этого 20 февр. 1669 г. по побуждению суперинтенданта кальвинист. церкви Петера Коваснаи князь издал указ, наложивший на С. ограничения, подобные тем, к-рые были наложены на свт. Симеона Стефана в 1643 г.; к наиболее значимым относилась зависимость митрополита от кальвинист. суперинтенданта в вопросах рукоположения священников и назначения протоиереев, а также право властей снимать с церковных должностей всех, кого они посчитают необходимым (Mangra. 1906. P. 163-166).

В 1670 г. С. ездил для сбора средств в Валашское княжество: 25 апр. господарь Антоние Водэ из Попешти (1669-1672) издал хрисовул о ежегодной выплате на нужды Трансильванской митрополии 6 тыс. аспр (аналогичные хрисовулы имели некоторые из предшественников С.) (Lupaş M. I. 1942. P. 64). Отношения С. с кн. Михаем Апафи I не улучшались: декретом от 14 июня 1674 г. князь ввел клир Трансильванской митрополии, включая митрополита, а также все находившиеся в ее юрисдикции храмы в подчинение новому кальвинист. суперинтенданту, Гашпару Тисабечи (Cipariu. 1869. P. 573).

В 1675 г. в Алба-Юлии С. созвал собрание Синода митрополии, на котором присутствовали эпитропы при митрополичьем престоле и протоиереи. Синод принял ряд решений, направленных на укрепление религ. жизни в Трансильвании. Богослужение в целях лучшего его понимания паствой должно было быть полностью переведено на румын. язык; был определен регламент совершения богослужений: каждые воскресенье, среду и пятницу, а также по праздникам, во время постов - каждый день; священники должны были проводить регулярную катехизацию не только детей, но и взрослых; верующим было регламентировано частое посещение богослужений и причащение не менее 4 раз в год. В целях усиления дисциплины на приходах митрополит должен был совершать регулярные пастырские поездки, протоиереям было предписано осуществлять более строгий контроль за храмами их протопопиатов (благочиний) (Păcurariu. IBOR. Vol. 2. P. 73).

С течением времени С. удалось добиться от кн. Михая Апафи I указа (30 дек. 1675), согласно которому румынские клирики и церкви остались в его юрисдикции (Cipariu. 1869. P. 571); 12 авг. 1676 г. кн. Михай Апафи I дал привилегии румын. священникам (освобождены от уплаты десятины любому органу власти, не имеющему отношения к правосл. Церкви) (Ibid. Р. 574).

В 1680 г. был раскрыт заговор Паля Бельди против кн. Михая Апафи I, участником к-рого был брат С.- Джордже Бранкович. Возможно, к заговору был причастен и С. 2 июля в Алба-Юлии по распоряжению князя состоялся суд над С., в тот же день был объявлен приговор: С. был снят с должности и арестован, его обвинили в аморальном образе жизни, пренебрежении благоустройством мон-ря Св. Троицы и типографии в Алба-Юлии; также он был лишен иерейского сана на основании канонов 80 и 81 кальвинист. Церкви Трансильвании и 75-го Апостольского правила (Mangra. 1906. P. 101-103).

Сторонники С. неоднократно пытались освободить его. Джордже Бранкович обратился за поддержкой к валашскому господарю Шербану Кантакузину (1678-1688). Через посланников в Порте Шербан заключил соглашение с находившимися в Стамбуле политическими противниками кн. Михая Апафи I: по договору, в случае смещения кн. Михая Апафи I с трансильванского престола правосл. вероисповеданию в Трансильвании будут даны свободы, а С. будет реабилитирован (Lupaş M. I. 1942. P. 84-85). В целях политического сближения с Шербаном Кантакузином кн. Михай Апафи I освободил С. из заключения. Однако, будучи тяжелобольным, С. в скором времени скончался: вероятно, в апр. 1683 г.

На заседании 28 февр. 1950 г. Синод РумПЦ за проявленную чистоту, преданность Православию и за его защиту причислил С. к лику святых в чине исповедника (mărturisitor); вместе с ним к лику святых был причислен его предшественник митр. Иорест. Торжественное провозглашение канонизации состоялось в Алба-Юлии 21 окт. 1955 г.; позже были составлены служба и акафист С. В 2020 г. отмечалось 400-летие со дня рождения С.; 4 окт. в его родном г. Инеу была освящена посвященная ему и св. апостолам Петру и Павлу церковь.

