САНТЬЯГО-ДЕ-КОМПОСТЕЛА
Том LXI, С. 555-563
опубликовано: 3 сентября 2025г.

САНТЬЯГО-ДЕ-КОМПОСТЕЛА

Содержание

Сантьяго-де-Компостела. Фотография. 2010 г. Фото: Amianos / FlickrСантьяго-де-Компостела. Фотография. 2010 г. Фото: Amianos / Flickr [испан. Santiago de Compostela], город на северо-западе Испании, столица автономного сообщества Галисия, находится в пров. А-Корунья; место предполагаемого захоронения ап. Иакова Зеведеева; конечный пункт паломнической дороги Путь св. Иакова (El Camino de Santiago). Центр католич. архиеп-ства и церковной провинции. В социально-адм. отношении состоит из городского ядра и т. н. новой зоны (Ensanche), которые вместе образуют городскую агломерацию (área metropolitana). Основной территориальной единицей города является округ (parroquia); их 67. Согласно базе данных Национального ин-та статистики (https://www.ine.es), в кон. 2019 г. население С.-де-К. составляло более 97,8 тыс. чел., 97% которых - католики. В городе 35 приходов Римско-католической Церкви, приход К-польской Православной Церкви, 3 протестант. общины (пятидесятнических Ассамблей Бога, Евангелической церкви Благой Вести и неопятидесятнической церкви Бога Живого), община адвентистов, община мормонов; организованная община есть у иудеев; имеется неск. групп мусульман (без общей мечети). В 1985 г. исторический центр города объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Согласно археологическим данным, территория одного из 4 холмов, у слияния рек Сар и Сарела, была заселена в сер. IV тыс. до Р. Х. При раскопках были обнаружены следы рим. поселения I-II вв. по Р. Х., к-рое существовало до V в. Рядом с поселением находился некрополь, где захоронения совершались до VI-VII вв. На этом некрополе находился мавзолей, построенный скорее всего в эпоху поздней античности (по др. версии, здание датируется IX-X вв.), к-рый впосл. был идентифицирован как место захоронения ап. Иакова. С чудесным обретением (inventio) гробницы апостола было связано возникновение городского поселения, получившего впосл. название Сантьяго-де-Компостела. Краткие сведения об этом приведены в «Ирийской хронике» (Chronicon Iriense; кон. X в.), более подробное повествование содержится в договоре 1077 г. между епископом и монахами обители Сан-Пайо-де-Антеальтарес (Concordia de Antealtares - López Ferreiro. 1898-1911. Vol. 3. Append. P. 3-7). По преданию, отшельник Пелагий (Пайо) и прихожане соседней церкви сообщили Теодомиру († 847), еп. Ирии Флавии (ныне Падрон), о чудесных знамениях, к-рые указывали на местонахождение гробницы ап. Иакова. Осмотрев гробницу, епископ известил об этом Альфонсо II, короля Астурии (791-842), который прибыл поклониться обретенной святыне и сделал щедрые пожертвования. По распоряжению короля над гробницей была построена небольшая церковь с баптистерием и основана обитель, монахи которой должны были совершать богослужения на алтаре ап. Иакова (весь комплекс с сер. IX в. назывался «место св. Иакова» (лат. locus S. Iacobi)). Название Компостела для поселения, сложившегося вокруг храмового комплекса (in suburbio patronis nostri beati Iacobi apostoli loco predicto Compostelle), впервые встречается в документе 955 г. (дарение еп. Сиснандо II Менендеса (951-968) мон-рю Собрадо (Санта-Мария-де-Собрадо) - Ibid. Vol. 2. Append. P. 155-159). Широко это название стало употребляться не ранее 2-й пол. XI в. (см.: Anguita Jaén J. M. Estudios sobre el «Liber Sancti Jacobi»: La toponimia mayor hispana. Santiago de Compostela, 2000). Попытки объяснить этимологию названия предпринимались с XVIII в.: от лат. compositum tellus - «красивое, удачно расположенное место» (напр., см.: Flórez. 1765. T. 20. P. 601); от combusta или combosta - «сожженное», что могло быть отражением воспоминаний о некрополе; от componere - «помещать, хоронить»; от composta (с уменьшительным суффиксом -ell-) - «кладбище». Часто название Компостела трактовали как «Звездное поле» (лат. Campus Stellae), что указывало на сияние, благодаря которому было открыто место захоронения апостола (критику этимологий см.: Nieto Ballester E. Breve diccionario de topónimos españoles. Madrid, 1997).

В IX и X вв. «место св. Иакова» стало самым важным святилищем во владениях королей Астурии и Леона: туда совершались паломничества, ему делали пожертвования, короли провозглашали ап. Иакова своим покровителем и помощником. Между 829 и 834 гг. кор. Альфонсо II передал в дар апостолу землю на 3 мили вокруг храмов (Giro de Santiago - Flórez. 1765. T. 19. P. 329). В 858 г. кор. Ордоньо I (850-866) увеличил земельные владения в 2 раза (Giro de la Rocha). Считается, что еп. Сиснандо I (между 877 и 879 - 920) перенес епископскую кафедру из Ирии Флавии в С.-де-К. и стал именоваться «епископом кафедры св. апостола Иакова и Ирийского престола» (cathedre Sancti Iacobi apostoli et Iriensis sedis episcopus). Согласно «Ирийской хронике», он построил (возможно, заново) при базилике мон-ри Сан-Пайо-де-Антеальтарес и Сан-Мартин-Пинарио, а также основал приют для бедных. На средства кор. Альфонсо III (866-910), щедро одарившего «престол ап. Иакова», базилика была перестроена и существенно расширена (ок. 33×16 м); освящена в 899 г. В 915 г. Ордоньо II, король Леона и Галисии (914-924), подарил «кафедре св. Иакова» новые земельные владения. Доходы с земель, пожертвованных королями, предназначались для содержания клириков, монахов и паломников; управление этими территориями и власть над населением находились в руках епископа.

Вокруг храмового комплекса сложилось городское поселение. Согласно привилегии кор. Ордоньо II 915 г., его жители становились свободными, если в течение 40 дней никто не объявил их рабами. В 968 г. для обозначения и защиты границы поселения начали возводить крепостные стены. В 977 г. городские укрепления, как и большинство др. зданий (кроме базилики), были разрушены войсками хаджиба Кордовского халифата Мухаммада ибн Абу Амира аль-Мансура (ум. в 1002; в европейской традиции Альманзор). Восстанавливать стену стали в нач. XI в. После экспедиций аль-Мансура город больше не подвергался серьезной угрозе со стороны мусульман, хотя в нач. XII в. епископу пришлось принять меры к обороне прибрежных районов Галисии. В Х в. была учреждена особая подать - «дань св. Иакова» (Voto de Santiago), которая собиралась с населения церковной пров. Брага (в «Ирийской хронике» ее введение приписывается кор. Рамиро II (931-950)). Согласно подложной грамоте, составленной во 2-й пол. XII в. каноником собора С.-де-К. и датированной 834 г., «дань св. Иакова» следовало собирать со всего королевства по указанию кор. Рамиро I (842-850) в благодарность за помощь апостола в битве при Клавихо (вымышленное событие).

