Свт. Савва Сербский. Роспись ц. Вознесения мон-ря Милешева. До 1228 г. [Серб. Сава] (в миру Растко Неманя, не позже 1175, Рас (близ совр. г. Нови-Пазар, Сербия) - 13.01.1236, Тырново (ныне Велико-Тырново, Болгария)), свт. (пам. 14 янв.; в РПЦ 12 янв.), 1-й архиеп. Сербский, основатель Сербской Православной Церкви. Происходил из династии Неманичей, был 3-м, младшим, сыном вел. жупана Стефана Немани († 13.02.1199; см. Симеон Мироточивый (Неманя), прп.) и его супруги Анны. Получил прекрасное образование, но в отличие от старших братьев Вукана и Стефана (см. Симон монах (Стефан Первовенчанный)) он интересовался более духовными вопросами, чем политическими. Когда Растко было 15 лет, отец отдал ему в удел обл. Захумье (серб. Захумле, на юге Боснии и Герцеговины). Ок. 1192 г. с неким рус. монахом он тайно ушел на Афон и постригся в монашество в мон-ре вмч. Пантелеимона (см. Русский во имя великомученика Пантелеимона монастырь) с именем в честь прп. Саввы Освященного. Весной 1193 г. примеру С. последовал его отец вел. жупан Стефан Неманя, к-рый передал престол среднему сыну Стефану, принял монашество с именем Симеон и в нояб. 1197 г. поселился вместе с младшим сыном в мон-ре Ватопед. На средства мон. Симеона и С. в Ватопеде были возведены параклисы в честь Рождества Пресв. Богородицы, Преображения Господня, во имя св. бессребреников Космы и Дамиана, свт. Иоанна Златоуста и келии, восстановлена ц. прав. Симеона Богоприимца в местности Просфорион, приобретены неск. запустевших метохов (Живоjиновић М. Везе српских монаха и Ватопеда у време оснивања српског ман-ра Хиландара // Трећа казивања о Св. Гори. Београд, 2000. С. 15-25). В это время у отца с сыном возникло желание основать на Афоне особый мон-рь для серб. монахов, однако эта идея не нашла одобрения игумена Ватопеда. Но благодаря поддержке настоятелей др. святогорских обителей в 1198 г. они получили от визант. имп. Алексея III Ангела Комнина хрисовул с разрешением выкупить у Ватопеда и восстановить опустевший мон-рь Хиландар - вскоре там начались строительные работы, а в следующем году в обители поселились неск. серб. монахов. Также С. выкупил в афонской Карее участок земли и основал на нем испосницу во имя прп. Саввы Освященого, в к-рой могли жить 2-3 хиландарских представителя. Для регулирования жизни монахов он составил уставы (типики) - Хиландарский для мон-ря и Карейский для испосницы. В 1203 г. С. был рукоположен во иерея и возведен в сан архимандрита. Зимой 1206/07 г. С. вернулся в Сербию, чтобы примирить враждовавших между собой старших братьев; с этой целью он принес из Хиландара мощи их отца, прп. Симеона, и положил их в мон-ре Студеница. С. стал настоятелем этой обители, которую решил превратить в главный духовный и книжный центр Сербии и для к-рой также составил типик (Студеницкий). В 1217 г. С. вернулся в Хиландар. В 1219 г. он отправился в Никею с целью испросить предоставления самостоятельного статуса для Православной Церкви в Сербии у никейского имп. Феодора I Ласкаря и патриарха К-польского Мануила I Сарантина, пребывавших там в изгнании. В Никее С. был хиротонисан во епископа и поставлен архиепископом Сербской Православной Церкви (СПЦ) - его хиротония считается основанием СПЦ. В Сербию прибыл в кон. 1219 или нач. 1220 г. и приступил к формированию Церкви, центром к-рой избрал мон-рь Жича. В 1221 г. в этой обители С. созвал церковно-гос. Собор, на к-ром короновал своего брата Стефана по правосл. обряду. На этом Соборе святитель произнес проповедь об основах Православия (т. н. «Беседу о правой вере»), текст к-рой впосл. получил широкое распространение. После смерти кор. Стефана (1227) он короновал сына Стефана Радослава (был свергнут в 1234 г., † 1235?).
Деятельность С. не ограничивалась только формированием адм. системы СПЦ. Заложенные им принципы духовного просвещения серб. земель определи развитие на неск. веков политической, церковной, культурной, просветительской и социальной сфер Сербского гос-ва. Помимо 3 уже существовавших на серб. землях епархий, подчинявшихся Охридской архиепископии, он учредил еще 8 епископских кафедр и поставил на них своих учеников. С. способствовал основанию многочисленных серб. мон-рей и храмов, образцами для архитектуры и убранства к-рых послужили лучшие визант. обители и церкви. С. помогал кор. Стефану в управлении гос-вом и выполнил ряд дипломатических миссий. Именно с его именем связано становление системы образования в серб. землях, открытие школ и доступных лечебниц (первые возникли при мон-рях Хиландар и Студеница). Для искоренения языческих верований он стремился привить среди сербов визант. правосл. традиции, с Афона и из др. св. мест приносил на родину частицы мощей мучеников и различные реликвии, напр. энколпионы с частицами Животворящего Креста Господня (Поповић Д. Ризница спасења: Култ реликвиjа и српских светих у средњевек. Србиjи. Београд; Нови Сад, 2018. С. 185-201).
С. дважды посещал Св. землю. Во время 1-го паломничества, в 1229 г., много времени он провел в Саввы Освященного лавре, выкупил бывш. лаврскую метохию - храм во имя св. Георгия в г. Акре (Акко), и вернул его прежнему владельцу. В Иерусалиме с разрешения Иерусалимского патриарха он приобрел храм во имя ап. Иоанна Богослова на Сионе (возле дома этого апостола) и создал при нем серб. подворье. После возвращения на родину он передал управление Сербской архиепископией ученику игум. Арсению Сремацу (см. Арсений I, свт.) и ушел на покой. В 1234 г. он вновь направился в Св. землю и посетил также Египет, Синай, Александрию, Антиохию, К-поль и др. По дороге на родину он остановился у болг. царя Иоанна II Асеня в Тырнове, где после краткой болезни скончался и был погребен в припрате ц. во имя Сорока мучеников Севастийских близ р. Янтра.
