Мозаики подкупольного пространства баптистерия Сан-Джованни-ин-Фонте. 2-я пол.— 3-я четв. V в. Фото: И. А. Орецкая [Итал. San Giovanni in Fonte, др. название - Неаполитанский баптистерий], баптистерий (IV-V вв.), часть архитектурного комплекса кафедрального собора г. Неаполя Сан-Дженнаро (cв. Ианнуария, XIV в.). Представляет собой небольшое, прямоугольное в плане сооружение с куполом, примыкающее к правому нефу базилики Санта-Реститута (св. Реституты, V в.).
В куполе баптистерия, в его подкупольных нишах, близких по форме к тромпам, на южной и западной стенах сохранились мозаики, предположительно относящиеся к первоначальной декорации здания. В медальоне в центре купола на фоне синего звездного неба помещен крест-монограмма с греческими буквами «Альфа» и «Омега»; над монограммой - божественная десница с лавровым венцом и прозрачная голубая сфера. Вокруг креста - массивная золотая рама с изображениями античных ваз и корзин с фруктами (гранатами, виноградом, смоквами), пшеничных колосьев, птиц (перепелов, павлинов, цесарок, попугаев), клюющих плоды. На раме, на одной оси с монограммой - птица Феникс на скале. Поверхность купола разделена на 8 сегментов декоративными лентами в виде растительных гирлянд. Ленты обрамляют сюжетные сцены. В общей сложности сохранилось 7 композиций: «Христос и самарянка», «Чудо в Кане», «Крещение» (предположительно), «Traditio Legis» (Передача закона), «Хождение по водам», «Чудесный улов» и «Явление ангела женам-мироносицам». Изображения на северном и западном склонах купола утрачены. Первоначальное количество и состав сюжетов неизвестны.
Беседа Христа с самарянкой, Добрый пастырь и символ евангелиста Луки. Мозаики подкупольного пространства. 2-я пол.— 3-я четв. V в. Фото: И. А. ОрецкаяВ угловых нишах были представлены крылатые апокалиптические существа: лев, ангел, телец (мозаика сильно пострадала) и орел (изображение полностью утрачено). Над ними на узких участках стены - пасторальные сцены (юные пастыри с агнцами, пьющие из источников олени, пальмы и птицы) - символико-аллегорические мотивы, получившие широкое распространение в позднеантичном и раннехристианском искусстве. На южной и западной стенах по сторонам окон - парные изображения святых (апостолов или мучеников) в светлых одеждах, с венцами на покровенных руках. Первоначально их было 8, 4 фигуры на восточной и северной стенах не сохранились.
Время строительства баптистерия и украшения его мозаиками неизвестно. В исторических документах (Chronicon episcoporum Neapolitanorum, т. н. Liber Pontificalis Ecclesiae Neapolitanae (Vat. lat. 5007, VIII в.), Catalogus episcoporum Neapolitanorum (б-ка мон-ря Сан-Марко во Флоренции, X в.)) упоминаются 2 ранние по времени строительства крещальни в Неаполе: «fontis majoris» еп. Сотера (465-486/92) и «fontis minoris» eп. Винцентия (555-578). Существуют также косвенные данные, позволяющие предположить, что баптистерий при кафедральном соборе Неаполя существовал при еп. Севере (363-409). Ни одну из упомянутых в источниках крещален невозможно с уверенностью идентифицировать с С.-Д.-ин-Ф. Тем не менее часть исследователей считают этот баптистерий постройкой еп. Севера, относят его мозаики к рубежу IV и V вв. (данная атрибуция преобладает в публикациях, в т. ч. в последних статьях о мозаиках). Др. группа авторов рассматривает мозаики неаполитанского баптистерия в контексте искусства V в. и датирует их разными десятилетиями этого столетия. В изданиях XVIII-XIX вв. декорация С.-Д.-ин-Ф., как правило, считалась произведением времени еп. Винцентия. Также мозаики неаполитанского баптистерия датировались исследователями нач. IV, VIII-IX и XIII вв.
В иконографии мозаик отмечают параллели с позднеантичными произведениями монументального искусства. В частности, общая композиционная схема встречается в античных памятниках (напольные мозаики рим. терм близ Отриколи, Музей Пио-Клементино, Ватикан, III в.; синагог в Хаммат-Тиверии, IV в., в Нааране, V-VI вв., в Бейт-Альфе (Бет-Альфе), VI в.). Эта композиционная модель была адаптирована христ. художниками для декорации куполов. Кроме баптистерия в Неаполе она применена в мавзолее Санта-Костанца в Риме (ок. сер. IV в.), капелле Сант-Акуилино в Милане (ок. 400), Баптистерии православных в Равенне (ок. 450). Отдельные изобразительные мотивы (монограмма, образы святых с венцами, символы евангелистов в виде крылатых существ, пасторальные мотивы, декоративные растительные гирлянды) имеют аналогии в христ. памятниках IV-V вв. (мозаичные ансамбли Рима, Равенны, Милана, Фессалоники). Стиль, к-рый обладает неоднородностью и неустойчивостью, присущей в целом произведениям монументальной живописи V в., одновременно содержит элементы античной и христ. художественной системы и т. о. позволяет датировать мозаики неаполитанского баптистерия 2-й пол.- 3-й четв. V в.