Прп. Сампсон Странноприимец. Роспись ц. Успения мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Фото: BLAGO UFund USA/Serbia [греч. Σαμψών ὁ ξενοδόχος] (IV в. (?)), прп. (пам. 27 июня), пресв., врач, основатель самого известного ксенона (странноприимного дома) К-поля, покровитель бедных.
Прп. Сампсон Странноприимец. Роспись ц. Распятия в с. Сори, Грузия. Сер. XIV в. Фото: В. А. ЗаварицкаяНаиболее раннее пространное Житие С. С. было составлено в VII или в нач. VIII в. (BHG, N 1614z; изд.: Halkin. 1977). На нем основываются др. тексты, датированные Х в. Симеон Метафраст (2-я пол. Х в.) добавил подробное описание посмертных чудес святого, современником к-рых он, возможно, являлся (BHG, N 1615; изд.: PG. 115. Col. 277-308). Сохранилось еще одно Житие (BHG, N 1615a; изд.: Latyšev. Menol. T. 2. P. 105-112) в составе Императорского Минология. В кон. XIII в. Константин Акрополит сочинил Похвальное слово преподобному (не опубликовано, BHG, N 1615d), в которое было включено описание событий из поздней истории его ксенона.
Согласно агиографической традиции, С. С. род. в Риме, в богатой и знатной семье. В кратком сказании, изложенном в Синаксаре К-польской ц. (сер. X в.), сообщается, что С. С. был выходцем из рода имп. равноап. Константина I Великого (SynCP. Col. 773-776). Он получил хорошее образование, особое внимание уделял изучению медицины. После смерти родителей C. С. раздал свое наследство, отпустил рабов и продолжил заниматься искусством врачевания. На нек-рое время удалился в пустыню для поста и молитвы.
Успение прп. Сампсона Странноприимца. Миниатюра из греч. Минеи. XI–XIIвв. (Paris. gr. 1528. Fol. 47r)Позже он прибыл в К-поль, поселился в небольшом доме, где не только лечил больных, но и делил с ними пищу и предоставлял им ночлег в соответствии с христ. заповедями (PG. 115. Col. 281). Будучи наслышан о его богоугодных делах, патриарх К-польский свт. Мина (536-552) рукоположил С. С. во пресвитера; в Синаксаре К-польской ц. говорится также, что он был скевофилаксом Великой ц., т. е. Св. Софии (SynCP. Col. 775).
Согласно агиографической традиции, С. С. являлся современником имп. св. Юстиниана I (527-565), к-рый был исцелен преподобным. Однажды император тяжело заболел, и никто из врачей не мог ни излечить его, ни облегчить страдания. Вскоре после усердных молитв император увидел во сне человека, о котором ему было сказано, что тот поможет ему. Юстиниан повелел найти этого врача, и С. С. привели во дворец. Одним прикосновением руки святой исцелил императора. В знак благодарности Юстиниан предложил С. С. большую сумму денег, однако святой попросил построить ксенон - комплекс зданий, куда входили бы странноприимный дом и бесплатная больница. Главой ксенона стал сам преподобный, на этом посту он пребывал в течение долгих лет вплоть до своей кончины, не оставляя личного служения больным и бедным. Погребен С. С. был в ц. пресв. сщмч. Мокия Амфипольского; по сообщению Жития прп. Симеона Метафраста, С. С. происходил из одного рода с этим святым (PG. 115. Col. 291), что, однако, противоречит информации о родстве С. С. с имп. Константином I Великим. Вероятно, и те и др. сведения носят легендарный характер.
Известны многочисленные посмертные исцеления, к-рые совершались по молитве к С. С. Некий знатный муж, спафарий Феодорит, сильно повредил ногу и испытывал неимоверные страдания. Он усердно молился Богу и С. С., и через 3 дня ночью увидел святого, к-рый коснулся его ноги и сказал, что больше она болеть не будет. Феодорит тотчас почувствовал себя здоровым. Произошло чудесное исцеление и с одним из царских советников по имени Варда. Симеон Метафраст сообщает, что он был братом близкого друга Романа (буд. имп. Романа II), сына имп. Константина VII Багрянородного (945-959), современником к-рого являлся и сам Симеон. У Варды на груди образовались незаживающие нарывы. После долгих страданий ему явился преподобный, повелел идти в ц. сщмч. Мокия и помолиться у гроба С. С. Едва Варда поднялся, как его раны зажили.
