[греч. ῾Ιππόλυτος; лат. Hippolytus] (1-я пол. III в.), мч. Римский (пам. 13 авг.). Об И. как о пресвитере Римской Церкви впервые упоминается в Каталоге папы Либерия и в древнейшем рим. календаре «Depositio martyrum», к-рые входят в состав Хронографии 354 г. (Календарь Филокала). Согласно Каталогу Либерия, в 235 г., при имп. Александре Севере (222-235), И. вместе с Римским еп. (папой) Понтианом был сослан на о-в Сардиния. Понтиан скончался в ссылке 28 сент. О смерти пресвитера в Каталоге Либерия не сообщается, однако в IV в. существовало представление о том, что он принял мученическую кончину. В «Depositio martyrum» под 13 авг. указана память И. в катакомбах на Тибуртинской дороге и Понтиана в катакомбах Каллиста (Ypoliti in Tiburtina et Pontiani in Callisti). Поскольку И. и Понтиан имеют общий день памяти, возможно, что пресвитер также умер в ссылке и его останки были возвращены в Рим вместе с останками епископа (согласно Liber Pontificalis, тело Понтиана было погребено Римским еп. (папой) Фабианом (236-250) в папской усыпальнице в катакомбах Каллиста - LP. Vol. 1. P. 145).
Более подробное изложение предания о пресвитере И. содержится в эпиграмме Римского епископа (папы) Дамаса I (366-384), текст которой был помещен в усыпальнице И. Согласно этому источнику, И. был приверженцем новацианской схизмы, однако впосл. примирился с Церковью и претерпел мученическую кончину (Damasus. Epigrammata. 37). Новацианский раскол возник в связи с избранием еп. (папы) Корнелия (251-253), следов., мученичество И. можно отнести к правлению имп. Валериана (253-260). Причисление И. к новацианам исследователи объясняют недостаточными знаниями об истории Римской Церкви 1-й пол. III в., а также актуальностью идей новацианской схизмы в эпоху Дамаса (Dufourcq. 1900. P. 205-206; Testini. 1977. P. 53-54).
В нач. V в. версия из эпиграммы Дамаса получила дальнейшее развитие в посвященном И. 11-м гимне Пруденция в сб. «Венцы мучеников» (Prudent. Perist. 11). Испан. поэт, посетивший усыпальницу И. во время паломничества к гробницам Римских святых, вкладывает в уста мученика речь, в к-рой Ипполит отрекается от «проклятых расколов Новата» и призывает учеников вернуться в лоно Церкви. Пруденций рисует картину ужасных пыток, к-рым палачи подвергали множество христиан по приказанию нечестивого судьи. Отправив мучеников на казнь, судья приступил к допросу И., которого разъяренная толпа требовала предать мучительной смерти. Едва узнав его имя, судья велел привязать И. к 2 коням и разорвать на куски. Описание кончины И. у Пруденция не имеет соответствий с эпиграммой Дамаса. По мнению исследователей (Dufourcq. 1900. P. 207; Delehaye. 1933. P. 63-65), оно восходит к греч. мифу об Ипполите, сыне Тесея, известному по трагедиям «Ипполит» Еврипида и «Федра» Сенеки, а также по «Метаморфозам» Овидия (см.: Séchan L. La légende d'Hippolyte à l'antiquité // REG. 1911. Vol. 24. P. 105-151; Segal Ch. Senecan Baroque: The Death of Hippolytus in Seneca, Ovid, and Euripides // Transactions of the American Philological Association. Chico, 1984. Vol. 114. P. 311-325).
