ИГНАТИЙ
Том XXI, С. 119-122
опубликовано: 16 мая 2014г.

ИГНАТИЙ

(Малышев Иван Васильевич; 24.03.1811, дер. Шишкино Даниловского у. Ярославской губ.- 15.05.1897, Троице-Сергиева пуст.), архим., настоятель с.-петербургской Троице-Сергиевой пуст., церковно-общественный деятель, худож. Род. в крестьянской семье, получил домашнее образование. С 1824 г. работал в С.-Петербурге при доме купца 1-й гильдии П. В. Лесникова вместе со старшим братом Макарием. В 19 лет стал приказчиком. Регулярно посещал богослужения, особенно в Казанском, Преображенском соборах, Пантелеимоновской ц., много читал, пробовал писать духовные стихи. В дек. 1833 г., узнав от Лесниковых о прибытии на столичное Троице-Сергиевское подворье архим. св. Игнатия (Брянчанинова), встретился с ним и решил поступить в янв. 1834 г. в Троице-Сергиеву пуст. Прибыл в обитель 5 янв. того же года вместе со свт. Игнатием и его духовным другом схим. Михаилом (Чихачёвым) и стал келейником настоятеля. «Ванюшка Шишкинский», как называл его свт. Игнатий, принимал со смирением достаточно суровое обхождение архимандрита, нес послушания свечника, кружечного, просфорника. Поддерживал дружеские отношения с буд. архим. Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря Феофаном (Комаровским). В связи с ремонтом настоятельского корпуса Иван долгое время проживал вместе со свт. Игнатием в инвалидном доме памяти гр. В. А. Зубова.

Архим. Игнатий (Малышев). Фотография. 1899 г. (ГПИБ)Архим. Игнатий (Малышев). Фотография. 1899 г. (ГПИБ)Архим. Игнатий обратил внимание на художественный талант Малышева и направил его в АХ. За время обучения Малышев занимался в классах у К. П. Брюллова, А. Г. Варнека, А. Е. Егорова, М. И. Скотти, общался и дискутировал о монашестве с гравером А. Г. Ухтомским. Проживал в монастырской квартире на Лиговской ул. За недостатком средств Малышев в 1840 г. оставил АХ и возвратился в пустынь, где поселился в келье. Продолжал заниматься иконописанием, во время ремонта Троицкого собора создал ок. 70 образов для нового 3-ярусного иконостаса. В 1881 г. был удостоен звания почетного вольного общника АХ.

Малышев был пострижен в рясофор с именем Игнатий и получил прозвание Игнатий Маленький; в 1842 г. пострижен в мантию с тем же именем, 1 апр. 1844 г. рукоположен во диакона, на следующий день - во иерея. И. неоднократно посещала имп. Александра Феодоровна, интересовавшаяся его успехами в живописи. И. подарил ей икону собственного письма. Духовной дочерью И. стала статс-дама П. И. Мятлева (впосл. была похоронена в семейной усыпальнице в Троице-Сергиевой пуст.). В 1848 г., во время эпидемии холеры, И. был командирован в Скорбященскую ц. С.-Петербурга для исполнения треб. В том же году в столице скончалась отличавшаяся благочестием мать И. В это время в Троице-Сергиевой пуст. жили братья И.- Макарий, впосл. схимонах с тем же именем (исполнял послушание наставника молодых иноков, в т. ч. буд. афонского подвижника схим. Парфения (Гвоздева)), и, младший, Петр (впосл. иером. Платон; † 1863). Третий брат, Степан, успешно занимался торговлей и на свои средства построил новую келью И.

В связи с небольшими размерами теплой церкви И. удалось убедить настоятеля построить новый храм во имя прп. Сергия Радонежского и получить обещание кнг. З. И. Юсуповой пожертвовать на него 40 тыс. р. Став главным распорядителем работ на строительстве Сергиевской ц., пользовался доверием настоятеля и архит. А. М. Горностаева. Однажды И. нашел в лесу гранитный валун, к-рый был использован для отделки всех колонн храма. И. настоял на том, чтобы иконостас для церкви был не резным дубовым, как предлагал свт. Игнатий, а мраморным. Для получения средств на убранство храма И. продал имевшийся у него эскиз Брюллова, сам выполнил на колоннах медальоны с изображениями святых, спроектировал гранитный мозаичный пол (частично сохр.), плафон на балках, витражи. Принципы устройства и символику постройки И. впосл. изложил в брошюре «Храм преподобного Сергия».

