ИГНАТИЙ
Том XXI, С. 93-96
опубликовано: 29 декабря 2009г.

ИГНАТИЙ

Содержание

(† кон. XVI в., Ломская пуст. (ныне с. Спас-Лом Череповецкого р-на Вологодской обл.)), прп. (пам. 28 дек. и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Ломский, Сарский, Ярославский, Вологодский, основатель Ломской пуст. в честь Перенесения из Эдессы Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа. Основными источниками сведений о преподобном являются его Житие, сохранившееся в списке 1-й пол. XVIII в. (РНБ. Колоб. № 643), а также «Описание о российских святых» (в разд. «Града Вологды святые») и родственная ему «Повесть о российских чудотворцах». В 2 последних сочинениях кончина преподобного отнесена к 7100 (1591) г., дата, по-видимому, недописана. В рукописи из собрания Колобова имеются также служба И. под 20 дек. (пам. сщмч. Игнатия Богоносца; нач.: «Преподобен и честен светилник божественный и светоносный») и Похвальное слово святому (нач.: «Тайну цареву добро есть хранити»). Создание Жития И., а также, вероятно, службы и Похвального слова можно отнести к нач. 60-х гг. XVII в., когда Ломская пустынь находилась под управлением строителя Ивана неронова (дек. 1656-1665). Два описанных в Житии чуда датируются маем и авг. 1659 г., заключение в сочинении отсутствует: по-видимому, перечень чудес предполагалось продолжить.

Прп. Игнатий Ломский. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ЧерМО)Прп. Игнатий Ломский. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ЧерМО)

Составитель Жития признается, что ничего не знает о том, кем были пришедшие «на место, идеже ныне монастырь стоит» иноки И. и Иоаким (пустынь была основана близ г. Ломска в Пошехонском у.). В «Описании о российских святых» вместо Иоакима назван «Исаакий, иже бысть за Ломом» (Описание о российских святых. С. 133. № 271). И. основал Ломскую пуст., тогда как Иоаким отправился немного дальше «и преиде реку Сару от того монастыря едино поприще, и ту нача жительствовати… и близ того монастыря над Даровицею рекою на брегу из земли течет кладезь... на тот кладязь ходят для здравия, тою водою умываются и ея пьют» (РНБ. Колоб. № 643. Л. 72 об.- 73). В XIX в. было записано неск. топографических легенд, связывающих с Иоакимом название одного из ближайших местечек - Якимово. Согласно преданию, на тропинку вдоль р. Даровицы Иоаким клал плетенные им лапти, местные жители забирали их и взамен оставляли хлеб.

В Житии И. назван основателем «пустыни Всемилостиваго Спаса пречистаго его Нерукотвореннаго образа и Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Благовещения». В «Повести о российских чудотворцах» (РНБ. Q. I. 382. Л. 34, 1-я треть XVIII в.) об И. сказано: «Преподобный Игнати(й), пустынник монастыря Покрова Богородицы, иже на Лому, в Вадожеской волости, на реке Саре, ученик преподобнаго Кирила Белоезерскаго». Указание на Водожскую вол. дало основание архиеп. Филарету (Гумилевскому) считать И. основателем 2 пустыней: Спасской на Лому в Пошехонском у. и Водожской Покровской в Ростовском у. (Филарет (Гумилевский). РСв. Ч. 3. С. 605; ср.: Зверинский. Т. 2. С. 85, № 684; Т. 3. С. 153, № 2044; Таисия (Карцева), мон. Русские святые. СПб., 2004. С. 600). Однако источники не сообщают о создании И. 2 монастырей. Вероятно, преподобный основал только пустынь на Лому, здесь он был погребен, в бывшей монастырской церкви под спудом почивают его мощи. Ломская пустынь иногда именовалась Богородичной, помимо Жития И. об этом свидетельствует опись монастырского имущества, составленная последним строителем обители иером. Гавриилом в сер. XVIII в. (Прп. Игнатий чудотворец. 1892. Стб. 788).

