САРКОФАГ
Том LXI, С. 659-660
опубликовано: 3 сентября 2025г.

САРКОФАГ

[греч. σαρκοφάγος, τάφος, λάρναξ - плоть поедающий; то же - слав. гроб, ковчег, рака], вместилище, предназначенное для сохранения останков как под, так и над землей; может находиться в составе некрополя или внутри специальных сооружений (см. статьи Надгробие, Катакомбы, Крипта) и сопровождаться надписями, а также изображениями. Элемент почитания телесных останков в различных культурах и цивилизациях Древнего мира (Др. Египет, Междуречье) был частично унаследован христианством (см. статьи Ахирама саркофаг, Гевал, Дор, Иштар, Беф-Сан, Маккавейские книги, Мёртвые города, Моав, Осирис). Является объектом археологических исследований и коллекционирования (см. статьи Археология библейская, Археология христианская, А. П. Базилевский, К. Ватцингер, Й. Вильперт, Ф. В. Дайхманн, Дж. Б. Де Росси, Древней Руси археология, Купель, Н. Ф. Красносельцев); может быть частью иконографии в таких изводах, как «Положение во гроб», либо в сценах успения святых (см. ст. Николай, свт., чудотворец).

Древнейшие христ. С. по типологии и особенностям декора были сходны с языческими, но содержали в декоре обозначения христ. обрядов, напр. атрибуты поминальной трапезы - хлеб и рыбу (Альбаны саркофаг), а также христ. символы (см. статьи Агапа, Альфа и омега, Венец, Восточносирийский обряд, Голубец (голбец), Ихтис, Imago clipeata, Ковчег завета, Крест, Лабарум, Мандорла), композиции из ВЗ и НЗ, составляя один из основных источников раннехрист. иконографии (см. статьи Индекс христианского искусства, Лазарь? прав., Лот, Ветхозаветный патриарх, прор. Моисей, Уваровы) как Господских и Богородичных праздников, так и святых. Во многом античные традиции имп. С. (порфир, архитектурные формы, богатый скульптурный декор) были использованы для надгробий визант. василевсов, размещавшихся с IV в. в ц. св. Апостолов в К-поле. Типология и материал рим. имп. С. повторялись в погребениях правителей разных династий, напр. в С. XI-XII вв. сицилийских норманнских королей в соборе Палермо.

С. стали основным видом реликвария для мощей святых в христ. культуре Византии, Зап. Европы, Др. Руси, как целокупных (см. статьи Димитрия Солунского великомученика базилика в Фессалонике, Волхвы, Гроб Господень, вмц. Евфимия Всехвальная, равноап. имп. Елена, прп. Додо Гареджийский, свт. Иоанн Златоуст, прп. Иоанн Чешский, вмц. Ирина, Соловецкие преподобные Зосима и Савватий, еп. сщмч. Римский Климент, ап. Лука, мч. Кесарийский Мамант, Мария Магдалина, ап. Марк, еп. Бракары Августы Мартин, Марфа и Мария, сщмч. Никасий, свт. Николай Чудотворец, Остийские мученики, прп. Павел Фивейский, свт. Петр Хрисолог, Петра и Павла апостолов почитание), так и отдельных частиц и частей мощей святых (см. статьи Мощи, Рака). Форма захоронения представителей знати (напр., саркофаги Бориса Феодоровича Годунова, Бранковичей, прп. Елены Дечанской, св. Елены Анжуйской, визант. имп. Константина VI, блгв. кн. Константина Ивановича Острожского, имп. Льва III Исавра, имп. Марии Феодоровны), в т. ч. прославленных в лике святых (см. статьи блгв. кнг. Анна (жена кн. равноап. Владимира), св. кнг. Анна (жена блгв. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича), равноап. кн. Владимир (Василий) Святославич, Галлы Плацидии мавзолей, Ида Херцфельдская, блж. Ирменгарда, имп. св. Ирина (восстановительница иконопочитания), имп. св. Карл Великий, Клотильда имп. равноап. Константин, дочь имп. равноап. Константина I Великого Констанция, блгв. вел. кн. Ярослав (Георгий) Владимирович, блгв. вел. кн. Всеволод (Димитрий) Юрьевич).

