САН-ФРАНЦИССКАЯ И ЗАПАДНОАМЕРИКАНСКАЯ ЕПАРХИЯ
Том LXI, С. 563-575
опубликовано: 3 сентября 2025г.

САН-ФРАНЦИССКАЯ И ЗАПАДНОАМЕРИКАНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Кафедральный собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско, США. 1961–1977 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.Кафедральный собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско, США. 1961–1977 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. РПЦЗ, включает приходы и общины Русской Зарубежной Церкви в зап. части США (штаты Айдахо, Аляска, Аризона, Вашингтон, Гавайи, Калифорния, Колорадо, Невада, Нью-Мексико, Орегон, Юта) и в Мексике. Кафедральный центр - г. Сан-Франциско (шт. Калифорния). Кафедральные соборы - в честь иконы Пресв. Богородицы «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско, в честь Преображения Господня в Лос-Анджелесе и во имя свт. Николая в Сиэтле. Правящий архиерей - архиеп. Сан-Францисский и Западноамериканский Кирилл (Дмитриев). Епархия разделена на 3 благочиния: в 1-й («Залива Сан-Франциско») благочиннический округ входят общины в сев. части шт. Калифорнии, во 2-й («Северный» или «Северо-западный») округ - приходы во всех остальных штатах США, кроме юж. части штата Калифорния, Аризоны, Нью-Мексико и Гавайских о-вов, которые составляют третий («Южный») округ. Статус особого благочиния имеет Свято-Троицкий муж. мон-рь в г. Мехико (Мексика) со своими миссиями. В управлении епархией архиеп. Кириллу помогают викарии - епископы Сиэтлийский Феодосий (Иващенко; 1-й викарий) и Сонорский Иаков (Корацца; 2-й викарий). В 2020 г. в епархии насчитывалось 42 прихода и общины, в т. ч. 4 мон-ря (3 мужских и 1 женский). В клире состояли 72 священнослужителя. В епархиальной администрации работают отделы: по внутренним связям (информационный), школьно-образовательный, молодежный, богослужебно-уставной, церковно-певческий, миссионерский, финансовый.

Православие распространяется на зап. побережье Сев. Америки с нач. XIX в., когда здесь развернулась деятельность промысловых артелей, в основном состоявших из русских и крещеных эскимосов и алеутов с принадлежавших в то время России Аляски и Алеутских о-вов (см. Аляскинская (Кадьякская) миссия). Первым святым, пострадавшим за правосл. веру на западе Америки, был мч. Петр Алеут († 1815; почитается в Соборе первых мучеников Американской земли РПЦЗ). В Калифорнии в это же время появилось неск. поселений со смешанным составом правосл. жителей (русские, креолы, алеуты, индейцы), основанных с целью обеспечения сельскохозяйственной продукцией российских владений на Аляске. В 1812-1841 гг. близ бухты Бодега (зал. Румянцева, ок. 80 км к северу от Сан-Франциско, ныне окр. Сонома, шт. Калифорния) существовала русская крепость Форт-Росс, где в 1825 г. была построена гарнизонная Троицкая часовня для совершения утреннего и вечернего правила и чтения акафистов мирским чином.