В 1019 г. кор. Альфонсо V (999-1028) даровал С.-де-К. фуэро Леона - комплекс привилегий, предназначенных для организации жизни городской общины. Положения фуэро регулировали торговлю на рынке, права на земельные участки, организацию городского совета (консехо), статус горожан и вступление в городскую общину. Т. о., в С.-де-К. сложился консехо, который к нач. XII в. укрепил свое положение, приобрел юридические и экономические полномочия и превратился в один из институтов власти. До нач. XII в. определяющее влияние на положение С.-де-К. оказывал король, тем более что ап. Иаков считался покровителем астуро-леонского королевского дома.

Находившийся в С.-де-К. епископ Ирии Флавии со временем превратился в весьма влиятельного церковного иерарха. Поскольку в условиях Реконкисты церковная организация в королевстве находилась в беспорядке, епископы воспользовались этим, чтобы официально возвысить свой церковный статус. В сер. XI в. еп. Кресконий II, пользовавшийся доверием кор. Фернандо I (1037-1065), присвоил полномочия митрополита церковной провинции, в которую входили еп-ства Думи, Луго, Овьедо и Порту. Объявив кафедру С.-де-К. «апостольским престолом», он подвергся церковному отлучению по решению Реймсского Собора 1049 г. (см. в ст. Лев IX). Тем не менее в 1056 г. Кресконий II, действуя как митрополит Астуро-Леонского королевства, возглавил Собор епископов в С.-де-К., на котором были приняты дисциплинарные постановления в духе требований григорианской реформы.

Др. деятельным епископом был Диего Пелаэс (ок. 1070-1088). Он принял меры к укреплению экономического положения кафедры, что дало возможность начать строительство нового, грандиозного по размерам собора ап. Иакова в романском стиле: в 1075 г. была заложена алтарная часть собора. Во время строительных работ оказались разрушены старая базилика с баптистерием и здания мон-ря Сан-Пайо-де-Антеальтарес, что стало причиной заключения договора между епископом и монахами (1077; в тексте договора изложена история чудесного обретения гробницы ап. Иакова). После отвоевания христианами Толедо (1085) епископ был обеспокоен восстановлением Толедского архиеп-ства (1086), что ставило под угрозу церковное первенство «кафедры ап. Иакова» в Испании. Вероятно, епископ заключил соглашение с мятежными представителями галисийской знати, что привело к его смещению с кафедры по распоряжению Альфонсо VI, короля Леона и Кастилии (1065-1109).

В 1094 г. при поддержке влиятельного аббата Клюни католич. св. Гуго кафедру С.-де-К. занял мон. Далмаций (1094-1095). Он принял участие в Клермонском Соборе (1095) и добился от папы Римского Урбана II (1088-1099) подтверждения статуса С.-де-К. как центра еп-ства, что мотивировалось почитанием гробницы ап. Иакова; кафедра была подчинена непосредственно Папскому престолу, утверждены ее имущественные права (булла «Veterum synodalium» от 5 дек. 1095 - Jaffé. RPR. N 5601). Т. о., епископ был освобожден от подчинения архиепископам как Браги, так и Толедо.

В XII в. росту влияния С.-де-К. способствовала политика еп. Диего Хельмиреса (1100-1140; с 1120 архиепископ). Пользовавшийся покровительством королевской семьи, прежде всего зятя короля - графа Галисии Раймунда Бургундского (1095-1107), в 1105 г. епископ стал восприемником, а затем воспитателем его сына - Альфонсо Раймундеса (Альфонсо VII, король Галисии в 1111-1157, король Леона и Кастилии с 1126). Епископ защищал его интересы, когда возникла угроза правам Альфонсо Раймундеса на престол из-за политики его матери, кор. Урраки (1109-1126). Покровительство гр. Раймунда Бургундского помогло еп. Диего Хельмиресу установить прочные связи с аббатством Клюни и мон-рями Клюнийской конгрегации, а также с Папским престолом. По ходатайству епископа папа Римский Каллист II (1119-1124; до избрания папой - Гвидо Бургундский, брат Раймунда Бургундского) учредил в С.-де-К. архиепископскую кафедру: в 1120 г. город был объявлен местом пребывания архиепископа Мериды, чей диоцез находился в то время под властью мусульман, а Диего Хельмирес назначен архиепископом и папским легатом в церковных провинциях Мерида и Брага; в 1124 г. С.-де-К. уже официально стал центром новой церковной провинции (архиепископу С.-де-К. были подчинены епископы Коимбры и Саламанки). Эти изменения, а также политика нового архиепископа, направленная на расширение влияния путем назначения своих сторонников на епископские кафедры в Галисии, и претензии на диоцезы Авилы и Саморы привели к конфликту с архиепископом Толедо. Тем не менее архиепископу С.-де-К. были подчинены епископы Авилы, Бадахоса, Иданьи-Гуарды, Кории, Ламегу, Лиссабона, Пласенсии, Саламанки, Саморы, Сьюдад-Родриго, Эворы. После создания в 1392 г. церковной провинции Лиссабона все кафедры, находившиеся на территории королевства Португалия, были подчинены архиепископу Лиссабона, а в состав церковной провинции С.-де-К. вошли еп-ства Луго, Мондоньедо, Оренсе, Туй, ранее подчинявшиеся архиепископу Браги.

При архиеп. Диего Хельмиресе возобновились работы по перестройке собора, начатые в сер. 70-х гг. XI в. В 1128 г. был освящен обновленный главный алтарь и возобновлены богослужения. В те же годы был построен архиепископский дворец, примыкавший к собору (дворец Диего Хельмиреса; сильно переделан в XVIII в., от средневек. здания сохр. только переход из дворца в собор; в наст. время используется как выставочное пространство). Архиепископ провел реформу соборного капитула. Теперь богослужения в соборе ап. Иакова должны были совершать каноники, а не монахи обителей Сан-Пайо-де-Антеальтарес и Сан-Мартин-Пинарио, занимавшиеся этим ранее. Число каноников было увеличено до 72 чел. Большое внимание стало уделяться обучению клириков: в капитуле появилась должность магистра грамматики, каноников регулярно отправляли на учебу в школы Парижа и Болоньи. Был утвержден новый распорядок жизни членов капитула, со строгим соблюдением дисциплины и с исполнением обязанностей, связанных с богослужением и содержанием храма. В результате этих преобразований капитул собора С.-де-К. превратился в престижную конгрегацию, из ее представителей выдвигались кандидаты на замещение епископских кафедр, прежде всего в Галисии, но также и в др. частях Пиренейского п-ова.