Средневек. реликварии-мощехранительницы по функции - С., по виду могли повторять различные типы церковной архитектуры (базилика, киворий), изготавливались из драгоценных металлов или камней, имели богатейший декор. Подобные С. служили центрами притяжения для паломников, как, напр., рака Трех королей в Кёльнском соборе работы мастера Николая Верденского (см. статьи Кёльн, Николай Верденский), а также места почитания святых в разных городах и странах и разных эпох христианства (см. статьи Арль, Аполлинария священномученика базилики в Равенне, Апостолов святых церковь в Константинополе, Арта, Ахен, Боббио, Болгария, Бордо, Ватикан, Византийская империя, Галилея, Гаргано, Градац, Грузия, Египет, Елеонская гора, Иордан, Испания, Италия, Кана Галилейская, Капернаум, Кесария Филиппова, Кипрская православная Церковь, Кирена, Константинополь, Кордова, Крым, Ксенья, Лимасольская митрополия, Марка апостола базилика, Миры Ликийские, Морача, Московский Кремль, Мцхета, Низкиничский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь, Нисибин, Петра апостола базилика в Ватикане, Печская Патриархия), в т. ч. на территориях Др. Руси и совр. России (см. статьи Архангельский собор, Борисоглебская церковь в Вышгороде, Владимирский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь, Георгия Победоносца великомученика московский женский монастырь, Иоанна Богослова апостола церковь в Смоленске, Каменец-подольский во имя Святой Троицы мужской монастырь, Киево-Печерская лавра, Клопский Михайловский во имя Святой Троицы мужской монастырь, Николая Чудотворца святителя Морской собор, Новодевичий московский в честь Смоленской иконы Божией Матери женский монастырь).

Лит.: Soper A. C. The Latin Style on Christian Sarcophagi of the 4th Cent. // Art Bull. N. Y., 1937. Vol. 19. N 2. P. 148-202; Vasiliev A. A. Imperial Porphyry Sarcophagi in Constantinople // DOP. 1948. Vol. 4. P. 1-26; Bovini G. I sarcophagi paleocristiani. Vat., 1949; Downey C. The Tombs of the Byzant. Emperors at the Church of the Holy Apostles in Constantinople // JHS. 1959. Vol. 79. P. 27-51; Mango C. Three Imperial Byzant. Sarcophagi Discovered in 1750 // DOP. 1962. Vol. 16. P. 392-402; Feld O. Mittelbyzantinische. Sarkophage // RQS. 1970. Bd. 65. S. 158-184; Lawrence M. The Sarcophagi of Ravenna. R., 1970; Поповић Д. Српски владарски гроб у средњем веку: Дис. Београд, 1982; Παζαρας Θ. Ανάγλυφως σαρκοφάγος και επιτάφιες πλάκεσ της μέσης και ύστερις βυζαντιής περιόδου στην Ελλάδα. Αθηνα, 1988; Mathews Th. I sarcophagi di Constantinopoli come fonte iconografica // Corso di cultura sull'arte ravennate e byzantina. Ravenna, 1994. Vol. 41. P. 313-336; Koch G. Früchristl. Sarkophage. Münch., 2000; Pardyová M. I sarcofagi paleocristiani e i loro problemi specifici // Boll. dell'Istituto Storico Ceco di Roma. Prague, 2006. Fasc. 5. P. 3-17; Некрополь рус. вел. княгинь и цариц в Вознесенском мон-ре Моск. Кремля: Мат-лы исслед. / Отв. ред.: Т. Д. Панова. М., 2009. Т. 1: История усыпальницы и методика исслед. захоронений; 2015. Т. 2: Погребения XV - нач. XVI в.; 2018. Т. 3: Погребения XVI - нач. XVII в. 2 ч.; Kos K. Ranokršćanski i srednjovjekovni kameni relikvijari na istočnom Jadranu: Diplomski rad. Zagreb, 2016; La Rinascita dei Sarcofagi: Sarcophagi's Rebirth / Ed. F. Bisconti. Vat., 2020.
М. А. М.
Рубрики
Ключевые слова
См.также