Сожжение мощей свт. Саввы Сербского. Роспись ц. свт. Саввы Сербского Крыпецкого во имя ап. Иоанна Богослова мон-ря. Нач. ХХI в. Фото: А. С. ЗверевАрхиеп. Сербский Арсений I и серб. кор. блгв. Владислав с разрешения болг. царя перенесли земные останки С. на родину. При открытии захоронения были обнаружены его мощи «светлые телом и духом, каким его и при жизни видели». В мае 1237 г. святыню перенесли в Сербию и положили в гроб, подготовленный кор. Владиславом в мон-ре Милешева. Но вскоре святой явился во сне некоему монаху и повелел положить его мощи вне гроба. Тогда святыню торжественно переложили в деревянный ковчег, который впосл. был богато украшен серебром и золотом. 27 апр. 1594 г., как сообщают многочисленные источники, турки сожгли мощи С. на холме Врачар под Белградом (ныне в черте города) в наказание сербам за антиосманское восстание. Однако в поздних источниках встречаются как иные датировки уничтожения святыни (1586, 1595, 1596, 1599, 1605, 1667, 1688, 1689, 1692, 1697), так и поздние упоминания вплоть до XIX в. о пребывании мощей в мон-ре Милешева, напр. в рассказах милешевских монахов, приезжавших в Россию за милостыней. Данные разночтения вызвали оживленную дискуссию между исследователями о судьбе мощей (их сожжении или сохранении в Милешеве, откуда впосл. они были взяты, чтобы оградить их от поругания турок, см.: Драговић М. Св. Сава ниjе спаљен. Пожаревац, 1930), о времени и месте их уничтожения (в силу удаленности в тот период холма Врачар от границ города предполагаемым местом карательной акции ныне часто называется территория кладбища в белградском р-не Ташмайдан, также расположенного на возвышенности). Со своей стороны османские источники подтверждают уничтожение святыни (Димитриjевић М. Спаљивање моштиjу св. Саве // Братство. Београд, 1934. Год. 28. С. 140-163). В настоящее время наиболее обоснованным считается утверждение, что при сожжении мощей в 1594 г. уцелела левая кисть святого, к-рая впосл. хранилась в серебряном реликварии: возможно, именно он сейчас находится в мон-ре Св. Троицы близ г. Плевля в Черногории. В 1680 г. милешевский мон. Нектарий сделал реликварий для перста святого, хранившийся долгое время в мон-ре Печская Патриархия (Поповић Д. Мошти св. Саве // Св. Сава у српскоj историjи и традициjи. 1998. С. 251-266).
Литературная деятельность С. основана на афонской книжной традиции. Вероятно еще находясь в Хиландаре, он составил программу переводов визант. произведений на серб. язык и стал лично переводить и заказывать переводы др. книжникам, чем способствовал расцвету серб. книжности в средние века. Первыми составленными им произведениями считаются монашеские типики.
Карейский типик (1199) содержал предписания для регулирования деятельности и статуса испосницы в афонской Карее, к-рой С. стремился придать достаточно широкую автономию. Поскольку испосница находилась на участке, являвшемся хиландарской собственностью, на нее не распространялась власть афонского Протата, но при этом она имела определенную автономию и по отношению к Хиландару, хотя представляла его интересы перед афонским руководством, а ее члены избирались хиландарскими игуменом и братией из своего состава. В испоснице предписывалось жить «строже и усерднее», чем в самом Хиландаре. Служба, состоящая из псалмов и молитв, должна была совершаться в келье, а не в храме и могла проходить без участия священника. Считается, что при составлении этого типика С. ориентировался на скитский афонский типик или типик Саввы Освященного лавры. Несмотря на содержание этого сборника, его текст отличается определенной поэтичностью. Долгое время оригиналом и автографом С. считался пергаменный свиток с текстом типика, скрепленный восковой печатью (Ath. Chil. AS 132/134), но впосл. тот свиток датировали 20-30-ми гг. XIII в. (Jовановић-Стипчевић Б. Писар Кареjског типика // Св. Сава у српскоj историjи и традициjи. 1998. С. 127-133).
(2-я пол. 1199) предназначался для регламентации внутренней жизни, экономической деятельности и церковно-правового статуса мон-ря Хиландар. За его основу был взят Евергетидский Ипотипосис (см. в ст. Евергетидский Типикон), адаптированный к особенностям серб. обители. Он состоит из 43 глав (вместе с введением и заключением), текст к-рых изобилует библейскими цитатами. Провозглашается, что Хиландар находится под водительством только Пресв. Богородицы, под руководством своего основателя прп. Симеона Мироточивого и игумена и не должен подчиняться ни властям Афона, ни к.-л. иным, при этом подчеркивается, что обитель относится к группе «царских игуменских монастырей». Монахи именуются «богоносными и преподобными отцами нашими, светилами для всего мира, земными ангелами, небесными людьми». Игумена следовало избирать на монастырском соборе, состоявшем из эконома, экклисиарха и 10-12 насельников, в символическом присутствии (в виде скипетра) серб. царя. Введение (в к-рое включен краткий рассказ об уходе на Афон и упокоении ктитора обители вел. жупана Стефана Немани) и некоторые части отличаются эмоциональными размышлениями и поэтичностью. Текст написан на книжном слав. языке с элементами народной лексики. Исследователи предполагают, что перевод глав, заимствованных из Евергетидского Типикона, по заказу С. выполнил др. книжник, а сам он написал главы, связанные с прп. Симеоном и непосредственно с серб. обителью - как минимум главы 1-3 и 42 (Ивић П. Питање ауторства Хиландарского типика у светлости jезичке анализе тога текста // Там же. С. 107-115). Самым ранним, но вряд ли оригинальным считается пергаменный список нач. XIII в. (Ath. Chil. AS 156).
(1207-1208) предназначался соответственно для мон-ря Студеница, игуменом к-рого С. стал после возвращения на родину. Его основой послужил Хиландарский типик, приспособленный для монашеской жизни вне Афона. Традиционно типик регламентирует свободу обители от притязаний к.-л. властей и даже местного епископа. В отличие от Хиландара игумена Студеницы предписывалось избирать на монастырском соборе при участии правителя, епископов и игуменов 6 определенных мон-рей из числа всех присутствовавших игуменов и студеницкого старейшины.
Житие прп. Симеона Мироточивого, к-рое является 1-м произведением данного жанра в сербской лит-ре, С. поместил в качестве 3 первых глав (слов) в Студеницком типике. К составлению этого повествования автор подходил постепенно, включая краткие рассказы об отце в свои типики. Фактологическим источником этого Жития считается дарственная грамота мон. Симеона мон-рю Хиландар, составленная при участии С. в 1198 г. Несмотря на агиографический характер, это Житие является органичной частью типика, в составе которого оно находится, не имеет традиционной для подобных визант. произведений структуры, но отличается стройной композицией. Главными событиями в жизни святого, согласно Житию, стали отречение от престола с последующим пострижением в монашество и благочестивая кончина. Некой театральностью отличается сцена отречения, когда знать и народ уговаривают вел. жупана не покидать их. В описании продолжительной болезни и подготовки мон. Симеона к смерти и его прощания с сыном, занимающем бóльшую часть произведения, отражены эмоциональные переживания автора. В отличие от многочисленных последователей С. приводит датировки упоминаемых событий от сотворения мира, что позволило исследователям выстроить хронологию жизни жупана. Этот памятник сохранился в единственном списке 1619 г. в составе Студеницкого Хронографа (Praha. Národní Muzeum. IX H 8 (Š 8)).