Св. Иаков Мавроборец. Миниатюра из Liber S. Iacobi. 1325 г. (Salamanca. Bibl. Universitaria. 2631. Fol. 120r)Св. Иаков Мавроборец. Миниатюра из Liber S. Iacobi. 1325 г. (Salamanca. Bibl. Universitaria. 2631. Fol. 120r)К этому же времени относится создание 2 основополагающих для средневековой истории С.-де-К. текстов: «Книги св. Иакова» (Liber Sancti Iacobi) и «Истории Компостелы» (Historia Compostelana). Самая полная и известная версия «Книги...» датируется 1-й пол. XII в.; она получила название «Codex Calixtinus», поскольку ее авторство приписывалось папе Римскому Каллисту II. В наст. время манускрипт хранится в соборе С.-де-К. (в 2011 был похищен рабочим из числа обслуживающего персонала собора, но в 2012 найден). Известны 12 средневек. рукописей «Книги...» (в т. ч. частичные копии). Она включает 5 книг, различающихся по содержанию и по времени создания, к-рые объединены общей идеей прославления «кафедры св. Иакова». Первая книга представляет собой сборник литургических текстов, посвященных ап. Иакову. Вторая книга состоит из описаний 22 чудес, совершённых апостолом. В 3-й книге рассказывается история о том, как тело апостола попало из Иерусалима в С.-де-К. Четвертая книга содержит текст т. н. хроники Псевдо-Турпина: рассказ о походах франк. кор. Карла Великого (768-814, с 800 император) в Испанию, составленный в XII в. гл. обр. на основе «Песни о Роланде» и др. эпических поэм. Неизвестный составитель приписал авторство сочинения герою этих поэм еп. Турпину, прототипом к-рого был франк. мон. Тильпин, подвизавшийся в аббатстве Сен-Дени, а позже занявший архиепископскую кафедру Реймса (ок. 748 - 794 или 800). Среди прочего в хронике рассказывается о явлении ап. Иакова кор. Карлу Великому во сне. Апостол по звездам Млечного пути указал королю дорогу к своей гробнице, призывая освободить ее из-под власти мусульман. В последней, 5-й книге представлен маршрут паломничества к гробнице ап. Иакова с франк. земель по Дороге франков, а также даны описания города и собора С.-де-К. Гипотеза, что автором этого описания (или даже всей «Книги...») был Эмерик Пико, монах из Пуату, в наст. время серьезно критикуется, хотя и не отвергнута окончательно (подробнее см.: Gicquel. 2003). В «Codex Calixtinus» после его составления были сделаны 2 добавления. Одно из них датируется периодом до 1180 г. и содержит нотную запись неск. хоралов. Это самый ранний памятник на Пиренейском п-ове, свидетельствующий об утверждении полифонии в литургическом пении. Вторая вставка, более поздняя и не встречающаяся в др. списках «Книги...», содержит рассказы о др. чудесах святого, ряд богослужебных текстов и буллу папы Римского Иннокентия II (1130-1143).

Под названием «История Компостелы» известно компилятивное историческое сочинение, составленное между 1107 и 1149 гг. по заказу архиеп. Диего Хельмиреса (об этом сообщается в прологе). Название «История Компостелы, или О деяниях Диего Хельмиреса, первого архиепископа Компостельского» (Historia Compostelana siue de rebus gestis D. Didaci Gelmirez, primi Compostellani archiepiscopi) было дано в 1-й публикации текста (Flórez. 1765. T. 20); в самом тексте встречается его обозначение как «Registrum». По мнению исследователей, в создании «Истории...» участвовали как минимум 4 автора: казначей Нуньо Альфонсо, архидиак. Гуго, каноник магистр Гиральдо и капеллан Петр (Historia Compostelana. 1994. P. 11-18). Текст считается незаконченным, поскольку в нем нет рассказа о кончине архиеп. Диего Хельмиреса: повествование в «Истории...» начинается с 1100 г., а заканчивается событиями 1139 г., чуть менее чем за год до смерти предстоятеля. В рукописную традицию включают 18 рукописей, самая ранняя из к-рых датируется XIII в. (Salamanca. Bibl. Universitaria. 2658). При написании использовались грамоты королевских привилегий и папских булл (приводятся точные цитаты из 180 документов). Во мн. манускриптах к «Истории...» добавлены еще 2 коротких текста, касающиеся истории С.-де-К.: «Ирийская хроника» (Chronicon Iriense; кон. Х в., охватывает период с 561 по 982) и «Компостельская хроника» (Chronicon Compostelanum; XII в., охватывает период с V в. до 1126).

Лист из рукописи «История Компостелы». XIII в. (Salamanca. Bibl. Universitaria. 2658. Fol. 2)Лист из рукописи «История Компостелы». XIII в. (Salamanca. Bibl. Universitaria. 2658. Fol. 2)При архиеп. Диего Хельмиресе был составлен и 1-й соборный картулярий, т. н. Tumbo A (начат ок. 1129). Сохранившаяся рукопись включает копии 165 грамот, начиная со времени правления Альфонсо II, короля Астурии (Santiago de Compostela. Catedr. 1). Рукопись иллюстрирована миниатюрами, изображающими королей и донаторов, оказывавших покровительство «кафедре св. Иакова». Начальная часть (первые 40 листов) была завершена к 1134 г. под рук. соборного казначея Бернарда, вероятно, выходца из Франции. Картулярий затем дополнялся и продолжался до 50-х гг. XIII в. Новые соборные картулярии (Tumbo B, Tumbo C) были составлены при архиеп. Беренгаре из Ландора (1317-1330).

