Иларион Мо́гленский († 21.10.1164), свт. (пам. 21 окт.), еп. Сведения об И. М. содержатся только в слав. проложной повести о перенесении мощей (1-й пол. (?) XIII в.) и пространном Житии, написанном свт. Евфимием, патриархом Тырновским. Мнение о слав. (болг.) происхождении И. М. сложилось в церковно-исследовательской лит-ре XIX в. из-за того, что он почитался только у юж. славян. Согласно житийным сведениям, И. был потомком знатного визант. рода, сыном благочестивых родителей. Получил хорошее образование, в Житии подчеркивается, что он знал греч. язык. В 18 лет принял монашество в неустановленном мон-ре близ Охрида и впосл. стал его игуменом. Ок. 1134 г. был хиротонисан во епископа г. Моглен (греч. Моглена, в 7 км от г. Аридея, обл. Македония, Греция, ныне разрушен). Хиротонии предшествовало явление Пресв. Богородицы во сне Охридскому архиеп. Евстафию, к-рая повелела «не откладывать возложения светильника на подсвечник, Илариона, наставника общежития, пастырем могленцам, ибо многих обратит от блуда к свету богопознания». Во время управления кафедрой успешно боролся против распространения еретических учений манихеев (богомилов) и армян, многих вернул в Православие. «Догматическим словом» он укрепил в вере и визант. имп. Мануила I Комнина (1143-1180), к-рый склонялся к принятию учения богомилов. Основал мон-рь во имя святых Апостолов, в к-ром был погребен. Считается, что на месте этой обители прежде собирались еретики, а сейчас находится Илариона Могленского монастырь. Перед кончиной И. дал указания братии и избрал преемником по кафедре своего ученика Петра.
На могиле И. М. стали совершаться многочисленные чудеса и исцеления. После того как святой явился во сне одному монаху и наказал прекратить нестроения в мон-ре св. Апостолов, церковный Собор постановил открыть могилу. Мощи И. М. были обретены нетленными. Очевидно, до нач. XIII в. почитание И. М. носило местный характер, поскольку даже дни его смерти и перенесения мощей были приурочены к памяти прп. Илариона Великого (Евтимий. 1990. С. 262). 21 окт. 1204 либо 1206 г. болгарский царь Калоян (1196-1207) перенес их в Тырново, вероятно, в храм в честь Вознесения Господня (см.: Николова Б. Православните църкви през бълг. средновековие, IX-XIV в. София, 2002. С. 103), но позже болг. царь Иоанн Асень II (1218-1241) поместил мощи в новый тырновский храм во имя 40 мучеников, к-рый был построен в честь победы болгар над греками в 1230 г. Однако по неустановленным причинам почитание И. М. в Болгарии, вероятно, имело ряд отличий от почитания др. болг. святых, мощи к-рых с XIII в. находились в Тырнове - прп. Иоанна Рильского, прп. Параскевы (Петки) и прп. Филофеи Тырновских. Позднейшие данные о местонахождении мощей довольно противоречивы. По сведениям В. И. Григоровича, ссылавшегося на рассказы очевидцев, ок. 1845 г. мощи И. М. находились в гробнице в той же церкви, обращенной в мечеть (Григорович В. И. Очерк путешествия по Европ. Турции. М., 18772. София, 1978р. С. 148; Донесения В. И. Григоровича о его путешествиях. Каз., 1915. С. 187). По др. сведениям, мощи И. М. во время тур. завоевания были спрятаны, а в XIX в. перенесены в К-поль (см.: Павловић. 1965. С. 41). Однако анонимная визант. хроника № 72а сообщает, что после завоевания Тырнова (1393) тур. султан Баязид I «нашел тело святого Илариона Чудотворца епископа Моглена и подарил его господарю Константину, который сидел в Жиглово и отнес его в святой монастырь Таксиарха в Сарандапор (см. Осоговский монастырь)» (Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. W., 1975. Bd. 1. S. 560-564; 1979. Bd. 3. S. 114-116; Док-ти за политическата история на средновек. България XII-XIV вв. / Сост.: И. Лазаров, И. Тютюнджиев, П. Павлов. Вел. Търново, 1990, 19922. С. 88-89). В настоящее время местонахождение мощей неизвестно.
Визант. Жития И. М. неизвестны. Мнение о том, что первоначальное Житие было написано вскоре после кончины святителя его учеником игум. Петром (Solovjev A. Svedočanstva pravoslavnih izvora o bogumilstvu na Balkanu // Godišnjak Historijskog društva Bosne i Hercegovine. Sarajevo, 1953. God. 5. S. 10-19; Ангелов Д. Богомилството в България. София, 1969. С. 51-52, 55, 410-413) не находит подтверждения в источниках.
