ИППОЛИТ
Том XXVI , С. 196-201
опубликовано: 24 июля 2012г.

ИППОЛИТ

Содержание

[греч. ῾Ιππόλυτος; лат. Hippolytus] (1-я пол. III в.), мч. Римский (пам. 13 авг.). Об И. как о пресвитере Римской Церкви впервые упоминается в Каталоге папы Либерия и в древнейшем рим. календаре «Depositio martyrum», к-рые входят в состав Хронографии 354 г. (Календарь Филокала). Согласно Каталогу Либерия, в 235 г., при имп. Александре Севере (222-235), И. вместе с Римским еп. (папой) Понтианом был сослан на о-в Сардиния. Понтиан скончался в ссылке 28 сент. О смерти пресвитера в Каталоге Либерия не сообщается, однако в IV в. существовало представление о том, что он принял мученическую кончину. В «Depositio martyrum» под 13 авг. указана память И. в катакомбах на Тибуртинской дороге и Понтиана в катакомбах Каллиста (Ypoliti in Tiburtina et Pontiani in Callisti). Поскольку И. и Понтиан имеют общий день памяти, возможно, что пресвитер также умер в ссылке и его останки были возвращены в Рим вместе с останками епископа (согласно Liber Pontificalis, тело Понтиана было погребено Римским еп. (папой) Фабианом (236-250) в папской усыпальнице в катакомбах Каллиста - LP. Vol. 1. P. 145).

Мч. Ипполит Римский. Гравюра. XVII в. Мастер из Делфта.Мч. Ипполит Римский. Гравюра. XVII в. Мастер из Делфта.

Более подробное изложение предания о пресвитере И. содержится в эпиграмме Римского епископа (папы) Дамаса I (366-384), текст которой был помещен в усыпальнице И. Согласно этому источнику, И. был приверженцем новацианской схизмы, однако впосл. примирился с Церковью и претерпел мученическую кончину (Damasus. Epigrammata. 37). Новацианский раскол возник в связи с избранием еп. (папы) Корнелия (251-253), следов., мученичество И. можно отнести к правлению имп. Валериана (253-260). Причисление И. к новацианам исследователи объясняют недостаточными знаниями об истории Римской Церкви 1-й пол. III в., а также актуальностью идей новацианской схизмы в эпоху Дамаса (Dufourcq. 1900. P. 205-206; Testini. 1977. P. 53-54).

В нач. V в. версия из эпиграммы Дамаса получила дальнейшее развитие в посвященном И. 11-м гимне Пруденция в сб. «Венцы мучеников» (Prudent. Perist. 11). Испан. поэт, посетивший усыпальницу И. во время паломничества к гробницам Римских святых, вкладывает в уста мученика речь, в к-рой Ипполит отрекается от «проклятых расколов Новата» и призывает учеников вернуться в лоно Церкви. Пруденций рисует картину ужасных пыток, к-рым палачи подвергали множество христиан по приказанию нечестивого судьи. Отправив мучеников на казнь, судья приступил к допросу И., которого разъяренная толпа требовала предать мучительной смерти. Едва узнав его имя, судья велел привязать И. к 2 коням и разорвать на куски. Описание кончины И. у Пруденция не имеет соответствий с эпиграммой Дамаса. По мнению исследователей (Dufourcq. 1900. P. 207; Delehaye. 1933. P. 63-65), оно восходит к греч. мифу об Ипполите, сыне Тесея, известному по трагедиям «Ипполит» Еврипида и «Федра» Сенеки, а также по «Метаморфозам» Овидия (см.: Séchan L. La légende d'Hippolyte à l'antiquité // REG. 1911. Vol. 24. P. 105-151; Segal Ch. Senecan Baroque: The Death of Hippolytus in Seneca, Ovid, and Euripides // Transactions of the American Philological Association. Chico, 1984. Vol. 114. P. 311-325).