Одновременно с версией, изложенной Дамасом и Пруденцием, в лат. агиографической традиции возникло новое представление об И. как о мученике-воине, пострадавшем вместе с Римским еп. (папой) Сикстом II и диак. Лаврентием († 258). Вероятно, основными причинами слияния преданий о Лаврентии и об И. являлись близкое расположение мест погребения мучеников и близость дней их памяти (память св. Лаврентия указана в «Depositio martyrum» под 10 авг.) (см., напр.: Delehaye. 1933. P. 40, 65; Follieri. 1977. P. 33). Мнение о тождестве пресвитера и воина И. было высказано во 2-й пол. XIX в. И. Дёллингером и поддержано др. исследователями (Döllinger. 1876. P. 29-39; ср.: Dufourcq. 1900. P. 207-208; Palachkovsky. 1961. P. 107). Однако нек-рые ученые рассматривают пресвитера и воина И. как разных лиц (Hanssens. 1959. P. 335; Cerrato. 2002. P. 9-10).
О включении сведений об И. в предание о св. Лаврентии не позднее кон. IV в. свидетельствуют неск. иконографических памятников. На рельефе мраморного саркофага кон. IV в. в г. Апт (Франция) изображен Христос с И. и Сикстом II. Позолоченные изображения мучеников Сикста, Лаврентия и И. сохранились на стеклянных дисках, к-рые в IV-V вв. изготавливались в Риме для нужд паломников.
Наиболее ранний сохранившийся лит. памятник лаврентиевского цикла на лат. языке - Мученичество святых Сикста, Лаврентия и Ипполита (Passio Vetus - BHL, N 7811-7812). Оно было составлено, по мнению Дж. Веррандо и Э. Фольери, в 1-й пол. V в. Согласно Мученичеству, в начале гонения имп. Деция (249-251) Римский еп. Сикст передал церковную казну архидиак. Лаврентию. После казни Сикста Деций приказал Лаврентию выдать сокровища. Тот попросил отсрочки в 2 дня и был передан под стражу И., начальнику воинов (dux). Увидев, что Лаврентий намеревается раздать деньги нищим, И. попытался воспрепятствовать этому, однако Лаврентий предложил ему более ценное сокровище - веру во Христа и в подтверждение своих слов исцелил слепых нищих. После этого И. стал христианином. На следующий день он сообщил Децию, что Лаврентий пришел ко дворцу с толпой нищих и просил впустить его, чтобы отдать церковную казну. Представ перед императором, Лаврентий указал на нищих и назвал их непреходящим сокровищем Церкви. Разгневанный император передал мученика префекту Рима Валериану для пыток и казни. И. похоронил останки Лаврентия и на 3-й день явился во дворец. Он исповедал веру во Христа, за что был немедленно подвергнут пыткам. По приказу императора его вывели за город и казнили, привязав за ноги к диким коням. Христиане похитили останки И. и 13 авг. похоронили «в усыпальнице, что рядом с преторианским полем».
В греч. агиографической традиции также существуют произведения о мучениках Лаврентии, Сиксте и И. (BHG, N 976-978b), к-рые в основном остаются неопубликованными. В Императорском Минологии («Царской Минее») 1034-1041 гг., изданном В. В. Латышевым, под 10 авг. содержится Мученичество этих святых (BHG, N 977e; Latyšev. Menol. T. 2. P. 263-266), отличающееся от латинского нек-рыми деталями: И. назван трибуном, о префекте Валериане не упоминается. В кратком сказании о мучениках, которое содержится в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.), сообщается о трибуне Каллинике, уверовавшем во Христа после того, как Лаврентий исцелил больных в темнице. Об И., который не назван ни трибуном, ни воином, рассказывается только, что он похоронил тело Лаврентия и претерпел мученическую кончину (SynCP. Col. 881-882).