В болг. средневековой житийной лит-ре И. М. посвящены краткая проложная повесть о перенесении мощей и пространное Житие. Повесть была составлена, очевидно, во 2-й четв. XIII в. в связи с перенесением мощей святителя в Тырново. Она сохранилась в многочисленных списках болг., серб. и рус. происхождения (см.: Петков Г. Стишният Пролог в старата бълг., сръбска и рус. лит-ра (XIV-XV в.): Археография, текстология и издание на проложните стихове. Пловдив, 2000. С. 110, 112, 116, 121, 149). Особое место в рукописной традиции памятника занимает более пространная, хотя и не содержащая дополнительных исторических сведений версия, изданная Л. Каравеловым по неизвестному ныне списку Пролога (см.: Каравелов Л. Сокол: Сб. от разни списания за прочитане. Букурещ, 1875. Кн. 1. С. 139-140; Иванов. 1970. С. 419-420). Публикатор считал ее первичной, однако датировка рукописи (XIII в.) и точность воспроизведения текста вызывают сомнения (Там же. С. 419).
Пространное Житие было составлено в посл. четв. XIV в. Тырновским патриархом Евфимием. Биографическая канва повествования (см. выше) достаточно скудна, источники, к-рыми автор мог пользоваться, неизвестны. Несколько фактов, напр. личное знакомство И. М. с имп. Мануилом и влияние на его религ. политику, вызывают справедливое сомнение исследователей (Евтимий, патриарх. 1990. С. 262, 266). Главное место в Житии занимает полемика с еретиками - армянами и богумилами, к-рую автор составил при помощи обширных цитат из глав 23-27 трактата Евфимия Зигабена «Догматическое всеоружие православной веры» («Догматики паноплиа»). Памятник достаточно широко представлен в южнослав., славяно-молдав. и рус. (см. ниже) рукописных традициях кон. XIV-XVII в. Вероятно, древнейший список Жития находится в т. н. «Зографском сборнике» 80-х гг. ХIV в. (Ath. Zogr. № 103 (II. R. 6)), к-рый, по мнению Й. Иванова, принадлежит самому автору либо его ближайшим сотрудникам (Иванов. 1970. С. 421). Др. из древнейших списков текста (являющийся отрывком из сборника и, вероятно, привезенный В. В. Качановским в 1883 из Болгарии) хранится в Ин-те рукописей НБ Украины в Киеве (Ф. 310. № 160) и датируется 70-ми гг. XIV в. (Гнатенко Л. Слов'янська кирилична рукописна книга XIV ст. з фондiв Iн-ту рукопису НБ Украiни iм. В. I. Вернадського. К., 2007. С.114-116. № 16). Как полемическое сочинение Житие И. М. включено в «Загребский сборник» Владислава Грамматика (1469 г.; Загреб. Архив ХАЗУ. III. a. 47).
На Руси имя И. М. получило известность в кон. XIV - нач. XV в., в эпоху «второго южнославянского влияния». В болг. исследовательской лит-ре (см., напр.: Чешмеджиев Д. Митр. Киприан и култове на бълг. светци // Studi Slavistici. 2008. [Вып.] 5. C. 15-30) заслугу в распространении почитания южнослав. святых, и в частности И. М., принято приписывать свт. Киприану, митр. Киевскому, однако его роль не следует преувеличивать. В месяцеслове Псалтири с восследованием, принадлежавшей свт. Киприану, содержались песнопения в честь И. М., а в Стишном прологе - повесть о перенесении мощей И. М. Однако никаких попыток установления на Руси почитания Могленского епископа Киевский митрополит не предпринимал: до рубежа XV-XVI вв. на Руси лишь переписывали повесть в составе Стишного пролога (отдельные списки ранее этого времени неизвестны), а также тропарь и кондак в месяцесловах Уставов и Псалтирей с восследованием. Мнение о том, что по инициативе митр. Киприана в Кормчие книги стали включаться отрывки из Жития И. М., является ошибочным, т. к. содержащаяся в них обличительная статья «Об арменах» имеет др. происхождение (см.: Л. А. [Леонид (Кавелин), архим.] Греческие сказки об арм. вере, перешедшие в нашу рус. письменность // ЧОИДР. 1879. Кн. 1. С. 1-4; Бенешевич В. Н. Древнеславянская Кормчая XIV титулов без толкований. София, 1987. Т. 2. С. 178-181) и, напротив, может рассматриваться в качестве возможного источника Жития.