Одновременно с версией, изложенной Дамасом и Пруденцием, в лат. агиографической традиции возникло новое представление об И. как о мученике-воине, пострадавшем вместе с Римским еп. (папой) Сикстом II и диак. Лаврентием († 258). Вероятно, основными причинами слияния преданий о Лаврентии и об И. являлись близкое расположение мест погребения мучеников и близость дней их памяти (память св. Лаврентия указана в «Depositio martyrum» под 10 авг.) (см., напр.: Delehaye. 1933. P. 40, 65; Follieri. 1977. P. 33). Мнение о тождестве пресвитера и воина И. было высказано во 2-й пол. XIX в. И. Дёллингером и поддержано др. исследователями (Döllinger. 1876. P. 29-39; ср.: Dufourcq. 1900. P. 207-208; Palachkovsky. 1961. P. 107). Однако нек-рые ученые рассматривают пресвитера и воина И. как разных лиц (Hanssens. 1959. P. 335; Cerrato. 2002. P. 9-10).

О включении сведений об И. в предание о св. Лаврентии не позднее кон. IV в. свидетельствуют неск. иконографических памятников. На рельефе мраморного саркофага кон. IV в. в г. Апт (Франция) изображен Христос с И. и Сикстом II. Позолоченные изображения мучеников Сикста, Лаврентия и И. сохранились на стеклянных дисках, к-рые в IV-V вв. изготавливались в Риме для нужд паломников.

Наиболее ранний сохранившийся лит. памятник лаврентиевского цикла на лат. языке - Мученичество святых Сикста, Лаврентия и Ипполита (Passio Vetus - BHL, N 7811-7812). Оно было составлено, по мнению Дж. Веррандо и Э. Фольери, в 1-й пол. V в. Согласно Мученичеству, в начале гонения имп. Деция (249-251) Римский еп. Сикст передал церковную казну архидиак. Лаврентию. После казни Сикста Деций приказал Лаврентию выдать сокровища. Тот попросил отсрочки в 2 дня и был передан под стражу И., начальнику воинов (dux). Увидев, что Лаврентий намеревается раздать деньги нищим, И. попытался воспрепятствовать этому, однако Лаврентий предложил ему более ценное сокровище - веру во Христа и в подтверждение своих слов исцелил слепых нищих. После этого И. стал христианином. На следующий день он сообщил Децию, что Лаврентий пришел ко дворцу с толпой нищих и просил впустить его, чтобы отдать церковную казну. Представ перед императором, Лаврентий указал на нищих и назвал их непреходящим сокровищем Церкви. Разгневанный император передал мученика префекту Рима Валериану для пыток и казни. И. похоронил останки Лаврентия и на 3-й день явился во дворец. Он исповедал веру во Христа, за что был немедленно подвергнут пыткам. По приказу императора его вывели за город и казнили, привязав за ноги к диким коням. Христиане похитили останки И. и 13 авг. похоронили «в усыпальнице, что рядом с преторианским полем».

В греч. агиографической традиции также существуют произведения о мучениках Лаврентии, Сиксте и И. (BHG, N 976-978b), к-рые в основном остаются неопубликованными. В Императорском Минологии («Царской Минее») 1034-1041 гг., изданном В. В. Латышевым, под 10 авг. содержится Мученичество этих святых (BHG, N 977e; Latyšev. Menol. T. 2. P. 263-266), отличающееся от латинского нек-рыми деталями: И. назван трибуном, о префекте Валериане не упоминается. В кратком сказании о мучениках, которое содержится в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.), сообщается о трибуне Каллинике, уверовавшем во Христа после того, как Лаврентий исцелил больных в темнице. Об И., который не назван ни трибуном, ни воином, рассказывается только, что он похоронил тело Лаврентия и претерпел мученическую кончину (SynCP. Col. 881-882).

Мученичество св. Ипполита Римского. Миниатюра из рукописи «Жития святых». 2-я четв. XIV в. (Paris. Fr. 185. Fol. 99v)Мученичество св. Ипполита Римского. Миниатюра из рукописи «Жития святых». 2-я четв. XIV в. (Paris. Fr. 185. Fol. 99v)