(После 1200 или ок. 1207) также является 1-м гимнографическим произведением в серб. лит-ре, отличается простой структурой и следует т. н. доиерусалимской богослужебной традиции. Она состоит из вечерни со стихирами на «Господи, воззвах» и на стиховне и канона. Произведение опирается на богатую визант. литургическую традицию и прежде всего на службу прп. Симеону Столпнику. Краткая фактология совпадает с Житием прп. Симеона, но имеет ряд отличий, поскольку этот текст предназначался именно для литургического прославления святого: в нем воспеваются духовные достижения, сложный духовный путь святого (что подчеркивается образом лествицы) и его борьба за распространение православной веры в гос-ве. Самый ранний сохранившийся список службы находится в серб. Минее сер. XIII (Архив САНУ. № 361).
(Номоканон, ок. 1220) является слав. переводом ряда канонов и отдельных предписаний, многие из к-рых приведены в сокращенном варианте, в сопровождении комментариев визант. канонистов Алексия Аристина и Иоанна Зонары. В лит-ре распространено мнение, что этот сборник С. составил в 1219 г., при возвращении на родину из Никеи после своего поставления во архиепископы, когда он в мон-ре Филокал в Фессалонике, по словам биографа С. иером. Доментиана, «переписал многие книги законов для нужд его соборной церкви». По мнению Дж. Трифуновича, С. стремился составить книгу законов «по собственному усмотрению и пониманию духовной и мирской жизни сербов» (Трифуновић Ђ. Седам 150 година Иловичког преписа Номоканона св. Саве, 1262-2012 // Српски књижевни лист. Београд, 2013. Год. 12. Бр. 4/109). В вводную часть включены статьи о Вселенских и Поместных Соборах, истолкование Никео-К-польского Символа веры, молитв «Отче наш» и Иисусовой. В тексте 64 главы, из к-рых 6 глав посвящены имп. законодательству (в т. ч. приводится полный текст сб. «Прохирон», «Избрание от Закона Моисеева», новеллы визант. имп. Алексея I Великого Комнина), 5 глав - постановления Патриарших синодов, в остальных представлены разного рода послания на дисциплинарные темы, догматические трактаты, антиеретические статьи, истолкование литургии и проч., а также неск. антилат. сочинений (Сказание Никиты Стифата, «О фрязех и прочих латинах», Послание Льва Болгарского), отсутствовавшие в более ранних слав. Кормчих. Из множества сохранившихся списков Законоправила самым ранним считается Иловицкая Кормчая (см. также ст. Кормчая книга). Но недавно было высказано мнение, что в мон-ре Филокал С. мог переписать не Законоправило, а слав. перевод Пандектов мон. Никона Черногорца (см.: Турилов А. А. Какие «многии законные книги» переписал в 1219 г. св. Савва Сербский? // Он же. Исследования по слав. и серб. средневековью. Београд, 2012. С. 489-494).
К лит. наследию С. также относят «Напутствие к чтению Псалтири» (время составления неизв.), в к-ром излагаются правила чтения Псалтири и рекомендации монаху за день вычитывать книгу полностью. Вероятно, эти правила восходят к некоему скитскому типику. Текст сохранился в 11 серб. и в еще большем числе рус. списков кон. ХV-XVII в. Самый ранний список находится в серб. Псалтири кон. ХV-XVI в., происходящей из Лесновского мон-ря (Б-ка Белградского ун-та. Ћор. 9).
Вероятно, С. вел обширную переписку с родными и церковными деятелями. Но сохранилось лишь одно его послание, которое считается и 1-м известным серб. посланием, к настоятелю мон-ря Студеница игум. Спиридону, направленное из Иерусалима во время 2-го паломничества архиепископа на Св. землю. В нем автор кратко упоминает о своем поклонении Гробу Господню и просит молитв игумена и прощения грехов. Единственный список текста, ныне утраченный, был опубликован в XIX в. (Daničić Đ. Poslanica sv. Save arhiep. srpskoga iz Jerusalima u Studenicu igum. Spiridonu // Starine. Zagreb, 1872. Knj. 4. S. 230-231).
Также к произведениям С. иногда относят тексты надписи (1208/09) в барабане купола и подписей к фрескам ц. Пресв. Богородицы монастыря Студеница, поскольку его личное участие в составлении программы и исполнении росписей не вызывает сомнений (Шпадиер. 2015. С. 35-36).
Согласно Житиям, кончина С. произошла в воскресенье, в день отдания праздника Крещения Господня (13 янв.). Но т. к. в тот день по церковному уставу не полагалось совершать к.-л. иных празднований, сложилась традиция отмечать его память в разные дни: 12 янв. (в нек-рых храмах на Афоне и впосл. на рус. землях), 14 янв. (на серб. землях) и 15 янв. (в афонской Карее). При введении в богослужение СПЦ Иерусалимского устава был утвержден день памяти С. 14 янв.
Во время османского владычества в серб. храмах по причине отсутствия книг с текстами, посвященными С., его память иногда отмечалась 13 нояб., в день памяти свт. Иоанна Златоуста, имя к-рого в тексте службы заменялось именем серб. святителя. Избранию текстов в честь свт. Иоанна способствовали нек-рые общие моменты жизни этих святителей (Павловић. 1965. С. 56-57).
В СПЦ также совершаются богослужения в честь перенесения мощей С. в мон-рь Милешева (6 мая) и в память об их сожжении (27 апр.).
Свт. Савва Сербский. Икона. 1739 г. (Мон-рь Савина, Черногория)Вскоре после кончины С. был прославлен и уже в XIV в. стал самым почитаемым серб. святым. В церковном почитании он приобрел черты просветителя и наставника своей страны, приближаясь в этом в какой-то мере к просветителям славян равноапостольным Кириллу и Мефодию. В предельной форме такое представление отразилось в устном, скорее всего афонском, предании, зафиксированном в XV в. в сочинении об установлении автокефалии Болгарской и Сербской Церквей и включенном в состав Кормчей книги (Щапов Я. Н. Южнослав. полит. опыт на службе рус. идеологов XV в. // Bbl. 1966. Т. 2. P. 206-214), где С. представлен своего рода серб. царевичем Иоасафом (см. в ст. Варлаам и Иоасаф, преподобные) - юным язычником, познавшим свет истинной веры и обратившим в христианство своего отца и всю страну (Турилов А. А. Роль серб. традиции в сохранении древнейших памятников слав. лит-ры // Он же. Исследования по слав. и серб. средневековью. Београд, 2012. С. 43-54). В его честь СПЦ и в целом серб. культура называются «Святосаввскими», а Сербское Православие - «Святосаввьем».
Агиографы сообщают, что к захоронению С. с просьбами о заступничестве люди стали приходить еще в Тырново. После перенесения мощей в Сербию возле уже пустой могилы святого в ц. во имя Сорока мучеников Севастийских в болг. столице продолжали происходить чудеса, поэтому было решено ее закрыть, чтобы пресечь поток многочисленных паломников. По сообщению иером. Феодосия Хиландарца, впосл. в ней был похоронен некий митрополит, щедро оплативший эту привилегию. Мон-рь Милешева стал центром почитания С.: к раке с его мощами приходили не только православные, но католики, мусульмане и иудеи. Точное место расположения раки с мощами в милешевском соборе неизвестно, наиболее вероятно, она стояла возле алтаря (в наст. время в соборе находятся 3 саркофага, в каждом их к-рых ранее могла храниться святыня). В 1377 г. над мощами С. был коронован бан Твртко Котроманич. С 1446 или 1448 г. Хумский воевода Стефан Вукчич Косача стал именовать себя «герцогом святого Саввы».