В лат. агиографии предание об И. получило дальнейшее развитие в Мученичестве Полихрония (BHL, N 4753, 3961), которое, по мнению И. Делеэ, было составлено в кон. V - нач. VI в. (Delehaye. 1933. P. 71). Это произведение, начинающееся рассказом о казни Полихрония, еп. «Вавилонского», состоит из нескольких повествований о рим. мучениках, в основном пострадавших при имп. Валериане. Составитель Мученичества был плохо осведомлен о событиях III в. Напр., в этом произведении сообщается о гибели Сикста II и Лаврентия при имп. Деции (в действительности - при имп. Валериане, к-рый представлен здесь как префект Рима), о завоевании Персии Децием по указу имп. Гальбы (68-69) и т. д. (см.: Ibid. P. 36-37, 69-71). Сюжет, заимствованный из Мученичества святых Сикста, Лаврентия и Ипполита, дополнен расширенными диалогами, новыми сценами и персонажами. Сообщается, что И., названный здесь викарием префекта Валериана, обратился в христианство под влиянием Лаврентия и был крещен им со всем домом (19 чел.). После казни Лаврентия И. с пресв. Иустином похоронили тело мученика в крипте на Тибуртинской дороге. Через 3 дня И. вернулся домой и раздал домашним освященные на могиле Лаврентия Св. Дары. Воины императора схватили И. и привели его к Децию, который велел предать мученика пыткам. В это время префект Валериан обыскал дом И. и, узнав о том, что все его родственники и слуги также стали христианами, арестовал их. На допросе Конкордия, кормилица И., исповедала христианство и умерла от пыток; затем палачи обезглавили др. родственников и слуг И., а сам он был привязан к диким коням и разорван. Пресв. Иустин похоронил тела мучеников недалеко от крипты Лаврентия, однако не мог обнаружить останки Конкордии. Ее тело, брошенное палачами в клоаку, нашел тайный христианин Ириней, работник городской канализации; останки Конкордии похоронили в крипте И. (см. ст. Ириней и Авундий).
Существует также оcобое греч. Мученичество И. (BHG, N 2178), составленное на основе лат. Мученичества Полихрония (опубл. Фольери по рукописи XIII в.). В заглавии И. назван великомучеником, в Мученичестве также сообщается о Конкордии (Кункордии) и 19 родственниках и слугах И., пострадавших с ним. Основная часть Мученичества посвящена диалогу между И. и имп. Децием, который тщетно пытался принудить святого принести жертвы богам. После различных пыток И. был выведен из города через Тибуртинские ворота и казнен.
Предания об И., вошедшие в состав агиографических произведений о святых Сиксте и Лаврентии, оказали значительное влияние на лат. агиографическую традицию и на иконографию святого. На мозаиках базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне (вероятно, 60-е гг. VI в.) Сикст, Лаврентий и И. участвуют в процессии мучеников. Изображение И. (вместе со святыми Лаврентием и Стефаном) сохранилось среди мозаичных украшений триумфальной арки базилики св. Лаврентия (Сан-Лоренцо фуори ле Мура) в Риме, построенной при папе Пелагии II (579-590). Сказания об И. во франк. «исторических» мартирологах IX в. основаны на Мученичестве Полихрония. В поэме «Победы Христа в Италии» (ок. 940) Флодоард Реймсский представил И. как соратника святых Сикста и диак. Лаврентия и верно датировал их кончину правлением имп. Валериана. Иаков из Варацце в «Золотой легенде» (2-я пол. XIII в.) пересказал агиографическое предание о мученичестве И., датировав эти события эпохой имп. Деция, которого он отождествил с соправителем и преемником Валериана Галлиеном (253-268). Иаков добавил сказание об исцелении Богоматерью и И. возницы Петра, наказанного немощью за непочтительное отношение к праздничному дню. Более подробный рассказ об этом чуде, которое предположительно произошло в Провансе, включен в легендарий Петра Кало (ок. 1330 - ActaSS. Aug. T. 3. P. 14-15).