Гарнизонная часовня в честь Св. Троицы в крепости Форт-Росс, США. Фотография. 10-гг. XXI в.Гарнизонная часовня в честь Св. Троицы в крепости Форт-Росс, США. Фотография. 10-гг. XXI в.После продажи в 1867 г. Россией Аляски и Алеутских о-вов центром Православия в Сев. Америке стал Сан-Франциско, где в 1868 г. возник Александро-Невский приход, окормляемый прибывшим с Аляски свящ. Николаем Ковригиным (постоянного молитвенного здания община не имела, службы проводились на церковнославянском, сербском, греческом и английском языках). 28 июня 1872 г. в Сан-Франциско из Ситки (бывш. Новоархангельск, ныне в шт. Аляска) была официально перенесена образованная в 1870 г. кафедра епископа Алеутских о-вов и Аляски (см. Алеутская и Североамериканская епархия). Фактически Алеутский еп. Иоанн (Митропольский) пребывал в Сан-Франциско с сент. 1870 г.; епархиальные консистория, ризница, архив, б-ка, архиерейская школа были переведены из Ситки в Сан-Франциско в 1871-1872 гг. В марте 1881 г. в приобретенном в Сан-Франциско 3-этажном здании был устроен кафедральный собор во имя блгв. вел. кн. Александра Невского (в 1888 переосвящен во имя свт. Николая Чудотворца, в 1889 (после пожара) - во имя свт. Василия Великого, в 1897 - во имя Св. Живоначальной Троицы). В том же здании размещался архиерейский дом. В период нахождения епархиальной Алеутской кафедры в Сан-Франциско на ней пребывали епископы Иоанн (Митропольский; до 1877), Нестор (Засс; 1878-1882), Владимир (Соколовский-Автономов; впосл. архиепископ, 1887-1891), Николай (Зиоров; впосл. архиепископ, 1891-1898), свт. Тихон (Беллавин; впосл. патриарх Московский и всея России, с 1898). В сент. 1905 г. Североамериканская епархиальная кафедра была перенесена из Сан-Франциско в Нью-Йорк. В 1906 г. во время землетрясения в Сан-Франциско была разрушена Троицкая ц. Новый храм во имя Живоначальной Троицы был построен в 1909 г.

После революции 1917 г. и гражданской войны в России происходило переселение в Калифорнию рус. беженцев, создававших там новые правосл. общины. В 1920 г. появился правосл. приход во имя прор. Иоанна Крестителя в Беркли, в 1923 г.- Богородицкий приход в Лос-Анджелесе. Троицкий приход в Сан-Франциско с 1923 г. стал преимущественно русским (ранее большинство в нем составляли сербы). В 1925 г. возник приход св. Жен-мироносиц в г. Сакраменто. В апр. 1924 г. IV Всеамериканский Собор в Детройте провозгласил временную автономию Североамериканской епархии РПЦ, что привело к образованию самоуправляемого Митрополичьего округа в Северной Америке (с 1970 - Православная Церковь в Америке). 14 дек. 1924 г. на новоучрежденную в Североамериканской митрополии викарную Сан-Францисскую кафедру был назначен еп. Аполлинарий (Кошевой; с 1929 архиепископ), ранее направленный в США Архиерейским Синодом РПЦЗ. После конфликта Зарубежного Синода с главой Североамериканской епархии митр. Платоном (Рождественским) в 1926 г. еп. Аполлинарий вышел из его подчинения. 31 марта 1927 г. Архиерейский Синод РПЦЗ назначил еп. Аполлинария временно управляющим Североамериканской епархией в своей юрисдикции. Приход Троицкого кафедрального собора Сан-Франциско остался в составе Североамериканской митрополии, однако мн. прихожане перешли в РПЦЗ и в июне 1927 г. образовали новый приход - в честь иконы Пресв. Богородицы «Всех скорбящих Радость».

С кон. 1927 г. еп. Аполлинарий пребывал большую часть времени в Нью-Йорке. В связи с этим была учреждена викарная Сан-Францисская кафедра. 15 июня 1930 г. состоялась хиротония архим. Тихона (Троицкого) во епископа Сан-Францисского, викария Североамериканской епархии РПЦЗ. 5 окт. того же года в Сан-Франциско был освящен Радосте-Скорбященский собор в здании бывшей англиканской церкви на ул. Фултон, 864 (ныне т. н. Старый собор). Параллельно с епископской кафедрой Зарубежной Церкви в Сан-Франциско существовала викарная кафедра Североамериканской митрополии, к-рую занимали епископы Алексий (Пантелеев), а с 1931 г. Феофил (Пашковский; с 1934 г. митрополит всея Америки и Канады). После кончины архиеп. Аполлинария (Кошевого) еп. Тихон (Троицкий) 31 июля 1933 г. был назначен правящим архиереем Североамериканской епархии Зарубежной Церкви. Временное управление Сан-Францисским викариатством было передано викарному Детройтскому еп. Феодосию (Самойловичу; впосл. архиепископ). В связи с разделением Североамериканской епархии 4 сент. 1934 г. еп. Тихон (Троицкий) был назначен правящим архиереем Сан-Францисской и Западноамериканской епархии, с этого времени начинается история ее самостоятельного существования.