Приведенные в агиографической лит-ре сведения о том, что И. начал иноческую жизнь в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре (Филарет (Гумилевский). РCв. Ч. 3. С. 605) и подвизался в Димитриевом Прилуцком в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мужском монастыре (Титов. 1890. С. 60), подтверждения в Житии не находят. Именование И. учеником прп. Кирилла Белозерского (ИРИ. Ч. 6. С. 1022; Крылов. 1861. С. 47, № 45) также лишено оснований. В синодике, хранившемся в XIX в. в бывш. монастырской Спасской ц., после И. поминался строитель Вениамин Нижегородец, за ним - иером. Герасим, иером. Макарий, бывший строителем пустыни в 1654 г. (Прп. Игнатий чудотворец. 1892. Стб. 788). Исходя из этих сведений, можно утверждать, что И. подвизался в кон. XVI в. Встречающееся в лит-ре именование И. иконописцем (Иулиания (Соколова М. Н.). Труд иконописца. Серг. П., 1998. С. 155) ошибочно и основано, вероятно, на отождествлении И. с прп. Игнатием, иконником Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, упоминаемым в «Отвещании любозазорным» прп. Иосифа Волоцкого и называемым в «Сказании о святых иконописцах» «спостником Кирилла Белозерского» (Кочетков. Словарь иконописцев. С. 292).

Расцвет Ломской пустыни связан с управлением монастырем в должности строителя Иоанна Неронова, активного деятеля раннего периода старообрядчества. При нем было начато строительство новой церкви, обитель получала вклады, в т. ч. земельные владения от царя Алексея Михайловича, церковную утварь, книги (в 1658 стольник Р. Ф. Боборыкин вложил в мон-рь напрестольное евангелие). По распоряжению Неронова началась запись чудес (преимущественно исцелений), происходивших у гроба И. Одно из чудес заключалось в том, что по молитвам святого в монастырском амбаре долгое время не оскудевала последняя мера муки, из к-рой пекли хлеб. Неронов пытался превратить Ломскую пуст. в один из центров «старой веры». Нек-рое время в обители жил близкий к неронову Феоктист, бывш. игум. московского во имя свт. Иоанна Златоуста монастыря, сюда в дек. 1664 г. Неронов предлагал отпустить «на покой» Аввакума Петрова. Независимо от Жития И. среди старообрядцев возник рассказ о чудесных явлениях святого в защиту «старой веры», составивший гл. 10 «Христианоопасного щита веры против еретического ополчения» старообрядческого писателя Авраамия: «Сказание отчасти чюдес преподобнаго отца нашего Игнатья, игумена Вологодского, иже на Саре реце пустынника, чюдотворца» (нач.: «Многая преизящная преминув святаго чюдеса, сотворенная из древних времен»; опубл.: МДИР. Т. 7. С. 35-40). В «Сказании отчасти…», датированном сент. 1664 г., содержится рассказ о явлениях И., записанный у жительницы дер. Василевой Янгосарской вол. Иустины. По словам Иустины, при последнем явлении И., в частности, сказал ей: «поиди ты ко государю царю, написа моя к тебе явления, знамения и чюдеса, чтобы он, царь, пение и службу не мятежно учинил Алексием, митрополитом московским, чюдотворцем, и книги две - старой служебник да новой положил к нему, чюдотворцу, в раку. А уже бо люд мрет без причастия, как есть скот гинет. А не убоися-де ты ни отнюд ничево». Это чудо, правда с оговоркой, что оно произошло в его отсутствие, пересказал Неронов в «допросных речах» 24 авг. 1665 г. Допросы строителя Ломской пуст. стали следствием конфликта между ним и Вологодским архиеп. Симоном, в 1665 г. потребовавшим подчинения ему обители. Неронов отстаивал самостоятельность монастыря, был судим и сослан сначала в Спасо-Прилуцкий, затем в Иосифов Волоколамский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь, после чего Ломская пустынь начала постепенно приходить в запустение. В нач. XVIII в. в ней жили 5 монахов.