В лат. агиографии предание об И. получило дальнейшее развитие в Мученичестве Полихрония (BHL, N 4753, 3961), которое, по мнению И. Делеэ, было составлено в кон. V - нач. VI в. (Delehaye. 1933. P. 71). Это произведение, начинающееся рассказом о казни Полихрония, еп. «Вавилонского», состоит из нескольких повествований о рим. мучениках, в основном пострадавших при имп. Валериане. Составитель Мученичества был плохо осведомлен о событиях III в. Напр., в этом произведении сообщается о гибели Сикста II и Лаврентия при имп. Деции (в действительности - при имп. Валериане, к-рый представлен здесь как префект Рима), о завоевании Персии Децием по указу имп. Гальбы (68-69) и т. д. (см.: Ibid. P. 36-37, 69-71). Сюжет, заимствованный из Мученичества святых Сикста, Лаврентия и Ипполита, дополнен расширенными диалогами, новыми сценами и персонажами. Сообщается, что И., названный здесь викарием префекта Валериана, обратился в христианство под влиянием Лаврентия и был крещен им со всем домом (19 чел.). После казни Лаврентия И. с пресв. Иустином похоронили тело мученика в крипте на Тибуртинской дороге. Через 3 дня И. вернулся домой и раздал домашним освященные на могиле Лаврентия Св. Дары. Воины императора схватили И. и привели его к Децию, который велел предать мученика пыткам. В это время префект Валериан обыскал дом И. и, узнав о том, что все его родственники и слуги также стали христианами, арестовал их. На допросе Конкордия, кормилица И., исповедала христианство и умерла от пыток; затем палачи обезглавили др. родственников и слуг И., а сам он был привязан к диким коням и разорван. Пресв. Иустин похоронил тела мучеников недалеко от крипты Лаврентия, однако не мог обнаружить останки Конкордии. Ее тело, брошенное палачами в клоаку, нашел тайный христианин Ириней, работник городской канализации; останки Конкордии похоронили в крипте И. (см. ст. Ириней и Авундий).

Существует также оcобое греч. Мученичество И. (BHG, N 2178), составленное на основе лат. Мученичества Полихрония (опубл. Фольери по рукописи XIII в.). В заглавии И. назван великомучеником, в Мученичестве также сообщается о Конкордии (Кункордии) и 19 родственниках и слугах И., пострадавших с ним. Основная часть Мученичества посвящена диалогу между И. и имп. Децием, который тщетно пытался принудить святого принести жертвы богам. После различных пыток И. был выведен из города через Тибуртинские ворота и казнен.

Предания об И., вошедшие в состав агиографических произведений о святых Сиксте и Лаврентии, оказали значительное влияние на лат. агиографическую традицию и на иконографию святого. На мозаиках базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне (вероятно, 60-е гг. VI в.) Сикст, Лаврентий и И. участвуют в процессии мучеников. Изображение И. (вместе со святыми Лаврентием и Стефаном) сохранилось среди мозаичных украшений триумфальной арки базилики св. Лаврентия (Сан-Лоренцо фуори ле Мура) в Риме, построенной при папе Пелагии II (579-590). Сказания об И. во франк. «исторических» мартирологах IX в. основаны на Мученичестве Полихрония. В поэме «Победы Христа в Италии» (ок. 940) Флодоард Реймсский представил И. как соратника святых Сикста и диак. Лаврентия и верно датировал их кончину правлением имп. Валериана. Иаков из Варацце в «Золотой легенде» (2-я пол. XIII в.) пересказал агиографическое предание о мученичестве И., датировав эти события эпохой имп. Деция, которого он отождествил с соправителем и преемником Валериана Галлиеном (253-268). Иаков добавил сказание об исцелении Богоматерью и И. возницы Петра, наказанного немощью за непочтительное отношение к праздничному дню. Более подробный рассказ об этом чуде, которое предположительно произошло в Провансе, включен в легендарий Петра Кало (ок. 1330 - ActaSS. Aug. T. 3. P. 14-15).