После того как Питтсбургский Собор рус. правосл. архиереев в Сев. Америке в мае 1936 г. и VI Всеамериканский Собор Североамериканской митрополии в Нью-Йорке в окт. 1937 г. приняли решения об объединении структур Митрополичьего округа и Зарубежной Церкви в Сев. Америке под каноническим руководством Архиерейского Синода РПЦЗ, еп. Тихон (Троицкий), оставаясь в Сан-Франциско, принял титул «Западноамериканский и Сиэтлийский», поскольку глава Североамериканской митрополии митр. Феофил (Пашковский) сохранил титул «архиепископ Сан-Франциско». В 1934-1939 гг. в Сан-Франциско также пребывал еп. Антонин (Покровский; с 1938 архиепископ), викарий патриаршего экзарха в Сев. Америке архиеп. Вениамина (Федченкова; с 1938 митрополит). Под упр. еп. Антонина, носившего титул «Вашингтонский и Аляскинский», находился Николаевский собор в юрисдикции Московского Патриархата. Всего к кон. 30-х гг. ХХ в. в Сан-Франциско насчитывалось 4 правосл. храма, в Лос-Анджелесе и Сиэтле (шт. Вашингтон) - по 2 храма, правосл. церкви также действовали в Беркли, Голливуде, Санта-Розе, Сакраменто.

26-29 нояб. 1946 г. в Кливленде состоялся VII Всеамериканский Собор Североамериканской митрополии, принявший большинством голосов постановление о прекращении административного подчинения Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Архиеп. Тихон (Троицкий) вместе с 3 др. архиереями отказался принять это решение и остался в юрисдикции Зарубежной Церкви, восстановившей свои епархии в Сев. Америке. В связи с этим архиеп. Тихон вернул себе титул «Сан-Францисский и Западноамериканский». В 1948-1949 гг. проходил судебный процесс между РПЦЗ и Североамериканской митрополией о праве собственности на Преображенский храм в Лос-Анджелесе, закончившийся его передачей Зарубежной Церкви. После второй мировой войны на зап. побережье США обосновалось много рус. эмигрантов из Китая и Европы. В 50-х гг. ХХ в. в Калифорнии появились новые приходы Зарубежной Церкви: Свято-Тихоновский, Сергиевский, Воскресенский - в Сан-Франциско, Покровский - в Лос-Анджелесе, Вознесенский - в Сакраменто, Серафимовский - в Монтерее, Воскресенский - в Санта-Барбаре, Покровский - в Пало-Алто, Андреевский - в Глендоре. В 1951 г. в составе Сан-Францисской епархии было образовано Лос-Анджелесское вик-ство, к-рое возглавил еп. Антоний (Синкевич; с 1961 архиепископ).

В июне 1961 г. началось возведение нового кафедрального собора в Сан-Франциско. Из-за финансовых затруднений при строительстве возникли острые разногласия внутри приходского совета и между группами прихожан. Положение осложнила тяжелая болезнь правящего архиеп. Тихона (Троицкого), из-за к-рой в кон. 1961 г. временное управление епархией было передано викарному Лос-Анджелесскому архиеп. Антонию (Синкевичу). На время его пребывания в Сан-Франциско управление Лос-Анджелесским вик-ством было возложено в марте 1962 г. на еп. Нектария (Концевича), поставленного на учрежденную в составе Западноамериканской епархии Сиэтлийскую викарную кафедру. Осенью того же года архиеп. Антоний (Синкевич) покинул Сан-Франциско в связи с образованием самостоятельной Лос-Анджелесской епархии РПЦЗ, которая включала в себя приходы в юж. части шт. Калифорния и в шт. Техас. После того как часть прихожан в Сан-Франциско подали иск против приходского совета, гражданский суд приостановил строительство нового собора.