Сщмч. Игнатий Богоносец и прп. Игнатий Ломский. Икона. Кон. XVII в. (ГТГ)Сщмч. Игнатий Богоносец и прп. Игнатий Ломский. Икона. Кон. XVII в. (ГТГ)

В жалованной грамоте царя Алексея Михайловича 1659 г. основатель Ломской пуст. именуется «преподобным отцом и чудотворцем». К 1664 г. пустынь могла называться Игнатиевой. Так, на хранившемся в обители чудотворном Ломском списке Нерукотворного образа Спасителя (ныне в собрании Череповецкого музея) есть запись: «Образ сей написан во обитель, нарицаемую Игнатьеву пустыню, по вере и по обещанию дворцоваго села Фрязинова бывшаго прежде крестьянина Феодула Григорьева сына Бажен-Зелейщикова. Писал раб костромитин изограф Сергей со Стахием и Василием. Конец положи сему начертанному Божественному делу лета 7172 месяца июния во 2-й день» (Прп. Игнатий чудотворец. 1892. Стб. 789-790). В 1688 г. существовали тропарь, кондак и похвальное слово И., а также описание чудес (упом. в следственном деле из фонда Вологодской ДС - ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 1476. Л. 54; сведения о данной ркп. предоставлены сотрудником НБ Вологодского гос. педагогического ун-та Р. П. Биланчуком). Однако, в связи с тем что мон-рь имел связи со старообрядцами, почитанию И. во 2-й пол. XVII в., видимо, чинились препятствия, и оно не получило большого распространения. В том же следственном деле помещено разбирательство о пропавших мощах И., спрятанных в 1688 г., «чтобы простолюдинам соблазна не было». Возможно, с целью восстановления почитания святого в нач. XVIII в. появилось предание, согласно к-рому И. не был безвестным иноком, но учеником прп. Кирилла Белозерского. Память И. в святцах встречается редко: под 28 дек.- в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.) (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. Ч. 1. С. 390, 396), под 29 дек.- в святцах нач. XIX в.: «И преставление преподобнаго отца нашего Игнатия, иже на Лому пустыни, Ростов. В 1596-м» (БАН. Дружин. № 131. Л. 91 об.). В «Алфавите русских святых» старообрядческого мон. Ионы Керженского 1807-1811 гг. под 28 дек. помещены память и краткое житие И. (ЯМЗ. № 15544. Л. 253-254).

Прп. Игнатий Ломский. Фрагмент иконы «Спас Вседержитель, с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами». 1779 г. Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы (ВГИАХМЗ)Прп. Игнатий Ломский. Фрагмент иконы «Спас Вседержитель, с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами». 1779 г. Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы (ВГИАХМЗ)

Ломская обитель была упразднена в 1764 г., Спасская ц. стала приходской. К этому времени в деревянном храме было 3 престола: главный - в честь Нерукотворного образа Спасителя и 2 придельных - в честь Благовещения Пресв. Богородицы и во имя сщмч. Игнатия Богоносца. В XIX в. ситуация с почитанием И. изменилась. К 1827 г. на месте деревянного храма в обители был воздвигнут каменный. В связи с постройкой известно чудо И.: подрядчик, приказавший вскрыть могилу преподобного, ослеп и прозрел по молитвам к святому, после того как место захоронения было закрыто «и благочестно засыпано». Мощи И. покоились под спудом в Благовещенском (юж.) приделе Спасской ц. за клиросом. Над местом погребения стояла деревянная рака, к-рая в 1835 г. была обита латунью и обнесена чугунной решеткой. На раке находилась икона преподобного в рост, рядом с гробницей хранились его железные вериги. К 300-летию со дня предполагаемой кончины И. в храме были проведены ремонтные работы, в т. ч. перестроен иконостас, возобновилась запись чудес у гроба подвижника (в «Памятной церковной книге» имелись записи об 11 чудесах; см.: Прп. Игнатий чудотворец. 1892. Стб. 791).

Спасская ц. была закрыта в кон. 30-х гг. XX в., богослужение в ней возобновилось в 1948 г., но 5 нояб. того же года храм был закрыт «временно» для оформления статуса памятника архитектуры, с тех пор богослужение в храме не совершается. В наст. время храм разрушен, мощи И. почивают под спудом в Благовещенском приделе.

Канонизация И., по-видимому, совершилась включением его имени в сер. 80-х гг. XX в. в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен при подготовке к изданию богослужебных Миней (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 372). Впосл. имя И. вошло в Собор Ростово-Ярославских святых (при установлении празд. Собору в 1964 имя И. в него не было включено).