О возникновении почитания С. среди сербов сведений не сохранилось: имя С. как уже признанного святого вошло в список серб. святых, почитаемых в Сербской Православной Церкви, утвержденный на заседании Архиерейского Собора 1 июня 1962 г. (Милеуснић С. Свети из српског рода // Црква: Календар Српске правосл. патриjаршиjе за просту 2001. Београд, 2000. С. 89-96).

Ист.: Cipariu T., ed. Documente istorice bisericeşti // Archivu pentru filologie şi istorie. 1869. An. 3. N 29. P. 571-576; 1870. An. 4. N 33. P. 648-657; Iorga N. Documente româneşti din arhivele Bistriţei: Scrisori domneşti şi scrisori private. Bucur., 1900. Pt. 2; idem. Scrisori şi inscripţii ardelene şi maramureşene. Bucur., 1906. Vol. 1: Scrisori din archiva grecilor Sibiiului, din archiva protopopiei Neunite a Făgăraşului şi din alte locuri. (Studii şi documente cu privire la istoria românilor; 12); Dobrescu N. Fragmente privitoare la istoria Bisericii Române. Budapesta, 1905; Hurmuzaki E. Acte şi scrisori din arhivele oraşelor ardelene: (Bistriţa, Braşov, Sibiu). Bucur., 1913. (Documente privitoare la istoria românilor; 15/2); Brancovici G. Fragmente din Cronica sârbească / Ed. S. Dragomir // Anuarul Instit. de istorie naţională. Cluj, 1924. An. 2. P. 1-70; idem. Cronica românească / Ed. D. Mioc, M. Adam-Chiper. Bucur., 1987; он же (Бранковић Дж.). Хронике славеносрпске / Сост.: А. Г. Кречмер. Београд, 2008, 20112.
Лит.: Iorga N. Sate şi preoţi din Ardeal. Bucur., 1902; Bunea A. Vechile episcopii româneşti: A Vadului, Geoagiului, Silvaşului şi Belgradului. Blaj, 1902; idem. Mitr. Sava Brancovici. Blaj, 1906; Mangra V. Mitr. Sava II Brancovici, 1656-1680. Arad, 1906; Dragomir S. Contribuţii privitoare la relaţiile Bisericii Româneşti cu Rusia în veac. XVII // Analele Acad. Române. Ser. 2: Memoriile secţ. istorice. Bucur., 1912. Vol. 34. P. 1065-1247; Lupaş I. Principele ardelean Acaţiu Barcsai şi mitr. Sava Brancovici, 1658-1661 // Ibid. 1913. Vol. 35. P. 563-586; idem. Păstorirea mitr. Sava Brancovici-Brâncoveanu şi călătoria lui la Moscova // Idem. Studii [conferinţe şi comunicăre] istorice. Sibiu-Cluj, 1945/1946. Vol. 5. P. 71-95; Lupaş M. I. Mitropolitul Sava Brancovici, 1656-1683 // Anuarul Inst. de istorie naţională. 1942. An. 8. P. 1-119; Păcurariu M., preot. Mitr. Sava Brancovici al Transilvaniei: La 300 de ani de la moartea sa // BOR. 1983. An. 101. N 3/4. P. 225-247; idem. Sf. ierarh şi mărturisitor Sava Brancovici, mitr. Transilvaniei // Idem. Sfinţi daco-romani şi români. Bucur., 20134. P. 241-247; Dumitran A. Câteva consideraţii pe marginea unui manuscris ardelean din sec. al XVII-lea: Zaconicul Mitropoliei Bălgradului // Annales Univ. Apulensis. Ser. hist. 1997. N 1. P. 47-61.
М. Антон

Гимнография

Последование С. объединено с последованием исп. Иореста (с приоритетом исп. Иореста). Служба включает малую и великую вечерни; в Минее содержится указание, что если служится всенощное бдение С. и исп. Иореста, то совершаемая также 24 апр. служба мч. Римского Саввы Стратилата и прп. Елисаветы чудотворицы переносится на другой день. Последование содержит общие С. и исп. Иореста тропарь 4-го гласа Mărturisitori ai Ortodoxiei şi buni arhipăstori ai Bisericii lui Hristos... (Исповедники Православия и добрые архипастыри Церкви Христовой...) и кондак того же гласа Ierarhilor preaîncuviinţaţi ai dreptei credinţe şi apărători ai Bisericii lui Hristos... (Преосвященные иерархи, защитники истинной веры и Церкви Христовой...) с икосом.