Для умиротворения в местной русской общине управляющим епархией был назначен архиеп. Западноевропейский свт. Иоанн (Максимович), ранее положивший много трудов на обустройство в Калифорнии русских беженцев из находившейся под его управлением до 1949 г. Шанхайской епархии РПЦЗ. Архиеп. Иоанн прибыл в Сан-Франциско 4 дек. 1962 г. и как председатель приходского совета был вызван в суд в числе обвиняемых. Проведенная по судебному решению проверка не выявила финансовых нарушений, и суд дал свое разрешение на возобновление строительных работ. 14 авг. 1963 г. архиеп. Иоанн был окончательно утвержден Архиерейским Синодом на Сан-Францисской кафедре. Кафедральный собор в честь иконы Пресв. Богородицы «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско (бульвар Гири, 6210) был достроен к кон. 1964 г. Первое богослужение прошло 14 марта 1965 г., на праздник Торжества Православия. Новый Богородицкий Радосте-Скорбященский собор в Сан-Франциско стал крупнейшим рус. храмом за границей и духовным центром рус. Православия на зап. побережье Америки. Роспись нового собора производилась в летние месяцы с 1968 по 1975 г. иконописцем архим. Киприаном (Пыжовым).

После кончины свт. Иоанна ( † 2 июля 1966) Сан-Францисской епархией временно управлял викарный Сиэтлийский еп. Нектарий (Концевич) при формальном возглавлении епархии первоиерархом РПЦЗ митр. Нью-Йоркским и Восточноамериканским Филаретом (Вознесенским). 23 марта 1968 г. главой Сан-Францисской епархии был назначен ранее занимавший Мельбурнскую кафедру в Австралии еп. Антоний (Медведев; с 20 мая 1968 архиепископ). Архиеп. Антоний явился главным вдохновителем прославления свт. Иоанна (Максимовича), возглавив в 1993 г. открытие останков святителя, почивающих в построенном им Радосте-Скорбященском соборе Сан-Франциско. За время архиерейского служения архиеп. Антония в Сан-Франциско, продолжавшегося почти 32 года, количество приходов в епархии увеличилось с 16 до 35. Новые правосл. общины появились в т. ч. в удаленных от Калифорнии штатах - на Гавайях, Аляске, в Нью-Мексико, Айдахо. В 1994 г. в ведение Сан-Францисской епархии была передана территория шт. Колорадо (с приходом Всех российских святых в г. Денвер). После кончины Лос-Анджелесского архиеп. Антония (Синкевича; † 31 июля 1996) и упразднения Лос-Анджелесской епархии приходы и общины в юж. Калифорнии были вновь включены в состав Сан-Францисской епархии.

23 сент. 2000 г. Сан-Францисский архиеп. Антоний (Медведев) скончался, и управление епархией было возложено на викарного Сиэтлийского еп. Кирилла (Дмитриева). 17 окт. того же года еп. Кирилл был назначен правящим архиереем Сан-Францисской и Западноамериканской епархии. В 2003 г. он был возведен в сан архиепископа. В 2004 г. было завершено начатое в 1979 г. строительство нового Преображенского собора в Лос-Анджелесе. В мае 2006 г. в Сан-Франциско в большом зале при кафедральном Радосте-Скорбященском соборе состоялся IV Всезарубежный Собор РПЦЗ, принявший историческое решение положить конец разделению в Поместной Русской Церкви и восстановить единство 2 ее частей - в Отечестве и за рубежом. В 2007 г. в Гонолулу была обретена чудотворная мироточивая Гавайская Иверская икона Божией Матери, ставшая одной из главных святынь Западноамериканской епархии. Помимо Сиэтлийского викариатства, кафедру к-рого занимали епископы Нектарий (Концевич; 1962-1983), Кирилл (Дмитриев; 1992-2000) и Феодосий (Иващенко; с 2008), в составе Западноамериканской епархии в 2016-2018 гг. существовало Сакраментское викариатство, которое возглавлял до своего перевода на Лондонскую кафедру РПЦЗ еп. Ириней (Стинберг; ныне архиепископ), в 2019 г. было образовано Сонорское викариатство, возглавляемое еп. Иаковом (Кораццей). За время управления архиеп. Кириллом Западноамериканской епархией количество приходов и общин в ней увеличилось до 42, появились 3 новых мон-ря.

