Сантьяго-де-Компостела. Фотография. 2010 г. Фото: Amianos / Flickr [испан. Santiago de Compostela], город на северо-западе Испании, столица автономного сообщества Галисия, находится в пров. А-Корунья; место предполагаемого захоронения ап. Иакова Зеведеева; конечный пункт паломнической дороги Путь св. Иакова (El Camino de Santiago). Центр католич. архиеп-ства и церковной провинции. В социально-адм. отношении состоит из городского ядра и т. н. новой зоны (Ensanche), которые вместе образуют городскую агломерацию (área metropolitana). Основной территориальной единицей города является округ (parroquia); их 67. Согласно базе данных Национального ин-та статистики (https://www.ine.es), в кон. 2019 г. население С.-де-К. составляло более 97,8 тыс. чел., 97% которых - католики. В городе 35 приходов Римско-католической Церкви, приход К-польской Православной Церкви, 3 протестант. общины (пятидесятнических Ассамблей Бога, Евангелической церкви Благой Вести и неопятидесятнической церкви Бога Живого), община адвентистов, община мормонов; организованная община есть у иудеев; имеется неск. групп мусульман (без общей мечети). В 1985 г. исторический центр города объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Согласно археологическим данным, территория одного из 4 холмов, у слияния рек Сар и Сарела, была заселена в сер. IV тыс. до Р. Х. При раскопках были обнаружены следы рим. поселения I-II вв. по Р. Х., к-рое существовало до V в. Рядом с поселением находился некрополь, где захоронения совершались до VI-VII вв. На этом некрополе находился мавзолей, построенный скорее всего в эпоху поздней античности (по др. версии, здание датируется IX-X вв.), к-рый впосл. был идентифицирован как место захоронения ап. Иакова. С чудесным обретением (inventio) гробницы апостола было связано возникновение городского поселения, получившего впосл. название Сантьяго-де-Компостела. Краткие сведения об этом приведены в «Ирийской хронике» (Chronicon Iriense; кон. X в.), более подробное повествование содержится в договоре 1077 г. между епископом и монахами обители Сан-Пайо-де-Антеальтарес (Concordia de Antealtares - López Ferreiro. 1898-1911. Vol. 3. Append. P. 3-7). По преданию, отшельник Пелагий (Пайо) и прихожане соседней церкви сообщили Теодомиру († 847), еп. Ирии Флавии (ныне Падрон), о чудесных знамениях, к-рые указывали на местонахождение гробницы ап. Иакова. Осмотрев гробницу, епископ известил об этом Альфонсо II, короля Астурии (791-842), который прибыл поклониться обретенной святыне и сделал щедрые пожертвования. По распоряжению короля над гробницей была построена небольшая церковь с баптистерием и основана обитель, монахи которой должны были совершать богослужения на алтаре ап. Иакова (весь комплекс с сер. IX в. назывался «место св. Иакова» (лат. locus S. Iacobi)). Название Компостела для поселения, сложившегося вокруг храмового комплекса (in suburbio patronis nostri beati Iacobi apostoli loco predicto Compostelle), впервые встречается в документе 955 г. (дарение еп. Сиснандо II Менендеса (951-968) мон-рю Собрадо (Санта-Мария-де-Собрадо) - Ibid. Vol. 2. Append. P. 155-159). Широко это название стало употребляться не ранее 2-й пол. XI в. (см.: Anguita Jaén J. M. Estudios sobre el «Liber Sancti Jacobi»: La toponimia mayor hispana. Santiago de Compostela, 2000). Попытки объяснить этимологию названия предпринимались с XVIII в.: от лат. compositum tellus - «красивое, удачно расположенное место» (напр., см.: Flórez. 1765. T. 20. P. 601); от combusta или combosta - «сожженное», что могло быть отражением воспоминаний о некрополе; от componere - «помещать, хоронить»; от composta (с уменьшительным суффиксом -ell-) - «кладбище». Часто название Компостела трактовали как «Звездное поле» (лат. Campus Stellae), что указывало на сияние, благодаря которому было открыто место захоронения апостола (критику этимологий см.: Nieto Ballester E. Breve diccionario de topónimos españoles. Madrid, 1997).
В IX и X вв. «место св. Иакова» стало самым важным святилищем во владениях королей Астурии и Леона: туда совершались паломничества, ему делали пожертвования, короли провозглашали ап. Иакова своим покровителем и помощником. Между 829 и 834 гг. кор. Альфонсо II передал в дар апостолу землю на 3 мили вокруг храмов (Giro de Santiago - Flórez. 1765. T. 19. P. 329). В 858 г. кор. Ордоньо I (850-866) увеличил земельные владения в 2 раза (Giro de la Rocha). Считается, что еп. Сиснандо I (между 877 и 879 - 920) перенес епископскую кафедру из Ирии Флавии в С.-де-К. и стал именоваться «епископом кафедры св. апостола Иакова и Ирийского престола» (cathedre Sancti Iacobi apostoli et Iriensis sedis episcopus). Согласно «Ирийской хронике», он построил (возможно, заново) при базилике мон-ри Сан-Пайо-де-Антеальтарес и Сан-Мартин-Пинарио, а также основал приют для бедных. На средства кор. Альфонсо III (866-910), щедро одарившего «престол ап. Иакова», базилика была перестроена и существенно расширена (ок. 33×16 м); освящена в 899 г. В 915 г. Ордоньо II, король Леона и Галисии (914-924), подарил «кафедре св. Иакова» новые земельные владения. Доходы с земель, пожертвованных королями, предназначались для содержания клириков, монахов и паломников; управление этими территориями и власть над населением находились в руках епископа.