Ист.: Описание о российских святых. С. 130, № 265; МДИР. 1874. Т. 1. С. 143, 197, 202-207, 287-289, 305; 1885. Т. 7. С. 35-40; Благовестник: Газ. Вологда. 2004. № 4/5.
Лит.: ИРИ. Ч. 5. М., 1815. С. 21; Ч. 6. М., 1815. С. 1022; Крылов Ап. Ист.-стат. обзор Ростовско-Ярославской епархии. Ярославль, 1861. С. 47, № 45; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 207; Город Пошехонье (Ярославской губ.) и его уезд. Ярославль, 1890. С. 44-45; Титов А. А. Город Любим и упраздненные обители в Любиме и его уезде: (Мат-лы для истории рос. иерархии). М., 1890. С. 60; он же. Вкладные и записные книги Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в. и упраздненные монастыри и пустыни в Ярославской епархии. Ярославль, 1908. С. 188-189; Прп. Игнатий чудотворец и основанная им Спасо-Ломская пуст., что ныне с. Спасского на Лому церковь // Ярославские ЕВ. 1892. № 50. Стб. 785-791; Голубинский. Канонизация святых. С. 325; Сведения о преподобном Игнатии Ломском // ЖСв. Кн. доп. 1-я. С. 583-584; Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. Ярославль, 1908. С. 438; Панченко А. М. Иоанн (Гавриил) Неронов // СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 72-76; Синицына Е. В. Книжные собрания небольших мон-рей Ярославской епархии до нач. XX в. // СРМ. 2005. Вып. 15. С. 147-157; Щеболева Е. Г., Рудченко В. М., Русакомский И. К., Смирнов Г. К. Архитектура и монументальное искусство Ярославской обл.: Кат. Вып. 1: Пошехонье, Пошехонский р-н. Ярославль; Рыбинск, 2006. С. 235-238.
А. А. Романова

Иконография

Согласно текстам иконописных подлинников последней трети XVII - 30-х гг. XIX в. под 20 дек. (пам. сщмч. Игнатия Богоносца), И. следует изображать: «Надсед, аки Варлаам Хутынский, в схиме» (РНБ. Погод. № 1930. Л. 130), «подобием сед, брада поуже Кирилла Белозерскаго, в клобуке, ризы преподобническия, нецыи пишут без клобука» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 42), «сед, брада Кириллы Белозерскаго, в клобуке» (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 100 об.; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 58).

Наиболее ранним известным образом И. является икона кон. XVII - нач. XVIII в. (ЧерМО, см.: Древние лики: Памятники правосл. культуры из собр. худож. музея Череповца: Иконопись, лицевое шитье, деревянная скульптура / ЧерМО. М., 2003. С. 44, 67-68. Кат. 38): святой изображен в рост, фронтально, в рясе зеленого цвета и в коричневой мантии, в синем парамане, куколь на плечах; десницей благословляет, в левой руке держит свиток, волосы и большая окладистая борода почти седые, надпись: «ПРП(Д)БНЫI ИГНАТИI». Образ происходит из ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя Ломской пуст.; в Череповецкий КМ поступил в 1963 г. Упоминается о существовании в церкви Ломской пуст. 8 икон И., в их числе - «иконное изображение преподобного Игнатия во весь рост» вологодского иконописца Ивана Никифорова (работал в нач. XVIII в.- см.: Кочетков. Словарь иконописцев. С. 447), положенное на раку святого (Прп. Игнатий чудотворец и основанная им Спасо-Ломская пуст., что ныне с. Спасского на Лому церковь. Ярославль, 1892. Стб. 7-9). В нач. XX в. был выполнен поясной образ И., держащего развернутый свиток с традиц. текстом: «Не скорбите убо братi# мо# но о семъ» (Минея (МП). Дек. Ч. 2. Прил.).

