[греч. ̓Αρσένιος] (IX-X вв.), свт. (пам. 19 янв.), архиеп. Керкирский. Род. в Палестине в царствование имп. Василия I Македонянина (867-868) в семье благочестивых родителей; отец происходил из Иерусалима, мать - из Вифании. Долгое время они оставались бесплодными и, когда после долгих молитв родился А., решили посвятить его на служение Богу. А. отдали в мон-рь, где он был обучен истинному иноческому житию и получил хорошее образование. В 12 лет принял постриг. Затем он отправился в Селевкию (Сирия), где усовершенствовал свои познания в науках и был рукоположен во пресвитера. Корабль, на к-ром А. возвращался в Иерусалим, был захвачен пиратами. Святой обратился к разбойникам с мудрыми и кроткими речами, и его проповедь обратила их к покаянию. Поклонившись святым местам, А. отправился в К-поль. Патриарх Трифон (928-931) поручил ему «заботу о церквах» (ἐνεπιστεύθη τὴν φροντίδα τῶν ̓Εκκλησιῶν), возможно, А. получил должность иконома. При Патриархе Феофилакте за свои добродетели он был избран епископом Керкирским (ок. 933). Он стал первым из иерархов о-ва Керкира в сане архиепископа. Во время набега «скифов» на остров (возможно, нападение болгар в 941) святитель, вышедший к разбойникам со словами увещевания, был захвачен в плен. Растерявшиеся жители Керкиры, видя его самопожертвование, исполнились мужества и приложили все усилия для освобождения А.
А. прославился мудростью, ученостью, благотворительностью и неоднократным заступничеством за невинных перед властями. Так, уже в старости он отправился в К-поль ходатайствовать за свою паству, к-рой угрожал неправедный гнев имп. Константина VII Багрянородного. Возвращаясь из К-поля, А. в пути заболел и скончался в Коринфе (ок. 953). Его мощи были перенесены на Керкиру и положены в соборе святых апостолов Петра и Павла. Еще при жизни святитель получил от Бога дар исцеления и чудотворения. Мощи его также прославились мн. чудесами. Во время венецианского владычества обладателями мощей стали католики. В наст. время мощи А. находятся в Епископской часовне Керкирской митрополии. Тимофей, митр. Керкирский, в 1986 г. пожертвовал для мощей А. драгоценную раку (Δίπτυχα. 1999. Σ. 550).
А. известен как гимнограф и писатель. Ему принадлежат похвальные слова ап. Андрею (BHG, N 105), вмц. Варваре (BHG, N 218), мч. Ферину Эпирскому (BHG, N 1799), им написаны анакреонтические стихи на Христово Воскресение (Matranga P. Anecdota Graeca. R., 1850. Pars 2. P. 670-675; PG. 140. Col. 937-940; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 545, 669, 702, 707); ему обычно атрибутируется составление канона Елеосвящения 4-го гласа с акростихом «̓Ευχῆς ἐλαίου ψαλμὸς ἐξ ̓Αρσενίου» ( ) (M. Jugie), а также канона сщмч. Тимофею Прусскому (J. Mateos).
А. ошибочно отождествляют с мон. Арсением, к-рый состоял в переписке с Патриархом Фотием, и поэтому неправильно относят время жизни А. к VIII в.
Сохранилось житие А. (BHG, N 2044), включенное в синаксарь не позднее 2-й пол. XVII в., и ода, написанная в честь А. Иоанном Крассом (BHG, N 2045). Пространное житие находится в «Великом Синаксаристе» Никодима Святогорца. Память А. внесена в рус. календари в XVII в. начиная с печатных Святцев 1656 г.
Гимнография. Известно последование А., впервые изданное в 1694 г. (Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. XIX, 14). В печатные Минеи, используемые ныне в греч. Церквах, последование А. не вошло.
Иконография. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в. (Ч. 3. § XV. № 18), в разделе «Песнотворцы» об облике А. сказано: «Юный, с бородою едва показавшеюся, говорит: приидите, празднолюбцы и христолюбцы...».