В 1-й пол. XII в. были реорганизованы экономические ресурсы архиеп-ства С.-де-К. По дарению кор. Урраки с 1120 г. территория между реками Тамбре и Улья (северная и южная границы), р. Исо на востоке и побережьем океана на западе стала сеньорией под управлением архиепископа и получила название «земля св. Иакова» (Tierra de Santiago). В Галисии были сформированы и другие владения с таким же статусом, что превратило кафедру С.-де-К. в очень богатую церковную корпорацию: в период средневековья ее предстоятели были самыми крупными землевладельцами в регионе. Для поддержания престижа кафедры и превращения С.-де-К. в общеевроп. паломнический центр принимались меры по организации получения доходов как с сеньориальных владений, так и с суффраганных диоцезов. Часть полномочий на церковных землях была передана представителям знати, к-рые, признав себя вассалами «кафедры ап. Иакова», должны были отдавать архиепископу С.-де-К. часть доходов и в случае необходимости предоставлять вооруженную защиту. Кроме того, часть земель получили лица неблагородного статуса на условиях долгосрочной аренды и обязательств исполнять ряд служб, без адм. и фискальных полномочий (статус forero). Важной статьей дохода архиеп-ства с XII в. стала «дань св. Иакова»; полученные т. о. средства делились между архиепископом и капитулом собора, примерно с XVI в. часть денег стала выделяться и епископам диоцезов в составе церковной провинции С.-де-К. Как общеиспан. налог «дань св. Иакова» была отменена только в 1834 г.

Управлением городской недвижимостью занимался гл. обр. капитул собора. Пересечение интересов архиепископской кафедры и городской общины было причиной частых конфликтов. Архиепископ вмешивался в городское судопроизводство, от церковного предстоятеля зависели назначения городских судей и размеры судебных штрафов. Обладая с нач. XII в. правом чеканки монеты (moneda de Santiago; даровано кор. Альфонсо VI в 1107, текст привилегии не сохр., 1-е упоминание - Historia Compostelana. I 28), архиепископ определял состояние денежной системы и ценообразование на рынке, он же контролировал систему мер и весов в городе. Городская община тоже обладала королевскими привилегиями (1019, 1095, 1105 гг.), к-рые, как считали горожане, нарушались клиром и архиепископом. Из-за этого при архиеп. Диего Хельмиресе в городе произошли 2 крупных восстания (1116-1117, 1136). В обоих случаях для завершения противостояния потребовалось вмешательство королевской власти, подтвердившей прерогативы и права кафедры. Конфликты, когда консехо С.-де-К., состоявший из городского патрициата, защищая свои привилегии, вступал в вооруженную борьбу с архиепископом, повторялись и позднее: в 1261, 1273-1311 гг. (в результате в С.-де-К. была упразднена сеньория архиепископа), в 1318-1320 гг. (восстание во главе с Альфонсо Суаресом де Деса), в сер. XV в. (серия конфликтов, связанных с восстанием Свящ. братства (Revuelta Irmandiña)).

До XVII в. история архиепископской кафедры и города С.-де-К. была тесно связана с практикой паломничества к гробу ап. Иакова. Самые ранние сведения о единичных паломничествах относятся к Х в.: в С.-де-К. побывали неизвестный монах из немецких земель, оставивший описание путешествия (ок. 930), и Годескальк, еп. Ле-Пюи-ан-Веле (950-951). В XI в. складывается главный маршрут паломничества, впосл. получивший название «французский» (Дорога франков). В документе 1047 г. Путь св. Иакова (Iter Sancti Iacobi) упоминался в связи с основанием в Арконаде мон-ря и странноприимного дома для паломников и нуждающихся (Las peregrinaciones. 1949. Vol. 2. P. 212). В этом же документе С.-де-К. как паломнический центр был сопоставлен с Римом.

С XI в. короли Наварры, Леона и Кастилии, через земли к-рых проходил Путь св. Иакова, даровали паломникам грамоты с привилегиями, охранявшими их жизнь и имущество, заботились о безопасности путей, состоянии дорог и мостов, об обустройстве храмов, мон-рей и странноприимных домов. Начали складываться местные культы, связанные с Путем св. Иакова, одним из самых ранних примеров служит подвижничество католич. св. Доминика (Доминго Гарсия де ла Кальсада; ок. 1019-1109), который собственноручно вымостил камнем часть пути, прилегающего к р. Оха, построил мост через нее, а также помогал сбившимся с пути паломникам.

С нач. XII в. епископы, а затем архиепископы С.-де-К. стали оказывать покровительство паломникам и заботиться об обустройстве быта пришедших поклониться апостолу. Этому способствовала и политическая конъюнктура: с сер. XII в. до 30-х гг. XIII в. С.-де-К. был единственной архиепископской кафедрой на территории королевства Леон. Архиепископы приобретали земельные владения вдоль всего Пути св. Иакова и основывали там приюты для паломников, мон-ри, церкви и часовни. Постепенно складывались циклы рассказов о чудесах, свидетелями к-рых были паломники, а также различные ритуалы: так, существовал обычай взять камень поблизости от селения Триакастела и принести его в Кастаньеду, чтобы отдать каменщикам, трудившимся на строительстве собора С.-де-К. Перед входом в город следовало совершить омовение в р. Лаваколья или подняться на холм Монте-до-Госо, чтобы увидеть сверху храм с гробом апостола. Вслед за «французским» маршрутом (Дорога франков) складывались и другие, напр., «португальский» (или «английский») вел через море к Британским о-вам. К нач. XIII в. прочно утвердилась трактовка паломничества к гробнице ап. Иакова как покаянного. В сер. XIII в. на одном из провинциальных Соборов в С.-де-К. были утверждены сроки, на к-рые можно было получить отпущение грехов в зависимости от формы участия в почитании апостола: индульгенция на 200 дней давалась за присутствие на мессе у главного алтаря собора, индульгенция на 600 дней была предусмотрена для тех, кто были на мессе в день поминовения апостола. Паломничество могло также служить епитимией. В XIV-XV вв. совершались паломничества во исполнение завещания: душеприказчик должен был отправиться в С.-де-К. ради искупления грехов завещателя. Практика юбилейных лет, когда паломник получал полное отпущение грехов, установилась не ранее нач. XV в. в подражание римской практике (см. Annus sanctus). Первый документально засвидетельствованный юбилей в С.-де-К. прошел в 1434 г. по решению архиеп. Лопе де Мендоса (1399-1445). Юбилейные годы объявляются по циклу через 11, 6, 5 и 6 лет. Традиция, согласно к-рой с XII в. полное отпущение грехов можно получить, совершив паломничество в С.-де-К. в год, когда 25 июля, день поминовения ап. Иакова, совпадает с воскресеньем, ныне оспаривается. Буллу папы Римского Александра III (1159-1181) «Regis Aeterni», изданную якобы в 1179 г. и устанавливающую юбилейные годы, большинство исследователей в наст. время считают подделкой XVI в.

В соборе Сантьяго помимо главной святыни - помещенной в крипте под главным алтарем гробницы апостола с его мощами - паломники могли поклониться принадлежавшим ап. Иакову посоху, ножу, торбе, шляпе и венцу. Считалось, что в соборе находилась и глава ап. Иакова Алфеева, которую в 1104-1108 гг. из путешествия на Св. землю привез Мауриций, еп. Коимбры (1098/99-1109, в 1109-1118 архиепископ Браги, в 1118-1121 антипапа Григорий VIII).