В память о просветительской деятельности С. стал считаться покровителем школьного обучения. В 1812 г. в устав школы г. Земун (близ Белграда) впервые было включено предписание отмечать день памяти С. как школьное празднование. Сербский кн. Милош Обренович (см. ст. Обреновичи) в 1827 г. объявил день кончины С. выходным днем, нарушителей этого предписания предлагалось штрафовать. В 1846 г. в газ. «Народные сербские новости» (Народне српске новини) сообщалось о праздновании дня памяти С. в г. Шибеник (Хорватия), в 1852 г. в серб. прессе были опубликованы многочисленные репортажи о святосаввских празднованиях в Сербии, Хорватии, Македонии, Черногории, Боснии и Герцеговине и даже в Стамбуле. В 1853 г. началась кампания за повсеместное празднование дня памяти С. как школьного праздника. После окончания второй мировой войны и прихода коммунистов к власти в Югославии празднование дня памяти С. получило разделение на «церковное» и «государственное». С 1946 г., хотя это празднование и продолжало носить «школьный» характер, но отмечалось во всех учебных заведениях независимо от проведения богослужений, для посещения к-рых учащимся возможности не предоставлялось. При этом сам С. стал расцениваться не столько как создатель Сербской Церкви и святой, а скорее как национальный герой, способствовавший установлению серб. государственности и серб. национальности. В 1947 г. день памяти С. был объявлен рабочим днем.
Обновление 1-й известной по источникам ц. во имя С. в принадлежащем мон-рю Хиландар с. Лизица (не сохр.) произошло при архиеп. Сербском свт. Никодиме (1316-1324). На средства супруги серб. царя Стефана Уроша IV Душана Елены (см. Евгения, прп., † после 1375) ц. во имя С. и прп. Симеона Мироточивого была устроена на верхнем этаже пирга в Карее. В XVI в. С. были посвящены мон-ри Кувеждин (вместе с прп. Симеоном Мироточивым), Златица в обл. Банат (см. в ст. Румыния, разд. «Православная сербская епархия Тимишоары»), параклис в Рильском монастыре, храм в афонском мон-ре вмч. Пантелеимона. Особое распространение посвящения храмов С. наблюдалось в XVIII в., когда практически в каждой области, населенной сербами, появилась как минимум одна такая церковь. В сер. ХХ в. в Югославии было 40 святосаввских храмов, что составляло 10% от числа церквей (Павловић. 1965. С. 63-64). В наст. время храмы во имя С. действуют в США (9 храмов), Канаде (5 храмов), Австралии (7 храмов), в г. Габороне (Ботсвана), Фессалонике (Греция), Вене (Австрия), Лондоне (Великобритания), Ганновере (Германия), Стокгольме (Швеция), Екатеринбурге (Россия).
Главный мемориальный собор во имя С. находится в Белграде, на площади Врачар, и является самым крупным собором в Европе (91×81 м; высота 65 м, диаметр купола 35 м, общая площадь 7570 кв. м). В 1894 г. начались подготовительные работы по возведению собора на месте предполагаемого сожжения мощей святого. Конкурс выиграл проект архит. А. Дероко, выполненный в неовизант. стиле, во мн. деталях отражающий влияние собора Св. Софии в Стамбуле. В 1935 г. началось строительство, но к 1939 г. успели возвести только стены высотой 12 м. Во время второй мировой войны работы были приостановлены и возобновились только в 1986 г. В 1989 г. был завершен купол. До наст. времени внутри собора ведутся отделочные работы. Первая служба состоялась 20 апр. 1999 г., официально собор был открыт в 2004 г.
О всенародном характере почитания С. в Сербии свидетельствуют многочисленные легенды, сказания, песни и связанные с его именем поверья, распространенные среди сербов. В серб. фольклоре его почитание приобрело черты общеслав. культа волка: считается, что он отнял солнце у диавола, живет на возвышенных местах, управляет грозовыми тучами, может исцелять немощных и оживлять мертвых. Если в день празднования памяти С. полагается держать пост, то он называется «савицей».
В рус. земли почитание серб. святителя пришло не позже XV в.: Жития С. и прп. Симеона в состав Стишного пролога включил митр. Киевский и всея Руси свт. Киприан (Турилов А. А. Оригинальные южнослав. сочинения в рус. книжности XV-XVI вв. // Теория и практика источниковедения и археографии отеч. истории. М., 1978. С. 39). Имя С. упоминается в месяцесловах рус. Евангелий нач. XV в. (ГИМ. Увар. № 545; РНБ. Q.п.I.2) и Тверского типика 1438 г. (ГИМ. Син. № 387).
Свт. Савва Сербский. Роспись в алтаре Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве. 1689 г., под записью XIX в. Фото: А. С. ЗверевВ честь С. сложилась весьма обширная агиографическая и гимнографическая традиция. Древнейшее Житие С. в 1243 или 1253 г. написал иером. Доментиан - один из ближайших учеников, который сопровождал его во время 2-го паломничества на Св. землю, находился в Тырнове при его предсмертной болезни, участвовал в погребении и в последующем перенесении мощей в Милешеву. Это Житие является одним из самых значительных и сложных произведений сербской лит-ры. Оно состоит из 33 глав, в которых подробно излагается биография «первоучителя сербского», приводятся тексты ряда посланий и проповедей и переработанный текст грамоты о провозглашении автокефалии Сербской Церкви. Особую роль в тексте играет пространная проповедь С. об основах вероучения, произнесенная на Соборе в мон-ре Жича, в принадлежности к-рой святителю уверены мн. исследователи.
Во 2-й пол. XIII в., вероятно между 1284 и 1292 гг., афонский иером. Феодосий Хиландарец († после 1348) по поручению хиландарской братии составил новую версию Жития С., к-рая стала его самым важным и, возможно, 1-м произведением. В качестве источников он использовал Житие иером. Доментиана, рассказы учеников С. и устные легенды, но стремился отойти от назидательного характера и создать интересное читателю благочестивое повествование. В качестве образцов он использовал визант. агиографические произведения, прежде всего Житие прп. Саввы Освященного. Древнейшим считается список, выполненный в 1336 г. в Хиландаре старцем Феодулом (не сохр., известен по фотографиям отдельных листов). Его житийная версия получила широкое распространение как на Афоне, среди сербов, так и в других, в т. ч. русских, землях и сохранилась в многочисленных списках (поздние списки часто содержат вольные редакции), вошла в состав Великих Миней-Четьих. При 1-м издании этой версии Жития Дж. Даничич ошибочно приписал его авторство иером. Доментиану (Доментиjан. 1860). Также иером. Феодосий написал Похвальное слово С., которое получило широкое распространение и вошло в состав Великих Миней-Четьих. Во 2-й пол. XIV в. патриарх Сербский Даниил III составил краткое проложное Житие С. на основе пространного Жития иером. Феодосия для литургического использования. В рукописях представлены и иные житийные версии, посвященные С., к-рые в основном восходят к тексту иером. Феодосия.