В италийской редакции Иеронимова Мартиролога (1-я пол. V в.) под 13 авг. содержится запись о поминовении «в Риме, на Тибуртинской дороге, мученика Ипполита, и на Аппиевой дороге в [катакомбах] Каллиста... епископа Понтиана» (текст восстановлен А. Кантеном - MartHieron. Comment. P. 439). Под 2 февр., 6 авг. и 2 нояб. указана память освящения базилики святых Сикста, Лаврентия и И. в г. Форум Семпрония (ныне Фоссомброне) (см.: Hanssens. 1959. P. 321). В Карфагенском календаре VI в. под 13 авг. также отмечена память И. (ActaSS. Nov. T. 2. Pars 1. P. LXX). На последующую календарную традицию повлиял Мартиролог Беды (1-я пол. VIII в.), где под 13 авг. к памяти И. добавлена память «Конкордии, его кормилицы... и прочих 19 человек из его дома» (Quentin. 1908. P. 80). Память И. и Конкордии значится в лионских календарях 1-й пол. IX в. и в т. н. Малом Римском Мартирологе (Ibid. P. 436). В Мартирологе Адона Вьеннского (2-я пол. IX в.) сказание об И. и Конкордии под 13 авг. существенно расширено заимствованиями из Мученичества Полихрония, в т. ч. рассказом об обретении тела Конкордии в клоаке (PL. 123. Col. 329-331; см.: Quentin. 1908. P. 353-355). В Мартирологе Узуарда (2-я пол. IX в.) сказание подверглось обратному сокращению по образцу записи Беды (PL. 124. Col. 357) и в таком виде было включено в Римский Мартиролог (XVI в.- MartRom. Comment. P. 335-336). В совр. календаре Римско-католической Церкви под 13 авг. восстановлено древнее поминовение святых Понтиана и И., указанное в «Depositio martyrum» и в Иеронимовом Мартирологе.
Проприи мессы на день памяти И. 13 авг. содержатся в рим. литургических книгах VII-VIII вв. (Sacramentarium Leonianum / Ed. Ch. L. Feltoe. Camb., 1896. P. 100; The Gelasian Sacramentary = Liber Sacramentorum Romanae Ecclesiae / Ed. H. A. Wilson. Oxf., 1894. P. 192; Das Sacramentarium Gregorianum nach dem aachener Urexemplar / Hrsg. H. Lietzmann. Münster, 19582. S. 87), а также в ранних галликанских книгах (напр., в «Готском Миссале» (ок. 700) - The Ancient Liturgies of the Gallican Church / Ed. J. M. Neale, G. H. Forbes. Burntisland, 1855. P. 127-128). В тридентских богослужебных книгах память И. имела статус обычного поминовения (commemoratio), т. к. в тот же день отмечались октава Преображения (duplex) и октава праздника св. Лаврентия (commemoratio) (Missale Romanum ex decreto SS. Concilii Tridentini restitutum. Mechliniae, 1862. P. 29; Breviarium Romanum ex decreto SS. Concilii Tridentini restitutum. Ratisbonae, 1889. T. 3: Pars Aestiva. P. 27*-28*).
В мосарабском Кордовском календаре 961 г. под 10 авг. указана совместная память Сикста, Лаврентия и И. (Le Calendrier de Cordoue / Publ. R. Dozy. Leiden, 19612. P. 124-125), что соответствует визант. традиции. Проприи общей мессы 3 мученикам сохранились в литургических книгах испано-мосарабского обряда (Le Liber Mozarabicus Sacramentorum et les manuscrits mozarabes / Éd. M. Férotin. R., 19952. Col. 389-395).
В Синаксаре К-польской ц. сообщается о том, что торжественная служба Лаврентию, Сиксту и И. совершалась 10 авг. в Триконхе близ Капитолия (SynCP. Col. 882). Указание «в Триконхе», вероятно, имело отношение к мч. Андрею Стратилату, память к-рого в нек-рых визант. Синаксарях IX-XI вв. (напр., в Hieros. S. Crucis. gr. 40; Patm. 266; Paris. gr. 1587) отмечена под 10 авг. вслед за памятью Лаврентия, Сикста и И.; кроме того, нет никаких сведений о существовании церкви в честь Лаврентия близ Капитолия в К-поле (Janin. Églises et monastères. P. 304). Согласно рукописному визант. календарю XII в. (Paris. gr. 1587), синаксис святым проходил в К-поле в посвященном им мартирии без уточнения его местоположения. Несмотря на то что в греч. Мученичестве И. указан день кончины святого 13 авг., в календаре Элладской Православной Церкви отдельная память И. не зафиксирована; он поминается с Лаврентием и Сикстом 10 авг.