Вокруг храмового комплекса сложилось городское поселение. Согласно привилегии кор. Ордоньо II 915 г., его жители становились свободными, если в течение 40 дней никто не объявил их рабами. В 968 г. для обозначения и защиты границы поселения начали возводить крепостные стены. В 977 г. городские укрепления, как и большинство др. зданий (кроме базилики), были разрушены войсками хаджиба Кордовского халифата Мухаммада ибн Абу Амира аль-Мансура (ум. в 1002; в европейской традиции Альманзор). Восстанавливать стену стали в нач. XI в. После экспедиций аль-Мансура город больше не подвергался серьезной угрозе со стороны мусульман, хотя в нач. XII в. епископу пришлось принять меры к обороне прибрежных районов Галисии. В Х в. была учреждена особая подать - «дань св. Иакова» (Voto de Santiago), которая собиралась с населения церковной пров. Брага (в «Ирийской хронике» ее введение приписывается кор. Рамиро II (931-950)). Согласно подложной грамоте, составленной во 2-й пол. XII в. каноником собора С.-де-К. и датированной 834 г., «дань св. Иакова» следовало собирать со всего королевства по указанию кор. Рамиро I (842-850) в благодарность за помощь апостола в битве при Клавихо (вымышленное событие).
В 1019 г. кор. Альфонсо V (999-1028) даровал С.-де-К. фуэро Леона - комплекс привилегий, предназначенных для организации жизни городской общины. Положения фуэро регулировали торговлю на рынке, права на земельные участки, организацию городского совета (консехо), статус горожан и вступление в городскую общину. Т. о., в С.-де-К. сложился консехо, который к нач. XII в. укрепил свое положение, приобрел юридические и экономические полномочия и превратился в один из институтов власти. До нач. XII в. определяющее влияние на положение С.-де-К. оказывал король, тем более что ап. Иаков считался покровителем астуро-леонского королевского дома.
Находившийся в С.-де-К. епископ Ирии Флавии со временем превратился в весьма влиятельного церковного иерарха. Поскольку в условиях Реконкисты церковная организация в королевстве находилась в беспорядке, епископы воспользовались этим, чтобы официально возвысить свой церковный статус. В сер. XI в. еп. Кресконий II, пользовавшийся доверием кор. Фернандо I (1037-1065), присвоил полномочия митрополита церковной провинции, в которую входили еп-ства Думи, Луго, Овьедо и Порту. Объявив кафедру С.-де-К. «апостольским престолом», он подвергся церковному отлучению по решению Реймсского Собора 1049 г. (см. в ст. Лев IX). Тем не менее в 1056 г. Кресконий II, действуя как митрополит Астуро-Леонского королевства, возглавил Собор епископов в С.-де-К., на котором были приняты дисциплинарные постановления в духе требований григорианской реформы.
Др. деятельным епископом был Диего Пелаэс (ок. 1070-1088). Он принял меры к укреплению экономического положения кафедры, что дало возможность начать строительство нового, грандиозного по размерам собора ап. Иакова в романском стиле: в 1075 г. была заложена алтарная часть собора. Во время строительных работ оказались разрушены старая базилика с баптистерием и здания мон-ря Сан-Пайо-де-Антеальтарес, что стало причиной заключения договора между епископом и монахами (1077; в тексте договора изложена история чудесного обретения гробницы ап. Иакова). После отвоевания христианами Толедо (1085) епископ был обеспокоен восстановлением Толедского архиеп-ства (1086), что ставило под угрозу церковное первенство «кафедры ап. Иакова» в Испании. Вероятно, епископ заключил соглашение с мятежными представителями галисийской знати, что привело к его смещению с кафедры по распоряжению Альфонсо VI, короля Леона и Кастилии (1065-1109).
В 1094 г. при поддержке влиятельного аббата Клюни католич. св. Гуго кафедру С.-де-К. занял мон. Далмаций (1094-1095). Он принял участие в Клермонском Соборе (1095) и добился от папы Римского Урбана II (1088-1099) подтверждения статуса С.-де-К. как центра еп-ства, что мотивировалось почитанием гробницы ап. Иакова; кафедра была подчинена непосредственно Папскому престолу, утверждены ее имущественные права (булла «Veterum synodalium» от 5 дек. 1095 - Jaffé. RPR. N 5601). Т. о., епископ был освобожден от подчинения архиепископам как Браги, так и Толедо.
В XII в. росту влияния С.-де-К. способствовала политика еп. Диего Хельмиреса (1100-1140; с 1120 архиепископ). Пользовавшийся покровительством королевской семьи, прежде всего зятя короля - графа Галисии Раймунда Бургундского (1095-1107), в 1105 г. епископ стал восприемником, а затем воспитателем его сына - Альфонсо Раймундеса (Альфонсо VII, король Галисии в 1111-1157, король Леона и Кастилии с 1126). Епископ защищал его интересы, когда возникла угроза правам Альфонсо Раймундеса на престол из-за политики его матери, кор. Урраки (1109-1126). Покровительство гр. Раймунда Бургундского помогло еп. Диего Хельмиресу установить прочные связи с аббатством Клюни и мон-рями Клюнийской конгрегации, а также с Папским престолом. По ходатайству епископа папа Римский Каллист II (1119-1124; до избрания папой - Гвидо Бургундский, брат Раймунда Бургундского) учредил в С.-де-К. архиепископскую кафедру: в 1120 г. город был объявлен местом пребывания архиепископа Мериды, чей диоцез находился в то время под властью мусульман, а Диего Хельмирес назначен архиепископом и папским легатом в церковных провинциях Мерида и Брага; в 1124 г. С.-де-К. уже официально стал центром новой церковной провинции (архиепископу С.-де-К. были подчинены епископы Коимбры и Саламанки). Эти изменения, а также политика нового архиепископа, направленная на расширение влияния путем назначения своих сторонников на епископские кафедры в Галисии, и претензии на диоцезы Авилы и Саморы привели к конфликту с архиепископом Толедо. Тем не менее архиепископу С.-де-К. были подчинены епископы Авилы, Бадахоса, Иданьи-Гуарды, Кории, Ламегу, Лиссабона, Пласенсии, Саламанки, Саморы, Сьюдад-Родриго, Эворы. После создания в 1392 г. церковной провинции Лиссабона все кафедры, находившиеся на территории королевства Португалия, были подчинены архиепископу Лиссабона, а в состав церковной провинции С.-де-К. вошли еп-ства Луго, Мондоньедо, Оренсе, Туй, ранее подчинявшиеся архиепископу Браги.