Неск. чудес связаны с к-польским вельможей Львом: исцеление язвы на ноге, исцеление от паралича посредством мира, истекавшего от гроба С. С., исцеление глаз также через помазание миром.
Святой заботился о своем ксеноне и после кончины. Однажды в К-поле случился сильный пожар, во время к-рого многие видели самого преподобного, обходящего больницу и отстранявшего пламя, так что огонь не затронул ее зданий. Не раз С. С. являлся нерадивым или недобросовестным начальникам ксенона и поучал их, как надо заботиться о больных.
В нек-рых источниках приводится иная датировка времени жизни С. С. и создания ксенона. Так, в Синаксаре К-польской ц. С. С. включен в перечень знатных римлян, которых призвал имп. Константин Великий в основанный им К-поль (SynСP. Col. 359). Историк Прокопий Кесарийский (VI в.) в соч. «О постройках» пишет, что больница была сооружена богобоязненным мужем по имени Сампсон в стародавние времена, т. е. до начала правления Юстиниана (Proсop. De aedif. I 2.15). Известно также, что свт. Мина управлял ксеноном еще до своего поставления на Патриаршество, т. е. С. С. был его главой по крайней мере до 536 г. Ксенон С. С. упомянут в Хронографии Иоанна Малалы (Ioan. Malal. Chron. P. 479) и в Хронографии Феофана Исповедника (Theoph. Chron. P. 217).
По мнению Т. Миллера, кн. «О церемониях» имп. Константина VII Багрянородного предоставляет убедительные доказательства в пользу более ранней датировки жизни С. С. Там помещен рассказ о том, что в Вербное воскресенье главы крупнейших ксенонов К-поля представали перед императором по старшинству и с учетом древности возникновения их больниц. Первым среди них был глава ксенона С. С., затем следовал глава ксенона Эвбул, а после - глава больницы при ц. св. Ирины в Пераме, к-рую открыл пресв. прп. Маркиан в сер. V в. Исходя из этого Миллер предполагает, что больница С. С. была основана до 450 г., может быть в кон. IV в. (Miller. 1997. P. 81); т. о., и сам С. С., вероятно, жил в IV в.
Сампсониевский собор в С.-Петербурге. 1728–1740 гг. Архит. П. А. Трезини. Фотография. 2012 г. Фото: А. Савин / Wikimedia CommonsКсенон С. С. был одним из самых прославленных благотворительных учреждений К-поля, просуществовавшим свыше тысячи лет. Больница находилась между храмами Св. Софии и Св. Ирины. Она была уничтожена во время восстания Ника в 532 г. Имп. Юстиниан I отстроил ксенон заново и расширил его, а также определил ему ежегодное содержание для возможности принятия большего числа пациентов; чудо с исцелением Юстиниана, т. о., можно рассматривать как одно из многочисленных посмертных чудес С. С. В законодательстве Юстиниана ксенон всегда занимает 1-е место среди больниц К-поля. Сообщая о ксенонах столицы, новелла 59 (537 г.) упоминает только ксенон С. С. и его главу (CJC. LIX). В Новелле 131 (545 г.) подтверждаются привилегии больницы наряду с Великой церковью, Св. Софией К-польской и Орфанотрофией (Ibid. CXXXI). Его глава участвовал в придворных церемониях - нес 6-й лабарум в процессии Вербного воскресенья (Const. Porphyr. De cerem. T. 1. P. 161). Больница работала еще в нач. XIII в., как о том повествует свт. Антоний (Ядрейкович), архиеп. Новгородский. Он же замечает, что погребен С. С. в ц. сщмч. Мокия и что от его гробницы истекает вода (Книга Паломник. С. 26, 58, 85), а в «бозницы святого Самсона посох его и петрахиль и ризы его» (Путешествие Новгородского архиеп. Антония. 1872. С. 121, 156-157). В 1204 г., после захвата К-поля крестоносцами, ксенон С. С. принадлежал ордену тамплиеров и продолжал функционировать как больница для бедных и больных пилигримов (Janin. Églises et monastères. P. 578). После отвоевания у крестоносцев столицы Византии, в 1261 г., четких сведений о дальнейшей судьбе ксенона С. С. не имеется. Возможно, он существовал вплоть до падения К-поля в 1453 г. Еще в кон. XIII в. Константин Акрополит сравнивал ксенон со Св. Софией, а Мануил Фил (1275-1345) выражал в поэме пожелание племяннику имп. Михаила VIII Палеолога стать подобным С. С. в своем великодушии к бедным.