Совместная память 3 святых под 10 авг. содержится в ВМЧ митр. Макария (Иосиф, архим. Описание ВМЧ. Стб. 407-408).
Свт. Димитрий, митр. Ростовский, внес в «Книгу житий святых» общее сказание об И., Иринее, Авундии и Конкордии (ЖСв. Авг. С. 199-202), заимствованное из зап. источников. На этом основании память 4 мучеников указана в календаре РПЦ под 13 авг.
В 1881 г. Дж. Б. Де Росси определил местонахождение катакомбы с криптой, в к-рой был похоронен И. на Тибуртинской дороге. Катакомба представляла собой 5-ярусный комплекс подземных помещений, в центре которого находилась крипта с гробницей мученика. В 1975 и 1977 гг. памятник был повторно исследован Г. Бертоньером, который обнаружил остатки самой ранней крипты (4,56×4,50 м) и первоначальное место захоронения святого. По сообщению Пруденция, в нач. V в. алтарь над могилой мученика был украшен серебром и драгоценными камнями. На стене над гробницей находилась фреска, послужившая основой для описания казни И. в «Венцах мучеников». Над катакомбой была построена базилика, предназначенная для многочисленных паломников, приходивших сюда в день памяти И. со всей Италии. Вероятно, храмовый комплекс пострадал во время военных столкновений между византийцами и остготами (536, 546, 549). Обновление усыпальницы И. (крипта была существенно расширена, дополнена нартексом и монументальным порталом) исследователи приписывают папе Вигилию (537-555). О катакомбе и базилике И. упоминается в описаниях рим. святынь VII в. Согласно Зальцбургскому итинерарию (Notitia ecclesiarum urbis Romae, 1-я пол. VII в.), мощи И. почивали в подземном склепе (in cubiculo), перед входом в к-рый находилась гробница Конкордии; в др. кубикуле находились могилы мучениц Трифонии и Кириллы (якобы жены и дочери имп. Деция), а также мч. Генесия Мима (PL. 101. Col. 1360-1361). Согласно итинерарию «О гробницах мучеников в окрестностях г. Рима» (De locis sanctis martyrum quae sunt foris civitatis Romae), там же находилась темница св. Лаврентия. Римский папа Адриан I (772-795) провел в катакомбе восстановительные работы (LP. Vol. 1. P. 151). О крипте И. упоминается в источниках XII в. (Brent. 1995. P. 18-25), однако к этому времени храмовый комплекс, вероятно, пришел в упадок.
В Риме существовало еще неск. церквей, посвященных И. В надписи пресв. Илиция (кон. IV в.) упоминается о церкви или капелле (memoria sancti martyris Yppoliti), находившейся на холме Эсквилин. Вероятно, храм действовал до 1-й пол. XIV в., когда был заброшен и впоследствии разрушен (Armellini. 18912. P. 224; Hülsen Ch. Le chiese di Roma nel Medio Evo. Firenze, 1927. P. 263). В 962 г. впервые упоминается о 2-й церкви, расположенной в р-не Треви, к-рая действовала до 2-й пол. XVI в. (Ibid. P. 262-263).
После того как базилика и катакомбы И. на Тибуртинской дороге были заброшены, мощи святого перенесли в расположенную поблизости базилику св. Лаврентия (Сан-Лоренцо фуори ле Мура). Впосл. частицы мощей были переданы в др. рим. церкви. Согласно надписи 1123 г. об освящении ц. Санта-Мария ин Космедин, среди святынь храма была рука И. Глава мученика хранилась в ризнице базилики св. Лаврентия, в 1740 г. часть ее была передана в ораторий Распятия (Сантиссимо-Крочифиссо). По др. сведениям, мощи И. и пострадавших с ним святых были помещены папой Львом IV (847-855) под алтарем ц. святых Увенчанных мучеников (Санти-Куатро Коронати) (LP. Vol. 2. P. 115-116; Gori. 1862. P. 60-61, 73). При перестройке церкви в 1111 г. под алтарем обнаружили мощи мн. святых, в т. ч. И., о чем сообщалось в составленной по этому случаю надписи (Inscriptiones Romanae infimi aevi Romae exstantes / Ed. P. A. Galletti. R., 1760. T. 1. P. XXVI; см. также: The Lives of the Ninth-Century Popes (Liber Pontificalis) / Transl., introd., comment.: R. Davis. Liverpool, 1995. P. 128).