Пространное Житие И. М., написанное патриархом Евфимием, получило известность в Московской Руси (на Украине и в Белоруссии оно не было известно) не ранее кон. XV в. и, по всей вероятности, через Афон. Появление и распространение текста Жития на Руси следует связывать с полемикой, к-рая велась здесь против ереси «жидовствующих» (Горина Л. В. Антиеретическое сочинение Евфимия Тырновского в Рус. хронографе редакции 1512 г. // Балканские исследования: Проблемы истории и культуры. М., 1976. С. 265-274). Старшие его списки, восходящие к одному протографу, связаны с крупнейшими подмосковными монастырями, прежде всего Иосифовым Волоколамским. Старший список (1500/10) переписан волоколамским иноком Ферапонтом (Обуховым) в составе сборника (РГБ. Ф. 113. № 655). Памятник переписывали в этом мон-ре и позднее - известен список 1537 г. (Там же. № 629). Второй по древности список (1-я треть XVI в.) происходит из ТСЛ (РГБ. МДА. Фунд. № 686). Список XVI в. имеется в собрании Соловецкого мон-ря (РНБ. Солов. № 619/503). В крупных монастырских скрипториях созданы и другие списки сер. XVI в. (ОГНБ. № 1/102; РГБ. Собр. С. П. Строева. № 5). При этом Житие И. М. в сер. XVI в. не было включено в московские (Успенский и Царский) комплекты ВМЧ, т. к. в Новгороде в 1-й трети XVI в. оно, вероятно, еще не было известно (см.: Турилов. 1982. С. 70-71).
Между 1516 и 1522 гг. пространное извлечение из Жития И. М. под 3 отдельными заглавиями («О еп. Иларионе», «Прение святого с манихеями», «Прения св. Илариона Меглинского с армянами») было включено мон. Досифеем (Топорковым) в гл. 189 составленного им Хронографа русского редакции 1512 г. (ПСРЛ. Т. 22. Вып. 1. С. 382-386; Вып. 2. С. 176-180; Попов А. Н. Обзор хронографов рус. редакции. М., 1869. Вып. 2. С. 34-38; он же. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в хронографы рус. редакции. М., 1869. С. 15-20), а оттуда попало во все позднейшие редакции (Западнорусскую 1599, 1601 и 1617 гг.) этого всемирно-исторического свода и в Никоновскую летопись, составленную по инициативе митр. Московского Даниила (ПСРЛ. Т. 9. С. 145-149). В 20-х гг. XVII в. посредством Хронографа редакции 1601 г. сокращенный вариант Жития И. М. был включен в полемический сб. «Просветитель Литовский», а позднее - в созданную на его основе «Кириллову книгу» (М., 1644; см.: Опарина Т. А. Иван Наседка и полемич. богословие Киевской митрополии. Новосиб., 1998. С. 105, 112-113, 135-137, 224-225, 241-242). Cо 2-й пол. XVII в. текст получил распространение в старообрядческой среде. Через посредство рус. рукописной и старопечатной книги извлечение из пространного Жития И. М. в XVII-XVIII вв. (см. ст. Древнерусские (восточнославянские) влияния на южнослав. культуру) стало известно юж. славянам, прежде всего сербам. Оно включено, в частности, в серб. сборник кон. XVII в. (Белград, САНУ. № 147; см.: Каталог рукописа и старих штампаних књига: Зб. Српске Краљевске Академиjе / Уред. Љ. Стоjановић. Београд, 1901. C. 194. Бр. 112).
Во 2-й пол. XVI или нач. XVII в. краткие исторические сведения об И. М. были включены в Святцы (т. н. «Святцы с летописью»), история и рукописная традиция данного сборника остается мало изученной, его начали печатать в Москве в 40-х гг. XVII в. (1646 и 1648 гг.); благодаря этим изданиям сведения о могленском святителе попали в Мазуринский летописец посл. четв. XVII в. (ПСРЛ. 1968. Т. 31. С. 62).
Установление литургического почитания И. М. на Руси относится, по всей вероятности, ко 2-й пол. XVI в. Служба ему отсутствует в ранних списках Миней «новым чудотворцам», появившихся после канонизационных Соборов РПЦ 1547 и 1549 гг. Наличие ее в 2 списках Праздничных миней 1592 г. (см. ниже), вложенных в вотчинные храмы Строгановыми, к-рые были тесно связаны с царским и патриаршим дворами, свидетельствует, что во время царя Феодора Иоанновича такое почитание уже существовало. Посвящение И. М. храмов в России неизвестно.