Также известны агиографические произведения в честь С. на греч. языке - 3 Жития, проложное Житие, похвала и 2 службы. Вероятно, они возникли на Афоне, в одном из греч. мон-рей, в котором проживали и серб. насельники (Эсфигмен, Симонопетра, Григориат, св. Павла или Ватопед), в XIV в. (ранние списки датируются XVI в., см.: Тарнанидис. 1983). Самое раннее греч. Житие известно в виде проложной версии в рукописях начиная с XVI в. и восходит к тексту иером. Феодосия. Второе греч. Житие написал бывш. еп. Алеппский Геннадий в XVIII в.; он основывался на тексте церковнослав. Житий, созданных иеромонахами Доментианом и Феодосием. Третье греч. Житие возникло в результате сокращения текста, составленного еп. Геннадием. Похвалу в 1745 г. написал иеродиак. Игнатий из Монемвасии Пелопонесской (возможно, буд. архиепископ) на основании ранних греч. Житий и служб (Там же).
К сер. ХV в. относятся свидетельства о появлении на Руси пространной версии Жития С., составленной иером. Феодосием (Турилов А. А. Оригинальные южнослав. сочинения в русской книжности XV-XVI вв. // Теория и практика источниковедения и археографии отеч. истории. М., 1978. С. 81), в то время как творение иером. Доментиана известности здесь не получило. В общей сложности выявлены ок. 90 списков произведения в составе миней, в сборниках и отдельных рукописях в фондах монастырских библиотек по всему слав. востоку (Гаврюшина. 1986. С. 18). В XVI в. фиксируются заимствования из биографии С. в житиях севернорус. преподобных Александра Свирского, Александра Ошевенского, Ефрема Перекомского (Там же. С. 10). Распространение Жития С. в севернорус. агиографии, в нек-ром смысле противостоящей «официальной» церковной лит-ре, играло некую роль в известном споре о монастырской собственности между «заволжцами», последователями доктрины нестяжательства, и «иосифлянами», сторонниками прп. Иосифа (Санина) Волоцкого, разгоревшемся в XV-XVI вв., и отражало идеологическую борьбу этих направлений церковной жизни Руси (Там же. С. 15-22). Но с XVII в. распространение Жития С. на Руси приостановилось и его можно встретить лишь в составе небогатых монастырских б-к, хотя в личной б-ке патриарха Московского Никона (Минова) имелись 2 его экземпляра (Казакова Н. А. Книгописная деятельность и обществ.-полит. взгляды Гурия Тушина // ТОДРЛ. 1961. Т. 17. С. 178). С XIX в. распространение получает краткая проложная версия Жития С., часто подвергаемая при публикации различным модификациям. В «Афонском патерике» Житие С. разделено на 11 глав с заголовками (Афонский патерик. 1897. С. 53-162). Хотя оригинал Жития не содержит деления на главы, нек-рые восточнослав. списки XVI в. насчитывают ок. 40 выделенных глав (Гаврюшина. 1986. С. 17). Редакция жизнеописания С., выполненная архиеп. Черниговским Филаретом (Гумилевским), изобилует сопоставлениями фактов истории Церкви, нашедших отражение в Житии, со свидетельствами др. источников, а также обширными пояснениями относительно географии, истории и быта слав. юга (Филарет (Гумилевский), архиеп. Святые юж. славян. СПб., 18822). «Святитель и просветитель» у себя на родине на Руси С. почитался прежде всего как чудотворец. В переработках Жития, к-рые встречаются в печатных сборниках XIX-XX вв., практически без купюр описываются его побег на Афон и приключения во время паломничеств в Св. землю, а библейские цитаты и риторические отступления, коими изобилуют серб. ранние списки Жития, практически отсутствуют.
Известны неск. слав. служб С. Уже в XIII в. была составлена служба на 14 янв., текст к-рой отражает влияние службы преподобным отцам Синайским и известен по списку посл. четв. XIII в. (ЦИАМ. № 403). Иные варианты служб на этот день сохранились в 4 списках: 40-х гг. XIV в. (Ath. Pantel. slav. № 11), XIV в. (РГБ. Унд. № 75, приобретена В. М. Ундольским в Палестине), 1605 г., выполненном мон. Георгием в мон-ре Косириево (Архив САНУ. № 339) и 1871 г. (Там же. № 334; на основании реконструкции правописания датируется 1360-1380). Эти службы составлены с ориентацией на Евергетидский Устав и после введения в богослужение Сербской Церкви Иерусалимского устава не переписывались (Суботин-Голубовић Т. О рукописима коjи садрже служби св. Саве // Св. Сава у српскоj историjи и традициjи. 1998. С. 337-345). По Иерусалимскому уставу иером. Феодосий Хиландарец составил службу, к-рая получила широкое распространение и представлена во множестве списков (начиная с кон. XIV в.: Загреб. ХАЗУ. IVд11/I; НБС. Б-ка мон-ря Високи-Дечани. Собр. Црколез. № 7; РГБ. Хлуд. № 150), впервые она была опубликована Божидаром Вуковичем (см. в ст. Вуковичи) в Праздничной минее (Венеция, 1538). Также иером. Феодосий составил совместный канон С. и прп. Симеону Мироточивому и перевел его на греч. язык (Темчин С. Ю. Сербский писатель Феодосий Хиландарец как греч. гимнограф // Multa et Varia: Studi., offerti a M. M. Ferraccioli e G. Giraudo. Mil., 2012. Vol. 2. P. 597-604). В греч. рукописях также известна и др. служба с каноном в честь С., к-рая является переводом со слав. языка 2-й службы и особого канона, выполненных не ранее XVII в.
Прижизненные портреты С. сохранились в настенных росписях в ц. Вознесения мон-ря Милешева (до 1228), где он представлен в составе серб. династической композиции на вост. стене нартекса, и в ц. Пресв. Богородицы мон-ря Студеница в юж. парекклисионе прп. Симеона Мироточивого (Немани) в Радославовой капелле (1234-1235), где вместе с архиеп. св. Арсением I и иером. Саввой он включен в процессию архиереев на сев. стене.