Почитание

Мученики Сикст, Лаврентий, Ипполит. Мозаика в ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. 60-е гг. VI в.Мученики Сикст, Лаврентий, Ипполит. Мозаика в ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. 60-е гг. VI в. В италийской редакции Иеронимова Мартиролога (1-я пол. V в.) под 13 авг. содержится запись о поминовении «в Риме, на Тибуртинской дороге, мученика Ипполита, и на Аппиевой дороге в [катакомбах] Каллиста... епископа Понтиана» (текст восстановлен А. Кантеном - MartHieron. Comment. P. 439). Под 2 февр., 6 авг. и 2 нояб. указана память освящения базилики святых Сикста, Лаврентия и И. в г. Форум Семпрония (ныне Фоссомброне) (см.: Hanssens. 1959. P. 321). В Карфагенском календаре VI в. под 13 авг. также отмечена память И. (ActaSS. Nov. T. 2. Pars 1. P. LXX). На последующую календарную традицию повлиял Мартиролог Беды (1-я пол. VIII в.), где под 13 авг. к памяти И. добавлена память «Конкордии, его кормилицы... и прочих 19 человек из его дома» (Quentin. 1908. P. 80). Память И. и Конкордии значится в лионских календарях 1-й пол. IX в. и в т. н. Малом Римском Мартирологе (Ibid. P. 436). В Мартирологе Адона Вьеннского (2-я пол. IX в.) сказание об И. и Конкордии под 13 авг. существенно расширено заимствованиями из Мученичества Полихрония, в т. ч. рассказом об обретении тела Конкордии в клоаке (PL. 123. Col. 329-331; см.: Quentin. 1908. P. 353-355). В Мартирологе Узуарда (2-я пол. IX в.) сказание подверглось обратному сокращению по образцу записи Беды (PL. 124. Col. 357) и в таком виде было включено в Римский Мартиролог (XVI в.- MartRom. Comment. P. 335-336). В совр. календаре Римско-католической Церкви под 13 авг. восстановлено древнее поминовение святых Понтиана и И., указанное в «Depositio martyrum» и в Иеронимовом Мартирологе.

Проприи мессы на день памяти И. 13 авг. содержатся в рим. литургических книгах VII-VIII вв. (Sacramentarium Leonianum / Ed. Ch. L. Feltoe. Camb., 1896. P. 100; The Gelasian Sacramentary = Liber Sacramentorum Romanae Ecclesiae / Ed. H. A. Wilson. Oxf., 1894. P. 192; Das Sacramentarium Gregorianum nach dem aachener Urexemplar / Hrsg. H. Lietzmann. Münster, 19582. S. 87), а также в ранних галликанских книгах (напр., в «Готском Миссале» (ок. 700) - The Ancient Liturgies of the Gallican Church / Ed. J. M. Neale, G. H. Forbes. Burntisland, 1855. P. 127-128). В тридентских богослужебных книгах память И. имела статус обычного поминовения (commemoratio), т. к. в тот же день отмечались октава Преображения (duplex) и октава праздника св. Лаврентия (commemoratio) (Missale Romanum ex decreto SS. Concilii Tridentini restitutum. Mechliniae, 1862. P. 29; Breviarium Romanum ex decreto SS. Concilii Tridentini restitutum. Ratisbonae, 1889. T. 3: Pars Aestiva. P. 27*-28*).

В мосарабском Кордовском календаре 961 г. под 10 авг. указана совместная память Сикста, Лаврентия и И. (Le Calendrier de Cordoue / Publ. R. Dozy. Leiden, 19612. P. 124-125), что соответствует визант. традиции. Проприи общей мессы 3 мученикам сохранились в литургических книгах испано-мосарабского обряда (Le Liber Mozarabicus Sacramentorum et les manuscrits mozarabes / Éd. M. Férotin. R., 19952. Col. 389-395).

В Синаксаре К-польской ц. сообщается о том, что торжественная служба Лаврентию, Сиксту и И. совершалась 10 авг. в Триконхе близ Капитолия (SynCP. Col. 882). Указание «в Триконхе», вероятно, имело отношение к мч. Андрею Стратилату, память к-рого в нек-рых визант. Синаксарях IX-XI вв. (напр., в Hieros. S. Crucis. gr. 40; Patm. 266; Paris. gr. 1587) отмечена под 10 авг. вслед за памятью Лаврентия, Сикста и И.; кроме того, нет никаких сведений о существовании церкви в честь Лаврентия близ Капитолия в К-поле (Janin. Églises et monastères. P. 304). Согласно рукописному визант. календарю XII в. (Paris. gr. 1587), синаксис святым проходил в К-поле в посвященном им мартирии без уточнения его местоположения. Несмотря на то что в греч. Мученичестве И. указан день кончины святого 13 авг., в календаре Элладской Православной Церкви отдельная память И. не зафиксирована; он поминается с Лаврентием и Сикстом 10 авг.