15 апр. 1857 г. И. был назначен наместником Троице-Сергиевой пуст. Через полгода готовившийся к епископской хиротонии свт. Игнатий рекомендовал митр. Новгородскому и С.-Петербургскому Григорию (Постникову) назначить «неученого» И. настоятелем. Указом Святейшего Синода от 30 окт. 1857 г. И. был определен настоятелем Троице-Сергиевой пуст. 17 нояб. 1858 г. в Казанском соборе состоялось возведение И. в сан архимандрита. Отслужив литургию в пустыни, И. попрощался с учителем; в дальнейшем он состоял с ним в переписке и получал от него написанные святителем сочинения.

При И. обитель выплатила долг в 4 тыс. р. Число братии увеличилось с 35 в 1867 г. до 61 чел. в 1877 г. Мон-рь был идиоритмическим, И. возражал против намерения Синода в 1870 г. ввести в нем общежитие, считал, что обитель и без того благоустроена. Среди братии были: архим. Израиль (Андреев; впосл. настоятель Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря), историк, собиратель архива Павел Петрович Яковлев, келейник свт. Игнатия Иван Татаринов (впосл. архим. Иустин, настоятель Бабаевского во имя свт. Николая Чудотворца монастыря). При И. в пуст. поступили ее будущие настоятели архимандриты Варлаам (Никифоров; с 1867; келейник И.), Иоасаф (Меркулов; с 1871), Михаил (Горелышев; с 1873), сщмч. Сергий (Дружинин; с 1887). На покое жили ранее состоявшие в братии настоятели: староладожского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря архим. Аполлос (Попов; с 1863), Введено-Островского мон-ря игум. Аполлинарий (с 1865), строитель Ниловой Сорской пуст. иером. Нектарий (Токарев; с 1867). Богослужения в пустыни посещали литераторы А. Н. Муравьёв и В. И. Аскоченский. Последний, отличаясь неуравновешенным характером, не раз конфликтовал с И. После кончины Аскоченского (†18 мая 1879) И. отпел и похоронил его в пустыни.

В 1861 г. И. сопровождал имп. Александра II с супругой и цесаревичем на Валаам и Коневец (это была его первая встреча с императором). Впосл. И. получил возможность неофиц. общения с царской семьей, в частности с имп. Марией Александровной, к-рая в разговоре с государем Александром II назвала И. смиренным, вел. княгинями Александрой Иосифовной и Александрой Петровной. С вел. кнг. Ольгой Николаевной И. состоял в переписке, она подарила ему свое платье из бархата, шитое золотом, для пошивки ризы. 22 июня 1867 г. пустынь посетил греч. кор. Георг I. Архимандрит был участником мн. событий, связанных с великокняжеской семьей. По просьбе принца Николая Петровича Ольденбургского благословил его брата Александра на участие в русско-тур. войне 1877-1878 гг., провожал на фронт войска, дислоцированные в Петергофе и Стрельне. При помощи вел. кнг. Александры Иосифовны в пустыни был устроен госпиталь с церковью, 29 янв. 1879 г. освященной во имя Всех святых. За 25 лет настоятельства И. возвел в пустыни ок. 50 построек, в которые вложил от трети до половины личных средств.

Самым значительным сооружением в Троице-Сергиевой пуст. стал Воскресенский собор, спроектированный И. совместно с архит. А. А. Парландом и построенный на месте обветшавшего храма 1791 г. Строительство было исходатайствовано 20 мая 1872 г. жертвователями кнг. А. Голицыной, князьями П. Дурасовым и А. Потёмкиным, гр. Строгановым, Т. Лесниковой и осуществлялось под наблюдением И. 15 мая 1884 г. И. освятил нижний храм-усыпальницу во имя арх. Михаила в память о кн. М. П. Голицыне. 29 июля 1884 г. митр. С.-Петербургский Исидор (Никольский) освятил собор в присутствии вел. кнг. Александры Иосифовны.

Архим. Игнатий (Малышев). Гравюра. 80-е гг. XIX в. (РГБ)Архим. Игнатий (Малышев). Гравюра. 80-е гг. XIX в. (РГБ)22 дек. 1875 г. И. освятил во имя вмц. Екатерины церковь Собственной Его Императорского Величества канцелярии в память умершей жены шефа жандармов ген.-адъютанта А. Л. Потапова.