К самым ранним посмертным образам святого долгое время относили его портреты в храме св. Апостолов мон-ря Печская Патриархия (ок. 1260): в алтаре С. замыкает процессию святителей в сцене «Служба св. отцов»; в апсиде жертвенника (между 1263 и 1273; см.: Воjводић. 2015. С. 57. Сн. 24) он изображен в момент совершения чина проскомидии совместно со своим преемником, архиеп. св. Арсением I. Наличие некоторого сходства облика С. с обликом прп. Саввы Освященного позволило предположить, что расписывавшие Печскую Патриархию греки не знали, как выглядел первый серб. архиепископ при жизни, и воспользовались отдельными элементами иконографии хорошо известного им святого, соименника и небесного покровителя С. (Ђоровић-Љубинковић. 1956/1957. С. 85; Воjводић. 2015. С. 58). Противовесом мнению об изображении в алтаре прп. Саввы Освященного (Петковић. 1997) является тот факт, что образ С. находится на том же месте в сцене «Служба св. отцов» в алтаре ц. Богородицы Одигитрии в Печской Патриархии (до 1337), ктитором к-рой был архиеп. св. Даниил II (1324-1337), взявший за образец для росписей своего храма иконографическую программу задужбины архиеп. св. Арсения I - ц. св. Апостолов.
Отличительными чертами облика С. являются относительно узкое, продолговатое лицо, слегка вытянутый нос, широкий лоб, подчеркнуто большие глаза, коротко постриженные волосы и борода, расширяющаяся книзу (в форме метлы) или разделенная на 2 полукруглые части или на неск. прядей. Святой может изображаться как с темными волосами (каштанового цвета), так и седовласым. К распространенным, но не обязательным иконографическим особенностям образа С. относятся нимб и тонзура (напр., тонзура отсутствует в изображениях в приделе прп. Симеона Мироточивого в Студенице, в храмах св. Апостолов и Богородицы Одигитрии (ок. 1335) в Печской Патриархии).
В храмовой декорации XIII в. и в некоторых памятниках XIV в. (в ц. праведных Иоакима и Анны (Кралевой ц.), 1314; в парекклисионе св. Димитрия храма Христа Пантократора в Дечанах, до 1350; в ц. св. Архангелов в Леснове, 1347-1348) С. облачен в характерный для серб. архиепископов рашского периода полиставрий (крещатая фелонь). С нач. XIV в. традиц. одеянием святого становится саккос - знак принадлежности архиерея к визант. духовному кругу (ц. Богородицы Левишки, 1312-1314; ц. св. Никиты в Чучере, 2-е десятилетие XIV в.; ц. св. Георгия в Старо-Нагоричино, 1317-1318; ц. Успения Пресв. Богородицы в Грачанице, 1320-1321, и др.). В храмах моравского периода С. изображается как в полиставрии (мон-рь Велуче, кон. XIV в.; ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Нова-Павлице, 1388-1389; ц. св. Стефана мон-ря Копорин, 1402-1405), так и в саккосе (ц. свт. Николая Чудотворца в Горняке, ок. 1380; ц. Богоматери в Любостине, 1402-1405; ц. Богородицы мон-ря Каленич, ок. 1413). Обязательной деталью его облачения как архиерея также является омофор, а в отдельных композициях добавляется набедренник (ц. св. Апостолов в Печской Патриархии, ц. Богоматери мон-ря Хиландар на Афоне и др.). В ц. Богородицы Левишки рядом с С. расположен образ свещеносца с горящей свечой, а его саккос украшен изображениями апостолов - эти детали символически указывают на С. как на учителя и просветителя серб. народа. К наиболее часто встречающимся атрибутам святого принадлежит Евангелие, которое он традиционно держит в левой руке, правая - обычно в благословляющем жесте. В составе «Службы св. отцов» серб. архиепископ, как и др. св. архиереи, представлен со свитком, на к-ром написаны слова литургической молитвы. Роль борца за христ. веру и ее чистоту подчеркивается наличием в нек-рых памятниках в правой руке С. креста (ц. Успения мон-ря Грачаница, храм Христа Спасителя в Дечанах и др.). Во фресках в юж. певнице ц. св. Апостолов в Печской Патриархии, предположительно датируемых 3-й четв. XIV в. (Милошевић. 1979. С. 306), и в притворе Печской Патриархии (после 1375) С. изображен без Евангелия, с 8-конечным крестом (процессионного типа, на удлиненном древке) и с небольшим платом (перекинут через левую руку), встречающимся в ряде др. памятников. Портрет в печском притворе отличается уникальной деталью: на святом калиптра - головной убор К-польского патриарха. Появление в иконографии С. новых деталей и атрибутов, с одной стороны, объясняется внедрением в богослужебный обиход Сербской Церкви и серб. владык традиций и инсигний эпохи Палеологов, с другой - является частью процесса формирования репрезентативной иконографии, характерной для изображения высших лиц как светской, так и церковной власти этого времени.
О существовании ктиторских портретов С. известно только по письменным источникам (Тодић. 1998. С. 226). От самого раннего живописного житийного цикла С. на юж. стене зап. травеи ц. Благовещения мон-ря Градац (ок. 1275) сохранились 3 сцены, сюжеты к-рых основаны на текстах Жития и службах памяти святого (Ђурић. 1964-1968. Књ. 10. С. 127). «Смерть св. Саввы в Тырново» композиционно выстроена по образцу иконографии «Успение Пресв. Богородицы»: над окруженным людьми одром с телом архиепископа, расположенным в центре композиции, стоит Христос с душой усопшего в руках. Также распознаются сцены «Перенесение св. мощей из Тырново в монастырь Милешева» и «Встреча св. мощей в монастыре Милешева» с процессией встречающих, во главе которой - кор. блгв. Владислав (ок. 1200 - между 1264 и 1281). Подробный житийный цикл известен по более поздним росписям в трапезной церкви мон-ря Хиландар (1621), где насчитывается 29 отдельных композиций (LСI. Bd. 8. Sp. 298), и в капелле во имя прп. Симеона Мироточивого и С. в Рильском мон-ре (XIX в.).
Наибольшее количество образов С. сохранилось в монументальной живописи. В находящихся в задужбинах Неманичей памятниках XIII в. глава серб. Церкви обычно включен в состав Сербской династической композиции (напр., в ц. Вознесения мон-ря Милешева, в ц. Св. Троицы мон-ря Сопочани (ок. 1265), в Драгутиновой капелле мон-ря Джурджеви Ступови (1282-1283), в ц. прп. Ахиллия в Арилье). Такая композиция может помещаться над захоронением в зап. травее наоса, а также в притворе или в отдельной капелле. В ц. прп. Ахиллия в Арилье С. показан в нижнем регистре наоса не только с Неманичами, но и в одном ряду с серб. архиепископами и моравскими епископами, что стало художественным выражением национальной идеи о церковно-политическом единстве Сербского гос-ва. В ц. Богородицы Левишки (1312-1314) С. изображен среди представителей рода Неманичей (прп. Симеона Мироточивого, Симона монаха (Стефана Первовенчанного), Стефана Уроша I и мч. Стефана Дечанского) и впервые показан не в 3/4-ном развороте, а в репрезентативной фронтальной позе, ставшей традиционной для живописи XIV в. Масштабные династические композиции с портретами Неманичей практически исчезли из памятников палеологовского периода. Исключения составляют отдельные храмы: Христа Пантократора в мон-ре Дечаны; Божией Матери Каранской (1340-1342) в с. Каран близ г. Ужице, где над ктиторскими захоронениями на юж. стене зап. травеи размещена правящая королевская семья - Стефан Урош IV Душан и его сын св. Стефан Урош V (портрет кор. Елены (прп. Евгении) находится рядом, на зап. стене), а также С., блгв. кор. Стефан Урош II Милутин и прп. Симеон Мироточивый (последний - на зап. грани юго-зап. пилястры). В XIV в. «рядный» вариант композиции заменит изображение «Лоза Неманичей» - генеалогического древа «святородной династии» серб. государей, созданное по образцу иконографии ветхозаветного «Древа Иессеева». Обычно «Лоза Неманичей» располагается в зап. части храмового пространства (ц. Успения Пресв. Богородицы в Грачанице, ц. Богородицы Одигитрии мон-ря Печская Патриархия (1333), ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны, ц. Успения Пресв. Богородицы монастыря Матейче (1356-1360)). У корней древа наряду с родоначальником серб. династии и основателем независимого Сербского гос-ва прп. Симеоном Мироточивым, традиционно в полиставрии, всегда представлен С.- основатель автокефальной Сербской Церкви.