Совместная память 3 святых под 10 авг. содержится в ВМЧ митр. Макария (Иосиф, архим. Описание ВМЧ. Стб. 407-408).

Свт. Димитрий, митр. Ростовский, внес в «Книгу житий святых» общее сказание об И., Иринее, Авундии и Конкордии (ЖСв. Авг. С. 199-202), заимствованное из зап. источников. На этом основании память 4 мучеников указана в календаре РПЦ под 13 авг.

Памятники

Алтарь мч. Ипполита. Худож. Дирк Боутс. Ок. 1470 г. (Музей кафедрального собора Брюгге, Бельгия)Алтарь мч. Ипполита. Худож. Дирк Боутс. Ок. 1470 г. (Музей кафедрального собора Брюгге, Бельгия) В 1881 г. Дж. Б. Де Росси определил местонахождение катакомбы с криптой, в к-рой был похоронен И. на Тибуртинской дороге. Катакомба представляла собой 5-ярусный комплекс подземных помещений, в центре которого находилась крипта с гробницей мученика. В 1975 и 1977 гг. памятник был повторно исследован Г. Бертоньером, который обнаружил остатки самой ранней крипты (4,56×4,50 м) и первоначальное место захоронения святого. По сообщению Пруденция, в нач. V в. алтарь над могилой мученика был украшен серебром и драгоценными камнями. На стене над гробницей находилась фреска, послужившая основой для описания казни И. в «Венцах мучеников». Над катакомбой была построена базилика, предназначенная для многочисленных паломников, приходивших сюда в день памяти И. со всей Италии. Вероятно, храмовый комплекс пострадал во время военных столкновений между византийцами и остготами (536, 546, 549). Обновление усыпальницы И. (крипта была существенно расширена, дополнена нартексом и монументальным порталом) исследователи приписывают папе Вигилию (537-555). О катакомбе и базилике И. упоминается в описаниях рим. святынь VII в. Согласно Зальцбургскому итинерарию (Notitia ecclesiarum urbis Romae, 1-я пол. VII в.), мощи И. почивали в подземном склепе (in cubiculo), перед входом в к-рый находилась гробница Конкордии; в др. кубикуле находились могилы мучениц Трифонии и Кириллы (якобы жены и дочери имп. Деция), а также мч. Генесия Мима (PL. 101. Col. 1360-1361). Согласно итинерарию «О гробницах мучеников в окрестностях г. Рима» (De locis sanctis martyrum quae sunt foris civitatis Romae), там же находилась темница св. Лаврентия. Римский папа Адриан I (772-795) провел в катакомбе восстановительные работы (LP. Vol. 1. P. 151). О крипте И. упоминается в источниках XII в. (Brent. 1995. P. 18-25), однако к этому времени храмовый комплекс, вероятно, пришел в упадок.

В Риме существовало еще неск. церквей, посвященных И. В надписи пресв. Илиция (кон. IV в.) упоминается о церкви или капелле (memoria sancti martyris Yppoliti), находившейся на холме Эсквилин. Вероятно, храм действовал до 1-й пол. XIV в., когда был заброшен и впоследствии разрушен (Armellini. 18912. P. 224; Hülsen Ch. Le chiese di Roma nel Medio Evo. Firenze, 1927. P. 263). В 962 г. впервые упоминается о 2-й церкви, расположенной в р-не Треви, к-рая действовала до 2-й пол. XVI в. (Ibid. P. 262-263).