И. составил программу и эскиз Воскресения Христова собора в С.-Петербурге на месте смертельного ранения имп. Александра II в марте 1881 г. Возможно, о его строительстве шла речь на похоронах принца Петра Георгиевича Ольденбургского в нач. мая 1881 г., когда имп. Александр III впервые после воцарения посетил пуст. и беседовал с архимандритом. В образе храма И. решил воплотить идею мученичества царя-освободителя, уподобив его распятому и воскресшему Христу; И. стремился придать облику собора «духовное и назидательное значение». Он предлагал также поставить вокруг храма некую постройку - «кремль» с музеем имп. Александра II. По преданию, идея храма была явлена И. в тонком сне Пресв. Богородицей. О своем видении И. рассказал вел. кнг. Александре Иосифовне, а вел. кнг. Екатерина Михайловна посоветовала архимандриту принять участие в конкурсе на постройку. Вместе с архит. Парландом И. создавал первоначальный проект храма, к-рый имп. Александр III предпочел остальным и окончательно утвердил в 1887 г. По предложению И. (23 апр. 1883) храм получил посвящение в честь Воскресения Христова; И. составил чин закладки собора и обратился с воззванием к жертвователям. Он не имел возможности постоянно наблюдать за постройкой храма из-за преклонного возраста и неотложных дел в пуст. и в 1884 г. вышел из состава строительной комиссии. Однако идеи И. в целом удалось реализовать, несмотря на изменения, внесенные архитекторами Д. И. Гриммом и Парландом.

Будучи благочинным монастырей С.-Петербургской епархии, И. за короткое время добился устранения 3 настоятелей Зеленецкого во имя Св. Троицы мон-ря, но отстоял перед митрополитом игуменью староладожского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря. Много лет И. был попечителем с.-петербургского Воскресенского Новодевичьего мон-ря, постриг в монахини большинство сестер обители. По инициативе и при участии И. была устроена дочерняя по отношению к Новодевичьему мон-рю обитель во имя св. равноап. Марии Магдалины близ мызы Вохоново Царскосельского у. В связи с трудностью исполнения послушания благочинного в ведении И. С.-Петербургский митрополит Исидор оставил только Череменецкий во имя ап. Иоанна Богослова мон-рь.

Почти не покидал Троицкую пуст., только в сент.-окт. 1881 г. совершил поездку в Москву, в Троице-Сергиеву лавру, на свою родину и в Николо-Бабаевский мон-рь, где был похоронен свт. Игнатий (Брянчанинов). В том же году в С.-Петербурге было опубликовано «Жизнеописание еп. Игнатия Брянчанинова», основной вклад в подготовку к-рого внес И.

При И. Троицкая пуст. стала одним из центров связи РПЦ с юж. славянами. Здесь принимали изгнанников-сербов, в т. ч. архим. Савву (Косановича; впосл. митрополит Дабро-Босанский), митр. Сербского Михаила, архим. Дутича. И. пожертвовал в храм г. Босна-Сарай (ныне Сараево, Босния и Герцеговина, 1876) иконостас, написанный проживавшим при мон-ре худож. Колчиным, 73 иконы, образ прп. Сергия Радонежского, запрестольный крест и хоругви. И. получил от кн. черногорского Николы I орден св. Даниила I. В письме серб. митрополиту И. отмечал: «Не много мы ждем к облегчению участи наших братьев от пресловутой европейской цивилизации, так велегласно проповедующей о гуманности и равнодушно допускающей в недрах своих открытое разбойничество мусульманских фанатиков и душегубство христиан» («Ты мой Бог». 2000. С. 88). В 1885 г. И. отслужил соборную панихиду по павшим в братоубийственной войне болгарам и сербам.

В июне 1884 г. И. принял в обители делегацию японцев, в беседе с которыми объяснял отличие Православия от католичества. Состоял в переписке с абиссинцами и принимал их в мон-ре. Иногда И. упрекали в излишней строгости. Так, он отказался посетить праздник в честь дня рождения в семье духовных чад, когда узнал, что они в Великий пост пригласили в дом фокусника. В 1859 г. не допустил в церковь имама Шамиля. Известен отзыв И. о лютеранах: «Лютер плохой садовник. Очищая дерева, обрезывая ветви, не приносящие плодов, подрезал и корни дерева. Если он соблазнился на католическую церковь, то следовало ему поискать Церковь, установленную Самим Спасителем нашим». И., не вынимая за протестантов частиц на проскомидии, однако, служил заупокойные богослужения по инославным, хоронил в обители представителей нек-рых лютеран. семей (герцогов Ольденбургских, Штакеншнейдеров, гр. Баранова). Был известен выступлениями против учения Л. Н. Толстого и пашковцев, против спиритизма как «бесовского наваждения».

Он подготовил и опубликовал пользовавшиеся популярностью краткие жизнеописания рус. святых, материалы о совр. состоянии монашества в сравнении с белым духовенством, писал о театре. Хорошо знал географию, военное дело, музыку, предпочитая более строгое антифонное, или столбовое, пение. В сочинениях И. предстает человеком твердых консервативных, монархических и патриотических убеждений, опытным духовником.