Святой нередко входит в состав различных сцен. В алтарной композиции «Поклонение Жертве» помимо печских храмов - св. Апостолов и Богородицы Одигитрии, где С. замыкает процессию св. архиереев в северной части алтаря, он дважды представлен в разновременных фресках ц. Св. Троицы в мон-ре Сопочани: в центральной апсиде кафоликона и в парекклисионе вмч. Георгия (1342-1346) наряду со св. архиепископами Арсением I и Саввой II. В храме вмч. Георгия в Старо-Нагоричино С. служит Божественную литургию совместно с особо почитаемыми в Македонии святыми - равноап. Климентом Охридским и архиеп. св. Константином Кавасилой. Находящаяся в парекклисионе вмч. Димитрия в Дечанах в нижнем регистре алтарного пространства композиция с 2 архиепископами - св. архиеп. Арсением I с потиром в руках и С. с развернутым фронтально Евангелием - является видоизмененным вариантом сцены совершения проскомидии, известным по более ранним фрескам жертвенника ц. св. Апостолов в Печской Патриархии, где оба архиерея представлены в виде старцев, тогда как в Дечанах показаны как люди средних лет, стоящие перед престолом, на котором впервые в серб. живописи изображено тело Христа. В моравских памятниках также встречаются примеры изображения С. в «Службе св. отцов» (мон-рь Ресава (Манасия), 1416-1418).
С. нередко изображается в сценах исторического характера. В притворе храма мон-ря Студеница (1240-1250) на сев. стене в аркосолии расположена композиция «Смерть кор. Радослава» (Ђурић. 1964-1968. Књ. 11. С. 103-104), на правом склоне арки представлен прп. Симеон Мироточивый, а на левом - С., оба выступают здесь в роли молитвенников о душе усопшего. Аналогичная композиция находилась над гробом Углеши Деспотовича в притворе кафоликона мон-ря Хиландар (3-я четв. XIV в.) с тем отличием, что в афонском храме обе фигуры обращены к Богородице, тогда как в Студенице - ко Христу. Портрет С. есть в сцене «Смерть кор. Анны Дандоло», матери кор. Стефана Уроша I, на сев. стене нартекса в ц. Св. Троицы в Сопочани.
Образ С. также встречается в житийных циклах др. святых. Существует предположение, что в сцене «Перенесение мощей прп. Симеона Мироточивого в Студеницу» из житийного цикла прп. Симеона в посвященном ему парекклисионе в Сопочанах одним из монахов в процессии является С. (Там же. Књ. 8/2. С. 77). В ц. Богородицы Одигитрии в Печской Патриархии в жертвеннике существовало 4 композиции из Жития архиеп. св. Арсения I. На северной стене из фрагментарно сохранившихся надписей можно заключить, что в одной из сцен С. рукополагал свт. Арсения во диакона, а в другой - во пресвитера. В большей сохранности оказалась сцена поставления свт. Арсения во епископа: С. в полиставрии, с омофором, с Евангелием в руке благословляет коленопреклоненного свт. Арсения; С. изображен здесь темноволосым, тогда как его преемник - седым.
В ц. вмч. Димитрия в Печской Патриархии (ок. 1346) в крещатом своде зап. травеи наряду со сценой «Собор прп. Симеона Мироточивого» представлена единственная в средневек. живописи сцена «Собор свт. Саввы», в к-рой С. показан в саккосе, с крестом в правой руке, левая рука лежит на Евангелии на его коленях; позади престола, на к-ром восседает С.,- свещеносец и меченосец, а по сторонам - епископы в фелонях, в т. ч. крещатых.
На протяжении почти всего XIV в. С. чаще всего изображается в паре с прп. Симеоном Мироточивым. В двойных портретах прп. Симеон обычно представлен в одеянии великосхимника, а С.- в облачении архиепископа.
Наиболее ранний пример совместного изображения родоначальника династии Неманичей и 1-го серб. архиепископа известен по описаниям несохранившихся росписей ц. св. Георгия в Расе (ок. 1280) (Гиљфердинг. 1972. С. 130; Воjводић. 2015. С. 71. Сн. 59), согласно к-рым образ прп. Симеона Мироточивого находился на вост. стене притвора, к северу от входа в наос, а С., вероятно, был изображен ему в пару. В ц. Вознесения мон-ря Милешева С. и прп. Симеон Мироточивый включены в процессию Неманичей, однако несколько отделены от остальных - их фигуры размещены в сев. части вост. стены, слева от прохода в наос.
Из сохранившихся памятников наиболее ранним примером парного изображения прп. Симеона Мироточивого и С. вне династической композиции является их икона из мон-ря Хиландар (XIV в.): С. облачен в полиставрий, держит Евангелие в левой руке (Милошевић. 1979. С. 298). Совместные портреты святых в монументальной живописи имеются: в Кралевой церкви (1314-1315) в Студенице, где «святая двоица» изображена напротив королевской четы - блгв. Милутина и Симониды Палеолог на юж. стене; в ц. вмч. Никиты в Чучере в зап. части сев. стены; в мон-ре Хиландар (1318-1320) - у гроба Стефана Немани изображены С., облаченный в полиставрий, прп. Симеон Мироточивый и кор. блгв. Милутин - ктитор обновленного кафоликона. В ц. св. Николая Больничного в Охриде (1345) С. и прп. Симеон Мироточивый показаны на юж. стене вместе с правящей фамилией - кор. Стефаном IV Душаном, его супругой кор. Еленой и их сыном Урошем (с одной стороны) и Николаем II, архиеп. Охридским, современником этих фресок (с др. стороны).