Мощи

Мощи мч. Ипполита Римского в ц. святых Ипполита и Кассиана в Роджено, ИталияМощи мч. Ипполита Римского в ц. святых Ипполита и Кассиана в Роджено, Италия После того как базилика и катакомбы И. на Тибуртинской дороге были заброшены, мощи святого перенесли в расположенную поблизости базилику св. Лаврентия (Сан-Лоренцо фуори ле Мура). Впосл. частицы мощей были переданы в др. рим. церкви. Согласно надписи 1123 г. об освящении ц. Санта-Мария ин Космедин, среди святынь храма была рука И. Глава мученика хранилась в ризнице базилики св. Лаврентия, в 1740 г. часть ее была передана в ораторий Распятия (Сантиссимо-Крочифиссо). По др. сведениям, мощи И. и пострадавших с ним святых были помещены папой Львом IV (847-855) под алтарем ц. святых Увенчанных мучеников (Санти-Куатро Коронати) (LP. Vol. 2. P. 115-116; Gori. 1862. P. 60-61, 73). При перестройке церкви в 1111 г. под алтарем обнаружили мощи мн. святых, в т. ч. И., о чем сообщалось в составленной по этому случаю надписи (Inscriptiones Romanae infimi aevi Romae exstantes / Ed. P. A. Galletti. R., 1760. T. 1. P. XXVI; см. также: The Lives of the Ninth-Century Popes (Liber Pontificalis) / Transl., introd., comment.: R. Davis. Liverpool, 1995. P. 128).

В средние века мощи И. почитались в аббатстве Сен-Дени (Франция). Согласно различным источникам, они были привезены в Галлию аббатом Фульрадом (749/750-784), который получил их во время одного из посещений Рима. По мнению исследователей, Фульрад способствовал широкому распространению почитания мученика на территории гос-ва Каролингов (Stoclet. 1993. P. 238, 243, 307-310, 371-374). Первоначально мощи хранились в мон-ре, основанном Фульрадом в сел. Аудальдовиллар (Фульрадовиллар, ныне Сент-Ипполит, деп. В. Рейн), о к-ром упоминается в его завещании (777): «...обитель, что зовется Аудальдовиллар, где почивает святой Ипполит» (Tangl M. Das Testament Fulrads von Saint-Denis // NA. 1907. Bd. 32. S. 209). Впосл. святыня была перенесена в мон-рь Сен-Дени. Перенесение мощей обычно приписывается аббату Гильдуину (814-840/44) (напр., в «Церковной истории» Гуго из Флёри (ок. 1120) (MGH. SS. T. 9. P. 363)). Однако в сказании о перенесении мощей св. Вита (BHL, N 8718-8719), составленном между 837 и 847 гг., утверждается, что мощи И. были доставлены в Сен-Дени Фульрадом. Римский папа Александр III, посетивший аббатство в 1163 г., чудесным образом удостоверился в подлинности мощей, от которых впоследствии стали совершаться исцеления (Delisle. 1877. P. 449-450, 472-474). Благодаря тому что мощи И. хранились в Сен-Дени, почитание мученика получило распространение в Париже, где с 1158 г. известно о существовании приходской церкви во имя И.

В позднейшей традиции инициатива перенесения мощей И. приписывалась имп. Карлу Великому. Согласно сказанию о святых, почивающих в Сен-Дени (1-я пол. XIII в.; включено в состав «Жития и деяний блж. Дионисия»), Карл Великий лично забрал из Рима мощи святых Александра, И. и Кукуфата. После кончины императора его племянник Фульрад перенес мощи И. и Кукуфата в Сен-Дени (Liebman Ch. J. Étude sur la Vie en prose de Saint-Denis. Gen.; N. Y., 1942. P. 204-205). В сочинении мон. Ива об истории мон-ря Сен-Дени (окончено в 1317) утверждается, что в 816 г. аббат Фульрад обнаружил мощи И. и Кукуфата в некой церкви, где их оставил имп. Карл Великий. В «Галльском Мартирологе» (1636) А. дю Соссея сообщается, что Карл получил святыни от папы Льва III (ActaSS. Aug. T. 3. P. 8-9).

Часть мощей И. хранится в сел. Сент-Ипполит, в приходской церкви, построенной в XIV в. на месте бывш. приората. Сохранился готический реликварий XV в. с фигурами Христа, 12 апостолов и И. (ныне в музее Унтерлинден, Кольмар). Изображение И. было помещено на гербе Сент-Ипполита, зарегистрированном в 1697 г. На серебряном реликварии 1766 г. и статуе XVIII в., хранящихся в приходской церкви, И. изображен в одеянии воина и с конем.