Паломники посещали в С.-де-К. не только кафедральный собор, но и др. церкви и мон-ри: Сан-Педро, Сан-Мигель, Сан-Мартин-Пинарио, Санта-Тринидад (около этой церкви располагалось кладбище, где хоронили паломников, умерших в городе), Санта-Сусана, Сан-Феликс, Пресв. Девы Марии и св. Марии Саломеи.

Расцвет С.-де-К. как центра паломничества пришелся на XIII-XIV вв. В 1214 г. город посетил католич. св. Франциск Ассизский (1181/82-1226). Поклониться гробнице апостола приезжали католич. св. Изабелла, королева Португалии (1282-1325), католич. св. Биргитта Шведская (ок. 1302-1373). Паломничество в С.-де-К. совершили мн. архиепископы и епископы из Франции, король Иерусалима Иоанн Бриенний (1210-1225), король Португалии Саншу II (1223-1247), герц. Леопольд III Австрийский (1365-1386).

Рубеж XV и XVI вв. стал поворотным в истории С.-де-К. В 1486 г., во время войны с Гранадским эмиратом, последним мусульм. гос-вом на Пиренейском п-ове, «католические короли» Фернандо II Арагонский (1479-1516) и Изабелла I Кастильская (1474-1504) совершили паломничество в С.-де-К. После победы над Гранадским эмиратом (1492) королевская чета в благодарность за помощь апостола в завершении Реконкисты даровала кафедре С.-де-К. новые привилегии и сделала крупные пожертвования. Среди прочего был учрежден налог «дань Гранады» (Voto de Granada), треть к-рого с 1499 г. передавалась на строительство и содержание учрежденного Королевского госпиталя, где могли останавливаться паломники и оказывалась помощь больным. Строительные работы на сев. стороне пл. Обрадойро осуществлялись в 1501-1527 гг. и стали важным этапом в обновлении архитектурного облика города. Этому же способствовала деятельность 3 архиепископов из рода Фонсека, к-рые в период с 1460 по 1523 г. последовательно занимали кафедру С.-де-К. При архиеп. Алонсо III де Фонсека-и-Ульоа (1507-1523; архиепископ Толедо в 1523-1534) на юж. стороне пл. Обрадойро было построено здание Коллегии св. Иеронима, где, согласно планам архиепископа, мецената и покровителя искусств, должны были жить художники и неимущие студенты. В 1495 г. в городе был основан ун-т, статус которого в 1504 г. был подтвержден буллой папы Римского Юлия II (1503-1513). Первоначально университетская корпорация размещалась во дворце Фонсека-и-Ульоа (др. название - Коллегия Фонсека), который стали строить при архиеп. Алонсо III де Фонсека на месте прежней семейной резиденции. Строительство продолжалось до сер. XVI в., а главный фасад в стиле платереско появился в 1688 г.

Мон-рь Сан-Мартин-Пинарио. XVI в. Фотография. 2013 г. Фото: D. Rovchak / Wikimedia CommonsМон-рь Сан-Мартин-Пинарио. XVI в. Фотография. 2013 г. Фото: D. Rovchak / Wikimedia CommonsОднако уже c нач. XVI в. число паломничеств заметно сократилось, начался упадок Пути св. Иакова, возникшие для помощи паломникам по маршруту их следования центры и инфраструктура постепенно пришли в запустение. При заметном сокращении доходов архиепископ и капитул все больше внимания уделяли городу и своим владениям на территории Галисии. В этот период конфликты между архиепископами и консехо С.-де-К. практически не прекращались, но в отличие от прежних они не приводили к вооруженным столкновениям, а шли в форме судебных разбирательств. До сер. XVI в. в С.-де-К. располагалась королевская Аудиенсия - высшая апелляционная инстанция в Галисии.

В кон. XVI в., при архиеп. Хуане де Санклементе Торкемада (1587-1602), к окончательному упадку паломничества в С.-де-К. привело «сокрытие» главной святыни - гробницы апостола с его мощами: в 1589 г., после поражения «Непобедимой Армады», англ. вице-адмирал Ф. Дрейк атаковал А-Корунью, возникла угроза нападения англичан и на С.-де-К. Испанский кор. Филипп II Габсбург (1556-1598) планировал перенести почитаемую святыню в мон-рь св. Лаврентия в Эскориале, чтобы предотвратить ее возможную утрату. В этой ситуации архиепископ принял решение спрятать гроб с мощами за алтарем в соборе. Поскольку все держалось в секрете и очень немногие знали, где именно был тайник, то после смерти архиепископа и его помощников эти сведения были утрачены.

XVII-XVIII века в С.-де-К. отмечены взлетом церковного и гражданского строительства, в городе складываются архитектурные ансамбли в стиле барокко. Закончилась перестройка в барочном стиле древнего монастыря Сан-Мартин-Пинарио (строительные работы начаты во 2-й пол. XVI в.; фасад закончен в 1738). В 1744 г. построено новое здание мон-ря Сан-Пайо-де-Антеальтарес. К выдающимся памятникам барокко можно отнести зап. фасад кафедрального собора, дворец Бенданья, здание Каноников и Каса-де-ла-Парра (Дом капитула). Во 2-й пол. XVIII в., уже в стиле неоклассицизма, был построен дворец Рашой (1766-1772).

Реликварий с мощами ап. Иакова в соборе Сантьяго-де-Компостела. 1880 г. Фотография. 2015 г. Фото: José Luis Filpo Cabana / Wikimedia CommonsРеликварий с мощами ап. Иакова в соборе Сантьяго-де-Компостела. 1880 г. Фотография. 2015 г. Фото: José Luis Filpo Cabana / Wikimedia CommonsВ XIX в. архиеп-ство С.-де-К. в результате общегос. реформ, затронувших католич. Церковь в Испании, потеряло значительную часть своих доходов: в 20-х гг. XIX в. упразднена сеньория «земля св. Иакова», в 1834 г. отменена «дань св. Иакова», а в результате принудительной продажи с аукционов недвижимости, принадлежавшей католич. Церкви («дезамортизация Х. А. Мендисабаля», 1835-1837), кафедра утратила большую часть земельных владений и др. имущества в Галисии.