При архиеп. Диего Хельмиресе возобновились работы по перестройке собора, начатые в сер. 70-х гг. XI в. В 1128 г. был освящен обновленный главный алтарь и возобновлены богослужения. В те же годы был построен архиепископский дворец, примыкавший к собору (дворец Диего Хельмиреса; сильно переделан в XVIII в., от средневек. здания сохр. только переход из дворца в собор; в наст. время используется как выставочное пространство). Архиепископ провел реформу соборного капитула. Теперь богослужения в соборе ап. Иакова должны были совершать каноники, а не монахи обителей Сан-Пайо-де-Антеальтарес и Сан-Мартин-Пинарио, занимавшиеся этим ранее. Число каноников было увеличено до 72 чел. Большое внимание стало уделяться обучению клириков: в капитуле появилась должность магистра грамматики, каноников регулярно отправляли на учебу в школы Парижа и Болоньи. Был утвержден новый распорядок жизни членов капитула, со строгим соблюдением дисциплины и с исполнением обязанностей, связанных с богослужением и содержанием храма. В результате этих преобразований капитул собора С.-де-К. превратился в престижную конгрегацию, из ее представителей выдвигались кандидаты на замещение епископских кафедр, прежде всего в Галисии, но также и в др. частях Пиренейского п-ова.
Св. Иаков Мавроборец. Миниатюра из Liber S. Iacobi. 1325 г. (Salamanca. Bibl. Universitaria. 2631. Fol. 120r)К этому же времени относится создание 2 основополагающих для средневековой истории С.-де-К. текстов: «Книги св. Иакова» (Liber Sancti Iacobi) и «Истории Компостелы» (Historia Compostelana). Самая полная и известная версия «Книги...» датируется 1-й пол. XII в.; она получила название «Codex Calixtinus», поскольку ее авторство приписывалось папе Римскому Каллисту II. В наст. время манускрипт хранится в соборе С.-де-К. (в 2011 был похищен рабочим из числа обслуживающего персонала собора, но в 2012 найден). Известны 12 средневек. рукописей «Книги...» (в т. ч. частичные копии). Она включает 5 книг, различающихся по содержанию и по времени создания, к-рые объединены общей идеей прославления «кафедры св. Иакова». Первая книга представляет собой сборник литургических текстов, посвященных ап. Иакову. Вторая книга состоит из описаний 22 чудес, совершённых апостолом. В 3-й книге рассказывается история о том, как тело апостола попало из Иерусалима в С.-де-К. Четвертая книга содержит текст т. н. хроники Псевдо-Турпина: рассказ о походах франк. кор. Карла Великого (768-814, с 800 император) в Испанию, составленный в XII в. гл. обр. на основе «Песни о Роланде» и др. эпических поэм. Неизвестный составитель приписал авторство сочинения герою этих поэм еп. Турпину, прототипом к-рого был франк. мон. Тильпин, подвизавшийся в аббатстве Сен-Дени, а позже занявший архиепископскую кафедру Реймса (ок. 748 - 794 или 800). Среди прочего в хронике рассказывается о явлении ап. Иакова кор. Карлу Великому во сне. Апостол по звездам Млечного пути указал королю дорогу к своей гробнице, призывая освободить ее из-под власти мусульман. В последней, 5-й книге представлен маршрут паломничества к гробнице ап. Иакова с франк. земель по Дороге франков, а также даны описания города и собора С.-де-К. Гипотеза, что автором этого описания (или даже всей «Книги...») был Эмерик Пико, монах из Пуату, в наст. время серьезно критикуется, хотя и не отвергнута окончательно (подробнее см.: Gicquel. 2003). В «Codex Calixtinus» после его составления были сделаны 2 добавления. Одно из них датируется периодом до 1180 г. и содержит нотную запись неск. хоралов. Это самый ранний памятник на Пиренейском п-ове, свидетельствующий об утверждении полифонии в литургическом пении. Вторая вставка, более поздняя и не встречающаяся в др. списках «Книги...», содержит рассказы о др. чудесах святого, ряд богослужебных текстов и буллу папы Римского Иннокентия II (1130-1143).
Под названием «История Компостелы» известно компилятивное историческое сочинение, составленное между 1107 и 1149 гг. по заказу архиеп. Диего Хельмиреса (об этом сообщается в прологе). Название «История Компостелы, или О деяниях Диего Хельмиреса, первого архиепископа Компостельского» (Historia Compostelana siue de rebus gestis D. Didaci Gelmirez, primi Compostellani archiepiscopi) было дано в 1-й публикации текста (Flórez. 1765. T. 20); в самом тексте встречается его обозначение как «Registrum». По мнению исследователей, в создании «Истории...» участвовали как минимум 4 автора: казначей Нуньо Альфонсо, архидиак. Гуго, каноник магистр Гиральдо и капеллан Петр (Historia Compostelana. 1994. P. 11-18). Текст считается незаконченным, поскольку в нем нет рассказа о кончине архиеп. Диего Хельмиреса: повествование в «Истории...» начинается с 1100 г., а заканчивается событиями 1139 г., чуть менее чем за год до смерти предстоятеля. В рукописную традицию включают 18 рукописей, самая ранняя из к-рых датируется XIII в. (Salamanca. Bibl. Universitaria. 2658). При написании использовались грамоты королевских привилегий и папских булл (приводятся точные цитаты из 180 документов). Во мн. манускриптах к «Истории...» добавлены еще 2 коротких текста, касающиеся истории С.-де-К.: «Ирийская хроника» (Chronicon Iriense; кон. Х в., охватывает период с 561 по 982) и «Компостельская хроника» (Chronicon Compostelanum; XII в., охватывает период с V в. до 1126).