Мощи И. почитаются также в г. Роджено (пров. Лекко, Италия). Святыня была привезена из Рима в Милан в качестве дара кард. Федерико Борромео, архиеп. Миланского (1595-1631). В 1786 г. по указанию архиеп. Филиппо Марии Висконти мощи были переданы в приходскую церковь в Роджено.

Ист.: BHL, N 3960-3969; BHG, N 976-978b, 2178; ActaSS. Aug. T. 3. P. 4-15; Passio sancti Sixti Laurentii Hippolyti // Hippolyti Romani quae feruntur omnia Graece / Ed. P. A. de Lagarde. Lipsiae, 1858. P. XIII-XVI; Surius. Vitae SS. 1877. T. 8. P. 228-244; Chronographus anni CCCLIII // MGH. AA. T. 9. P. 72, 74-75; Damasus, papa. Epigrammata / Rec. M. Ihm. Lipsiae, 1895. P. 42-43, 85-87; Prudent. Perist. 11 // PL. 60. Col. 530-557; Flodoardus. De Christi triumphis apud Italiam. V 4-5 // Ibid. 135. Col. 687-688; PG. 117. Col. 580 [Минологий имп. Василия II]; Follieri E. Passione di Sant'Ippolito secondo il cod. «Lesb. S. Ioannis Theologi 7» (BHG, 2178) // AnBoll. 1982. T. 100. P. 43-61; Iacopo da Varazze. Legenda Aurea / Ed. G. P. Maggioni. Tavarruzze, 1998. Vol. 2. P. 774-778; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 6. Σ. 190-192.
Лит.: Gori F. Della porta e basilica di S. Lorenzo, delle catacombe di S. Ciriaca, della basilica di S. Stefano martire romano, delle catacombe di S. Ippolito soldato o Ad Nymphas e del Camposanto di Roma. R., 1862. P. 60-75; Döllinger J. J. I., von. Hippolytus and Callistus, or the Church of Rome in the First Half of the Third Century / Transl. A. Plummer. Edinb., 1876; Delisle L. Notice sur un livre à peintures exécuté en 1250 dans l'abbaye de Saint-Denis // Bibl. de l'École des Chartes. P., 1877. Vol. 38. P. 444-476; Schickelé M. État de l'Église d'Alsace avant la Révolution. Colmar, 1877. Vol. 1: Le diocèse de Strasbourg, clergé séculier. P. 97, 173-175; Rossi G. B., de. Elogio damasiano del celebre Ippolito martire sepolto presso la vita Tiburtina // Bull. di archeologia cristiana. Ser. 3. R., 1881. T. 6. P. 26-54; idem. Il cimitero di S. Ippolito presso la via Tiburtina e la sua principale cripta storica ora dissepolta // Ibid. Ser. 4. 1882. T. 1. P. 9-76; Armellini M. Le chiese di Roma dal secolo IV al XIX. R., 18912. P. 876-879; Dufourcq A. Étude sur les Gesta martyrum romains. P., 1900. Vol. 1. P. 199-208; Quentin H. Les martyrologes historiques du moyen âge. P., 1908. P. 80, 353-355; Delehaye. Origines. P. 269, 294-297, 318; idem. Recherches sur le Légendier Romain // AnBoll. 1933. T. 51. P. 34-98; Hanssens J. M. La liturgie d'Hippolyte: Ses documents, son titulaire, ses origines et son caractère. R., 1959; Schuhmacher W. N. Prudentius an der Vita Tiburtina // Spanische Forschungen der Görresgesellschaft. Münster, 1960. Tl. 1. Bd. 16. S. 1-15; Palachkovsky V. La tradition hagiographique sur S. Hippolyte // StPatr. 1961. T. 3. P. 97-107; Amore A., Celletti M. C. Ippolito // BiblSS. 