Больница С. С., вероятно, была многопрофильной и хорошо организованной. Известно, что среди отд-ний были хирургическое и офтальмологическое. Об этом говорится в Житии вмч. Артемия Антиохийского, написанном ок. 650 г. (Varia graeca sacra: Сб. греч. неизд. богосл. текстов IV-XV вв., с предисл. и указ. / Изд.: А. Пападопуло-Керамевс. СПб., 1909. С. 26). Ксенон С. С. упоминается в неск. др. агиографических источниках, где также есть сведения о многочисленных посмертных чудесах преподобного и об организации больницы, напр., о том, что ее жен. отд-ние располагалось на 1-м этаже, а мужское - на 2-м.
Опубликованы тессеры (жетоны для раздачи бедным с последующим их обменом на еду, одежду, зрелища) и печати ксенона С. С., датированные VI-VII вв. Печати руководителей ксенона - ксенодохов, относящиеся к IX-X вв., тоже сохранились (Catalogue of Byzantine. 2005. N 37.3. Степанова. 2018. C. 550, 555. Рис. 3, 2).
Почитание С. С. в К-поле имело 2 центра: ксенон С. С. и ц. сщмч. Мокия, где покоились его мощи. В Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.) под 27 июня говорится, что сам патриарх проводил литургию в честь святого в ксеноне (Mateos. Typicon. T. 1. P. 322; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 83). В XIV в. в К-поле находился также мон-рь во имя С. С. (Janin. Églises et monastères. P. 450-451).
В России почитание С. C. получило широкое распространение и приобрело особый смысл после победы в Полтавской битве, в день памяти святого, 27 июня 1709 г., в ознаменование к-рой построены Сампсониевский собор в С.-Петербурге и Сампсониевская ц. на месте Полтавской битвы. Также святой почитался как патрон странноприимных домов и больниц.
Перевод греч. синаксарного сказания о С. С. был включен в славянские стишные Прологи под 27 июня (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 10. С. 61-62), а затем - в ВМЧ с именем «Самсон» (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 244 [2-я паг.]).
Под этим же числом память святого содержится в Римском мартирологе (MartRom. Comment. P. 258; MartRom. (Vat.). P. 377).
Имя С. С. как целителя и чудотворца упоминается при таинстве Елеосвящения.
Прп. Сампсон Странноприимец. Свинцовая печать. Аверс. VI–VII вв. (Дамбартон-Окс, Вашингтон)Иконография святого имеет к-польское происхождение, что и повлияло на ее развитие. Древнейшие образцы сохранились на аверсах свинцовых печатей, использовавшихся в основанном им ксеноне - С. С. в позе оранта, под его поднятыми руками - кресты; круглая, очевидно, с залысинами голова отмечена нимбом, борода короткая клиновидная, что делает внешность святого похожей на свт. Николая Чудотворца (3 экземпляра VI-VII вв. разной сохранности в собрании Дамбартон-Окс, наиболее отчетливый см.: Zacos G., Veglery A. Byzantine Lead Seals. Bern, 1972. Vol. 1/2. Р. 1274). В письменных источниках упоминается икона С. С., находившаяся в основанной им странноприимнице (подробнее см.: Стародубцев. 2015. С. 40-41). В 1972 г. была найдена близ цистерны Аэция мраморная икона (30×36×6 см) с фигурой С. С., датируемая X-XI вв. (ныне в фондах Археологического музея, Стамбул; La sculpture byzantine figurée au Musée Archéologique d'Istanbul: Catalogue / Revu et présenté C. Metzger et al. Р., 1990. Р. 82. № 141. Рl. 48; Стародубцев. 2015. С. 40. Примеч. 81).