Лист из рукописи «История Компостелы». XIII в. (Salamanca. Bibl. Universitaria. 2658. Fol. 2)При архиеп. Диего Хельмиресе был составлен и 1-й соборный картулярий, т. н. Tumbo A (начат ок. 1129). Сохранившаяся рукопись включает копии 165 грамот, начиная со времени правления Альфонсо II, короля Астурии (Santiago de Compostela. Catedr. 1). Рукопись иллюстрирована миниатюрами, изображающими королей и донаторов, оказывавших покровительство «кафедре св. Иакова». Начальная часть (первые 40 листов) была завершена к 1134 г. под рук. соборного казначея Бернарда, вероятно, выходца из Франции. Картулярий затем дополнялся и продолжался до 50-х гг. XIII в. Новые соборные картулярии (Tumbo B, Tumbo C) были составлены при архиеп. Беренгаре из Ландора (1317-1330).
В 1-й пол. XII в. были реорганизованы экономические ресурсы архиеп-ства С.-де-К. По дарению кор. Урраки с 1120 г. территория между реками Тамбре и Улья (северная и южная границы), р. Исо на востоке и побережьем океана на западе стала сеньорией под управлением архиепископа и получила название «земля св. Иакова» (Tierra de Santiago). В Галисии были сформированы и другие владения с таким же статусом, что превратило кафедру С.-де-К. в очень богатую церковную корпорацию: в период средневековья ее предстоятели были самыми крупными землевладельцами в регионе. Для поддержания престижа кафедры и превращения С.-де-К. в общеевроп. паломнический центр принимались меры по организации получения доходов как с сеньориальных владений, так и с суффраганных диоцезов. Часть полномочий на церковных землях была передана представителям знати, к-рые, признав себя вассалами «кафедры ап. Иакова», должны были отдавать архиепископу С.-де-К. часть доходов и в случае необходимости предоставлять вооруженную защиту. Кроме того, часть земель получили лица неблагородного статуса на условиях долгосрочной аренды и обязательств исполнять ряд служб, без адм. и фискальных полномочий (статус forero). Важной статьей дохода архиеп-ства с XII в. стала «дань св. Иакова»; полученные т. о. средства делились между архиепископом и капитулом собора, примерно с XVI в. часть денег стала выделяться и епископам диоцезов в составе церковной провинции С.-де-К. Как общеиспан. налог «дань св. Иакова» была отменена только в 1834 г.
Управлением городской недвижимостью занимался гл. обр. капитул собора. Пересечение интересов архиепископской кафедры и городской общины было причиной частых конфликтов. Архиепископ вмешивался в городское судопроизводство, от церковного предстоятеля зависели назначения городских судей и размеры судебных штрафов. Обладая с нач. XII в. правом чеканки монеты (moneda de Santiago; даровано кор. Альфонсо VI в 1107, текст привилегии не сохр., 1-е упоминание - Historia Compostelana. I 28), архиепископ определял состояние денежной системы и ценообразование на рынке, он же контролировал систему мер и весов в городе. Городская община тоже обладала королевскими привилегиями (1019, 1095, 1105 гг.), к-рые, как считали горожане, нарушались клиром и архиепископом. Из-за этого при архиеп. Диего Хельмиресе в городе произошли 2 крупных восстания (1116-1117, 1136). В обоих случаях для завершения противостояния потребовалось вмешательство королевской власти, подтвердившей прерогативы и права кафедры. Конфликты, когда консехо С.-де-К., состоявший из городского патрициата, защищая свои привилегии, вступал в вооруженную борьбу с архиепископом, повторялись и позднее: в 1261, 1273-1311 гг. (в результате в С.-де-К. была упразднена сеньория архиепископа), в 1318-1320 гг. (восстание во главе с Альфонсо Суаресом де Деса), в сер. XV в. (серия конфликтов, связанных с восстанием Свящ. братства (Revuelta Irmandiña)).
До XVII в. история архиепископской кафедры и города С.-де-К. была тесно связана с практикой паломничества к гробу ап. Иакова. Самые ранние сведения о единичных паломничествах относятся к Х в.: в С.-де-К. побывали неизвестный монах из немецких земель, оставивший описание путешествия (ок. 930), и Годескальк, еп. Ле-Пюи-ан-Веле (950-951). В XI в. складывается главный маршрут паломничества, впосл. получивший название «французский» (Дорога франков). В документе 1047 г. Путь св. Иакова (Iter Sancti Iacobi) упоминался в связи с основанием в Арконаде мон-ря и странноприимного дома для паломников и нуждающихся (Las peregrinaciones. 1949. Vol. 2. P. 212). В этом же документе С.-де-К. как паломнический центр был сопоставлен с Римом.
С XI в. короли Наварры, Леона и Кастилии, через земли к-рых проходил Путь св. Иакова, даровали паломникам грамоты с привилегиями, охранявшими их жизнь и имущество, заботились о безопасности путей, состоянии дорог и мостов, об обустройстве храмов, мон-рей и странноприимных домов. Начали складываться местные культы, связанные с Путем св. Иакова, одним из самых ранних примеров служит подвижничество католич. св. Доминика (Доминго Гарсия де ла Кальсада; ок. 1019-1109), который собственноручно вымостил камнем часть пути, прилегающего к р. Оха, построил мост через нее, а также помогал сбившимся с пути паломникам.