История правосл. монашества на западе Америки начинается в сер. ХХ в. В 1948-1951 гг. в Сан-Франциско переселилась община харбинского в честь Владимирской иконы Пресв. Богородицы жен. мон-ря во главе с настоятельницей игум. Ариадной (Мичуриной; с 1990 в схиме); при обители были устроены типография, свечной завод, приходская школа, стало действовать Братство ревнителей Православия во имя равноап. Нины, оказывавшее большую помощь рус. беженцам. После кончины настоятельницы Богородице-Владимирского жен. мон-ря в Сан-Франциско схиигум. Ариадны (Мичуриной; † 1996) 1-я правосл. монашеская обитель в Калифорнии стала приходить в упадок. Из-за прекращения пополнения общины рус. монахинями община состояла из сестер преклонного возраста. После произошедшего в Зарубежной Церкви в 2001 г. разделения Богородице-Владимирская жен. обитель во главе с игум. Евгенией (Мунгаловой) присоединилась к сторонникам бывш. первоиерарха митр. Виталия (Устинова). Был начат судебный процесс о праве собственности на монастырское имущество. В апр. 2004 г. между сторонами было достигнуто соглашение, по которому здания скита прп. Серафима Саровского (Мосс-Бич, шт. Калифорния), где проживали монахини, признавались епархиальной собственностью, а внутреннее убранство скитского храма и само именование обители остались за насельницами.

В 1969 г. близ пос. Платина (шт. Калифорния) была основана пустынь (впосл. мон-рь) во имя прп. Германа Аляскинского, ставшая крупным центром православной миссионерской и просветительской деятельности. Сооснователем обители был иером. Серафим (Роуз). После кончины иером. Серафима († 1982) в Свято-Германовском мон-ре возникли нестроения. В 1988 г. его настоятель игум. Герман (Подмошенский) епархиальным судом был лишен духовного сана, но не подчинился этому решению и вышел с частью монашеской общины из РПЦЗ. В 2000 г., осознавая ненормальность пребывания в расколе и необходимость восстановления своего канонического положения, братия монастыря принесла покаяние и получила согласие на переход в юрисдикцию Сербской Православной Церкви.

В 1986 г. была основана монашеская община во имя Всемилостивого Спаса, устроившая в 1988 г. обитель в шт. Вашингтон на покрытом лесами о-ве Вашон в зал. Пьюджет близ Сиэтла. В мон-ре были построены часовня во имя свт. Иоанна Шанхайского и деревянный храм в честь Покрова Пресв. Богородицы. В наст. время в обители пребывают 3 монаха и 2 послушника. При мон-ре есть книжная лавка. Игум. Трифон (Парсонс) ведет в интернете популярный блог «Утреннее приношение».

Свято-Троицкий скит в г. Мехико был открыт в янв. 2007 г. по поручению Сан-Францисского архиеп. Кирилла (Дмитриева) с благословения первоиерарха РПЦЗ митр. Лавра (Шкурлы). Настоятелем обители стал иеросхим. Нектарий (Хаджи-Петропулос; впосл. схиархимандрит). В янв. 2012 г. скит получил статус мон-ря и одновременно стал адм. центром благочиния Западноамериканской епархии. Мон-рь располагается в арендованном здании, в к-ром устроены храм, кельи и трапезная, в нем пребывают 5 монахов. Мон-рь имеет 2 скита и 12 миссий на территории Мексики. Службы проводятся на церковнослав. языке, иногда с использованием испанского. Среди прихожан есть мексиканцы, принявшие правосл. веру, однако основная цель мон-ря - окормлять проживающих в Мексике православных верующих слав. происхождения.

В сент. 2015 г. был открыт муж. мон-рь во имя прп. Силуана Афонского в окрестностях г. Сонора (шт. Калифорния), вблизи национального парка Йосемити. Первым настоятелем обители стал архим. Ириней (Стинберг; ныне епископ). Братия состоит из 3 чел. Для монахов устроены отдельные кельи, храм для ежедневного богослужебного круга и трапезная. Строится храм для воскресных и праздничных богослужений. Литургическими языками мон-ря в зависимости от предпочтения, умения и удобства для молитвы являются английский и церковнославянский, в бытовой жизни основным является английский. В 2017 г. в мон-ре был организован епархиальный молодежный лагерь.