Прп. Сампсон Странноприимец. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XVв. (РНБ. O.I.58 Л. 118 об.)Под 27 июня образ святого присутствует в лицевых минологиях, в рукописях Синаксаря Захарии Банели (ЦРГ. Л. 59 (117), 1-я треть XI в.), в минологии из мон-ря Спасителя в Мессине (Mess. Salvad. 27. Fol. 330r, XI в.), в греч. Минее на пергамене, написанной и украшенной в К-поле (ГИМ. Син. греч. 9. Л. 40 об., 1063 г.); на иконах-минеях из Синайского мон-ря во имя вмц. Екатерины, в т. ч. на створках работы груз. мастера иером. Иоанна Тохаби (XI-XII вв.); в храмовой декорации: в Георгиевской ц. в Старо-Нагоричино (1317-1318) рядом с композицией усекновения св. целителей Кира и Иоанна (28 июня), в притворе (нартексе) собора в мон-ре Высокие Дечаны (1348-1350; Миjовић. Менолог. С. 224), в Троицком соборе мон-ря Козия, Румыния (1389; Там же. С. 251). В нек-рых Минеях текст Жития в начале и в конце сопровождают миниатюры, как в греч. Минее на пергамене (Paris. gr. 1528. Fol. 31r, 47r, XI-XII вв.; согласно П. Мийовичу, XII в.: Миjовић. Менолог. С. 197). На миниатюре перед текстом и заставкой фигура С. С. помещена на фоне дворцовой архитектуры, стены между зданиями соединены велумами, при этом сама композиция восходит к образцам эпохи Македонского ренессанса, напоминая в уменьшенном варианте лицевой декор Ватиканского Минология 1-й четв. XI в. Как пресвитер С. С. облачен в серую недлинную фелонь с золотым шитьем у горловины, нижняя длинная туника синяя по цвету, правой рукой он благословляет, поднимая руку перед грудью, на покровенной левой держит Евангелие. Лик, форма бороды и прически сближает его со свт. Николаем Чудотворцем. Миниатюра в завершении текста показывает успение С. С.: на фоне храма 2 клирика опускают его тело в каменный саркофаг присутствующие стоят группами в головах и в ногах усопшего. Упрощение композиции характерно для миниатюры лицевого Минология деспота Димитрия Палеолога, на к-рой показана полуфигура святого старца, с удлиненной бородой, в зеленых одеждах, держащего золотой кодекс на левой руке (Bodl. Theol. gr. 1. Fol. 45r, ок. 1322-1340 гг.). На вост. грани сев.-зап. столба в новгородской ц. прав. Симеона Богоприимца (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Вел. Новгорода XIV-XV вв. М., 1987. С. 519 [5.7]) святой облачен в одежды епископа: крещатые ризы, омофор с крупными крестами, на покровенных руках он держит Евангелие с золотой крышкой; возможно, так подчеркивалось его пресвитерство в главном храме Византии. Святой сед, с короткими пышными волосами, средней длины клиновидной бородой. В ряду др. святых, чья память отмечается в конце июня, С. С. стоит на л. 118 об. греко-груз. лицевой рукописи кон. XV в. (Евсеева. Афонская книга. С. 312. Кат. 163). На древнерусской годовой минейной иконе он показан как преподобный - в темном плаще, светло-розовом подризнике (1-я пол. XVI в., Музей икон, Рекклингхаузен).
Прп. Сампсон Странноприимец. Роспись ц. Вознесения Господня в мон-ре Милешево, Сербия. Ок. 1228 г.В лике св. целителей образ С. С. был включен в состав самых ранних ансамблей монументальной декорации в Др. Руси, связанных с к-польской школой. При этом святой, как правило, изображается рядом с целителем мч. Мокием - во фресках зап. пространства под хорами Св. Софии Киевской, на соседних угловых гранях юж. столба; оба в одеждах пресвитеров, оба - седые старцы с клиновидными бородами, у С. С. короткие, слегка вьющиеся волосы вокруг высокой залысины (40-е гг. XI в.; Герасименко, Захарова, Сарабьянов. 2009. С. 209, 236-237. Ил. 1 [50], 11, 41; по версии А. Ю. Виноградова - ок. 1037 г.); он опознается по надписи (Там же. Ил. 11; также см.: Евдокимова А. А. Языковые особенности греч. граффити Софии Киевской: Канд. дис. СПб., 2008. С. 37). В росписях Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского мужского мон-ря (ок. 1140; Сарабьянов. 