Признавая «оскудение подвижничества», И. считал, что мон-ри остаются «достоянием народа и государства». «Закройте монастыри, пожалуй, забудут Бога, веру, благочестие… Если бы благочестие сохранялось в должной мере, не было бы преступлений… огромного административного расхода на полицию и тюрьмы, было бы блаженство на земле. Человечество страдает за отступление» (РС. 1883. Т. 40. № 10. С. 266). В 1869 г. И., член специально созданной комиссии, выступил едва ли не единственным противником составленного игум. Митрофанией (Розен) проекта устройства Псковской епархиальной общины сестер милосердия для распространения его по русским монастырям («Слово о монашеском делании» (СПб., 1887) - записка, адресованная имп. Марии Александровне). Проект не был принят. И. вел длительную полемику со сторонниками (начиная с С.-Петербургского митр. Исидора) запрета на прием в мон-ри не прошедших воинскую службу (соответствующую записку 6 февр. 1884 он подал обер-прокурору Синода К. П. Победоносцеву), протестовал против положения, согласно к-рому поступавшие в мон-рь лишались пенсии. Резкое неприятие вызывали у И. любые проекты преобразования мон-рей, в т. ч. проект размещения при них благотворительных учреждений. В них он видел пробы «несбыточного и зловредного социализма западных проектистов». Такие преобразования, по его мнению, нарушали один из принципов монашества - невмешательства в дела земного мира (Слово в защиту русских монастырей. СПб., 1874. С. 38, 39, 72).

В последние годы жизни И. особое внимание уделял благотворительности вне монастырских стен. Пустынь материально помогала духовным школам. И. стал одним из учредителей Православного благотворительного об-ва ревнителей веры и милосердия, созданного в «благодарное воспоминание милости Божией о сохранении жизни государя Александра III и его семейства 17 октября 1888 г. при крушении поезда у станции Борки». В 1894 г. И. основал приют для больных детей во имя Божией Матери на месте Ее явления в 1890 г. больному 13-летнему Н. Грачёву. Предварительно И. убедился в подлинности обстоятельств чудесного исцеления Николая перед иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость». 3 дек. 1894 г. И. с братией пустыни освятил 1-ю квартиру для умственно отсталых детей, с марта 1891 по 1894 г. выкупил весь дом, где произошло явление Богородицы (Б. Белозерская ул., д. 1). По его духовному завещанию (10 окт. 1897) дом передали «под устройство приюта для малолетних хроников, паралитиков и... припадочных и увечных». В год кончины И. при доме была устроена ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1901 г. Грачёв принял монашеский постриг и священный сан в Троице-Сергиевой пуст. С 1906 г. иером. Николай (Грачёв; † 1919) служил в церкви приюта, к-рым управляла его сестра Е. К. Грачёва, ставшая основоположницей отечественной олигофренопедагогики.

И. отличался аскетизмом, нестяжанием, приветливостью, терпел недостатки ближних. Свт. Игнатий в своих записках отмечал, что И.- «муж разумный, добрый и благочестивый» (Полное жизнеописание. С. 203). И. был награжден неск. орденами, в т. ч. орденом св. Анны 1-й степени к 25-летию настоятельства (1883).

После Пасхи 1897 г. И. участвовал в работах по ремонту придела во имя арх. Михаила и заболел. Его духовник иером. Варлаам (Никифоров) исповедал, причастил и соборовал умирающего; И. благословил братию и духовных чад. 15 мая его посетил прот. прав. Иоанн Кронштадтский, прочел разрешительную молитву из канона на исход души. Отпевание совершили архиеп. Финляндский и Выборгский Антоний (Вадковский) и еп. Гдовский Назарий (Кириллов). И. был похоронен в нижнем храме Воскресенского собора, на солее перед левым клиросом. Над захоронением была поставлена мраморная гробница с надписью: «Твой есмь аз, спаси мя». Во время разрушения собора в кон. 40-х - нач. 50-х гг. XX в. останки И., вероятно, не были потревожены. Осенью 1996 г. в ходе археологических работ их обнаружили, перенесли для поклонения в ц. во имя прп. Сергия Радонежского возрождаемой Троице-Сергиевой пуст.

Небольшой портрет-ремарка И. имеется на гравированном изображении свт. Игнатия (Брянчанинова) работы Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1882, РГБ - Духовные светочи России. С. 158. Кат. 144). Существовали отдельные отпечатки ремарок (Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 995). Др. портрет И. помещен в издании: Рус. деятели в портретах, изд. редакцией ист. журнала «Русская старина» (СПб., 1886 - Там же. Т. 4. Стб. 163).