В 1878 г. кард. Мигель Пайя-и-Рико, архиепископ С.-де-К. (1874-1886), поручил каноникам А. Лопесу Феррейро и Х. М. Лабину Кабельо выяснить, где именно находятся мощи ап. Иакова. Были проведены раскопки в соборе и в 1879 г. обнаружены каменный оссуарий с мощами и мавзолей. Обретенные мощи были перенесены в устроенную под алтарем крипту. Папа Римский Лев XIII (1878-1903) буллой «Deus Omnipotens» (1884) официально признал, что мощи, обнаруженные в С.-де-К., принадлежат ап. Иакову Зеведееву и его ученикам, св. Феодору и св. Афанасию. Новое обретение мощей апостола (redescubrimiento) вызвало подъем интереса к Пути св. Иакова. Усилиями архиеп. Хосе Марии Мартина де Эррера-и-де-ла-Иглесиа (1899-1922) в С.-де-К. возобновился массовый прием паломников со всей Испании и из др. стран. Число паломников росло, что привело к становлению новой городской инфраструктуры, развитию транспортной сети как вокруг города, так и на протяжении всего традиц. маршрута паломничества.

В 1-й пол. XX в. постепенно произошло слияние церковных учреждений, связанных с паломничеством, с государственными, частными туристическими и волонтерскими организациями. Так, в здании Королевского госпиталя, построенного в 1501-1511 гг. по распоряжению «католических королей», разместился Национальный туристический центр. Политику архиепископов С.-де-К. 1-й пол. XX в. по возрождению статуса первенствующей кафедры и пропаганде образа ап. Иакова как символа общеиспанского единства активно поддерживал Ф. Франко, каудильо Испании (1936-1975). Главными достижениями стали юбилейные годы в 1954 и 1965 гг., когда в С.-де-К. собирались кардиналы и епископы почти всех диоцезов Римско-католической Церкви.

Сильное влияние на возрождение паломнического движения оказал визит в С.-де-К. в 1982 г. папы Римского Иоанна Павла II (1978-2005); в 1989 г. папа посетил город 2-й раз. Разные маршруты Пути св. Иакова были объявлены объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО: в 1993 г. испанская часть Дороги франков; в 1998 г.- маршруты на территории Франции; в 2015 г.- маршруты в Сев. Испании: Прибрежная дорога, Древняя дорога (участок Пути св. Иакова от Овьедо до С.-де-К.), Дорога Страны Басков, Дорога Льебаны. При капитуле собора Сантьяго действует Отдел приема паломников, к-рый является главной церковной орг-цией по делам паломничества. При нем работают фонд и волонтерская орг-ция «Христианская встреча на Пути св. Иакова» (Acogida cristiana en los Caminos de Santiago), занимающаяся размещением и помощью паломникам, прошедшим офиц. регистрацию, на пути их следования в С.-де-К. Влиятельной нецерковной паломнической орг-цией является Испанская федерация друзей Пути св. Иакова (Federación Española de Amigos del Camino de Santiago), возникшая в 1987 г. как объединение многочисленных локальных центров по организации паломнических групп, существующих по всей Испании. В 2019 г. было зарегистрировано 347 578 паломников.

Г. А. Попова

Собор ап. Иакова (Сантьяго)

- крупнейшее романское сооружение Испании. Строительство храма над главной святыней Испании и 3-й по значимости святыней христ. мира после Иерусалима и Рима, могилой ап. Иакова Старшего, в том виде, к-рый сохранился до наст. времени, началось в 1075 г., при кор. Альфонсо VI и еп. Диего Пелаэсе. В 1111 г. здесь был коронован буд. король Галисии, Леона и Кастилии Альфонсо VII. Согласно «Codex Calixtinus» (1-я пол. XII в.), мастерами собора были Бернард Старший, «изумительный мастер», и его помощник Роберт, а также скульптор Стефан, уехавший в Памплону в 1101 г.; заканчивал этот этап строительства Бернард Младший, вероятно сын Стефана. В 1122 г. были окончены работы в хоре и трансепте. К 1140 г. было построено уже 6 травей нефа. В 1168 г. руководителем строительства стал мастер Матео, он возвел крипту в зап. части собора, роскошный зап. портал (ок. 1188) и хор (ок. 1200). В 1211 г. состоялось окончательное освящение храма архиеп. Педро Муньисом (1207-1224) в присутствии кор. Альфонсо IX (1188-1230). В соборе были похоронены последние короли Леона Фернандо II (1157-1188) и Альфонсо IX; кор. Альфонсо VII сделал целый ряд пожертвований и распоряжений, чтобы быть похороненным в соборе, однако был погребен в Толедо.

Романский храм полностью сохранил интерьер, но лишь отчасти - наружные формы: утрачены весь зап. фасад (кроме портала Славы), башни, перестроены апсиды и др. Храм является замечательным произведением франц. романского стиля, хотя в его возведении принимали участие и местные мастера. Собор в С.-де-К. относится к типу т. н. паломнических базилик, являясь главной из них; остальные - Сен-Мартен в Туре (ок. 1070 - ок. 1100; не сохр.), Сен-Марсьяль в Лиможе (освящена в 1095; не сохр.), Сент-Фуа в Конке (ок. 1040-1130) и Сен-Сернен в Тулузе (ок. 1070-1119) - были построены во Франции и отмечали узловые точки на путях паломников к гробу ап. Иакова. Эти храмы имели ряд особенностей, связанных с постоянным потоком паломников: круговой обход храма (через боковые нефы наоса и трансепта и за алтарем), причем в обоих ярусах, капеллы в трансепте (по 1 - в Конке и Лиможе, по 2 - в остальных храмах, с вост. стороны каждого рукава) и за апсидой (3 - в Конке и 5 - в остальных храмах), в которых и хранились реликвии. Собор Сантьяго имел 8-гранную башню над средокрестием, 2 массивные квадратные башни по сторонам зап. фасада, а также небольшие башни по углам трансепта и у его пересечения с боковыми нефами. В интерьере четко выражена вертикаль: при высоте 22 м главный неф имеет всего 8 м в ширину; она подчеркнута наложенными на пилоны полуколоннами, тянущимися от пола до подпружных арок цилиндрического свода. Под зап. частью нефа, находящейся на склоне, была устроена крипта. Архитектура интерьера, сдержанная и величественная, контрастировала со скульптурными украшениями порталов и роскошным внутренним убранством (серебряный, покрытый золотом антепендиум, украшенный эмалями киворий, драгоценные светильники и т. п.). С XIV в. упоминается уникальная кадильница (botafumeiro), крупнейшая в мире. Использующееся в наст. время ботафумейро было создано в 1851 г., оно весит 62 кг при высоте 1,5 м и диаметре 59 см. Оно подвешено в средокрестии и с помощью веревки длиной 65 м в процессе богослужения раскачивается вдоль трансепта, достигая его сев. и юж. концов.