2010. С. 238, 251, 308 (35). Ил. 226) фигура С. С. замыкает ряд св. врачей на зап. стене юж. ветви подкупольного креста. У святого короткие вьющиеся волосы и борода, фелонь зеленая, нижняя туника светло-розовая, поручи, ожерелье фелони, епитрахиль и набедренник написаны аурипигментом, имитирующим золото, такого же яркого цвета и кодекс на левой руке святого, что сближает его фигуру с миниатюрой из лицевого греч. Минология (Paris. gr. 1528. Fol. 31r). Место рядом с мч. Мокием отведено С. С. в декорации Спасской ц. Евфросиниевского мон-ря в Полоцке (нач. 60-х гг. XII в.; Сарабьянов. 2007. С. 108). Парное размещение фигур С. С. и мч. Мокия в этих ранних чинах св. врачей отражает, по мнению ученых, именно к-польское почитание святых, погребенных в одном мон-ре (Герасименко, Захарова, Сарабьянов. 2009. С. 237). Та же программа будет повторена в чине целителей в росписях кафоликона мон-ря Ватопед на Афоне (1312). Богатое облачение и возрастные характеристики сближают облик С. С. с ликом свт. Николая Чудотворца в росписи ц. вмч. Пантелеимона в Нерези близ Скопье (1164), где он соседствует в чине св. целителей с вмч. Пантелеимоном, сщмч. Ермолаем Никомидийским, св. бессребрениками Космой и Дамианом Асийскими и Римскими, как и в росписях ц. свт. Николая Чудотворца в Манастире (1271), в полуфигурном варианте - в росписи ц. обители св. Архангелов в Вароше (между 1270 и 1280). Как пресвитер с кодексом, в многоцветных одеждах, он представлен в росписях ц. Вознесения Господня в мон-ре Милешева, Сербия (до 1228). Светло-серое облачение и кодекс выделяют полуфигуру святого в росписи мон-ря Грачаница (1321-1322). Его фигура в расширенном составе чина св. врачей помещается если не в наосе, то в притворах храмов, основанных в различных мон-рях на Св. Горе Афон, напр. в Хиландаре, в притворе ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (1318-1320) или на Балканах: в притворе ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) (1366) либо по сторонам портала в паре с мч. Диомидом в кафоликоне мон-ря Вронтохион в Мистре (1322), в галерее над входом в собор Св. Софии в Охриде (1346-1350), над чином святителей в декорации диаконника в ц. Богородицы мон-ря Матейче (1348-1352). В наосе его изображали в чине св. врачей - в посвященном целителям храме - мон-ря Ватопед (1371), в кафоликоне мон-ря Пантократора (между 1363 и 1380), в ц. вмч. Димитрия Солунского македонского Маркова мон-ря (1376-1381 или 1380-1381). На его функцию целителя указывают атрибуты врачевательства - крабица и лжица - в медальоне с его полуфигурой в росписях ц. прп. Ахиллия в Арилье (1296); сосуд в руке на фреске ц. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1320), в груз. церкви в Сори (кон. XIV в.), на медальоне в росписях мон-ря Анапавса в Метеорах (1527, мастер иером. Феофан Критский). Различия в цвете одежд будут сохраняться долго. В минейном цикле Высоких Дечан на С. С. розовая фелонь и синяя туника. В Строгановском лицевом подлиннике нач. XVII в. указаны священнические облачения С. С.- риза зеленая (празелень), «испод бел». На иконе-минее того же времени (ЦАК МДА) на святом светло-зеленая риза с богатой жемчужной отделкой и белый подризник, обеими покровенными руками он держит перед грудью Евангелие. На иконе-минее святой может быть с Евангелием, к-рое он держит за верхний и нижний край, как на гравюре работы Г. П. Тепчегорского (1722, РГБ; Ермакова, Хромов. Рус гравюра. С. 44. Кат. 33.10), или без Евангелия, но с покровенными руками, как на гравюре 1730 г. работы мастера И. К. Любецкого (РГБ; Там же. С. 52. Кат. 35.9), или на иконе 1758 г. письма костромского мастера И. Ф. Липина (Церк. ист.-археол. музей Костромской епархии; Костромская икона. 2004. С. 596. Кат. 232. Ил. 360).