С нач. XII в. епископы, а затем архиепископы С.-де-К. стали оказывать покровительство паломникам и заботиться об обустройстве быта пришедших поклониться апостолу. Этому способствовала и политическая конъюнктура: с сер. XII в. до 30-х гг. XIII в. С.-де-К. был единственной архиепископской кафедрой на территории королевства Леон. Архиепископы приобретали земельные владения вдоль всего Пути св. Иакова и основывали там приюты для паломников, мон-ри, церкви и часовни. Постепенно складывались циклы рассказов о чудесах, свидетелями к-рых были паломники, а также различные ритуалы: так, существовал обычай взять камень поблизости от селения Триакастела и принести его в Кастаньеду, чтобы отдать каменщикам, трудившимся на строительстве собора С.-де-К. Перед входом в город следовало совершить омовение в р. Лаваколья или подняться на холм Монте-до-Госо, чтобы увидеть сверху храм с гробом апостола. Вслед за «французским» маршрутом (Дорога франков) складывались и другие, напр., «португальский» (или «английский») вел через море к Британским о-вам. К нач. XIII в. прочно утвердилась трактовка паломничества к гробнице ап. Иакова как покаянного. В сер. XIII в. на одном из провинциальных Соборов в С.-де-К. были утверждены сроки, на к-рые можно было получить отпущение грехов в зависимости от формы участия в почитании апостола: индульгенция на 200 дней давалась за присутствие на мессе у главного алтаря собора, индульгенция на 600 дней была предусмотрена для тех, кто были на мессе в день поминовения апостола. Паломничество могло также служить епитимией. В XIV-XV вв. совершались паломничества во исполнение завещания: душеприказчик должен был отправиться в С.-де-К. ради искупления грехов завещателя. Практика юбилейных лет, когда паломник получал полное отпущение грехов, установилась не ранее нач. XV в. в подражание римской практике (см. Annus sanctus). Первый документально засвидетельствованный юбилей в С.-де-К. прошел в 1434 г. по решению архиеп. Лопе де Мендоса (1399-1445). Юбилейные годы объявляются по циклу через 11, 6, 5 и 6 лет. Традиция, согласно к-рой с XII в. полное отпущение грехов можно получить, совершив паломничество в С.-де-К. в год, когда 25 июля, день поминовения ап. Иакова, совпадает с воскресеньем, ныне оспаривается. Буллу папы Римского Александра III (1159-1181) «Regis Aeterni», изданную якобы в 1179 г. и устанавливающую юбилейные годы, большинство исследователей в наст. время считают подделкой XVI в.
В соборе Сантьяго помимо главной святыни - помещенной в крипте под главным алтарем гробницы апостола с его мощами - паломники могли поклониться принадлежавшим ап. Иакову посоху, ножу, торбе, шляпе и венцу. Считалось, что в соборе находилась и глава ап. Иакова Алфеева, которую в 1104-1108 гг. из путешествия на Св. землю привез Мауриций, еп. Коимбры (1098/99-1109, в 1109-1118 архиепископ Браги, в 1118-1121 антипапа Григорий VIII).
Паломники посещали в С.-де-К. не только кафедральный собор, но и др. церкви и мон-ри: Сан-Педро, Сан-Мигель, Сан-Мартин-Пинарио, Санта-Тринидад (около этой церкви располагалось кладбище, где хоронили паломников, умерших в городе), Санта-Сусана, Сан-Феликс, Пресв. Девы Марии и св. Марии Саломеи.
Расцвет С.-де-К. как центра паломничества пришелся на XIII-XIV вв. В 1214 г. город посетил католич. св. Франциск Ассизский (1181/82-1226). Поклониться гробнице апостола приезжали католич. св. Изабелла, королева Португалии (1282-1325), католич. св. Биргитта Шведская (ок. 1302-1373). Паломничество в С.-де-К. совершили мн. архиепископы и епископы из Франции, король Иерусалима Иоанн Бриенний (1210-1225), король Португалии Саншу II (1223-1247), герц. Леопольд III Австрийский (1365-1386).
Рубеж XV и XVI вв. стал поворотным в истории С.-де-К. В 1486 г., во время войны с Гранадским эмиратом, последним мусульм. гос-вом на Пиренейском п-ове, «католические короли» Фернандо II Арагонский (1479-1516) и Изабелла I Кастильская (1474-1504) совершили паломничество в С.-де-К. После победы над Гранадским эмиратом (1492) королевская чета в благодарность за помощь апостола в завершении Реконкисты даровала кафедре С.-де-К. новые привилегии и сделала крупные пожертвования. Среди прочего был учрежден налог «дань Гранады» (Voto de Granada), треть к-рого с 1499 г. передавалась на строительство и содержание учрежденного Королевского госпиталя, где могли останавливаться паломники и оказывалась помощь больным. Строительные работы на сев. стороне пл. Обрадойро осуществлялись в 1501-1527 гг. и стали важным этапом в обновлении архитектурного облика города. Этому же способствовала деятельность 3 архиепископов из рода Фонсека, к-рые в период с 1460 по 1523 г. последовательно занимали кафедру С.-де-К. При архиеп. Алонсо III де Фонсека-и-Ульоа (1507-1523; архиепископ Толедо в 1523-1534) на юж. стороне пл. Обрадойро было построено здание Коллегии св. Иеронима, где, согласно планам архиепископа, мецената и покровителя искусств, должны были жить художники и неимущие студенты. В 1495 г. в городе был основан ун-т, статус которого в 1504 г. был подтвержден буллой папы Римского Юлия II (1503-1513). Первоначально университетская корпорация размещалась во дворце Фонсека-и-Ульоа (др. название - Коллегия Фонсека), который стали строить при архиеп. Алонсо III де Фонсека на месте прежней семейной резиденции. Строительство продолжалось до сер. XVI в., а главный фасад в стиле платереско появился в 1688 г.