1966. Vol. 7. Col. 868-879; Follieri E. Sant'Ippolito nell'agiografia e nella liturgia bizantina // Ricerche su Ippolito / Ed. V. Loi. R., 1977. P. 31-43; eadem. Antiche chiese romane nella Passio greca di Sisto, Lorenzo ed Ippolito // RSBN. N. S. 1980/1982. Vol. 17/19. P. 43-71; eadem. L'epitome della Passio greca di Sisto, Lorenzo ed Ippolito (BHG 977d): Storia di un testo dal Menologio al Sinassario // Byzance: Hommages à A. N. Stratos. Athènes, 1986. Vol. 2. P. 399-423; Jounel P. Le culte des saints dans les basiliques du Latran et du Vatican au douzième siècle. R., 1977. P. 274; Testini P. Di alcune testimonianze relative a Ippolito // Ricerche su Ippolito. R., 1977. P. 44-65; idem. Vetera et nova su Ippolito // Nuove ricerche su Ippolito. R., 1989. P. 7-22; Bertonière G. The Cult Center of the Martyr Hippolytus on the Via Tiburtina. Oxf., 1985; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 271; Verrando G. N. Passio SS. Xysti, Laurentii et Yppoliti: La trasmissione manoscritta delle varie recensioni della cossidetta Passio vetus // RechAug. 1991. Vol. 25. P. 181-221; Stoclet A. Autour de Fulrad de Saint-Denis (v. 710-784). Gen.; P., 1993; Saxer V. Hippolyte // DHGE. 1993. T. 24. Col. 627-635; Brent A. Hippolytus and the Roman Church in the Third Century: Communities in Tension before the Emergence of a Monarch-Bishop. Leiden; N. Y., 1995; Prinzivalli E. Ippolito // Enciclopedia dei Papi. R., 2000. Vol. 1. P. 246-257; Cerrato J. A. Hippolytus between East and West: The Commentaries and the Provenance of the Corpus. Oxf.; N. Y., 2002. P. 3-123.
А. А. Королёв, Э. П. А.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВАРВАРА († ок. 306), вмц. (пам. 4 дек., пам. зап. 15, 17 дек.)
  • ГОРГОНИЙ И ДОРОФЕЙ († 303), мученики Никомидийские (пам. 3 сент., 28 дек.; пам. зап. 9 сент.)
  • ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации)
  • ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня)
  • МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля)
  • МАТФЕЙ ап. от 12, согласно христ. традиции, автор Евангелия от Матфея, вошедшего в состав канона НЗ (пам. 16 нояб., 30 июня; пам. зап. 21 сент.)
  • ПЕРПЕТУЯ, САТУР (САТИР), РЕВОКАТ, САТУРНИН (САТОРНИЛ), СЕКУНДУЛ (СЕКУНД) И ФЕЛИЦИТАТА (ФИЛИЦИТАТА) († 203), мученики (пам. 1 февр.; пам. зап. 7 марта), пострадали в Карфагене
  • ПРОВ, ТАРАХ И АНДРОНИК († ок. 304), мученики Аназарвские (пам. 12 окт.; пам. греч. 12 окт.; пам. зап. 11 окт.)
  • ВЯЧЕСЛАВ (ок. 907 - 28.09.935), блгв. кн. Чешский, (пам. 4 марта и 28 сент.)
  • ГЕОРГИЙ [Победоносец] († 303), вмч. (пам. 23 апр., 3 нояб., пам. рус. 26 нояб., пам. груз. 10 нояб.)
  • ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая)
  • ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ сщмч. (пам. 3 окт., 4 янв. - в Соборе 70 апостолов, пам. зап. 9 окт.)
  • ЕКАТЕРИНА († 305?), вмц. Александрийская (пам. 24 нояб.; пам. греч., пам. зап. 25 нояб.)
  • ИАННУАРИЙ († между 303 и 305, сщмч., еп. (пам. зап. 19 сент.; пам. греч. и РПЦ 21 апр.)
  • ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви
  • ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества
  • ИУЛИЙ И ИУЛИАН (IV-V вв.?), преподобные (пам. 21 июня; пам. греч. 19 мая, пам. зап. 7, 9 и 31 янв.)
  • КАРП, ПАПИЛ(А), АГАФАДОР И АГАФОНИКА († 161-169?/249-250?), мученики Пергамские (пам. 13 окт.; пам. зап. 13 апр.)