В средние века мощи И. почитались в аббатстве Сен-Дени (Франция). Согласно различным источникам, они были привезены в Галлию аббатом Фульрадом (749/750-784), который получил их во время одного из посещений Рима. По мнению исследователей, Фульрад способствовал широкому распространению почитания мученика на территории гос-ва Каролингов (Stoclet. 1993. P. 238, 243, 307-310, 371-374). Первоначально мощи хранились в мон-ре, основанном Фульрадом в сел. Аудальдовиллар (Фульрадовиллар, ныне Сент-Ипполит, деп. В. Рейн), о к-ром упоминается в его завещании (777): «...обитель, что зовется Аудальдовиллар, где почивает святой Ипполит» (Tangl M. Das Testament Fulrads von Saint-Denis // NA. 1907. Bd. 32. S. 209). Впосл. святыня была перенесена в мон-рь Сен-Дени. Перенесение мощей обычно приписывается аббату Гильдуину (814-840/44) (напр., в «Церковной истории» Гуго из Флёри (ок. 1120) (MGH. SS. T. 9. P. 363)). Однако в сказании о перенесении мощей св. Вита (BHL, N 8718-8719), составленном между 837 и 847 гг., утверждается, что мощи И. были доставлены в Сен-Дени Фульрадом. Римский папа Александр III, посетивший аббатство в 1163 г., чудесным образом удостоверился в подлинности мощей, от которых впоследствии стали совершаться исцеления (Delisle. 1877. P. 449-450, 472-474). Благодаря тому что мощи И. хранились в Сен-Дени, почитание мученика получило распространение в Париже, где с 1158 г. известно о существовании приходской церкви во имя И.
В позднейшей традиции инициатива перенесения мощей И. приписывалась имп. Карлу Великому. Согласно сказанию о святых, почивающих в Сен-Дени (1-я пол. XIII в.; включено в состав «Жития и деяний блж. Дионисия»), Карл Великий лично забрал из Рима мощи святых Александра, И. и Кукуфата. После кончины императора его племянник Фульрад перенес мощи И. и Кукуфата в Сен-Дени (Liebman Ch. J. Étude sur la Vie en prose de Saint-Denis. Gen.; N. Y., 1942. P. 204-205). В сочинении мон. Ива об истории мон-ря Сен-Дени (окончено в 1317) утверждается, что в 816 г. аббат Фульрад обнаружил мощи И. и Кукуфата в некой церкви, где их оставил имп. Карл Великий. В «Галльском Мартирологе» (1636) А. дю Соссея сообщается, что Карл получил святыни от папы Льва III (ActaSS. Aug. T. 3. P. 8-9).
Часть мощей И. хранится в сел. Сент-Ипполит, в приходской церкви, построенной в XIV в. на месте бывш. приората. Сохранился готический реликварий XV в. с фигурами Христа, 12 апостолов и И. (ныне в музее Унтерлинден, Кольмар). Изображение И. было помещено на гербе Сент-Ипполита, зарегистрированном в 1697 г. На серебряном реликварии 1766 г. и статуе XVIII в., хранящихся в приходской церкви, И. изображен в одеянии воина и с конем.
Мощи И. почитаются также в г. Роджено (пров. Лекко, Италия). Святыня была привезена из Рима в Милан в качестве дара кард. Федерико Борромео, архиеп. Миланского (1595-1631). В 1786 г. по указанию архиеп. Филиппо Марии Висконти мощи были переданы в приходскую церковь в Роджено.