Мон-рь Сан-Мартин-Пинарио. XVI в. Фотография. 2013 г. Фото: D. Rovchak / Wikimedia CommonsОднако уже c нач. XVI в. число паломничеств заметно сократилось, начался упадок Пути св. Иакова, возникшие для помощи паломникам по маршруту их следования центры и инфраструктура постепенно пришли в запустение. При заметном сокращении доходов архиепископ и капитул все больше внимания уделяли городу и своим владениям на территории Галисии. В этот период конфликты между архиепископами и консехо С.-де-К. практически не прекращались, но в отличие от прежних они не приводили к вооруженным столкновениям, а шли в форме судебных разбирательств. До сер. XVI в. в С.-де-К. располагалась королевская Аудиенсия - высшая апелляционная инстанция в Галисии.
В кон. XVI в., при архиеп. Хуане де Санклементе Торкемада (1587-1602), к окончательному упадку паломничества в С.-де-К. привело «сокрытие» главной святыни - гробницы апостола с его мощами: в 1589 г., после поражения «Непобедимой Армады», англ. вице-адмирал Ф. Дрейк атаковал А-Корунью, возникла угроза нападения англичан и на С.-де-К. Испанский кор. Филипп II Габсбург (1556-1598) планировал перенести почитаемую святыню в мон-рь св. Лаврентия в Эскориале, чтобы предотвратить ее возможную утрату. В этой ситуации архиепископ принял решение спрятать гроб с мощами за алтарем в соборе. Поскольку все держалось в секрете и очень немногие знали, где именно был тайник, то после смерти архиепископа и его помощников эти сведения были утрачены.
XVII-XVIII века в С.-де-К. отмечены взлетом церковного и гражданского строительства, в городе складываются архитектурные ансамбли в стиле барокко. Закончилась перестройка в барочном стиле древнего монастыря Сан-Мартин-Пинарио (строительные работы начаты во 2-й пол. XVI в.; фасад закончен в 1738). В 1744 г. построено новое здание мон-ря Сан-Пайо-де-Антеальтарес. К выдающимся памятникам барокко можно отнести зап. фасад кафедрального собора, дворец Бенданья, здание Каноников и Каса-де-ла-Парра (Дом капитула). Во 2-й пол. XVIII в., уже в стиле неоклассицизма, был построен дворец Рашой (1766-1772).
Реликварий с мощами ап. Иакова в соборе Сантьяго-де-Компостела. 1880 г. Фотография. 2015 г. Фото: José Luis Filpo Cabana / Wikimedia CommonsВ XIX в. архиеп-ство С.-де-К. в результате общегос. реформ, затронувших католич. Церковь в Испании, потеряло значительную часть своих доходов: в 20-х гг. XIX в. упразднена сеньория «земля св. Иакова», в 1834 г. отменена «дань св. Иакова», а в результате принудительной продажи с аукционов недвижимости, принадлежавшей католич. Церкви («дезамортизация Х. А. Мендисабаля», 1835-1837), кафедра утратила большую часть земельных владений и др. имущества в Галисии.
В 1878 г. кард. Мигель Пайя-и-Рико, архиепископ С.-де-К. (1874-1886), поручил каноникам А. Лопесу Феррейро и Х. М. Лабину Кабельо выяснить, где именно находятся мощи ап. Иакова. Были проведены раскопки в соборе и в 1879 г. обнаружены каменный оссуарий с мощами и мавзолей. Обретенные мощи были перенесены в устроенную под алтарем крипту. Папа Римский Лев XIII (1878-1903) буллой «Deus Omnipotens» (1884) официально признал, что мощи, обнаруженные в С.-де-К., принадлежат ап. Иакову Зеведееву и его ученикам, св. Феодору и св. Афанасию. Новое обретение мощей апостола (redescubrimiento) вызвало подъем интереса к Пути св. Иакова. Усилиями архиеп. Хосе Марии Мартина де Эррера-и-де-ла-Иглесиа (1899-1922) в С.-де-К. возобновился массовый прием паломников со всей Испании и из др. стран. Число паломников росло, что привело к становлению новой городской инфраструктуры, развитию транспортной сети как вокруг города, так и на протяжении всего традиц. маршрута паломничества.
В 1-й пол. XX в. постепенно произошло слияние церковных учреждений, связанных с паломничеством, с государственными, частными туристическими и волонтерскими организациями. Так, в здании Королевского госпиталя, построенного в 1501-1511 гг. по распоряжению «католических королей», разместился Национальный туристический центр. Политику архиепископов С.-де-К. 1-й пол. XX в. по возрождению статуса первенствующей кафедры и пропаганде образа ап. Иакова как символа общеиспанского единства активно поддерживал Ф. Франко, каудильо Испании (1936-1975). Главными достижениями стали юбилейные годы в 1954 и 1965 гг., когда в С.-де-К. собирались кардиналы и епископы почти всех диоцезов Римско-католической Церкви.
Сильное влияние на возрождение паломнического движения оказал визит в С.-де-К. в 1982 г. папы Римского Иоанна Павла II (1978-2005); в 1989 г. папа посетил город 2-й раз. Разные маршруты Пути св. Иакова были объявлены объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО: в 1993 г. испанская часть Дороги франков; в 1998 г.- маршруты на территории Франции; в 2015 г.- маршруты в Сев. Испании: Прибрежная дорога, Древняя дорога (участок Пути св. Иакова от Овьедо до С.-де-К.), Дорога Страны Басков, Дорога Льебаны. При капитуле собора Сантьяго действует Отдел приема паломников, к-рый является главной церковной орг-цией по делам паломничества. При нем работают фонд и волонтерская орг-ция «Христианская встреча на Пути св. Иакова» (Acogida cristiana en los Caminos de Santiago), занимающаяся размещением и помощью паломникам, прошедшим офиц. регистрацию, на пути их следования в С.-де-К. Влиятельной нецерковной паломнической орг-цией является Испанская федерация друзей Пути св. Иакова (Federación Española de Amigos del Camino de Santiago), возникшая в 1987 г. как объединение многочисленных локальных центров по организации паломнических групп, существующих по всей Испании. В 2019 г. было зарегистрировано 347 578 паломников.