Собор ап. Иакова в Сантьяго-де-Компостела. Фотография. 2011 г. Фото: Л. К. Масиель СанчесСобор ап. Иакова в Сантьяго-де-Компостела. Фотография. 2011 г. Фото: Л. К. Масиель СанчесПорталы фасадов собора являются выдающимися произведениями романской скульптуры. Фасад Серебряников (fachada das Pratarías) с порталом на юж. рукаве трансепта был сооружен между 1078 (закладная надпись) и 1117 (дата пожара, на момент к-рого портал уже был готов) годами. Портал Рая (fachada do Paraíso, ок. 1122) на сев. стороне трансепта с вратами Франции (porta Francíxena; именно к ним вели «французский» и «португальский» маршруты Пути св. Иакова) не сохранился, но известен по описанию в «Путеводителе для паломников в Сантьяго» (1139). Портал был разобран в связи с возведением нового сев. фасада Угольщиков (fachada da Acibecharía) в 1759 г.; часть скульптур была перенесена на юж. фасад Серебряников. Перед сев. фасадом первоначально располагался источник (fons mirabilis), построенный мастером Бернардом Младшим для паломников (1122; перенесен в клуатр собора). Главный зап. портал собора, портал Славы (pórtico da Gloria, 1166-1190), хорошо сохранился, т. к. находился внутри нартекса; стоявший перед ним романский фасад был в 1138-1150 гг. заменен фасадом Артели (fachada do Obradoiro, от галисийского obradoiro de canteiros - артель каменщиков).

Интерьер собора ап. Иакова. Фотография. 2011 г. Фото: Л. К. Масиель СанчесИнтерьер собора ап. Иакова. Фотография. 2011 г. Фото: Л. К. Масиель СанчесПортал Ювелиров - двойной, его скульптурное убранство сосредоточено в 2 тимпанах и общем поле над ними. Многие оригинальные рельефы не сохранились и заменены другими, перенесенными сюда с сев. портала (1122; разобран в 1759) и из хора мастера Матео (ок. 1200; разобран в 1603-1604). Из-за этого иконография портала не имеет цельного замысла. Центральной темой рельефов левого тимпана является «Искушение Христа», правого - «Страсти Христовы». Скульптурная декорация поля над тимпанами состоит из одиночных фигур пророков, апостолов, святых, зодиакальных символов и отдельных сцен; по сторонам от внешних архивольтов изображены трубящие ангелы. В центре установлена ростовая фигура благословляющего Иисуса Христа. Из рельефов следует выделить царя Давида, играющего на виоле (на внешней левой опоре портала), и полуобнаженную женщину с пышными волосами, держащую на коленях череп (в нижнем правом углу левого тимпана). В целом рельефы портала находят параллели со скульптурой портала Мьежвиль в ц. Сен-Сернен в Тулузе (1-я пол. XII в.) и ц. Сан-Исидоро в Леоне (кон. XI - нач. XII в.).

Ок. 1188 г. мастер Матео перекрыл перемычками дверные проемы зап. портала, о чем сообщает торжественная надпись на нем; скульптурное убранство портала могло быть создано как до, так и после этого. Трехчастный портал Славы является выдающимся произведением европ. романской скульптуры, в его создании участвовал не только Матео, но как минимум еще 3 мастера. В центральном тимпане объединены иконографии «Страшного Суда» и «Видения ап. Иоанна Богослова». Христос Судия изображен с обнаженным правым боком, как в ц. Сент-Фуа в Конке (ок. 1130-1135) и в базилике Сен-Дени (1140). Его окружают 4 евангелиста с символами; в нижнем ярусе стоят ангелы с орудиями Страстей. Фигуры 24 апокалиптических старцев, помещенные перпендикулярно к архивольту, образуют тяжелую раму вокруг тимпана. На разделительном столбе врат помещен восседающий на троне ап. Иаков Зеведеев. На левом откосе установлены скульптуры пророков Моисея, Исаии, Даниила и Иеремии; на правом - апостолов Петра, Павла, Иакова Зеведеева и Иоанна Богослова. Тема правого портала - «Страшный Суд», левого - ветхозаветные прообразовательные сцены. Скульптуры мастера Матео объемны, пластичны, подвижны; лица обладают яркой индивидуальностью. В портале Славы объединились веяния раннеготической скульптуры севера Франции и позднероманских рельефов Бургундии.

Фасад Ювелиров собора Саньяго-де-Компостела. 1078–1117 гг. Фотография 2010 г. Фото: Amadalvarez / Wikimedia CommonsФасад Ювелиров собора Саньяго-де-Компостела. 1078–1117 гг. Фотография 2010 г. Фото: Amadalvarez / Wikimedia CommonsВ дальнейшем собор претерпел ряд существенных изменений, особенно во внешнем облике. В 1521-1599 гг. к нему с юго-запада был пристроен клуатр в стиле платереско (архитекторы Х. де Алава, Р. Хиль де Онтаньон). В 1603-1604 гг., при архиеп. Максимилиане Австрийском (1603-1614), архитектурное убранство хора мастера Матео было разобрано и построена эффектная лестница у главного фасада в стиле позднего Ренессанса (1606; архит. Х. Мартинес де Аранда).

В 1643 г. кор. Филипп IV (1621-1665) выделил ежегодную ренту для работ по преобразованию вост. части собора (в стилистике барокко). С 1657 г. велись работы над новой декорацией главной капеллы собора, включившей в себя роскошный барочный деревянный балдахин над гробницей ап. Иакова в хоре собора (с 1667 работами руководил Х. Вега-и-Вердуго, с 1672 - Д. А. де Андраде). Была возведена единая вост. стена с 3 воротами (строительство с 1658 вел Хосе де ла Пенья де Торо, с 1676 - Андраде), сооружены сев. ворота Аббатов (1655) и юж. Королевские ворота (1666, 1700), а центральные Св. ворота, уже существовавшие на тот момент, перестроены (1660, 1694; дата их изначальной постройки неизвестна, однако они уже существовали в 1611-1616, когда на них поместили скульптуры с разобранного хора мастера Матео). Была достроена с добавлением 2 новых ярусов и пышного завершения (75 м) юж. Колокольная башня (torre das Campás; 1667-1670; архит. Пенья де Торо; 1676-1680; архит. Андраде). Надстройку в форме колокольни получила Часовая башня (torre do Reloxo; 1676-1680; архит. Андраде), возведенная у юж. стены юж. рукава трансепта предположительно еще в 1316 г.