Со 2-й пол. XIV в. портреты главных серб. святых все чаще появляются в восточных, т. е. в наиболее значимых частях, храма, однако они не имеют ни единой иконографической схемы, ни постоянного места в церковной декорации палеологовского периода. Их образы могут размещаться в алтаре (ц. вмч. Георгия в Речани, ок. 1370; ц. ап. Андрея на Треске, 1388-1389), в наосе (ц. арх. Михаила в мон-ре Леснове, ц. Богородицы в Матейче и др.), в певницах, где нередко к ним присоединяется еще один святой, покровитель серб. самодержавия,- архидиак. первомч. Стефан (церковь мон-ря Велуче, Введенской ц. в Нова-Павлице, ц. Богородицы в Руденице, 1402-1405). В Нова-Павлице С. впервые представлен указывающим правой рукой на прп. Симеона Мироточивого, что является еще одним изобразительным символом единства 2 основателей Сербского гос-ва, а в ц. Богородицы в Руденице - молодым человеком без тонзуры, облаченным в монашеское одеяние; в левой руке он держит свиток.
В иконографии С. также встречаются изображения с др. святыми. В Старо-Нагоричино портрет С. размещается на почетном месте у алтарной преграды, а в ц. Успения Пресв. Богородицы в Грачанице он находится на зап. стене наоса рядом с равноапостольными Константином и Еленой, по аналогии с к-рыми святой держит в руке крест, украшенный жемчугом и драгоценными камнями. На зап. стене притвора храма в Дечанах С. изображен между 1-м дечанским игум. Арсением и Иоанникием, архиеп. Сербским (игум. Арсений Дечанский развернут к С. с молитвенным жестом рук, тогда как С. и архиеп. Иоанникий стоят во фронтальных позах). В ц. св. Димитрия в Печской Патриархии на юж. стене наоса архиеп. Иоанникий и С. изображены по сторонам царя Стефана IV Душана и молодого царевича Уроша. Живописные композиции в Дечанах и в Печской Патриархии служат своеобразной иллюстрацией церковно-правового акта: своим присутствием С. утверждает легитимность провозглашения потомка, Стефана IV Душана, царем, а Сербской Православной Церкви - Патриархией в обход согласия К-поля (Там же. С. 303). Также эти росписи являются еще одним примером художественного отражения идеи единства между Церковью и гос-вом.
Титулатура С. на фресковых портретах разнится: в Милешеве он подписан как «первый архиепископ всех рашских и диоклитских земель», в Студенице - как «первый архиепископ всех сербских земель», в Дечанах - как «первый архиепископ всех сербских земель и поморских», в притворе Печской Патриархии - как «первый патриарх сербский» (Тодић. 1998. С. 246-247).
В настенных росписях поствизант. периода С. снова чаще всего представлен в паре с прп. Симеоном Мироточивым. В период тур. владычества изображение главных серб. святых являлось иконографической формулой, посредством к-рой утверждались святородность династии и независимость Сербской Церкви. В поздних фресковых ансамблях эта «святая двоица» часто изображалась в юго-зап. части храма (напр., в церкви мон-ря Матка, 1496/97), однако их образы есть и в наосе (напр., храм в Поганове, 1499; ц. прп. Прохора Пшинского, 1489), и в притворе (напр., ц. св. Николая в Демир-Хисаре, 1536-1537), в алтаре образ С. (без прп. Симеона Мироточивого) встречается в сцене «Служба св. отцов» (храм в с. Долгаец в Пелагонии, сер. XV в., и др.). В памятниках, украшенных до 1617 г., в росписях наоса и алтаря насчитывается ок. 30 изображений С. (Суботић. 1979. С. 344-345).
Уникальной иконографией отличается композиция в притворе храма мон-ря Пива (1625/26), где С., облаченный в архиерейские одеяния, предстоит Богородице с Младенцем Христом, а у его ног лежат корона и лор, что символизирует отказ святого от королевского достоинства и посвящение себя духовной жизни.
Самым ранним сохранившимся иконописным образом С. является упомянутая хиландарская икона XIV в. Еще одна икона с образами прп. Симеона Мироточивого и С. также происходит из мон-ря Хиландар и датируется нач. XV в. (Народный музей Белграда). На иконе XIV в. из ц. Сан-Джорджо-деи-Гречи в Венеции С. показан как молитвенник перед Христом. На иконе XVI в. (Музей религиозного искусства в Бухаресте) прп. Симеон Мироточивый и С. изображены предстательствующими за стоящих рядом с ними с воздетыми в молении руками принцессу Оливеру (дочь кн. мч. Лазаря, выданную замуж за тур. султана) и 2 ее детей. Известны также иконы XVII в.: Деисус, приписываемый худож. Радулу (1676, Народный музей Белграда); С. и свт. Николай Чудотворец из мон-ря свт. Николая Чудотворца в Овчарско-Кабларском ущелье (Народный музей Белграда); С., прп. Симеон Мироточивый и свт. Николай Чудотворец (мон-рь Хиландар) и др.
Образы С. и прп. Симеона Мироточивого входят в Праздничную минею Божидара Вуковича (1538) и в Цветную триодь (1566), где они представлены по сторонам Спасителя в деисусной композиции. Сохранились также сведения о том, что монахи-хиландарцы украшали письма в XVII в. портретами ктиторов мон-ря (Там же. С. 351).
На Руси иконы С. и прп. Симеона Мироточивого появились в XVI-XVII вв., когда насельники мон-ря Хиландар обращались к рус. государям за помощью и привозили в дар св. образы основателей обители; описания этих изображений известны по письменным источникам (Петковић. 1979. С. 359-360). Почти все сохранившиеся древнерус. памятники с изображением С. относятся ко времени Иоанна IV Грозного (1533-1584). Среди иконописных образов - икона из Саввиного Крыпецкого мон-ря «Святые Евфросин Псковский, Иоанн Богослов, Савва Сербский и Савва Крыпецкий, с 22 сценами жития Саввы Крыпецкого» (XVI в., ПИАМ); икона «Воздвижение. Покров. Избранные святые» (1565, ГТГ), где С. представлен в монашеском облачении среди святителей; икона-таблетка сер. XVI в. (НГОМЗ), на которой С. изображен с свт. Стефаном Сурожским и прп. Павлом Обнорским, и др.
Образы серб. святых также входили в состав живописной программы Архангельского собора Московского Кремля (1564-1565, программа росписи повторена в 1652-1666), где они изображены в подкупольном пространстве на зап. стороне сев.-вост. столба. Иконография С. значительно отличается от серб. образцов; святой идентифицирован по сохранившейся надписи. Также 1-й серб. архиепископ представлен среди св. отцов в алтарном пространстве Архангельского собора.
Житие С. было включено в Лицевой летописный свод 70-х гг. XVI в. и иллюстрировано 122 миниатюрами. Его портреты встречаются и на памятниках декоративно-прикладного искусства: напр., лик святого был вышит на катапетасме (1556), преподнесенной в дар царю Иоанну IV Грозному и его семье; представлен на панагиях и др.
Иконография С. в древнерус. живописи в основном имеет мало общего с серб. образцами. Но в сер. XVI - нач. XVII в. в нек-рых иконописных подлинниках, происходящих из мастерской Строгановых, было представлено описание облика С., черты к-рого близки к средневек. серб. прототипу. От XVII в. также сохранилось неск. икон, однако с конца этого столетия интерес к изображению С. угасает.