- крупнейшее романское сооружение Испании. Строительство храма над главной святыней Испании и 3-й по значимости святыней христ. мира после Иерусалима и Рима, могилой ап. Иакова Старшего, в том виде, к-рый сохранился до наст. времени, началось в 1075 г., при кор. Альфонсо VI и еп. Диего Пелаэсе. В 1111 г. здесь был коронован буд. король Галисии, Леона и Кастилии Альфонсо VII. Согласно «Codex Calixtinus» (1-я пол. XII в.), мастерами собора были Бернард Старший, «изумительный мастер», и его помощник Роберт, а также скульптор Стефан, уехавший в Памплону в 1101 г.; заканчивал этот этап строительства Бернард Младший, вероятно сын Стефана. В 1122 г. были окончены работы в хоре и трансепте. К 1140 г. было построено уже 6 травей нефа. В 1168 г. руководителем строительства стал мастер Матео, он возвел крипту в зап. части собора, роскошный зап. портал (ок. 1188) и хор (ок. 1200). В 1211 г. состоялось окончательное освящение храма архиеп. Педро Муньисом (1207-1224) в присутствии кор. Альфонсо IX (1188-1230). В соборе были похоронены последние короли Леона Фернандо II (1157-1188) и Альфонсо IX; кор. Альфонсо VII сделал целый ряд пожертвований и распоряжений, чтобы быть похороненным в соборе, однако был погребен в Толедо.
Романский храм полностью сохранил интерьер, но лишь отчасти - наружные формы: утрачены весь зап. фасад (кроме портала Славы), башни, перестроены апсиды и др. Храм является замечательным произведением франц. романского стиля, хотя в его возведении принимали участие и местные мастера. Собор в С.-де-К. относится к типу т. н. паломнических базилик, являясь главной из них; остальные - Сен-Мартен в Туре (ок. 1070 - ок. 1100; не сохр.), Сен-Марсьяль в Лиможе (освящена в 1095; не сохр.), Сент-Фуа в Конке (ок. 1040-1130) и Сен-Сернен в Тулузе (ок. 1070-1119) - были построены во Франции и отмечали узловые точки на путях паломников к гробу ап. Иакова. Эти храмы имели ряд особенностей, связанных с постоянным потоком паломников: круговой обход храма (через боковые нефы наоса и трансепта и за алтарем), причем в обоих ярусах, капеллы в трансепте (по 1 - в Конке и Лиможе, по 2 - в остальных храмах, с вост. стороны каждого рукава) и за апсидой (3 - в Конке и 5 - в остальных храмах), в которых и хранились реликвии. Собор Сантьяго имел 8-гранную башню над средокрестием, 2 массивные квадратные башни по сторонам зап. фасада, а также небольшие башни по углам трансепта и у его пересечения с боковыми нефами. В интерьере четко выражена вертикаль: при высоте 22 м главный неф имеет всего 8 м в ширину; она подчеркнута наложенными на пилоны полуколоннами, тянущимися от пола до подпружных арок цилиндрического свода. Под зап. частью нефа, находящейся на склоне, была устроена крипта. Архитектура интерьера, сдержанная и величественная, контрастировала со скульптурными украшениями порталов и роскошным внутренним убранством (серебряный, покрытый золотом антепендиум, украшенный эмалями киворий, драгоценные светильники и т. п.). С XIV в. упоминается уникальная кадильница (botafumeiro), крупнейшая в мире. Использующееся в наст. время ботафумейро было создано в 1851 г., оно весит 62 кг при высоте 1,5 м и диаметре 59 см. Оно подвешено в средокрестии и с помощью веревки длиной 65 м в процессе богослужения раскачивается вдоль трансепта, достигая его сев. и юж. концов.
Собор ап. Иакова в Сантьяго-де-Компостела. Фотография. 2011 г. Фото: Л. К. Масиель СанчесПорталы фасадов собора являются выдающимися произведениями романской скульптуры. Фасад Серебряников (fachada das Pratarías) с порталом на юж. рукаве трансепта был сооружен между 1078 (закладная надпись) и 1117 (дата пожара, на момент к-рого портал уже был готов) годами. Портал Рая (fachada do Paraíso, ок. 1122) на сев. стороне трансепта с вратами Франции (porta Francíxena; именно к ним вели «французский» и «португальский» маршруты Пути св. Иакова) не сохранился, но известен по описанию в «Путеводителе для паломников в Сантьяго» (1139). Портал был разобран в связи с возведением нового сев. фасада Угольщиков (fachada da Acibecharía) в 1759 г.; часть скульптур была перенесена на юж. фасад Серебряников. Перед сев. фасадом первоначально располагался источник (fons mirabilis), построенный мастером Бернардом Младшим для паломников (1122; перенесен в клуатр собора). Главный зап. портал собора, портал Славы (pórtico da Gloria, 1166-1190), хорошо сохранился, т. к. находился внутри нартекса; стоявший перед ним романский фасад был в 1138-1150 гг. заменен фасадом Артели (fachada do Obradoiro, от галисийского obradoiro de canteiros - артель каменщиков).