Сев. башня Трещотки (torre da Carraca) получила сходный облик позднее, в 1738 г. К этому времени относится важнейший этап перестройки собора под рук. Ф. де Касаса Новоа, его кульминацией стало возведение нового зап. фасада Артели (1738-1750). Фасад должен был придать особую помпезность и выразительность зданию собора и при этом сохранить романский портал Славы старого фасада. Его композиция носит крайне динамичный характер. Высокие и стройные по пропорциям фланкирующие фасад башни имеют ярко выраженное пирамидальное завершение. Трехъярусная композиция фасада увенчана фронтоном сложной формы, в центре которого, в открытой арке, располагается скульптурное изображение ап. Иакова. Вертикализм, вызывающий воспоминания о готическом зодчестве, подчеркнут линиями ордерного декора, образующего основную сетку композиции, которая заполнена скульптурными изображениями. Благодаря нек-рому упрощению рисунка деталей, диктуемому особенностью использованного при строительстве материала, произведение Касаса Новоа при обильном использовании декоративных форм сохранило структурность и монументальность построения.

Во 2-й пол. XVIII в. был сооружен новый сев. фасад Угольщиков, сначала в стилистике барокко (1759-1762; скульптор Л. А. Ферро Каавейро), затем в стиле неоклассицизма (1769; скульпторы Д. Лойс Монтеагудо, К. Фернандес Сарела). В 1769 г. между сев. рукавом трансепта и нефом была встроена ротондальная капелла Св. Причастия, или Сердца Иисусова (архит. М. Ферро Каавейро).

Л. К. Масиель-Санчес
Ист.: Liber Sancti Jacobi: «Codex Calixtinus» / Ed. A. Moralejo. Santiago de Compostela, 1951; Hechos de Don Berenguel Landoria, arzobispo de Santiago / Ed. M. C. Díaz y Díaz et. al. Santiago de Compostela, 1983; Historia Compostelana / Ed. E. Falque Rey. Turnhout, 1988. Madrid, 1994; Lucas Álvarez M. La documentación del Tumbo A de la Catedral de Santiago de Compostela: Estudio y edición. León, 1997.
Лит.: Flórez E. España Sagrada: Theatro geographico-historico de la Iglesia de España. Madrid, 1765. T. 19-20; López Ferreiro A. Historia de la Santa A. M. Iglesia de Santiago de Compostela. Santiago, 1898-1911. 11 vol.; Biggs A. G. Diego Gelmírez: First Archbishop of Compostela. Wash., 1949; Las peregrinaciones a Santiago de Compostela / Ed. L. Vázquez de Parga, J. M. Lacarra, J. Uría Ríu. Madrid, 1949. 3 vol.; Reilly B. F. The «Historia Compostelana»: The Genesis and Composition of a 12th Cent. Spanish «Gesta» // Speculum. Camb., 1969. Vol. 44. P. 78-85; Engels O. Die Anfänge des spanischen Jakobusgrabes in kirchenpolitischer Sicht // RQS. 1980. Bd. 75. S. 146-170; Herwaarden J., van. The Origins of the Cult of St. James of Compostela // J. of Medieval History. Amst., 1980. Vol. 6. P. 1-35; Guerra Campos J. Exploraciones arqueológicas en torno al sepulcro del Apóstol Santiago. Santiago de Compostela, 1982; Fletcher R. A. St. James's Catapult: The Life and Times of Diego Gelmírez of Santiago de Compostela. Oxf., 1984; Herbers K. Der Jakobuskult des 12. Jh. und der «Liber Sancti Jacobi»: Stud. über das Verhältnis zwischen Religion u. Gesellschaft im hohen Mittelalter. Wiesbaden, 1984; Díaz y Díaz M. C. El Códice Calixtino de la catedral de Santiago: Estud. codicológico y de contenido. Santiago de Compostela, 1988; López Alsina F. La ciudad de Santiago de Compostela en la Alta Edad Media. Santiago de Compostela, 1988; Santiago, Camino de Europa: Culto y cultura en la peregrinación a Compostela / Ed. S. Moralejo Álvarez, F. López Alsina. Madrid, 19932; Suárez Otero J. Apuntes arqueológicos sobre la formación del «Locus Sanctus Iacobi» y los orígenes del urbanismo medieval compostelano // Codex aquilarensis: Cuadernos de investigación del Monasterio de S. María la Real. Aguilar de Campóo, 1999. N 15. P. 11-42; Gicquel B. La Légende de Compostelle: Le Livre de St. Jacques. P., 2003; Historia de la ciudad de Santiago de Compostela / Ed. E. Portela Silva. Santiago de Compostela, 2003; Le gran obra de los Caminos de Santiago / Ed. F. Rodríguez Iglesias. A Coruña, 2004-2009. 14 vol.; Compostela y Europa: La historia de Diego Gelmírez / Ed. M. Castiсeiras. Mil., 2010; Castro Díaz B., López-Mayan M. Historia de Santiago de Compostela. A Coruña, 2011; García Iglesias J. M. Santiago de Compostela y la devoción al Apóstol Santiago Alfeo, la otra faz del culto jacobeo // Actas del I Congreso Ibero-Asiático de Hispanistas: Siglo de Oro e Hispanismo general. Pamplona, 2011. P. 207-236; Sánchez Sánchez X. M. La Iglesia de Santiago y el pontificado en la Edad Media (1140-1417). Santiago de Compostela, 2012; En el principio: Génesis de la catedral románica de Santiago de Compostela / Ed. J. L. Senra. Santiago de Compostela, 2014; Culture and Society in Medieval Galicia: A Cultural Crossroads at the Edge of Europe / Ed. J. D'Emilio. Leiden, 2015; Santiago de Compostela: Pilgerarchitektur u. bildliche Repräsentation in neuer Perspektive / Hrsg. B. Nicolai, K. Rheidt. Bern, 2015.
Г. А. Попова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • КОРДОВА город в Юж. Испании, на берегу р. Гвадалквивир, кафедра католич. еп-ства (с III-IV вв.), в VIII-XI вв. столица мусульм. гос-ва Андалус
  • ИСПАНИЯ. II археология, архитектура
  • АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
  • АВЕНТИН († 528), еп. Шартрский, свт. (пам. зап. 4 февр.)
  • АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая)
  • АВИТ (сер. V в. – 530), аббат Миси, прп. (пам. зап. 17 июня)
  • АВКСЕНТИЙ ЧУДОТВОРЕЦ прп. Кипрский (пам. кипр. 28 сент.)
  • АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в.
  • АВРААМИЙ [АВРАМИЙ] БОЛГАРСКИЙ († 1229), мч. (пам. 1 апр., 9 марта, 4 нед. по Пасхе и в Соборе Владимирских святых)
  • АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
  • АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
  • АГАФИЯ ВСЕВОЛОДОВНА († 1238), св. блгв. кнг. местночтимая (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
  • АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской)
  • АЛЕКСАНДРОВ СВИРСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (С.-Петербургской и Ладожской епархии)