Прп. Сампсон Странноприимец. Икона из Сампсониевского собора в С.-Петербурге. До 1720 г. Илл. в кн.: Сампсоновский собор в С.-Петербурге 1709–1909 гг. СПб., 1909. Табл. 36В рус. искусстве образ С. С. получил распространение также в чине св. целителей либо как св. покровитель. На день памяти святого пришлась важнейшая из военных побед петровского времени - Полтавская «виктория» 27 июня 1709 г. В буд. столице Российской империи на Выборгской стороне был освящен в 1710 г. собор с престолом во имя С. С. (1728-1740; Сампсоновскiй собор. 1909; Никифоренко Е. М. Архитектурно-живописный ансамбль Сампсониевского собора в С.-Петербурге: Канд. дис. Ярославль, 2008), к-рый стал не только «меморией» рус. воинской славы, но и 1-м городским кладбищем, где хоронили как православных, так и представителей иных конфессий (могилы иностранных мастеров, архитекторов и скульпторов, среди них Д. А. Трезини, А. Шлютер, Ж. Б. Леблон, Г. И. Маттарнови, К. Б. Растрелли; казненных в 1740 по «делу Волынского»). Целый ряд икон с образом С. С., принадлежавших прежнему убранству, сохраняется теперь в Исаакиевском соборе, к которому Сампсониевский собор был приписан после национализации и музеефикации. Напр., икона (ок. 1739 г., Гос. музей-памятник «Исаакиевский собор», 183×75 см, мастер А. Я. Поспелов?), на к-рой С. С. предстоит Христу, составлял часть главного иконостаса (Там же. Табл. 21, 36; Святыни. 1915. Вып. 3. С. 9), икона имела серебряную ризу и венец со стразами 1842 г. На темно-синем фоне стоит старец С. С. в облачениях священника; ткани и атрибуты отличаются детальным воспроизведением драгоценной фактуры: риза из красной узорчатой парчи с золотой каймой, темная с золотом епитрахиль, в левой руке - Евангелие в красном переплете. В Сампсониевском соборе образом небесного покровителя был украшен колокол в 400 пудов, отлитый в Москве в 1763 г. (Святыни. 1915. Вып. 3. С. 10). Из деревянного здания происходит икона, на к-рой святой представлен стоящим на фоне ландшафта, по законам стиля рококо его жесты отличаются мягкостью и утонченностью: голова слегка откинута назад, правая рука касается груди лишь перстами (Сампсоновскiй собор. 1909. Табл. 36). Еще на одной иконе (1-я пол. XVIII в.) святой изображен в молении Христу на фоне пейзажа и храма; ее стиль следует традициям Оружейной палаты (Госкаталог РФ. № 2498129, 2498206, 2498359). Вероятно, связь имени С. С. и посвященных ему престолов в столице повлияла на интерес и к образу из ВЗ, судии Израиля с созвучным именем - Самсону. Скульптура Самсона, разрывающего пасть льву, украсила фонтанный каскад и парковый ансамбль Петродворца, загородной резиденции имп. Петра I Великого; эта же композиция стала появляться на панелях в нижних рядах высоких рус. иконостасов, напр. на иконе-картуше из ц. свт. Николая Чудотворца в с. Верховье Солигаличского р-на Костромской обл.; основой послужила гравюра из Библии Пискатора 1654 г. (1776, Нерехтский краевед. музей; Костромская икона. 2004. С. 606. Кат. 255. Ил. 387).
Сохранились иконы С. С., молящегося Казанскому образу Божией Матери, очевидно, петербургского происхождения, по стилю датируемые 1-й пол. XIX в. При соборе существовало христ. братство во имя святого (1892-1918), занимавшееся в т. ч. книжной и иконной торговлей. Вероятно, по заказу Сампсоновского Комитета был объявлен конкурс на составление иконографии С. С. (Сампсоновскiй собор. 1909. С. 10) К этому мероприятию могут быть отнесены иконы С. С., к-рые представляют святого, напр. в поясном варианте, как средовека с благословляющей правой рукой, с темными волосами, струящимися по плечам, в богатых пресвитерских облачениях, с золочением не только отделки, но и крышки Евангелия (частное собр.). Лучшей была признана икона С. С. работы худож. С. Т. Шелкового, написанная в стиле В. М. Васнецова (Там же. Табл. 51). Возможно, с юбилеем также был связан выпуск памятных жетонов с полуфигурой святого. В популярных хромолитографиях работы Е. И. Фесенко кон. XIX в. композиция воспроизводила святого как убеленного сединами старца; он молится над спящим в чистой постели странником; сам С. С. облачен в золотую парчовую фелонь священника, на нем отделанная золотом епитрахиль и белое одеяние (Архангельский краевед. музей; Госкаталог РФ № 10452020). В стиле древнерус. живописи дониконовского времени писали его иконы-пядницы (очевидно, для личной молитвы) в старообрядческих мастерских, напр. в Мстёре, в мастерской М. И. Дикарёва (?) (посл. четв. XIX в., Музей русской иконы, Москва).