Близ Саффорда в пустыне Сонора у горы Грейам (шт. Аризона) в 2003 г. был основан жен. мон-рь во имя прп. Паисия (Величковского). В обители пребывают 22 сестры, службы проводятся на англ. языке. В обители выстроены храм в честь Успения Пресв. Богородицы, ц. во имя прп. Паисия Великого и прп. Паисия Величковского, разбиты оливковый и фруктовый сады. В мон-ре издаются духовные книги, акафисты, налажено изготовление плетеных молитвенных четок.

Первой полноценной православной школой на западе Америки стала Кирилло-Мефодиевская русская церковная гимназия, основанная в 1948 г. игум. Афанасием (Стуковым; с 1954 архимандрит) при кафедральном Радосте-Скорбященском соборе. В настоящее время гимназия включает в себя 3 подготовительных класса, 7 основных классов и дополнительный класс. Занятия проводятся 3 раза в неделю для младших школьников и 2 раза в неделю для старших. Программа средней школы построена по образцу дореволюционных российских школ, но адаптирована к совр. потребностям. В 1994 г. при кафедральном Радосте-Скорбященском соборе была основана Академия (лицей) свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Академия осуществляет 12-летнее обучение 5 дней в неделю по классической программе образования, занятия проводятся в основном на англ. языке. Кроме того, в епархии действуют лицей свт. Василия Великого в Уолла-Уолла (шт. Вашингтон), Казачье кадетское уч-ще Донской иконы Божией Матери в Сакраменто, приходские школы в Бурлингейме (Калифорния), Сакраменто и Сиэтле.

Сан-Франциско является одним из исторических центров церковной издательской деятельности за рубежом. В 1931-1933 гг. здесь издавался ж. «Вера и правда». В 1941 г. при кафедральном Радосте-Скорбященском соборе Сан-Франциско началось издание ежемесячного ж. «Православный благовестник», продолжавшееся до 1952 г. По своей тематике журнал, к-рый издавался при участии Особого комитета от Свято-Владимирского кружка молодежи при Радосте-Скорбященском соборе, был рассчитан прежде всего на молодежную аудиторию. В статьях в «Православном благовестнике» общедоступно излагались учение Церкви, положения догматов веры, правила христ. нравственности, объяснялись нормы церковных канонов и богослужения. Большое место занимали статьи по церковной и российской истории, о святых и старцах, о рус. культуре, о церковной жизни Сан-Франциско, об оказании помощи рус. эмигрантам в разных странах, публиковались духовные рассказы, описания паломнических поездок, расписание богослужений. В 1953-1955 гг. в Сан-Франциско под ред. протопр. Михаила Польского, старшего кафедрального протоиерея Радосте-Скорбященского собора, выходил ж. «Церковность». Журнал являлся изданием Богородице-Владимирского женского монастыря и печатался в монастырской типографии «Луч». В этом православно-богословском и миссионерском журнале публиковались духовные поучения и проповеди, фрагменты из святоотеческих и богословских произведений, материалы по истории и традициям Православия. В 1962 г. по благословению архиеп. Тихона (Троицкого) было возобновлено издание ж. «Православный благовестник», но уже как епархиального органа. В журнале печатались указы по Западноамериканской епархии, публиковались материалы богословского характера, жизнеописания святых, статьи по церковной истории, расписание богослужений. Некоторые статьи журнала выходили на англ. языке. Издание ж. «Православный благовестник» прекратилось в 1969 г. В 1992 г. была сделана попытка возобновить издание как епархиальную газету, но вышел только пробный номер.