Интерьер собора ап. Иакова. Фотография. 2011 г. Фото: Л. К. Масиель СанчесПортал Ювелиров - двойной, его скульптурное убранство сосредоточено в 2 тимпанах и общем поле над ними. Многие оригинальные рельефы не сохранились и заменены другими, перенесенными сюда с сев. портала (1122; разобран в 1759) и из хора мастера Матео (ок. 1200; разобран в 1603-1604). Из-за этого иконография портала не имеет цельного замысла. Центральной темой рельефов левого тимпана является «Искушение Христа», правого - «Страсти Христовы». Скульптурная декорация поля над тимпанами состоит из одиночных фигур пророков, апостолов, святых, зодиакальных символов и отдельных сцен; по сторонам от внешних архивольтов изображены трубящие ангелы. В центре установлена ростовая фигура благословляющего Иисуса Христа. Из рельефов следует выделить царя Давида, играющего на виоле (на внешней левой опоре портала), и полуобнаженную женщину с пышными волосами, держащую на коленях череп (в нижнем правом углу левого тимпана). В целом рельефы портала находят параллели со скульптурой портала Мьежвиль в ц. Сен-Сернен в Тулузе (1-я пол. XII в.) и ц. Сан-Исидоро в Леоне (кон. XI - нач. XII в.).
Ок. 1188 г. мастер Матео перекрыл перемычками дверные проемы зап. портала, о чем сообщает торжественная надпись на нем; скульптурное убранство портала могло быть создано как до, так и после этого. Трехчастный портал Славы является выдающимся произведением европ. романской скульптуры, в его создании участвовал не только Матео, но как минимум еще 3 мастера. В центральном тимпане объединены иконографии «Страшного Суда» и «Видения ап. Иоанна Богослова». Христос Судия изображен с обнаженным правым боком, как в ц. Сент-Фуа в Конке (ок. 1130-1135) и в базилике Сен-Дени (1140). Его окружают 4 евангелиста с символами; в нижнем ярусе стоят ангелы с орудиями Страстей. Фигуры 24 апокалиптических старцев, помещенные перпендикулярно к архивольту, образуют тяжелую раму вокруг тимпана. На разделительном столбе врат помещен восседающий на троне ап. Иаков Зеведеев. На левом откосе установлены скульптуры пророков Моисея, Исаии, Даниила и Иеремии; на правом - апостолов Петра, Павла, Иакова Зеведеева и Иоанна Богослова. Тема правого портала - «Страшный Суд», левого - ветхозаветные прообразовательные сцены. Скульптуры мастера Матео объемны, пластичны, подвижны; лица обладают яркой индивидуальностью. В портале Славы объединились веяния раннеготической скульптуры севера Франции и позднероманских рельефов Бургундии.
Фасад Ювелиров собора Саньяго-де-Компостела. 1078–1117 гг. Фотография 2010 г. Фото: Amadalvarez / Wikimedia CommonsВ дальнейшем собор претерпел ряд существенных изменений, особенно во внешнем облике. В 1521-1599 гг. к нему с юго-запада был пристроен клуатр в стиле платереско (архитекторы Х. де Алава, Р. Хиль де Онтаньон). В 1603-1604 гг., при архиеп. Максимилиане Австрийском (1603-1614), архитектурное убранство хора мастера Матео было разобрано и построена эффектная лестница у главного фасада в стиле позднего Ренессанса (1606; архит. Х. Мартинес де Аранда).
В 1643 г. кор. Филипп IV (1621-1665) выделил ежегодную ренту для работ по преобразованию вост. части собора (в стилистике барокко). С 1657 г. велись работы над новой декорацией главной капеллы собора, включившей в себя роскошный барочный деревянный балдахин над гробницей ап. Иакова в хоре собора (с 1667 работами руководил Х. Вега-и-Вердуго, с 1672 - Д. А. де Андраде). Была возведена единая вост. стена с 3 воротами (строительство с 1658 вел Хосе де ла Пенья де Торо, с 1676 - Андраде), сооружены сев. ворота Аббатов (1655) и юж. Королевские ворота (1666, 1700), а центральные Св. ворота, уже существовавшие на тот момент, перестроены (1660, 1694; дата их изначальной постройки неизвестна, однако они уже существовали в 1611-1616, когда на них поместили скульптуры с разобранного хора мастера Матео). Была достроена с добавлением 2 новых ярусов и пышного завершения (75 м) юж. Колокольная башня (torre das Campás; 1667-1670; архит. Пенья де Торо; 1676-1680; архит. Андраде). Надстройку в форме колокольни получила Часовая башня (torre do Reloxo; 1676-1680; архит. Андраде), возведенная у юж. стены юж. рукава трансепта предположительно еще в 1316 г.
Сев. башня Трещотки (torre da Carraca) получила сходный облик позднее, в 1738 г. К этому времени относится важнейший этап перестройки собора под рук. Ф. де Касаса Новоа, его кульминацией стало возведение нового зап. фасада Артели (1738-1750). Фасад должен был придать особую помпезность и выразительность зданию собора и при этом сохранить романский портал Славы старого фасада. Его композиция носит крайне динамичный характер. Высокие и стройные по пропорциям фланкирующие фасад башни имеют ярко выраженное пирамидальное завершение. Трехъярусная композиция фасада увенчана фронтоном сложной формы, в центре которого, в открытой арке, располагается скульптурное изображение ап. Иакова. Вертикализм, вызывающий воспоминания о готическом зодчестве, подчеркнут линиями ордерного декора, образующего основную сетку композиции, которая заполнена скульптурными изображениями. Благодаря нек-рому упрощению рисунка деталей, диктуемому особенностью использованного при строительстве материала, произведение Касаса Новоа при обильном использовании декоративных форм сохранило структурность и монументальность построения.
Во 2-й пол. XVIII в. был сооружен новый сев. фасад Угольщиков, сначала в стилистике барокко (1759-1762; скульптор Л. А. Ферро Каавейро), затем в стиле неоклассицизма (1769; скульпторы Д. Лойс Монтеагудо, К. Фернандес Сарела). В 1769 г. между сев. рукавом трансепта и нефом была встроена ротондальная капелла Св. Причастия, или Сердца Иисусова (архит. М. Ферро Каавейро).