Полная служба И. М. в южнослав. традиции неизвестна; не исключено, что ее и не существовало (ср.: Българската лит-ра. 1987. С. 237). Особенно показательно в этом смысле ее отсутствие (нет даже тропаря и кондака) в Минеях праздничных 2-й пол. XIV - нач. XV в. (Ath. Zogr. № 106; Кострома, ГАКО. № 426), созданных при патриархе Евфимии и его окружении. Тропарь и кондак 3-го гласа на перенесение мощей И. М. представлен в месяцесловной части Тропарника в составе Псалтирей с восследованием и Часословов, южнослав. рукописная традиция к-рых недостаточно изучена (сведения о списках XVI-XVIII вв. см.: Христова Б., Караджова Д., Икономова А. Български ръкописи от XI до XVIII в., запазени в България: Своден каталог. София, 1982. По указ.; Павловић. 1965. С. 41). Старшие известные болг. списки находятся в Тропарнике (кон. XIV в. Ath. Chil. № 343. Л. 16 об.) и в Псалтири с восследованием кон. XIV - нач. XV в. (РГБ. МДА. Фунд. № 309. Л. 205 об.- 206). К нему, по всей видимости, восходит большинство ранних рус. списков песнопений - в т. н. «Псалтири митр. Киприана» (рус. рукопись 1-й четв. XV в.: МДА. Фунд. № 142), в Псалтири с восследованием кон. XV в. волоколамских иноков Герасима Замыцкого (Там же. Волок. № 152) и Герасима Чёрного (ГИМ. Епарх. № 90), волоколамский сборник посл. четв. XV в. (Там же. № 299) и др. (см.: Смирнов. 1940).
В рус. литургической практике (в совр. печатных служебных Минеях) известна приуроченная к 21 окт. служба И. М. (Спасский. 2008. С. 30-37, 417), написанная в нач. XVI в.- 1591/92 г. (вероятно, ближе ко 2-й дате). Памятник встречается в рус. рукописной традиции достаточно редко - как правило, он отсутствует не только в Служебных минеях XVI в., но и в Праздничных и в Минеях новым чудотворцам (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2). Старшие его известные списки содержатся в 2 чрезвычайно полных по набору памятей Минеях праздничных (или Сборниках служб избранным, преимущественно русским святым), вложенных Н. Г. Строгановым в 1592 (7100) г. в сольвычегодский Благовещенский собор и в ц. Новых чудотворцев в Орле-городке и написанных, вероятно, по его заказу (ГИМ. Увар. 681-Q / Цар. № 536; РГБ. Егор. № 914). Служба остается мало изученной; архиеп. Владимирский Сергий (Спасский) пишет о ее позднем появлении в служебных Минеях (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 215), а Ф. Г. Спасский характеризует ее как написанную «неизвестно кем, непонятно почему и зачем» (Спасский. 2008. С. 417). Сочинение носит компилятивный характер: в его основу положен 1-й из двух канонов (с частично сохранившимся акростихом), написанных Пахомием Логофетом на перенесение мощей свт. митр. Киевского и всея Руси Петра. Ф. Г. Спасский, не имевший возможности работать с рукописями, тем не менее справедливо указал на этот факт, дополнительно сообщив об использовании в службе И. М. тропарей канона прп. Антонию Печерскому того же Пахомия и отметив связь текста с каноном прп. Михаилу Клопскому (Спасский. 2008. С. 30-37). Существующее в болг. лит-ре мнение, что автором службы И. М. является Пахомий Логофет (Българската лит-ра. 1987. С. 237), основано на неверном понимании слов Ф. Г. Спасского.
Вопрос о южнослав. иконографии И. М. остается недостаточно изученным. Его изображение находится в древнейшей части (1-й четв. XVII в.) росписей Сеславского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря близ Софии, выполненной прп. Пименом Зографским (Калиганов И. И. Георгий Новый у восточных славян. М., 2000. С. 656), есть сведения об отдельных иконах святого (Павловић. 1965. С. 41). Описание внешности И., уподобленного рус. изографами более известному правосл. иерарху и борцу с ересями свт. Афанасию Александрийскому, содержится в иконописных подлинниках: «Сед, брада аки Афанасиева (вариант - «образом и брадою аки Афанасий»), ризы кресчаты, багор красен или лазорев, испод дымчат - санкирь з белилы, в руце Евангелие. Сей бе в царство Мануила, царя греческого» (Иванова К. Бълг., сръбски и молдо-влахийски кирилски ръкописи в сбирката на М. П. Погодин. София, 1981. С. 431, 489-490, 492, 493). Текст хронографической версии пространного Жития И. М. проиллюстрирован в 70-80-х гг. XVI в. в составе Лицевого летописного свода царя Иоанна IV Васильевича («Голицынский» том; РНБ. F. IV. 225; см.: Морозов В. В. Южные славяне на миниатюрах Лицевого летописного свода // Изв. на Народната б-ка «Св. Кирилл и Методий». София, 1992. Т. 20(26). С. 67-80). Вторично, независимо от Лицевого свода, эту версию текста Жития И. М. предполагалось проиллюстрировать в лицевом Хронографе кон. XVI в.- ок. 1605 г. (?). Однако эта работа была выполнена иллюстратором меньше чем наполовину, и в томе ГИМ. Барс., № 1695, содержащем повествование о И. М., для миниатюр оставлены свободные места с киноварными надписаниями сюжетов, позволяющими судить об иконографической программе.