Каноны разные обоих святых. Канон исп. Иореста плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа (в каждой песни до 3 тропарей и богородичен), нач.: Slavă aduc lui Dumnezeu, Celui închinat în trei Ipostasuri... (Воздаю славу Господу, поклоняясь Ему, Триипостасному...), с ирмосом Apa trecând-o ca pe uscat... (Воду прошед, яко сушу...). Канон С. 4-го гласа (в каждой песни 2 тропаря и богородичен), нач.: De la Dumnezeu luând darul cel dătător de lumină ierarhe Sava... (От Господа принявший светоносный дар, иерарше Савво...), с ирмосом Adâncul Mării Roşii... (Моря чермную пучину...).

На малой вечерне на «Господи, воззвах» помещен блок из общих С. и исп. Иореста 4 стихир-подобнов 2-го гласа (на «Киими похвальными венцы...») со славником 1-го гласа; на стиховне - 3 стихиры-подобна 3-го гласа (на «Спаси мя, Господи...»): 1-я - исп. Иореста, 2-я - С., 3-я - обоих святых, со славником 4-го гласа обоих святых. На великой вечерне на «Господи, воззвах» помещены 3 стихиры-подобна 4-го гласа исп. Иореста (на «Яко добля...») и 2 стихиры-подобна 2-го гласа С. (на «Егда от Древа...»), со славником 4-го гласа обоих святых; на литии - 3 стихиры обоих святых 1, 2 и 6-го гласов, со славником плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа; на стиховне вечерни - 3 стихиры-подобна 5-го гласа (на «Радуйся, Живоносный Кресте...») исп. Иореста, С. и обоих святых, со славником 3-го гласа обоих святых. На утрене содержатся стихира по 50-м псалме плагального 2-го, т. е. 6-го, гласа; на хвалитех 4 стихиры-подобна 4-го гласа (на «Званный свыше...»): 1-я и 3-я - исп. Иореста, 2-я и 4-я - С., со славником обоих святых плагального 1-го, т. е. 5-го, гласа.

Также в состав службы входят 3 паремии, содержащие отрывки из кн. Притчей Соломоновых (из глав 3 и 8; 10. 32-11. 12; 6. 7-17); 3 величания - исп. Иоресту, С. и обоим святым с избранными стихами святителям; седальны 3-го и 1-го гласов; светилен обоих святых. Чтения на литургии: прокимен 2-го гласа Пс 117.14 со стихом Пс 117. 18, Апостол Еф 6. 10-17, аллилуиарий Пс 19. 2 со стихом 19. 10, Евангелие Лк 12. 8-12, причастен Пс 111. 6.

Н. Н. Крашенинникова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)
  • ЕФРЕМ патриарх Сербский, свт. (пам. 15 июня)
  • АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.)
  • ВАСИЛИЙ ОСТРОЖСКИЙ (Стоян Йованович; 1610-1671), митр. Герцеговинский, свт., чудотворец (пам. 29 апр.)
  • ВИССАРИОН САРАЙ (в миру Николай; ок. 1714 - после 1744), правосл. миссионер, мч. (пам. в Румынской и Сербской Церквах 21 окт.)
  • ГРИГОРИЙ II свт. (пам. 30 авг.), еп. Рашский (между 1 сент. 1303 и 31 авг. 1304 и в 1313)
  • ДАНИИЛ II (ок. 1274 - 1337), архиеп. Печский (1324-1337), свт. (пам. 20 дек., в Соборе Афонских святых и в Соборе Сербских святителей)
  • ИАКИНФ (ок. 1300-1372), свт. (пам. 28 окт.), митр. Унгро-Влахийский, 1-й предстоятель правосл. Церкви в Валашском княжестве
  • ИАКОВ I († 1292), архиеп. Сербский, свт. (пам. 3 февр.)
  • ИОАННИКИЙ II († 1354), свт. (пам. 3 сент. и 30 авг.- в Соборе Сербских святителей)
  • ИОРЕСТ (ок. 1600 - ок. 1657), митр. Трансильванский, исп. (пам. румын. 24 апр.; пам. серб. 24 мая)
  • ИОСИФ НОВЫЙ (Фуско Иаков; ок. 1568 - 1656), свт. (пам. румын., серб. 15 сент.), митр. Темишварский (Влашкоземский) Печской Патриархии
  • КИРИЛЛ I [серб. Кирил], свт. (пам. 30 авг., в Соборе Сербских святитителей), патриарх Печский Сербской Православной Церкви с 1407 или 1409 (?) по 1418 г.
  • НИКИТА (ок. 335 - 414), еп. Ремесианский, проповедник и богослов, известен как «апостол румын», свт. (пам. 24 июня; пам. зап. 7 янв., 22 июня)