На иконе «Сщмч. Игнатий Богоносец и прп. Игнатий Сарский» кон. XVII в. (ГТГ) И. изображен, очевидно, вместе со своим небесным покровителем, в правой части, в молении Нерукотворному образу Спасителя (в связи с посвящением Ломской пуст.), с поднятой для крестного знамения десницей. Он облачен в зеленую рясу и коричневую мантию, куколь на плечах, округлая борода средней величины с проседью, надпись: «ПРП(до)БНЫИ IГНАТИI са(р)скiи i вологоцкiи чюдотворе(ц)». Аналогично И. поименован в сонме святых на неск. иконах «Спас Вседержитель, с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами» 2-й пол. XVIII - XIX в., происходящих из церквей Вологды (почти на всех иконах изображен в правой части композиции). На иконе 2-й пол. ХVIII в. (находилась в ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери, ВГИАХМЗ) представлен 81 святой, И. помещен в одном ряду с преподобными Александром Свирским, Григорием и Кассианом Авнежскими, у него волнистые волосы со значительной проседью и широкая борода до середины груди; надпись на нимбе: «П. Игнатiй Саръскiй». Подобную иконографию имеют 2 подписные иконы: 1778 г. московского иконописца Лазаря Климова Ершова «со товарищи» (из кафедрального Троицкого собора Архангельска, АМИИ) и 1779 г. вологодских иконописцев Димитрия и Ивана Сумароковых из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе (ВГИАХМЗ). И. изображен в молении, вполоборота влево, рядом с прп. Иоасафом Каменским, напротив - преподобные Иосиф Заоникиевский и Герасим Вологодский. И. показан средовеком с волнистыми волосами, открывающими высокий лоб, с едва заметной проседью, с длинной, раздвоенной на конце бородой, в монашеских одеждах - желтой рясе, мантии красноватого цвета, зеленом парамане, с куколем на плечах; надпись на фоне: «Пр Iгнати Сарски». К этим произведениям близка небольшая икона нач. XIX в. из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского (ВГИАХМЗ), где И. (с окладистой бородой и с разведенными в молитве руками) тоже помещен рядом с прп. Иоасафом.

Изображение И. в академической стилистике присутствует в группе подвижников XVI в. в стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В составе Собора русских святых преподобный в куколе с надписанием: «п Iгнатiи Вологдскiи» - 4-й справа во 2-м ряду левой группы преподобных на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР).

В иконописи XX в. поясной образ И. в молении перед Толгской иконой Божией Матери (во 2-м ряду слева) включен в композицию «Собор Ярославских святых», созданную мон. Иулианией (Соколовой) в Загорске (ныне Сергиев Посад) в 1962-1973 гг. (не сохр.? Фотография из альбома игум. Марка (Лозинского) - Алдошина. 2001. С. 228). Святой изображен с «шапкой» волос и округлой бородой средней величины, на нимбе надпись: «св. преп. игнатiй ломскiй». В композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией под рук. свт. Афанасия (Сахарова) (иконы 1934 г., 50-х гг. XX в. в ризнице ТСЛ, СДМ), и на ее повторениях кон. XX - нач. XXI в. (храм Христа Спасителя, церкви Воскресения Христова в Сокольниках, свт. Николая в Клённиках в Москве и др.) И. написан в группе Ярославских чудотворцев (последний во 2-м ряду преподобных). Рисунок того же автора - прямоличная фигура И. в куколе, со свитком в руках под 28 дек. на лицевых святцах русских святых, созданных после 1959 г. в виде прорисей (частное собрание; см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints = Святые Руси / Ed. N. Aldošina. [Jyväskyla], 2000. P. 45). Для Миней МП прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной выполнен рисунок преподобного в рост, в схиме, с непокрытой головой, с благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке с текстом: «Не скорбите оубо братiе мои но по» (Изображения Божией Матери и святых правосл. Церкви. М., 2001. С. 111). Ростовой образ И. в визант. стилистике (2000, иконописец А. В. Алёшин) имеется на фреске в часовне прп. Филиппа Ирапского в Череповце.

Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 117, № 201; Icônes russes: Les saintes / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 112-113. Cat. 37; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 228, 231-239; Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 94, 96. Кат. 39, 41.
Л. Л. Полушкина, Е. А. Виноградова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
  • ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)
  • АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
  • АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ прп. (пам. 17 янв., 24 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
  • АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIв. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей)
  • АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
  • АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVв. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)
  • АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)
  • ДОРОФЕЙ († 1622), прп. (пам. в неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Югский, Ярославский
  • ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
  • ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)