В 1988 г. в Сан-Франциско под ред. прот. П. А. Перекрестова, секретаря Западноамериканской епархии и ключаря Радосте-Скорбященского собора, начал издаваться ж. «Русский пастырь» - правосл. пастырский журнал воспитанников Свято-Троицкой духовной семинарии. Большая часть тиража журнала бесплатно отправлялась в Россию. Помимо статей литургического, пастырского, богословского и исторического характера публиковались и полемические материалы, в т. ч. относящиеся к проблеме перехода российских приходов под омофор Русской Зарубежной Церкви. В год выходило по 2-3 номера, с 2001 г. стало выходить по одному номеру. Последний номер «Русского пастыря» вышел в 2003 г. Среди причин прекращения издания журнала было активное развитие электронных СМИ. В 2013 г. в Сан-Франциско начал ежеквартально выходить ж. «Весна духовная» - офиц. издание Западноамериканской епархии под ред. архиеп. Кирилла (Дмитриева). Двуязычное (на рус. и англ. языках) издание адресовано не только правосл. прихожанам, но и всем интересующимся духовным наследием России. Тематически издание охватывает все аспекты Православия в современном мире.

Правосл. общины играли важнейшую роль в благотворительной деятельности рус. диаспоры на западе США. В 1948 г. в Сан-Франциско была зарегистрирована созданная в 1930 г. в Шанхае Лига рус. женщин. Эта благотворительная организация продолжает участвовать в поддержке рус. культурных и образовательных учреждений за рубежом. В 1949 г. в Сан-Франциско был основан Дом Святого Владимира с приютом для престарелых. Для обеспечения его существования было создано Об-во друзей Русского Дома Святого Владимира. В 1966 г. архиеп. Иоанн (Максимович) торжественно заложил новое здание Дома Святого Владимира. В нач. 1951 г. в Сан-Франциско прибыли воспитанники сиротского приюта при храме во имя свт. Тихона Задонского в Шанхае. Для помощи приюту в Сан-Франциско было создано Об-во свт. Тихона Задонского. Сирот разместили в купленном здании, названном Домом Святого Тихона Задонского. В этом здании в 1962-1966 гг., в период своего управления Западноамериканской епархией, жил свт. Иоанн (Максимович). В 1969 г. по благословению архиеп. Антония (Медведева) в Сан-Франциско был создан Старческий дом прав. Иоанна Кронштадтского (ныне больница для престарелых и домовая ц. прав. Иоанна Кронштадтского). В 1982 г. в Лос-Анджелесе был открыт Русский старческий дом прав. Иоанна Кронштадтского. Дом окормляется Покровским приходом, при к-ром регулярно организуются благотворительные собрания. С 2007 г. в епархии проводятся ежегодные молодежные Свято-Германовские съезды.

Сан-Францисская епархия РПЦЗ сотрудничает с Благочинием Западных штатов Патриарших приходов в США Московского Патриархата, поддерживает братские добрососедские отношения с действующими на западе США и в Мексике Запада епархией Православной Церкви в Америке, Западноамериканской епархией Сербской Православной Церкви, Лос-Анджелесской епархией Антиохийской православной архиепископией Сев. Америки Антиохийского Патриархата. В 2018 г. в связи с неканоничными действиями К-польской Патриархии были прерваны отношения с Сан-Францисской епархией Американской архиепископии К-польского Патриархата; архиереи Русской Церкви в Америке, в т. ч. архиеп. Кирилл (Дмитриев), в соответствии с решением Синода РПЦ от 14 сент. 2018 г. приостановили свое участие в Постоянной конференции канонических православных епископов Северной и Центральной Америки в связи с присутствием там представителей К-польской Церкви.

Лит.: Грамотов А. Кр. история основания и развития Св. Скорбященского храма и прихода в г. Сан-Франциско: (К 25-летию, 1927-1952) // Правосл. благовестник. Сан-Франциско, 1952. № 4. С. 20-22; РПЦЗ, 1918-1958. Т. 1. С. 661-711; Т. 2. С. 760-781; Список архиереев, священнослужителей и приходов Рус. Зарубежной Церкви. Джорд., 2007. С. 22-26; Хисамутдинов А. А. Русский Сан-Франциско. М., 2010. С. 189-207; Низовцев Н. А. Становление и функционирование рус. диаспоры в Калифорнии во 2-й пол. XIX - 1-й трети XX в.: Экон., обществ.-полит. и культ. аспекты: Канд. дис. Брянск, 2014. С. 101-140.
Д. Н. Н.
Рубрики
Ключевые слова
См.также