Соч.: Путь праведных и путь нечестивых. СПб., 1860; Храм прп. Сергия в 1-кл. Троицкой Сергиевой пуст. с изъяснением священных изображений и надписей внутри его. СПб., 1860; О духе времени. СПб., 1874; Слово в защиту рус. мон-рей. СПб., 1874; Краткие жизнеописания рус. святых. Кн. 1: Век X-XIV; Кн. 2: Век XV-XVIII. СПб., 1875 (переизд.: Жития святых, в земле Российской просиявших: Рус. святые X-XVIII вв. СПб., 2001; Жития святых земли Российской: Летопись истории отечества X-XX вв. СПб.; Приозерск, 2004); Из воспоминаний архим. Игнатия, первого келейника еп. Игнатия, ныне настоятеля Сергиевой пуст. // Жизнеописание еп. Игнатия Брянчанинова, сост. его ближайшими учениками, и письма преосвященнейшего к близким ему лицам. СПб., 1881. С. 121-137; [Воспоминание]: Архим. Игнатий, настоятель Сергиевой пуст., почетный вольный общник Имп. Академии художеств // РС. 1883. Т. 40. № 10. С. 262-268; О волхвах и волхвованиях древних и новых. СПб., 1887; Слово о монашеском делании…: По поводу проекта игум. Митрофании 10 июля 1869 г. СПб., 1887; Неск. слов о толках графа Л. Н. Толстого. СПб., 1888; Св. славный равноап. вел. кн. Владимир. СПб., 1888; 17 октября: Два чуда: первое - в Вологде - 1655 г., второе - под Харьковом - 1888 г. СПб., 1890; Пред могилою царя-миротворца // ЦВед. 1894. № 49.
Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 182. Д. 2054; Ф. 834. Оп. 4. Д. 817. Л. 123-127, 823, 841, 842; Ф. 1183. Оп. 32. Д. 32.
Ист.: Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский и Черноморский. Собр. писем / Сост.: игум. Марк (Лозинский). М.; СПб., 1995; он же. Полное собр. творений в 8 т. М., 2007. Т. 7. С. 390-406.
Лит.: Яковлев П. Н. Исторический очерк 1-кл. Троицко-Сергиевой Приморской пуст. С.-Петербургской епархии. СПб., 1884. С. 8, 10-15, 17-20; Жизнеописание архим. Игнатия (Малышева), бывш. настоятеля Троицкой Сергиевой пуст. СПб., 1899; Чудо Божие для слабоумных и припадочных детей: История возникновения приюта и братства во имя Царицы Небесной в С.-Петербурге. СПб., 1903; Соколов Л. А. Еп. Игнатий Брянчанинов: Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. К., 1915. Т. 1. С. 14, 120-122, 132, 162, 163, 192, 202, 365, 368, 379; Т. 3. С. 144, 153, 155, 242, 243, 246, 267, 268 (переизд. в 1 т.: М., 2003); Трубинов Ю. В. Храм Воскресения Христова (Спас на крови). СПб., 1997. С. 17-28; Владимир [Котляров], митр. С.-Петербургский и Ладожский. Троице-Сергиева пуст. Петроградской епархии // Он же. Жизнь и труды. СПб., 1999. С. 278-301, 367; он же. Обитель Северной столицы: Св.-Троицкая Сергиева пуст. СПб., 2002; «Ты мой Бог, я Твой раб»: Жизнеописание настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архим. Игнатия (Малышева). СПб., 2000; Полное жизнеописание свт. Игнатия Кавказского. М., 2002. С. 9, 95-97, 109, 113, 160, 163, 203, 482; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга. СПб., 2003. С. 29-33.
Свящ. Александр Берташ
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АРЕФА ВЕРХОТУРСКИЙ (1865-1903), прп. (пам. 15 мая, в Соборе Сибирских святых, в Соборе Валаамских святых)
  • ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • ГЕРМАН (Клица Григорий Иванович; 1816 - 1890), архим., настоятель Святогорской Успенской пуст.
  • ДОСИФЕЙ (Немчинов; ок. 1780 - 1845), архим., настоятель Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря и задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-ря
  • ЕВГЕНИЙ (Трофимов Ефим; 1868 - 1918), архим.
  • ААРОН (Казанский Александр; 1818? -1890), архим., регент в ТСЛ
  • АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии
  • АВЕРКИЙ (Котомкин Андрей Данилович; 1847 - 1918), архим., подвижник благочестия Марийской епархии
  • АВРААМИЙ АЛАТЫРСКИЙ († 1837), настоятель алатырского в честь Святой Троицы мужского монастыря
  • АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )